Научная статья на тему 'Научные школы: палитра мнений или единство взглядов?'

Научные школы: палитра мнений или единство взглядов? Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
451
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНАЯ ШКОЛА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО / УЧЕБНИК / МОНОГРАФИЯ / НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / НАУЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ / УЧЕНЫЙ / ПРОФЕССОР / ЛИДЕР / SCIENTIFIC SCHOOL / BUSINESS LAW / TEXTBOOK / MONOGRAPH / RESEARCH PAPER / RESEARCH AND PEDAGOGICAL SCHOOL / RESEARCH TEAM / LEADER / SCHOLAR / PROFESSOR

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ершова Инна Владимировна, Тарасенко Ольга Александровна, Филиппович Анна Андреевна

В настоящем сводном докладе мы представляем обзор состоявшегося 3 марта 2017 г. заседания научной сессии Международной научно-практической конференции «Мартемьяновские чтения». Освещены дискуссионные позиции относительно понятия «научная школа»; приведены классификации и характерные признаки рассматриваемой категории; дан краткий обзор лидирующих научных школ российского предпринимательского права. Доклад представляет интерес как с научной, так и с педагогической и методической точек зрения. Тезисы спикеров обработаны нами с максимально бережным отношением к авторским идеям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ершова Инна Владимировна, Тарасенко Ольга Александровна, Филиппович Анна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC SCHOOLS: AN ARRAY OF OPINIONS OR MEETING OF MINDS?

In this synthesis report, the authors present an overview of the scientific session at the International Scientific and Practical Conference "Martemyanovskie Readings", held on March 3, 2017. The discussion covered the idea of a "scientific school". The authors present the classification and characteristics of the category; provide a brief overview of the leading scientific schools in the Russian Business Law. This overview is of interest from both scientific and methodological perspectives. The abstracts of the speakers are considered carefully.

Текст научной работы на тему «Научные школы: палитра мнений или единство взглядов?»

КОНФЕРЕНЦИИ

И. В. Ершова*, О. А. Тарасенко**, А. А. Филиппович***

Научные школы: палитра мнений или единство взглядов?

Аннотация. В настоящем сводном докладе мы представляем обзор состоявшегося 3 марта 2017 г. заседания научной сессии Международной научно-практической конференции «Мар-темьяновские чтения». Освещены дискуссионные позиции относительно понятия «научная школа»; приведены классификации и характерные признаки рассматриваемой категории; дан краткий обзор лидирующих научных школ российского предпринимательского права. Доклад представляет интерес как с научной, так и с педагогической и методической точек зрения. Тезисы спикеров обработаны нами с максимально бережным отношением к авторским идеям.

Ключевые слова: научная школа, предпринимательское право, учебник, монография, научная статья, научно-педагогическая школа, научный коллектив, ученый, профессор, лидер.

001: 10.17803/1994-1471.2017.81.8.173-188

Международная научно-практическая конференция «Мартемьяновские чтения», прошедшая 3 марта 2017 г. в Университете имени О.Е. Кутафина, состояла из двух сессий: научной и образовательной. Конференция, организованная кафедрой

предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), была приурочена к 85-летию со дня рождения основателя кафедры — профессора Валентина Семеновича Мартемьянова.

© Ершова И. В., Тарасенко О. А., Филиппович А. А., 2017

* Ершова Инна Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

** Тарасенко Ольга Александровна, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

*** Филиппович Анна Андреевна, аспирантка кафедры предпринимательского и корпоративного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected]

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

В ходе образовательной сессии обсуждались вопросы предпринимательского права в условиях многоуровневой системы высшего юридического образования (бакалавриат, магистратура, аспирантура).

«Научные школы: становление, оформление, развитие» — этой теме была посвящена научная сессия. Ранее проблематика научных школ не поднималась на конференциях, поэтому ее актуальность очевидна.

В ходе научной сессии были рассмотрены следующие аспекты избранной темы:

— концептуальные вопросы о понятии научной школы;

— классификация и характерные признаки научной школы;

— краткий обзор лидирующих научных школ российского предпринимательского права и их особенностей.

В ходе проведения научной сессии участники конференции смогли обменяться опытом и развить дискуссию по проблемам научных школ в целом, и научных школ предпринимательского права в частности.

Всем интересующимся тематикой научных школ мы предлагаем ознакомиться с тезисами выступлений основных докладчиков, в которых раскрыты как концептуальное понимание, так и особенности различных научных школ российского предпринимательского права.

Инна Владимировна Ершова, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), представила вводный доклад на тему «Научные школы: закон, доктрина, практика». В выступлении были освещены понятие и классификации научных школ, Положение о научных школах МГЮА, дана характеристика Научной школы современного предпринимательского права имени В. С. Мартемьянова.

Профессором И. В. Ершовой было отмечено, что понятие научной школы не нашло закрепления в российском праве. Редкие определения можно обнаружить лишь для определенных целей, связанных с государственной поддержкой ученых.

В отсутствие четкой законодательной дефиниции понятие научной школы конструируется в доктрине. Чаще всего под научной школой предлагают понимать «объединение исследователей, выполняющее функции продуцирования и распространения новых знаний и обладающее способностью к самовоспроизводству»1.

Наиболее признанной является классификация научных школ М. Г. Ярошевского2: научно-образовательная школа; школа — исследовательский коллектив; школа — направление, приобретающее при определенных социально-исторических условиях национальный, а иногда и интернациональный характер.

Другие исследователи, констатируя наличие различных подходов к определению понятия и классификации видов научных школ, предлагают ограничить количество относительно самостоятельных вариантов понятия «научная школа» четырьмя основными явлениями: школа — направление в науке; школа — образовательная система; школа — производственная система; школа — инкубатор 3.

При этом очевидно, отметила И. В. Ершова, что одна и та же научная школа обладает совокупностью характеристик сообразно различным критериям. Эти критерии были приняты во внимание при рассмотрении школы предпринимательского права Университета имени О.Е. Кутафина.

Положение о научных школах Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина (в настоящее время — Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (МГЮА)) было

1 Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г., Петров А. Г., Казанкин Р. В., Дмитриева М. Б. Научная школа как структурная единица научной деятельности. М. : ЦЭМИ РАН, 2011. С. 3.

2 См.: Школы в науке : сборник / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского, Г. Креба, Г. Штейнера. М. : Наука, 1977 ; Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. М. : ИН-ФРА-М, 1998.

3 Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г., Петров А. Г., Казанкин Р. В., Дмитриева М. Б. Указ. соч. С. 3—4.

утверждено приказом ректора 17 января 2013 г. № 10. Согласно данному локальному акту, научная школа Академии — это устойчивый научный коллектив, как правило, состоящий из одной-двух кафедр, исследующий и использующий в образовательном процессе научные знания в соответствующей отрасли юридической науки в рамках имеющегося или создаваемого научного наследия, продолжающий лучшие традиции научной школы, известный своими научными достижениями, которые признаны на российском, а также международном уровне и подтверждены изданием фундаментальных учебников (учебных пособий) и монографий.

Научный коллектив, состоящий из исследователей, научных сотрудников, докторантов, аспирантов и соискателей Академии, область научных интересов которых находится в рамках определенного научного направления, признается научной школой при соответствии следующим критериям:

1) наличие в научном коллективе признанного лидера — ученого, имеющего ученую степень доктора наук, работающего в Академии, научно-педагогическая деятельность которого обеспечивает сохранение лидирующих позиций научной школы4;

2) наличие определенной теоретической базы, включающей сформировавшиеся в рамках научного коллектива основополагающие понятия и положения, имеющие фундаментальное значение для юридических и смежных с ним наук;

3) наличие фундаментального учебника, учебных пособий и монографий по соответствующему научному направлению;

4) единство основных научных позиций членов коллектива;

5) включенность в состав научного коллектива исследователей различных возрастных групп и научной квалификации (доктора наук, кандидаты наук, докторанты, аспиранты, соискатели);

6) наличие существенного вклада научного коллектива в развитие науки, подтвержденного значительным количеством публикаций в ведущих научных журналах, подготовкой научных монографий, учебных пособий;

7) тематические курсы лекций, постоянно действующие научные кружки, клубы, секции по актуальным проблемам науки, проводимые представителями научной школы;

8) признание коллектива со стороны научной общественности на российском и международном уровнях, подтверждаемое:

— регулярным участием представителей научного коллектива в российских и зарубежных научных мероприятиях;

— проводимой научно-исследовательской работой, реализованными научными проектами, выигранными научными грантами;

— рецензированием и оппонированием диссертаций;

— чтением специальных лекций по соответствующей тематике;

— цитированием и ссылками на результаты научных исследований коллектива;

— членством в редколлегиях, а также работой в качестве экспертов и рецензентов в научных журналах;

— членством в организационных комитетах научных мероприятий.

В настоящее время в реестр научных школ Университета имени О.Е. Кутафина включено 15 научных школ по различным направлениям юридической науки. В ряду зарегистрированных научных школ Университета имени О.Е. Кутафина и Научная школа современного предпринимательского права имени В. С. Мартемьянова.

Научная школа носит имя своего основателя — Валентина Семеновича Мартемьянова. Профессор В. С. Мартемьянов по праву занял достойное место в галерее славных имен

Комментируя данный критерий, И. В. Ершова отметила, что по сложившейся традиции в качестве «лидера» выступает руководитель кафедры, сектора, отдела и т.п. При этом возникает вопрос: как влияет изменение трудоправового положения соответствующего руководителя на его статус «лидера» научной школы? И следует ли вносить изменения в реестр научных школ, особенно если смена руководителя происходит с большой частотой?

4

ВЮЗИ-МЮИ-МГЮА, его труды заложили основу современной школы хозяйственного (предпринимательского) права5, и именно благодаря его энергии и с учетом творческих достижений Валентина Семеновича в 1988 г. в Университете была создана кафедра хозяйственного права.

Важно, подчеркнула И. В. Ершова, что личность В. С. Мартемьянова позволила обеспечить «связь времен и поколений». Одновременно принадлежа к советской и постсоветской научной школе хозяйственного права, он соединил в единое целое две эпохи, что позволило, невзирая на все потрясения, говорить о подлинной преемственности хозяйственно-правовой науки ВЮЗИ-МЮИ-МГЮА.

За годы становления научной школы ее представителями был построен прочный фундамент из учебников, учебных пособий, монографий, научных статей, в которых получили творческое развитие основы современного предпринимательского права. В основу этого фундамента был положен двухтомный курс лекций «Хозяйственное право», автором первого тома и одной трети объема второго тома, руководителем авторского коллектива и ответственным редактором второго тома был В. С. Мартемьянов. Дело Валентина Семеновича продолжается его учениками и последователями. Кафедральные учебники по предпринимательскому праву, ориентированные на специалистов, многократно переиздавались в России и за рубежом. В условиях перехода на многоуровневую систему высшего юридического образования представителями научной школы в 2014 г. был подготовлен учебник «Предпринимательское право» для бакалавров6, а также фундаментальный учебник «Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса» для магистров7.

Помимо учебников, большое значение в формировании теоретических основ научной школы отводится монографическим исследова-

ниям. Авторы монографий стремятся не только осмыслить текущее правовое регулирование с помощью научных методов познания, но и предугадать развитие законодательства, сформировать либо развить доктрину. Убеждена, отметила И. В. Ершова, что написание наряду с фундаментальными учебниками коллективных монографий силами научного коллектива кафедры является важнейшим показателем существования научной школы. Формирование авторских коллективов на кафедральной основе дает возможность каждому преподавателю, независимо от степеней и званий, почувствовать себя полноправным членом научного сообщества, построенного на общности не только теоретических концепций, но и духовных устремлений.

В качестве еще одной характеристики научной школы, констатировала И. В. Ершова, можно назвать многочисленные и разнообразные по тематике научные публикации, наличие которых, бесспорно, является неотъемлемым свойством любой научной школы, независимо от ее специализации.

Но самым главным, по мнению докладчика, с учетом институционального оформления научной школы в рамках кафедры является образовательный процесс. В этом состоит основное функциональное прикладное назначение продуцируемых знаний. Именно в рамках учебного процесса происходит не только передача знаний, но и формирование новой плеяды приверженцев научных воззрений, на базе которых сформирована та или иная научная школа.

Подтверждением признания научной школы предпринимательского права стало и то, что все профессора кафедры (Л. В. Андреева, В. К. Андреев, И. В. Дойников, А. А. Мохов, О. А. Тара-сенко, Ю. С. Цимерман) являются членами Диссертационного совета Университета имени О.Е. Кутафина, а руководитель научной школы

См.: Мартемьянов В. С. Избранные труды : сборник научных трудов / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отню-кова. М. : Проспект, 2017.

Предпринимательское право : учебник для бакалавров / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. М. : Проспект, 2014.

Предпринимательское право. Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. М. : Проспект, 2017.

5

6

7

И. В. Ершова — председателем Диссертационного совета.

Позиционирование научных школ, в том числе и Научной школы современного предпринимательского права имени В. С. Мартемьянова, осуществляется на научных мероприятиях, которые организуются кафедрой либо проходят с участием ее представителей. В рамках этих научных мероприятий происходят научные дискуссии и обмен опытом, апробация полученных результатов научных исследований. После проведения научных конференций публикуются обзоры8, сборники материалов, что также способствует популяризации идей предпринимательского права.

В завершении своего выступления Инна Владимировна отметила, что в докладе сложно дать подробную характеристику Научной школы современного предпринимательского права имени В. С. Мартемьянова, которая в полной мере отвечает установленным в Университете имени О.Е. Кутафина критериям9.

Конкуренция научных школ предпринимательского права России существует, огласила свой вывод И. В. Ершова, но эта конкуренция добросовестная и всегда направлена на совершенствование. Впрочем, поправил себя докладчик, было бы правильнее употреблять термин не конкуренция, а сотрудничество. Представители современной научной школы предпринимательского права уже давно и прочно переплетены научными и личностными связями. В наших традициях поддерживать молодых ученых и не забывать своих учителей. Только так, развивая научные школы в рамках отдельных научных коллективов, но на основе общности концептуальных теоретических и духовных ценностей, можно с уверенностью смотреть в будущее предпринимательского права.

Далее взял слово Евгений Порфирьевич Губин, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заведующий кафедрой предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова. Евгений

Порфирьевич осветил основные положения, касающиеся вопроса о научно-педагогических школах, учебниках и преподавании предпринимательского права в вузах России.

В понимании Е. П. Губина научно-педагогическая школа — итог труда многих ученых, преподавателей и практиков на протяжении длительного периода времени. Прежде чем научно-педагогическая школа сформируется, должны быть созданы необходимые условия, появиться предпосылки для ее появления.

Наиболее сложным вопросом Е. П. Губин обозначил выделение основных критериев, позволяющих отнести тот или иной научно-педагогический коллектив к числу научно-педагогических школ. В качестве таковых, на примере школы предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, докладчик назвал следующие.

Защита докторских диссертаций по направлению научной школы. С 1989 г. (когда приказом ректора МГУ на юридическом факультете была учреждена кафедра хозяйственного, а ныне предпринимательского права) на кафедре было защищены четыре докторские диссертации: Е. П. Губиным, Д. И. Дедовым, С. А. Карелиной, И. С. Шиткиной.

Публикация монографий по направлению деятельности научно-педагогической школы. Представители школы предпринимательского права МГУ опубликовали значительное количество монографических работ, охватывающих все основные направления научных исследований.

Важно отметить, что каждый из членов кафедры разрабатывает собственное научное направление, никакого дублирования научной тематики не происходит, однако в целом создан единый научный базис, на основе которого осуществляются научные разработки, ведется преподавание учебной дисциплины «предпринимательское право».

Создание и функционирование на базе научно-педагогической школы научно-производ-

8 См., например: Ершова И. В., Енькова Е. Е. Банкротство: законодательная модель и правоприменительная практика // Lex Russica. 2016. № 8 (117). С. 178—207.

9 Подробнее см.: Ершова И. В. Научные школы: закон, доктрина, практика // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2016. № 11. С. 6—19.

ственных, научно-образовательных структур. Данный признак нашел выражение в создании и деятельности научно-образовательных центров (НОЦ) при кафедре предпринимательского права, которые объединяют усилия преподавателей, причем не только кафедры предпринимательского права, но и преподавателей других кафедр в деле научных исследований и обучения по основным направлениям исследований в сфере бизнеса. Сегодня уже функционируют: НОЦ «Право и бизнес», НОЦ «Энергетическое право», в ближайшее время откроется НОЦ «Публичные закупки и право».

Создание учебно-методических материалов (комплексов), обеспечивающих учебный процесс по курсу предпринимательского права. Так, в 2017 г. вышел в свет новый кафедральный учебник «Предпринимательское право Российской Федерации»10. Третье издание учебника, подчеркнул докладчик, — свидетельство его высокого качества и востребованности со стороны студентов, ученых и практиков. Учебник написан исключительно силами преподавательского коллектива кафедры предпринимательского права юридического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, что бесспорно свидетельствует о существовании научно-педагогической школы кафедры предпринимательского права МГУ, способной на основе предпринимательско-правовой концепции создавать фундаментальные учебные курсы.

Также выпущено уже второе и готовится третье издание учебника по корпоративному праву, практический курс, по отдельным спецкурсам имеются учебные пособия.

Периодически проводимые в рамках высшего учебного заведения конференции, круглые столы, семинары, носящие не только научный, но и практический характер. Кафедра предпринимательского права МГУ традиционно проводит конференции по корпоративному праву, проблемам несостоятельности (банкротства), конкурентному праву, энергетическому праву. Особо следует выделить ежегодные (в ноябре) между-

народные научно-практические конференции по предпринимательскому праву, организуемые совместно с кафедрой предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е. Кутафина и другими юридическими вузами.

Также Евгений Порфирьевич обратил внимание на особую духовную общность между членами кафедр, коллективами единомышленников. Этот признак, высказал свое мнение докладчик, является основным, все количественные и иные характеристики научно-педагогических школ лишь дополняют его.

В заключение своего выступления профессор Е. П. Губин сделал вывод, что наличие научных, научно-педагогических школ — основа будущего развития предпринимательского права.

Валентина Вячеславовна Кванина, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой предпринимательского, конкурентного и экологического права Южно-Уральского государственного университета (НИУ) представила вниманию участников доклад на тему «Понятие и признаки научной школы».

Валентина Вячеславовна также подчеркнула, что в действующем законодательстве отсутствует понятие «научная школа». Как отметила В. В. Кванина, в науке предложены разнообразные признаки научных школ:

1) школа — это люди, точнее, их совокупность (сообщество);

2) каждая школа относится к какой-либо области деятельности;

3) вопрос о том, представляет ли данная совокупность людей школу, возникает лишь тогда, когда она продуцирует нечто, что позволяет выделить ее из множества аналогичных сообществ, действующих в данной области;

4) школа есть там, где обеспечено наследование этого нечто, его передача от одного поколения деятелей к другому;

5) наследование возможно лишь при наличии в рамках рассматриваемого сообщества как минимум двух поколений11;

10 Предпринимательское право Российской Федерации : учебник / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. 3-е изд. М., 2017.

11 Гузевич Д. Ю. Научные школы как форма деятельности // Вопросы истории естествознания и техники. 2003. № 1. С. 74.

6) наличие создателя научной школы — крупного ученого, владеющего уникальным способом работы и сплачивающего вокруг себя членов коллектива для выполнения определенных исследовательских целей и программ;

7) наличие предлагаемой создателем школы исследовательской программы (научного направления), конституирующей школу как социальную целостность, соединяющей в себе перечень проблем, на решение которых ориентируется научно-педагогический коллектив;

8) наличие в работе школы взаимосвязанных педагогической и исследовательской функций, диалектического единства процессов познания и передачи знаний, навыков и умений исследовательской работы, образцов и общих традиций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9) наличие определенного стиля научной и педагогической работы, включающего особую моральную атмосферу, благоприятный психологический климат, некоторые нравственные каноны, особые отношения между членами школы12 и др.

В литературе также представлена многообразная система классификаций научных школ.

Проведенный профессором В. В. Квани-ной анализ позволил ей прийти к следующим выводам:

1) об основополагающих признаках научных школ (наличие лидера, обладающего тонким восприятием нового в науке, практике и наделенного организаторскими способностями, умеющего создать вокруг себя творческий коллектив единомышленников; наличие преемственности поколений;наличие научного направления; получение объективно нового знания, обогащающего науку);

2) о наличии сформированных и формирующихся российских научных школ предпринимательского права. Одну из таких школ создал Валентин Семенович Мартемьянов. Основой ее научной концепции является тезис о самостоятельности предприниматель-

ского права как отрасли права, обладающей специфическим предметом. Далее выступал Александр Анатольевич Мохов, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА). Тема его доклада была посвящена российской научной школе предпринимательского права и современной юридической науке. Александр Анатольевич описал современное состояние национальной школы предпринимательского права:

— наличие научных, научно-образовательных центров национальной школы в ведущих научно-исследовательских (например, сектор предпринимательского права в Институте государства и права РАН) и образовательных организациях страны (в Университете имени О.Е. Кутафина, на юридическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова, на юридическом факультете Санкт-Петербургского государственного университета, в Уральском государственном юридическом университете);

— попытки формирования новых центров российской школы предпринимательского права в крупных вузах страны (в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, в Финансовом университете при Правительстве РФ, в Казанском (Приволжском) федеральном университете и др.);

— рост потребности в научной школе (при подготовке специалистов для экономики, а также в правотворческой, правоприменительной, экспертной практике);

— рост числа фундаментальных и прикладных научных исследований по профилю научной школы.

По словам А. А. Мохова, основными проблемами, препятствующими дальнейшему эволюционному развитию научной школы предпринимательского права, являются:

— «подчиненное» положение науки предпринимательского права, находящейся в грани-

12 Владимиров А. И. О научных и научно-педагогических школах. М., 2013. С. 14.

13 Коршунов Н. М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М., 2011.

14 Криворученко В. Н. Научные школы — важнейший элемент науки // Информационно-методический

цах научной специальности 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право;

— реорганизация, оптимизация вузовской сети, ведущая к объединению кафедр, утрате самостоятельности научного направления в отдельных организациях.

В заключение выступления А. А. Мохов озвучил перспективы развития школы предпринимательского права, которые он видит в следующем:

— расширение предметной области (за счет всех видов экономической деятельности с учетом их единства и дифференциации);

— выделение самостоятельной научной специальности, включающей в свой состав: предпринимательское (либо экономическое) право; банковское право; конкурентное право; коммерческое право; корпоративное право; страховое право; транспортное право; энергетическое право.

В продолжение тематики научных школ выступил Владимир Сергеевич Белых, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор Института права и предпринимательства, заведующий кафедрой предпринимательского права Уральского государственного юридического университета. В. С. Белых сделал доклад на тему «Уральская школа хозяйственного (предпринимательского) права: вчера и сегодня».

В 1976г. с целью углубления хозяйственно-правовой специализации при подготовке юристов для работы на предприятиях и в организациях был создан факультет правовой службы в народном хозяйстве (ФПСНХ), а несколько раньше, 2 июля 1973 г. — кафедра хозяйственного права (кафедра хозяйственного права Свердловского юридического института была первой в юридических вузах СССР).

Главная задача кафедры хозяйственного права в годы ее создания — организация учебного процесса. Однако не менее важным было и другое: надо было создавать преподавательский коллектив не только для ведения занятий на момент создания кафедры, но главным образом на будущее, поскольку было уже ясно, что появив-

шаяся хозяйственно-правовая специализация не только признана, но и будет развиваться, потребуется немалое количество преподавателей. С момента организации кафедры на ней была открыта аспирантура.

При участии преподавателей кафедры и Института права и предпринимательства осуществляется выпуск научно-практического экономико-правового журнала «Бизнес, менеджмент и право». Одним из новых направлений в работе стало открытие в 2002 г. юридической клиники «Бизнес-Консалтинг».

Кафедра не утратила своей роли и в современный период. За сорокалетний период кафедра хозяйственного (предпринимательского) права, подытожил свое выступление профессор В. С. Белых, из сравнительно небольшого структурного подразделения Свердловского юридического института превратилась в ведущую кафедру Уральского государственного юридического университета. Накопленный за прошедшие годы учебно-педагогический и научный опыт является достаточно надежной основой дальнейшего развития и совершенствования подготовки юристов высокого класса.

Тема «Школа предпринимательского права как доктринальная предпосылка инновационного построения законодательства о бизнесе» была освещена Сергеем Сергеевичем Занков-ским, доктором юридических наук, профессором, заведующим сектором предпринимательского права Института государства и права РАН, и Сергеем Михайловичем Мотуренко, кандидатом юридических наук, научным сотрудником сектора предпринимательского права Института государства и права РАН.

По словам выступивших, школа предпринимательского права ориентирована на практику, а если имеющиеся теории перестают отвечать потребностям ее развития, она создает новые, адекватные таким потребностям.

Докладчики отметили, что доктрина предпринимательского права предполагает издание свода законов России как первой ступени к систематизации законодательства. Следующей могло бы стать формирование центрального законодательного акта предпринимательского права или по крайней мере его укрупненных

блоков типа закона о государственном регулировании экономики. В таком варианте предпринимательское право получило бы законодательно закрепленные общие положения, вне которых законодательный массив развиваться как единое целое не может.

Понятно, отметили докладчики, что значение комфортного нормативного массива, если бы таковой у нас существовал, не ограничивалось бы экономией времени и сил тех, кто должен по роду своих занятий с ним работать. Гораздо важнее то обстоятельство, что он послужил бы предпосылкой к повышению качества правоприменения в самом широком смысле — от составления предпринимательских договоров до принятия судебного решения по экономическому спору.

С. С. Занковский и С. М. Мотуренко подчеркнули, что не следует закреплять в законе нормы без ясного понимания на уровне доктрины различия между альтернативой и факультативом, равно как и соотношения между основным и факультативным исполнением.

Гульнара Флюровна Ручкина, доктор юридических наук, профессор, руководитель Департамента правового регулирования экономической деятельности Финансового университета при Правительстве РФ, осветила проблематику регламентации и деятельности научных школ в образовательных организациях (на примере Финансового университета при Правительстве РФ).

Приказом ректора от 14 июля 2013 г. было утверждено Положение «О научных школах Финансового университета» (далее Положение), в котором предусмотрена в том числе их регистрация.

В Финансовом университете поддержано понимание научной школы как сложившегося коллектива исследователей Университета различных возрастных групп и научной квалификации, связанных проведением исследований по общему научному направлению и объединенных совместной научной деятельностью. Такой коллектив должен осуществлять подготовку научных кадров, иметь в своем составе руководителя, а также молодых (до 35 лет) исследователей.

Целью деятельности научных школ является создание нового научного знания, актуаль-

ного для теории и практики, и на этой основе развитие научного потенциала Финансового университета, обеспечение преемственности поколений в научном сообществе, обеспечение интеграции науки и образования.

Финансовый университет пошел по пути градации научных школ на «ведущую» и иные «научные школы» (на настоящий момент зарегистрированы 1 ведущая и 20 научных школ). Ведущая научная школа «Финансы и экономика в меняющемся мире», возглавляемая ректором М. А. Эскиндаровым, является общеуниверситетской. Иные научные школы могут формироваться на базе структурных подразделений. К числу таковых относятся, например, научные школы «Государственное регулирование предпринимательской деятельности», «Финансово-инвестиционное обеспечение социально-экономического развития территорий» и др. Именно «ведущая научная школа» может претендовать на гранты Президента РФ — согласно постановлению Правительства РФ от 27 апреля 2005 г. № 260 гранты Президента РФ выделяются именно ведущим научным школам. При этом дефиниция «ведущая школа», приведенная в данном постановлении, соответствует определению научной школы,закрепленному Положением Финансового университета.

Особенностью ведущей научной школы, отметила Г. Ф. Ручкина, являются оригинальный исследовательский подход, отличающийся от других, общность научных интересов, определяемых продуктивной программой исследования, постоянный рост квалификации участников и воспитание самостоятельно и критически мыслящих ученых.

Безусловно, подчеркнул докладчик, главенствующей фигурой, стержнем научной школы является ее лидер (руководитель). Метод научного мышления передается путем устного предания, носителем которого является не мертвое слово, а живой человек. Лидер — это тот, кто обладает всеми необходимыми для научной деятельности качествами, авторитетом и способен сплотить вокруг себя творческий коллектив.

Важнейшей функцией научных школ должна стать забота о научной смене, о воспита-

нии у молодого поколения исследовательского стиля мышления. В рамках научной школы должны формироваться фундаментальные и прикладные темы научно-исследовательских работ, осуществляться экспертно-аналитическая деятельность.

Юлия Сергеевна Харитонова, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданского и предпринимательского права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России), заявила тему своего выступления как «Научная школа профессора Н. М. Коршунова: конвергенция частного и публичного права».

В своем выступлении профессор Ю. С. Харитонова на примере возникновения и развития научной школы профессора Н. М. Коршунова показала, как универсальная идея конвергенции частного и публичного права и в отсутствие ее создателя продолжает развиваться.

Вершиной обобщения идей профессора Н. М. Коршунова стала его последняя монография13, в которой автор дал характеристику юридической и социальной сущности, эволюционных этапов, содержания и форм конвергенции частного и публичного права, в том числе их модернизации в условиях глобализации.

По мнению докладчика, последователи идей Н. М. Коршунова образуют школу, отвечающую многим заявленным в нормативных локальных актах образовательных учреждений критериям.

Ю. С. Харитонова подчеркнула, что в нормальных условиях наука не развивается по указке. Настоящая исследовательская работа ведется в научных коллективах, объединенных вокруг некоего идеолога. Разработчики научных концепций решают задачу своевременного предвидения и устранения разного рода рисков — экономических, социальных, политических, юридических14. Н. М. Коршунов преследовал именно такую цель.

Юлия Сергеевна озвучила ряд проблем: оформления научных школ в их вузах; выработки критериев для определения, на какой кафе-

дре или в каком подразделении есть научная школа, а на какой она пока не сложилась. Но, по мнению докладчика, очень опасно исходить в решении вопроса о наличии научной школы только или преимущественно из количественных показателей. Исключительно важно, чтобы в центре научной школы оказалась универсальная идея, изложенная в научном труде или ряде работ, но при этом цельная, актуальная, выдвинутая потребностями науки и практики.

Профессиональное сообщество очень чутко реагирует на все новшества, которые обнародуют в их среде. Научная школа возникает естественным путем только тогда, когда результаты исследований ее приверженцев доступны коллегам и восприняты ими.

Однако в современных условиях в российской правовой науке чаще встречается скорее обратная ситуация: профессиональное сообщество не знает о достижениях своих коллег или эти исследования оказываются не востребованными в силу низкого научного качества или полного его отсутствия.

В ответ на обсуждение возможных названий научных школ (на примере разноплановых названий научных школ Университета имени О.Е. Кутафина) Ю. С. Харитонова предложила использовать универсальные идеи, понятия, которые лежат в основе построения школы. Такой подход применительно к конвергенции частного и публичного права в частности, позволяет объединять в единый коллектив как представителей науки предпринимательского права, конкурентного, гражданского, права интеллектуальной собственности, так и представителей публично-правового цикла. Конгломерат представителей разных направлений позволяет решить задачи, стоящие перед наукой и практикой с разных точек зрения и при этом стремиться к гармоничным решениям, соответствующим принципам права в целом, в глобальном смысле.

Тематику научной школы Н. М. Коршунова продолжила Светлана Валентиновна Борисова,

_бюллетень ФНПК МосГУ. 2004. № 24.

15 Челышев М. Ю. Основы учения о межотраслевых связях гражданского права. Казань : Изд-во Казанск. гос. ун-та, 2008. 206 с.

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и гражданского процесса Юридического института Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МИИТ). Докладчик обозначила тему следующим образом: «Научная школа Н. М. Коршунова как методологическая основа формирования новой концепции транспортного права в современных условиях формирования транспортной отрасли».

Светлана Валентиновна обратила внимание, что в современных условиях реформирования транспортной отрасли созданы организационно-правовые предпосылки для формирования новейшей, «инновационной» модели правового регулирования общественных отношений в сфере транспорта.

Поставлена и успешно осуществлена задача по разделению функций государственного управления и организации хозяйственной деятельности на железнодорожном транспорте с одновременным выделением из монопольной структуры конкурентных видов деятельности. Усложнение субъектного состава участников отношений в сфере транспорта, наличие множества различных по правовой природе субординационных и координационных связей между ними, специфика «государственного» предпринимательства и прочие факторы предопределили тенденцию к «расширению» сферы частноправового регулирования, с одной стороны, и усилению процесса взаимодействия публичного и частного права в указанной области — с другой. Если ранее отношения в сфере транспорта группировались в два основных блока — государственное управление и перевозки, являясь, соответственно, объектами публично-правового (административное право) и частноправового воздействия (гражданское право), то специфика современного хозяйствования на транспорте диктует необходимость формирования новой правовой модели организации имущественных связей хозяйствующих субъектов (вещных, обязательственных, корпоративных и пр.) и включения ее в единый механизм правового регулирования отношений в транспортной сфере.

Был сделан вывод, что идея комплексного подхода к пониманию отношений в сфере транспорта поддерживалась многими исследователями, однако именно новейшая единая научная теория конвергенции публичного и частного права Н. М. Коршунова, одного из ярчайших представителей цивилистической науки XX в., обеспечивает преемственность в исследовании данного вопроса. Именно систематизация социальных интересов на транспорте позволит создать на уровне механизма правового регулирования новую модель соотношения частных и публичных начал в транспортной сфере. По мнению докладчика, только такой подход отвечает современным требованием юридической регламентации реформируемого транспортного комплекса страны.

Доклад на тему «Некоторые методологические проблемы исследования предпринимательского (хозяйственного) права России» был представлен Игорем Валентиновичем Дойниковым, доктором юридических наук, профессором кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА).

Выступающий отметил, что существуют два различных подхода к перестройке и реформированию СССР и России.

В сфере хозяйствования эти подходы разделили ученых, представляющих школу хозяйственного права, на два больших направления — это либерально-цивилистическая школа предпринимательского права и современная школа хозяйственного права.

Либерально-цивилистическая школа предпринимательского права исходила и исходит из необходимости полного разрушения всего того, что было создано в период руководства КПСС страной. Она выполняет задачу правового оформления «дикой модели капитализма», сформированного в России.

Современная школа хозяйственного права исходила и исходит из того, что при переходе к рынку необходимо использовать прежде всего советский и китайский опыт хозяйствования. Концепция современного хозяйственного права — это прежде всего донецкая школа хозяйственного права академика НАН Украины В. К. Мамутова.

Современная теория предпринимательского права не успевает за бессистемно принимаемым предпринимательским законодательством. Сам этот факт показывает, что в России отсутствует национально ориентируемая система хозяйствования. Отсутствие кодифицированного хозяйственного законодательства является результатом аномальных и неприемлемых решений в сфере экономики, когда финансово-экономическая политика осуществляется в интересах других государств.

В ведущих юридических вузах страны в рамках читаемых курсов наблюдается превалирование проблематики торгово-посреднической и банковско-кредитной деятельности над дисциплинами, направленными на изучение реального сектора экономики: управления государственным имуществом, стратегического планирования, промышленной, аграрной и т.д. деятельности.

В заключение своего выступления И. В. Дойников сделал вывод, что нужны: новая теория обществоведения, другая парадигма развития и люди, обученные в ней работать. Этим требованиям отвечает современная школа хозяйственного права. Те кадры, которые сформировались за 15—20 лет существования сырьевой модели, в результате реализации либерально-цивилисти-ческой школы предпринимательского права, не способны изменить положение дел.

Далее свой доклад на тему «Научная школа Н. А. Баринова «Обеспечение и защита имущественных интересов (потребностей) и прав граждан и их объединений» как методологическая база перспективных исследований» представил Алексей Владимирович Барков, доктор юридических наук, профессор кафедры гражданско-правовых дисциплин Академии экономики и права. Было отмечено, что среди представителей Саратовской школы цивилистики особое место занимает Николай Алексеевич Баринов, научная школа которого имеет самостоятельное значение как методологическая база перспективных исследований.

Докладчик озвучил признаки научно-педагогической школы Н. А. Баринова: а) на примере жизненного и творческого пути

этого человека-легенды воспитывалось не

одно поколение юристов, продолжающих научные традиции созданной Н. А. Барино-вым школы;

б) разработанная им новаторская доктрина имущественных потребностей и гражданско-правовых средств их обеспечения имеет важнейшее научно-теоретическое и научно-практическое значение и мощнейший методологический потенциал;

в) Николай Алексеевич по-прежнему остается бесспорным лидером, вдохновителем удачных научно-исследовательских проектов (актуальных и перспективных научно-исследовательских направлений), фундаментом которых является его учение;

г) научная школа Н. А. Баринова имеет широкое признание и большое количество последователей в России и за рубежом. Деятельность Н. А. Баринова отличалась редкой по нынешним временам широтой научных интересов, среди которых: теория государства и права, конституционное право, гражданское право, предпринимательское право, семейное право, европейское право, международное частное право, конституционное право, гражданский процесс и арбитражный процесс. Однако лейтмотивом всех научных работ Н. А. Баринова являлась идея защиты прав и интересов человека, граждан и их объединений.

Оригинальные идеи, содержащиеся в учении выдающегося российского цивилиста Н. А. Баринова и его учеников, в настоящее время получают новый импульс развития в трудах его последователей, что укрепляет традиции научной школы.

Любовь Васильевна Андреева, доктор юридических наук, профессор кафедры предпринимательского и корпоративного права Университета имени О. Е. Кутафина (МГЮА), выступила с докладом «Теория государственных закупок в науке предпринимательского права».

Теоретической основой доклада послужила доктрина хозяйственного права и разработанная на ее основе применительно к рыночным условиям хозяйствования доктрина предпринимательского права. Л. В. Андреева рассмотрела основные положения науки хозяйственного права в их развитии, которые послужили теоретической основой для разработки современной

контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Государственные закупки, по ее мнению, можно рассматривать в качестве института предпринимательского права, включающего взаимосвязанные планово-организационные и имущественные отношения по закупкам товаров, работ, услуг для обеспечения нужд публично-правовых образований.

Докладчик напомнила, что теория хозяйственного права рассматривала хозяйственные отношения в их единстве по вертикали и горизонтали, сочетание в них планово-организационных и имущественных элементов. Учеными школы хозяйственного права было разработано учение о хозяйственных обязательствах, дифференцированных на различные группы, в том числе возникающие и в «вертикальных» отношениях.

Созданная в настоящее время система государственных и муниципальных закупок включает как планово-организационные элементы (составление планов закупок, планов-графиков закупок, организация закупок), так и носящие имущественный характер, связанный с исполнением контрактов. Данные элементы должны быть взаимосогласованы, чтобы обеспечить устойчивость и стабильность контрактной системы.

Профессор Л. В. Андреева высказала ряд предложений по совершенствованию действующего законодательства о государственных и муниципальных закупках и отметила, что в более общем плане в целях совершенствования предпринимательского законодательства на современном этапе целесообразно разработать и принять федеральный закон об основах государственного регулирования предпринимательской и иной экономической деятельности.

Участники конференции с интересом выслушали доклад «Перспективы развития научной школы "Антимонопольное регулирование предпринимательской деятельности"», представленный Марией Александровной Егоровой, доктором юридических наук, доцентом, и. о. заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права юридического факуль-

тета имени М. М. Сперанского Института права и национальной безопасности Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

«Концепция названной научной школы базируется на разработанном мною подходе к изучению антимонопольного регулирования через правовые особенности предпринимательского права», — акцентировала внимание присутствующих М. А. Егорова. Идея данной научной концепции заключается в слиянии публично-правовой и частноправовой составляющих правового регулирования конкуренции.

Целью деятельности научной школы, подчеркнула Мария Александровна, является разработка нового направления в конкурентном праве, базирующемся на применении к антимонопольному регулированию гражданско-правового метода, который достигается путем адаптации частноправовых механизмов к условиям публично-правового режима деятельности антимонопольного органа.

В заключение научной сессии конференции выступил Андрей Валерьевич Михайлов, кандидат юридических наук, доцент, и. о. заведующего кафедрой предпринимательского и энергетического права Казанского (Приволжского) федерального университета. Тема доклада: «Становление и развитие Казанской научной школы предпринимательского права».

Юридический факультет КФУ — известный центр подготовки юристов — все большее внимание уделяет развитию экономико-правового блока. Кафедрой с момента создания руководил Михаил Юрьевич Челышев, один из самых видных ученых-юристов Казанского университета. 15 мая 2009 г., в родном Казанском университете он блестяще защищает докторскую диссертацию «Система межотраслевых связей гражданского права: цивилистическое исследование». Научные положения этой диссертации15 фактически стали базой для формирования целого нового научного направления в российской цивилистике. Однако и для предпринимательского права указанная диссертация имеет огромное

значение, так как право предпринимательское построено на межотраслевых связях — здесь присутствуют нормы самой различной правовой природы.

М. Ю. Челышев фактически сформулировал общекафедральную научную позицию, касающуюся взгляда на предпринимательское право как комплексное (вторичное) образование, гармонично сочетающее публично-правовые и частноправовые начала.

Определенным признанием успехов научного направления предпринимательского права явилось создание на Юридическом факультете КФУ с 1 сентября 2016 г. кафедры предпринимательского и энергетического права. Кафедра занимается научной, образовательной, экспертной деятельностью по предпринимательскому, энергетическому, банковскому, конкурентному, страховому, спортивному, градостроительному праву, праву интеллектуальной собственности.

Активно развивается сотрудничество кафедры с ведущими компаниями Республики Татарстан, с судебными и государственными органами.

Будущее казанской школы предпринимательского права зависит от качества подготовки

молодых ученых. С 2016 г. на юридическом факультете КФУ открыта новая магистерская программа — «Правовое сопровождение бизнеса», сразу ставшая лидером на факультете по числу обучающихся магистров. Эффективно работает аспирантура по специальности 12.00.03. Будем надеяться, закончил свое выступление А. В. Михайлов, что и молодые ученые, и их более опытные коллеги будут способствовать развитию научной школы предпринимательского права.

Профессор И. В. Ершова, закрывая заседание научной сессии, подвела итоги: каждая из научных школ предпринимательского права соответствует общим критериям и имеет свои особенности, во многом обусловленные спецификой научной либо образовательной организации. Таким образом, единство и дифференциация — в этом залог успешного развития сформировавшихся научных школ. При этом задача лидеров состоит в том, чтобы всемерно способствовать становлению «молодых» школ предпринимательского права. И. В. Ершова озвучила основной вывод, с которым согласились все присутствующие: несмотря на палитру высказанных мнений, участники научной конференции едины в главном — научная школа российского предпринимательского права состоялась.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Владимиров А. И. О научных и научно-педагогических школах. — М., 2013.

2. Гузевич Д. Ю. Научные школы как форма деятельности // Вопросы истории естествознания и техники. — 2003. — № 1.

3. Ершова И. В. Научные школы: закон, доктрина, практика // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2016. — № 11.

4. Ершова И. В., Енькова Е. Е. Банкротство: законодательная модель и правоприменительная практика // Lex Russica. — 2016. — № 8 (117).

5. КоршуновН. М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. — М., 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Криворученко В. Н. Научные школы — важнейший элемент науки // Информационно-методический бюллетень ФНПК МосГУ. — 2004. — № 24.

7. Мартемьянов В. С. Избранные труды : сборник научных трудов / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. — М. : Проспект, 2017.

8. Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Основы теоретической психологии. — М. : ИНФРА-М, 1998.

9. Предпринимательское право Российской Федерации : учебник : 3-е изд. / отв. ред. Е. П. Губин, П. Г. Лахно. — М., 2017.

10. Предпринимательское право : Правовое сопровождение бизнеса : учебник для магистров / отв. ред. И. В. Ершова, Г. Д. Отнюкова. — М. : Проспект, 2017.

11. Устюжанина Е. В., Евсюков С. Г., Петров А. Г., Казанкин Р. В., Дмитриева М. Б. Научная школа как структурная единица научной деятельности — М. : ЦЭМИ РАН, 2011.

12. Челышев М. Ю. Основы учения о межотраслевых связях гражданского права. — Казань : Изд-во Ка-занск. гос. ун-та, 2008.

13. Школы в науке : сборник / под ред. С. Р. Микулинского, М. Г. Ярошевского, Г. Креба, Г. Штейнера. — М. : Наука, 1977.

Материал поступил в редакцию 1 июня 2017 г.

SCIENTIFIC SCHOOLS: AN ARRAY OF OPINIONS OR MEETING OF MINDS?

ERSHOVA Inna Vladimirovna — Doctor of Law, Professor, Honourary Lawyer of the Russian Federation, Head of the Department of Entrepreneurial and Company Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

[email protected]

125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

TARASENKO Olga Aleksandrovna — Doctor of Law, Professor at the Department of Entrepreneurial

and Company Law, Kutafin Moscow State Law University (MSAL)

[email protected]

125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

FILIPPOVICH Anna Andreevna — Post-graduate at the Department of Entrepreneurial and Company

Law, Kutafin Moscow State University (MSAL)

[email protected]

125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya Str., 9

Review. In this synthesis report, the authors present an overview of the scientific session at the International Scientific and Practical Conference "Martemyanovskie Readings", held on March 3, 2017. The discussion covered the idea of a "scientific school". The authors present the classification and characteristics of the category; provide a brief overview of the leading scientific schools in the Russian Business Law. This overview is of interest from both scientific and methodological perspectives. The abstracts of the speakers are considered carefully.

Keywords: scientific school, business law, textbook, monograph, research paper, research and pedagogical school, research team, leader, scholar, Professor.

REFERENCES (TRANSLITERATION)

1. VladimirovA. I. O nauchnyx i nauchno-pedagogicheskix shkolax. — M., 2013.

2. Guzevich D. Yu. Nauchnye shkoly kak forma deyatel'nosti // Voprosy istorii estestvoznaniya i texniki. — 2003. — № 1.

3. Ershova I. V. Nauchnye shkoly: zakon, doktrina, praktika // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina (MGYuA). — 2016. — № 11.

4. Ershova I. V., En'kova E. E. Bankrotstvo: zakonodatel'naya model' i pravoprimenitel'naya praktika // Lex Russica. — 2016. — № 8 (117).

5. KorshunovN. M. Konvergenciya chastnogo i publichnogo prava: problemy teorii i praktiki. — M., 2011.

6. Krivoruchenko V. N. Nauchnye shkoly — vazhnejshij e'lement nauki // Informacionno-metodicheskij byulleten' FNPK MosGU. — 2004. — № 24.

7. Martem'yanov V. S. Izbrannye trudy : sbornik nauchnyx trudov / otv. red. I. V. Ershova, G. D. Otnyukova. — M. : Prospekt, 2017.

8. Petrovskij A. V., Yaroshevskij M. G. Osnovy teoreticheskoj psixologii. — M. : INFRA-M, 1998.

9. Predprinimatel'skoe pravo Rossijskoj Federacii : uchebnik : 3-izd. / otv. red. E. P. Gubin, P. G. Laxno. — M., 2017.

10. Predprinimatel'skoe pravo : Pravovoe soprovozhdenie biznesa : uchebnik dlya magistrov / otv. red. I. V. Ershova, G. D. Otnyukova. — M. : Prospekt, 2017.

11. Ustyuzhanina E. V., Evsyukov S. G., Petrov A. G., Kazankin R. V., Dmitrieva M. B. Nauchnaya shkola kak strukturnaya edinica nauchnoj deyatel'nosti — M. : CE'MI RAN, 2011.

12. Chelyshev M. Yu. Osnovy ucheniya o mezhotraslevyx svyazyax grazhdanskogo prava. — Kazan' : Izd-vo Kazansk. gos. un-ta, 2008.

13. Shkoly v nauke : sbornik / pod red. S. R. Mikulinskogo, M. G. Yaroshevskogo, G. Kreba, G. Shtejnera. — M. : Nauka, 1977.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.