Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ТУРИСТСКО-ПРИКЛАДНОМ МНОГОБОРЬЕ (ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ)'

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ТУРИСТСКО-ПРИКЛАДНОМ МНОГОБОРЬЕ (ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
21
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
качественный биомеханический анализ / технические этапы / физические качества / соревновательный результат / пешеходный туризм / qualitative biomechanical analysis / technical stages / physical qualities / competitive result / hiking

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семенов Е. С.

В результате качественного биомеханического анализа выявлены мышечные группы, обеспечивающие главные управляющие движения, посредством которых реализуется перемещение общего центра масс при выполнении соревновательного упражнения – преодоление технических этапов на личных дистанциях 3-го класса сложности. Полученные в результате исследования данные позволяют внести необходимые коррективы в учебную программу по учебной дисциплине «Специальная профессиональная подготовка», а именно: сформировать план учебно-тренировочной работы со студентами в разделе «Физическая подготовка»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семенов Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF A PROFESSIONAL TRAINING PROGRAM FOR ATHLETES, WHO STILL STUDY, IN THE TOURIST-APPLIED MULTISPORT (HIKING)

The qualitative biomechanical analysis revealed the muscle groups that are responsible for the main controlling movements. Due to these movements the centre of mass moves while performing a competitive exercise – overcoming technical stages at personal distances of the 3rd class of complexity. The data acquired during the research allow us to make the necessary adjustments to the curriculum of the academic discipline «Special Professional Training». The main focus of the study is to form a plan of educational and training work with students in the section of physical training

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ТУРИСТСКО-ПРИКЛАДНОМ МНОГОБОРЬЕ (ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ)»

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ И АСПЕКТЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ

УДК 796.51

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ТУРИСТСКО-ПРИКЛАДНОМ МНОГОБОРЬЕ (ПЕШЕХОДНЫЙ ТУРИЗМ)

Е. С. Семенов,

Учреждение образования «Белорусский государственный университет

физической культуры»

Аннотация

В результате качественного биомеханического анализа выявлены мышечные группы, обеспечивающие главные управляющие движения, посредством которых реализуется перемещение общ.его центра масс при выполнении соревновательного упражнения - преодоление технических этапов на личных дистанциях 3-го класса сложности. Полученные в результате исследования данные позволяют внести необходимые коррективы в учебную программу по учебной дисциплине «Специальная профессиональная подготовка», а именно: сформировать план учебно-тренировочной работы со студентами в разделе «Физическая подготовка».

Ключевые слова: качественный биомеханический анализ, технические этапы, физические качества, соревновательный результат, пешеходный туризм.

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF A PROFESSIONAL TRAINING PROGRAM FOR ATHLETES, WHO STILL STUDY, IN THE TOURIST-APPLIED MULTISPORT (HIKING)

E. S. Semenov,

Education Institution «Belarusian State University of Physical Culture»

Abstract

The qualitative biomechanical analysis revealed the muscle groups that are responsible for the main controlling movements. Due to these movements the centre of mass moves while performing a competitive exercise - overcoming technical stages at personal distances of the 3rd class of complexity. The data acquired during the research allow us to make the necessary adjustments to the curriculum of the academic discipline «Special Professional Training». The main focus of the study is to form a plan of educational and training work with students in the section of physical training.

Keywords: qualitative biomechanical analysis, technical stages, physical qualities, competitive result, hiking.

Введение

Спортивная подготовка - это процесс, охватывающий большой комплекс мероприятий, направленных на развитие спортсмена и обеспечить необходимую степень его готовности к спортивным достижениям [1].

Общая физическая подготовка - один из компонентов спортивной подготовки во всех видах спорта, и туристско-прикладное многоборье (ТПМ) - не исключение. Данный вид подготовки необходим для развития физических способностей и формирования специфической для ТПМ структуры физической подготовленности [2].

На кафедре спортивного туризма и технологий в туристической индустрии учреждения образования «Белорусский государственный университет физической

культуры» в соответствии с учебным планом преподается учебная дисциплина «Специальная профессиональная подготовка (СПП)».

Основными целями учебной программы являются: обеспечение начальной туристской подготовки студентов с учетом особенностей будущей профессиональной деятельности; формирование навыков, необходимых для организации туристских спортивных и рекреационных походов (соревнований), эффективного и безопасного преодоления маршрутов и соревновательных дистанций по виду спорта «Туризм спортивный».

Задачами программы являются:

- обеспечение процессов поступательного спортивно-педагогического совершенствования студентов на базе вида спорта «Туризм спортивный»; формирование компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в сфере спортивного и рекреационного туризма;

- обеспечение дополнительных возможностей для духовного, интеллектуального, физического развития обучающихся, формирование их индивидуальности личностных качеств;

- обеспечение уровня общей, специальной физической и психологической подготовленности, достаточного для успешного выступления студентов на соревнованиях по виду спорта «Туризм спортивный»;

- формирование у студентов умений и навыков в технике и тактике спортивного туризма;

- обеспечение уровня технико-тактической подготовленности, соответствующего начальному этапу туристской подготовки и достаточного для успешного преодоления маршрутов походов и дистанций соревнований по виду спорта «Туризм спортивный»;

- формирование у студентов элементов компетентности в организации и проведении спортивных и рекреационных туристских мероприятий (походов и соревнований) с соблюдением необходимых требований к безопасности и качеству;

- приобретение студентами опыта преодоления маршрутов спортивных походов и дистанций соревнований по ТПМ начального класса сложности;

- выполнение студентами норм для присвоения 2-го спортивного разряда в виде спорта «Туризм спортивный».

На занятиях по учебной дисциплине СПП используются специфические и общепедагогические методы физического воспитания. Если рассматривать их конкретнее, то используются метод строго регламентированного упражнения (расчленено-конструктивный метод), метод стандартных упражнений, соревновательный метод, словесный и наглядный методы.

Процесс обучения видам спорта «Туризм спортивный» и «Спортивное ориентирование», в рамках занятий по учебной дисциплине СПП, строится на основе принципов спортивной тренировки, что позволяет добиваться от студентов более высоких результатов, способствует их личностному совершенствованию и т. п.

На данную учебную дисциплину за весь период обучения отводится 656 учебных часов, чего, по нашему мнению, недостаточно. Данная нагрузка распределена учебным планом университета следующим образом: 1 курс - 200 часов; 2 курс - 200 часов; 3 курс - 156 часов, 4 курс - 100 часов. На 1 и 2 курсах (этап начальной подготовки) названный объем учебной нагрузки поровну распределен между дисциплинами «Туристско-прикладное многоборье» (ТПМ) и «Спортивное ориентирование», что, по мнению составителей программы, соответствует задачам комплексной подготовки студентов-спортсменов и формированию у них необходимых компетенций. Это, по нашему мнению, является недостатком данной программы, так как на изучение курса «Техника пешеходного туризма» (который является более сложным по сравнению с «Спортивным ориентированием») отводится непропорционально малый объем учебной работы, что не позволяет на достаточно высоком уровне развивать физические качества в их взаимосвязи с особенностями технических приемов, реализуемых при релевантном развитии определенных мышечных групп.

Поднимая уровень обобщения, можно утверждать, что матрица учебной дисциплины СПП должна быть построена на принципах учебно-тренировочного процесса в широком смысле этого слова, а задачи учебного процесса студентов должны определяться его целью. В соответствии с этим тезисом в результате образовательного процесса у студентов должны быть сформированы компетенции профессионального тренера по виду спорта «Туризм спортивный» спортивная дисциплина «Туристско-прикладное многоборье» в технике пешеходного туризма. Соответственно, разрабатывая программу физической подготовки студентов, необходимо придерживаться алгоритма, при котором сначала выполняется биомеханический анализ движений конкретного технического приема, затем определяются главные управляющие движения в суставах, выявляются мышечные группы, посредством которых реализуются перемещения биомеханических звеньев, выбираются упражнения для адекватной тренировки этих мышц, и после этого разрабатывается динамика нагрузок в рамках определенной последовательности развития мышечных групп, периодизация и т. д.

Цель исследования: совершенствование учебно-тренировочного процесса в рамках учебной дисциплины «Специальная профессиональная подготовка (СПП)» в разделе «физическая подготовка».

Задачи.:

1. Выполнить анализ видеоматериалов соревновательной деятельности в процессе преодоления спортсменами технических этапов.

2. Определить мышечные группы, отвечающие за реализацию двигательных задач на основе качественного биомеханического анализа технических действий.

3. Разработать тематический план для студентов 1 и 2 курсов дневной формы получения образования по учебной дисциплине «Специальная профессиональная подготовка».

Метод и материалы

1. Теоретические исследования. Анализ научно-методической литературы.

2. Педагогическое наблюдение с видеофиксацией соревновательной деятельности спортсменов-студентов.

3. Выполнение качественного биомеханического анализа для выявления мышечных групп, реализующих главные управляющие движения при преодолении спортсменами технических этапов.

Организация исследования

На первом этапе работы была осуществлена видеофиксация преодоления дистанций спортсменами в процессе соревнований по ТПМ в технике пешеходного туризма.

На втором этапе по результатам видеофиксации был выполнен качественный биомеханический анализ соревновательных упражнений (рисунок 1).

Рисунок 1 - Фрагменты видеофиксации преодоления технических этапов: слева - вертикальный подъем, справа - перемещение по навесной переправе

На третьем этапе были определены мышечные группы, реализующие главные управляющие движения в суставах при преодолении технических этапов.

Результаты и обсуждение

В соответствии с представленным алгоритмом исследования анализу подверглись следующие соревновательные упражнения: вертикальный подъем, вертикальный спуск, спуск по наклонным перилам, движение по навесной переправе, движение по наклонной навесной переправе вверх, движение по наклонной навесной переправе вниз, переправа по бревну методом горизонтального маятника, переправа методом вертикального маятника. По данным видеосъемки были выявлены главные управляющие движения в суставах [3-6], обеспечивающие преодоление соревновательной дистанции, после чего определены группы мышц, с помощью которых происходило обеспечение соответствующих изменений суставных углов [7, 8]. Были определены ведущие физические качества, которые следует развивать для эффективного преодоления технических этапов, а также обозначен период обучения, благоприятный для развития выделенных физических качеств (таблица 1).

Таблица 1 - Мышечные группы, обеспечивающие главные управляющие движения при преодолении технических этапов при выполнении технических этапов

Технический этап Мышечная группа Физическое качество Период обучения

В ертикальный подъем - плечевой сустав: сгибание плеча обеспечивается широчайшей мышцей спины, большой грудной мышцей, трапециевидной мышцей, двуглавой мышцей плеча, плечелучевой мышцей, большой круглой мышцей, полу-лучевой мышцей, плечевой мышцей, двуглавой и трехглавой мышцами плеча; - локтевой сустав: сгибание и разгибание обеспечивается плечелучевой мышцей, лучевым сгибателем и разгибателем запястья, двуглавой мышцей плеча; - тазобедренный сустав: сгибание и разгибание бедра обеспечивается квадратной мышцей поясницы, наружной косой мышцей живота, поперечной мышцей живота, подвздошно-поясничной мышцей, промежуточной широкой мышцей бедра, прямой мышцей бедра, медиальной широкой мышцей бедра, большой и средней ягодичной мышцей, латеральной широкой мышцей бедра, двуглавой мышцей бедра; - коленный сустав: сгибание и разгибание голени обеспечивается промежуточной широкой мышцей бедра, прямой мышцей бедра, медиальной широкой мышцей бедра, большой и средней ягодичной мышцей, латеральной широкой мышцей бедра, двуглавой мышцей бедра, икроножной мышцей, камбаловидной мышцей, малоберцовой мышцей, передней большеберцовой, задней большеберцовой мышцей; - голеностопный сустав: сгибание и разгибание голеностопа обеспечивается икроножной мышцей, задней большеберцовой, камбаловидной мышцей. Сила, быстрота 1-7 неделя (2-го года обучения)

В ертикальный спуск Сила, быстрота 1-7 неделя (2-го года обучения)

Движение по горизонтальной навесной переправе Силовая выносливость, гибкость 5-15 неделя

Движение по наклонной переправе вверх Силовая выносливость, гибкость 8-12 неделя (2-го года обучения)

Движение по наклонной навесной переправе вниз Быстрота, силовая выносливость, координационные способности 9-11, 20-29 неделя (1- го года обучения)

Спуск по наклонным перилам Силовые и координационные способности, быстрота, гибкость 3-8, 12-15, 21-25 неделя (1- го года обучения)

Переправа по бревну методом горизонтального маятника Силовые и координационные способности 20-29 неделя (1-го года обучения)

Переправа методом вертикального маятника Силовые и координационные способности 20-29 неделя (1-го года обучения)

На основе качественного биомеханического анализа была разработана программа подготовки студентов-спортсменов в ТПМ в технике пешеходного туризма на этапе начальной подготовки. Программа состояла из тематического плана, содержания учебной программы и учебно-методической карты.

1. Программа подготовки спортсменов в спортивном туризме должна начинаться с изучения индивидуальной страховочной системы (далее - ИСС), позиционирования на ней (ИСС) снаряжения.

2. Изучение 3-6 узлов, соответствующих правилам и часто используемых на дистанциях. Данными узлами могут являться: проводник восьмерка, австрийский проводник, штыковой, двойной проводник, стремя, прямой. Уделялось внимание бухтованию веревки и качеству проделанного технического действия.

3. Следующий этап - обучение работы с карабинами (прищелкивание и отщелкивание одной рукой, каждой рукой в отдельности), механическими зажимами и спусковым устройством.

4. Обучение преодолению технических этапов необходимо начинать с траверса, спуска и подъема по склону, после чего следует изучение более сложных технических этапов (навесная переправа, переправа по бревну методом горизонтального маятника, переправа методом вертикального маятника, навесная переправа), с последующим освоением технических этапов с организацией перил и работой на наклонных и вертикальных перилах.

5. Физическая подготовка занимает 30 % учебно-тренировочного времени. Программа ОФП заключается в улучшении аэробной выносливости за счет кроссовой подготовки, развитии основных мышечных групп пояса верхних конечностей и пояса нижних конечностей в динамическом режиме, мышц туловища - в статическом режиме. Используется интервальный метод тренировки с обусловленным количеством повторений, интенсивностью и интервалами отдыха.

6. Специальная физическая подготовка (СФП) осуществляется при выполнении соревновательных упражнений в условиях измененной среды с использованием, во-первых, различных отягощений и, во-вторых, напротив, созданием облегченных условий. Специальная физическая подготовка подразумевает использование повторного метода при многократном повторении соревновательного упражнения.

Техническая подготовка занимает 70 % бюджета учебно-тренировочного времени. Все технические этапы разучиваются с использованием расчлененно-конструктивного метода. После формирования у спортсмена устойчивой техники (навыка) прохождение отдельных технических этапов выполняется с учетом времени - «на скорость», а также соединение этапов в блоки.

В таблицах 2 и 3 представлен тематический план для студентов 1 и 2 курсов дневной формы получения образования по направлению специальности 1-89 02 01-01 «Спортивно-туристская деятельность (спортивный и рекреационный туризм)».

Выводы:

1. В результате качественного биомеханического анализа выявлены мышечные группы, обеспечивающие главные управляющие движения, посредством которых реализуется перемещения общего центра масс (всего тела спортсмена) при выполнении соревновательного упражнения - преодоление технических этапов на личных дистанциях 3-го класса сложности. Образовательный процесс студентов, обучающихся по направлению специальности 1-89 02 01-01 «Спортивно-туристская деятельность (спортивный и рекреационный туризм)», связан с освоением техники выполнения означенных соревновательных упражнений.

2. Полученные в результате исследования данные позволили внести необходимые коррективы в учебную программу по учебной дисциплине «Специальная профессиональная подготовка», а именно: сформировать план учебно-тренировочной работы со студентами в разделе «Физическая подготовка» и разработать тематический план для студентов 1 и 2 курсов дневной формы получения образования по учебной дисциплине «Специальная профессиональная подготовка».

№ модуля Наименование модуля, темы Количество аудиторных часов (практические занятия)

Содержательный модуль 1 (СМ-1) Ознакомительный этап туристской подготовки

М-1 Базовые элементы техники преодоления препятствий и ориентирования на местности 15

Тема 1. Техника вязки специальных узлов 8

Тема 2. Топографическая подготовка в туризме и спортивном ориентировании 7

М -2 Туристская подготовка на маршруте учебно-спортивного туристского похода 36

Тема 3. Техника бивачных работ 6

Тема 4. Техника ориентирования на маршруте туристского похода 16

Тема 5. Техника и тактика преодоления препятствий; организация движения группы по маршруту туристского похода 14

М-3 Индивидуальная технико-тактическая подготовка в спортивной дисциплине «Туристско-прикладное многоборье» вида спорта «Туризм спортивный» 41

Тема 6. Техника преодоления склона с самостраховкой на наклонных перилах. Техника преодоления подъема/спуска по вертикальным перилам 15

Тема 7. Начальная техническая подготовка в спортивном ориентировании 9

Тема 8. Техника преодоления «горизонтальной навесной переправы» на личных дистанциях 11

Тема 9. Определение азимута и движение по азимуту 6

М-К1 Контроль учебных достижений обучающихся по СМ-1 «Ознакомительный этап туристской подготовки» 2

Содержательный модуль 2 (СМ-2) Начальный этап туристской подготовки

М-4 Основы командной техники и тактики преодоления дистанций соревнований по ТПМ 72

Тема 10. Техника вязки жестких носилок на командных дистанциях соревнований по ТПМ начального класса сложности 6

Тема 11. Технические приемы ориентирования с чтением карты 8

Тема 12. Техника восстановления перил «навесной переправы», «переправы по перилам, по бревну» на командных дистанциях 14

Тема 13. Техника движения «грубым» азимутом на дистанциях соревнований по ТПМ и спортивному ориентированию 6

Тема 14. Техника организации веревочных перил и преодоления командного технического этапа соревнований по ТПМ «Спуск/подъем по наклонным перилам» 13

Тема 15. Основы тактической подготовки в ориентировании на местности 9

Тема 16. Техника «Спуска по наклонной навесной переправе с организацией перил дополнительной страховки» на личных дистанциях 15

М-5 Интегральная туристская подготовка 36

Тема 17. Соревнования по спортивному ориентированию «Зеленый стадион» 15

Тема 18. Технико-тактическая подготовка обучающихся к соревнованиям по ТПМ на дистанциях 2-3 класса 9

Тема 19. Соревнования по ТПМ в технике пешеходного туризма 6

Тема 20. Туристская подготовка обучающихся на маршруте похода выходного дня 6

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

М-К2 Контроль учебных достижений, обучающихся по СМ-2 «Начальный этап туристской подготовки» 2

Итого 200

№ модуля Наименование модуля, темы Количество аудиторных часов (практические занятия)

Содержательный модуль 1 (СМ-1) Спортивно-туристская подготовка обучающихся к преодолению дистанций соревнований по туристско-прикладному многоборью

М-1 Физическая и технико-тактическая подготовка обучающихся к преодолению дистанций соревнований по туристско-прикладному многоборью, установленных на местности (пешеходный туризм) 84

Тема 1. Техника и тактика преодоления этапов дистанций соревнований по туристско-прикладному многоборью «Подъем/ спуск по вертикальным перилам» 12

Тема 2. Основные способы ориентирования на длинных дистанциях соревнований по туристско-прикладному многоборью 6

Тема 3. Техника и тактика преодоления этапов дистанций соревнований по туристско-прикладному многоборью «Подъем/ спуск по наклонной навесной переправе» 12

Тема 4. Техника движения точным азимутом на различных типах местности 9

Тема 5. Техника и тактика преодоления этапов дистанций соревнований по туристско-прикладному многоборью «Переправа по бревну», «Переправа по навесной переправе» 12

Тема 6. Техника и тактика ориентирования по рельефу на длинных дистанциях соревнований по туристско-прикладному многоборью 10

Тема 7. Техника и тактика преодоления «блока» этапов личной дистанции соревнований по туристско-прикладному многоборью 3-го класса 13

Тема 8. Тактика ориентирования на местности при преодолении длинных дистанций соревнований по туристско-прикладному многоборью 10

М-2 Физическая и технико-тактическая подготовка к преодолению дистанций ТПМ в закрытых помещениях (пешеходный туризм) 44

Тема 9. Техника и тактика преодоления личной короткой дистанции ТПМ 3-го класса в закрытых помещениях 11

Тема 10. Интеллектуальная и психологическая подготовка в ориентировании на местности 9

Тема 11. Техника и тактика преодоления короткой командной дистанции ТПМ (дистанции «связок») 3-го класса в закрытых помещениях 12

Тема 12. Техника работы с картой на соревнованиях по ТПМ 12

М-К1 Контроль учебных достижений обучающихся по СМ-1 2

Содержательный модуль 2 (СМ-2) Интегральная туристская подготовка

М-3 Туристская подготовка на маршруте учебного велосипедного похода 36

Тема 14. Техника и тактика движения туристской группы, преодоления препятствий на маршруте туристского велосипедного похода 20

Тема 15. Техника и тактика ориентирования на маршруте туристского велосипедного похода 16

М-4 Туристская подготовка на дистанциях учебных соревнований и на маршрутах учебных походов 36

Тема 16. Учебно-контрольные соревнования по спортивному ориентированию «Зеленый стадион» 15

Тема 17. Учебно-контрольные соревнования по ТПМ на дистанциях 3-го класса 15

Тема 18. Туристская подготовка обучающихся на маршруте учебного похода выходного дня 6

М-К2 Контроль учебных достижений обучающихся по СМ-2 2

Итого 200

Список использованных источников

1. Иванченко, Е. И. Виды подготовки в спорте: учеб.-метод. пособие / Е. И. Иванченко. -Минск: БГУФК, 2014. - 261 с.

2. Иванченко, Е. И. Теория и практика спорта: пособие: в 3 ч. / Е. И. Иванченко. - 3-е изд., стер. - Минск: БГУФК, 2021. - Ч. 2: Виды спортивной подготовки. - 295 с.

3. Дубровский, В. И. Биомеханика: Учеб. для сред. и высш. учеб, заведений / В. И. Дубровский, В. Н. Федорова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 672 с.

4. Сотский, Н. Б. Биомеханика / Н. Б. Сотский. - Минск: РИВШ, 2023. - 216 с.

5. Макаусова, Г. В. Биомеханика тела студентов во время занятий и прохождения практики в ЛПУ / Г. В. Макаусова, А. О. Лапина, Ю. А. Мягкинькой // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - Режим доступа: URL: https://web.snauka.ru/-issues/2012/06/14171. - Дата доступа: 07.09.2023.

6. Кашуба, В. А. Биомеханика осанки. Практическое пособие / В. А. Кашуба. - М.: Олимпийская литература, 2003. - 280 с.

7. Исследования соревновательной деятельности спортсменов в туристско-прикладном многоборье (техника пешеходного туризма) / Е. С. Семёнов [и др.] // Мир спорта. - 2019. -№ 4 (89). - С. 114-119.

8. Броновицкая, Г. М. Анатомия человека: учеб. пособие: в 2 ч. / Г. М. Броновицкая, Л. А. Лойко. - Минск: ИВЦ Минфина, 2015. - Ч. 1: Остеология, артросиндесмология и миология. - 376 с.

0310.2023

УДК 615.8+796.012.424.6:611.728.3(043)

ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ТУРИСТСКО-ПРИКЛАДНОМ МНОГОБОРЬЕ В ТЕХНИКЕ ПЕШЕХОДНОГО ТУРИЗМА

Е. С. Семенов, аспирант,

А. А. Михеев, д-р пед. наук, д-р биол. наук, профессор,

Учреждение образования «Белорусский государственный университет

физической культуры»

Аннотация

Выполнение положений экспериментальной образовательной программы в рамках учебной дисциплины «Специальная профессиональная подготовка» (СПП) по виду спорта «Туризм спортивный» (спортивная дисциплина «Туристско-прикладное многоборье» в технике пешеходного туризма) привело к достоверному улучшению показателей физической и технической подготовленности студентов-спортсменов экспериментальной группы, достаточному для выполнения ими квалификационных разрядных требований, необходимых для реализации образовательной программы.

Ключевые слова: спортивный туризм, туристско-прикладное многоборье, физические качества, техническая подготовка.

THEORETICAL AND EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF THE PHYSICAL AND TECHNICAL TRAINING PROGRAM OF SPORTS STUDENTS IN THE TOURISTAPPLIED ALL-AROUND USING THE HIKING TECHNIQUE

E. S. Semenov, A. A. Mikheev,

Education Institution «Belarusian State University of Physical Culture»

Abstract

The implementation of the experimental educational program's guidelines within the framework of the academic discipline «Special professional training» (SPT) in the sports tourism (sports discipline «Tourist-applied all-around» in the hiking technique) led to the improvement of physical and technical fitness of the experimental sports students group sufficient enought to meet their qualification requirements, necessary for the implementation of the educational program.

Keywords: sports tourism, tourist-applied all-around, physical qualities, technical training.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.