МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х
Однако, несмотря на одинаковые начальные позиции в распределении туристских продуктов (бизнес; отдых), перспективы развития рынка в Алматы различны по своей структуре:
Город обладает таким географическим положением, которое позволяет ему быть центром не только его собственного кластера, но и других важных объектов туристской инфраструктуры Казахстана (Шелковый путь), что создает дополнительный спрос на такие туристские продукты, как кратковременный отдых и культурный туризм;
Опять же, географическое положение ставит Алматы в благоприятные условия для международной коммерциализации, так как он расположен у южной и восточной границ страны без риска потерять свою популярность на важных отдаленных рынках (Россия) благодаря бренду, который уже сформировался благодаря репутации города и стабильным маршрутам воздушного движения;
Город является естественным центром, возможно, самых перспективных природных туристских объектов Казахстана (зона горного туризма Алматы), способных длительное время поддерживать интерес к международной коммерческой деятельности.
Вместе с тем следует отметить определенные недостатки : Алматы не имеет конкурентных преимуществ для того, чтобы быть всемирным туристским центром, город, как историческая столица, обладает неким шармом «старого мира», но требует профессионального подхода к его туристификации, развитие туризма в Алматы происходит неорганизованно, при отсутствии какого-либо стратегического подхода
Это является крупным инвестиционным проектом, но его долгосрочные преимущества позволят создать городской туризма и уютное место для жизни.
Придерживаясь этого проекта, Алматы как минимум должен добиться следующих результатов: создание исторического района - атрибуты зданий, городских пейзажей, окрестностей, формирование городского акватория, проведение праздников и фестивалей
С точки зрения туризма, г. Алматы еще только начинает позиционирование себя как туристского объекта, и поэтому надлежит разработать специальный проект для туристификации его городской структуры.
Список использованной литературы
1.Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства- М.: 2005. - с.224
2. WWW.STAT.GOV.KZ
3. Поль. У. Фзэррис, Нейл Т. Бендл, Филипп И. Пфайфер, Дэвид Дж. Рейбштейн Маркетинговые показатели/ Перев. с англ. Днепропетровск,.:Баланс Бизнес Букс, 2009 г.
© Устенова О.Ж, 2016г.
УДК 330.101
Фадеева Татьяна Александровна
Студент НИ ТПУ г.Томск, РФ E-mail: aqualegiya@gmail. com
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ КАПИТАЛЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Аннотация
В современной экономике решающим фактором развития является интеллектуальный капитал, определяющий скорость и характер обновлений продукции и технологии производства. Именно эти
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
обновления затем становятся на рынке основным конкурентным преимуществом, как на уровне предприятия, так и на уровне страны.
Ключевые слова
Капитал, интеллектуальный капитал, человеческий капитал.
В условиях инновационной экономики особую актуальность приобретают вопросы, связанные с формированием и развитием интеллектуального капитала. Развитие понятия «капитал» началось с XV века. Первооткрывателями определения сущности данного термина являлись меркантилисты, которые полагали, что капитал - это деньги, и образуется он исключительно в сфере торговли.
В ходе развития экономики, возникали новые взгляды на капитал. Начало теории капитала связано с воззрениями физиократов, искавшим источник богатства наций в производстве. Но при этом, они считали, что производительным является лишь труд, создающий продукцию сельского хозяйства.
Суть категории капитал удалось четко сформулировать А. Смиту, основоположнику классической политической экономии, которой сформулировал понятие капитала, как часть запасов, «от которой ожидают получать доход» [1, С.308]. Также он полагал, что затраты в развитие способностей людей носят производительный характер, увеличивая количество произведенной продукции.
Последующий этап развития науки о капитале характеризуется учениями К. Маркса, во времена обострения противоречий капитала в середине XIX века. К. Маркс дал совершенно новый смысл понятию капитала. По его мнению, капитал представлял собой экономические отношения, в результате которых собственник средств производства получает прибыль.
Американский экономист И. Фишер предложил считать капиталом все, что позволяет получать поток доходов в течение определенного периода времени. Капиталом является запас благ, который накапливается и производительно используется в течение достаточно продолжительного периода времени и приносит доход.
Категория интеллектуального капитала сформировалась при переходе общества к постиндустриальной стадии развития экономики, когда нематериальные факторы стали играть важную роль в производстве наряду с физическим капиталом и трудом. Впервые термин «интеллектуальный капитал» использовал Д.К. Гэлбрейт, который понимал под ним нечто большее, чем «чистый интеллект» человека, включающий интеллектуальную деятельность.
Один из признанных исследователей в этой области, Т. Стюарт пишет, что «интеллектуальный капитал - это «неосязаемые» активы, такие как таланты работников, эффективность системы управления, стиль отношения с потребителями и клиентами» [4, С.93].
По мнению В.А. Супрун, интеллектуальный капитал - это совокупность «знаний, навыков, умений человека, его мобильности (способности к восприятию новой информации, обучению, переподготовке, адаптации к новым знаниям) и способности к творчеству (как уникальной деятельности человека), обеспечивающих возможность создания продукта в процессе движения интеллектуального каптала как части человеческого капитала и нематериального потенциала общества, в том числе и в виде нематериальных активов» [5, С.102].
Используя термин «интеллектуальный капитал», исследователи в основном относят к нему все интеллектуальные и нематериальные активы, которые имеют потенциал для создания экономической ценности (например, знания, программное обеспечение, бренд, и т.д.).
Наподобие физического капитала, интеллектуальный капитал образуется в сумме вложений различных ресурсов. Также как и физический капитал, интеллектуальный имеет способность обесцениваться и устаревать.
Основным отличием, между этими двумя видами капитала является нематериальная природа и присущие ей свойства. Например, измерение капитала довольно таки сложная задача в связи с тем, что трудно найти единицу измерения, которая могла бы справедливо и точно подсчитать такие показатели, как знания, которыми обладают сотрудники, их интуицию и опыт.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
Также отличием физического от интеллектуального капитала является факт того, что интеллектуальный капитал не имеет способность полноценно находиться в собственной организации.
Одной из главных особенностей интеллектуального капитала является возможность обладания им человеком любой профессии, который способен творчески мыслить. Как существо рациональное, человек принимает решение в пользу интеллектуальной деятельности, тогда когда она приносит моральную или денежную выгоду. Факт того, что эти выгоды будут превосходить выгоды простых носителей рабочей силы, побуждает людей заниматься данной деятельностью.
Главная задача интеллектуального капитала состоит в значимом приросте прибыли за счет формирования и использования систем знаний, что повышает эффективность хозяйственной деятельности. А также, качество интеллектуального капитала предприятия прямо влияет на качество менеджмента.
Специалисты в области интеллектуального капитала выделяют в его составе три составляющих: человеческий капитал, структурный капитал и потребительский капитал. Под человеческим капиталом в широком смысле экономисты понимают приобретенный человеком объем знаний, навыков и мотивации, которые применяются в производственном процессе и способствуют повышению производительности труда и доходов работника [2, с. 83]. Его главная задача - разработка и использование новшеств. В экономике знаний, он является главным фактором экономического развития [3, с. 36].
Структурный капитал включает такие нематериальные активы, как технологии, патенты, ноу-хау системы управления, техническое и программное обеспечение, оргструктура, культура организации. Данный вид капитала характеризует организационные способности фирмы соответствовать требованиям внешней среды. Структурный капитал входит в собственность фирмы, и в отличие от остальных видов интеллектуального капитала может быть продан на рынке.
Потребительский или клиентский капитал характеризует отношения фирмы с потребителями ее продукции и поставщиками ресурсов. Данный вид капитала способствует постоянства и лояльности контрагентов, усилению связей с ними.
Несмотря на исключительную важность интеллектуального капитала, его сложно оценить. Интеллектуальный капитал может быть определен как разность между рыночной стоимостью фирмы и стоимостью ее активов.
Люди, являющиеся носителями интеллектуального капитала профессионалы, которые наделены различными исключительными и трудно заменимыми способностями. Оценивать их значимость лучше всего в условиях рынка, так как именно в рыночном обществе проще всего увидеть разницу людей в способности обладать уникальными данными.
Для того что бы выяснить конкурентоспособность в рамках одной организации, региона или даже народного хозяйства, необходимо оценивать интеллектуальный капитал данного объекта. Особенно это важно в связи с переходом общества к постиндустриальной экономике, основанной на знаниях.
Таким образом, можно сделать вывод, что интеллектуальный капитал представляет собой доминирующий фактор производства. На современном этапе именно он определяет скорость и уровень развития, как фирмы, так и национальной экономики.
Список использованной литературы:
1. Антология экономической классики. М., 1993. С.308.
2. Добрынин, А.И. Человеческий капитал в транзитивной экономике : формирование, оценка, эффективность использования / А. И. Добрынин, С. А. Дятлов, Е. Д. Цыренова. - СПб.: Наука, 1999. - 309 с.
3. Потехина Н.В., Шулинина Ю.И. Взаимосвязь технологических укладов и образования как части человеческого капитала//Теория и практика общественного развития. - 2016. - №3. - С. 35-38.
4. Стюарт Т. Интеллектуальный капитал. Новый источник богатства организаций: пер. с англ. / Т. А. Стюарт. — Москва: Поколение, 2007. — 368 с.
5. Супрун В. А. Интеллектуальный капитал. Главный фактор конкурентоспособности экономики в XXI веке / В. А. Супрун. — Москва: КомКнига, 2006. — 192 с.
© Фадеева Т.А., 2016