В стандарте ISO 9001:2008 прямо указывается на то, что на разработку и внедрение в организации СМК оказывает влияние ее бизнес-среда, изменения в этой среде и риски, связанные с ней.
Однако внедренная и сертифицированная СМК сама по себе не обязательно будет вести к улучшению процессов или даже повышенному качеству сельскохозяйственной продукции. Она не будет решать все проблемы, это средство системного подхода к деятельности и оптимизации бизнес-процессов и созданию условий, снижающих риски выпуска несоответствующей продукции.
Основной целью внедрения СМК в сельском хозяйстве является оценка затрат на качество, так как утраченные свойства продукции не восстанавливаются. Таким образом, снижение уровня качества продукции является одним из основных видов риска в аграрном производстве, которым необходимо грамотно управлять.
Широкому применению на сельскохозяйственных предприятиях принципов менеджмента качества и внедрению СМК препятствуют такие факторы, как минимум ресурсов; затраты, связанные с разработкой и поддержанием СМК; трудности понимания и применения требований СМК.
Для решения названных проблем принят новый международный стандарт ISO 22006:2009 «Системы менеджмента качества - Руководящие указания по применению ИСО 9001:2008 в растениеводстве».
Ключевым требованием этого стандарта является идентификация и прослеживаемость. Они позволяют выявить причины несоответствий продукции. Применяя СМК, сельскохозяйственное предприятие делает еще один шаг на пути к полномасштабному внедрению методологии управления с учетом рисков.
Такую методологию предлагает новый стандарт ISO 31000:2009 «Риск-менеджмент - Принципы и руководящие указания». Он требует, чтобы процесс управления рисками стал неотъемлемой частью управления, был внедрен в организационную культуру, будучи приспособлен к бизнес-процессам организации. Сельскохозяйственные предприятия могут воспользоваться его подходом для повышения качества управления с учетом рисков, с которыми они сталкиваются в своей деятельности.
Производителям сельскохозяйственной продукции следует самостоятельно сформулировать критерии, которые они будут использовать, чтобы оценить значимость риска для своей дальнейшей деятельности и принимаемых решений.
Список использованной литературы:
1. Коник Н.В., Голубенко О.А., Максименко Е.В. Особенности управления качеством в сельском хозяйстве / Коник Н.В., Голубенко О.А., Максименко Е.В.// Актуальные вопросы науки и техники : сб. междунар. науч.-практ. конф. - Самара, 2015. - С. 165-168.
2. Коник Н.В., Голубенко О.А., Шутова О.А. Современные представления о безопасном качестве / Коник Н.В., Голубенко О.А., Шутова О.А.// Актуальные вопросы науки и техники : сб. междунар. науч.-практ. конф. - Самара, 2015. - С. 171-174.
© Тяпаев Т.Б., 2016
УДК 338
Устенова Озихан Жанысбековна Жунусбекова Бикеш Балапашевна
канд.экон.наук, доцент университета Нархоз
г. Алматы, РК
ИННОВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ОЦЕНКЕ ТУРИСТСКИХ РЕГИОНОВ КАЗАХСТАНА
Аннотация
В статье дана оценка развития туристского регионов с учетом возможностей региона и его рекреационных ресурсов. Оценка Алматинского региона как центра туризма. Оценка туризма производится как с тактической, таки со стратегической точки зрения. При данной оценки учитываются варианты развития видов туризма на сегодняшний день и в перспективе.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №3/2016 ISSN 2410-700Х_
Ключевые слова
маркетинг, кластер , туризм, курортная зона, имидж, акватории.
Казахстан обладает значительными резервами для туристической индустрии, которые представляют собой большие возможности для дальнейшего развития. Однако имеются некоторые слабые места, которые могут быть улучшены на различных уровнях путем внедрения систематической стратегии, сфокусированной на преимуществах этого направления и способной внести свой вклад в развитие положительного имиджа Казахстана на национальном и международном туристическом рынке.
Для создания туристского имиджа необходимо разработать туристский кластер, куда можно привлекать иностранных туристов[1].
Кластерный туризм на основе территориальных достопримечательностей и символов в конечном счете является вопросом согласия, достигнутого между внутренними государственными и частными заинтересованными сторонами в структуре индустрии туризма Казахстана, а также в рамках самого правительства. Эти кластеры определены следующим образом.
Для оценки туристского кластера целесообразно применять маркетинговые инструменты. Туристский кластер находится в Алматинской области. Общее предложение в кластере составляет 7 317 номеров в Алматы и 1 504 номеров в других областях кластера, что в совокупности составляет 8 821 номер [2].
Важнейшей задачей для развития туризма является благоустройство Алматы как наиболее привлекательного из туристских городов этой части мира, развитие туристской инфраструктуры в ТО, а также создание последовательной и привлекательной цепочки туристских кластеров.
Прогноз диктует следующую стратегию:
- Профессиональное развитие туризма Алматы как города международного значения со своим уникальным набором предложений - например, шоппинг, ночные клубы, национальная кухня, культура и история и т.д.
- Проект развития горных зон, основанный на современных международных стандартах горного планирования.
- Основные природные и культурные туристские объекты (ТО) в кластере, например, Чарын, Тамгалы, Алтын-Эмель должны быть оборудованы для обеспечения питания туристов и туристских групп
- На территории озера Капчагай (на его западной стороне) построена Ривьера в качестве основы для развития внутреннего пляжного туризма
- Туристский кластер с центром в г. Алматы предлагает широкий спектр развлечений в городе, на озерах и в горах. Алматы специализируется на городских развлечениях, предлагая прикоснуться к городской казахской традиции и культурному колориту в увлекательных однодневных экскурсиях по потрясающим природным окрестностям (Алтын-Эмель, Тамгалы, Чарынский каньон). Кроме того, Алматы - это город стыковки внутренних и международных рейсов, открывающий доступ к важной международной круглогодичной горной зоне.
В таблице 1 представлена оценка потенциала туристских объектов в Алматы.
Таблица 1
Виды туризма и оценка наличия объектов Алматы
Быстрый доступ Стратегическое развитие
Регионы Деловой-туризм Культура и туризм Горы и озера Солнце Кратковремен ный отдых
Активный отдых и
Пляж
Алматы • •• • •О ООО ООО ООО • ••
Тамгалы ООО • •О • ОО ООО ООО ООО
Чарынский каньон ООО • •О • •• ООО ООО ООО
Озеро Капчагай • ОО ООО • •О • •• ООО • •О
Алтын-Эмель ООО • •О • •• ООО ООО ООО
Зона горного • ОО ООО • •• • •• ООО ООО
туризма в Алматы
Примечание: о о о - отсутствие потенциала • о о - низкий потенциал, • • о - средний потенциал, • • • - высокий потенциал[3]
Однако, несмотря на одинаковые начальные позиции в распределении туристских продуктов (бизнес; отдых), перспективы развития рынка в Алматы различны по своей структуре:
Город обладает таким географическим положением, которое позволяет ему быть центром не только его собственного кластера, но и других важных объектов туристской инфраструктуры Казахстана (Шелковый путь), что создает дополнительный спрос на такие туристские продукты, как кратковременный отдых и культурный туризм;
Опять же, географическое положение ставит Алматы в благоприятные условия для международной коммерциализации, так как он расположен у южной и восточной границ страны без риска потерять свою популярность на важных отдаленных рынках (Россия) благодаря бренду, который уже сформировался благодаря репутации города и стабильным маршрутам воздушного движения;
Город является естественным центром, возможно, самых перспективных природных туристских объектов Казахстана (зона горного туризма Алматы), способных длительное время поддерживать интерес к международной коммерческой деятельности.
Вместе с тем следует отметить определенные недостатки : Алматы не имеет конкурентных преимуществ для того, чтобы быть всемирным туристским центром, город, как историческая столица, обладает неким шармом «старого мира», но требует профессионального подхода к его туристификации, развитие туризма в Алматы происходит неорганизованно, при отсутствии какого-либо стратегического подхода
Это является крупным инвестиционным проектом, но его долгосрочные преимущества позволят создать городской туризма и уютное место для жизни.
Придерживаясь этого проекта, Алматы как минимум должен добиться следующих результатов: создание исторического района - атрибуты зданий, городских пейзажей, окрестностей, формирование городского акватория, проведение праздников и фестивалей
С точки зрения туризма, г. Алматы еще только начинает позиционирование себя как туристского объекта, и поэтому надлежит разработать специальный проект для туристификации его городской структуры.
Список использованной литературы
1.Джанджугазова Е.А. Маркетинг в индустрии гостеприимства- М.: 2005. - с.224
2. WWW.STAT.GOV.KZ
3. Поль. У. Фзэррис, Нейл Т. Бендл, Филипп И. Пфайфер, Дэвид Дж. Рейбштейн Маркетинговые показатели/ Перев. с англ. Днепропетровск,.:Баланс Бизнес Букс, 2009 г.
© Устенова О.Ж, 2016г.
УДК 330.101
Фадеева Татьяна Александровна
Студент НИ ТПУ г.Томск, РФ E-mail: aqualegiya@gmail. com
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМ КАПИТАЛЕ И ЕГО ОСНОВНЫЕ
ХАРАКТЕРИСТИКИ
Аннотация
В современной экономике решающим фактором развития является интеллектуальный капитал, определяющий скорость и характер обновлений продукции и технологии производства. Именно эти