V. НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 37.015.3 : 37.025
О. В. Гневэк (Магнитогорск, Россия) АБСОЛЮТНЫЙ СИНТЕЗ АБСОЛЮТНЫХ АНТИТЕЗ
Аннотация. Статья посвящена анализу научно-исследовательских достижений профессора кафедры психологии Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им. Г. И. Носова, доктора философских наук Марии Владимировны Му-сийчук. В начале научной карьеры Мария Владимировна занималась проблемами развития творческих способностей студентов, понимая под этим процессом саморазвитие природных способностей посредством выполнения системы задач: информационно-познавательных, поисково-исследовательских и творчески-практических. В процессе разработки важнейшей проблемы психологии креативности М. В. Мусийчук выявила высокий творческий потенциал юмора, исследованию которого как предмета изучения философии посвятила основные труды. Ею детально исследованы коммуникативный, креативный, гелозоический и аксиологический механизмы комического, действующие по принципу взаимодополнения и установления внутрисистемных связей. Работы М. В. Мусийчук вызовут несомненный интерес педагогов, психологов, философов и всех тех, кого интересуют психологические и философские аспекты развития креативности.
Ключевые слова: М. В. Мусийчук, психология креативности, философское осмысление юмора.
С 1989 года трудится на кафедре психологии Мария Владимировна Мусийчук. Ее профессиональный путь весьма нелегок и тернист. В студенчестве она готовила себя к деятельности инженера-педагога, но ее научные публикации всегда содержали психологический аспект анализа, что и определило будущие главные пристрастия ученого. На протяжении всей профессиональной деятельности Мария Владимировна формулирует и формирует методологические основы психолого-педагогических исследований. Ее интересуют механизмы развития творческого воображения. Свои научные «находки» она проверяет на практике: в педагогической деятельности создает из привычного и обыденного новое, сама творит и учит творить психологию креативности.
Научную карьеру М. В. Мусийчук начинала с решения проблем педагогической психологии. В 2000 г. по результатам многолетнего изучения путей и условий развития творческих способностей студентов Мария Владимировна защитила кандидатскую диссертацию в области педагогических наук (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования) на тему «Педагогические условия эффективного развития творческих способностей будущего учителя» [14]. В этом исследовании Марией Владимировной обобщен многолетний опыт выстраивания учебной деятельности студентов как процесса саморазвития их творческих способностей, формирования творчески мыслящих индивидов. Главным движущим механизмом такой работы она называет внедрение особой системы обучающих упражнений, составленных во многом под влиянием теории развития исследовательских (изобретательских) задач Г. С. Альтшуллера. Система упражнений Мусийчук организует технологичный процесс эффективного развития творческих способностей будущего учителя посредством решения трех типов задач: информационно-познавательных (гностических), поисково-исследовательских (прогнозирующих, конструктивных и проектирующих) и творческо-практических.
Важным шагом в развитии творческого мышления является отказ от шаблонов, клише и стереотипов, для этого в информационно-познавательный блок вошли задачи, которые
84
предполагают самостоятельное создание студентами поэтических и прозаических сюжетных текстов, в которых должны связываться неоднородные, разнопорядковые явления. Установление таких связей требует отказа от привычных способов классификаций и поиска новых критериев их создания. Поисково-исследовательский блок задач составлен как анализ образцов юмористических высказываний и сюжетов, созданных мастерами слова. Параллельно организуемый анализ реализованных способов и приемов создания подобных фрагментов (дихотомия, ретроспективный анализ явления, столкновение ретроспективного и синхронного анализа явления и др.) расширяет общий диапазон решений, «провоцирует» модификацию различных приемов, реализованных в разных способах. Заключительный блок творческо-практических задач представлен проблемными ситуациями, описанными в различных произведениях мировой художественной литературы. Студенты сами должны сформулировать задачи и определить способы их решения [5; 6; 7; 10]. Разработанная система эвристических задач обеспечила эффективное развития творческих способностей студентов, создала условия для развития гибкости, беглости и оригинальности мышления молодых людей.
Методика развития творческих способностей студентов, разрабатываемая Мариной Владимировной, в разное время нашла отклики в научных работах ее коллег и последователей, ведущих исследования в разных предметных областях: в сфере развития речи (см. работы И. В. Горшковой [3], Е. В. Исаевой, О.В. Гневэк [2; 3]), безопасности жизнедеятельности (см. работу И. А. Кувшиновой [3], в области дошкольного и начального школьного образования (статьи и доклады А. К. Макаровой [4], Л. Н. Санниковой [14], Н. А. Степановой [16]), в художественно-эстетической деятельности (работы Ю. М. Безбородовой, Т. М. Некрасовой, В. А. Чернобровкина, [18; 19]) и др.
Уже в процессе поиска оптимальных условий для развития творческих способностей студентов Мария Владимировна доказывает положение о том, что юмор выступает важнейшим средством развития креативности личности. Снисходительное отношение некоторых коллег к предложенной постановке проблемы заставили добросовестного ученого Мусийчук исследовать феномен комического и как явление психологического, и даже психолингвистического плана, но главным образом как объект философского анализа.
В первое десятилетие XXI в. появляется серия монографий Марии Владимировны, в которых комическое представляется как особый и специфический феноменом, ярко характеризующий конкретную личность. Заметными научными событиями становятся ее книги: «Психолого-педагогические проблемы юмора» [11], «Юмор как основа развития интеллектуальной активности» [12], «Развитие креативности, или Дюжина приемов остроумия» [13].
Монографию «Когнитивные механизмы юмора» [8] можно считать репетицией к защите докторской диссертации. В 2012 году в Новосибирске Мария Владимировна защитила докторскую диссертацию по философии (09.00.01 - Онтология и теория познания) в Институте философии и права Сибирского отделения Российской академии наук, на тему «Когнитивные механизмы структуры комического: философско-методологические аспекты» [9]. Научным консультантом выступил д-р филос. наук, проф. В. С. Диев.
Взгляд на смешное профессора М. В. Мусийчук уникален и специфичен. Она отказывается характеризовать комическое как эстетическую категорию и, пожалуй, одной из первых предлагает философско-психологическое видение природы этого явления. Ее снова интересуют механизмы, но на этот раз глубинные механизмы познания. К ним автор относит:
- «коммуникативный механизм, трактуемый как интенционально-мотивированная контаминация реализуемых смыслов (изменения смысла в результате скрещивания различных слов или выражений близких по звучанию, построению, значению);
- креативный механизм юмора, ответственный за порождение нового смысла посредством компоновки текста с высокой степенью контраста (диалектической двойственности) и имплицитности;
- гелозоический (греч. смех) механизм юмора, реализующийся на основе изменения модально-оценочной направленности личности, опосредованной тождеством противополож-
ностей в игровом контексте юмора, что приводит к оптимизации психофизиологического состояния личности;
- аксиологический механизм юмора, обеспечивающий глубокий способ установления связи между внешним миром и субъективным опытом человека посредством решения задач оценочного характера, с целью выяснения нового и актуального значения и смысла для сегодняшнего бытия» [15; 16].
Особое внимание Мария Владимировна уделяет изучению креативных возможностей комического [12]. Она утверждает, что порождение нового смысла опосредуется изменением устойчивых семантических связей (разрушение смысловых стереотипов) и выходом на различные уровни обобщения (осмысления) ситуаций с целью выявления сущностных характеристик в соответствующем контексте. Юмористическая форма способна быть основой смыслового восприятия: трансформация содержания вскрывает скрытый смысл известных значений. Ученого увлекает механизм разрушения стереотипа, потому что одновременно с процессом обнаружения скрытых смыслов в комическом осуществляется создание значений, альтернативных имеющимся - новый смысл возникает в результате значимых отклонений от нормативных структурных ожиданий. Включается «предвидение последствий посредством их проигрывания на лингвоюмористических моделях».
М. В. Мусийчук подчеркивает, что юмор, как форму существования языка, невозможно рассматривать «вне личностного представления мира» (Л. Витгенштейн), поскольку порождение нового значения часто связано не с самой реалией (предметом речи), а с представлениями о ней слушателя или читателя: «Креативный механизм юмора состоит в указании вектора раздумий об определенных событиях с целью выявления сущностных характеристик» [12, с. 8].
Коммуникация с элементами юмора представляет для Марии Владимировны, как педагога, психолога и философа, широкое поле для исследования. Механизмы такого общения задействуют комплекс знаний о мире, отраженных в языке и воспринятых с ним, совокупность представлений человека, его мыслительных стереотипов, «умений извлекать хранящуюся в памяти информацию, планировать и управлять процессом решения задачи» и много другого, что попадает в «смысловой котел» юмористических высказываний. Обращая внимание на то, что «эксплицитно выраженные знания составляют лишь незначительную часть общей базы знаний носителей языка», Мария Владимировна исследует недоступную для непосредственного наблюдения имплицитную базу знаний, «самоорганизующуюся и саморегулируемую систему», и убедительно доказывает в своих работах, что способность замечать тождество многообразного является ключевым моментом для понимания функций креативного механизма юмора.
Подробно разбирается в работах Марии Владимировны гносеологическая функция юмора, которая «заключается в дестабилизации сложившихся знаковых систем и определяется динамикой взаимопереходов образующих его полярных по смыслу значений». В этом противопоставлении, столкновении и синтезе возникают «новые смысловые, целевые и операциональные установки» [8; 9; 12; 13].
Юмористические высказывания исследуются с позиций аксиологии, с «разных полюсов текстовой иерархии культуры»: с одной стороны, «эксплицитного провозглашения социально одобряемых ценностей и формирования общественного идеала», с другой, - «карнавальной фамильяризации ценностей, соотнесения их с личностно-утилитарными доминантами носителя культуры». Говоря о роли юмора в передаче коллективной и индивидуально-авторской мудрости от поколения к поколению, Мария Владимировна внимательно исследует технологию, в частности тот факт, что в силу специфики жанра юмористические фразы и тексты не могут сопровождаться каким-либо справочным аппаратом (сносками, ссылками, примечаниями): «Более того, избегается даже возможность запроса адресатом любых дополнительных объяснений. Юмор предназначен для мгновенного восприятия, на основе процесса саморазвития интеллектуальной активности. Все, что в них обсуждается, пародируется
или даже просто упоминается, должно входить в фоновые знания слушающее или читающей аудитории и быть для нее актуальным» [8].
В целом, мы лишь схематично определили круг научных интересов профессора Му-сийчук, но этой областью не исчерпывается богатая событиями жизнь Марии Владимировны. Два года подряд она является инициатором и организатором новогодних балов, на которых танцуют забытые танцы: полонез; испанский, парижский, венский вальсы; падеграс, контрданс; падеспань; конский бранль; русскую кадриль; регтайм; падепатинер и др. Каждый такой праздник тщательно готовится, студенты осваивают вместе со своим любимым профессором все танцевальные премудрости.
Мария Владимировна руководит также довольно известным в регионе психологическим театром, в постановках которого осмысливаются важнейшие философские и психологические теории и подходы.
Научная и педагогическая деятельность Марии Владимировны не раз отмечалась профессиональным сообществом. Профессор Мусийчук становилась победителем различных конкурсов: лауреатом Всероссийского конкурса преподавателей высших учебных заведений на лучшие научные и учебно-методические работы (Москва, 1993, 1999); лауреатом Всероссийского конкурса на лучший пакет психологических диагностических методик (Москва, 2001), победителем конкурса «Лучший научный руководитель» (МаГУ, 2010, 2011 гг.). Ее студенты ежегодно становятся дипломантами и победителями студенческих олимпиад, конференций, научно-исследовательских конкурсов и проектов. Мария Владимировна с увлеченным неистовством занимается со студентами, практически отдает им все свое свободное время. И они ей платят большой и искренней любовью.
Оптимизм и любимое дело помогали в воспитании двух сыновей, позволяли переживать невзгоды и потери. Творческий подход к жизни, вера в его «целебное» и конструктивное воздействие открыли в Марии Владимировне художника. Она начала рисовать и сразу, минуя пору ученичества, начала дарить окружающим ее людям удивительные картины. Мария Владимировна не только талантливый, но и чрезвычайно трудоспособный человек, правильно расставляющий жизненные приоритеты, поэтому с виду мягкий человек в некоторых ситуациях может очень твердо сказать «нет».
Метафорой «абсолютный синтез абсолютных антитез» Ф. Шлегель когда-то характеризовал иронию. На наш взгляд, эта метафора как нельзя удачно характеризует Марию Владимировну Мусийчук, доктора философских наук, профессора кафедры психологии Института гуманитарного образования МГТУ им. Г. И. Носова.
Каждое свое письмо она заканчивает фразой: «Всегда с хорошим настроением. Марина Мусийчук». Заражаясь оптимизмом и тем же хорошим настроением, хочется сказать: «Спасибо за подаренные мысли, идеи, благодарных учеников и всегда доброе отношение к миру! С юбилеем, Мария Владимировна!»
ЛИТЕРАТУРА
1. Исаева Е. В., Гневэк О. В., Методические рекомендации по совершенствованию текстообра-зующей деятельности учащихся с нарушениями речи : учебно-методическое пособие речи. Магнитогорск : МаГУ, 2008. 76 с.
2. Горшкова И. В., Гневэк О. В., Исаева Е. В. Логико-исторический анализ развития методики обучения эссе // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. 2016. № 7. С. 84 -88.
3. Кувшинова И. А. Профессионально-педагогическая подготовка студентов гуманитарных вузов к безопасности жизнедеятельности как проблема исследования // Актуальные проблемы современной науки, техники, образования : материалы 73-й международной научно-технической конференции / под ред. В. М. Колокольцева. Магнитогорск: изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г. И. Носова, 2015. Т. 3. С. 33-36.
4. Макарова А. К. Философская рефлексия сказки как средство воспитания детей младшего школьного возраста // Философия - детям. Материалы первой международной научно-практической
конференции. 27-29 января 2005 г. Москва. М. : Прометей, 2005. С. 124-126.
5. Мусийчук М. В. Аффективно-когнитивная модель развития творческих способностей // Ежегодник Российского Психологического Общества. Психология и практика. Ярославль, 1998. Вып. 2. С.145-146.
6. Мусийчук М. В. Дюжина приемов остроумия и кое-что в придачу: методические рекомендации. Магнитогорск: изд-во Магнитогорского гос. пединститута. 1998. 27 с.
7. Мусийчук М. В. Игры, тесты, упражнения от госпожи инерции мышления: методические рекомендации. Магнитогорск : Магнитогорский гос. ун-т . 2000. 71 с.
8. Мусийчук М. В. Когнитивные механизмы юмора : монография. Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2010. 144 с.
9. Мусийчук М. В. Когнитивные механизмы структуры комического: философско-методологические аспекты : дис. ... докт. филос. наук. Новосибирск, 2012. 365 с.
10. Мусийчук М. В. Особенности подготовки педагогов к деятельности по развитию творческого потенциала личности // Педагогическое образование и подготовка учителя по многоуровневой системе в Европе и США: материалы Международной конференции 4-5 февраля 1993. Москва, ГКШВ, 1993. С. 174-175.
11. Мусийчук М. В. Психолого-педагогические проблемы юмора : монография. Магнитогорск : Магнитогорский гос. ун-т, 2004. 143 с.
12. Мусийчук М. В. Развитие креативности, или Дюжина приемов остроумия : монография. Магнитогорск: Магнитогорский гос. ун-т, 2008. Доступ: Электронная библиотека PROFILIB. 20122017. URL: https://profihb.net/chtenie/131236/marina-musiychuk-razvitie-kreativnosti-ili-dyuzhina-priemov-ostroumiya
13. Мусийчук М. В. Юмор как основа развития интеллектуальной активности : монография. Магнитогорск : Магнитогорский гос. ун-т, 2005. 235 с
14. Мусийчук М. В. Педагогические условия эффективности развития творческих способностей будущих учителей : дис. ... канд. пед. наук. Магнитогорск, 2000. 195 с.
15. Санникова Л. Н. Современные подходы к подготовке специалистов дошкольного образования // Педагогический журнал Башкортостана. 2006. № 5 (5). С. 49-56.
16. Степанова Н. А. Детское экспериментирование как условие реализации региональной концепции "ТЕМП" // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 12-1. С. 206-210.
17. Степанова Н. А. Современные развивающие технологии: программированные упражнения // Начальная школа. 2008. № 1. С. 34 -38.
18. Чернобровкин В. А., Безбородова Ю. М. Развитие художественного интереса и творческих способностей к изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4 (3). С. 328-330.
19. Чернобровкин В. А., Некрасова Т. М. Формирование творческих способностей ребенка средствами театрализованной деятельности в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» // Международный студенческий научный вестник. 2017. № 4 (3). C. 331-333.
O. V. Gnevek (Magnitogorsk, Russia) ABSOLUTE SYNTHESIS OF ABSOLUTE ANTITHESIS
Abstract. The article analyzes scientific-research achievements of Maria V. Musiychuk, Doctor of Philosophy, Professor of Psychology Chair, Institute of Humanities, NMSTU. At the beginning of her scientific career, Maria V. Musiychuk dealt with the problems of students' creative abilities development. The process of self-development is understood as the development of students' inborn abilities by performing system tasks such as informational and cognitive, research and creative-practical ones. While elaborating one of the most important problems of psychology - creativity - Maria V. Musiychuk revealed high creative potential of humor, to which studying, as the subject of philosophy, her main scientific works are dedicated. The researcher studied communicative, creative, axiological and geosociety mechanisms of the comic which act on the principle of complementarity and establishment of internal relations. Maria V. Musiychuk's works will be of much interest to teachers, psychologists, philosophers and all those who are interested in psychological and philosophical aspects of creativity development.
Keywords: Maria V. Musiychuk, the contribution to the psychology of creativity, philosophical understanding of humor
REFERENCES
1. Isaeva E. V., Gnevek O. V., Metodicheskie rekomendatsii po sovershenstvovaniyu tekstoobrazuyushchei deyatel'nosti uchashchikhsya s narusheniyami rechi : uchebno-metodicheskoe posobie rechi. Magnitogorsk : MaGU, 2008. 76 p.
2. Gorshkova I. V., Gnevek O. V., Isaeva E. V. Logiko-istoricheskii analiz razvitiya metodiki obucheniya esse // Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki. 2016. No 7. pp. 84-88.
3. Kuvshinova I. A. Professional'no-pedagogicheskaya podgotovka studentov gumanitarnykh vuzov k bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti kak problema issledovaniya // Aktual'nye problemy sovremennoi nauki, tekhniki, obrazovaniya : materialy 73-i mezhdunarodnoi nauchno-tekhnicheskoi konferentsii / pod red. V. M. Kolokol'tseva. Magnitogorsk: izd-vo Magnitogorsk. gos. tekhn. un-ta im. G. I. Nosova, 2015. Vol. 3. pp. 3336.
4. Makarova A. K. Filosofskaya refleksiya skazki kak sredstvo vospitaniya detei mladshego shkol'nogo vozrasta // Filosofiya - detyam. Materialy pervoi mezhdunarodnoi nauch-no-prakticheskoi kon-ferentsii. 27 29 yanvarya 2005 g. Moscow. Moscow : Prometei, 2005. pp. 124 126.
5. Musiichuk M. V. Affektivno-kognitivnaya model' razvitiya tvorcheskikh sposobnostei // Ezhegod-nik Rossiiskogo Psikhologicheskogo Obshchestva. Psikhologiya i praktika. Yaroslavl', 1998. Vol. 2. pp.145-146.
6. Musiichuk M. V. Dyuzhina priemov ostroumiya i koe-chto v pridachu: metodicheskie rekomendatsii. Magnitogorsk: izd-vo Magnitogorskogo gos. pedinstituta. 1998. 27 p.
7. Musiichuk M. V. Igry, testy, uprazhneniya ot gospozhi inertsii myshleniya: metodicheskie rek-omendatsii. Magnitogorsk : Magnitogorskii gos. un-t . 2000. 71 p.
8. Musiichuk M. V. Kognitivnye mekhanizmy yumora : monografiya. Magnitogorsk: Magnitogorskii gos. un-t, 2010. 144 p.
9. Musiichuk M. V. Kognitivnye mekhanizmy struktury komicheskogo: filosofsko-metodologicheskie aspekty : dis. ... dokt. filos. nauk. Novosibirsk, 2012. 365 p.
10. Musiichuk M. V. Osobennosti podgotovki pedagogov k deyatel'nosti po razvitiyu tvorcheskogo potentsiala lichnosti // Pedagogicheskoe obrazovanie i podgotovka uchitelya po mnogourovnevoi sisteme v Evrope i SShA: materialy Mezhdunarodnoi konferentsii 4-5 fevralya 1993. Moscow, GKShV, 1993. pp.174-175.
11. Musiichuk M. V. Psikhologo-pedagogicheskie problemy yumora : monografiya. Magnitogorsk : Magnitogorskii gos. un-t, 2004. 143 p.
12. Musiichuk M. V. Razvitie kreativnosti, ili Dyuzhina priemov ostroumiya : monografiya. Magnitogorsk: Magnitogorskii gos. un-t, 2008. Dostup: Elektronnaya biblioteka PROFILIB. 2012-2017. URL: https://profilib.net/chtenie/ 131236/marina-musiychuk-razvitie-kreativnosti-ili-dyuzhina-priemov-ostroumiya
13. Musiichuk M. V. Yumor kak osnova razvitiya intellektual'noi aktivnosti : monografiya. Magnitogorsk : Magnitogorskii gos. un-t, 2005. 235 p.
14. Musiichuk M. V. Pedagogicheskie usloviya effektivnosti razvitiya tvorcheskikh sposobnostei bu-dushchikh uchitelei : dis. ... kand. ped. nauk. Magnitogorsk, 2000. 195 p.
15. Sannikova L. N. Sovremennye podkhody k podgotovke spetsialistov doshkol'nogo obrazovaniya // Pedagogicheskii zhurnal Bashkortostana. 2006. No 5 (5). pp. 49-56.
16. Stepanova N. A. Detskoe eksperimentirovanie kak uslovie realizatsii regional'noi kontseptsii "TEMP" // Sovremennye naukoemkie tekhnologii [Modern high technologies]. 2016. No 12-1. pp. 206-210.
17. Stepanova N. A. Sovremennye razvivayushchie tekhnologii: programmirovannye uprazhneniya // Nachal'naya shkola. 2008. No 1. pp. 34-38.
18. Chernobrovkin V. A., Bezborodova Yu. M. Razvitie khudozhestvennogo interesa i tvorcheskikh sposobnostei k izobrazitel'noi deyatel'nosti u detei doshkol'nogo vozrasta // Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik [European Student Scientific Journal], 2017. No 4 (3). pp. 328-330.
19. Chernobrovkin V. A., Nekrasova T. M. Formirovanie tvorcheskikh sposobnostei rebenka sredstvami teatralizovannoi deyatel'nosti v obrazovatel'noi oblasti «Khudozhestvenno-esteticheskoe razvitie» // Mezhdunarodnyi studencheskii nauchnyi vestnik [European Student Scientific Journal], 2017, No 4 (3). pp.331-333
Гневэк О. В. Абсолютный синтез абсолютных антитез // Гуманитарно-педагогические исследования. 2017. Т. 1. № 2. С. 84-90
Gnevek O. V. Absolute Synthesis of Absolute Antithesis. Gumanitarno-pedagogicheskie issledovani-ya. [Humanitarian and pedagogical Research]. 2017, Vol. 1, No 2, pp. 84-90
Сведения об авторе
Гневэк Ольга Владимировна - профессор, доктор педагогических наук, директор Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университета им Г. И. Носова, [email protected]
Author:
Ol'ga V. Gnevek, professor, Doctor of Science in Pedagogy, Director of the Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University (NMSTU), [email protected]