Научная статья на тему 'Развитие специальной выносливости в спортивном туризме на дистанции-пешеходной в закрытых помещениях у спортсменов тренировочного этапа 1 -го года обучения'

Развитие специальной выносливости в спортивном туризме на дистанции-пешеходной в закрытых помещениях у спортсменов тренировочного этапа 1 -го года обучения Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1086
144
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНЫЙ ТУРИЗМ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ / ДИСТАНЦИЯ-ПЕШЕХОДНАЯ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / СКОРОСТЬ / СИЛА / КРУТОНАКЛОННАЯ НАВЕСНАЯ ПЕРЕПРАВА / ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ПОДЪЕМ / SPORTS TOURISM IN ENCLOSED SPACES / WALKING-DISTANCE / SPECIAL ENDURANCE / SPEED / STRENGTH / STEEPLY INCLINED HINGEDCROSSING / VERTICAL CLIMB

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Махов И. И., Латышева Алина Сергеевна

В статье приведена экспериментальная методика развития специальной выносливости в спортивном туризме на дистанции-пешеходной в закрытых помещениях у спортсменов тренировочного этапа 1-го года обучения. Разработаны специальные упражнения для обучения прохождению этапов «Крутонаклонная навесная переправа» и «Вертикальный подъем», а также технического элемента «перестежка». Показаны результаты эффективности экспериментальной методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Махов И. И., Латышева Алина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of the special endurance in sports tourism at a distance of walking indoors in athletes training phase 1 year of study

The article presents the experimental technique of special endurance in sports tourism in the distance on the distance in enclosed spaces for athletes of 1 year of training. Developed the special exercises on steeply inclined hingedcrossing, vertical climband techniques «perestezhka». Demonstrated the results of the effectiveness of the experimental methods.

Текст научной работы на тему «Развитие специальной выносливости в спортивном туризме на дистанции-пешеходной в закрытых помещениях у спортсменов тренировочного этапа 1 -го года обучения»

УДК 796.5; 379.85; 796.015.6

И. И. Махов, А. С. Латышева

РАЗВИТИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВЫНОСЛИВОСТИ В СПОРТИВНОМ ТУРИЗМЕ НА ДИСТАНЦИИ-ПЕШЕХОДНОЙ В ЗАКРЫТЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ У СПОРТСМЕНОВ ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА 1-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ

В статье приведена экспериментальная методика развития специальной выносливости в спортивном туризме на дистанции-пешеходной в закрытых помещениях у спортсменов тренировочного этапа 1-го года обучения. Разработаны специальные упражнения для обучения прохождению этапов «Крутонаклонная навесная переправа» и «Вертикальный подъем», а также технического элемента «перестежка». Показаны результаты эффективности экспериментальной методики.

The article presents the experimental technique of special endurance in sports tourism in the distance on the distance in enclosed spaces for athletes of 1 year of training. Developed the special exercises on steeply inclined hingedcrossing, vertical climband techniques «perestezhka». Demonstrated the results of the effectiveness of the experimental methods.

Ключевые слова: спортивный туризм в закрытых помещениях, дистанция-пешеходная, специальная выносливость, скорость, сила, крутонаклонная навесная переправа, вертикальный подъем.

Keywords: sports tourism in enclosed spaces, walking-distance, special endurance, speed, strength, steeply inclined hingedcrossing, vertical climb.

Для спортивного туризма характерен свой определённый набор технических заданий, который необходимо выполнить на соревнованиях [1]. Чаще всего эти задания выполняются в лесу, на склонах гор, возле водоёмов, на болоте. Для тренировок необходимо много времени, однако в зимний период появляются сложности с качественной подготовкой спортсменов. Чтобы не терять спортивную форму, у спортсменов и тренеров возникает необходимость тренировок и организации соревновательной практики в закрытых помещениях, включая задания, повторяющие технические этапы на местности. Так появилось новое направление туристских

соревнований, проводимых в закрытых помещениях, которые в свою очередь разделили спортсменов на тех, кто продолжил подготовку к летним стартам, и на тех, кто своей специальностью выбрал соревнования под «крышей».

Являясь смежными дисциплинами, длительное время методические разработки по физической, технико-тактической подготовки туристов-«пешеходников» использовались одинаковые [2]. Однако, выходя на определенный спортивный уровень, спортсмены и тренеры отмечали, что в подготовке отдельных соревновательных дисциплин существуют серьезные отличия. Это можно связать со следующими особенностями, присущими туристским соревнованиям в закрытых помещениях:

- спортсменам не нужно пробегать большие беговые отрезки; технические этапы расположены на небольшой площади, но с большим набором высоты;

- движения спортсмена содержат большое количество силовых элементов (различные виды подтягивания себя в разной плоскости), которые выполняются на протяжении длительного времени с максимальной скоростью;

- большое количество переходов (перестёжек) с одного задания на другое, требующих от спортсмена силовых, статических зависаний с выполнением определённых технических действий.

Перечисленные особенности вносят коррективы в подготовку спортсменов-туристов, которые традиционно делали акценты на беговую и силовую подготовку [3]. Решение поставленной проблемы возможно с помощью разработки специальной методики, учитывающей специфику соревновательной деятельности и возрастные особенности юных туристов.

Для этого в течение 2016 г. на базе МБОУ СОШ № 49 и Шу-ховского лицея г. Белгорода проводились исследования, которые включали анализ специальной литературы, педагогическое наблюдение, методы математической статистики. Для исследования были задействованы две группы тренировочного этапа 1-го года обучения: контрольная и экспериментальная. Наполнение обеих групп составляло 14 человек.

Особенностью экспериментальной методики стала разработка тренировочных упражнений для двух стандартных заданий: крутонаклонная навесная переправа и вертикальный подъем, а также технического элемента «перестежка».

Данные задания выбраны не случайно, так как именно на них у начинающих спортсменов чаще всего возникают сложности. Хотя большинство начинающих спортсменов начали дистанцию с хорошей скоростью и темпом, с правильной техникой, у них постепенно наблюдалось ухудшение качества рабочих движений и происходило снижение скорости.

1-й этап. Крутонаклонная навесная переправа - навесная переправа, которая имеет угол наклона между исходной и целевой стороной.

Для развития скоростных способностей для начинающих туристов с несформированной техникой передвижения по навесной переправе применялись следующие упражнения: преодоление горизонтальной переправы и переправы с небольшим наклоном вниз. Цель - развитие «чувства скорости» преодоления и его плавный перенос на крутонаклонную переправу. Дополнительно применялись устройства, облегчающие передвижения роликов различной конструкции. Для развития силы применялось упражнение с утяжелителями на ногах или с прицепленным к спортсменам и постоянно изменяющимся грузом (туристический рюкзак). Для развития выносливости спортсменами выполнялась серия повторений на переправах в различных плоскостях и с разными периодами отдыха.

2-й этап. Вертикальный подъем - подъем спортсмена по вертикально висящим перилам с помощью устройства «жумар».

Для развития скорости выполнялись скоростные отрезки, с большими интервалами отдыха, с использованием средств, облегчающих подъем и увеличивающих скорость. В последнее время помимо жумара спортсмены также используют устройство «пантин», которое крепится на ногу и работает по аналогичному принципу.

Отдельно акцент в подготовке делался на обучение захвату веревки ногами без помощи дополнительного устройства. Например, хват верёвки ногами на уровне таза с последующим выпрямлением тела. Упражнение позволило отработать технику быстрого захвата, который в значительной степени влияет на время преодоления вертикального подъема.

Для развития силы спортсменам предлагалось совершить подъем с утяжелителем на ногах, а также подъем без жумара на страховке с использованием силы рук. В этом случае функцию удержания на одном месте вместо жумара берут на себя мышцы рук.

Для развития выносливости использовалось упражнение «контест» [4], когда вертикальные перила выпускаются через точку опоры. Так, спортсмен выполняет упражнение, пока не закончится веревка. В зале с небольшой высотой потолка спортсмен может преодолеть без отдыха вертикальные перила любой длины.

3-й этап. Технический элемент «перестежка». Очень часто тренеры и спортсмены не уделяют должного внимания отработке данного элемента. Однако нередко можно наблюдать, как на соревнованиях спортсмены, быстро взобравшись на верхнюю точку этапа, долго не могут начать движение на следующем техническом задании, в результате - длительное зависание и потеря времени. Основная проблема у начинающих спортсменов - отсутствие четкого алгоритма действия. Для решения данной проблемы необходимо оснастить юного спортсмена основными техническими элементами, которые он сможет выполнять и на соревнованиях. Отработка проводилась сначала на маленькой высоте, затем - с зависанием на более высоких точках.

Для развития скорости спортсмен выполнял упражнение, стоя на полу и имитируя необходимые движения. В данном случае турист не теряет силы на зависание и удержание, он полностью сконцентрирован на правильной технике перестежки.

Для развития силы участники неоднократно выполняли: заброс ног с вертикального подъема на перила крутонаклонной навесной переправы и пристёжка к ней; переход с одной периллы на другую, зависание с выполнением определённых заданий.

Для развития выносливости выполняли работу с зависанием на руках, локтях на веревочных перилах и гимнастической перекладине.

Для определения эффективности разработанной методики в начале и в конце исследования были проведены контрольные испытания в форме соревнований. Соревнования проводились в дисциплине дистанция-пешеходная и заключались в преодолении участником нескольких дистанции разной степени сложности (I-III класс).

Для определения показателей специальной выносливости использовались задания, которые включали основные двигательные действия при прохождении технических этапов дистанции I-III класса сложности. Показателем выносливости служил средний результат, показанный в трёх попытках со строго дозированными

интервалами отдыха. Указанные тесты или близкие к ним подробно изложены в литературе и использовались другими авторами для оценки различных видов выносливости [5].

В ходе испытаний было установлено следующее. Время преодоления отдельных заданий, а также всей дистанции в целом стало улучшаться как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Однако если в начале исследования индивидуальные показатели спортсменов высокого уровня в экспериментальной группе составили 14%, а в контрольной группе - 21%, то в конце эксперимента показатели высокого уровня специальной выносливости были выше у спортсменов в экспериментальной группе. В частности, в этой группе выявлен 71% (10 из 14) спортсменов с высоким уровнем на заданиях «Вертикальный подъем», «Крутонаклонная навесная переправа» и ни одного - с низким уровнем. А в контрольной группе - 57% (8 человек) с высоким уровнем и 14% (2 человека) с низким уровнем специальной выносливости.

Таким образом, используя данную методику, можно с успехом решать задачи повышения индивидуальной скорости начинающих спортсменов по преодолению короткой пешеходной дистанции в закрытых помещениях за счет применяемых упражнений, направленных на развитие специальной выносливости.

Примечания

1. Кодыш Э. Н. Соревнования туристов: Пешеходный туризм. М. : Физкультура и спорт, 1990. 175 с.

2. Кодыш Э. Н. Указ. соч.; Константинов Ю. С. Туристские слеты и соревнования учащихся : учеб.-метод. пособие. М. : ЦДЮТиК МО РФ, 2000. 228 с.; Махов И. И. Программно-методическое обеспечение занятий по туристскому многоборью с детьми 12-15 лет : дис ... канд. пед. наук. Белгород, 2007. 173 с.

3. Кодыш Э. Н. Указ. соч.; Константинов Ю. С. Указ. соч.

4. Махов В. И. Методика развития специальной выносливости туристов-многоборцев на этапе углубленной специализации : дис ... канд. пед. наук. Белгород, 2011. 192 с.; Смирнов Д. В. Мониторинг предпочтений абитуриентов и студентов вузов туристского профиля в выборе видов активного туризма // Теория и практика физической культуры. 2002. № 11. С. 53.

5. Махов И. И. Программно-методическое обеспечение занятий по туристскому многоборью с детьми 12-15 лет; Махов В. И. Методика развития специальной выносливости туристов-многоборцев на этапе углубленной специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.