УДК 378.6:378.147 ББК Ч48-951.85
В. Г. Капустин, С. Н. Поздняк Екатеринбург
СТАНОВ ЛЕНИЕ НАУЧНОЙ ЛАНДШАФТНО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ В. И. ПРОКАЕВА И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЯ
ГСНТИ 14.09.95 Код ВАК 13.00.01; 07.00.10
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: научная школа; критерии научной школы; становление научной школы; научная ландшафтно-географическая школа; В. И. Прокаев — ведущий ученый-географ; традиции научной школы.
АННОТАЦИЯ. Для определения перспективных тенденций развития отечественной науки большой интерес представляет становление научных школ. Рассматриваются некоторые вопросы становления научной ландшафтно-географической школы В. И. Прокаева и ее влияние на профессиональное образование учителя.
V. G. Kapustin, S. N. Pozdnyak Ekaterinburg
FORMATION OF SCIENTIFIC LANDSCAPE-GEOGRAPHICAL SCHOOL OF V. I. PROKAEV AND ITS INFLUENCE ON VACATIONAL EDUCATION OFA TEACHER
KEY WORDS: scientific school; criteria of scientific school; formation of scientific school; scientific landscape-geographical school; V. I. Prokaev is a leading scientist-geographer; traditions of scientific school.
ABSTRACT. To identify promising trends of development of domestic science of great interest is the formation of scientific schools. This article contains information about some problems of development of V. I. Prokaev’s scientific landscape-geographical school and its impact on vocational education of a teacher.
Одной из весьма актуальных про- вания науки и высшей школы является
блем в связи с предпринимае- проблема изучения деятельности науч-
мыми сегодня попытками реформиро- ных школ в России. Актуальность вопро-
© Капустин В. Г., Поздняк С. Н., 2011
са подтверждается принятием ряда решений Президентом и Правительством страны. В мае 1996 г. был подписан Указ Президента РФ «О некоторых мерах государственной поддержки науки в высших учебных заведениях Российской Федерации», принято постановление Правительства «О грантах Президента Российской Федерации для поддержки научных исследований молодых российских ученых и государственной поддержке ведущих научных школ РФ» (№633 от 23 мая 1996 г.). В последнем документе указано, что понятие «научная школа» употребляют «применительно к относительно небольшому научному коллективу, объединенному не столько организационными рамками, не только конкретной тематикой, но и общей системой взглядов, идей, интересов, традиций — сохраняющейся, передающейся и развивающейся при смене научных поколений». Известны и другие документы, посвященные этой проблематике. Так, в обосновании новой Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009—2013 гг.» отмечается, в частности, что в последнее время произошло нарушение преемственности научных и педагогических школ, для обеспечения же их полноценного функционирования необходима деятельность нескольких поколений исследователей. Поэтому в концепции программы указано, что она должна быть направлена на «сохранение существующей системы государственной поддержки молодых ученых и ведущих научных школ» [7].
На наш взгляд, в современных условиях быстро развивается противоречие, которое обусловлено тем, что, с одной стороны, процессы становления и развития научных школ не получили достаточного изучения и осмысления в истории и методологии науки. Этот факт подтверждается малым числом научных
публикаций, посвященных рассматриваемой тематике. С другой стороны, все большую силу приобретает тенденция быстрого развития сетевых образовательно-исследовательских структур, появления новых организационных форм в науке. Под влиянием глобализации этот процесс, затрагивая отечественную науку, становится перспективной тенденцией современного этапа ее развития. Появляются новые формы организации науки, основанные на принципах гибкого проектного финансирования, когда состав участников исследовательской группы постоянно меняется. Эффективными формами научных исследований признаются ассоциации нескольких небольших групп со свободным переходом исследователей из одной группы в другую, а также создание объединенных университетско-академических исследовательских центров [2; 4; 9]. Интернационализация, глобализация, динамизм социальных процессов создают определенные риски утраты целых пластов представлений, отражающих не только специальные знания, приемы и методы научной деятельности, но и ценностные ориентиры отечественной науки как исторического феномена, ее нормы и принципы, обусловленные социокультурным влиянием среды, в которой развивается наука.
Вопросы формирования и развития научных школ для нашего университета — это вопросы, имеющие собственную историю, вероятно, с начала его деятельности как научно-образовательного сообщества. Сказанное относится и к географическому факультету УрГПУ, со времени создания которого началась активная научная деятельность географов. Вместе с тем имеющийся опыт изучения этих вопросов, истории развития региональной географии, специфики деятельности научной школы на фоне общих закономерностей развития отечественной науки крайне недостаточен. Перспективы
сохранения богатого историко-географического наследия оказываются минимальными. В целом вопрос о научных школах в географии изучен недостаточно, о чем свидетельствуют авторы наиболее известных в современной географии теоретико-методологических работ [3; 5]. Некоторому восполнению этого пробела посвящена настоящая статья, которая содержательно ограничивается анализом процессов становления научной ландшафтно-географической школы на базе географического факультета УрГПУ, оказавшей определенное влияние на развитие профессионального образования учителя. Научная географическая школа в педвузе, шире — вузовская наука выступает как структурная единица науки в системе научного потенциала страны, вносит определенный вклад в развитие отраслевой науки, влияет на содержание и организацию профессионального образования педагогов, на принятие хозяйственных решений в регионе. Обращение к вопросам становления региональной научной географической школы позволит обогатить представления об особенностях развития отечественной географической науки. При этом речь идет не только о становлении и исторической изменчивости знаний, но и об усложнении их системной организации по мере развития в рамках научной школы, об историческом характере самой дисциплинарной организации научного знания.
Для решения поставленной задачи обратимся к содержанию понятия «научная школа». В теории науки понятие «научная школа» многозначно, имеет различные смысловые оттенки. Традиционным является подход к пониманию научной школы как к исторически обусловленной форме организации научной деятельности группы исследователей, которая предполагает «производство» не только научных идей, но и подготовку ученых, без чего невозможно сохранение
традиций, само существование науки как конкретной социально-исторической системы. Школы в науке являются непременным и постоянно действующим фактором ее прогресса. Поэтому роль научных школ в развитии науки исследуется в науковедении, общественных науках (А. Н. Антонов, И. А. Аршавский, Б. М. Кедров, Т. Кун, И. Лакатос, К. А. Ланге, Д. Прайс, Н. Н. Семенов, С. Д. Хайтун, Г. Штейнер и др.). Социально-психологический феномен научных школ, история их развития, проблемы идентификации ученого по отношению к научному сообществу изучаются в социальной психологии. В частности, М. Г. Ярошевский указывает, что «термин “школа”... при всей неопределенности означает, по общепринятому мнению историков, во-первых, единство обучения творчеству и процесса исследования, во-вторых, позицию, которой придерживается одна группа ученых в отношении других» [8. С. 86]. Научная школа по своей сути представляет собой эффективную модель образования как трансляции помимо чисто предметного содержания, также культурных норм и ценностей научного сообщества от старшего поколения к младшему. В этой связи автор подчеркивает, что научная школа является инструментом «...воспитания исследовательского стиля мышления. определенного способа подхода к проблемам» [Там же. С. 29].
Существенные признаки понятия «научная школа» конкретизируются при определении критериев оценки ее деятельности, на основе которых подтверждается статус, эффективность школы. При этом научная школа рассматривается уже как сформировавшаяся в своей логике и содержании организационная структура. К числу наиболее часто упоминаемых относятся следующие критерии:
1. Наличие лидера, основоположника научной школы, обладающего осо-
быми организаторскими и исследовательскими способностями, поддерживающего общность научных интересов в коллективе, стабильно и плодотворно работающего определенный период времени.
2. Обоснованные теоретико-методологические положения, составляющие базу исследовательской программы и разделяемые всеми членами школы, что определяет единые методологические основания научной деятельности.
3. Научная значимость рассматриваемых проблем, оригинальность исследовательской программы, ее перспективный характер, создающий условия для признания школы в научном сообществе.
4. Подготовка научной смены: ученый-руководитель стремится воспитать единомышленников из числа начинающих исследователей (студентов, аспирантов).
5. Особый стиль межличностных отношений, нормы научного исследования, атмосфера творчества.
Вместе с тем в общем поле исследований этой проблематики практически не уделяется внимания важному, на наш взгляд, вопросу становления научной школы. Становление мы понимаем как начальный этап развития, этап зарождения, генезиса первоначальных, ранних представлений того, что в последующем составит концептуальную схему научного исследования и при благоприятных условиях разовьется в теоретико-методологическое ядро научной школы. На этапе становления могут возникнуть такие предпосылки, обстоятельства, которые будут препятствовать дальнейшему развитию научной школы. Поэтому становление как процесс противоречивый, диалектический может и не привести к ее оформлению и дальнейшему развитию. Становление научной школы — процесс достаточно длительный и трудоемкий. В условиях вуза он облегчается
тем, что научный коллектив одновременно выполняет образовательные и научные функции. Перечисленные выше критерии примем в качестве инструментальной основы проводимого анализа.
Исторически сложилось, что в качестве основной ячейки высшего учебного заведения выступает кафедра. Одной из таких кафедр географического факультета УрГПУ является кафедра физической географии, где долгие годы плодотворно трудился доктор географических наук, профессор Василий Иванович Прокаев — известный советский физико-географ, ландшафтовед.
Почти все преподаватели географических кафедр факультета были студентами Василия Ивановича и сохранили о нем самые светлые и теплые воспоминания. Запомнили его очень требовательным к себе и другим как в учебной, так и в научно-методической работе. Он был погружен в любимую науку — физическую географию. Главное достижение В. И. Прокаева за время работы в стенах Свердловского педагогического института (нынеУрГПУ) — это создание научной географической школы, отличающейся своими оригинальными научно-методическими взглядами в физической географии и признанной среди других географических школ страны.
Обратимся к истории развития кафедры физической географии, в ходе которого постепенно складывались условия и предпосылки зарождения научной географической школы [6]. Кафедра была образована почти одновременно с организацией факультета в 1937 г. как кафедра географии (в состав кафедры вошли и экономгеографы). Среди преподавателей кафедры Р. Б. Рубель, С. В. Муратов, А. Ф. Бушманов, Л. Ф. Мельчаков, К. К. Полуяхтов, А. М. Мошкин. Заведующий кафедрой — профессор
А. Л. Шатский. В том же году на курс общей физической географии пригласили профессора А. Н. Григорьева, который был назначен заведующим кафедрой. В 1940 г. кафедра экономической географии выделилась в отдельную кафедру. В 1942 г. кафедры вновь объединились, а в 1946 г. — окончательно разделились. Учитывая специфику подготовки географов, которая предполагает первоначальное изучение цикла физикогеографических дисциплин, историю кафедры физической географии можно вести с 1937 г.
До 50-х гг. XX в. кафедра физической географии переживала процесс долгого становления, поскольку крупных спе-циалистов-географов в ее штате явно не хватало. Окончательное становление кафедры как центра развития физикогеографических исследований на Среднем Урале, как ведущей кафедры факультета и университета приходится на 50-е годы XX в. В этот период в феврале 1952 г. на кафедре начинает работать Оленев Андрей Михайлович, выпускник МГУ и аспирантуры МГПИ. В 1955 г. он был утвержден в ученом звании доцента и проработал на кафедре 43 года. Также из Москвы прибыла Ковалева Валентина Ивановна, которая в 1939 г. окончила географический факультет МГПИ и аспирантуру при этом же институте. Защитив кандидатскую диссертацию в 1952 г., она была направлена МП РСФСР на ка-
федру физической географии СГПИ, где проработала более 20 лет. В 1953 г., после окончания Саратовского университета и аспирантуры у академика А. А. Григорьева (Институт географии АН СССР), на кафедру был направлен В. И. Прока-ев. В 1955 г. здесь же начинает работать Архипова Нина Петровна, которая в 1944 г. с отличием окончила географический факультет ЛГПИ им. А. И. Герцена, поступила в аспирантуру и в 1947 г. защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата географических наук. С сентября 1955 г.она доцент кафедры физической географии СГПИ. Итак, в период с 1952 по 1955 гг. формируется основное научное и методическое «ядро» кафедры, «мозговой
центр», деятельность которого определит судьбу кафедры на дальнейшие 30 лет.
Сфера научных интересов В. И. Про-каева была связана с вопросами ланд-шафтоведения и физико-географи-
ческого районирования — одной из наиболее сложных проблемных областей современной физической географии. Необходимо отметить, что ландшафто-ведение относится к теоретическим дисциплинам комплексной физической географии, а районирование представляет собой один из ведущих методов географического синтеза. Районирование имеет принципиальное значение не только в качестве методологического основания научного исследования, но и принятия конкретных хозяйственных и природоохранных решений. В 1950-х гг. появилась серия работ В. И. Прокаева: «О структуре и содержании физико-географической характеристики», «Вопросы физико-географического районирования Урала», «К вопросу о методике ландшафтной характеристики», «О некоторых вопросах методики физикогеографического районирования» и др. В 1960—1961 гг. ученый проводит полевые исследования в южной части Сред-
него Урала, ведет большую, кропотливую работу по изучению картографических и фондовых материалов этой территории. Выяснение роли различных факторов в формировании геосистем разного таксономического ранга позволило ученому видоизменить сложившийся подход к выделению, описанию, систематизации геокомплексов различного таксономического ранга. Это было важное обстоятельство, которое формировало новое видение решения проблемы физикогеографического районирования территории. Результатом деятельности ученого стала монография «Физико-географическая характеристика юго-западной части Среднего Урала и некоторые вопросы охраны природы этой территории» (Свердловск: Изд-во Урал. фил. АН СССР, 1963. 186 с.). До настоящего времени эта работа является образцом детальности, тщательности физикогеографической характеристики региона для всех последующих поколений географов. Это своеобразная энциклопедия ландшафтов юго-запада Свердловской области, которая продолжает выполнять функции научного справочника для многочисленных исследователей региона. Именно в этой работе В. И. Прокаев предложил сохранить уникальные ландшафты Среднего Урала путем создания здесь национального парка. Б. П. Колесников активно пропагандировал эту идею и, будучи академиком и председателем комиссии по охране природы при Областном совете народных депутатов Свердловской области, добился решения властей о постановке в повестку дня вопроса об организации Среднеуральского национального парка. Решение состоялось только в 1973 г., когда был организован природный парк «Оленьи ручьи».
В 1960 г. В. И. Прокаев избран по конкурсу заведующим кафедрой физической географии, с 1960 по 1965 г. активно работает над докторской диссер-
тацией, продолжая развивать и углублять теоретико-методологические основания исследований ландшафтоведче-ской проблематики. За этот период времени он опубликовал более 40 статей, участвовал в многочисленных совещаниях и конференциях, посвященных вопросам теории и методики физикогеографического районирования, ландшафтных исследований, картографирования ландшафтов, общим вопросам теории ландшафтоведения и охраны природы. Назовем основные из них: V всеуральское совещание по географии и охране природы Урала (Пермь, 1960); III съезд Географического общества СССР (Ленинград, 1960); VI всеуральское совещание по вопросам географии и охраны природы (Уфа, 1961); V всесоюзное совещание по вопросам ландшафтоведе-ния (1961); IV всесоюзное совещание «Проблемы охраны природы Сибири и Дальнего Востока» (Новосибирск, 1963). Закономерно, что этот сложный период в жизни В. И. Прокаева завершился в 1966 г. успешной защитой докторской диссертации в Совете при Ленинградском университете на тему: «Основы теории и методики физико-географического районирования». Ученая степень доктора географических наук утверждена ВАК 18 ноября 1967 г. То, что тема, избранная для докторской, была не из простых и были определенные сложности — понятно. На эти сложности указывал в своих письмах академик А. А. Григорьев, но В. И. Прокаев преодолел все препятствия. Ученое звание профессора по кафедре физической географии присвоено ему 23 февраля 1968 г. По материалам диссертации была опубликована монография «Основы методики физикогеографического районирования». Защита докторской диссертации, издание крупных монографий подвели итог первому этапу деятельности В. И. Прокаева от аспиранта до доктора наук, заведующего кафедрой, профессора. Начинает-
ся новый этап, еще более ответственный — это руководство работой коллектива кафедры, определение тематики научных исследований, формирование научной школы, которая бы развивала научное направление своего лидера, закрепляла бы складывающиеся традиции научных исследований.
В 1966—1967 гг. кроме заведующего кафедрой В. И. Прокаева (возглавлял кафедру с 1960 по 1980 г.) на кафедре работали 11 преподавателей: Н. П. Архипова, кандидат географических наук, доцент; В. И. Ковалева, кандидат географических наук, старший преподаватель; А. М. Оленев, кандидат географических наук, доцент; Л. Ф. Мельчаков, кандидат географических наук (декан факультета начальных классов); И. С. Лобурцев, кандидат географических наук; Р. Б. Рубель, доцент; Л. М. Деменева, старший преподаватель; А. И. Шувалова, ассистент; М. К. Куприянова, ассистент; М. М. Барановская, ассистент; Л. И. Крылова, ассистент. Вскоре защитили кандидатские диссертации Л. И. Крылова и М. К. Куприянова. Все они проработали на кафедре с В. И. Прокаевым 20—30 лет и так или иначе в научной и педагогической деятельности, во время полевых практик, имеющих большую роль в профессиональном образовании учителя, опирались и развивали теоретико-методологические идеи ученого.
Долгие годы В. И. Прокаев преподавал два основных курса: «Картографию с основами топографии» и «Ландшафто-ведение». Для студентов это были самые главные курсы. Первый, потому что начинался на первом курсе, второй — потому что в нем концентрировалась вся сущность физической географии. Василий Иванович мастерски читал лекции: с конспектами, в которые никогда не заглядывал, четко формулировал все свои тезисы, комментировал различия в подходах к изложению некоторых тем на лекциях и в учебниках, любил хорошую
графику, сам вычерчивал на доске четкие схемы, рисунки, формулы, того же требовал от студентов. Как относились студенты к профессору? С огромным уважением. Они знали, что к Прокаеву на экзамен надо приходить «со знаниями в голове». Ландшафтоведение — особый курс. В учебных планах географов педагогических вузов этого курса не было. Его нет и сейчас. Но факультет и кафедра все эти годы находили и находят место в учебном плане для курса «Ландшафтоведение». Василий Иванович разработал его содержание на основе своих научных идей и методологических подходов, которое было реализовано в учебных пособиях: «Основы ландшафто-ведения и физико-географического районирования» (Ч. 1. 1973; Ч. 2. 1975) и «Физико-географическое районирование» — учебное пособие для студентов педагогических институтов по географическим специальностям (М.: Просвещение. 1983; допущено Министерством просвещения СССР).
В. И. Прокаев руководил полевой практикой по ландшафтоведению. Все полевые работы по ландшафтному профилированию, по описанию фаций и дальнейшему картографированию велись с максимальной детальностью. Каждый пунктик плана описания заполнялся полностью. Каждый вид растений индикаторов местоположений заносился в бланк описания. Если студенты не видели у себя под ногами нужные объекты (а с молодыми людьми это часто бывало), то Василий Иванович обязательно их находил и показывал. Камеральные работы (долгие часы и дни работы над профилями, картами, легендами и текстом) заканчивались огромным томом отчета о полевой практике. Эти отчеты до сих пор хранятся на кафедре физической географии. Они свидетельствуют о том, что результаты научных исследований В. И. Прокаева успешно реализовались в процессе профессиональной под-
готовки учителя географии, в том числе в плане формирования у молодых людей способа географического мышления, опыта проведения полевых исследований, систематизации и обобщения полученных результатов на основе разрабатываемых ученым теоретико-методологических подходов и идей.
Более глубоко и последовательно эти идеи развивались в исследованиях аспирантов, выполняя системообразующие функции по отношению к теории и эмпирическим исследованиям геосистем разного типа и ранга. С 1969 г. ученый руководит аспирантурой, готовит ряд кандидатов наук (Н. С. Исаков, В. Г. Капустин, Н. В. Скок). В определенной степени результаты проводимых исследований способствовали формированию представлений о системной целостности ландшафтоведения как самостоятельной научной дисциплины. Подготовка к проведению исследований, обучение аспирантов и талантливых студентов осуществлялись с помощью постоянно действующих ландшафтных семинаров. С докладами выступали все преподаватели и аспиранты. Для начинающих — это подготовка к выступлениям на конференциях и совещаниях, своеобразная «обкатка» личных научных наработок, для опытных — это «мастер-классы», на которых они делились своими знаниями и взглядами. И над всеми — мудрый Василий Иванович, который очень внимательно вслушивается в доклады, задает вопросы, делает замечания, подводит итоги и дает очень точные оценки выступлениям. Он сам постоянно выступает на этих семинарах, делится своими наблюдениями, корректирует свои прежние подходы к вопросам физикогеографического районирования и ландшафтным исследованиям. Здесь уместно привести слова С. И. Гессена, который отмечал, что «.метод научного мышления передается путем устного предания, носителем которого является не мертвое
слово, а всегда живой человек. На этом именно зиждется незаменимое значение учителя и школы. Никакие книги никогда не могут дать того, что может дать хорошая школа» [1. С. 35]. Это суждение полностью относится к деятельности В. И. Прокаева как учителя новых поколений молодых исследователей.
В своей работе с аспирантами ученый не жалел времени для консультаций. Долгие разговоры в кабинете, иногда у него дома, о проблемах частных, связанных с конкретной темой научного исследования, переходили к проблемам физической географии и ландшафтоведе-ния в целом. Рукописи статей, сданные научному руководителю для ознакомления, возвращались с его вопросами, комментариями и замечаниями на полях и оборотной стороне страниц. Он очень тщательно, досконально изучал текст статей, указывал на малейшие неточности и ошибки. По прошествии лет мы, ученики Василия Ивановича, понимаем, насколько ценными были его замечания, как незаметно он привил нам необходимые умения работать с научным текстом. Творческая атмосфера, наличие талантливых учеников из аспирантов и студентов помогают ученому добиваться существенных результатов в науке.
В 1970-х гг. на кафедру приходят выпускники факультета, ученики В. И. Про-каева, которые становятся ведущими преподавателями, защищают диссертации, становятся доцентами: В. Г. Капустин, Н. С. Исаков, Н. В. Скок, Ю. Л. Мель-чаков, Т. А. Донских.
В 90-х гг. начинают работу на кафедре О. Ю. Гурьевских, С. А. Шлюндт, Е. Ю. Терентьева, О. В. Янцер. С 1980 г.
В. И. Прокаев — профессор кафедры физической географии. Он продолжает разработку теории физической географии, методики комплексных исследований, методики преподавания географии, физической географии Среднего Урала. Результаты исследований были опубли-
кованы в 150 научных работах, в том числе в 6 монографиях. Он выступил редактором 14 научных сборников географов Среднего Урала. Книги ученого известны не только в нашей стране, они переведены и опубликованы за рубежом. Василий Иванович всегда был активным участником многих географических совещаний, съездов Географического общества СССР. С 1959 по 1985 г. он был бессменным председателем Свердловского отдела Географического общества, избран Почетным членом Географического общества СССР. За свой труд
B. И. Прокаев награжден орденом Трудового Красного Знамени, правительственными медалями, почетными знаками «Отличник народного просвещения РСФСР» и «Отличник народного просвещения СССР». Избрание В. И. Про-каева Почетным членом Русского географического общества на VIII съезде в 1985 г. стало высшим признанием его огромного вклада в развитие географической науки на Среднем Урале и в России.
Сложившиеся в научной школе под руководством В. И. Прокаева традиции развиваются и сегодня. Аспиранты профессора В. Г. Капустина защищают кандидатские диссертации, в которых продолжено изучение вопросов ландшафтной дифференциации природы Урала, формирования системы особоохраняемых природных территорий, сезонной динамики природных комплексов (О. Ю. Гурьевских,
C. А. Шлюндт, О. В. Янцер). В. Г. Капустин удостоен премии Правительства Российской Федерации в области образования за создание учебно-методического комплекса по географии Свердловской области (в соавторстве с профессором И. Н. Корневым). В составе комплекса — учебник, атлас, пособие для учителя и другие ком-
поненты. Подчеркнем, что в России — это единственный УМК, удостоенный такой высокой награды.
Кафедра обеспечивает преподавание дисциплин физико-географического цикла (картография с основами топографии, геология, общее землеведение, ланд-шафтоведение, физическая география России, физическая география материков и океанов, география Свердловской области, туризм, геоэкология). Отличительная черта кафедры — полевые географические практики, которые за пять лет составляют солидный по продолжительности период —16 недель. Кафедра проводит экспедиционные исследования природы Урала и других регионов России. Преподаватели и студенты побывали в таких регионах, как Камчатка, Сахалин, Байкал, Тянь-Шань, Кольский полуостров, Полярный и Приполярный Урал, Северный и Южный Урал. А Средний Урал — это район полевых исследований, которые по-прежнему выстраиваются на основе идей В. И. Прокаева.
Из сказанного можно заключить, что становление и последующее развитие научной ландшафтно-географической школы состоялось. Вокруг В. И. Прокае-ва, крупного ученого, генератора идей, обладающего особыми исследовательскими, организационными, личностными качествами, постепенно сложилось сообщество исследователей, соратников и учеников, которые разделяют и развивают его научные идеи, общие теоретические принципы, методологию исследования. Существенным признаком школы является то, что в ней одновременно решаются задачи разработки и защиты научных идей и подготовки молодых ученых.
литература
1. ГЕССЕН С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М. : Школа-Пресс, 1995.
2. ГРЕЗНЕВА О. Научные школы : принципы классификации // Высшее образование в России. 2004. №5.
3. ИСАЧЕНКО А. Г. Теория и методология географической науки : учеб. для студ. вузов / А. Г. Исаченко. М. : Изд. центр «Академия», 2004.
4. ЛОГИНОВА Н. А. Феномен ученичества : приобщение к научной школе // Психологический журнал. 2000. № 5. Т. 21.
5. МАКСАКОВСКИЙ В. П. Географическая культура : учеб. пособие для студ. вузов. М. : Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
6. ПРОКАЕВ Василий Иванович : география — моя жизнь : материалы всерос. науч.-практ. конф. (памяти доктора географических наук, профессора, Почетного члена Русского Географического общества В. И. Прокаева) / под ред. В. Г. Капустина ; ГОУ ВПО Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 2009. Ч. 3.
7. ФЕДЕРАЛЬНАЯ целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 годы. Утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. № 568.
8. ЯРОШЕВСКИЙ М. Г. Логика развития науки и научная школа // Школы в науке / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского, Г. Кребера, Г. Штейнера. М. : Наука, 1977.
9. http : // www. opec. ru / print. aspx? ob_no = 86951 (Дата обращения 10. 03.2011).
Статью рекомендует канд. геогр. наук, проф. И. Н. Корнев