Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ / ЛИЧНОСТНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЛИЧНОСТНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МЕДИЙНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванушкина Н.В.

Введение. В статье обоснована актуальность пересмотра научных подходов к профессиональной подготовке студентов вуза в связи с цифровой трансформацией образования. Цель статьи - обосновать и раскрыть авторский научный подход к профессиональной подготовке студентов вуза, а также педагогическую модель реализации медийно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов в образовательном пространстве вуза в условиях цифровой трансформации образования. Материалы и методы. Основными методами исследования являются анализ научной литературы, в которой изложены научные подходы к подготовке будущих специалистов в условиях цифровизации образовательной парадигмы; анкетирование, критериально-ориентированное тестирование, методы математической обработки результатов. Результаты. Обоснован и раскрыт новый аспект проблемного поля, связанный с профессиональной подготовкой обучающихся в условиях цифровой трансформации образования, разработана педагогическая модель реализации медийно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов в условиях цифрового образовательного пространства современного вуза; автором отмечена возможность научного прогнозирования и исследования условий, оказывающих в наибольшей степени влияние на готовность студентов к будущей профессиональной деятельности. Обсуждение. Подчеркивается, что для профессиональной подготовки студентов новой формации уже недостаточно просто овладение информационными коммуникационными технологиями: требуется создание условий, которые оказывают в наибольшей степени влияние на готовность обучающихся к профессиональной деятельности. В качестве таких требований представляются педагогические условия, связанные, во-первых, с созданием психологически комфортной образовательной среды. Во-вторых, с созданием благоприятной атмосферы, направленной на исследовательскую деятельность обучающихся, на творческую и продуктивную работу в микрогруппах. В-третьих, практической возможностью реализации тех знаний, практических умений, компетенций, которые формируются у студентов в ходе освоения учебного интегрированного курса, изучаемого обучающимися в рамках основной профессиональной образовательной программы. Заключение. Делается вывод о том, что возникшее противоречие между возрастающей потребностью общества в специалистах, способных реализовать свою профессиональную деятельность в цифровом обществе, и несовершенством процесса их подготовки в условиях цифровой трансформации образования, повлекли за собой необходимость пересмотра научных подходов к организации образовательного пространства вуза. Подчеркивается, что инновационный подход, представленный в статье, открывает перспективы моделирования разнообразных процессов обучения. Отмечается, что это способствует выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, прогнозированию и управлению работой с обучающимися. Открываются перспективы математического моделирования образовательных процессов, с учетом влияния внешних и внутренних факторов, оказывающих воздействие на мотивацию и познавательную активность студентов вуза. Основные положения: - определены особенности реализации научных подходов к обучению студентов и их несоответствие современным условиям, в которых обучаются будущие специалисты, способные реализовать свою профессиональную деятельность в цифровом обществе; - представлен медийно-ориентированный подход к профессиональной подготовке студентов в условиях цифрового образовательного пространства современного вуза; - разработана педагогическая модель реализации медийно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов в условиях цифрового образовательного пространства современного вуза; - получены и представлены некоторые результаты (общая обученность респондентов, качество знаний, коэффициент их усвоения), демонстрирующие эффективность усвоения знаний и практических умений в ходе внедрения педагогической модели реализации медийно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов в условиях цифрового образовательного пространства современного вуза.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иванушкина Н.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE PROFESSIONAL TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE TRANSFORMATION OF EDUCATION

Introduction. The article substantiates the relevance of revising scientific approaches to the professional training of university students in connection with the digital transformation of education. The purpose of the article is to substantiate and reveal the author's scientific approach to the professional training of university students, as well as the pedagogical model for implementing a media-oriented approach to the professional training of future specialists in the educational space of the university in the context of the digital transformation of education. Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature, which outlines scientific approaches to the training of future specialists in the context of digitalization of the educational paradigm; questioning, criterion-oriented testing, methods of mathematical processing of results. Results. A new aspect of the problem field related to the professional training of students in the digital transformation of education has been substantiated and disclosed, a pedagogical model for implementing a media-oriented approach to the professional training of students in the digital educational space of a modern university has been developed; the author noted the possibility of scientific forecasting and research of the conditions that have the greatest impact on the readiness of students for future professional activities. Discussion . It is emphasized that for the professional training of students of a new formation, it is no longer enough just to master information and communication technologies: it is necessary to create conditions that have the greatest impact on the readiness of students for professional activities. Pedagogical conditions are presented as such requirements, connected, firstly, with the creation of a psychologically comfortable educational environment. Secondly, with the creation of a favorable atmosphere aimed at the research activities of students, creative and productive work in microgroups. Thirdly, the practical possibility of implementing the knowledge, practical skills, competencies that are formed in students in the course of mastering the educational integrated course studied by students as part of the main professional educational program. Conclusion. It is concluded that the contradiction that has arisen between the growing need of society for specialists capable of realizing their professional activities in a digital society, and the imperfection of the process of their preparation in the context of the digital transformation of education, has led to the need to revise scientific approaches to the organization of educational space. university. It is emphasized that the innovative approach presented in the article opens up the prospects for modeling various learning processes. It is noted that this contributes to building individual educational trajectories, forecasting and managing work with students. The prospects of mathematical modeling of educational processes are opened, taking into account the influence of external and internal factors that affect the motivation and cognitive activity of university students. Highlights: The features of the implementation of scientific approaches to teaching students and their inconsistency with modern conditions, in which future specialists are trained and who are able to realize their professional activities in a digital society, are determined; A media-oriented approach to the professional training of students in the digital educational space of a modern university is presented. A pedagogical model for the implementation of a media-oriented approach to the professional training of students in the digital educational space of a modern university has been developed; Some results were obtained and presented (general level of education of respondents, quality of knowledge, coefficient of their assimilation), demonstrating the effectiveness of assimilation of knowledge and practical skills in the course of introducing a pedagogical model for implementing a media-oriented approach to the professional training of students in the digital educational space of a modern university.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

Научная статья УДК 378.147 ББК 74.48

DOI 10.25588/CSPU.2022.171.5.007

Н. В. Иванушкина

ORCID № 0000-0002-9332-6477 Доцент, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, г. Самара, Российская Федерация.

E-mail: inw38641@mail.ru

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ ВУЗА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация

Введение. В статье обоснована актуальность пересмотра научных подходов к профессиональной подготовке студентов вуза в связи с цифровой трансформацией образования. Цель статьи — обосновать и раскрыть авторский научный подход к профессиональной подготовке студентов вуза, а также педагогическую модель реализации медийно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов в образовательном пространстве вуза в условиях цифровой трансформации образования. Материалы и методы. Основными методами исследова-§ ния являются анализ научной литературы, в которой изложены научные подходы к подготовке будущих специалистов в условиях

£

а

^ цифровизации образовательной парадигмы; анкетирование, крите-

^ риально-ориентированное тестирование, методы математической

© Иванушкина Н. В., 2022

обработки результатов.

Результаты. Обоснован и раскрыт новый аспект проблемного поля, связанный с профессиональной подготовкой обучающихся в условиях цифровой трансформации образования, разработана педагогическая модель реализации медийно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов в условиях цифрового образовательного пространства современного вуза; ав-

Ч ^

ж сг л а о

тором отмечена возможность научного прогнозирования и иссле- о

о о*

дования условий, оказывающих в наибольшей степени влияние на готовность студентов к будущей профессиональной деятельности.

Обсуждение. Подчеркивается, что для профессиональной подготовки студентов новой формации уже недостаточно просто овладение информационными коммуникационными технологиями: требуется создание условий, которые оказывают в наибольшей степени влияние на готовность обучающихся к профессиональной деятельности. В качестве таких требований представля-

3

о ^

е с с и о н

ьь

о* н

о Й а о о

г о

3 о

№ е

ются педаго-гические условия, связанные, во-первых, с созда- Уе

л н

3 о

л

'-д

а л У

л о

№ и

нием психологически ком-фортной образовательной среды. Во-вторых, с созданием благоприятной атмосферы, направленной на исследовательскую деятельность обучающихся, на творческую и продуктивную работу в микрогруппах. В-третьих, практической возможностью реализации тех знаний, практических умений,

а

компетенций, которые формируются у студентов в ходе освоения С

о

учебного интегрированного курса, изучаемого обучающимися в ^ „ „ „ й

рамках основной профессиональной образовательной программы. ии

Заключение. Делается вывод о том, что возникшее проти- а

воречие между возрастающей потребностью общества в специа- § листах, способных реализовать свою профессиональную деятель- |

ность в цифровом обществе, и несовершенством процесса их подготовки в условиях цифровой трансформации образования, повлекли за собой необходимость пересмотра научных подходов к организации образовательного пространства вуза. Подчеркивается, что инновационный подход, представленный в статье, открывает перспективы моделирования разнообразных процессов обучения. Отмечается, что это способствует выстраиванию индивидуальных образовательных траекторий, прогнозированию и управлению работой с обучающимися. Открываются перспективы математического моделирования образовательных процессов, с учетом влияния внешних и внутренних факторов, оказывающих воздействие на мотивацию и познавательную активность студентов вуза.

Ключевые слова: цифровое общество; информатизация; цифровая трансформация образования; информационные коммуникационные технологии; научные подходы; личностно-деятель-ностный подход; личностно ориентированный подход; компетент-ностный подход; медийно-ориентированный подход; профессиональная подготовка студентов.

Основные положения:

- определены особенности реализации научных подходов к обучению студентов и их несоответствие современным условиям, в которых обучаются будущие специалисты, способные реализовать свою профессиональную деятельность в цифровом обществе;

а

| - представлен медийно-ориентированный подход к про-

з

^ фессиональной подготовке студентов в условиях цифрового обра-

I

^ зовательного пространства современного вуза;

сц

^ - разработана педагогическая модель реализации медийно-

ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов в условиях цифрового образовательного пространства современного вуза;

- получены и представлены некоторые результаты (общая обученность респондентов, качество знаний, коэффициент их усвоения), демонстрирующие эффективность усвоения знаний и практических умений в ходе внедрения педагогической модели реализации медийно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов в условиях цифрового образовательного пространства современного вуза.

1 Введение (Introduction)

В современных условиях цифровое общество предъявляет многоас-пектные требования к будущим специалистам. В связи с

О

этим анализ исследований (А. Байлеписова, М. Н. Булаева, И. С. Вин- г

о S о №

8

никова, Е. А. Кузнецова, А. В. Лапшова, М. Е. Старыгина, М. Н. Ура-кова и др.) научных подходов к профессиональной подготовке

Ю. В. Маркелова), условия энтропии накладывают новые требования к традиционным, ставшим классическими, формам образования, отмечая снижение их продуктивности и эффективности [1, 221-237]. Это связано с информатизацией всех сфер общественной жизни, активным использованием информационных коммуникационных технологий, с инженерией глобальных инфраструктур, с

Ч

л ж £ л ж о

х о

д

о-

р о

Ф е с с

и о

ж §

о* ж

о Й

V

студентов вуза показал их широкий спектр и востребованность. ^ Остается острой и актуальной проблема качества преподавания гуманитарных дисциплин в условиях смешенного формата обуче-

ж

S о

л а

" л

ния. Как отмечают исследователи (О. Н. Олейникова, Ю. Н. Редина, с

о

№ U

So х

р

а ж

с Ф

а

а

и

и о

а

созданием современной социальной реальности, в основу кото- а

ж

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и So

рой положена взаимодетерминация онлайн и офлайн контекстов.

Такая многогранная трансформация «базовых характеристик со-циоэкономической жизни», с точки зрения Н. В. Кузнецовой, М. Габ-диева, И. П. Шишковской, служит основанием для реконфигурации содержания профессиональной подготовки студентов высшей школы в условиях цифровой трансформации образования [2, 202-205]

Как отмечают С. В. Иванова и О. Б. Иванов, «в общественно-цифровом пространстве и в образовании как его части назрела революционная ситуация». Ученые констатируют невозможность совместного существования образования в «старом консервативном формате» и новых требований реалий общества цифровых технологий [3, 6-27].

2 Материалы и методы (Materials and methods) Переходя к анализу научных подходов к профессиональной подготовке студентов вуза в условиях цифровой трансформации образования, необходимо отметить, что современная система высшего образования, имеющая богатый опыт реализации лич-ностно-деятельностного, личностно ориентированного, компе-тентностного и других подходов к обучению студентов вуза, претерпевая цифровую трансформацию, остро нуждается в научных исследованиях, связанных с изучением новых подходов к исследуемой проблеме.

Анализ научной литературы позволил выявить особенности реализа-ции перечисленных подходов в концепции высшей | школы. Так, например, специфика личностно-деятельностного ^ подхода в рамках учебно-воспитательного процесса, как отмечает

^ ряд исследователей (А. В. Лапшова, М. Н. Булаева, М. Н. Уракова),

сц

^ проявляется в создании социально-воспитательных условий для

становления личности студента как субъекта своей жизнедеятельности и будущего специалиста с учетом ценностных ориентиров и жизненного опыта. Организация образовательного процесса и педагогического взаимодействия в рамках данного подхода носит коллективный характер, придерживаясь принципа коллективной коммуникативности обучения. Этот принцип, с точки зрения А. В. Лапшовой, М. Н. Булаевой, М. Н. Ураковой, позволяет ак-

Ч

л ж сг л ж о

тивизировать потенциальные возможности личности, т. е. «инди- 8

о о*

видуализировать обучение через групповые формы» [4, 214-216].

Вопрос реализации личностно ориентированного подхода в подготовке будущих профессионалов, отмечают И. С. Винни-кова, Е. А Кузнецова, М. Е Старыгина, актуализирует применение как традиционных, так и инновационных образовательных технологий в организации учебного процесса в условиях цифровой трансформации образования. Специфика такого подхода заключается в создании условий для развития обучающихся, для воз-

контакта между студентами, выстраивания межличностных отношений, а также их самопознание и самореализация, то есть все то,

Что касается компетентностного подхода, то его особенность реализации в концепции высшей школы, с точки зрения А. Байле-писовой, заключается в направлении вектора в сторону взаимо-

ляемых к выпускникам, повышения их уровня конкурентоспособности на рынке труда, на свободное владение зна-ниями и сформированными умениями в профессиональной деятельности, а также с ориентированности студентов на смежные сферы, их го-

р

о Ф л о о ж о

ж §

о* ж

о

Й ж

о

о

г о

о

№ л

можности помочь друг другу, для налаживания эмоционального Л

л ж

о

л

'-д

а

что входит в понятие «целостная личность» [5, 76-78]. о

Р

а ж

о

о

действия вуза и работодателей, на усиление требований, предъяв- ^

а й ж

ж о

а

8 о

№ а

ж ж

¡0

товности к непрерывному профессиональному росту, социальной, а также профессиональной мобильности [6, 23-25].

Однако, за последнее время в образовании, в целом, и в образовательном процессе в вузе, в частности, произошли кардинальные изменения, связанные с вынужденным переходом на дистанционную форму обучения. Как отмечает И. О. Котлярова, подобный толчок цифровизации поставил во главу угла вопрос, связанный с формированием цифровой грамотности, цифровой компетентности как обучающихся, так и профессорско-педагоги-ческого состава высшей школы. Возникла необходимость в разработке, реализации и освоении электронной образовательной среды вуза, в переходе на гибридную форму обучения и т. д. [7, 621]. В связи с этим понятийный аппарат, характеризующий цифровую трансформацию образования, в его традиционной трактовке не в состоянии описать данные изменения, происходящие в образовании. Поэтому возникает необходимость в разработке ин-новацион-ного подхода к профессиональной подготовке будущих специалистов, способных управлять информационными потоками, участвовать в процессах цифровой трансформации в разных сферах информационного общества.

Цифровая трансформация образования способствует его диверсификации, формируя новую образовательную парадигму. В связи с этим становится актуальной проблема реализации ме-дийно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке ни студентов вуза, осуществляющих свою профессиональную дея-ну тельность в современном информационном пространстве, что ори-

^ ентирует высшую школу не только на формирование компетенций,

сц

135 сущность которых представлена в Федеральном государственном

образовательном стандарте высшего образования, в профессиональном стандарте, но и на образование надпредметных универсальных знаний и умений, которые необходимы будущим специалистам, способным реализовать свою профессиональную деятельность в цифровом обществе. В связи с этим, повышается объективная необходимость в использовании потенциала вуза с опорой на цифровизацию образовательной парадигмы. В качестве такого

Ч ^

ж сг л а о

инструмента в нашем исследовании представлен интегрирован- о

о о*

ный курс «Психология и педагогика», который с нашей точки зрения, является наиболее перспективным в этом направлении. Педагогические условия, «созданные на базе синтеза классических форм преподавания, компьютерных технологий, онлайн и офлайн интеракций, внеурочной деятельности, способствуют подготовки специалистов, обладающих лидерскими качествами, трудолюбием, творческим отношением к делу, стремящихся к непрерывному саморазвитию и самообразованию. Такое единство форм, методов и средств обучения благоприятствуют формированию психолого- №№ педагогической компетентности студентов высшей школы, что способствует формированию универсальных компетенций обучающихся, осваивающих этот учебный курс» [8, 96-99].

В чем же сущность медийно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов вуза в условиях цифро-

И

вой трансформации образования? Для раскрытия идеи этого воп- С

о

роса, сначала сформулируем цель подхода. Его вектор направлен ^

а

на выявление нового аспекта проблемного поля, связанного с про- к фессиональной подготовкой обучающихся в условиях цифровой 3 трансформации образования, способствующего активизации | возможностей цифрового обучения, модернизируя весь процесс I

3

о

№ о о

о

ж §

О*

ж о Й а о о

г о

о

№ №

получения знаний, практических умений и формирования компетенций. Более того, подход направлен на реализацию научного прогнозирования и исследования условий, оказывающих в наибольшей степени влияние на готовность студентов к профессиональной деятельности, а также моделирования медийно-ори-ентированной деятельности в широком спектре учебных и профессиональных ситуаций.

Медийно-ориентированный подход реализуется в информационном образовательном пространстве вуза как в пространстве с информационной инфраструктурой, с трансграничными информационно-коммуникационными сетями и распределенными в них информационными ресурсами как запасом знаний, как средствами профессиональной подготовки будущих специалистов «общества глобальной компетентности». Он базируется на следующих принципах: персонализации учебной деятельности, мультимедийности, сотрудничества и взаимодействия, непрерывности, а также принцип, обоснование которого представлено в исследованиях С. Л. Рубинштейна, единства эмоционального и интеллектуального в развитии личности [9, 141]. 3 Результаты (Results)

В соответствии с медийно-ориентированным подходом разработана педагогическая модель реализации профессиональной подготовки студентов вуза, сформулированы ее цель, задачи, определена специфика содержания и деятельности, возможности | реализации медийно-ориентированной образовательной техноло-

^ гии, критериальный и диагностический аппарат исследуемо-го

^ процесса, используемый для оценки его результативности. Все

сц

¡15 это нашло свое отражение в рисунке 1.

Рисунок 1 — Педагогическая модель реализации медийно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов вуза в образовательном пространстве вуза в условиях цифровой трансформации образования Figure 1 — Pedagogical model for the implementation of a media-oriented approach to the professional training of university students in the educational space of the university in the context of digital transformation of education

В качестве базы исследования выбран Самарский университет. Выборка составила 644 студента. В ходе реализации педагогической модели были получены результаты общей обученно-сти респондентов, качества знаний, ко-эффициента их усвоения.

Сравнение результатов по показателю уровня обученности показало, что на констатирующем этапе эксперимента количество студентов в соответствии с этим критерием составило 46 %. Используя педагогическую модель реализации медийно-ориентиро-ванного подхода к профессиональной подготовке студентов в образовательном пространстве вуза, на формирующем этапе исследования, их число повысилось на 24 %, что соответствовало 70 %.

Следующим индексом результативности организованной работы по исследуемой проблеме являлся расчет показателя качества знаний, усвоенных студентами. На констатирующем этапе исследования он составил 37,5%. В ходе формирующего этапа эксперимента респонденты продемонстрировали повышение оценки качества знаний на 38,23 % выше первоначального результата, что составило 75,73 % от общего показателя.

Если исходить из положения, представленного Ю. С. Исаевым, Н. Ф. Неделько, о том, что качество знаний представляет собой не что иное, как надежность системы управления знаниями, следовательно, можно утверждать и об изменении успеваемости респондентов [10, 136-139]. Если на констатирующем этапе исследования первоначальный показатель составлял 64,42 %, то при по-

жи вторной оценке уровня знаний респондентов он превысила 30 % 5Ж и зафиксировался на уровне 95,15 %. При этом коэффициент усво-

^ ения, представленный как отношение количества баллов, набран-

сц

^ ных студентами к общему количеству участников исследования,

на констатирующем этапе эксперимента составил 0,65, что соответствует не завершенности обучения (К < 0,7). На формирующем этапе исследования в условиях реализации медийно-ориентиро-ванного подхода к профессиональной подготовке студентов в образовательном пространстве вуза расчет коэффициента усвоения знаний оказался равный 0,82, что говорит о завершенности процесса обучения (К > 0,7).

4

ж

s № ж о

При выполнении критериально-ориентированных заданий о

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

на констатирующем этапе исследования средний балл усвоенных к знаний респондентами соответствовал 3,2. На завершающем этапе реализации педагогической модели в условиях медийно-ориентированного подхода к профессиональной подготовке студентов в образовательном пространстве вуза обучающиеся, принимавшие участие как в традиционных учебных формах взаимодействия с преподавателем и с другими студентами университета, так и во внеучебных с использованием ресурсов медийной образовательной платформы, волонтерской и олимпиадной деятельно- ^ сти, продемонстрировали средний балл усвоенных знаний и практических умений (4,6).

4 Обсуждение (Discussion) С

Анализ научной литературы и результатов исследования показал возрастающую потребность общества в специалистах,

И

способных реализовать свою профессиональную деятельность в С

о

цифровом обществе. Для их профессиональной подготовки уже ^

а

недостаточно просто овладение инфор-мационными коммуника- g

ционными технологиями: требуется создание условий, которые ^

5

оказывают в наибольшей степени влияние на готовность студентов §

g

к профессиональной деятельности. В качестве них могут выступать I

о ^

л о

о g

о

ж §

о* ж

о Kl ж о о

г о

такие условия, как создание психологически комфортной образовательной среды, направленной на формирование самостоятельности, автономности личности в принятии решений, в потребности к саморазвитию и самореализации, к толерантному отношению к состоянию неопределенности, к мотивационной потребности и готовности к самоизменению, то есть освоение и использование принципов медиаобразования в процессе подготовке будущих специалистов, способных реализовать свою профессиональную деятельность в цифровом обществе. В этом случае перечисленные принципы медиапедагогики, входящие в реализацию педагогического условия, и их результаты могут выступать в качестве показателей сформированности инновационной личности в условиях цифровой трансформации образования. Второе педагогическое условие может быть связано с созданием благоприятной атмосферы, направленной на исследовательскую деятельность обучающихся, на творческую и продуктивную работу в микрогруппах, смещая акцент организации образовательного процесса в сторону социального обучения. Следующее педагогическое условие указывает на связь с первым, транслируя практическую возможность реализации тех знаний, практических умений, компетенций, которые формируются у студентов в ходе освоения интегрированного курса «Психология и педагогика» через участие их в исследовательской, проектной, волонтерской, олимпиадной деятельности, принимая результаты такого взаимодействия как их ценностные

а

жи ориентиры. В этом случае представленная нами педагогическая

3

жу модель реализации медийно-ориентированного подхода к прова

155 фессиональной подготовке студентов будет выступать в качестве

сц

^ универсального инструмента коммуникации и позволит решить

широкий круг задач в области педагогики и психологии.

5 Заключение (Conclusion)

Анализ научной литературы и опыта работы показал, что возрастающая потребность общества в специалистах, способных реализовать свою профессиональную деятельность в цифровом обществе и несовершенство процесса подготовки специалистов в условиях цифровой трансформации образования, повлекли за со-

^

ж сг л ж о

бой необходимость пересмотра научных подходов к организации О

о

образовательного процесса в вузе. Так, тенденции изменения ^ рынка труда повлияли на актуализацию специальностей и направ- о

л о о ж о

ж §

о* ж

о

Й ж

о

о

^

о

лений подготовки студентов, на формирование образовательных программ на основе гибких образовательных траекторий, на развитие концепции непрерывного образования, на внедрение в образовательную среду систем искусственного интеллекта и др. В этой связи возникла необходимость пересмотра и научных подходов к исследуемой проблеме с учетом современных тенденций цифровой трансформации образования, которые нашли свое от- 11 ражение в медийно-ориентированном подходе к профессиональной подготовке студентов вуза.

Исследование продемонстрировало, что представленный О нами научный подход открывает перспективы и математического моделирования разнообразных процессов обучения. Выстраивая

И

индивидуальные образовательные траектории, учитывающие О

о

влияние как внешних, так и внутренних стимулов и мотивов обу- ^

а

чающихся, преподаватель оказывается способен прогнозиро-вать Ж

работу студента и, тем самым, управлять ею. ^

8

Исследование показало широкий спектр возможностей та- §

ж

кого научного подхода, открывая перспективы моделирования |

разнообразных процессов обучения. Доминирующим образовательным ресурсом оказался не объем знаний, их энциклопедич-ность, незыблемость, фундаментальность, а постоянное желание, сформированная мотивация в их пополнении, готовность передавать их, организуя медийно-образовательные коммуникации, выходя далеко за пределы области своей будущей профессиональной деятельности. В связи с этим, создавая открытую, доступную, конкурентоспособную, основанную на индивидуализации образования, унифицированности и прозрачности образовательных процессов и использовании цифровых технологий образовательную среду, позволило изменить отношение обучающихся к знаниям, умениям, компетенциям, которые они продемонстрировали в ходе освоения интегрированного курса «Психология и педагогика», положенного в основу педагогической модели реализации медийно-ориентированный подход к профессиональной подготовки студентов в условиях образовательного пространства вуза.

Библиографический список

1. Олейникова О. Н., Редина Ю. Н., Маркелова Ю. В. Мегатренды развития профессионального образования и обучения // Вестник Тверского государственного университета. 2019. № 1 (46). С. 221-237. ( Педагогика и психология). DOI 10.24411/2307-4264-2019-10315.

2. Кузнецова Н. В., Габдиев М., Шишковская И. П. Специфика профессиональной подготовки студентов вуза в условиях информационного общества // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 752. С. 202-205.

§ 3. Иванова С. В., Иванов О. Б. Системные трансформации в сфере об-

ки

§ разования в условиях внедрения цифровых технологий // Ценности и смыслы.

§ 2020. № 5. С. 6-27. Б01 10.24411/2071-6427-2020-10042.

¡1

^ 4. Лапшова А. В., Булаева М. Н., Уракова М. Н. Личностно-деятель-

^ ностный подход к профессиональной подготовке студентов вуза // Проблемы

современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 214-216.

5. Винникова И. С., Кузнецова Е. А., Старыгина М. Е. Некоторые особенности реализации личностно-ориентрованного подхода при изучении финансовой грамотности студен-тами вуза // Проблемы современного педагогического образования. 2021. № 70-4. С. 76-78.

6. Байлеписова А. Конпетентностный подход к образованию // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2022. № 86. С. 23-25.

7. Котлярова И. О. Цифровая трансформация образования как инновация // Вестник ЮУрГУ. 2022. Т. 14, № 1. С. 6-21. (Образование. Педагогические науки). DOI 10.14529/ped220101.

8. Иванушкина Н. В. Средства формирования психолого-педагогической компетентности студентов высшей школы // Проблемы современного педагогического образования. 2019. № 62-2. С. 96-99. DOI 10.37313/2413-96452021-23-76-18-22.

л

9. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание: о месте психического во все- ^ общей взаимосвязи явлений материального мира. М : Изд-во АН СССР. 1957. - 141 с.

10. Неделько Н. Ф. Некоторые психолого-педагогические аспекты оценивания качества усвоения знаний студентов на кафедре судебной меди-

TRAINING OF UNIVERSITY STUDENTS IN THE TRANSFORMATION OF EDUCATION

Abstract

С

D a

ID

о

3

a

о ^

л s

is

D 3

n a

a

цины // Сибирский медицинский журнал. 2015. № 4. С. 136-139. g

О

N. V. Ivanushkina a*

I'

1ORCID No. 0000-0002-9332-6477 3

Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, UU

Head of the Department of Pedagogy, Samara National Research j

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

University named after Academician S.P. Queen, Samara, Russia. E-mail: inw38641@mail.ru

SCIENTIFIC APPROACHES TO THE PROFESSIONAL j

r

a-

e

o n

u

Introduction. The article substantiates the relevance of re- a

a

vising scientific approaches to the professional training of univer- n

sity students in connection with the digital trans-formation of education. The purpose of the article is to substantiate and reveal the author's scientific approach to the professional training of university stu-dents, as well as the pedagogical model for implementing a media-oriented ap-proach to the professional training of future specialists in the educational space of the university in the context of the digital transformation of education.

Materials and methods. The main research methods are the analysis of scientific literature, which outlines scientific approaches to the training of future specialists in the context of digitali-zation of the educational paradigm; questioning, criterion-oriented testing, meth-ods of mathematical processing of results.

Results. A new aspect of the problem field related to the professional training of students in the digital transformation of education has been substantiated and disclosed, a pedagogical model for implementing a media-oriented approach to the profes-sional training of students in the digital educational space of a modern university has been developed; the author noted the possibility of scientific forecasting and research of the conditions that have the greatest impact on the readiness of students for future professional activities.

Discussion. It is emphasized that for the professional training of students of a new formation, it is no longer enough J just to master information and communication technolo-gies: it

s is necessary to create conditions that have the greatest impact on

53

^ the read-iness of students for professional activities. Pedagogical

^ conditions are presented as such requirements, connected, firstly,

with the creation of a psychologically comfortable educational environment. Secondly, with the creation of a favorable atmosphere aimed at the research activities of students, creative and productive work in microgroups. Thirdly, the practical possibility of implementing the knowledge, practical skills, competencies that are formed in students in the course of mastering the educational integrated course studied by students as part of the main professional educational program.

Media-oriented approach; Professional training of students.

c

s

es

Conclusion. It is concluded that the contradiction that has p

arisen between the growing need of society for specialists capable of realizing their professional activities in a digital society, and the imperfection of the process of their preparation in the context of the digital transformation of education, has led to the need to revise scientific ap-proaches to the organization of edu- § cational space. university. It is emphasized that the innovative

ata ?

t

s

R>

approach presented in the article opens up the prospects for mod- js

eling various learning processes. It is noted that this contributes t to building individual educational trajectories, forecasting and managing work with students. The prospects of mathematical t modeling of educational processes are opened, taking into ac- e count the influence of external and internal factors that affect the motivation and cognitive activity of university students. e

Keywords: Digital society; Informatization; Digital transformation of education; Information communication technologies; Scientific approaches; Personality-activity ap-proach;

t

s

s^

3

0 s

Personality-oriented approach; Competence-based approach; a

c

c a

1

S' s

Highlights:

The features of the implementation of scientific approaches to teaching stu-dents and their inconsistency with modern conditions, in which future specialists are trained and who are able to realize their professional activities in a digital so-ciety, are determined;

A media-oriented approach to the professional training of students in the digital educational space of a modern university is presented.

A pedagogical model for the implementation of a media-oriented approach to the professional training of students in the digital educational space of a mod-ern university has been developed;

Some results were obtained and presented (general level of education of re-spondents, quality of knowledge, coefficient of their assimilation), demonstrating the effectiveness of assimilation of knowledge and practical skills in the course of introducing a pedagogical model for implementing a media-oriented approach to the professional training of students in the digital educational space of a modern university.

References

1. Oleynikova O.N., Redina Yu.N. & Markelova Yu.V. (2019), Megatrendy razvitiyaprofessional'nogo obrazovaniya i obucheniya [Megatrends in the development of vocational education and training], Vestnik Tverskogo q gosudarstvennogo universiteta., "Seriya. Pedagogika i psikhologiya", 1 ig (46). 221-237. DOI 10.24411/2307-4264-2019-10315. (In Russian). I 2. Kuznetsova N.V., Gabdiyev M. & Shishkovskaya I.P. (2022),

^ Spetsifika professional'noy podgotovki studentov vuza v usloviyakh infor-^ matsionnogo obshchestva [The specifics of professional training of univer-

sity students in the conditions of the information society], Problemy sov-remennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 75-2, 202-205. (In Russian).

3. Ivanova S.V. & Ivanov O.B. (2020), Sistemnyye transformatsii v sfere obrazovaniya v usloviyakh vnedreniya tsifrovykh tekhnologiy [System transformations in the field of education in the context of the introduction of digital technologies], Tsennosti i smysly, 5, 6-27. DOI 10.24411/20716427-2020-10042. (In Russian).

4. Lapshova A.V., Bulayeva M.N. & Urakova M.N. (2021), Lich- &

s

nostno-deyatel'nostnyy podkhod k professional'noy podgotovke studentov i

o

vuza [Personal-activity approach to professional training of university stu- p

r

dents], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 70-4, 3 214-216. (In Russian). &

0

5. Vinnikova I.S., Kuznetsova Ye.A., Starygina M.Ye. (2021), o Nekotoryye osobennosti realizatsii lichnostno-oriyentrovannogopodkhoda o

r

pri izuchenii finansovoy gramotnosti studentami vuza [Some features of the f

implementation of a personality-oriented approach in the study of financial o.

n

literacy by university students], Problemy sovremennogo pedagog- l

r

icheskogo obrazovaniya, 70-4, 76-78. (In Russian). g

1

6. Baylepisova A. (2022), Konpetentnostnyy podkhod k obra- gg zovaniyu [Competence approach to education], Norwegian Journal of De- O velopment of the International Science, 86, 23-25. (In Russian).

7. Kotlyarova I.O. (2022), Tsifrovaya transformatsiya obra-

zovaniya kak innovatsiya [Digital transformation of education as an inno- St

d

vation], Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta, "Ser- jn iya. Obrazovaniye. Pedagogicheskiye nauki", 14, 1, 6-21. DOI 10.14529/ped22010. (In Russian). ¡e

8. Ivanushkina N.V. (2019), Sredstva formirovaniya psikhologo-

s

pedagogicheskoy kompetentnosti studentov vysshey shkoly [Means of for- o mation of psychological and pedagogical competence of students of higher education], Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya, 622, 96-99. DOI 10.37313/2413-9645-2021-23-76-18-22. (In Russian). ^

u

9. Rubinshteyn S.L. (1957), Bytiye i soznaniye: o meste | psikhicheskogo vo vseobshchey vzaimosvyazi yavleniy material'nogo mira o

o

n f

[Being and consciousness: about the place of the mental in the universal interconnection of the phenomena of the material world], Moscow, 141 p. (In Russian).

10. Nedel'ko N.F. (2015), Nekotoryye psikhologo-pedagogicheskiye aspekty otsenivaniya kachestva usvoyeniya znaniy studentov na kafedre sudebnoy meditsiny [Some psychological and pedagogical aspects of assessing the quality of assimilation of students' knowledge at the Department of Forensic Medicine], Sibirskiy meditsinskiy zhurnal, 4, 136-139. (In Russian).

Статья поступила в редакцию 09.10.2022; одобрена после рецензирования 11.10.2022; принята к публикации 12.10.2022.

The article was submitted 09.10.2022; approved after reviewing 11.10.2022; accepted for publication 12.10.2022.

a «

s к

a

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.