Научная статья на тему 'Интеллектуальный капитал в системе факторов производства'

Интеллектуальный капитал в системе факторов производства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1524
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / СТРУКТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА / ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА / INTELLECTUAL CAPITAL / STRUCTURE OF THE INTELLECTUAL CAPITAL / FACTORS OF PRODUCTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тюхматьев В. М.

В статье рассмотрена эволюция взглядов ученых-экономистов на состав и структуру факторов производства, правомерность расширенной трактовки состава факторов производства в информационной экономике. На этой основе выясняются место и роль «интеллектуального капитала» в системе факторов производства современной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTELLECTUAL CAPITAL AS FACTOR OF PRODUCTION

The article describes the evolution of the interpretation of production factors structure in economic theory and feasibility of a wider interpretation of production factors in informational economy. The author identifies significance of «intellectual capital» as a factor of production in modern economy.

Текст научной работы на тему «Интеллектуальный капитал в системе факторов производства»

режим взаимоотношений государства и частного бизнеса. Традиционные проблемы правоприменительной системы России, дополненные тенденцией к расширению зоны неопределенности и восстановлению жестких законодательных норм, заметно расширяют зону риска в сфере прав собственности.

Таким образом, данные примеры наглядно демонстрируют разные институциональные возможности, задаваемые государством, для проведения модер-низационных процессов. Государство, изначально сужая рамки институциональных возможностей экономического развития «на входе», «на выходе получает: высокую зависимость отечественных институтов от уровня экономического развития других стран, нестабильную конкурентную среду, высокую степень трансакционных издержек в экономике и, как след-

ствие перечисленного, активный внутренний и внешний контроль соблюдения формальных правил и норм, тем самым наглядно демонстрируя модель догоняющей модернизации.

1. Вольчик В.В. Нейтральные рынки, ненейтральные ин-ституты и экономическая эволюция // Постсоветский инсти-туционализм / под ред. Р.М. Нуреева, В.В. Дементьева. Донецк: Каштан, 2005, С. 185 - 204.

2. Нуреев Р.М. Что такое зависимость от предшествующего развития и как ее изучают российские экономисты // Истоки: из опыта изучения экономики как структуры и процесса. М.: ГУ ВШЭ, 2006.

3. иК1_: и К опИпе/\№«\«.е-спуоу.доу.ик \т«\«.икопМпе, доу.ИкА>пМпе/икопИпе/Ьюте; ИНр://еигора.си.тМп:огта^оп_ зос1е!у/ееигорс/тс1ех_еп.Мт.

УДК 330.142 В.М. Тюхматьев

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ В СИСТЕМЕ ФАКТОРОВ ПРОИЗВОДСТВА

В статье рассмотрена эволюция взглядов ученых -экономистов на состав и структуру факторов производства, правомерность расширенной трактовки состава факторов производства в информационной экономике. На этой основе выясняются место и роль «интеллектуального капитала» в системе факторов производства современной экономики.

Ключевые слова: интеллектуальный капитал, структура интеллектуального капитала, факторы производства.

V.M. Tuhmatiev

INTELLECTUAL CAPITAL AS FACTOR OF PRODUCTION

The article describes the evolution of the interpretation of production factors structure in economic theory and feasibility of a wider interpretation of production factors in informational economy. The author identifies significance of «intellectual capital» as a factor of production in modern economy.

The key words: intellectual capital, structure of the intellectual capital, factors of production.

В экономической теории категория «производство» занимает особое место. Обычно под производством понимается процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования человека и общества. В процессе производства используется определенный набор ресурсов, взаимодействующих факторов производства, которые органически (количественно и качественно) взаимосвязаны между собой. Классическая политэкономия выделяла и исследовала три фактора производства - землю, труд, капитал. В современной экономической литературе выделяются четыре фактора: к уже названным добавляются предпринимательские способности.

В понятие «земля» как фактор производства включаются все естественные природные ресурсы (земельные, водные, лесные, воздушные, недра и пр.), кото -рые вовлечены в процесс производства материальных благ и услуг. Эти ресурсы являются важной частью экономического потенциала и национального богатства общества.

Труд предусматривает людей, способных производить продукцию и услуги. Как фактор производства труд

охватывает совокупность образовательных, квалификационных, демографических и культурных характеристик экономически активного населения. На рынке в качестве товара выступает рабочая сила в форме труда. В современных условиях труд превратился в главный источник роста производительности труда и национального дохода.

Капитал - блага, которые позволяют производить товары и услуги и приносят доход их владельцу. Капитал как фактор производства выступает в материально-вещественной и денежной формах. Натуральная форма капитала представлена прежде всего средствами производства (здания, сооружения, станки, оборудование, сырье, материалы и др.), которые называют также инвестиционными ресурсами или производственным капиталом. Капиталом являются и денежные средства, авансируемые на покупку средств производства или ценных бумаг. Взгляды на капитал разнообразны, но все они сходятся в одном: капитал ассоциируется со способностью тех или иных ценностей приносить доход.

На рубеже ХХ в. стали предприниматься первые попытки расширить триединую формулу за счет включения в нее новых факторов производства. Так, с име-

нем А. Маршалла связывают выделение такого фактора, как предпринимательская способность1. По мнению А. Маршалла, сами по себе земля, труд и капитал ничего не могут создать. Предпринимательская спо -собность выражается в деятельности субъекта по координации и комбинированию всех остальных факторов производства. От их сочетания зависит доход участников хозяйственной деятельности, уровень затрат и цен на готовую продукцию, результативность работы и пр.

Выделение в экономической литературе четвертого «фактора производства» было обусловлено реалиями того времени: в обществе возросла роль людей, которые, часто не имея в собственности ни одного из трех факторов, умели угадывать, какое производство нужно рынку в данный момент, и привлекать в это производство все необходимые факторы. Доход предпринимателей экономисты назвали предпринимательским доходом. В этом аспекте труд становится неотделим от предпринимательской способности, ведь предприниматель получает доход именно за то, что знает, как правильно приложить и скомбинировать факторы производства. Предпринимательская деятельность по своим масштабам и результатам приравнивается к затратам высококвалифицированного труда. То есть не совсем корректно отделять предпринимательские способности от труда, от носителя рабочей силы. Видимо, более правильно трактовать предпринимательские способности как свойство высококвалифицированной, обладающей научными знаниями и умениями рабочей силы, в современной трактовке - свойствами человеческого, интеллектуального капитала.

В экономической литературе используемые в производстве экономические ресурсы часто отождествляют с факторами производства, что, на наш взгляд, не вполне верно. Ресурсы - это то, что поступает в экономику, питает ее, а факторы производства - то, что задействовано в производственных процессах, используется в них. Ресурсы есть входящий в экономику поток, тогда как факторы производства - это параметры, определяющие характер и результативность протекания экономических процессов, количество и качество со -здаваемого, производимого экономического продукта.

Ресурсы - потенциальные факторы производства. Если ресурсы (природные, материальные, человеческие) могут быть вовлечены в производство, то факторы производства - экономическая категория, обозначающая уже реально вовлеченные в процесс производства экономические ресурсы. Неиспользуемые в производстве земля, труд, средства производства не являются факторами производства. Отсюда ресурсы -понятие более широкое, чем факторы производства. Мы поддерживаем позицию ряда ученых, которые считают, что поскольку производственные факторы фор -мируются непосредственно из экономических ресурсов, то противопоставлять ресурсы факторам производства не имеет большого смысла.

1 В работах А. Маршалла, кроме выделения в качестве четвертого фактора производства предпринимательских способностей, присутствует и фактор организации, которая имеет многочисленные формы: организацию фирмы, организацию отрасли, организацию государства (см.: Маршалл А. Принципы экономической науки. М., 1993. С. 115).

В процессе производства факторы образуют сложную систему взаимодействующих элементов, их соотношение зависит от уровня организации производства и применяемой технологии. Это положение подтверждается следующими моментами: факторы производства могут функционировать только вместе, это значит, что у системы есть целостность и определенная устойчивая структура; все факторы производства обладают определенными общими свойствами (редкость (ограниченность), производительность, взаимозаменяемость и взаимодополняемость, способность к отчуждению, способность приносить доход своему владельцу). Степень проявления этих свойств у каждого фактора своя. В условиях рынка наличие перечисленных свойств экономических ресурсов и необходимость их рационального использования побуждают фирмы применять эффективные технологии, выбирать наиболее оптимальный из всех возможных комбинаций вариант сочетания ресурсов.

В процессе развития экономики происходят изменения в составе и системе факторов производства. На роль самостоятельного фактора производства претендуют информационные ресурсы, знания, социальный, человеческий, интеллектуальный капитал. Высказываются и другие точки зрения. Рассмотрим возможность расширительной трактовки факторов производства.

Чаще всего в настоящее время на роль пятого фактора производства претендуют информация (информационный ресурс) и знания. Поэтому проанализируем информацию в качестве пятого фактора производства.

Под информационным ресурсом как экономической категорией следует понимать совокупность данных природного, правового, научного, социально-экономического и иного свойства, потенциально полезных и предполагаемых к использованию в производственном процессе для повышения его эффективности посред -ством снижения неопределенности и сопряженных с неопределенностью рисков во взаимодействии экономических субъектов с целью извлечения дополнительной выгоды.

Если информация входит в систему факторов производства, то это означает, что ей присущи все системные качества, имеющиеся у других факторов производства. Представляется, что сама информация как экономический ресурс не обладает большинством системных качеств факторов производства (редкость, производительность, взаимозаменяемость и взаимодополняемость, способность к отчуждению), она представляет собой объективированную форму общечеловеческого интеллекта.

Информационные ресурсы вступают в производственные процессы не обособленно, а будучи включенными в состав различных производственных ресурсов (естественных, материальных, человеческих, интеллектуальных и т.п.) и таким образом становятся неотъемлемой частью известных факторов производства (земли, труда, капитала). При этом доля информационной составляющей в некоторых производственных ресурсах и факторах производства (таких, например, как программное обеспечение) может в современных условиях быть доминирующей.

Еще одним новым фактором производства, по мнению сторонников «общества знаний», может быть зна-

ние. Мнение о знании как самостоятельном факторе производства наряду с трудом и реальным капиталом довольно широко распространено в отечественной литературе [1; 2; 5; 6]. На наш взгляд, знания еще в меньшей степени, чем информация, обладают системными качествами факторов производства. Во-первых, так же как и информация, знания не убывают по мере их использования. Во-вторых, знания существуют вне зависимости от пространства, могут находиться в нескольких местах одновременно. В-третьих, при продаже знаний одному потребителю вы можете их продавать и другому, т.е. знания обладают свойствами общественных благ. Продажа знания и информации - это односторонний процесс, так как их нельзя забрать назад, выкупить. Кроме этого, не происходит отчуждения знания и информации от продавца. И, наконец, цена на знания не всегда связана с категорией редкости. Существуют случаи, когда знания увеличиваются в цене именно потому, что имеются в изобилии, а не потому, что их недостает.

Поэтому мы разделяем точку зрения авторов, которые считают, что «знание человека как знание, заключенное в его интеллекте, или «живое» знание, не может существовать само по себе, отдельно от человека и помимо его сознания. Оно является неотъемлемым элементом «человеческого», субъективного фактора производства - рабочей силы. Поэтому нет логических оснований и объективной необходимости представлять знание в качестве самостоятельного фактора производства, существующего наряду с субъективным и объективным факторами» [4, с. 36]. При этом следует особо подчеркнуть, что не только знания, но и информация являются органически присущими свойствами индивидуальной и совокупной рабочей силы. Это свойство не физической, а духовной, умственной составляющей рабочей силы, роль которой в современном информационном обществе неуклонно возрастает. Аналогичной позиции придерживается и В. Черковец: «Развитие знаний, науки, информации, - пишет он, - есть составляющая, важнейший ингредиент развития совокупной человеческой рабочей силы» [8, с. 58].

Итак, в процессе экономической эволюции происходили количественные и качественные изменения в системе факторов производства. В современных условиях качественные изменения, происходящие в вещественных факторах производства (капитал и земля), не так очевидны, как изменения в факторе производства «труд».

Труд представлен интеллектуальной и физической деятельностью человека, совокупностью способностей личности, обусловленной общим и профессиональным образованием, навыками, накопленным опытом. Трудовые ресурсы общества можно поделить на две неравные по величине группы: 1) большая группа работников низкой и среднего уровня квалификации; 2) узкая группа высококвалифицированных работников и работников с уникальными качествами. Настоящими конкурентными возможностями и рыночной властью в отношениях с работодателем в определенной мере владеет лишь некоторая часть рабочей силы, обладающая особыми природными способностями или имеющая благодаря обучению и опыту работы высокую квалификацию. Она составляет незначительную долю совокупной рабочей силы общества.

Для современной экономики, таким образом, важны не просто количественные характеристики имеющихся трудовых ресурсов, а их качественное содержание: профессионально-квалификационный состав, доля высокообразованных, творческих людей, способных генерировать новое знание и тем самым расширять производственные возможности страны. Это означает, что в трудовых ресурсах следует выделять интеллектуальный ресурс. Данный вид трудовых ресурсов характеризует профессионально-образовательный вектор развития рабочей силы и функционирует в соответствии с законами информационной экономики.

Следует остановиться еще на одном аспекте, связанном с качественными изменениями, происходящими в факторе производства «труд». Эволюция системы факторов производства, возрастание в ней роли человеческого, интеллектуального капитала объективно обусловлена развитием производительных сил и соответствующих им производственных отношений, отношений собственности на средства производства.

Формирование новых факторов производства зиждется на содержательном изменении элементов производительных сил, технологий и их общественной формы. Наиболее сильное, революционизирующее воздействие на изменение и развитие содержания труда оказывают технологии, основанные на автоматизации процессов материального производства. Опыт развития передовых стран мира показывает, что экспансия автоматов в материальном производстве протекает поэтапно, охватывая сначала отдельные единицы производственного оборудования, участки, операции и элемен -ты технологических процессов.

Поскольку сам процесс автоматизации непрерывен, то и процесс развития трудовых функций с точки зрения их дополнения и обновления становится непрерывным, требующим постоянного участия тружеников в процессах обучения и переобучения. Рост творческого содержания труда становится закономерностью постиндустриальной стадии развития производства.

Появление новых информационных технологий также связано со все большим высвобождением творческого потенциала человека от выполнения рутинных операций. Так, в интеллектуальных компаниях, т.е. в тех, где доля работников умственного труда доходит до 40%, занято 28% всех работающих в США, причем в 90-е гг. ХХ в. на них приходится 43% вновь созданных рабочих мест [7, с. 380 - 381]. Поэтому можно утверждать, что главную роль в социально-экономических процессах на индустриальной стадии развития общества играет вещественный фактор производства, на постиндустриальной - личный фактор производства. В новых условиях выходят на лидирующие позиции в общественном развитии новые виды частной собственности и прежде всего интеллектуальная собственность. Это обусловлено тем, что перераспределение форм собственности в пользу интеллектуальной может идти только вслед за автоматизацией производства, изменением ее роли в общественном воспроизводстве и высвобождением тружеников для творческого труда.

Такое смещение акцентов в относительной значимости используемых факторов производства в пользу работников, обладающих образованием, знаниями и навыками достаточно высокого уровня, естественно,

вносит также и изменения в способы повышения эффективности производства. Если ранее основой повышения эффективности производства в большинстве случаев были технологические и организационные преобразования, то теперь наиболее важным становится уровень подготовки и квалификации работников.

Таким образом, по мере развития капиталистических отношений человек вытесняется из процесса производства машинами (станками, компьютерами, роботами, автомобилями). Следствием подобной ситуации выступает высвобождение у человека времени для реализации своего интеллектуального потенциала. Более того, развитие интеллектуального потенциала вменяется ему в необходимость, так как интеллект и творческие способности выступают едва ли не единственным конкурентным преимуществом человека перед созданными им же машинами.

Ответ на вопрос, почему именно интеллектуальные человеческие ресурсы стали важнейшим фактором производства, можно найти в работе Мануэля Кастель -са: «Каждый способ развития (общества) определяется элементом, который является фундаментальным для повышения производительности производственного процесса» [2, с. 39]. Так, при аграрном способе производства таким элементом являлось наличие и количество трудовых и земельных ресурсов. При индустриальном способе - это новые энергетические источники. В информационном обществе главный источник произ -водительности заключается в технологии накопления знаний, обработки информации и символической коммуникации. Кроме того, новое постиндустриальное информационное общество настроено на технологическое развитие, т.е. на накопление знаний на более высоком уровне сложности в обработке информации. В связи с этим интеллектуальный капитал как главная форма проявления накопления знаний при анализе человеческих ресурсов выходит на первый план.

Таким образом, в процессе эволюции производительных сил и производственных отношений на смену категории «рабочая сила как товар» неизбежно приходит «человеческий фактор производства», функционирующий на стадии постиндустриального общества в форме человеческого и интеллектуального капитала.

Интеллектуальный капитал - стоимость совокупности отчуждаемых и неотчуждаемых интеллектуальных активов, участвующих в хозяйственной деятельности. Данный капитал имеет двойственную структуру: с одной стороны, это совокупность духовных способностей человека (образования, научной деятельности, способности к инновациям), неотделимых от их владель -цев; с другой - он включает в себя интеллектуальный продукт, отделяемый от автора (патенты, лицензии, торговые знаки и т.п.). Интеллектуальный капитал служит базой для выработки необходимых навыков, знаний, опыта, а также может быть источником дохода носителя человеческого капитала.

Несмотря на возрастание роли интеллектуального капитала в экономической системе, в росте богатства общества, на наш взгляд, нет достаточно веских оснований для выделения «интеллектуального капитала» в самостоятельный фактор производства наряду с трудом. Интеллектуальный капитал - одна из современных форм проявления и существования такого агрегированного фактора производства, как «труд».

«Интеллектуальный капитал» современной рабочей силы выражается в наличии уникальных знаний и способностей носителя рабочей силы, позволяющих получать высокие доходы в течение всей трудовой деятельности. Это обусловлено тем, что в современных условиях затраты на воспроизводство (возмещение и сохранение) интеллектуальной рабочей силы постоянно возрастают. Поэтому доход носителя интеллектуальной рабочей силы должен быть выше дохода работника преимущественно физического труда. Источником относительно более высоких доходов интеллектуальных работников может быть не только заработная плата, но и специфическая форма добавочной прибыли (рента) от использования интеллектуального капитала. Только этим и можно объяснить появление в современном научном аппарате не только термина «интеллектуальная рабочая сила», но и понятия «интеллектуальный капитал».

Рассматривая интеллектуальные ресурсы как форму проявления и существования такого агрегированного фактора производства, как «труд», следует отметить их существенные особенности по сравнению с материальными факторами общественного производства, что не позволяет ставить их в один ряд с последними.

Первая особенность состоит в том, что формирование интеллектуальных ресурсов обеспечивается комплексом отраслей, сравнительно недавно занявших самостоятельное место рядом с отраслями реального сектора экономики и целиком зависящих от него. Экономика образования, так же как и экономика науки, совсем недавно выделилась в самостоятельное направление в связи с обострением проблем эффективности и качества образования.

Вторая особенность заключается в том, что взаимодействие отраслей интеллектуального обеспечения производства с реальным сектором экономики не укладывается в обычную схему рыночных отношений. Формирование образовательного и культурного потенциала населения и накопление знаний всегда были прерогативой государства. Предприниматель присваивает интеллектуальный капитал как в значительной мере даровое, общественное благо, не улавливая существующих связей по линии финансирования соответствующих видов деятельности через процессы перераспределения общественного продукта.

Третья особенность сводится к тому, что поскольку реально продается лишь информация об интеллектуальном продукте, сами знания остаются у их носителя и являются постоянным, в отличие от физических средств производства, источником интеллектуальных активов.

Наконец, еще одна особенность интеллектуальных ресурсов по сравнению с другими факторами производства состоит в том, что затраты на них носят характер долгосрочных инвестиций, отдача от которых может быть получена гораздо позднее, чем от других видов капиталовложений.

Если под термином «человеческий капитал» понимать только знания и творческие способности работников, то это понятие совпадает с термином «интеллектуальный капитал». Принципиальная особенность человеческого капитала заключается в том, что в него включаются не только духовные, но и физические способности (свойства) человека. В этом аспекте, по наше-

му мнению, интеллектуальным капитал можно рассматривать как часть человеческого капитала общества, так как производство и использование физических способностей человека не включаются в его интеллектуальный капитал.

Человеческий капитал также не может быть новым, самостоятельным фактором производства, потому что он представляет собой форму современной совокупной рабочей силы, человеческие ресурсы с их образованием, способностями, квалификацией, опытом, умениями, творчеством, интеллектом, интуицией, которые являются источниками будущих доходов работника.

Таким образом, анализ современной системы факторов производства, содержания и особенностей «интеллектуального капитала» говорит о том, что нет оснований для расширительной характеристики классических факторов производства. Место же интеллектуального капитала в системе факторов производства может быть представлено следующим образом (рисунок).

Производственные ресурсы

Факторы производства

Естественные ресурсы Земля

Человеческие ресурсы

Нематериальные ресурсы (информация, знания)

Труд (человеческий фактор)

человеческого и интеллектуального капитала, предпринимательских способностей.

Человеческий капитал представляет собой совокупность физических и духовных способностей рабочей силы, поэтому в него включается основная часть трудовых (человеческих) ресурсов общества. Интеллектуальный капитал как современная форма рабочей силы предполагает наиболее квалифицированную, интеллектуальную часть современной совокупной рабочей силы общества.

Предпринимательская деятельность сводит воедино все другие факторы и обеспечивает их взаимодействие через знание, инициативу и риск предпринимателя в организации производства. Поэтому «предпринимательские способности» представляют собой форму проявления интегрированного фактора производства - труд. В определенном аспекте деятельность предпринимателя может рассматриваться как особый вид человеческого и интеллектуального капитала.

5. Термин «капитал»

Формы человеческого фактора производства

Материальные ресурсы Капитал

Человеческий капитал

Интеллектуальный капитал

Предпринимательские способности 4-

Интеллектуальный капитал в системе факторов производства

не является ключевым свойством категорий «человеческий капитал» и «интеллектуальный капитал», он лишь указывает на их способность приносить их владельцам дополнительный доход. Информатизация современного производства ведет не к появлению у работника капитала, а к росту качества рабочей силы и ее интеллектуальной составляющей.

Подведем итоги проведенного анализа.

1. В процессе исторической эволюции производительных сил и производственных отношений происходили количественные и качественные изменения в содержании каждого фактора производства и в их системе.

2. На постиндустриальной стадии развития общества наиболее существенные изменения происходят в субъективном факторе. Повышаются требования к качеству рабочей силы, изменяется характер и содержание труда.

3. На качество и содержание современной индивидуальной и совокупной рабочей силы определяющее влияние оказывают информация и знания, которые становятся атрибутами труда, современной рабочей силы. Это свойства духовной, умственной составляющей рабочей силы.

4. Современная совокупная рабочая сила общества проявляется в ряде новых конкретных форм, в форме

1. Астапов К. Инновации промышленных предприятий и экономический рост // Экономист. 2002. № 6.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / под ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000.

3. Кириченко Е.А., Шабашев В.А. Институт интеллектуальной собственности: содержание, формы и проблемы развития. Кемерово, 2004.

4. Логачев В., Жернов Е. Интеллектуальный капитал с позиции трудовой стоимости // Экономист. 2006. № 9.

5. Любимцева С, Чуприк Ю. Концепция неоидустриализма и экономическое развитие России // Экономист. 2005. № 4.

6. Матеров И. Факторы развития «новой экономики» в России // Экономист. 2003. №2.

7. Новая постиндустриальная волна на Западе: антология /под ред. В.Л. Иноземцева. М.: Academia, 1999.

8. Черковец В. О содержании понятия «реальный сектор экономики» и роли материального производства // Российский экономический журнал. 2001. № 11 - 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.