Научная статья на тему 'Возвращение диссертационного совета по педагогике в Магнитогорск: признание и ответственность'

Возвращение диссертационного совета по педагогике в Магнитогорск: признание и ответственность Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
294
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТ / ОПОРНЫЙ ВУЗ / ДИССЕРТАЦИОННЫЙ СОВЕТ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / НАУЧНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ / UNIVERSITY / BASIC UNIVERSITY / DISSERTATION COUNCIL / SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL POTENTIAL / SCIENTIFIC SCHOOL / SCIENTIFIC DIRECTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сайгушев Н.Я., Андреева С.Л.

Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова это опорный вуз страны, крупный научный центр Южного Урала. В университете имеются свои научные школы, функционируют несколько диссертационных советов на соискание научных степеней кандидата и доктора наук. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации своим приказом от 24 октября 2018 г.[87] № 235/нк выдало разрешение на создание в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова совета Д 212.111.06 по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по научной специальности -13.00.08 Теория и методика профессионального образования (педагогические науки). Открытие в техническом университете совета по педагогическим наукам говорит о признании роли общественных и гуманитарных наук в ситуации современного социально-экономического развития. Такое доверие ВАК и всего Министерства науки и высшего образования РФ обусловлено научно-педагогическим потенциалом профессорско-преподавательского состава Института гуманитарного образования и всего МГТУ им. Г.И. Носова, где уже много лет функционируют научные школы докторов педагогических наук. В настоящее время в высшего образования весьма остро стоит проблема развития и сохранения научно потенциала и научно-педагогических школ в условиях продолжающейся модернизации российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW DISSERTATION COUNCIL IN PEDAGOGICS IN MAGNITOGORSK: RECOGNITION AND RESPONSIBILITY

Nosov Magnitogorsk State Technical University is one of the basic higher educational establishments in Russia, a large scientific center of the Southern Urals. The university has its own scientific schools, several dissertation councils for the degrees of candidate and doctor of science. The Higher Attestation Committee under the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation by its order of October 19, 2018 No. 27/303 established the dissertation council for the degree of candidate of science and the degree of doctor of science D 212.111.06 in the scientific specialty 13.00.08 Theory and methods of vocational education (pedagogical sciences) in Nosov Magnitogorsk State Technical University. The establishment of the dissertation council in Pedagogics in the technical university means the recognition of the humanities in a situation of social development. It was also made possible due to the scientific potential of the Institute for the Humanities of NMSTU with its scientific schools under supervision of doctors of pedagogical sciences. At present, the problem of scientific pedagogical schools development appears very acute in higher education, with the concept of “scientific school” is quite ambiguous due to the complexity of scientific schools phenomenon, in general.

Текст научной работы на тему «Возвращение диссертационного совета по педагогике в Магнитогорск: признание и ответственность»

V. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

УДК 378.242:37.01

Н. Я. Сайгушев (Магнитогорск, Россия) С. Л. Андреева (Магнитогорск, Россия)

ВОЗВРАЩЕНИЕ ДИССЕРТАЦИОННОГО СОВЕТА ПО ПЕДАГОГИКЕ В МАГНИТОГОРСК:

ПРИЗНАНИЕ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова - это опорный вуз страны, крупный научный центр Южного Урала. В университете имеются свои научные школы, функционируют несколько диссертационных советов на соискание научных степеней кандидата и доктора наук. Министерство науки и высшего образования Российской Федерации своим приказом от 24 октября 2018 г.1 № 235/нк выдало разрешение на создание в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова совета Д 212.111.06 по защите диссертаций на соискание ученых степеней кандидата и доктора наук по научной специальности -13.00.08 - Теория и методика профессионального образования (педагогические науки). Открытие в техническом университете совета по педагогическим наукам говорит о признании роли общественных и гуманитарных наук в ситуации современного социально-экономического развития. Такое доверие ВАК и всего Министерства науки и высшего образования РФ обусловлено научно-педагогическим потенциалом профессорско-преподавательского состава Института гуманитарного образования и всего МГТУ им. Г.И. Носова, где уже много лет функционируют научные школы докторов педагогических наук. В настоящее время в высшего образования весьма остро стоит проблема развития и сохранения научно потенциала и научно-педагогических школ в условиях продолжающейся модернизации российского образования.

Ключевые слова: университет, опорный вуз, диссертационный совет, научно-педагогический потенциал, научная школа, научное направление.

Современная наука России за три десятилетия претерпела уже не одну волну реформ. В этом «шторме» виноваты отчасти общемировые тенденции [2], отчасти внутригосударственные механизмы, направленные на повышение эффективности научной сферы и снижение финансовых затрат на нее. Для системы образования и педагогической науки сочетание таких тенденций оборачивается своим спектром проблем.

Российская квалификационная система аттестации научных работников «является инструментом сопряжения сфер труда и образования и представляет собой обобщенное описание квалификационных уровней, признаваемых на общефедеральном уровне, и основных путей их достижения на территории России» [2, с.1]. Диссертационные советы являются теми структурными элементами системы подготовки научных кадров, которые завершают его путем вынесения решения о присуждении ученой степени. Как и в других частях системы российской науки и образования, работа диссо-ветов в последнее время активно критиковалась государством и научной общественностью [7; 8; 26; 38 и др.], однако коренных изменений она не претерпела, несмотря на «угрозы» окончательного перехода на Болонскую систему.

Диссертационные советы остаются важнейшим официальным экспертным органом не только в кадровом вопросе, но и в вопросе определения направлений науки в нашей стране, несмотря на наличие официально утвержденных государственных стратегий и приоритетов. Именно поэтому к открытию диссоветов, к отбору их председателей, ученых секретарей и членов Высшая аттестационная комиссия относится очень внимательно.

24 октября 2018 г Министерство науки и высшего образования Российской Федерации своим приказом от. № 235/нк и на основании рекомендации Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования РФ от 19 октября 2018 г. № 27/303 выдало разрешение на создание в Магнитогорском государственном техническом университете им. Г.И. Носова совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук на соискание ученой степени док-

1 Приказ о выдаче разрешения на создание совета по защите диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук на базе федерального государственного бюджетного -образовательного учреждения высшего образования «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» от 24.10.2018 № 235/нк // Высшая аттестационная комиссия при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации. Сайт.URL:http://vak.ed.gov.ru/documents/10179/0/235+%D0%BD%D0%BA.pdf/27dfDacd-6da7-49fb-afD9-

5cf8ad3d6b8d

тора наук Д 212.111.06 по научной специальности 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования (педагогические науки). О чем говорит это событие?

Открытие диссоветов - это всегда оценка деятельности соответствующих научных или образовательных организаций, в число которых, согласно федеральному закону, попадают только «образовательные организации высшего образования, которые достигли высоких результатов в научной и (или) научно-технической деятельности, обладают авторитетом в вопросах подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации»2. Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова в настоящее время является крупным научным центром на Южном Урале. В университете имеются свои научные школы, функционируют несколько диссертационных советов на соискание научных степеней кандидата и доктора наук по техническим научным специальностям. И вот открыт педагогический диссертационный совет. Этот факт свидетельствует, безусловно, о значимости МГТУ им. Г.И. Носова как опорного вуза, он же говорит и о признании достижений его ученых. Государственные органы образования и науки по достоинству оценили возможности кадрового состава специалистов университета и подтвердили статус Магнитогорска как одного из значимых научных центров в области педагогики и образования, страны и региона.

В Магнитогорске это уже не первый опыт работы диссертационных педагогических советов. Диссовет на соискание ученой степени доктора педагогических наук (Д 212.112.01) по специальностям 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования и 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования (педагогические науки) впервые был открыт в 1996 г. при Магнитогорском государственном педагогическом институте (в дальнейшем - Магнитогорский государственный университет (МаГУ). Реформирование системы высшего образования привело к реорганизации вуза и закрытию совета.

Итак, второй раз Магнитка получила возможность выступить в качестве экспертного центра аттестации научных педагогических кадров. Можно утверждать, что открытие диссовета не в областном городе есть проявление регионализации науки - явления, неоднозначно оцениваемого аналитиками. Содержание публикаций по проблемам диссертационных советов в России, в том числе по педагогике, свидетельствует, с одной стороны, об изменившемся отношении научной общественности к самой процедуре аттестации кадров, с другой, - о субъективизме ряда оценок. Так, в статье Д. И. Фельдштейна, посвященной критике качества проведенных решений диссоветов по педагогике и психологии, читаем: «Как ни горько об этом говорить, но, как правило, выбор темы исследования не определяется сегодня научно и общественно значимыми задачами, а придумывается, исходя зачастую из темы, которую когда-то защитил заведующий кафедрой или научный консультант, или просто из возможностей сбора определенного "материала"» [38]. Для преодоления этого важное значение имеет развитие научных школ в вузе, ведь навязывание научным руководителям, аспирантам и соискателям искусственного «разнообразия» тем идет в противоречие с самой идеей научной школы, ценность которой пока никто не может отрицать. Как формировать школу, как продвигать свои научные идеи, если не поддерживать и не собирать около себя молодых исследователей-единомышленников?

В настоящее время в высшей школе весьма остро стоит проблема формирования и сохранения научных и научно-педагогических школ. Создание и развитие отдельной научной школы - это длительный, дорогой и очень сложный процесс, и, тем не менее, именно научные школы выступают в роли хранителей лучших научных традиций вуза и страны, они передают опыт ученикам, другим научным коллективам и всему научному сообществу. Этому уникальному явлению в МГТУ им. Г.И. Носова уделяется много внимания, поэтому как возникновение новых, так и поддержание имеющихся научных школ по педагогическим наукам (Т. В. Кружилина, О. В. Лешер, М. В. Му-сийчук, О. Л. Назарова, Т. Ф. Орехова, Л. В. Павлова, С. Н. Павлов, Л. Д. Пономарева, Е. Н. Ращикулина, Е. В. Романов, П. Ю. Романов, Л. И. Савва, Н. Я. Сайгушев) являются предсказуемым.

Очевидна многогранность самого понятия «научная школа». В теории и методологии науки данное понятие неоднозначно и имеет различные смысловые оттенки, что связано со сложностью содержания (сути) самого феномена научных школ. В литературе называются следующие смысловые составляющие научной школы:

2 Федеральный закон от 23.08.1996 N 127-ФЗ (ред. от 23.05.2016) "О науке и государственной научно-технической политике" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017) // КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc-LAW 11507/97fefddb95a8b87dd4991b7c0a162a32e32c 1301/

- формальное объединение, научно-образовательная организация различного статуса (университет, кафедра, научно-исследовательский институт, лаборатория);

- исследовательский (творческий) коллектив, не обязательно имеющий формальную принадлежность к какому либо структурному подразделению университета или научно-исследовательского института;

- направления в науке, объединившие интересы группы следователей [36].

По мнению В. Г. Садкова, никто не отрицает самого факта наличия рассматриваемого феномена, но при этом необходимо ответить на вопрос, возможно ли вообще свести конкретную научную школу к некоей совокупности формализуемых фактов [36]? Рассмотрев направления научной деятельности профессоров, докторов педагогических наук разных научных и образовательных организаций России в разные исторические периоды, отметим, что каждое такое направление сформировалось на базе исследований нескольких педагогических, социально-педагогических, социально-психологических аспектов. Да, есть ученые, которые стали выдающимися педагогами и создавшими свои научные школы, не имея педагогического образования и опираясь только на опыт, полученный из практики собственной научной подготовки. Действительно, история науки знает множество таких примеров: школы Н. Бора, А. М. Бутлерова, Л. С. Выготского, Ю. Либиха, И. П. Павлова, Э. Резерфорда, А. А. Ухтомского, З. Фрейда и т.д. Такие школы получили мировую известность и признание, но их педагогический опыт требует специального теоретического осмысления для его распространения в системе научного образования. Для этого необходимо рассматривать не только развиваемые ими идеи, но и саму систему подготовки научных кадров. При этом необходимо понимать, что научные школы как педагогические системы являются системами особого рода и значительно отличаются от других педсистем.

Научные школы в виде научных течений является, по сути дела, системой научного самообразования, в которой контакт основателя течения и его последователей опосредован различного рода научными публикациями, отражающими научно-исследовательскую программу и разрабатываемую теорию. Но механизм ученичества - например, идеализация учителя - здесь тот же самый. Этому способствуют различного рода мифы и легенды, создающие определенный ореол вокруг научного открытия и имени такого ученого. Подобная мифологизация жизни и деятельности учителя обеспечивает, с одной стороны, внимание к его программе последователей, а с другой - длительную трансляцию через поколения сложных видов деятельности, каким и является научное исследование.

Анализ ситуации открытия диссертационных советов в других вузах и НИИ показывает, что основным и всегда неформальным показателем для этого являлось наличие научных школ. которые могут гарантировать «высокие результаты в научной и (или) научно-технической деятельности» и завоевать «авторитет в вопросах подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации», о которых говорится в процитированной выше статье закона.

Особенностью советско-российской науки, в отличие от западной, всегда была ориентация не столько на статьи, сколько на диссертации, где решаются более крупные проблемы, чем в отдельно взятой научной публикации [16]. Поэтому научные дискуссии, которые разворачиваются на защитах, это дискуссии уникального порядка. Их значимость нельзя отрицать, тем более что сегодня даже научные конференции, казалось бы, специально предназначенные для научных дискуссий, переводятся в заочную форму, т. е. не предполагают споров и активного критического обсуждения. Журналы тоже чаще не организуют полемик и, в лучшем случае, привлекают двух рецензентов, которые оценивают качество научной мысли. Кстати сказать, в МГТУ им. Г.И. Носова в 2017 г. был основан журнал «Гуманитарно-педагогические исследования»3. Он был создан как при Институте гуманитарного образования, который не только придерживается политики двойного «слепого» рецензирования, но и имеет в структуре своих выпусков раздел «К обсуждению», приглашая ученых к научным дискуссиям в области образования и педагогических, общественных и филологических наук. В состав редакционного совета, конечно, входят члены открытого недавно диссертационного совета: О. В. Гневэк, Т. В. Кружилина, О. В. Лешер, М. В. Мусийчук, Т. Ф. Орехова, Л. Д. Пономарева, Е. Н. Ращикулина, Л. И. Савва, Н. Я. Сайгушев4. Некоторые его члены являются участниками других научных, методических журналов и экспертных комиссий. Так, доктор философских наук, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» М. В. Мусийчук работает экспертом учебных пособий, представляемых на присвоение грифа: «Рекомендовано Учебно-методическим

3 Концепция журнала «Гуманитарно-педагогические исследования» // Гуманитарно-педагогические исследования [Страница сайта]. URL: http://gpi.magtu.ru/izdatelskaya-etika.html

4 Там же. http://gpi.magtu.ru/redaktsionnyj-sovet.html

объединением в системе общего образования Челябинской области»; зам. главного редактора в научном журнале «Мир науки» Серия: педагогика и психология (Перечень ВАК), член редколлегии в научном журнале «Общество: политика, экономика, право» (Перечень ВАК).

Сегодня диссертационные советы остаются официальной площадкой для серьезных научных дискуссий, важнейшими «фильтрами против информационного научного шума». Мы рассматриваем их как инструмент развития науки, и в этой связи представляется интересным рассмотреть научные интересы членов открытого в Магнитогорске совета, чтобы представить в общих чертах спектр научных направлений по педагогическим наукам, которые сложились на сегодняшний день в вузе. Сухая статистика данных о членах нового диссертационного совета раскроет внимательному и опытному взору огромный потенциал, которым обладает каждый участник нового научного сообщества, призванного выполнять сложнейшую и ответственнейшую задачу продвижения научного педагогического знания и «отделения зерен от плевел» в педагогике и профессиональном образовании. Начнем с членов совета-штатных работников МГТУ им. Г.И. Носова.

Председателем совета является Любовь Ивановна Савва - доктор педагогических наук, профессор, член диссертационного совета на базе ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогического университет (г. Челябинск), член- корреспондент Международной академии педагогического образования, руководитель научной школы в ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова» «Развитие теории и методики самоопределения, самореализации и развития студентов в высшем профессиональном образовании», научный руководитель 30 кандидатских диссертаций, автор более 200 публикаций, с общим количеством цитирования 597, из них 12 монографий, 62 учебных изданий, 46 статей в журналах, рекомендованных ВАК и 8 статей в журналах, входящих в международные реферативные базы данных и системы цитирования [32; 33; 34; 40; 49 и др.]. Основная сфера научных интересов: педагогическое общение, педагогика межличностного познания; профессиональный имидж, командообразование, самоорганизация и социализации студентов. В 2003 году награждена грамотой Министерства науки и образования РФ.

Заместителем председателя совета назначен Сайгушев Николай Яковлевич - доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова»; научный руководитель аспирантуры 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования; 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Николай Яковлевич - научный руководитель 30 кандидатских диссертаций, автор более 150 публикаций, из них 10 монографий, более 30 учебных пособий. Основная сфера научных интересов: процесс профессиональной подготовки студентов вуза [19; 34; 38; 40; 49 и др.]. Н. Я. Сайгушев имеет государственную награду, награжден знаком «За развитие научно-исследовательской работы студентов» (Министерство образования и науки Российской Федерации), ему присвоено почетное звание «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Одна из самых сложных должностей в диссертационном совете - должность ученого секретаря поручена кандидату педагогических наук, доценту Курзаевой Любови Викторовне. Ее такт, точность, ответственность, принципиальность и профессионализм должны помочь Любови Викторовне не только вести делопроизводство диссертационного совета, но и контролировать качество документов, направляемых в ВАК, обеспечивать юридическую силу документам и официальным процедурам совета. Научные интересы Л. В. Курзаевой находятся в области информатизации образования, в том числе, интеллектуальных систем, виртуальных и дополненных реальностей в образовании [12; 13; 42 и др.]. Автор более 100 публикаций, из них 7 монографий, более 10 учебных пособий. В 2007 г. она стала победителем областного конкурса научно-исследовательских работ молодых ученых, аспирантов и студентов образовательных организация высшего образования, расположенных на территории Челябинской области, в 2017 г. - призером конкурса «Преподаватель будущего - 2017»; в 2012 г. награждена почетной грамотой Министерства образования и науки Челябинской области.

Членом магнитогорского диссовета является Тамара Васильевна Кружилина, доктор педагогических наук, профессор ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И. Носова. Она отличник народного просвещения, почётный работник высшего профессионального образования РФ, награждена медалями «За трудовое отличие», «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения», почетной грамотой Правления Союза писателей России. Под руководством Тамары Васильевны подготовлено более 20 кандидатских диссертаций. Она автор 75 научных трудов, 4 монографий и 6 учебно-методических работ. В кругу ее научных интересов входит широкий спектр вопросов общей педагогики, истории педагогики и образования [11; 20; 45 и др.].

Лешер Ольга Вениаминовна, доктор педагогических наук, профессор, действительный член (академик) Академии педагогических и социальных наук, научный руководитель аспирантуры 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования; почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Она автор 8 монографий, более 150 научных статей из которых 39, опубликованы в научных журналах ВАК, более 80 учебно-методических пособий и методических рекомендаций, из которых 2 с Грифом Минобрнауки РФ и УМО по специальностям педагогического образования. Руководитель научной школы «Научно-педагогические основы профессиональной подготовки кадров в образовательной среде вуза» научная специальность 13.00.01, 13.00.08, Основной научный интерес Ольги Вениаминовны лежит в области педагогической аксиологии, лингвопедагогики и лингводидактики, педагогической конфликтологии и корпоративного обучения [14; 15; 41 и др.].

Мусийчук Мария Владимировна - доктор философских наук, профессор кафедры психологии, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»; награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации. Мария Владимировна

- автор более 200 публикаций, из них 5 монографий, 41учебного издания; 31 статьи в научных журналах реестра ВАК РФ. Основная сфера ее научных интересов: психолого-педагогические проблемы развития творческих способностей, когнитивно-аффективные механизмы юмора, арт-методы в образовании [17; 18; 44 и др.].

Назарова Ольга Леонидовна - доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе МГТУ им. Г. И. Носова. Является научным руководителем направления аспирантуры 13.00.08

- Теория и методика профессионального образования. Она автор более 100 публикаций, среди которых монографии, учебные и учебно-методические пособия, научные статьи в рецензируемых журналах реестра ВАК РФ, в международных изданиях. Научные интересы Ольги Леонидовны посвящены процессу профессиональной подготовки студентов вуза и проблемам управления [10; 19; 35 и др.].

Орехова Татьяна Фёдоровна - доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогического образования и документоведения. Является научным руководителем направления аспирантуры 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования и 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Под руководством Татьяны Федоровны защищено 11 кандидатских. Она автор более 160 публикаций, среди которых 11 монографий, учебные и учебно-методические пособия, научные статьи в рецензируемых журналах реестра ВАК РФ, в международных изданиях. Ее научные интересы затрагивают организацию здоровьетворящего образования и организацию научно-исследовательской деятельности субъектов педагогического процесса в образовательных организациях разного уровня [1; 11; 20 и др.].

Павлова Любовь Владимировна - доктор педагогических наук, доцент, доцент кафедры английского языка. Руководит магистерской программой по направлению подготовки 45.04.02 Лингвистика, Теория и методика преподавания иностранных языков и культур. Она автор более 80 работ, в том числе 4 монографий и 21 статьи ВАК; награждена почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. Под руководством Л. В. Павловой защищены 3 кандидатские диссертации по специальности 13.00.08. В сферу главных научных интересов Любови Владимировны входят актуальные проблемы методики обучения иностранным языкам и лингводидактики, гуманитарной культуры и социального развития обучающихся средствами иностранного языка и другие вопросы организации иноязычного образования [22; 23; 49 и др.].

Павлов Сергей Николаевич - доктор педагогических наук, доцент, начальник пресс- службы МГТУ им. Г.И. Носова. Автор 42 научных публикаций, в числе которых монографии, статьи из реестра ВАК международных журналов. Сфера научных интересов Сергея Николаевича касается имиджа вуза, рассматриваемого сквозь призму проблем педагогического менеджмента, моделирования процесса формирования компетентного общественного мнения об образовательной организации, лидерских качеств управленцев [9; 21 и др.].

Пономарева Любовь Дмитриевна - доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры русского языка, общего языкознания и массовой коммуникации, научный руководитель аспирантуры 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (русский язык), заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Любовь Дмитриевна является автором более 70 публикаций, среди которых монографии, учебные и учебно-методические пособия, научные статьи в рецензируемых журналах реестра ВАК РФ и в международных изданиях. К числу ее научных интересов относится развитие

образного мышления и речетворческое развитие обучающихся, инновационные технологии обучения русскому языку и литературе [24; 25; 46 и др.].

Ращикулина Елена Николаевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры социальной работы и психолого-педагогического образования, руководит научной школой «Дополнительность гуманистической и понятийно-деятельностной направленности в непрерывном образовании личности». Она автор более 90 публикаций, из них 6 монографий, 16 учебных пособий, 19 научных статей, опубликованных в журналах реестра ВАК. Основная сфера научных интересов Елены Николаевны -это непрерывное образование личности, принципы дополнительности и преемственности в научно-методическом обеспечении профессиональной подготовки кадров в системе высшего образования [27; 28; 43 и др.].

Романов Евгений Валентинович - доктор педагогических наук, профессор, научный руководитель аспирантуры 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования, почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации. Автор более 160 научных, учебных и учебно-методических работ, 4 авторских свидетельств на изобретения. Под его руководством защищены 10 кандидатских диссертаций. Научный интерес Евгения Валентиновича лежит в области теории и методики профессионального образования, методологии и теории инновационного развития высшего образования и стратегического менеджмента [29; 30; 48 и др.].

Романов Петр Юрьевич, доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры прикладной математики и информатики ФГБОУ ВО «МГТУ им. Г.И.Носова», руководит магистерской программой по направлению подготовки 44.04.01 Педагогическое образование (Математика), является научным руководителем аспирантов по направлению 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. П. Ю. Романов активно работает в системе повышения профессиональной квалификации и переподготовки педагогических кадров. Его научные интересы связаны с теорией и методикой общего и профессионального образования, исследовательской и творческой деятельностью обучающихся, применением информационных технологий в образовании и учебно-познавательной деятельностью обучающихся [31; 39; и др.]. Петр Юрьевич - автор более 150 научных публикаций (монографии, научные статьи, учебники, учебные пособия).

Входит в состав нового диссовета еще один магнитогорский доктор педагогических наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования РФ - Ольга Владимировна Гневэк. Она научный руководитель кандидатских диссертаций по специальности 13.00.02 - теория и методика обучения и воспитания (русский язык), составитель словарей, автор более 110 публикаций, в том числе более 10 монографий, учебных пособий и методических рекомендаций. Сфера научных интересов Ольги Владимировны - языковое образование, психолингвистические аспекты речепорож-дения у детей и взрослых, профессиональные компетенции студентов-филологов [3; 4; 40; 44; и др.].

Регионализация в науке возникает, в том числе в связи с возникновением научных сообществ, сконцентрировавших свои усилия в диссоветах региона и обеспечивающих взаимодействие научных школ. Ученые из Магнитогорска сотрудничают в рамках совета с коллегами из Екатеринбурга: докторами педагогических наук Юлией Николаевной Галагузовой, профессором, заведующим кафедрой педагогики ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет»; Федоровым Владимиром Анатольевичем, директором Научно-образовательного центра профессионально-педагогического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» и Третьяковой Натальей Владимировной, директором института гуманитарного и социально-экономического образования ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Давние научные связи сложились у магнитогорских членов совета с челябинскими учеными - докторами педагогических наук Соколовой Надеждой Анатольевна, заведующим кафедрой социальной работы, педагогики и психологии ФГБОУ ВО «Южно -Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет» и Динафом Фаниль-евичем Ильясовым, заведующим кафедрой педагогики и психологии ГБУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования». Членом Диссовета является и проректор по учебной работе ФБГОУ ВО «Оренбургский государственный университет» Татьяной Александровна Ольховая, автор крупных научных трудов по развитию субъектности и аксиологического потенциала студентов, становлению гражданской позиции обучающихся в образовательной среде. Таков состав диссертационного совета по педагогическим наукам, открытого в октябре 2018 г. в Магнитогорске.

Даже беглый разбор научных достижений членов аттестационной комиссии свидетельствует об опыте, профессионализме и широте научных интересов каждого. Предпосылок для «педалирования» отдельных научных направлений в рамках этого диссовета, с нашей точки зрения, нет.

Участие в работе коллектива ученых, оценивающего исследования в области теории и методики профессионального образования, нужно рассматривать, в том числе, и как уникальную возможность отслеживать широкую отраслевую проблематику, наблюдать развитие методологии педагогического познания. Надеемся, что члены совета и соискатели продвинут российскую педагогическую науку в решении ключевой проблемы отечественного образования - устранения противоречия между гуманитарной, человекоориентированной социальной стратегией государства, зафиксированной в государственных документах, и образовательной политикой, ориентированной на рыночную экономику, жесткую экономию затрат и управление образованием как сферой услуг [8, c. 188].

Соискателям ученых степеней, которые будут обращаться в совет Д 212.111.06 с целью защиты результатов своих долгих научных поисков, хочется пожелать творческих побед; а столь солидному экспертному сообществу - плодотворной работы на благо региональной и российской педагогической науки в целом!

ЛИТЕРАТУРА

1. Багаутдинова С. Ф., Орехова Т. Ф., Степанова Н. А. и др., Психолого-педагогическое сопровождение высшего образования. Уфа : АЭТЕРНА, 2015. 216 с.

2. Блинов В. И., Сазонов Б. А., Лейбович А. Н., Батрова О. Ф., Волошина И. А., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации. М. : ФГУ «ФИРО», Центр начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, 2010. 7 с.

3. Гневэк О. В. К логике формирования универсальных учебных действий в процессе обучения, Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 6. С. 79-85.

4. Гневэк О. В. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного и общего образования, Уфа: АЭТЕРНА, 2015. 216 с.

5. Горелов Н. А., Круглов Д. В. Методология научных исследований : учебник для бакалавриата и магистратуры. М. : Издательство Юрайт, 2015. 290 с.

6. Грезнева О. Ю. Научные школы (педагогический аспект). М. : Институт теории образования и педагогики РАО, 2003. 69 с.

7. Едронова В. Н., Овчаров А. О. Система подготовки и аттестации научных кадров // Экономический анализ: теория и практика. 2013. № 8 (311). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sistema-podgotovki-i-attestatsii-nauchnyh-kadrov (дата обращения: 24.02.2019)

8. Загвязинский В. И., Григорьева Е. А. Есть ли научный потенциал для развития образования? // Гуманитарные исследования. Humanitates. Т. 1. № 3(3). С. 186-196.

9. Колокольцев В. М., Павлов С. Н. Роль имиджа вуза в подготовке специалистов для предприятий и бизнеса, обладающих лидерскими качествами управленцев // Черные металлы, 2018. № 5. С. 54-60.

10. Кондрух В. И., Назарова О. Л., Анисимова В. А. Реализация рефлексивно-ориентированной парадигмы в высшем профессиональном образовании физической культуры и спорта // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4. С. 223-228.

11. Кружилина Т. В., Орехова Т. Ф. К вопросу о формулировании противоречий и гипотезы в научных педагогических исследованиях // Проблемы современного педагогического образования. Вып.58. 2018. Ч.2. С. 138-143.

12. Курзаева Л. В. Совершенствование методов идентификации требований к результатам профессионального обучения на основе экспертной информации // Информатизация образования и науки. 2015. № 4 (28). С. 167-175.

13. Курзаева Л. В., Чусавитина Г. Н. К вопросу о формировании требований к компетенциям личности в области информационной безопасности в системе высшего профессионального образования // Фундаментальные исследования. 2013. № 8-5. С. 1203-1207.

14. Лешер О. В., Антропова Л. И., Тулупова О. В. Формирование поликультурной компетентности студентов технического вуза // Проблемы современного педагогического образования, 2018. № 58. Ч. 4. С. 154156.

15. Лешер О. В., Сарапулова А. В. Развитие коммуникативной креативности студентов технического вуза в процессе межкультурной коммуникации (на примере дисциплины «Иностранный язык»). Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2017, 156 с.

16. Миронин С. Два способа развития науки и история диссертационного дела [Электронный ресурс] // БИОМЕТРИКИ. 2018. URL: http://www.biometrica.tomsk.ru/naukoved/mironin.htm

17. Мусийчук М. В. Психолого-педагогическое сопровождение дошкольного и общего образования. Уфа : Изд-во Аэтерна. 2015. 216 с.

18. Мусийчук М. В. Развитие эмоционального интеллекта при подготовке психологов на примере курса «Методологические основы психологии» // Общество: социология, психология, педагогика, 2016. M 8. С. 8387.

19. Назарова О. Л., Сайгушев Н. Я., Веденеева О. А. Субъектное взаимодействие в процессе профессионального становления будущего учителя // Проблемы современного педагогического образования. M 7(57). 2017. С. 78-84.

20. Орехова Т. Ф., Неретина Т. Г., Кружилина Т. В., Ледер П. К вопросу о самокоррекции профессиональной деформации педагогов // Образование и наука. 2017. Т. 19. M 9. С. 103-125.

21. Павлов С. Н. Педагогическая модель формирования общественного мнения о вузе при создании его имиджа на рынке образовательных ус луг // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2013. M 3. С. 27-32.

22. Павлова Л. В. Гуманитарно-развивающее обучение иностранным языкам в высшей школе: монография. М. : Флинта. 2015. 320 с.

23. Павлова Л. В. Продуктивные личностно развивающие технологии иноязычного образования в контексте реализации новых федеральных государственных образовательных стандартов // Современные проблемы науки и образования, M 2, 201S. C. 90.

24. Пономарева Л. Д., Лексикографическое моделирование художественной речетворческой деятельности учащихся // Проблемы истории, филологии, культуры. 2014. M 3(45). С. 310-313.

25. Пономарева Л. Д. Теория и методика речетворческого развития учащихся в процессе обучения русскому языку. Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2016,172с.

26. Раскин Д. Болевые точки современной российской науки: бюрократизация, плагиат, лженаука [Электронный ресурс] // Троицкий вариант. Наука. 21.04.2015. M 177. с. 4-5. URL. http://trv-science.ru/uploads/bolevye_tochki_long.doc

27. Ращикулина Е. Н. Понятийно-синергетический подход в развитии познавательных способностей детей // Высшее образование сегодня, 2013, M 7. С. 72-76.

28. Ращикулина Е. Н., Степанова Н. А., Кондрашова Е. Н. и др. Непрерывное образование в период детства : монография. Магнитгорск : Магнитогорский государственный университет, 2013. 193 с.

29. Романов Е. В. Методология и теория инновационного развития высшего образования в России. М. : «Научно-издательский центр ИНФРА-М», 2017. 302 с.

30. Романов Е. В., Противоречия как источник инновационного развитая системы высшего профессионального образования // Alma mater (Вест ник высшей школы). 2014. M 5. С. 9-13.

31. Романов П.Ю., Злыднева Т.П., Романова Т.Е. и др., Организация исследовательской деятельности в процессе обучения естественнонаучным дисциплинам в школе и вузе: монография. М. : Инфра-М, 2017. 260 с.

32. Савва Л. И., Гасаненко Е. А., Шахмаева К. Е. Готовность студентов технического вуза к командной работе как основа профессионального имиджа //Перспективы науки и образования. 2018. M 6 (36). С. 56-64.

33. Савва Л. И., Доколин А. С. Историография проблемы подготовки студентов к противодействию ки-берэкстремистской деятельности // Современные проблемы науки и образования. 2015. M 6. С.5-16 [Электронный ресурс^КЬ: www.science-education.ru/130-23807 (дата обращения: 04.12.2015)

34. Савва Л. И., Сайгушев Н. Я., Веденеева О. А. и др. Профессионально-личностное становление студента вуза : монография. Уфа : РИ О «Аэтерна», 2015. С. 6-53.

35. Савельев К. Н., Назарова О. Л. Актуальность «мобильного обучения» в современном высшем образовании // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. M 2. 2018. С. 86-92.

36. Садков Д. В. Научная и научно-педагогическая школа - к вопросу содержания понятия //Управление общественными и экономическими системами. 2004. M 2. URL: http://www.umc.gu-unpk.ru/umc/arhiv/2004/2/Aronov_Sadkov_school.pdf (дата обращения: 14.03.2014).

37. Сайгушев Н. Я. Рефлексивное управление профессиональным становлением будущего учителя: монография. М. : Издательский Дом "Инфра-М ", 2017. 279 с.

38. Фельдштейн Д. И. Проблемы повышения качества диссертационных исследований по психологическим и педагогическим наукам. Совещание ВАК при Минобрнауки РФ в Российской академии образования 20 ноября 2012 года // Научные исследования в образовании. 2013. M 1. URL: http://cyberleninka.ru/article/n7problemy-povysheniya-kachestva-dissertatsionnyh-issledoYaniy-po-psihologicheskim-i-pedagogicheskim-naukam-soveschanie-vak-pri (дата обращения: 24.02.201S).

39. Dzamyhov А. Н., Nimatulaev М. М., Romanov Р. Yu., Aspects of methodology of pedagogics in an informational society, SHS Web of Conferences, Fran се. 2016. V. 29.

40. Gnevek O. V, Saigushev N.Ya., Savva L. I., Reflexive management of the p rofessional formation of would-be teachers, International Journal of Environ mental and Science Education, bl 11. 2016. M 1S. P. 13033 -13041.

41. Kazikin А. V, Lesher O. V, Tulupova O.V, Развитие коммуникативной креативности у магистрантов технического университета: методическ ий аспект, Development of communicative creativity in masters of technical university: methodological aspect, Modern Journal of Language Teaching Methods, 2017. Vol. 7, Is. 9. P. 17-27,

42. Kurzaeva L.V, Petelyak VE., Laktionova Y.S. et al., Development of ontol ogy model of requirements to results of training in system of adaptive control of education quality, Indian Journal of Science and Technology, V 9. № 29. P. 89370., 2016, 10.17485/ijst/2016/v9i29/89370

43. Mameteva O.S., Rashchikulina E.N., Potrikeeva O.L. et al., Methods of de velopmental control in formation of students' socio-pedagogical thinking, M an in India, 2017. Vol. 97. Issue 5. P. 105-127.

44. Musiychuk M.V., Gnevek O. V, Dick P.F. et al., Comparative analysis of li nguo-cognitive functions of the Serbian and russian humours: from the sacral to the profane, NASLEDE, 2017. V 14. Issue 37. P. 133-141.

45. Orekhova T. F., Kruzhilina T. V, Neretina T. G., Ovsyannikova E. A. Conducting an Examination in the Analytical Form as a Health-Saving Technology, The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS, V 26 PP. 721-729, 2017, 10.15405/epsbs.2017.07.02.93.

46. Ponomareva L. D., Churilina L. N., Buzhinskaya D. S. et ah, Russion Nation al Corpus as a tool of linguo-didactic innovation in teaching languages, Inter national Journal of Environmental and Science Education, 2016. N 11 (18). P. 13043-13053.

47. Rashchikulina E. N., Stepanova N. A., Tuguleva G.V., Ilyina G.V, Students' training for the realization of the principle of continuity in the development o f children's cognitive abilities, Indian Journal of Science and Technology, 2016, V 9 (37). P. 0974-5645.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48. Romanov E. V, Threats to the Human Capacity of Regional Higher Educati on Institutions, Ekonomika re-giona [Economy of Region], 2018. Vol. 14. Issue 1. P. 95-108.

49. Savva L.I., Saigushev N.Ya., Vedeneeva O.A., Pavlova L.V et ah, Student 's time -awareness formation: self-organized personality as promoting factor for mental health, The European Proceedings of Social & Behavioural Scien ces EpSBS, 2017, P. 858-864.

N. Y. Saigushev (Magnitogorsk, Russia) S. L. Andreeva (Magnitogorsk, Russia)

THE NEW DISSERTATION COUNCIL IN PEDAGOGICS IN MAGNITOGORSK: RECOGNITION

AND RESPONSIBILITY

Nosov Magnitogorsk State Technical University is one of the basic higher educational establishments in Russia, a large scientific center of the Southern Urals. The university has its own scientific schools, several dissertation councils for the degrees of candidate and doctor of science. The Higher Attestation Committee under the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation by its order of October 19, 2018 No. 27/303 established the dissertation council for the degree of candidate of science and the degree of doctor of science D 212.111.06 in the scientific specialty - 13.00.08 - Theory and methods of vocational education (pedagogical sciences) in Nosov Magnitogorsk State Technical University. The establishment of the dissertation council in Pedagogics in the technical university means the recognition of the humanities in a situation of social development. It was also made possible due to the scientific potential of the Institute for the Humanities of NMSTU with its scientific schools under supervision of doctors of pedagogical sciences. At present, the problem of scientific pedagogical schools development appears very acute in higher education, with the concept of "scientific school" is quite ambiguous due to the complexity of scientific schools phenomenon, in general.

Keywords: university, basic university, dissertation council, scientific and pedagogical potential, scientific school, scientific direction.

REFERENCES

1. Bagautdinova S. F., Orekhova T. F., Stepanova N. A. i dr., Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie vysshego obrazovaniya. Ufa, AETERNA, 2015, 216 p

2. Blinov V. I., Sazonov B. A., Leibovich A. N., Batrova O. F., Voloshina I. A., Esenina E. Yu., Sergeev I. S. Natsional'naya ramka kvalifikatsii Rossiiskoi Federatsii. Moskow, FGU «FIRO», Tsentr nachal'nogo, srednego, vysshego i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya, 2010. 7 p.

3. Gnevek O. V. K logike formirovaniya universal'nykh uchebnykh deistvii v protsesse obucheniya, Sovremen-naya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2016. no. 6, pp. 79-85.

4. Gnevek O.V. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie doshkol'nogo i obshchego obrazovaniya, Ufa, AETERNA, 2015, 216 p.

5. Gorelov N. A., Kruglov D. V. Metodologiya nauchnykh issledovanii : uchebnik dlya bakalavriata i magistra-tury. Moskow, Izdatel'stvo Yurait, 2015, 290 p.

6. Grezneva O. Yu. Nauchnye shkoly (pedagogicheskii aspekt). Moskow, Institut teorii obrazovaniya i pedagog-iki RAO, 2003, 69 p.

7. Edronova V. N., Ovcharov A. O. Sistema podgotovki i attestatsii nauchnykh kadrov, Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika, 2013, no. 8 (311), URL: https://cyberleninka.ru/article/n7sistema-podgotovki-i-attestatsii-nauchnyh-kadrov (data obrashcheniya: 24.02.2019)

8. Zagvyazinskii V. I., Grigor'eva E. A. Est' li nauchnyi potentsial dlya razvitiya obrazovaniya? Gumanitarnye

issledovaniya. Humanitates. vol. 1. no. 3(3), pp. 186-196.

9. Kolokol'tsev V. M., Pavlov S. N. Rol' imidzha vuza v podgotovke spetsialistov dlya predpriyatii i biznesa, obladayushchikh liderskimi kachestvami upravlentsev, Chernye metally, 2018, no. 5. pp. 54-60.

10. Kondrukh V. I., Nazarova O. L., Anisimova V. A. Realizatsiya refleksivno-orientirovannoi paradigmy v vysshem professional'nom obrazovanii fizicheskoi kul'tury i sporta, Sibirskii pedagogicheskii zhurnal, 2013, no. 4. pp. 223-228.

11. Kruzhilina T. V., Orekhova T. F. K voprosu o formulirovanii protivorechii i gipotezy v nauchnykh pedagog-icheskikh issledovaniyakh, Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, vol.58, 2018, Ch. 2, pp. 138143.

12. Kurzaeva L. V. Sovershenstvovanie metodov identifikatsii trebovanii k rezul'tatam professional'nogo obucheniya na osnove ekspertnoi informatsii // Informatizatsiya obrazovaniya i nauki. 2015, no. 4 (28), pp. 167-175.

13. Kurzaeva L. V., Chusavitina G. N. K voprosu o formirovanii trebovanii k kompetentsiyam lichnosti v oblasti informatsionnoi bezopasnosti v sisteme vysshego professional'nogo obrazovaniya // Fundamental'nye issledovaniya. 2013, no. 8-5, pp. 1203-1207.

14. Lesher O. V., Antropova L. I., Tulupova O. V. Formirovanie polikul'turnoi kompetentnosti studentov tekhnicheskogo vuza, Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 2018, no. 58, Ch. 4, pp. 154-156.

15. Lesher O. V., Sarapulova A. V. Razvitie kommunikativnoi kreativnosti studentov tekhnicheskogo vuza v protsesse mezhkul'turnoi kommunikatsii (na primere distsipliny «Inostrannyi yazyk»). Magnitogorsk, Magnitogorskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet im. G.I. Nosova, 2017, 156 p.

16. Mironin S. Dva sposoba razvitiya nauki i istoriya dissertatsionnogo dela [Elektronnyi resurs], BIOMETRIKI, 2018. URL: http://www.biometrica.tomsk.ru/naukoved/mironin.htm

17. Musiichuk M. V. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie doshkol'nogo i obshchego obrazovaniya. Ufa, Izd-vo Aeterna, 2015, 216 p.

18. Musiichuk M. V. Razvitie emotsional'nogo intellekta pri podgotovke psikhologov na primere kursa «Metod-ologicheskie osnovy psikhologii»,Obshchestvo: sotsiologiya, psikhologiya, pedagogika, 2016, no. 8, pp. 83-87.

19. Nazarova O. L., Saigushev N. Ya., Vedeneeva O. A. Sub"ektnoe vzaimodeistvie v protsesse professional'nogo stanovleniya budushchego uchitelya, Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, no. 7(57), 2017, pp. 78-84.

20. Orekhova T. F., Neretina T. G., Kruzhilina T. V., Leder P. K voprosu o samokorrektsii professional'noi de-formatsii pedagogov, Obrazovanie i nauka, 2017, vol. 19, no. 9, pp. 103-125.

21. Pavlov S. N. Pedagogicheskaya model' formirovaniya obshchestvennogo mneniya o vuze pri sozdanii ego imidzha na rynke obrazovatel'nykh us lug, Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P. G. Demidova. Seriya Gumanitarnye nauki, 2013, no. 3, pp. 27-32.

22. Pavlova L. V. Gumanitarno-razvivayushchee obuchenie inostrannym yazykam v vysshei shkole: monografi-ya. Moskow, Flinta, 2015, 320 p.

23. Pavlova L. V. Produktivnye lichnostno razvivayushchie tekhnologii inoyazychnogo obrazovaniya v kontek-ste realizatsii novykh federal'nykh gosudarstvennykh obrazovatel'nykh standartov, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, no. 2, 2018, p. 90

24. Ponomareva L. D., Leksikograficheskoe modelirovanie khudozhestvennoi rechetvorcheskoi deyatel'nosti uchashchikhsya, Problemy istorii, filologii, kul'tury, 2014, no. 3(45), pp. 310-313.

25. Ponomareva L. D. Teoriya i metodika rechetvorcheskogo razvitiya uchashchikhsya v protsesse obucheniya russkomu yazyku. Magnitogorsk, Magnitogorskii gosudarstvennyi tekhnicheskii universitet im. G.I. Nosova, 2016, 172 p.

26. Raskin D. Bolevye tochki sovremennoi rossiiskoi nauki: byurokratizatsiya, plagiat, lzhenauka [Elektronnyi resurs], Troitskii variant. Nauka. 21.04.2015, no. 177, pp.4-5. URL. http://trv-science.ru/uploads/bolevye_tochki_long. doc

27. Rashchikulina E. N. Ponyatiino-sinergeticheskii podkhod v razvitii poznavatel'nykh sposobnostei detei, Vysshee obrazovanie segodnya, 2013, no. 7, pp. 72-76.

28. Rashchikulina E. N., Stepanova N. A., Kondrashova E. N. i dr. Nepreryvnoe obrazovanie v period detstva : monografiya. Magnitgorsk, Magnitogorskii gosudarstvennyi universitet, 2013, 193 p.

29. Romanov E. V. Metodologiya i teoriya innovatsionnogo razvitiya vysshego obrazovaniya v Rossii. Moskow, «Nauchno-izdatel'skii tsentr INFRA-M», 2017, 302 p.

30. Romanov E. V., Protivorechiya kak istochnik innovatsionnogo razvitaya sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya, Alma mater (Vest nik vysshei shkoly), 2014, no. 5, pp. 9-13.

31. Romanov P. Yu., Zlydneva T. P., Romanova T. E. i dr., Organizatsiya issledovatel'skoi deyatel'nosti v protsesse obucheniya estestvennonauchnym distsiplinam v shkole i vuze: monografiya. Moskow, Infra-M, 2017, 260 p.

32. Savva L. I., Gasanenko E. A., Shakhmaeva K. E. Gotovnost' studentov tekhnicheskogo vuza k komandnoi rabote kak osnova professional'nogo imidzha, Perspektivy nauki i obrazovaniya, 2018, no. 6 (36), pp. 56-64.

33. Savva L. I., Dokolin A. S. Istoriografiya problemy podgotovki studentov k protivodeistviyu kiberekstrem-istskoi deyatel'nosti, Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2015, no. 6, pp. 5-16 [Elektronnyi resurs].URL: www.science-education.ru/130-23807 (data obrashcheniya: 04.12.2015)

34. Savva L. I., Saigushev N. Ya., Vedeneeva O. A. i dr. Professional'no-lichnostnoe stanovlenie studenta vuza : monografiya. Ufa, RI O «Aeterna», 2015, pp. 6-53.

35. Savel'ev K. N., Nazarova O. L. Aktual'nost' «mobil'nogo obucheniya» v sovremennom vysshem obrazovanii, Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya, Gumanitarnye nauki, no. 2, 2018, pp. 86-92.

36. Sadkov D. V. Nauchnaya i nauchno-pedagogicheskaya shkola - k voprosu soderzhaniya ponya-tiya //Upravlenie obshchestvennymi i ekonomicheskimi sistemami, 2004, no. 2, URL: http://www.umc.gu-unpk.ru/umc/arhiv/2004/2/Aronov_Sadkov_school.pdf (data obrashcheniya: 14.03.2014).

37. Saigushev N. Ya. Refleksivnoe upravlenie professional'nym stanovleniem budushchego uchitelya: monografiya. Moskow, Izdatel'skii Dom "Infra-M ", 2017, 279 p.

38. Fel'dshtein D. I. Problemy povysheniya kachestva dissertatsionnykh issledovanii po psikhologicheskim i pedagogicheskim naukam. Soveshchanie VAK pri Minobrnauki RF v Rossiiskoi akademii obrazovaniya 20 noyabrya 2012 goda, Nauchnye issledovaniya v obrazovanii, 2013, no. 1, URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-povysheniya-kachestva-dissertatsionnyh-issledovaniy-po-psihologicheskim-i-pedagogicheskim-naukam-soveschanie-vak-pri (data obrashcheniya: 24.02.2018).

39. Dzamyhov A. N., Nimatulaev M. M., Romanov R. Yu., Aspects of methodology of pedagogics in an informational society, SHS Web of Conferences, Fran se. 2016, vol. 29.

40. Gnevek O. V, Saigushev N.Ya., Savva L. I., Reflexive management of the p rofessional formation of would-be teachers, International Journal of Environ mental and Science Education, bl 11. 2016, no. 18, pp. 13033-13041.

41. Kazikin A. V, Lesher O. V, Tulupova O. V, Razvitie kommunikativnoi kreativnosti u magistrantov tekhnich-eskogo universiteta: metodichesk ii aspekt, Development of communicative creativity in masters of technical university: methodological aspect, Modern Journal of Language Teaching Methods, 2017, vol. 7, is. 9, pp. 17-27.

42. Kurzaeva L.V, Petelyak VE., Laktionova Y.S. et al., Development of ontol ogy model of requirements to results of training in system of adaptive control of education quality, Indian Journal of Science and Technology, vol. 9.

2016, no. 29, pp. 89370, 10.17485/ijst/2016/v9i29/89370

43. Mameteva O. S., Rashchikulina E. N., Potrikeeva O. L. et al., Methods of de velopmental control in formation of students' socio-pedagogical thinking, M an in India, 2017, vol. 97, Issue 5, pp. 105-127.

44. Musiychuk M.V., Gnevek O. V, Dick P.F. et al., Comparative analysis of li nguo-cognitive functions of the serbian and russian humours: from the sacral to the profane, NASLEDE, 2017. vol. 14. Issue 37. pp. 133-141.

45. Orekhova T. F., Kruzhilina T. V, Neretina T. G., Ovsyannikova E. A. Conducting an Examination in the Analytical Form as a Health-Saving Technology, The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS,

2017, vol. 26, pp. 721-729, 10.15405/epsbs.2017.07.02.93.

46. Ponomareva L. D., Churilina L. N., Buzhinskaya D. S. et ah, Russion Nation al Corpus as a tool of linguo-didactic innovation in teaching languages, Inter national Journal of Environmental and Science Education, 2016, no. 11 (18), pp. 13043-13053.

47. Rashchikulina E. N., Stepanova N. A., Tuguleva G.V., Ilyina G.V, Students' training for the realization of the principle of continuity in the development o f children's cognitive abilities, Indian Journal of Science and Technology, 2016, vol. 9 (37),. pp. 0974-5645.

48. Romanov E. V, Threats to the Human Capacity of Regional Higher Educati on Institutions, Ekonomika re-giona [Economy of Region], 2018. vol. 14. Issue 1. pp. 95-108.

49. Savva L. I., Saigushev N. Ya., Vedeneeva O. A., Pavlova L. V et ah, Student 's time-awareness formation: self-organized personality as promoting factor for mental health, The European Proceedings of Social & Behavioural Scien ces EpSBS, 2017, pp. 858-864.

Сайгушев Н. Я., Андреева С. Л. Возвращение диссертационного совета по педагогике в Магнитогорск: признание и ответственность // Гуманитарно-педагогические исследования. 2019. Т. 3. № 1. С. 99-109.

Saigushev N. Y., Andreeva S. L. The new Dissertation Council in Pedagogics in Magnitogorsk: Recognition and Responsibility, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2019, vol. 3, no 1, pp. 99-109.

Сведения об авторах

Сайгушев Николай Яковлевич - профессор, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова, г. Магнитогорск, Россия; nikolay74rus@mail.ru

Андреева Светлана Леонидовна - доцент, кандидат филологических наук, доцент ка-федры педагогического образования и документоведения Института гуманитарного образо-вания Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И.Носова, г. Магнитогорск, Россия; 216zamsv@mail.ru Authors:

Nikolai Saigushev, Professor, Doctor of Pedagogics, Professor at the Department of Pedagogics, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University(NMSTU), Magnitogorsk, Russia; nikolay74rus@mail.ru

Svetlana L. Andreeva, Associate Professor, Candidate of Philology, Associate Professor at the Department of Pedagogical Education and Document Management, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), Magnitogorsk, Russia; 216zamsv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.