Научная статья на тему 'Теоретические основы развития концепции интеллектуального капитала'

Теоретические основы развития концепции интеллектуального капитала Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
374
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ / INTELLECTUAL CAPITAL / INFORMATION ECONOMY / INNOVATIONS / ECONOMIC SCHOOLS / FICTITIOUS ASSETS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Толстобров Геннадий Михайлович

В статье рассматриваются основные положения концепции интеллектуального капитала, раскрывается его роль в информационной экономике. Осуществлен анализ понятий «человеческие информационные ресурсы», «человеческий капитал», «структурный капитал». На основе обобщения и рассмотрения существующих в экономической литературе теоретических трактовок дается авторское определение понятия «интеллектуальный капитал».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical basis of intellectual capital concept development

In this particular work the author examines fundamental provisions of intellectual capital concept development, and its leading role in informative economy. Full analysis of such concepts as human information resources, human capital, structural capital is made. On the basis of consideration and generalization of the existing in the economic literature theoretical interpretations of intellectual capital by different scientists, personal author's definition of intellectual capital is given.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы развития концепции интеллектуального капитала»

Г. М. ТОЛСТОБРОВ

Геннадий Михайлович ТОЛСТОБРОВ — аспирант СПбГУЭФ.

В 2007 г. окончил Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.

Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — теория человеческого капитала. ^ ^ ^

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОНЦЕПЦИИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАПИТАЛА*

В ХХ1 в. формируется «информационная экономика», или «экономика, базирующаяся на знаниях» (knowledge-based economy). Понятие «экономики, основанной на знаниях» получило в последние годы широкое распространение в мировой экономической литературе. И это является признанием того, что сегодня научные знания, креативные способности, квалификация и специализированные уникальные навыки работников являются главным источником и ключевым фактором экономического роста, конкурентным преимуществом на микро-, макро- и глобальном уровнях. В условиях информационной экономики резко возрастает значение интеллектуального (человеческого) капитала, усиливается информационная мобильность работников, важнейшими сферами инвестиций становятся сферы воспроизводства информации, научных знаний, интеллектуального капитала.

Сегодня общепризнанно, что основой инновационного развития предприятия и роста его рыночной стоимости является интеллектуальный капитал высококвалифицированных работников. Используемый в процессе производства интеллектуальный капитал работников активно участвует в создании инновационного продукта, обладающего новыми потребительскими свойствами и повышенной добавленной стоимостью, формирует нематериальные активы фирмы, составляющие значительную долю в общей величине активов современных компаний.

Понятие «интеллектуальный капитал» трактуется экономической наукой с различных позиций. С одной стороны, интеллектуальный капитал считается адекватной и эффективной формой проявления человеческого капитала в информационной экономике, или экономике знаний. С другой — концепция интеллектуального капитала неразрывно связана с теорией фирмы и в рамках институционального подхода включает человеческий капитал как неотъемлемый элемент своей структуры. В общем, понятие «интеллектуальный капитал» имеет своим теоретическим основанием теорию фирмы, менеджмент знаний, теорию человеческого капитала, теорию информационной (постиндустриальной) экономики.

В своей работе «Природа фирмы» нобелевский лауреат по экономике Р. Коуз рассматривал деятельность фирмы как процесс поиска, отбора и координации информации. В качестве важнейшей экономической предпосылки существования фирмы он рассматривал необходимость минимизации трансакционных издержек по поиску и использованию информации, требующейся для осуществления процессов производства [6, с. 344-345].

Соответственно и ценность нанимаемых сотрудников, по мнению Р. Коуза, должна быть тождественна их способности работать с наименьшими для фирмы издержками благодаря обладанию специализированной информацией.

Известный исследователь постиндустриального общества О. Тоффлер ввел понятие прозюмеризма, означающего переход от «чистого производства к процессу, в котором важную роль играет потребление, от чистого потребления — к производительной деятельности, рассматриваемой как разновидность досуга» [8, с. 251]. Он обосновал различие между работой людей по найму, основывающейся на обмене, и неоплачиваемой работой, которая не обменивается. Эту деятельность он называет «протреблением». Протребители — производители и потребители в одном лице [там же, с. 259-260]. Протребление, по мнению О. Тоффлера, является ключевым фактором в новой экономике, а политика в отношении протребления очень скоро станет главной проблемой государства.

Значительный вклад в развитие теории интеллектуальных ресурсов внесли К.-Э. Свейби и Т. Ллойд в работе «Управление ноу-хау» [12]. Под «организациями ноу-хау» ученые понимают организации, основные ресурсы которых составляют нематериальные активы, и в их числе — знания и умения работников. Они определяют интеллектуальные ресурсы личности как сформированные в процессе формального,

ГРНТИ 06.77.59 © Г. М. Толстобров, 2010 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. С. А. Дятлова.

неформального и информального обучения знания, информированность и креативные способности человека.

Концепцию менеджмента знаний и теорию фирмы объединил Р. Грант. Он предложил концепцию «фирмы, основанной на знании», в соответствии с которой фирма представляет собой институт, интегрирующий знания [9]. Знание является критическим вводом в производство и первичным источником стоимости. Продуктивность человеческого труда зависит от знания, а технические средства производства являются его воплощением.

Всеобщее признание термина «интеллектуальный капитал» в корпоративной практике относится к первой половине 90-х годов ХХ в. В 1993 г. в журнале «Форчун» вышла статья американского экономиста Т. Стюарта «Интеллектуальный капитал — главное богатство вашей компании» [10]. По мнению ученых-экономистов, именно она сыграла решающую роль в популяризации данного термина. Т. Стюарт понимает под интеллектуальным капиталом некое интегрированное образование, выделяя в нем три составные части: человеческий капитал (наличие знаний и умение использовать их для удовлетворения потребностей клиентов); структурный капитал (формы, методы, структуры, позволяющие эффективно осуществлять сбор, тестирование, организацию, фильтрацию, сохранение и распределение существующего знания) и потребительский капитал (отношения организации с потребителями ее продукции) [11].

В работе «Интеллектуальный капитал» Л. Эдвинссон и М. Мэлоун на основе отчета шведской фирмы 8капШа по проблемам использования интеллектуального капитала предложили его структуру. Важной предпосылкой исследования явилось положение о том, что интеллектуальный капитал как один из важнейших

источников ценности компании порожден ресурсом, которым компания не в состоянии владеть, а именно ее работниками. Структуру интеллектуального капитала корпорации составляют, по Л. Эдвинсону, два важнейших компонента: человеческий и структурный капитал. Человеческий капитал представляется им как «совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей служащих компании, приложенная к выполнению текущих задач»; структурный капитал — это «все, что остается в компании, когда служащие уходят домой» [цит. по: 4, с. 94].

К структурному капиталу относятся, например, базы данных, списки потребителей, руководства, торговые марки и организационные структуры. Человеческий капитал рассматривается как движущая сила инноваций; финансовый капитал — это конечный результат. Выступая структурно частью интеллектуального капитала фирмы, человеческий капитал сотрудников в то же время признается первоосновой нематериальных активов предприятия, генерирующей силой инновационного развития.

Т. Стоуньер считает, что в постиндустриальной экономике появляется новая профессиональная категория, которая становится доминирующей формой современного труда — «информационные работники». Новый тип работников отличают изобретательность, наличие специальности и профессиональные знания. Новые интеллектуальные работники обладают мастерством и информацией. Они более независимы, высокообразованны, ненавидят рутину, предпочитают работать творчески и выполнять свою работу так, как они считают нужным. Они привыкли к изменению, неясности ситуации, гибкой организации [7, с. 400-401].

С. А. Дятлов в рамках развития теории человеческого капитала обосновал и сформулировал положение о том, что «человеческие информационные ресурсы являются адекватной информационной стадии развития общества формой выражения сущностных творческих сил человека, включенных в систему информационной экономики в качестве главного фактора, обеспечивающего высокий динамизм и высокое качество социального и экономического прогресса общества» [1, с. 125].

Интеллектуальный капитал воплощается в определенные информационные продукты, условно-отчуждаемые от их производителя и становящиеся объектом купли-продажи. Условное отчуждение информационного продукта от его производителя и использование этого продукта собственником в целях получения прибыли вытекают из особенных свойств информационного продукта, важнейшим из которых является то, что собственник на информационный продукт в процессе его использования другими людьми не теряет при этом своих прав собственности на него. Аналогично можно рассуждать применительно к знаниям и новой информации, которые воплощены в информационных работниках. В этом смысле правомерно говорить о том, что информационный продукт капитализируется, условно отчуждается в процессе своего рыночного оборота от производителя, но не отчуждается от собственника в смысле исключительного права последнего на интеллектуальную собственность, и превращается в информационный капитал и интеллектуальную собственность [2, с. 127].

С. Егоров предлагает овеществленный интеллектуальный капитал рассматривать как объект интеллектуальной собственности, поскольку «интеллектуальная собственность — это своего рода выражение труда в информационном виде, причем труда высокопроизводительного» [3, с. 96].

В. Н. Костюк рассматривает влияние интеллектуального капитала на предельную производительность. Он отмечает, что «если капитал существует в виде знаний и инноваций, то его увеличение, при прочих равных условиях, может повысить... предельную производительность капитала (одновременно с ростом его количества)». В информационном обществе, по его мнению, «капитал функционирует не в вещественно-денежной, а в вещественно-денежно-информационной форме. Последняя составляющая означает, что в

капитал входят технологические и организационные знания, предпринимательский талант и способность предвидения сдвигов в экономической конъюнктуре» [5, с. 104-105].

В целом, в рамках расширительной трактовки понятие «интеллектуальный капитал» можно определить как адекватную современной информационной стадии развития человеческого общества форму проявления творческих сил человека в информационной экономике, важнейшими элементами которых являются новые знания, креативные способности, конкурентное поведение, гибкость, информационная мобильность, ноу-хау, передовые методы принятия решений, которые накапливаются, капитализируются и используются для обеспечения устойчивого инновационного экономического роста.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дятлов С. А. Теория человеческого капитала: учебное пособие. СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1996.

2. Дятлов С. А., Марьяненко В. П., Селищева Т. А. Информационно-сетевая экономика: сущность, показатели, регулирование. СПб.: Астерион, 2008.

3. Егоров С. Человеческий фактор и экономический рост в условиях постиндустриализации // Вопросы экономики. 2004. № 5.

4. Климов С. М. Интеллектуальные ресурсы организации. СПб.: ИВЭСЭП; Знание, 2000.

5. КостюкВ. Н. Теория эволюции и социоэкономические процессы. М., 2001.

6. Коуз. Р. Природа фирмы / пер. с англ. М.: Дело, 2001.

7. Стоуньер Т. Информационное богатство: профиль постиндустриальной экономики // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.

8. Тоффлер О. Будущее труда // Новая технократическая волна на Западе. М.: Прогресс, 1986.

9. Grant R. Toward a Knowledge-Based Theory of the Firm // Strategic Management Journal. 1996. Vol. 17 (Winter Special Issue).

10. Stewart T. Your Company's Most Valuable Asset: Intellectual Capital // Fortune. 1993. October 3.

11. Stewart T. Intellectual Capital. The New Wealth of Organizations. New York, 1997.

12. Sveiby K.-E., Lloyd T. Managing Knowhow. London, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.