Научная статья на тему 'Научные географические школы УрГПУ и их роль в развитии профессионального образования'

Научные географические школы УрГПУ и их роль в развитии профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
579
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАФЕДРА / СТАНОВЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ / НАУЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИДЕИ И МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ / НАУЧНАЯ ЛАНДШАФТНАЯ ШКОЛА / ЛАНДШАФТНО-ФЕНОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ОРГАНИЗОВАННОСТЬ / ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ НАУЧНОГО НАСЛЕДИЯ / ОСНОВАНИЯ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ / ГЕОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РАЗВИТИЕ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / DEPARTMENT / SCIENTIFIC SCHOOL DEVELOPMENT / SCIENTIFIC ISSUES IDEAS AND METHODS OF RESEARCH / SCIENTIFIC LANDSCAPE SCHOOL / LANDSCAPE AND PHENOLOGICAL SCHOOL / INTELLECTUAL SELF-DISCIPLINE / THEORETICAL REFLECTION OF THE SCIENTIFIC HERITAGE / THE GROUNDS OF THE SCIENTIFIC SCHOOL / GEO-CULTURAL SPACE / DEVELOPMENT / GEOGRAPHIC EDUCATION / SOCIALIZATION OF A PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гурьевских Ольга Юрьевна, Капустин Владимир Григорьевич, Поздняк Светлана Николаевна, Янцер Оксана Васильевна, Куприянова Маргарита Константиновна

Рассмотрены вопросы становления, развития и современного состояния научной деятельности на кафедре географии и методики географического образования, образованной в 2013 г. за счет объединения кафедры физической географии и кафедры экономической географии и МОГ. Анализируется опыт ландшафтной научной школы на кафедре физической географии, основателем которой был доктор географических наук, профессор В. И. Прокаев. Раскрыты оригинальные научно-методические подходы к проблемам ландшафтоведения и физико-географического районирования, признанные другими географическими школами страны. Показано еще одно направление научных исследований ландшафтная фенология (В. А. Батманов и его последователи). Представлена научная школа кафедры экономической географии и методики обучения географии, сформированная профессорами А. М. Мошкиным и Е. Л. Шуваловым по проблемам территориальной организации производства и расселения на Среднем Урале, ставшим основой многолетней работы. С конца 1980-х гг. преемственно развивается новое научное направление «Изучение территориальной организации геокультурного пространства Урала». Приведено описание некоторых направлений современных географических исследований на кафедре, развивающих сложившиеся традиции научных школ. Раскрыта роль результатов деятельности этих школ для совершенствования и развития системы географического образования. Показаны возможности научного географического опыта в социализации подрастающих поколений, в развитии познавательного интереса у обучающихся к изучению геокультурного пространства Свердловской области и Уральского региона, географической науки и практики научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гурьевских Ольга Юрьевна, Капустин Владимир Григорьевич, Поздняк Светлана Николаевна, Янцер Оксана Васильевна, Куприянова Маргарита Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GEOGPAHIC SCIENTIFIC SCHOOLS IN USPU AND THEIR ROLE IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

The paper discusses the issues of establishment, development and the current state of scientific activity at the Department of Geography and Methods of Teaching It, which was established in 2013 on the basis of two Departments: the Department of Physical Geography and the Department of Economic Geography and Methods of Teaching Geography. The paper analyzes the experience of the landscape scientific school, which was founded by V.I. Prokayev, Doctor of Geography, Professor, on the basis of the Department of Physical Geography. The unique scientific and methodological approaches to the issues of landscape study and physical and geographic demarcation are described. These approaches are recognized by the other geographic scientific schools of Russia. One of the scientific fields is landscape phenology (V.A. Basmanov and his disciples). The scientific school of the Department of Economic Geography and Methods of Teaching Geography, established by Professor A.M. Moshkin and Professor E.L. Shuvalov, is discussed. This scientific school deals with the issues of territorial structure of production and population settlement in the middle Urals. Since the end of 1980-s a new scientific field is being developed, called “The Study of Territorial Structure of Geo-cultural Space of the Urals”. The paper provides some information about the current trends of scientific researches in the department, which follow the traditions of the abovementioned scientific schools. The role of these scientific schools in perfection and development of geographic education is disclosed. The paper analyzes the possibilities of scientific geographic experience in the development of Geography as a science, in socialization of young people and in the development of cognitive interests of students in the sphere of geo-cultural space of Sverdlovsk Region and the Urals.

Текст научной работы на тему «Научные географические школы УрГПУ и их роль в развитии профессионального образования»

УДК 378.4(470.5)096:91:378:001.891

ББК Ч448.94(235.55)+Др ГСНТИ 14.35.07 Код ВАК 13.00.02

Гурьевских Ольга Юрьевна,

кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой географии и методики географического образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 325; e-mail: gurevskikho@mail.ru

Капустин Владимир Григорьевич,

кандидат географических наук, профессор, кафедра географии и методики географического образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 325; e-mail: vg_kapustin@mail.ru

Куприянова Маргарита Константиновна,

кандидат биологических наук, доцент, кафедра физической географии, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 327; e-mail: gurevskikho@mail.ru

Поздняк Светлана Николаевна,

доктор географических наук, профессор, кафедра географии и методики географического образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 323; e-mail: pozdnyak_sn@mail.ru

Янцер Оксана Васильевна,

кандидат географических наук, доцент, заведующий кафедрой географии и методики географического образования, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, д. 26, к. 325; e-mail: ksenia_yantser@bk.ru

НАУЧНЫЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ УРГПУ И ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: кафедра; становление научной школы; научные проблемы, идеи и методология исследования; научная ландшафтная школа; ландшафтно-фенологическая школа; интеллектуальная организованность; теоретическая рефлексия научного наследия; основания научной школы; геокультурное пространство; развитие; географическое образование; социализация личности.

АННОТАЦИЯ. Рассмотрены вопросы становления, развития и современного состояния научной деятельности на кафедре географии и методики географического образования, образованной в 2013 г. за счет объединения кафедры физической географии и кафедры экономической географии и МОГ. Анализируется опыт ландшафтной научной школы на кафедре физической географии, основателем которой был доктор географических наук, профессор В. И. Прокаев. Раскрыты оригинальные научно-методические подходы к проблемам ландшафтоведения и физико-географического районирования, признанные другими географическими школами страны. Показано еще одно направление научных исследований - ландшафтная фенология (В. А. Батманов и его последователи). Представлена научная школа кафедры экономической географии и методики обучения географии, сформированная профессорами А. М. Мошкиным и Е. Л. Шуваловым по проблемам территориальной организации производства и расселения на Среднем Урале, ставшим основой многолетней работы. С конца 1980-х гг. преемственно развивается новое научное направление «Изучение территориальной организации геокультурного пространства Урала». Приведено описание некоторых направлений современных географических исследований на кафедре, развивающих сложившиеся традиции научных школ. Раскрыта роль результатов деятельности этих школ для совершенствования и развития системы географического образования. Показаны возможности научного географического опыта в социализации подрастающих поколений, в развитии познавательного интереса у обучающихся к изучению геокультурного пространства Свердловской области и Уральского региона, географической науки и практики научных исследований.

Guriyevskikh Olga Yurievna,

Candidate of Geography, Associate Professor, Head of Department of Geography and Methods of Teaching It, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Kapustin Vladimir Grigorievich,

Candidate of Geography, Professor, Department of Geography and Methods of Teaching It, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Kupriyanova margarita Konstantinovna,

Candidate of Biology, .Associate Professor, Department of Physical Geography, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Pozgnyak Svetlana Nikolayevna,

Doctor of Geography, Professor, Department of Geography and Methods of Teaching It, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

Yantser Oksana Vasilievna,

Candidate of Geography, Associate Professor, Head of Department of Geography and Methods of Teaching It, Ural State Pedagogical University, Ekaterinburg, Russia.

GEOGPAHIC SCIENTIFIC SCHOOLS IN USPU AND THEIR ROLE IN PROFESSIONAL EDUCATION DEVELOPMENT

KEYWORDS: department; scientific school development; scientific issues, ideas and methods of research; scientific landscape school; landscape and phenological school; intellectual self-discipline; theoretical reflection of the scientific heritage; the grounds of the scientific school; geo-cultural space; development; geographic education; socialization of a person.

ABSTRACT. The paper discusses the issues of establishment, development and the current state of scientific activity at the Department of Geography and Methods of Teaching It, which was established in 2013 on the basis of two Departments: the Department of Physical Geography and the Department of Economic Geography and Methods of Teaching Geography. The paper analyzes the experience of the landscape scientific school, which was founded by V.I. Prokayev, Doctor of Geography, Professor, on the basis of the Department of Physical Geography. The unique scientific and methodological approaches to the issues of landscape study and physical and geographic demarcation are described. These approaches are recognized by the other geographic scientific schools of Russia. One of the scientific fields is landscape phenology (V.A. Basmanov and his disciples). The scientific school of the Department of Economic Geography and Methods of Teaching Geography, established by Professor A.M. Moshkin and Professor E.L. Shuvalov, is discussed. This scientific school deals with the issues of territorial structure of production and population settlement in the middle Urals. Since the end of 1980-s a new scientific field is being developed, called "The Study of Territorial Structure of Geo-cultural Space of the Urals". The paper provides some information about the current trends of scientific researches in the department, which follow the traditions of the abovementioned scientific schools. The role of these scientific schools in perfection and development of geographic education is disclosed. The paper analyzes the possibilities of scientific geographic experience in the development of Geography as a science, in socialization of young people and in the development of cognitive interests of students in the sphere of geo-cultural space of Sverdlovsk Region and the Urals.

В современных условиях интенсивных, противоречивых и потому неоднозначно воспринимаемых общественным сознанием сложных процессов социального развития, глубокой трансформации системы отечественного образования особенно светло и тепло вспоминаются люди, умевшие сохранять мудрость, ясность духа, доброжелательность, высокий профессионализм в любых, даже очень сложных обстоятельствах. В 50-80-е гг. XX в. в Уральском государственном педагогическом университете (ранее - Свердловском государственном педагогическом институте, СГПИ) успешно трудились и плодотворно проводили научные исследования ученые-географы, составившие высокопрофессиональное ядро трудового коллектива географо-биоло-гического факультета (ГБФ). Среди них хорошо известные в научных кругах В. И. Прокаев, В. А. Батманов, Е. Л. Шувалов - основатели научных географических школ, деятельность которых во многом определила стратегические ориентиры развития и тематику научных исследований на географических кафедрах факультета, оказала существенное влияние на развитие системы высшего и школьного географического образования. Результаты научных исследований успешно внедрялись в практическую, например, природоохранную, и образовательную деятельность. Статья посвящена краткой характеристике становления научных географических школ на ГБФ, отражающей высокую интеллектуальную организованность их основателей, дальнейшему развитию школ и их влиянию на развитие географического высшего и общего образования в Уральском регионе.

Исторически сложилось, что в качестве основного структурного подразделения высшего учебного заведения выступает кафедра. В 1937 г. в СГПИ была образована кафедра географии, из которой в 1940 г. в качестве самостоятельной выделилась кафедра экономической географии. Окончательно период преобразований завершился в 1946 г. С этого времени кафедры существовали как самостоятельные до 2013 г., когда они вновь были объединены. Становление кафедры физической географии как центра развития физико-географических исследований на Среднем Урале, как ведущего подразделения факультета и университета приходится на 50-е гг. XX в. В 1952 г. здесь начинает работать Андрей Михайлович Оленев, выпускник МГУ и аспирантуры МГПИ, и Ковалева Валентина Ивановна, выпускница МГПИ. В 1953 г. после окончания Саратовского университета и аспирантуры (Институт географии АН СССР) на кафедре начинает работать В. И. Прокаев, и чуть позже - Нина Петровна Архипова. Постепенно формируется основное научное и методическое ядро кафедры, складываются благоприятные условия и предпосылки становления научной школы. Среди них - стремление к активному научному поиску, целеустремленность, высочайшая интеллектуальная организация и самодисциплина [3]. Основную сферу интересов ученых составило ландшафтоведение и физико-географическое районирование -одно из фундаментальных направлений научной географии, имеющее принципиальное методологическое значение для географических исследований, значимое и в прикладном плане для выявления природ-

© Гурьевских О. Ю., Капустин В. Г., Куприянова М. К., Поздняк С. Н., Янцер О. В., 2016

ного потенциала конкретных территорий, принятия хозяйственных и природоохранных решений. К числу основоположников ландшафтоведения относится Василий Иванович Прокаев (1919-1995) - доктор географических наук, профессор, известный советский ландшафтовед. В 1950-х гг. В. И. Прокаевым опубликована серия работ, которые служат основой для ландшафтных исследований и сегодня: «О структуре и содержании физико-географической характеристики», «Вопросы физико-географического районирования Урала», «К вопросу о методике ландшафтной характеристики», «О некоторых вопросах методики физико-географического районирования» и др. Занимаясь детальными полевыми исследованиями в южной части Среднего Урала, он кропотливо изучал картографические и фондовые материалы этой территории. Обоснование роли различных факторов в формировании геосистем позволило ему изменить сложившийся подход к выделению и изучению различных геокомплексов и предложить новую методологию физико-географического районирования территории. Результатом деятельности ученого стала монография «Физико-географическая характеристика юго-западной части Среднего Урала и некоторые вопросы охраны природы этой территории» (Свердловск, 1963. 186 с.). Это своеобразная энциклопедия ландшафтов юго-запада Свердловской области, которая служит научным справочником и для современных исследователей. В работе В. И. Прокаев предложил сохранить уникальные ландшафты Среднего Урала путем создания национального парка [3]. Б. П. Колесников, академик и председатель комиссии по охране природы при Областном совете народных депутатов Свердловской области, поддержал эту идею. Однако реализована она была только в 1973 г., когда был организован природный парк «Оленьи ручьи».

В 1966 г. В. И. Прокаев успешно защитил докторскую диссертацию, по материалам которой была опубликована монография. В последующие годы ученый продолжает развивать онтологические, методологические, логические, аксиологические основания географического районирования, ландшафтных исследований, картографирования ландшафтов, теорию ландшафто-ведения и охраны природы. Руководство кафедрой стимулировало становление научной школы, закреплявшей традиции исследований [3].

В 1966-1967 гг., кроме В. И. Прокаева (возглавлял кафедру с 1960 по 1980 г.), на кафедре работали преподаватели: Н. П. Ар-хипова, канд. географич. наук, доцент,

В. И. Ковалева, канд. географич. наук, ст. преподаватель, А. М. Оленев, канд. геогра-фич. наук, доцент, Л. Ф. Мельчаков, канд. географич. наук (декан факультета начальных классов), И. С. Лобурцев, канд. геогра-фич. Наук, Р. Б. Рубель, доцент, Л. М. Де-менева, ст. преподаватель, А. И. Шувалова, ассистент, М. К. Куприянова, ассистент, М. М. Барановская, ассистент, Л. И. Крылова, ассистент. Вскоре защитили кандидатские диссертации Л. И. Крылова и М. К. Куприянова. Преподаватели активно внедряли и развивали научные идеи руководителя в учебный процесс со студентами [3].

Теоретическая рефлексия полученных результатов позволила В. И. Прокаеву разработать содержание новой учебной дисциплины «Ландшафтоведение», составившей методологический каркас изучения многих географических дисциплин кафедры, а также полевых и педагогических практик. Содержание дисциплины реализовано в пособиях: «Основы ландшафтоведения и физико-географического районирования» и «Физико-географическое районирование». Для организации научной и образовательной деятельности важно, что в содержании этих пособий автором обосновывается и раскрывается система научных оснований, принципов и методов ландшафтных исследований. В методологическом плане принципиально важно, что методы выступали не только обобщенной схемой, регламентирующей исследования других ученых. Они фиксировали общее представление об исследуемом объекте (геосистема определенного типа и ранга), которое определяло обобщенную схему, модель исследовательской деятельности. Содержательная строгость, научная обоснованность и оригинальность идей В. И. Прокаева способствовали коррекции методологии построения и методики изучения других географических дисциплин. Коллеги и соратники не только принимали идеи ученого, но и активно их развивали. Не оставались в стороне и полевые исследования молодых ученых и аспирантов, для которых идеи учителя составили своеобразный методологический каркас научной деятельности.

С 1969 г. ученый руководит аспирантурой, в которую поступают талантливые выпускники факультета, готовит кандидатов наук, ставших ведущими преподавателями: В. Г. Капустин, Н. С. Исаков, Ю. Л. Мельча-ков, Н. В. Скок, Т. А. Донских. Проводимые исследования усиливали потребность в теоретической рефлексии результатов, осмыслении направлений научного поиска, что, в конечном итоге, способствовало формированию представлений о целостности ланд-шафтоведения как самостоятельной науч-

ной дисциплины. Важнейшую роль в этом сыграл регулярно проводимый ландшафтный семинар. Фактически это была школа ученых, где обсуждались вопросы методологии полевых исследований и теоретического осмысления их результатов, механизмы систематизации и обобщения, структуры и динамики научного знания, форм его представления.

С 1980 г. В. И. Прокаев - профессор кафедры физической географии. Он продолжает разработку теории ландшафтове-дения, методики комплексных исследований Урала, методики изучения географии. Результаты исследований опубликованы в 150 научных работах, в т. ч. 6 монографиях. Он выступил редактором 14 научных сборников географов Среднего Урала. Книги ученого известны в нашей стране и за рубежом. С 1959 по 1985 г. он возглавлял Свердловский отдел Географического общества. За свой труд В. И. Прокаев награжден орденом Трудового Красного Знамени, правительственными медалями, почетными знаками «Отличник народного просвещения РСФСР» и «Отличник народного просвещения СССР». Избрание В. И. Прокаева Почетным членом Русского географического общества на VIII съезде в 1985 г. стало высшим признанием его огромного вклада в развитие географической науки [3].

Сложившиеся в научной школе под руководством В. И. Прокаева традиции развиваются и в настоящее время. Под руководством Н. С. Исакова, В. Г. Капустина, Н. В. Скок, О. Ю. Гурьевских широкое распространение получили прикладные исследования по средне- и крупномасштабному ландшафтному картографированию территории Екатеринбурга, Среднего и Северного Урала. Аспирантами профессора В. Г. Капустина защищены кандидатские диссертации, в которых продолжено изучение вопросов ландшафтной дифференциации природы Урала, формирования системы особо охраняемых природных территорий [2], сезонной динамики природных комплексов (О. Ю. Гурьев-ских, Е. Ю. Тереньева, С. А. Шлюндт, О. В. Янцер). Под руководством О. В. Янцер продолжается подготовка аспирантов по направлению «Науки о Земле».

Подведем итог: вокруг В. И. Прокаева, крупного ученого, генератора идей, обладающего высокой интеллектуальной организованностью, развитыми исследовательскими, организационными, личностными качествами, постепенно сложилось сообщество исследователей, соратников и учеников, которые разделяют и развивают его научные идеи, общие теоретические принципы, методологию исследования. Существенным признаком данной школы явля-

ется то, что в ней одновременно решаются задачи разработки и защиты научных идей и подготовки молодых ученых. Научные идеи направленно реализуется в системе подготовки учителя географии, благодаря чему оказываются достоянием многих поколений школьников, формируют у них научное географическое мышление и картину мира.

В 70-е гг. на кафедре физической географии зародилось еще одно оригинальное научное направление - фенологическое, изучающее сезонные явления живой и неживой природы в их взаимосвязях и взаимодействиях. Основателем направления явился Владимир Алексеевич Батманов (1900-1980), который не был сотрудником кафедры. Он занимался научными исследованиями на общественных началах, возглавляя фенологическую секцию областного совета краеведения при Облисполкоме, был известен не только на Урале, но и по всей стране. Пытаясь обосновать теорию фенологии с целью обобщения фактических сведений, накопленных за многие десятилетий, ученый выделил ее теоретическую и прикладную части [5; 8]. Первую он определил как науку о фенологических методах исследования, или науку о феноуказателях. К прикладным отнесены исследования, которые дифференцируются по объекту или цели исследования: фитофенология, фенология ландшафтов, лесо-сельскохозяйст-венная и т. д. [4]. Разрабатывая теоретические основы методики фенологических исследований, В. А. Батманов значительно расширил их сферу, обосновал возможности решения ряда географических задач фенологическими методами. С 1966 г. он проводит еженедельный семинар для своих учеников, которыми было опубликовано несколько сотен научных статей в изданиях разного уровня, учебных пособий, научно-популярных книг [8; 10]. Укреплялись контакты с фенологами страны и зарубежья, что способствовало распространению и популяризации научных идей ученого.

С применением фенологических методов, способствовавших интеграции фенологических и ландшафтоведческих исследований, были защищены кандидатские диссертации (З. Т. Щенникова и М. К. Куприянова). Новые, по сути, комплексные методы осваивали и студенты при изучении соответствующей дисциплины и во время полевой практики. Большую популярность приобрели курсовые и выпускные квалификационные работы фенологической тематики. В последующие годы методы В. А. Батма-нова получили широкое распространение как в географических исследованиях, так и в Институте экологии растений и животных

РАН, в образовательных школах и детских учреждениях. При активном участии учителей географии в области была налажена мощная система фенологических исследований школьников, результаты которых представлялись на муниципальных и областных мероприятиях, посвященных детскому творчеству. В начале 2000-х гг., в продолжение традиций междисциплинарных исследований, защищены кандидатские диссертации (Е. Ю. Терентьева, О. В. Янцер). Научное направление, созданное В. А. Батмановым, развивается в настоящее время, отражается в тематике выпускных квалификационных работ бакалавров, магистров, аспирантов. В 2013 г. создан Научно-образовательный фенологический Центр, выполняющий образовательную, организационную, консультативную роль в изучении климатических изменений и их влияния на фенологию растений Свердловской области, Урала и России [1].

Третья научная школа, сложившаяся на ГБФ, связана с экономической географией. На кафедре экономической географии под руководством профессоров А. М. Мош-кина и Е. Л. Шувалова и в сотрудничестве с известными организациями - Уральской плановой комиссией и Институтом экономики УНЦ АН СССР - продуктивно изучалась проблема территориальной организации производства и расселения населения на Среднем Урале, формировались теоретические положения и разрабатывались методы исследования. С 1960 по 1976 г. при кафедре работала аспирантура, выпускниками которой (И. Н. Корневым, В. Н. Куч-киным, М. Е. Савченко, Г. П. Сикорской, В. Г. Чудиновым) защищены кандидатские диссертации. Регулярно издавались сборники научных статей «Территориальная организация производства и проблемы расселения» и «Развивающее обучение в школьных курсах географии», в которых публиковались результаты исследований членов кафедры и преподаватели других вузов. Авторы сочли необходимым подробнее освятить вклад Е. Л. Шувалова в развитие географического образования, научное содержание которого отражает его взгляды и позиции как ученого-географа и педагога.

Ефим Лукич Шувалов - известный географ, заслуженный деятель науки РСФСР, видный организатор и руководитель высшего педагогического образования, начавший работать на кафедре экономической географии с 1952 г. Обычные мерки к нему не подходили. Таким людям дано видеть глубинную сущность процессов, происходящих в стране в целом и в системе образования в частности, понимать и оценивать развитие еще зарождающихся тенденций.

Он был воплощением человека, тонко чувствующего ценность и значимость традиций в системе образования и одновременно открытого к инновациям. Прекрасно понимая сложный механизм взаимодействия традиционного и инновационного в теории и практике, науке и образовании, в их взаимодополнении он видел источник преодоления консервативных явлений, прогрессивного развития образования [5].

Стремление творчески подходить к делу ярко проявилось в педагогической деятельности ученого. Долгое время он преподавал «Экономическую географию СССР», занимавшую центральное место в профессиональной подготовке учителей географии. Предвидя неизбежность гуманизации экономической географии, он разработал новую дисциплину «География населения», содержательные и методологические основания которой составили географические идеи пространственного подхода. Прорывным для учебного процесса было разработанное ученым методическое обеспечение, включавшее программу дисциплины, прогрессивные для своего времени и пользующиеся до сих пор популярностью учебное пособие и практикум, дважды публиковавшиеся в издательстве «Просвещение». Фактически это был учебно-методический комплекс, в полной мере соответствующий современным требованиям.

Во время подготовки и проведения учебных занятий, особенно лекций, семинарских занятий Ефим Лукич активно обсуждал с коллегами вопросы специфики связи традиций и инноваций в образовании. Он считал, что каждому педагогу следует специально разобраться в этих вопросах и нести ответственность за свои решения. Сам ученый в этом вопросе придерживался установки на необходимость продуманного, обоснованного внедрения инноваций в образовательный процесс. Ученый высоко ценил и блестяще владел инновационной для высшей школы 70-х гг. технологией проблемного обучения, считая ее наиболее эффективной для целей развивающего обучения. Прекрасно ориентируясь в проблемах экономической, социальной жизни страны, он умело погружал студентов в контекст географических реалий. Приемы проблемного обучения органично сочетались с методами, которые современная дидактика относит к методам активного и интерактивного обучения, основанными на деятельностных и диалоговых формах познания. В интересных и продуктивных дискуссиях с преподавателями и студентами ученый блестяще демонстрировал приемы анализа, синтеза, интерпретации, аргументации, показывающие логику науч-

ных рассуждений высоко эрудированного человека. Е. Л. Шувалов заражал аудиторию своим искренним интересом к проблемам географии, мастерски сочетал методы исторического, логического и сравнительного анализа. Тем самым Е. Л. Шувалов стремился развивать у студентов географическое мышление, способность творчески мыслить, критически относиться к информации, настаивал на том, чтобы каждый студент умел высказывать и аргументировать свое мнение. Эти интеллектуальные приемы становились достоянием коллег. Поэтому закономерно, что во время занятий студенты были предельно собранны, внимательны, тщательно готовились к занятиям, ориентируясь на высокий уровень профессионализма, который демонстрировал учитель. Как талантливый педагог, он добивался, чтобы знания студентов были глубоко осмыслены, систематизированы, сознательно применялись при решении практических задач. Он внушал студентам мысль о том, что именно учитель является проводником географической культуры в обществе, что от его общей и профессиональной культуры многое зависит в деле воспитания подрастающих поколений.

Высокая методологическая культура, самостоятельность суждений, способность к критическому осмыслению и творческому применению новых географических концепций, форм и методов познания, сочетающиеся с фундаментальными знаниями, характеризуют Е. Л. Шувалова как творческую личность. Ефим Лукич активно занимался изучением вопросов развития и размещения сельского хозяйства, географии населения страны, комплексных экономико-географических проблем Свердловской области и Уральского региона. Им создана серия книг по экономическо-географичес-кой характеристике городов Урала. Некоторые из этих книг переведены за рубежом. Сегодня эти книги как образец географических характеристик пользуются популярностью не только среди учителей географии и студентов, но и среди людей других специальностей и познавательных интересов. Особое место в деятельности ученого занимала подготовка учебной литературы для образовательной школы, в том числе учебник по экономической географии СССР для школьников, который для своего времени был инновационным. Сказанное свидетельствует о том, что основные вопросы педагогической деятельности ученый неизменно решал путем глубокого анализа двух позиций: сохранение всего лучшего, достигнутого наукой, теорией и практикой образования, и неизбежность инноваций. Движение, интегрирующее традиции и инновации, он

считал единственно возможным измерением качества образовательного пространства [5]. Как человек трудолюбивый, интеллектуально высоко организованный, требовательный, справедливый, профессионал широчайшей эрудиции, Ефим Лукич навсегда останется в памяти учеников и коллег.

В конце 1980-х гг. в связи с новыми направлениями развития социально-экономической географии, вызванными социокультурными изменениями в стране, тема научной работы кафедры экономической географии была скорректирована. Формирование открытого общества и его гуманизация на первый план выдвинули изучение социальных проблем. Новое направление научных исследований «Изучение территориальной организации геокультурного пространства Урала» возглавил ученик Е. Л. Шувалова - И. Н. Корнев. И в новых условиях теоретические идеи и методологические подходы, разработанные Е. Л. Шуваловым, оказались востребованными, развивались и углублялись его последователями и учениками. В качестве методологической основы эти идеи учтены в монографии И. Н. Корнева и Д. Н. Липухина «Геодемографические процессы в регионе».

Иван Николаевич Корнев - канд. гео-графич. наук, профессор, долгие годы заведующий кафедрой, исследовал проблему сущности и организации геокультурного пространства, методологии его изучения. Под руководством И. Н. Корнева защитили кандидатские диссертации И. С. Баранова, Д. Н. Липухин Н. Б. Булдакова, Ю. П. Иванова, позже М. А. Григорович (2006 г.), Т. Г. Борисова (2010 г.), И. В. Абросимова (2013 г.), А. Ф. Сорокина (2015 г.). Как и Е. Л. Шувалов, И. Н. Корнев большое внимание уделяет вопросам совершенствования теории и практики профессиональной подготовки учителя [4].

Таким образом, сложившиеся на базе ГБФ научные школы имеют вполне определенные научные идеи, содержание которых определяется оригинальными методами исследования, обосновывается комплексом онтологических, гносеологических, методологических, логических, ценностных оснований. Эти идеи задают содержательно-целевые и методологические ориентиры современных поисков ученых-географов.

Принципиально важно, что сформировавшиеся основания позволяют обосновать новые взгляды на цели, ценности, содержание и технологии географического образования, определить продуктивные способы его совершенствования и развития. Особую актуальность этой непростой задачи подчеркивает широко обсуждаемая сегодня Концепция развития географического образования в РФ,

готовящийся общероссийский съезд учителей географии. Решение этой задачи во многом связано с деятельностью методистов кафедры, что нашло отражение в современном ее названии - кафедра географии и методики географического образования. В разное время вопросами методики обучения географии, имея специальное образование, занимались канд. пед. наук Н. П. Викулова, канд. пед. наук Л. П. Образцова, З. К. Мунтагирова, продолжают заниматься д-р пед. наук С. Н. Позд-няк, канд. пед. наук И. Ю. Стрекопытова. Особую сферу научных интересов методистов всегда составляли вопросы теории и практики организации развивающего обучения, в том числе через систему олимпиадного движения, обоснование механизмов развития профессионализма учителей географии на ступени вузовского и послевузовского образования. Результаты исследований изложены в монографиях, многочисленных статьях, пособиях для студентов и преподавателей, внедряются в практику образовательного процесса со студентами, через систему различных мероприятий, в т. ч. методологических и методических семинаров, дискуссионных площадок, круглых столов.

Следует отметить, что на протяжении десятилетий преподаватели географических кафедр активно работают в сфере общего образования. Настоящий прорыв был совершен в области картографических изданий. Впервые в Свердловской области в 1997 г. издан научный и учебно-справочный Атлас Свердловской области, включающий 60 карт (руководители и разработчики ряда карт - В. Г. Капустин и И. Н. Корнев). За эту работу в 2000 г. авторы удостоены дипломов Русского географического общества «За выдающиеся научные работы в области географии». На основе карт Атласа авторами составлен учебный Атлас для общеобразовательных школ, изданный в 2003 г. и неоднократно переиздававшийся. Кроме того, В. Г. Капустин и И. Н. Корнев впервые для Свердловской области и одними из первых в России разработали учебно-методический комплекс, включающий различные пособия (программа, учебник, атлас, рабочая тетрадь, контурные карты, пособие для учителя), которые обеспечивают все этапы образовательного процесса по изучению курса «География Свердловской области» в образова-

тельных учреждениях. Пособия оригинальны по содержанию, методическому и полиграфическому исполнению, соответствуют российским и международным стандартам школьных учебников нового поколения. Работа В. Г. Капустина и И. Н. Корнева получила высокую оценку специалистов: учителей школ, преподавателей высших учебных заведений, общественных организаций. Авторы в 2005 г. стали лауреатами Всероссийского и стран СНГ конкурса «Региональный учебник» (диплом 1 степени). В 2006 г. авторы В. Г. Капустин и И. Н. Корнев за создание учебно-методического комплекса по географии Свердловской области для общеобразовательных учреждений удостоены премии Правительства Российской Федерации в области образования.

Введение уровневого педагогического образования усилило озабоченность преподавателей кафедры в совершенствовании традиционных и разработке новых учебных дисциплин для ступени бакалавриата и магистратуры. В этой связи оказался востребованным богатейший опыт научных школ, сложившихся на ГБФ. Теоретическая рефлексия этого опыта позволяет выделить содержательно-смысловые конструкты, научные основания, определяющие целевую и содержательную направленность целого комплекса учебных дисциплин. Особенно важно это для ступени магистратуры, готовящей студентов к самостоятельной исследовательской деятельности. В процессе обучения магистрантов имеется прекрасная возможность транслировать образцы организации интеллектуальной, практической, коммуникативной деятельности ученых, мировоззренческие идеи, ценности индивидуального и коллективного поиска, сложившиеся в рамках научной школы, ценностные установки и ориентации, которые накладывают свой отпечаток на поисковый процесс научного творчества ученых - основателей этих школ и их последователей. Для магистрантов данные идеи выступают как методологические нормы, методы научного поиска и оценки результатов научной деятельности, этические императивы научного сообщества, формируя систему убеждений и ценностей молодого ученого.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ванюкова Т. В., Зуев П. В., Янцер О. В. Современное состояние и перспективы развития естественнонаучного образования школы и вуза (на примере УрГПУ) // Педагогическое образование в России. 2016. №6. С. 35-39.

2. Гурьевских О. Ю. Геосистемный подход в формировании региональных систем особо охраняемых природных территорий (на примере Свердловской области) // Вестник Тамбовского ун-та. Серия: Естественные и технические науки. 2014. Т. 19. № 5. С. 1503-1506.

3. Капустин В. Г., Поздняк С. Н.. Становление научной ландшафтно-географической школы В. И. Прокаева и ее влияние на профессиональное образование учителя // Педагогическое образование в России. 2011. № 2. С. 57-66.

4. Корнев И. Н., Поздняк С. Н. Геокультурное пространство региона как интегративный ресурс проектирования содержания подготовки бакалавра педагогического образования // Педагогическое образование в России. 2011. № 2. С. 21-28.

5. Корнев И. Н., Поздняк С. Н. Сочетание традиций и инноваций как условие профессиональной успешности: Памяти Е. Л. Шувалова // Педагогическое образование в России. № 3. 2011. С. 273-278.

6. Куприянова М. К. В. А. Батманов - основатель нового направления в фенологии // Современное состояние фенологии и перспективы ее развития : сб. мат-лов Всероссийской науч.-практ. конф., посв. 110-летию со дня рождения В. А. Батманова. Екатеринбург, 2010. С. 42-56.

7. Куприянова М. К., Кузнецова Т. И.. Патриарх фенологии. Екатеринбург : Форум-книга, 2010.

8. Поздняк С. Н. Дифференцированное обучение школьников в системе школьного географического образования: история и современность : монография / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2010.

9. Прокаев Василий Иванович: география - моя жизнь // Мат-лы всерос. науч.-практ. конф. (памяти д-ра географич. наук, проф., Почетного члена Русского Географического общества В. И. Прокаева) / под ред. В. Г. Капустина; ГОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. Ч. 3.

10. Янцер О. В., Скок Н. В. Фенологические методы исследований в изучении динамики ландшафтов : общий обзор // Вестник Башкирского университета. 2016. Т. 21. №1. С. 91-100.

REFERENCES

1. Vanyukova T. V., Zuev P. V., Yantser O. V. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya estestven-nonauchnogo obrazovaniya shkoly i vuza (na primere UrGPU) // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2016. №6. S. 35-39.

2. Gur'evskikh O. Yu. Geosistemnyy podkhod v formirovanii regional'nykh sistem osobo okhranyaemykh prirodnykh territoriy (na primere Sverdlovskoy oblasti) // Vestnik Tambovskogo un-ta. Seriya: Estestvennye i tekhnicheskie nauki. 2014. T. 19. № 5. S. 1503-1506.

3. Kapustin V. G., Pozdnyak S. N.. Stanovlenie nauchnoy landshaftno-geograficheskoy shkoly V. I. Prokaeva i ee vliyanie na professional'noe obrazovanie uchitelya / / Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2011. № 2. S. 57-66.

4. Kornev I. N., Pozdnyak S. N. Geokul'turnoe prostranstvo regiona kak integrativnyy resurs pro-ektirovaniya soderzhaniya podgotovki bakalavra pedagogicheskogo obrazovaniya // Pedagogicheskoe obrazo-vanie v Rossii. 2011. № 2. S. 21-28.

5. Kornev I. N., Pozdnyak S. N. Sochetanie traditsiy i innovatsiy kak uslovie professional'noy uspeshnosti: Pamyati E. L. Shuvalova // Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. № 3. 2011. S. 273-278.

6. Kupriyanova M. K. V. A. Batmanov - osnovatel' novogo napravleniya v fenologii // Sovremennoe sostoyanie fenologii i perspektivy ee razvitiya : sb. mat-lov Vserossiyskoy nauch.-prakt. konf., posv. 110-letiyu so dnya rozhdeniya V. A. Batmanova. Ekaterinburg, 2010. S. 42-56.

7. Kupriyanova M. K., Kuznetsova T. I.. Patriarkh fenologii. Ekaterinburg : Forum-kniga, 2010.

8. Pozdnyak S. N. Differentsirovannoe obuchenie shkol'nikov v sisteme shkol'nogo geograficheskogo obrazovaniya: istoriya i sovremennost' : monografiya / Ural. gos. ped. un-t. Eka-terinburg, 2010.

9. Prokaev Vasiliy Ivanovich: geografiya - moya zhizn' // Mat-ly vseros. nauch.-prakt. konf. (pamyati d-ra geografich. nauk, prof., Pochetnogo chlena Russkogo Geogra-ficheskogo obshchestva V. I. Prokaeva) / pod red. V. G. Kapustina; GOU VPO Ural. gos. ped. un-t. Ekaterinburg, 2009. Ch. 3.

10. Yantser O. V., Skok N. V. Fenologicheskie metody issledovaniy v izuchenii dinamiki landshaftov : ob-shchiy obzor // Vestnik Bashkirskogo universiteta. 2016. T. 21. №1. S. 91-100.

Статью рекомендует д-р географич. наук, проф. Ю. Л. Мельчаков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.