Научная статья на тему 'Методологические подходы к исследованию информационного капитала в экономической теории'

Методологические подходы к исследованию информационного капитала в экономической теории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
813
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ КАПИТАЛ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СООТНОШЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КАПИТАЛА / INFORMATION CAPITAL / INTELLECTUAL CAPITAL / PARITY OF THE INFORMATION AND INTELLECTUAL CAPITAL / INFORMATION COMPONENT OF THE CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов Алексей Федорович

В статье представлены основные методологические подходы к исследованию информационного капитала как объекта экономических отношений, который характеризуется по пяти признакам: объекту, субъекту, функциональному содержанию, затратам и результатам, отношениям между людьми. Выделяются основные свойства изучаемого понятия и дается определение категории «информационный капитал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with basic methodological approaches to research of the information capital as an object of economic relations which is characterized by five features: object, subject, functional content, expenses and results, human relations. The main properties of the concept under studies are allocated and the term of «information capital» is defined.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к исследованию информационного капитала в экономической теории»

© А.Ф. Соколов, 2009

УДК 002:330 ББК 65.9(2)240.5

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ИНФОРМАЦИОННОГО КАПИТАЛА В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

А.Ф. Соколов

В статье представлены основные методологические подходы к исследованию информационного капитала как объекта экономических отношений, который характеризуется по пяти признакам: объекту, субъекту, функциональному содержанию, затратам и результатам, отношениям между людьми. Выделяются основные свойства изучаемого понятия и дается определение категории «информационный капитал».

Ключевые слова: информационный капитал, интеллектуальный капитал, соотношение информационного и интеллектуального капитала, информационная составляющая капитала.

Использование информации как фактора производства изменяет структуру затрат производителя. Американский экономист Т. Стюарт отмечает, что «чем более неосязаем продукт - чем ближе он к чистому знанию, - тем больше разрыв между затратами истекшего периода и предельными издержками» [16, р. 391].

Особые свойства информации модифицируют действие закона об уменьшении предельной производительности капитала.

В соответствии с законом возрастающей отдачи увеличение объема затрат капитала и труда обычно ведет к усовершенствованию организации производства, что повышает эффективность использования труда и капитала.

В условиях глобальной экономики фирмы во все большей степени конкурируют между собой за новые научные знания, за право контроля и регулирования информационных и финансовых потоков, за собственность на информационный капитал, которые во многом определяют их конкурентоспособность на мировом рынке.

Стремительное нарастание информационного капитала влияет на трансформацию других форм капитала (денежного, производительного, человеческого) и всей структуры национальной экономики. Эта форма капитала «пронизывает» все другие формы капитала. Монополизация информационного капитала (инноваций, нововведений, ноу-хау и информации как товара или услуги) обеспечивает контроль за финансовыми процессами и позволяет контролировать движение других форм капитала, следовательно, всего материального производства.

Проблема разработки теории информационного капитала тесно связана с интеллектуальным капиталом и интеллектуальной собственностью. Эти два понятия неоднозначно трактуются экономической наукой. Так, Т. Стюарт понимает под интеллектуальным капиталом некое интегрированное образование, выделяя в нем три составные части: человеческий капитал (наличие знаний и умение использовать их для удовлетворения потребностей клиентов); структурный капитал (формы, методы, структуры, позволяющие эффективно осуществлять сбор, тестирование, организацию, фильтрацию, сохранение и распределение существующего знания) и потребительский капитал (отношения организации с потребителями ее продукции) [16, р. 169].

В процессе данного исследования под интеллектуальным капиталом целесообразно понимать совокупность знаний, опыта, навыков, различных результатов творческой деятельности индивида, не отчуждаемых от его собственника. Интеллектуальный капитал, воплощенный в активы, представляет собой интеллектуальную собственность (патент, авторское право, права на дизайн, производственные секреты, ноу-хау, товарные знаки, знаки обслуживания) [2, с. 31, 193]. Интеллектуальный капитал воплощается в определенные информационные продукты, отчуждаемые от их производителя и становящиеся объектом купли-продажи. Отчуждение информационного продукта от его производителя и использование этого продукта собственником в целях получения прибыли дает основание говорить о том, что наряду с интеллектуальным капиталом существует информационный капитал.

Следует заметить, что польский исследователь М. Пятковски использует термин «информационно-коммуникационный капитал» (ИКТ-капитал), а не информационный капитал. При этом под ИКТ-капиталом он подразумевает накопленные ИКТ-инвестиции, подвергнутые переоценке с учетом амортизации при использовании метода перманентной инвентаризации (Р1М) [10, с. 35]. На наш взгляд, в ИКТ-капитал следует внести и сами ИКТ-тех-нологии и другие виды информации, влияющие на рост дохода от их использования.

«Если капитал существует в виде знаний и инноваций, то его увеличение, при прочих равных условиях, может повысить... предельную производительность капитала (одновременно с ростом его количества)», -справедливо отмечает В. Костюк. В информационном обществе, по его мнению, капитал функционирует не в вещественно-денежной, а в вещественно-денежно-информационной форме. Последняя составляющая означает, что в капитал входят технологические и организационные знания, предпринимательский талант и способность предвидения сдвигов в экономической конъюнктуре» [6, с. 104-105].

Существует концепция информационной эффективности рынка капитала, которая была сформирована еще в 1959 г. Х. Робертсоном [15, р. 1-10] и позднее (в 1970 г.) развита

Ю. Фама [14, р. 383-417]. Один из постулатов концепции заключается в том, что владение той или иной информацией может повлиять на рыночные цены, то есть на эффективность использования капитала.

Ряд экономистов признают наличие в экономике специфического понятия «информационной ренты» [13, с. 145; 7, с. 75]. Информационная рента - это важнейшая категория информационной экономики, которая может быть определена как присваиваемая собственником информационного капитала сверхприбыль, которая получена в результате капитализации (разработки, внедрения, накопления, тиражирования и реализации) нововведений в информационном секторе экономики. Информационная рента, как долговременный дополнительный эффект, получаемый от владения и использования информационного капитала, в структуре цены реализуемого информационного продукта (услуги) составляет довольно значительную долю получаемой собственником прибыли.

Когда речь идет о капитале как объекте экономических отношений, то иногда имеется в виду его физическое, материально-вещественное содержание, что в трактовке экономической теории именуется физическим капиталом. Как и любой другой капитал, информационный капитал может быть рассмотрен с различных позиций:

- будучи определенной совокупностью средств производства, информационный капитал выступает в качестве объекта экономических отношений;

- персонифицируясь в личности либо собственника, либо предпринимателя, информационный капитал обретает свойства субъекта этих отношений;

- функционируя в процессе производства и обусловливая наличие определенных видов производственной деятельности, информационный капитал несет в себе технико-экономическое, организационнотехнологическое и управленческое содержание. В таком виде он может быть рассмотрен в качестве определенного производственного процесса или техноструктуры;

- участвуя в создании благ и услуг, информационный капитал принимает форму

затрат и определенных результатов производства с их приращением;

- выступая как производственные отношения между людьми, информационный капитал насыщается специфическим экономическим содержанием и выступает в качестве исторически обусловленной общественной формы.

Таким образом, имеется по крайней мере пять признаков, характеризующих экономическую сущность информационного капитала: по объекту, субъекту, функциональному содержанию, затратам и результатам, отношениям между людьми.

Как любой другой капитал, информационный капитал обладает свойствами:

- для своего производства информационный капитал предполагает не столько труд, сколько другой капитал и функционирует в качестве неотъемлемой части совокупного капитала предприятия, доля которого постоянно возрастает;

- информационный капитал в процессе своего функционирования создает возможности (например, совершенствуя технические характеристики средств производства) для опережающего роста доходов над ростом расходов и служит этому процессу гарантом, так, что доходы растут быстрее, чем цены на ресурсы и расходы;

- информационный капитал обладает способностью к накоплению, к воспроизводству в постоянно возрастающих размерах.

Подтверждением этих свойств служит его выделение в самостоятельную форму капитала. «Новая экономика в корне меняет характер накопления, и это имеет большой социальный смысл. Главной формой накопления становится теперь накопление не вещественных элементов производства, как это было до сих пор, а знаний и другой полезной информации» [5, с. 92].

Из основных свойств следуют дополнительные свойства информационного капитала:

- информационный капитал обладает способностью к эффекту накопления, при этом эффект накопления наступает не сразу, а по истечении более или менее длительного периода времени;

- информационный капитал требует больших инвестиционных вложений;

- информационный капитал менее подвижен, чем труд в том смысле, что его сложнее мобилизовать, обновить, реконструировать и сконцентрировать, хотя без этого он утрачивает свою первозданную сущность;

- информационный капитал не сразу замещается капиталом или трудом по причине уникальности выполняемых функций, однако предполагает такую замену на информационный капитал более качественного содержания.

Все эти признаки и свойства присутствуют в информационном капитале одновременно. Отсутствие одного из них означает исчезновение самого капитала.

Чтобы подойти к определению информационного капитала, воспользуемся наиболее общим определением капитала. Капиталом можно считать все то, что отсутствует в готовом виде в природе и не является ее непосредственным порождением, что создается самим человечеством, его интеллектом и трудом, что длительно накапливается из поколения в поколение, что требует для своего поддержания новых знаний и информации, что служит их основным источником и средством извлечения, что образует необходимую основу для качественного скачка в способах производства, что используется людьми в созидании всего того, что также не присутствует в готовом виде в природе, и что, имея эффект приращения, способно к наращиванию, накоплению и обновлению не только себя самого, но и других социально-экономических параметров общества [3, с. 19-30].

Информационный капитал - одна из социально-экономических форм капитала, воплощенного в информации как капитальном благе, который отсутствует в готовом виде в природе и создается в результате человеческой деятельности, затем накапливается, причем как в количественном, так и в качественном выражении, требует для своего существования новой информации и знаний, служит их источником, имеет своей целью качественное совершенствование способов производства и самих средств производства, используется для создания новых, раннее не применявших-

ся средств производства, способен к самовоз-растанию, накоплению, другим свойствам капитала, постепенно самообновляется, переходя в новое качественное состояние.

Важность информационного капитала определяется принципиальной неполнотой знаний о будущем. Если будущее является вполне определенным (и потому известным), то для обеспечения эффективности капитала достаточно ценовой информации и грамотного использования первых трех видов активов. Если будущее не является вполне определенным (и потому не вполне известным), то для обеспечения эффективности капитала требуется обработка неценовой информации (необходимо уметь оценить существующие и возникающие в будущем тенденции изменения и выработать план действий, направленный на усиление благоприятных и ослабление неблагоприятных тенденций). Информационный капитал - это способность верно оценивать неценовую информацию и принимать на этой основе адекватные решения относительно будущего поведения. Чем неопределеннее будущее и чем адекватнее принимаемые решения, тем ценнее информационный капитал.

Напротив, если указанная разность отрицательна, то рынок отрицательно оценивает информационный капитал фирмы, и такая фирма может быть продана на рынке только с убытком. Это одна из причин низкой капитализации российских предприятий сегодня. Общее правило таково: чем успешнее действует фирма на рынке, чем прозрачнее ее отношения с собственниками (акционерами), чем серьезнее ее перспективы сохранить свое присутствие на рынке в дальнейшем, тем выше рынок оценивает ее информационный капитал.

Дальнейший анализ информационного капитала требует учета различий между индивидуальным капиталом, корпоративным капиталом и общественным капиталом. Сказанное выше относится в основном к корпоративному капиталу. Однако информационный капитал составляет также существенную часть индивидуального и общественного капитала.

Индивидуальный информационный капитал - это человеческий капитал, обеспечивающий способность обладающего им индиви-

дуума успешно действовать в ситуациях, не имеющих прецедента, получая за это соответствующее вознаграждение. В отличие от других видов капитала, человеческий капитал так же неотделим от индивида, как и его личные способности.

Денежный доход на человеческий капитал принципиально отличается от заработной платы. Заработная плата - вознаграждение за индивидуальный труд, осуществляемый по определенным правилам (стандарту). Она зависит от квалификации и профессионализма работника. Прибыль на человеческий капитал - вознаграждение за индивидуальный труд, для которого не существует стандарта, который требует, помимо квалификации и профессионализма, творчества и применения уникальных способностей. Именно такое вознаграждение получают успешные топ-менеджеры, выдающиеся спортсмены, модельеры, юристы, писатели, инженеры и ученые, обладатели престижных премий и т. п.

В отличие от корпоративного капитала, производящего товары и услуги в виде индивидуальных благ (благ, которые каждый из индивидуумов может потреблять только в отдельности), общественный капитал производит общественные блага, которые можно потреблять совместно. Традиционные примеры общественного блага - национальная безопасность, неприкосновенность личности, жилища и иной собственности, соответствующие международным стандартам уровни жизни и образованности, гарантированность прав человека и т. п. К числу общественных благ относится также взаимное доверие граждан друг к другу, доверие к власти, готовность соблюдать законы, что позволяет обществу успешно функционировать в условиях роста индивидуальной свободы и личной независимости.

На первый взгляд, кажется, что применительно к общественным благам нельзя говорить о рынке. Однако если понимать рынок как пространство обмена благами любой природы, опосредованных движением денежных потоков, то понятие рынка можно распространить и на функционирование общественных благ. Например, граждане платят государству налоги в обмен на то, что государство предоставляет им (создает) те или иные обществен-

ные блага (личную безопасность и т. п.). Этот обмен опосредован денежными потоками: деньги в виде налоговых поступлений идут от граждан к государству, обратный денежный поток создается расходной частью государственного бюджета.

Тем не менее, принципиальное различие между индивидуальными и общественными благами сохраняется. В отличие от индивидуальных благ, которые рынок оценивает непосредственно (посредством рыночных цен), общественные блага допускают только косвенную и усредненную рыночную оценку своей ценности. В основе косвенных оценок лежит либо степень соответствия принятому стандарту, либо использование таких усредненных показателей, как темп экономического роста, валовой продукт на душу населения, уровень минимальной обеспеченности, средняя продолжительность жизни, средний уровень образованности, степень социального неравенства, уровень коррупции в обществе и т. п. В зависимости от конкретных значений этих показателей можно оценить степень эффективности общественного капитала.

Таким образом, общественный информационный капитал - это вид активов, позволяющий эффективно увеличивать богатство общества в целом в условиях неполной предсказуемости изменений, происходящих в политической, экономической, социальной и культурной среде, при наличии геополитических, военных и иных серьезных вызовов и угроз. Чем быстрее происходят изменения в стране и мире, чем сильнее конкуренция между странами, чем труднее выбрать путь, обеспечивающий достойное будущее, тем ценнее общественный информационный капитал в стране.

В отличие от первых трех видов активов, информационный капитал нельзя оценить непосредственно. Однако косвенная оценка информационного капитала не только вполне возможна, но и регулярно осуществляется рынком. Допустим, что речь идет о капитале корпорации. Рыночная цена ее информационного капитала равна разности между общей стоимостью корпорации на рынке (это стоимость всех ее акций) и балансовой стоимостью первых трех видов ее активов. Чем больше эта разность, тем больше стоимость информационного капитала.

Качественное улучшение капитала предприятия в результате внедрения в него информационного продукта принимает характер информационной составляющей капитала. Функционируя в процессе производства, капитал каждый раз переносит данное полезное свойство на изготавливаемый продукт, причем чаще всего без непосредственного участия труда или при его незначительном участии. Можно предположить, что такая стоимость создается интеллектуальным трудом особого круга лиц, участвующих в создании информационного продукта, который и трансформируется затем в информационную составляющую как физического, так и всего совокупного капитала предприятия. Здесь информационная составляющая капитала является посредником, промежуточным звеном между интеллектуальным трудом и продуктом, создаваемым в процессе функционирования капитала с включенной в него информационной составляющей. Информационная составляющая капитала, таким образом, участвует в создании стоимости нового продукта и «.. .подобно труду, материалам и капиталу создает богатство» [4, с. 65]. В этом случае произведенный продукт обладает полезными свойствами, выгодно отличающими его от альтернативных продуктов, товаров-заменителей. В этой своей функции информация является элементом конкурентоспособности. Конкурентоспособность товаров всех видов - от автомобиля до компьютера - зависит не только от доступа к подобной информации, но также и от четкого представления о том, какая информация необходима для обеспечения требуемых структурных и функциональных характеристик. Информационная составляющая капитала является фактором экономического роста. «Изобретения и нововведения имеют важнейшее значение в процессе экономического роста. Но, как правило, для того чтобы они оказали влияние на производство, они должны быть воплощены в капитале - физическом или человеческом» [11, с. 662]. Также информационная составляющая капитала является фактором экономии издержек.

Следовательно, информационная составляющая капитала предприятия - это часть его ресурсного потенциала, участвующая в создании стоимости производимого продукта. Ис-

пользование ее в производстве способствует выпуску конкурентоспособной высокотехнологичной продукции, расширенному воспроизводству и экономии издержек. Информационная составляющая свойственна капиталу, который по своему носителю может иметь как вещественную природу, так и отличную от вещественной. Иначе говоря, это капитал как вещественный, так и интеллектуальный и человеческий, а также капитал в других формах.

Говоря о капитале в общем значении и его информационной составляющей, можно сделать вывод, что информационная составляющая капитала - это его органичная часть, которая обеспечивает целесообразное и эффективное использование факторов производства.

Оценка благ с субъективных позиций имеет место как при определении ценности потребительских благ и услуг, так и производственных факторов. «В информационной экономике по мере превращения информации и знаний в наиболее эффективный фактор производства субъективные оценки активно вторгаются в балансовые отчеты фирм. Если полезность всегда играла большую или меньшую роль в формировании основы рыночной цены товара, выступая главным атрибутом потребительского спроса, то распространение иррациональных представлений о ценности на активы компаний представляется новым феноменом, вполне логично вытекающим из общих закономерностей становления экономики знаний» [1, с. 23].

Свидетельством существования информационной составляющей капитала фирмы является разрыв между балансовой оценкой ее материальных активов и рыночной оценкой [12, с. 40]. Он обусловливается накопленной информационной составляющей интеллектуального капитала фирмы и информационной составляющей материальных и нематериальных средств производства, что при производительном применении информационной составляющей капитала является источником возникновения информационной ренты как имплицитной (включенной в прибыль) формы прибыли.

Хорошо известно определение К. Марксом интеллектуального труда как социальной и целенаправленной деятельности чело-

века: «.. .самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что прежде, чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове» [8, с. 185]. Классики марксизма не сводили производство к созданию материальных благ. Они видели в производстве нечто большее, чем производство вещественного богатства общества, а именно - производство самих знаний, индивидуальных и коллективных форм общественного сознания. «Производство идей, представлений, сознания первоначально непосредственно вплетено в материальную деятельность и общение людей, в язык реальной жизни» [9, с. 24].

Информационный капитал как экономическое понятие характеризует такие производственные отношения, в рамках которых субъекты хозяйственной деятельности рассматривают свои результаты не с точки зрения текущих выгод и текущих затрат, а с точки зрения длительных перспектив развития информационного производства; рассматривают информацию как предмет труда, одновременно оценивая ее и как важнейшее средство труда; применяют физический капитал для увеличения производства экономических благ, что превращает этот процесс в изменяющийся фактор производства, даже тогда, когда другие факторы остаются постоянными. Поэтому информационный капитал, опираясь на новые информационные технологии (вычислительную технику, средства телекоммуникаций, Интернет), возникает, когда промышленное производство и рыночные отношения достигают такого развития, в условиях которого можно свободно купить и адаптировать нужную информацию к производству экономических благ и на основе этого обеспечивать постоянно нарастающую отдачу промышленного капитала, который уже сам становится, причиной возрастания информационной составляющей капитала.

Таким образом, сущность информационного капитала, как и всякой другой формы капитала, лежит в плоскости анализа экономического поведения конкретных субъектов производственных отношений в определенных социальных условиях. Анализ экономического поведения людей в зависимости от складывающихся социальных обсто-

ятельств позволяет выявить общие и специфические закономерности динамики общественного развития в направлении того, когда каждый человек, семья, домохозяйство, по существу, являются одновременно владельцем интеллектуального капитала. Требуется обоснование сущностных признаков капитала как производственного отношения, в рамках которого экономическое поведение всех участников хозяйственной деятельности подчинено максимизации использования всех продуктивных возможностей функционирующих средств производства, чтобы они с минимальными издержками для отдельных людей и для общества в целом приносили приращение имеющихся результатов и обеспечивали их самовозра-стание по стоимости и материально-вещественному содержанию.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Антипина, О. Диалектика стоимости в постиндустриальном обществе / О. Антипина, В. Иноземцев // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - N° 7. - С. 19-29.

2. Брукинг, Э. Интеллектуальный капитал / Э. Брукинг. - СПб. : Питер, 2001. - 288 с.

3. Васильков, А. Н. Социально-экономические формы капитала в современном рыночном хозяйстве / А. Н. Васильков, А. И. Тяжов // Проблемы новой политэкономии. - 1993. - № 3. - С. 19-30.

4. Гибало, Н. П. Теория информационной экономики в институциональной структуре интеллектуального капитала / Н. П. Гибало // Экономика образования. - 2000. - № 1. - С. 63-76.

5. Гибало, Н. П. Этические концепции новой политэкономии / Н. П. Г ибало // Проблемы новой политической экономии. - 1999. - N° 2. - С. 89-95.

6. Костюк, В. Н. Теория эволюции и социоэко-номические процессы / В. Н. Костюк. - М. : Едиториал УРСС, 2004.- 176 с.

7. Кузнецов, А. Электронные рынки и конкуренция / А. Кузнецов // Вопросы экономики. -2004.- № 2.- С. 72-81.

8. Маркс, К. Капитал / К. Маркс. - М., 1955.- Т. 1.

9. Маркс, К. Немецкая идеология: Собр. соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Т. 3.

10. Пятковски, М. Влияние ICT-инвестиций на рост производительности труда в странах с переходной экономикой / М. Пятковски // Влияние современных информационных технологий на экономический рост в России и странах Восточной Европы в 1990-2001 годах : препринт WP/2004/164. -М. : ЦЭМИ РАН, 2004. - 120 с.

11. Фишер, С. Экономика : пер. с англ. со 2-го изд. / С. Фишер, Р. Дорнбуш, Р. Шмалензи. - М. : «Дело ЛТД», 1995. - 864 с.

12. Цвылев, Р И. Социальный конфликт в постиндустриальной экономике / Р. И. Цвылев // Мировая экономика и международные отношения. - 1998. - № 10. -С. 33-41.

13. Яковец, Ю. В. Рента, антирента, квазирента в глобально-цивилизационном измерении / Ю. В. Яковец. - М. : ИКЦ «Академкнига», 2003. - 240 с.

14. Fama, E. B. Efficient Capital Market: A Review of Theory and Empirical Work / E. B. Fama // Journal of Finance. - 1970. - May. - P 383-417.

15. Roberts, H. V. Stock Market «Patterns» and Financial Analysis: Methodological Suggastions / H. V. Roberts // Journal of Finance. - 1959. -March. - P. 1-10.

16. Stewart, T. A. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations / T. A. Stewart. - N.Y. ; L. : Doubleday/Currency, 1997. - 391 р.

METHODOLOGICAL APPROACHES TO INFORMATION CAPITAL STUDIES IN ECONOMIC THEORY

A.F. Sokolov

The article deals with basic methodological approaches to research of the information capital as an object of economic relations which is characterized by five features: object, subject, functional content, expenses and results, human relations. The main properties of the concept under studies are allocated and the term of «information capital» is defined.

Key words: information capital, intellectual capital, parity of the information and intellectual capital, information component of the capital.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.