Научная статья на тему 'Научные школы Вологодского научного центра'

Научные школы Вологодского научного центра Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / ПОДГОТОВКА НАУЧНЫХ КАДРОВ / SCIENTIFIC SCHOOL / TRAINING OF ACADEMIC STAFF

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Егорихина С.Ю., Кельсина А.С., Мироненко Е.С.

Существование научных школ в России доказало их эффективность и как формы организации научного творчества, и как формы, в рамках которой происходит передача научного знания, навыков и методов исследовательской работы. В статье представлено общее понятие научной школы, рассмотрены классификация, формы, основные признаки научных школ, в качестве примера охарактеризованы научные школы Вологодского научного центра РАН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Егорихина С.Ю., Кельсина А.С., Мироненко Е.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC SCHOOLS OF THE VOLOGDA SCIENTIFIC CENTER OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

The existence of scientific schools in Russia has proved their efficiency both as the form of the organization of scientific creativity and as the form where scientific knowledge, skills and methods of research work transfer. The article gives the general concept of the scientific school, its classification, forms, attributes and the main characteristics of scientific schools are considered. A brief description of the scientific schools of the Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences is presented.

Текст научной работы на тему «Научные школы Вологодского научного центра»

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

УДК 378.22 ЕГОРИХИНА С.Ю.

младший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» E-mail: 07leto@mail.ru КЕЛЬСИНА А.С.

заведующий аспирантурой, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» E-mail: kelsina55@mail.ru МИРОНЕНКО Е.С.

кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Вологодский научный центр Российской академии наук» E-mail: voselena35@mail.ru

UDC378.22 EGORIKHINA S.YU.

Junior researcher, Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian Academy of

Sciences" E-mail: 07leto@mail.ru KELSINA A.S.

Head of the postgraduate school, Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the

Russian Academy of Sciences" E-mail: kelsina55@mail.ru MIRONENKO E.S.

PhD in philology, Senior researcher, Federal State Budgetary Institution of Science "Vologda Research Center of the Russian

Academy of Sciences" E-mail: voselena35@mail.ru

НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ВОЛОГОДСКОГО НАУЧНОГО ЦЕНТРА THE SCIENTIFIC SCHOOLS OF THE VOLOGDA SCIENTIFIC CENTER OF THE RUSSIAN ACADEMY OF SCIENCES

Существование научных школ в России доказало их эффективность и как формы организации научного творчества, и как формы, в рамках которой происходит передача научного знания, навыков и методов исследовательской работы. В статье представлено общее понятие научной школы, рассмотрены классификация, формы, основные признаки научных школ, в качестве примера охарактеризованы научные школы Вологодского научного центра РАН.

Ключевые слова: научная школа, подготовка научных кадров.

The existence of scientific schools in Russia has proved their efficiency both as the form of the organization of scientific creativity and as the form where scientific knowledge, skills and methods of research work transfer. The article gives the general concept of the scientific school, its classification, forms, attributes and the main characteristics of scientific schools are considered. A brief description of the scientific schools of the Vologda Scientific Center of the Russian Academy of Sciences is presented.

Keywords: the scientific school, the training of academic staff.

На современном этапе роль науки становится определяющим фактором развития не только отдельных отраслей народного хозяйства, но и национального развития в целом. А уровень и состояние самой науки напрямую зависит от наличия, качественного содержания и реального функционирования существующих научных школ. Как справедливо отметил В.К. Криворученко, «перспективы науки всегда определялись перспективами ведущих научных школ. Особенно это характерно для XXI столетия, когда все отрасли мировой науки достигли выдающихся... высот... В этом отношении научная школа - уникальное образование, в котором обеспечивается непрерывность научного процесса, происходит развитие научного знания на базе достигнутого с четко вырисовываемой перспективой» [2].

Научная школа - уникальный феномен, который удостоен внимания философов, социологов, психологов, экономистов, историков. Понятие «научная школа» многозначно. Но, прежде всего, данное словосочетание указы-

© Егорихина С.Ю., Кельсина А.С., Мироненко Е.С. © Egorikhina S.Yu., Kelsina A.S., Mironenko E.S.

вает на воспитательную функцию школы как основную, т.к. приобщение к научным знаниям и традициям происходит в результате коммуникации учителя с учениками.

Анализ литературы выявил отсутствие единых подходов к пониманию термина «научная школа». В основном ее рассматривают и как формальное объединение, научно-образовательную организацию различного статуса, и как исследовательский коллектив, достигший известности высоким уровнем изысканий в конкретном научном направлении, и как направление в науке, объединившее интересы группы исследователей, и как интеллектуальную, эмоционально-ценностную, неформальную, открытую общность ученых разных статусов, работающих под руководством лидера [3].Также под научными школами понимают реальные формальные и неформальные коллективы ученых, занимающиеся решением тематически близких проблем в рамках единой методологии и в условиях взаимного обмена, сотрудничества и наставничества [1, с.26].

С.Д. Резник выделяет научно-педагогическую школу применительно к вузу и определяет ее как «объединенный общим научным направлением коллектив ученых и педагогов, работающий под руководством известного в научно-педагогическом сообществе руководителя и имеющий в своем составе докторов и кандидатов наук, молодых ученых, преподавателей, сотрудников и аспирантов» [7, с. 84]. Характеризуют такую школу продуктивная научно-педагогическая деятельность, преемственность поколений, а также признание школы международным и отечественным научным сообществом.

В правовых документах встречается определение ведущей научной школы. Так, в Постановлении Правительства РФ от 27.04.2005 № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации» указано, что «ведущей научной школой Российской Федерации считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью. Указанный коллектив должен осуществлять подготовку научных кадров, иметь в своем составе руководителя, а также молодых (до 35 лет) исследователей»1.

М.Г. Ярошевский выделяет такие важные признаки научной школы, как наличие лидера, исследовательской программы, которая объединяет коллектив на основе единой цели, а также общность подходов совместной деятельности [7, с. 86], Н.А. Логинова добавляет к вышеперечисленному непосредственное общение коллектива школы, наличие методического инструментария исследований, наличие внутренних стандартов оценки деятельности [5, с. 106-111].

В настоящее время нет общепринятой концепции научной школы, которая отвечала бы единым требованиям и тенденциям времени. Существующие принципы подразделения научных школ отражают различия в подходах к интерпретации деятельности той или иной научной школы. Наиболее полную классификацию, отражающую многообразие научных школ, предложила О.Ю. Грезнева: по виду связей между членами научной школы - научное течение, «невидимый колледж», научная группировка; по статусу научной идеи - экспериментальные, теоретические; по широте исследуемой предметной области - узкопрофильные, широкопрофильные; по функциональному назначению продуцируемых знаний - фундаментальные, прикладные; по форме организации деятельности учеников - с индивидуальными формами организации научно-исследовательской работы, с коллективными формами организации НИР; по характеру связей между поколениями - одноуровневые, многоуровневые; по степени институализации - неформальные, кружки, институаль-ные; по уровню локации - национальные, локальные, личностные [4, с. 42-43].

Все перечисленные формы научных школ пересе-

каются и не исключают друг друга, что еще раз подчеркивает многообразие научных связей и творческих характер научного труда, а также многоаспектность такого явления как научная школа.

Многие исследователи отмечают, что чаще всего научная школа формируется вокруг известного ученого, объединяющего учеников, которые разделяют его научные идеи, общие теоретические принципы и методологию исследования. Как правило, эта группа исследователей выполняет определенную научную программу, разработанную и предложенную таким ученым. Следует отметить, что научная школа осуществляет производство, распространение и воспроизводство знаний, т.е.все функции научной деятельности.

На современном этапе развития науки научные школы формируются в высших учебных заведениях, научных лабораториях, научно-исследовательских институтах, научных, опытно-конструкторских и проектно-конструкторских организациях.

К основным характеристикам научной школы можно отнести: известность научной школы (научная репутация, признание научных результатов школы отечественными и зарубежными специалистами); уровень исследований, их оригинальность; научные традиции (проведение регулярных конференций, семинаров); наличие магистерских программ, аспирантуры и докторантуры; преемственность поколений; постоянно действующие научные семинары; издание трудов школы, монографий или учебников по направлениям деятельности школы. Для оценки результативности научной школы большое распространение в последние годы получил такой критерий, как индекс цитирования в мировой и отечественной научной литературе (индекс Хирша).

Научная школа, по прошествии определенного времени, нуждается в осмыслении своей истории, результатов деятельности, выявлении перспективных направлений дальнейшего исследования, привлечения к исследованиям новых кадров [1, с. 31]. Ниже представлена история становления и развития научных школ в Вологодском научном центре Российской академии наук (далее - Центр, ВолНЦ РАН).

ВолНЦ РАН, созданный в 1996 г., является первым и единственным подразделением Российской академии наук на территории Вологодской области. Основной деятельностью Центра является проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований, внедрение достижений науки и передового опыта, направленных на получение и применение новых знаний по проблемам развития территорий, отраслевых комплексов и обеспечения их устойчивого функционирования.

ВолНЦ РАН осуществляет научную деятельность по следующим научным направлениям, утвержденным Постановлением Президиума Российской академии наук от 31 марта 2009 года № 96:

- Проблемы экономического роста, научные основы региональной политики, устойчивого развития

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

территорий и муниципальных образований и трансформации социально-экономического пространства.

- Интеграция регионов в глобальные экономические и политические процессы, проблемы экономической безопасности и конкурентоспособности территориальных социально-экономических систем.

- Территориальные особенности уровня и образа жизни, стратегий поведения и мировоззрения различных групп российского общества.

- Развитие региональных социально-экономических систем, применение новых форм и методов территориальной организации общества и хозяйства, развитие рекреационной сферы территорий.

- Социально-экономические проблемы преобразования научной и инновационной деятельности территорий.

- Разработка проблем информатизации общества, интеллектуальных технологий в информационных и территориальных системах, науке и образовании.

В соответствии с этими направлениями создавались и функционируют научные школы ВолНЦ РАН.

В 2011 году Ученым советом утверждено Положение о научных школах, которое определяет порядок регистрации, организации деятельности и прекращения существования научной школы в Вологодском научном центре.

Согласно Положению «научной школой считается сложившийся коллектив исследователей различных возрастных групп и научной квалификации, связанный проведением исследований по общему научному направлению, возглавляемый руководителем и осуществляющий подготовку научных и научно-педагогических кадров, в том числе молодых ученых».

Для регистрации исследовательского коллектива как научной школы Положением определены следующие квалификационные показатели.

1. Наличие коллектива исследователей, в составе

которого должны быть несколько поколений ученых, в том числе доктора и кандидаты наук, а также молодые ученые (до 35 лет), аспиранты и студенты.

2. Наличие исследовательской программы.

3. Наличие руководителя научной школы. Руководитель научной школы - доктор наук, штатный сотрудник Центра, подготовивший кандидатов наук, имеющий публикации в изданиях, рекомендованных ВАК, и в международных журналах, принимающий регулярное участие в российских и международных научных конференциях по проблемам научной школы в качестве докладчика и имеющий аспирантов по данному научному направлению.

4. Высокий уровень научных результатов, подтвержденный монографиями, статьями, опубликованными за последние 3 года членами научной школы.

5. Защита докторских и кандидатских диссертаций, подготовленных под руководством ученых научной школы.

6. Наличие связей с коллегами из академических институтов, ведущих российских и зарубежных вузов в форме совместных научных работ и публикаций.

7. Участие в выполнении исследований по федеральным и ведомственным целевым программам, по грантам, а также в конкурсах, финансируемых РАН.

8. Участие членов научной школы во всероссийских или международных конференциях с научными докладами.

9. Организация и проведение членами научной школы конференций, семинаров, в том числе постоянно действующих.

10. Участие в преподавательской деятельности.

11. Минимальное число членов научной школы - 10 человек.

На данный момент в Центре сложились и функционируют четыре научные школы (рисунок). В рамках каж-

Научные семинары-дискуссии «Развитие интеллектуального

Рис. Научные школы Вологодского научного центра.

Научный семинар-дискуссия «Стратегическое управление и инновационная экономика » (руководитель - д.э.н. К. А. Гулин)

потенциала региона» (руководитель - к.э.н. Л.В. Бабич), «Маркетинг научной продукции» (руководитель - к.ф.н. О.В. Третьякова)

Научный семинар-дискуссия «Региональная экономика и управление» (руководитель - д.э.н. Т.В. Ускова)

дой научной школы на постоянной основе действуют научные семинары-дискуссии, которые представляют собой открытую площадку для обсуждения актуальных проблем и результатов исследований.

1. Научная школа «Проблемы комплексного исследования региональных экономических и социальных процессов».

С конца 1990-х гг. в ВолНЦ РАН стало определяться научное направление, ориентированное на решение проблем и поиск путей наиболее эффективного социально-экономического развития территорий. Начав исследовательскую деятельность с изучения отдельных вопросов регионального социально-экономического развития, Центр перешел к комплексному подходу в организации исследований проблем развития территорий.

В 2006 году создана первая научная школа «Проблемы комплексного исследования региональных экономических и социальных процессов». Ее основатель и руководитель- доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации Ильин Владимир Александрович.

За период существования школы ее участниками проведены и опубликованы научные исследования, результаты которых опубликованы в журналах различного уровня (за 2015 - 2017 гг. - 261 статья, из них: 57 опубликованы в изданиях, входящих в Web of Science, Scopus, ВАК, 12 монографий); организовано активное и целенаправленное внедрение этих результатов в учебно-воспитательный процесс в аспирантуре Центра и вузах Вологодской области; защищены 36 диссертаций, в т.ч. три докторские.

В рамках работы школы на постоянной основе проводятся конференции, форумы, научно-практические семинары и научные семинары-дискуссии, среди них российские научно-практические конференции « Стратегия и тактика реализации социально-экономических реформ: региональный аспект» и «Дети и молодежь -будущее России»; региональная научно-практическая конференция «Молодые ученые - экономике региона»; научные семинары с участием ученых из Германии, Франции, Китая, Республики Беларусь и др.

Ежегодно для молодых ученых Центра организуются публичные лекции, которые читают приглашенные ведущие российские и зарубежные ученые в области экономики, например, академик В. В. Ивантер, академик В.М. Полтерович, д.э.н., проф. С.Д. Валентей и д.э.н., проф. Р.С. Гринберг, (РФ), д.э.н., проф. Армандо Татео и Фабрицио ди Стефано (Италия), проф. Жульен Веркей (Франция)и др.

Члены научной школы ежегодно участвуют в выполнении исследований по федеральным и ведомственным целевым программам, по грантам РФФИ, РГНФ, а также в конкурсах, финансируемых РАН .Они читают лекции, специальные курсы для студентов вузов, магистрантов и аспирантов Центра, осуществляют руководство курсовыми проектами, выпускными квалификационными работами, проводят научные семинары-дискуссии, при-

нимают участие в конференциях, форумах, конкурсах.

Руководитель научной школы В. А. Ильин является главным редактором журнала «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз», который в 2015 г. включен в Индекс цитирования появляющихся источников (Emerging Sources CitationIndex), являющийся частью Универсальной коллекции Web of Science. В. А. Ильин входит также в состав редколлегий журналов «Федерализм», «Проблемы развития территорий», «Вопросы территориального развития», «Экономика Северо-Запада: проблемы и перспективы развития» и редсоветов журналов «Социальное пространство», «Известия Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук».

На данный момент число участников школы составляет 30 человек, в том числе 11 кандидатов наук, 16 молодых ученых (до 35 лет), среди которых студенты, магистранты и аспиранты.

2. Научная школа «Теория и методологии управления устойчивым социально-экономическим развитием региональных систем».

Школа основана в 2011 году под руководством доктора экономических наук, доцента заместителя директора по научной работе, заведующего отделом ВолНЦ РАН Усковой Тамары Витальевны.

Приоритетным направлением исследований, выполняемых школой, является разработка научно-методических основ развития региональной экономики в условиях динамичной внешней и внутренней среды, методов и инструментария управления развитием региона. В рамках данного направления изучаются:

- проблемы экономического роста, научные основы региональной политики, устойчивого развития территорий и муниципальных образований и трансформации социально-экономического пространства;

- интеграция регионов в глобальные экономические и политические процессы, проблемы экономической безопасности и конкурентоспособности территориальных социально-экономических систем;

- развитие региональных социально-экономических систем, применение новых форм и методов территориальной организации общества и хозяйства, развитие рекреационной сферы территорий.

Результаты проводимых исследований представлены на страницах книг, брошюр, научных журналов различного уровня (за 2015 - 2017 гг. - 513 публикаций, в т. ч. 26 монографий, 133 статьи в журналах ВАК, Web of Science, Scopus).

Коллектив школы принимает непосредственное участие в организации и проведении научно-практической интернет-конференции «Проблемы экономического роста и устойчивого развития территорий», а также в выполнении исследований по федеральным и ведомственным целевым программам, по грантам РФФИ, РГНФ.

Руководитель научной школы Т.В. Ускова является главным редактором журнала «Вопросы территориального развития», членом редсоветов журналов

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

«Vykonnost'podniku», «Forummanazhera» (Словакия) и членом редколлегий журналов «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз» (Web of Science^ «Проблемы развития территории» (ВАК).

За период существования школы было защищено 11 диссертаций;в 2015 - 2017 гг. по тематике научной школы проведено 74 семинара-дискуссии для научных сотрудников и студентов. Семь членов научной школы осуществляют преподавательскую деятельность в вузах г. Вологды, магистратуре, аспирантуре ВолНЦ РАН, в Научно-образовательном центре ВолНЦ РАН.

Количество участников школы составляет 19 человек, из них 5 кандидатов наук, доля молодых ученых (до 35 лет) достигает 84%.

3. Проблемы социально-демографического развития территорий (руководитель - д.э.н., доцент А. А. Шабунова).

Школа основана в 2012 году под руководством доктора экономических наук, доцента директора ВолНЦ РАН Шабуновой Александры Анатольевны.

Актуальность вопросов, изучаемых в рамках работы школы, обусловлена важностью решения социальных проблем для российского общества.

Основная задача школы - выполнение фундаментальных и прикладных научных исследований в области человеческого развития (здоровье, образование), социокультурных изменений, социально-трудовых отношений, социально-демографических процессов, уровня и качества жизни населения, общественного мнения и эффективности государственного управления в социальной сфере.

За период с 2015 по 2017 г. в научной школе подготовлены 878 публикаций, в т. ч. 25 монографий, 215 статей в изданиях ВАК, Web of Science, Scopus. Члены научной школы участвуют в выполнении научно-исследовательских проектов по грантам РГНФ, РФФИ, РНФ.

Коллектив школы ежегодно принимает участие в организации научно-практической интернет-конференции «Глобальные вызовы и региональное развитие в зеркале социологических измерений», Всероссийской научно-практической конференции «Дети и молодежь - будущее России», а также осуществляет международное научное сотрудничество на системной основе с научными учреждениями Республики Беларусь, Польши, Китая, Армении.

Руководитель научной школы А. А. Шабунова является главным редактором журнала «Социальное пространство», членом редколлегии журнала «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз» (Web of Science), членом редсоветов журналов «Проблемы развития территории» (ВАК), «Вопросы территориального развития».

За период существования научной школы защищено 6 диссертаций, с 2015 по 2017 г. проведено 65 семинаров-дискуссий для научных сотрудников и студентов. Осуществляют преподавательскую деятельность в вузах г. Вологды, магистратуре, аспирантуре и

в Научно-образовательном центре четырнадцать членов научной школы.

Коллектив школы насчитывает 25 человек, в том числе 5 кандидатов наук, 20 молодых ученых (до 35 лет), среди них студенты, магистранты и аспиранты.

4. Научная школа «Проблемы научно-технологического и инновационного развития территорий».

Эта научная школа создана в 2015 году под руководством доктора экономических наук, доцента заместителя директора по научной работе, заведующего отделом ВолНЦ РАН Гулина Константина Анатольевича.

Ключевыми направлениями исследований и разработок коллектива школы являются:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- научно-технологическое пространство и развитие территориальных инновационных систем как среды генерации, распространения и коммерциализации знаний;

- разработка методов и алгоритмов моделирования устойчивого экономического роста на основе развития высокотехнологичных производств;

- обеспечение устойчивого роста и экономического развития территорий за счет стимулирования предпринимательской активности;

- разработка, сопровождение инновационных проектов в сфере промышленного производства, содействие их инвестиционному обеспечению;

- проектирование, разработка и сопровождение информационных систем субъектов экономической деятельности.

Результаты проводимых школой исследований отражены в различных публикациях. Так, за 2015 - 2017 гг. подготовлены 372 публикации, в т.ч. 9 монографий, 137 статей в журналах перечня ВАК, Web of Science, Scopus.

Коллектив школы ежегодно проводит научно-практическую интернет-конференцию «Проблемы и перспективы развития научно-технологического пространства», участвует в выполнении исследований по федеральным и ведомственным целевым программам, грантам РФФИ и РГНФ, а также в конкурсах, финансируемых РАН.

Руководитель школы К. А. Гулин является главным редактором журнала «Проблемы развития территории», который включен в Перечень рецензируемых научных изданий; он член редколлегий журналов «Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз» (Web of Science), «Вопросы территориального развития».

За период существования школы было защищено 2 диссертации. По тематике научной школы в 2015 -2017 гг. проведено 50 семинаров-дискуссий для научных сотрудников, аспирантов, студентов. Пять членов научной школы осуществляют преподавательскую деятельность в вузах г. Вологды, магистратуре, аспирантуре и Научно-образовательном центре ВолНЦ РАН.

Количество участников школы составляет 20 человек, из них 4 кандидата наук, доля молодых ученых (до 35 лет) достигает70%.

Руководители школ Т.В. Ускова, А.А. Шабунова, К.А. Гулин - являются учениками основателя первой научной школы ВолНЦ РАН В. А. Ильина. Защитив докторские диссертации, они стали развивать свои научные направления, готовить аспирантов, расширять научные связи. В школах сложилась определённая тематика исследований, существует несколько поколений исследователей, на регулярной основе проводятся научные конференции, коллективы школ принимают участие в конкурсах грантов, выполняют хоздоговорные работы.

Показатели деятельности научных школ ВолНЦ РАН за период с 2015 по 2017 г. представлены в таблице.

Таблица

Основные показатели деятельности научных школ ВолНЦ РАН за период с 2015 по 2017 г

№ п/п Показатель Научная школа В.А. Ильина Научная школа Т.В. Усковой Научная школа А.А. Шабуновой Научная школа К.А. Гулина

1. Среднегодовая численность участников научной школы, в том числе: 31 21 31 19

докторов наук, чел. 1 2 1 2

кандидатов наук, чел. 10 5 6 4

студентов, аспирантов, чел. 9 9 13 8

2. Доля участников научной школы до 35 лет, % 45 76 77 68

3. Количество публикаций во всех источниках (в среднем за год), в том числе: 87 171 292 124

монографий, ед. 4 8 8 3

публикаций в изданиях, входящих в WebofScience, Scopus, ед. 8 11 12 24

публикаций в изданиях, рекомендованных ВАК, ед. 12 33 60 21

публикаций в изданиях РИНЦ, ед. 63 13 26 13

публикаций в зарубежных изданиях, ед. 6 85 106 70

4. Количество докладов на международных и всероссийских конференциях, симпозиумах, форумах, семинарах (в среднем за год), ед. 22 53 57 26

5. Количество проведенных научных семинаров-дискуссий (в среднем за год), ед. 25 25 23 16

Таким образом, научные школы Вологодского научного центра за время своего существования достигли определенногоуровняразвития. Результаты их научно-исследовательской и образовательной деятельности заслужили внимания научного сообщества, труды их руководителей признаны в нашей стране и за рубежом, ведущими учеными школ подготовлены кандидаты и доктора наук. Но, как отмечает М.Р. Арпентьева, в условиях современных средств коммуникаций территориальная и дисциплинарная дифференциация школ по регионам и тематическим проблемам, их роль в общей динамике науки становится менее значимой, более значимы при этом «общее проблемное поле (научное направление), методология и ценности (миссия) школы, а также наличие коллектива исследователей, скрепленного реальными или виртуальными связями взаимного признания, обучения, совместного или скоординированного друг с другом исследования» [3]. Поэтому в рамках укрепления и развития научных школ Центра планируется расширение научных связей и разработка новых направлений исследования, повышение их качества, формирование новых школ. Также одной из задач является достижение критериев, позволяющих включить научные школы Центра в реестр ведущих научных школ РАН, а также участие в Программе развития ведущих научных школ РАН.

Научные школы - это форма научной деятельности, в результате которой при взаимодействии опытных и молодых ученых происходит формирование нового знания, подготовка кандидатов и докторов наук. Научная организация, заинтересованная в сохранении и развитии научного потенциала, должна поддерживать научную школу как эффективную систему закрепления и воспитания молодых талантливых кадров в науке.

Примечание

1 Постановление Правительства РФ от 27.04.2005 № 260 «О мерах по государственной поддержке молодых российских ученых - кандидатов наук и докторов наук и ведущих научных школ Российской Федерации». //Российская газета. № 93. 05.05.2005.

Библиографический список

1. Арпентьева М.Р. Особенности научного творчества в контексте развития научных школ // Гуманитарные ведомости ТГПУ им. Л. Н. Толстого. 2015. № 3

2. Криворученко В.К. Научные школы // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание Умение».2011. №2. URL: http://www.zpu-journal.rU/e-zpu/2011/2/Krivoruchenko_Scholar_Schools/

3. Криворученко В.К. Научные школы - важнейший фактор развития современной науки. URL: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/ scientificschools/about/Krivoruchenko_factor/

4. Грезнева О.Ю. Научные школы: принципы классификации // Высшее образование в России. 2004. №5. С. 42-43.

5. ЛогиноваН.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе // Психологический журнал. 2000. № 5. Т. 21. С. 106-111.

6. Резник С.Д., Макарова С.Н., Джевицкая Е.С. Аспиранты России: отбор, подготовка к самостоятельной научной и педагогической

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

деятельности: Монография/ под общ. Ред. С.Д. Резника. - 2-е изд., перераб., и доп. М.: ИНФРА-М, 2015. 236 с.

7. Ярошевский М.Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке: Под ред. С. Р. Микулинского и др. М.: Наука, 1977. 524 с.

References

1. ArpentyevaM. R. Features of scientific creativity in the context of the development of scientific schools//Humanitarian sheets of TGPU of L.N. Tolstoy. 2015. No. 3

2. Krivoruchenko V.K. Scientific schools // Humanitarian information portal «Knowledge. Understanding Ability». 2011. No. 2. URL: http:// www.zpu-journal.ru/e-zpu/2011/2/Krivoruchenko_Scholar_Schools/

3. Krivoruchenko V.K. Scientific schools - the most important factor of development of modern science. URL: http://www.mosgu.ru/ nauchnaya/scientificschools/about/Krivoruchenko_factor/

4. Grezneva O.Yu. Scientific schools: the principles of classification//the Higher education in Russia. 2004. No. 5. Pp. 42-43.

5. LoginovaN.A. Apprenticeship phenomenon: familiarizing with scientific school //Psychological magazine. 2000. No. 5. T. 21. Pp. 106-111.

6. ReznikS.D., MakarovS.N., DzhevitskayaE.S. Graduate students of Russia: selection, preparation for independent scientific and pedagogical activity: The monograph / under a general Edition of S.D. Reznik. - 2nd prod., reslave., and additional M.: INFRA-M, 2015. 236 p.

7. YaroshevskyM.G. The logics of development of science and scientific school // Scientific schools: Under the editorship of S.R. Mikulinsky, etc. M.: Science, 1977. 524 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.