Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ТУРИСТСКО-ПРИКЛАДНОМ МНОГОБОРЬЕ В ТЕХНИКЕ ПЕШЕХОДНОГО ТУРИЗМА'

ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ТУРИСТСКО-ПРИКЛАДНОМ МНОГОБОРЬЕ В ТЕХНИКЕ ПЕШЕХОДНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
17
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
спортивный туризм / туристско-прикладное многоборье / физические качества / техническая подготовка / sports tourism / tourist-applied all-around / physical qualities / technical training

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Семенов Е. С., Михеев А.А.

Выполнение положений экспериментальной образовательной программы в рамках учебной дисциплины «Специальная профессиональная подготовка» (СПП) по виду спорта «Туризм спортивный» (спортивная дисциплина «Туристско-прикладное многоборье» в технике пешеходного туризма) привело к достоверному улучшению показателей физической и технической подготовленности студентов-спортсменов экспериментальной группы, достаточному для выполнения ими квалификационных разрядных требований, необходимых для реализации образовательной программы

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Семенов Е. С., Михеев А.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL AND EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF THE PHYSICAL AND TECHNICAL TRAINING PROGRAM OF SPORTS STUDENTS IN THE TOURISTAPPLIED ALL-AROUND USING THE HIKING TECHNIQUE

The implementation of the experimental educational program’s guidelines within the framework of the academic discipline «Special professional training» (SPT) in the sports tourism (sports discipline «Tourist-applied all-around» in the hiking technique) led to the improvement of physical and technical fitness of the experimental sports students group sufficient enought to meet their qualification requirements, necessary for the implementation of the educational program.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ТУРИСТСКО-ПРИКЛАДНОМ МНОГОБОРЬЕ В ТЕХНИКЕ ПЕШЕХОДНОГО ТУРИЗМА»

Список использованных источников

1. Иванченко, Е. И. Виды подготовки в спорте: учеб.-метод. пособие / Е. И. Иванченко. -Минск: БГУФК, 2014. - 261 с.

2. Иванченко, Е. И. Теория и практика спорта: пособие: в 3 ч. / Е. И. Иванченко. - 3-е изд., стер. - Минск: БГУФК, 2021. - Ч. 2: Виды спортивной подготовки. - 295 с.

3. Дубровский, В. И. Биомеханика: Учеб. для сред. и высш. учеб, заведений / В. И. Дубровский, В. Н. Федорова. - М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. - 672 с.

4. Сотский, Н. Б. Биомеханика / Н. Б. Сотский. - Минск: РИВШ, 2023. - 216 с.

5. Макаусова, Г. В. Биомеханика тела студентов во время занятий и прохождения практики в ЛПУ / Г. В. Макаусова, А. О. Лапина, Ю. А. Мягкинькой // Современные научные исследования и инновации. - 2012. - Режим доступа: URL: https://web.snauka.ru/-issues/2012/06/14171. - Дата доступа: 07.09.2023.

6. Кашуба, В. А. Биомеханика осанки. Практическое пособие / В. А. Кашуба. - М.: Олимпийская литература, 2003. - 280 с.

7. Исследования соревновательной деятельности спортсменов в туристско-прикладном многоборье (техника пешеходного туризма) / Е. С. Семёнов [и др.] // Мир спорта. - 2019. -№ 4 (89). - С. 114-119.

8. Броновицкая, Г. М. Анатомия человека: учеб. пособие: в 2 ч. / Г. М. Броновицкая, Л. А. Лойко. - Минск: ИВЦ Минфина, 2015. - Ч. 1: Остеология, артросиндесмология и миология. - 376 с.

0310.2023

УДК 615.8+796.012.424.6:611.728.3(043)

ТЕОРЕТИКО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ В ТУРИСТСКО-ПРИКЛАДНОМ МНОГОБОРЬЕ В ТЕХНИКЕ ПЕШЕХОДНОГО ТУРИЗМА

Е. С. Семенов, аспирант,

А. А. Михеев, д-р пед. наук, д-р биол. наук, профессор,

Учреждение образования «Белорусский государственный университет

физической культуры»

Аннотация

Выполнение положений экспериментальной образовательной программы в рамках учебной дисциплины «Специальная профессиональная подготовка» (СПП) по виду спорта «Туризм спортивный» (спортивная дисциплина «Туристско-прикладное многоборье» в технике пешеходного туризма) привело к достоверному улучшению показателей физической и технической подготовленности студентов-спортсменов экспериментальной группы, достаточному для выполнения ими квалификационных разрядных требований, необходимых для реализации образовательной программы.

Ключевые слова: спортивный туризм, туристско-прикладное многоборье, физические качества, техническая подготовка.

THEORETICAL AND EXPERIMENTAL SUBSTANTIATION OF THE PHYSICAL AND TECHNICAL TRAINING PROGRAM OF SPORTS STUDENTS IN THE TOURISTAPPLIED ALL-AROUND USING THE HIKING TECHNIQUE

E. S. Semenov, A. A. Mikheev,

Education Institution «Belarusian State University of Physical Culture»

Abstract

The implementation of the experimental educational program's guidelines within the framework of the academic discipline «Special professional training» (SPT) in the sports tourism (sports discipline «Tourist-applied all-around» in the hiking technique) led to the improvement of physical and technical fitness of the experimental sports students group sufficient enought to meet their qualification requirements, necessary for the implementation of the educational program.

Keywords: sports tourism, tourist-applied all-around, physical qualities, technical training.

Введение

Спортивная дисциплина «Туристско-прикладное многоборье» (ТПМ) в технике пешеходного туризма (ТПТ) является бурно развивающейся спортивной дисциплиной и является самым массовым видом среди ТПМ [1-5]. Средняя численность участников соревнований по ТПМ в технике пешеходного туризма, на дистанциях 3-го класса сложности в чемпионатах Республики Беларусь составляет в среднем до 80 участников среди мужчин и до 60 участников среди женщин. В настоящее время подготовка спортсменов в ТПМ осуществляется в различных спортивных организациях по имеющимся программам [6-11]. Кроме того, подготовка спортсменов по этому виду спорта проводится в Белорусском государственном университете физической культуры. Участниками процесса являются студенты 1-4 годов обучения. Связано это с тем, что студентам для получения диплома требуется полная реализация учебного плана в рамках учебной дисциплины «Специальная профессиональная подготовка» (СПП) по виду спорта «Туризм спортивный» (спортивная дисциплина «Туристско-прикладное многоборье» в технике пешеходного туризма) при соблюдении условий выполнения II спортивного разряда. Тренировочный процесс заключается в подготовке студентов-спортсменов к преодолению соревновательных дистанций и осуществляется в рамках образовательного процесса по программам, которые разрабатывают сами преподаватели. В результате анализа таких программ были определены их недостатки, которые можно отнести к категории системных:

- программы разрабатывались на основе типовой учебной программы, в которую включены разделы, не имеющие связи со спортивным туризмом, например, краеведение, экскурсоведение и т.п.;

- вариативность программ связана с условиями проведения тренировок на спортивных базах и зависит от уровня технической оснащенности конкретных спортивных площадок, что зачастую приводит к тому, что спортсменов вынужденно обучают техническим элементам, не используемым на соревнованиях;

- технические этапы, обучение преодолению которых содержится в соответствующих разделах программ, а также нормативы для оценки подготовленности спортсменов не имеют под собой научного обоснования, зависят от личного спортивного опыта тренера-преподавателя.

В связи с вышеизложенным целью данного исследования явилось теоретико-экспериментальное обоснование программы физической и технической подготовки студентов-спортсменов в туристско-прикладном многоборье в технике пешеходного туризма.

Метод и материалы

Научная работа выполнялась поэтапно. Теоретические исследования. Для формирования высокого уровня компетенций в образовательном процессе УО «Белорусский государственный университет физической культуры» имеется учебная дисциплина «Специальная профессиональная подготовка» или «Спортивно-педагогическое совершенствование» (СПП). Для направления специальности 1-89 02 01 «Спортивно-туристская деятельность (по направлениям)» основным видом спорта, который рассматривается в рамках СПП является «Туризм спортивный», дисциплина «Туристско-прикладное многоборье» (далее ТПМ) в технике пешеходного туризма. Поскольку в образовательном процессе учебная и спортивная дисциплины взаимосвязаны, обучение должно отвечать всем требованиям теоретической и практической (соревновательной) составляющих. Однако следует констатировать, что в настоящее время такая взаимосвязь отсутствует. Это, как следствие, приводит к снижению уровня компетентности выпускников и является существенным недостатком в реализации практической деятельности инструкторов-методистов по туризму. Для решения данной проблемы был проведен анализ соревновательной деятельности студентов-спортсменов, на основе которого была разработана научно обоснованная программа подготовки студентов БГУФК данной специализации. Отличительными особенностями экспериментальной программы (в отличие от программы, используемой ранее), явились следующие:

- Тренировка преодоления часто используемых основных технических этапов в сочетании с дополнительными техническими этапами. Например, технический этап «спуск по наклонным перилам с организацией перил» в сочетании с техническим этапом «подъем по наклонным перилам».

- Внедрение в учебно-тренировочный процесс экспериментальной программы физической подготовки по методу круговой тренировки с жесткими интервалами отдыха, увеличивающими интенсивность упражнений.

- Использование упражнений для улучшения специальной физической подготовленности, таких, например, как перемещения с отягощениями, применение приспособлений, замедляющих или ускоряющих передвижение спортсмена и т.п.

- Использование экспериментальной балльной системы оценки часто используемых на соревнованиях технических этапов. Данная система позволяла оценивать уровень подготовленности спортсмена не только по показателю преодоления технического этапа в целом, но и по каждому отдельному элементу. Такой подход позволял целенаправленно улучшать технику преодоления каждого конкретного технического этапа.

Педагогические наблюдения. Для решения поставленной задачи был проведен сбор информации о результатах коротких соревновательных дистанций туристско-прикладного многоборья (ТПМ) в технике пешеходного туризма за 2021 год. Принимались во внимание только данные результатов соревновательной деятельности спортсменов за 2021 год по причине кардинальных изменений, внесенных в правила вида спорта «Туризм спортивный», спортивная дисциплина ТПМ в технике пешеходного туризма 3-го класса сложности. На основе полученных данных были определены следующие параметры соревновательной деятельности: периодичность использования технических этапов; среднее время преодоление дистанции, как мужчинами, так и женщинами; процент участников, выполнивших норматив II разряда, что в совокупности, во-первых, дало представление об адекватности и целенаправленности подготовки спортсменов, а, во-вторых, об уровне сформированности представления о будущей профессиональной деятельности «специалиста спортивного и рекреационного туризма».

В процессе исследования были проанализированы результаты 18 соревнований (8 соревнований в закрытых помещениях и 10 соревнований на открытом воздухе). В данных соревнованиях приняло участие всего 527 спортсменов (мальчиков и девочек). Из них 51 % участников удалось выполнить I—III спортивный разряд, 24 % выполнили I—III юношеский разряд и 25 % не выполнили требований разрядных нормативов.

На первом этапе был произведен анализ выполнения технических элементов технических приемов из чего были получены временные параметры выполнения технико-тактических действий спортсменами на коротких личных дистанциях ТПМ 3-го класса сложности, для оценки физической подготовленности студентов-спортсменов были взяты нормативы ГФОК в редакции постановления Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 15.04.2022 № 11 (с 04.04.2023 Государственном физкультурно-оздоровительном комплексе Республики Беларусь «Готов к труду и обороне», постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 27.02.2023 № 10).

На втором этапе исследования была разработана 10-балльная шкала оценки технической и физической подготовленности студентов-спортсменов.

Третий этап научной работы заключался в применении разработанной оценочной шкалы для оценки испытуемых контрольной и экспериментальной групп в процессе педагогического формирующего эксперимента.

Педагогический формирующий эксперимент. В 2022-2023 гг. был проведен педагогический формирующий эксперимент, в котором приняли участие 58 студентов-спортсменов, разделенных на 2 равноценных группы: 32 испытуемых мужского пола и 24 испытуемых женского пола составили экспериментальную группу (ЭГ) и 26 испытуемых мужского пола, 24 испытуемых женского пола составили контрольную группу (КГ). В течение учебного года студенты КГ занимались по ранее

утвержденной программе, а студенты ЭГ - по экспериментальной программе. Педагогические тестирования, в процессе которых были получены эмпирические данные, позволившие провести сравнение динамики физических качеств и технической подготовленности спортсменов ЭГ и КГ, проводились до начала и после завершения экспериментального периода.

Результаты и обсуждение

Для оценки технической подготовленности студентов-спортсменов была предложена следующая формула (1):

(ШШрезультат — МАХрезультат) / 10 = Б (1),

где МШрезультат - минимальный результат выполнения технического действия (технического этапа);

МАХрезультат - максимальный результат выполнения технического действия (технического этапа);

Э - значение отклонения/ранжирования.

Пример оценивания уровня технической подготовленности испытуемых студентов-спортсменов представлен в таблице 1.

Таблица 1 - Пример оценивания уровня технической подготовленности студентов -спортсменов при преодолении технического этапа

Название технического этапа Техническое действие Время выполнения технического действия

Испытуемый № 1 (мужчина) Испытуемая № 1 (женщина)

Переправа по бревну методом «горизонтальный маятник» (орг. перил) Организация и подключение к перилам 45,1 25,1 5,0 25,3 14,9 4,6

Движение в опасной зоне 22,8 12,4 2,0 21,6 12,3 3,0

Отключение от перил и снятие перил 37,6 26,8 16 45,2 32,1 19,0

Суммарное время преодоления технического этапа 75,6 49,8 24,0 77,3 56,5 35,8

Балльная оценка 4 7 10 4 7 10

Пример оценивания уровня физической подготовленности студентов-спортсменов приведен в таблице 2.

Таблица 2 - Пример оценивания уровня физической подготовленности студентов-спортсменов

Тест Показатель

Испытуемые (женщины) Испытуемые (мужчины)

№1 № 2 № 1 № 2

Прыжок в длину с места, см 172 177 230 233

Наклон вперед из положения сидя, см 15 17 16 18

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз 12 13 26 28

Балльная оценка 5 6 5 6

Уровень подготовленности средний средний средний средний

Эмпирические данные физической подготовленности испытуемых КГ и ЭГ представлены в таблицах 3 и 4.

Таблица 3 - Данные физической подготовленности студентов ЭГ и КГ до начала и после завершения эксперимента

Тест Исходные показатели (X ± ) Итоговые показатели (X ± ^)

1 2 Р 1 2 Р

Прыжок в длину с места, см 233,9±1,70 234,5±1,87 >0,05 236,52±1,47 246,9±9,97 <0,05

Наклон вперед из положения сидя, см 11,1±2,51 11,6±1,86 >0,05 13,8±2,15 15,52±1,75 <0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз 40,6±3,67 41,6±6,31 >0,05 44,9±4,99 54,5±8,35 <0,05

Подтягивание на высокой 12,2±1,93 12,1±1,45 >0,05 15,5±1,63 17,3±1,86 <0,05

перекладине, раз

Поднимание туловища из положения лежа 44,9±7,50 44,1±5,97 >0,05 51,0±7,96 54,7±5,81 <0,05

на спине за 60 с., раз

Челночный бег 4 х 9 м, с. 9,3±0,12 9,4±0,17 >0,05 9,0±0,18 8,98±0,14 <0,05

Бег 30 м, с. 4,6±0,14 4,7±0,13 >0,05 4,4±0,14 4,2±0,16 <0,05

Бег 3000 м, мин. 15,2±1,43 15,2±1,12 >0,05 14,9±1,50 14,5±0,97 <0,05

Примечание: 1 - КГ; 2 - ЭГ.

Таблица 4 - Данные физической подготовленности студенток ЭГ и КГ до начала и после завершения эксперимента

Тест Исходные показатели (X ± 8х) Итоговые показатели (X ± 8х)

1 2 Р 1 2 Р

Прыжок в длину с места, см 170,9±5,95 174,6±7,89 >0,05 184,4±2,91 174,6±7,89 <0,05

Наклон вперед из положения сидя, см 14,6±0,96 17,5±0,97 >0,05 21,8±1,03 17,5±0,97 <0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа, раз 9,2±1,31 12,5±1,64 >0,05 19,2±1,22 12,5±1,64 <0,05

Поднимание туловища из положения лежа на спине за 60 с., раз 46,7±2,26 50,9±2,64 >0,05 56,3±1,88 50,9±2,64 <0,05

Челночный бег 4 х 9 м, с. 10,8±0,18 10,5±0,21 >0,05 10,2±0,19 10,5±0,21 <0,05

Бег 30 м, с. 5,6±0,14 5,3±0,15 >0,05 5,1±0,08 5,3±0,15 <0,05

Бег 1500 м, мин. 8,0±0,59 7,7±0,67 >0,05 7,3±0,48 7,7±0,67 <0,05

Примечание: 1 - КГ; 2 - ЭГ.

Из данных, представленных в таблицах 3 и 4 можно сделать вывод, что до начала эксперимента достоверных различий в уровне физической подготовленности испытуемых КГ и ЭГ не было. После окончания эксперимента испытуемые ЭГ, как мужчины, так и женщины, во всех тестах показали достоверно (Р<0,05) лучшие результаты относительно результатов спортсменов КГ. В процессе оценивания уровня физической подготовленности спортсменов ЭГ и КГ после окончания эксперимента (в соответствии с ранее разработанной шкалой) у испытуемых ЭГ было зафиксировано достоверное улучшение результатов во всех предложенных тестах за исключением теста «Бег на 1500 м». В этом испытании средний балл у мужчин остался на уровне 3,0±0,2, а у женщин на уровне 3,5±0,3. Среднегрупповой суммарный балл у испытуемых мужчин КГ составил 6,3±0,1, а у испытуемых ЭГ - 7,4±0,2.

В таблице 5 представлены результаты балльной оценки технической подготовленности испытуемых мужского пола ЭГ и КГ после окончания эксперимента. Из таблицы следует, что по итогам обследований испытуемые ЭГ получили достоверно более высокие балльные оценки на всех технических этапах, чем испытуемые КГ.

Таблица 5 - Балльная оценка технической подготовленности испытуемых мужского пола ЭГ и КГ после окончания эксперимента

Технический этап Баллы (X ± 8х) Р

КГ ЭГ

Вертикальный подъем 6,9±0,1 7,6±0,2 <0,05

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вертикальный спуск 6,2±0,3 7,1±0,1 <0,05

Навесная 6,0±0,4 7,9±1,1 <0,05

Подъем по навесной 4,3±0,3 6,7±0,2 <0,05

Спуск по навесной 5,9±0,1 7,4±1,0 <0,05

Спуск по наклонным перилам (с организацией перил) 2,2±1,3 8,8±1,5 <0,05

Бревно 4,1±0,4 7,0±0,2 <0,05

Маятник 4,0±0,7 6,8±0,2 <0,05

Среднегрупповая оценка (X± ) 4,9±1,1 7,4±1,3 <0,05

По итогам сдачи контрольных нормативов среднегрупповая оценка ЭГ составила 7,4±1,3 балла, что было достоверно выше среднегрупповой оценки КГ, которая составила 4,9±1,1 балла.

Результаты оценки уровня технической подготовленности испытуемых женского пола (таблица 6) показали, что после окончания эксперимента среднегрупповая оценка спортсменок ЭГ (7,0±1,1) была достоверно выше среднегрупповой оценки испытуемых КГ (5,1±0,2) при достоверно более высоких результатах на всех технических этапах.

Таблица 6 - Балльная оценка технической подготовленности испытуемых женского пола ЭГ и КГ после окончания эксперимента

Технический этап Баллы (X ± 8х) Р

КГ ЭГ

Вертикальный подъем 4,1±1,1 7,0±0,8 <0,05

Вертикальный спуск 4,5±0,3 7,1±1,0 <0,05

Навесная 5,1±0,4 6,9±0,6 <0,05

Подъем по навесной 5,0±1,2 7,2±0,4 <0,05

Спуск по навесной 5,4±0,5 6,8±0,3 <0,05

Спуск по наклонным перилам (с организацией перил) 6,0±0,4 7,0±0,1 <0,05

Бревно 6,0±0,1 6,7±0,2 <0,05

Маятник 4,4±1,4 7,3±0,7 <0,05

Среднегрупповая оценка (X± 8х) 5,1±0,2 7,0±1,1 <0,05

Выводы

1. На основе данных о преодолении технических этапов спортсменами на соревнованиях была разработана балльная система оценки физической и технической подготовленности спортсменов туристско-прикладного многоборья в технике пешеходного туризма с возможностью оценки каждого конкретного технического действия, что позволило улучшить техническую подготовку спортсменов.

2. Выполнение положений экспериментальной образовательной программы в рамках учебной дисциплины «Специальная профессиональная подготовка» (СПП) по виду спорта «Туризм спортивный» (спортивная дисциплина «Туристско-прикладное многоборье» в технике пешеходного туризма) привело к достоверному улучшению показателей физической и технической подготовленности студентов-спортсменов экспериментальной группы, достаточному для выполнения ими квалификационных разрядных требований, необходимых для реализации образовательной программы.

Список использованных источников

1. Башан, Н. А. Современные подходы к организации и проведению туристских слетов и соревнований по туристскому многоборью / Н. А. Башан, А. В. Шигаев // Science Time. -№ 1 (25). - 2016. - С. 33-35.

2. Макаров, В. М. Подготовка спортсменов в туристском многоборье горного и пешеходного видов на этапе начального совершенствования с применением технических средств: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. М. Макаров. - Тула, 2016. - 179 с.

3. Махов, В. И. Методика развития специальной выносливости туристов-многоборцев на этапе углубленной специализации: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / В. И. Махов. -Белгород, 2016. - 182 с.

4. Булаев, М. А. Подготовка спортсменов-турмногоборцев в условиях западной Сибири с использованием закрытых помещений / М. А. Булаев / / Российский вестник детско-юношеского туризма и краеведения. - 2002. - № 3 (43). - С. 38-40.

5. Махов, В. И. Разработка методики проблемного обучения для юных спортсменов в процессе занятий туристским многоборьем / В. И. Махов, Ф. И. Собянин, И. И. Махов // Культура физическая и здоровье. - Воронеж, 2008. - № 2 (16). - С. 25-28.

6. Махов, В. И. Экспериментальное обоснование методики развития специальной выносливости туристов-многоборцев на этапе углубленной специализации / В. И. Махов // Культура физическая и здоровье. - Воронеж, 2011. - № 5 (35). - С. 46-48.

7. «Туристское многоборье»: рабочая программа для учр. доп. образов. социально-педагогической направленности / сост.: М. А. Ковнацкая; Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования центр туризма и краеведения. - Новочеркасск, 2019. - 26 с.

8. Специальная профессиональная подготовка: типовая учеб. программа для высш. учеб. по учеб. дисциплине для специальности 1-89 02 01 «Спортивно-туристская деятельность (по направлениям)» / сост.: В. Е. Подлисских, О. А. Гусарова, Е. С. Семёнов, Е. В. Реброва; Белорус. гос. ун-т физ. культуры. - Минск: БГУФК, 2021. - 49 с.

9. Ерманок, В. А. Туристско-прикладное многоборье в технике пешеходного туризма: программа обьединения по интересам. туристско-краеведческий образовательная область: туризм / В. А. Ерманок; Республиканский центр экологии и краеведения центр детей и молодежи. - Минск, 2018 - 27 с.

10. Дополнительная образовательная программа спортивной подготовки по виду спорта «Спортивный туризм». - Режим доступа: URL:http://miass-vertikal.ru/programmy-i-annotacii-k-programmam.html. - Дата доступа 03.12.2023.

11. «Туристско-прикладное многоборье»: программа обьединения по интересам. туристско-краеведческий образовательная область: туризм / К. В. Кейзеров; Центр туризма, краеведения и экскурсий детей и молодежи г. Бобруйска. - Бобруйск, 2022. - 24 с.

27.11.2023

УДК 615.8+796.012.424.6:611.728.3(043)

ИССЛЕДОВАНИЕ ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ И ОБЩЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ЮНЫХ ПЛОВЦОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА КРОССФИТ С АКЦЕНТИРОВАННЫМ РАЗВИТИЕМ МЫШЦ КОРА

Сунь Сюйцян, аспирант,

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический

университет им. М. Танка»

Аннотация

Тренировки по методу кроссфит, проводимые с повышенным. до 32 % относительно штатных тренировочных занятий объемом упражнений, направленных на развитие мышц кора, положительно влияли на уровень общей физической подготовленности квалифицированных пловцов, входящих в состав ЭГ, и способствовали значимому (внутригрупповые различия достоверны на уровне значимости от p<0,05 до p<0,001) улучшению двигательных способностей за исключением координационных способностей, о чем свидетельствовали результаты теста «бег змейкой 10 м». Выявлены достоверные межгрупповые различия между

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.