УДК 378.4
Влияние цифровой дидактики на субъектно-ориентированный подход в образовательной деятельности студентов вузов
The influence of digital didactics on the subject-oriented approach in the educational activities of university students
Чопик О.А., Федеральное казенное образовательное учреждение высшего образования
«Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний», milinisoa@mail.ru
Chopik O., Federal State Educational Institution of Higher Education «Kuzbass Institute of the
Federal Penitentiary Service», milinisoa@mail.ru
DOI: 10.51379/KPJ.2022.153.3.010
Ключевые слова: цифровая дидактика, субъектно-ориентированный подход в образовательной деятельности студентов, закономерности субъектно-ориентированного подхода, закономерности развития цифрового образовательного процесса, субъектная позиция студента.
Keywords: digital didactics, subject-oriented approach in the educational activities of students, regularities of the subject-oriented approach, regularities of the development of the digital educational process, subjective position of the student.
Аннотация. Актуальность статьи определена активизацией влияния цифровизации на все сферы жизнедеятельности человека, в том силе и на образование. Цифровая дидактика как новая отрасль педагогической науки оказывает существенное воздействие на методологические подходы к образовательной деятельности вузов. Цель исследования: провести анализ трансформации концепции субъектно-ориентированного подхода в образовательной деятельности студентов в связи с внедрением цифрового образовательного пространства. Для реализации этой идеи показано, как понятие субъектности изменяется в процессе включения студентов в цифровую образовательную среду. Проведенный теоретический и методологический анализ позволил автору определить расширение концептуальных границ субъектно-ориентированного подхода, которое связано с трансформацией всей структуры коммуникационного опыта субъекта, расширением доступа к информации, самореализацией в контексте цифровой образовательной среды. Представлены основные закономерности, определяющие сущностные особенности субъектно-ориентированной образовательной деятельности студентов вузов в условиях цифровой дидактики. Статья предназначена для преподавателей вузов, работников системы образования, руководителей образовательных организаций, исследователей.
Abstract. The relevance of the article is determined by the activation of the influence of digitalization at all spheres of human life, including education. Digital didactics as a new branch of pedagogical science has a significant impact on methodological approaches to the educational activities of universities. The purpose of the study: to analyze the transformation of the concept of a subject-oriented approach in the educational activities of students in connection with the introduction of a digital educational space. To implement this idea, it is shown how the concept of subjectivity changes in the process of including students in the digital educational environment. The theoretical and methodological analysis carried out allowed the author to determine the expansion of the conceptual boundaries of the subject-oriented approach, which is associated with the transformation of the entire structure of the subject's communication experience, the expansion of access to information, self-realization in the context of the digital educational environment. The main regularities that determine the essential features of the subject-oriented educational activity of university students in the context of digital didactics are presented. The article is intended for university teachers, employees of the education system, heads of educational organizations, researchers.
Введение. Одной из ключевых парадигм современного образования в Российской Федерации, которые определяют стратегические направления деятельности учебных заведений, в
том числе и вузов, являются процессы цифровизации и глобализации.
Система подготовки кадров переживает очередной виток изменений при переходе на
концепцию цифрового профессионального образования и обучения (авторы П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, ЕЮ. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев) [3], что требует от нее «устранение цифрового «разрыва»» через внедрение в учебно-профессиональный процесс виртуальной и/или дополненной реальности, построения индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, реализации процессов самости в образовательной деятельности и управлении своими результатами.
Можно констатировать, что сегодня активно используются цифровые инструменты в жизни человека, горизонты личностного и делового общения раздвигаются, требования к профессиональной квалификации
совершенствуются, все то меняет природу и способы организации образовательного процесса в высшем образовании, методику преподавания и технологический инструментарий. Данные изменения зафиксированы и в нормативных документах, и в национальных проектах Российской Федерации, также отражены в ФГОС последнего поколения и профстандартах.
По мнению К.Л. Полупан, «...процесс цифровизации высшего образования заключается не только в создании электронных версий учебников, онлайн-курсов или записи видеолекций. Сегодня мы говорим о «стирании границ» образовательного процесса, переходе его из аудиторного контактного обучения в открытое виртуальное пространство...» [9].
Достоинствами такого процесса выступают вероятность расширения и углубления учебно-профессиональной деятельности,
ориентированной на субъектность обучающегося, возможность самостоятельного определения скорости освоения учебного материала, последовательности изучения учебных дисциплин (модулей), выбора форм и способов взаимодействия с преподавателем и другими студентами.
Мы согласны с мнением авторского коллектива под научным руководством В.И. Блинова, что цифровизация учебно-профессиональной деятельности сочетает два уровня трансформации: изменение самого образовательного процесса и модификацию цифровых инструментов, испытуемых в этом образовательном процессе. Согласно исследованиям авторского коллектива «.цель трансформации образовательного процесса -создание гибкой и адаптивной образовательной системы, отвечающей запросам цифровой экономики и обеспечивающей максимально полное использование дидактического
потенциала цифровых технологий»; цель модификации цифровых инструментов состоит в максимально эффективном их приспособлении для достижения образовательных результатов [3].
Цифровая образовательная среда
обеспечивает возможность работы со сложными проектами, новыми технологиями, передовыми практиками, когда все субъекты образовательной деятельности включены в единый процесс.
Материалы и методы. Методологической основой исследования на философском уровне составляют положения о самореализации, ее значимости и роли для развития личности; идеи личностного и системного подходов; концепции становления субъектности личности как системного условия для ее самореализации; идеи социально-когнитивной концепции цифровой социализации личности; теоретические положения дидактической концепции цифрового профессионального образования и обучения.
Теоретический уровень исследования определяет использование теоретических методов - анализ системных компонентов концепции и связи между ними, изучение результатов теоретических и эмпирических педагогических и психологических исследований, периодической печати; педагогическое моделирование.
Автор статьи изучает субъектно-ориентированный подход в методологической науке в русле продолжения своего и других диссертационных исследований (В.И. Андреева, В.Е. Лепского, О.А. Чопик (Милинис)), что позволяет выделить его методологические характеристики: понятие «субъектно-ориентированный подход», отличительные параметры от традиционных подходов и принципы как требования к реализуемой деятельности представлены [1;5;7].
Концепция субъектно-ориентированного подхода в образовательной деятельности студентов также подвержена изменениям в связи с появлением такой педагогической отрасли как цифровая дидактика. Проблема субъектности все более активно вычленяется и приобретает новые аспекты и новые значения, когда объективно встает вопрос о необходимости сознательного выбора и реализации самоконтролирующей функции в цифровой образовательной реальности.
Результаты исследования. В проведенном диссертационном исследовании (О.А. Милинис (Чопик)) мы констатировали, что основная идея концепции субъектно-ориентированного подхода строится на преставлении личности как целостной системы и главной позиции субъектности в ее развитии, самореализация
студентов происходит в процессе целенаправленной образовательной деятельности, эффективного педагогического стимулирования и поддержки [6;8]. В настоящее время данная идея может быть дополнена тезисом о персонификации образовательного процесса, в основе которой находится выстроенная субъектом и преподавателем индивидуальная образовательная траектория и непрерывный персонализированныый мониторинг
образовательных достижений студента, его самореализации и саморазвития.
В своих исследованиях мы определили, что «субъектно-ориентированный подход
предполагал изучение ориентации личности на проявление активности по выявлению и формированию субъектной позиции, стратегии и перспективы ее осуществления в разных видах образовательной деятельности; проектирования базовых компонентов «Я-концепции
саморазвития и самореализации» в образовательной деятельности; расширения и обогащения опыта в разных видах образовательной деятельности; творческой самореализации на основе проявления личностных качеств и профессиональных компетенций, осуществления
взимообусловенности саморазвития и самореализации» [6;8].
С достаточно интенсивным внедрением цифровизации в образовательную деятельность становится необходимым расширить
представленные границы подхода, поскольку субъект все активнее реализуется в сетевых сферах, строит коммуникации, проявляет личностные характеристики и профессиональный компетенции и в целом приобретает новые (или адаптирует имеющиеся) социальные нормы, ценности и установки.
Расширение концептуальных границ субъектно-ориентированного подхода будет связано с трансформацией всей структуры коммуникационного опыта субъекта,
расширением доступа к информации и данным в используемой «техносистеме» («многочисленные цифровые устройства, различного рода программы, цифровые платформы и среды» [2]), многократным повышением роли субъектности и непрерывной самоидентификацией и
самореализацией в контексте цифровой образовательной среды.
В диссертационном исследовании мы определили, что в основе концепции субъектно-ориентированного подхода в образовательной деятельности студентов лежит концептуально образующее понятие «субъектно-
ориентированный подход», также изучение закономерностей и вытекающих из них принципов субъектно-ориентированного
образования студентов, которые мы выявили ходе теоретического и методологического анализа философской, психологической, педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме [6].
Понятийный аппарат концепции призван предельно точно отразить терминологическую сторону научного знания. Понятие «субъектно-ориентированный подход образовательной деятельности студентов в условиях цифровой дидактики» мы трактуем так - это «ориентация обучающихся на активную реализацию процессов самости в разных видах деятельности и культурных практиках, субъектную позицию во взаимодействии с объективным миром и интернет-средой, другими людьми, в том числе и виртуальными, самими собой, которые разрешают возникающие внутренние противоречия, стремятся к достижению определенных целей, проявляют инициативу, ответственность и самостоятельность, постоянно стремятся к новизне, самосовершенствованию и креативности, принимают и реализуют собственные решения, осуществляют рефлексию своей деятельности» [6] на основе высокой внутренней активности личности и желании быть включенным в цифровое образовательное и коммуникативное пространство. При этом в понятии субъектности личности мы делаем акцент на действенности субъекта как определяющего его суть, поскольку человек как субъект реализуется «.. .в своих деяниях...» (Л.С. Рубинштейн) [11], так как именно в своих действиях он проявляет субъективные индивидуальные характеристики.
Цифровая дидактика, несмотря на достаточно недавнее самоопределение как педагогической отрасти, основывается на базисных педагогических понятиях и принципах классической дидактики, при этом дополняет их адаптируя к цифровой среде [3], стимулирует изменение методологических ориентиров и функционирования образовательного процесса.
В русле концепции цифровой дидактики несколько изменяется и понятие субъекта образовательной деятельности и «повышается значимость сетевой социализации как фактора становления личностной идентичности» [3].
В нашей трактовке «дефиниция «субъект» рассматривается с позиции сложной интериоризации в структуре личности, то есть перевод пассивной позиции личности как объекта внешних воздействий в активную позицию
самореализации посредством включения в разные виды образовательной и культурной практики, что возможно при реализации процессов самости
[7].
Содержание концепции субъектно-ориентированного подхода в образовательной деятельности студентов основывается на ведущих идеях ученых в области педагогики, психологии, культурологии и др.: концепция творческого саморазвития личности в образовательной деятельности (В.И. Андреев), культурологическая концепция развития личности (Е.В. Бондаревская), акмеологическая концепция развития личности и влияние субъектности на сознание и деятельность (А.А. Деркач), идеи влияния субъектной позиции на развитие и образовательную деятельность студентов (В.А. Сластенин), положения о педагогической поддержке обучающихся (С.В. Кульневич, О.С. Газман и др.) [6], «социально-когнитивная концепция цифровой социализации личности (Г.У. Солдатова, А.Е. Войскунский)» [10], «дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения (П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев)» [3].
В качестве основных закономерностей, определяющих сущностные особенности субъектно-ориентированной образовательной деятельности студентов в условиях цифровой дидактики, мы определяем следующие:
- реализация субъектной позиции студентов достигаются на основе трансинтегративности научных положений из области наук о человеке (философия, культурология, антропология, психология, педагогика, аксиология и др.) и наук, изучающих цифровые технологии (информатика, статистика, компьютерный анализ и др.);
- высокая внутренняя активности личности и желание быть включенным в цифровое образовательное и коммуникативное пространство интенсифицирует процессы проявления самости (самоиндентификцию и самореализацию) и субъектную позицию студента;
- проявление субъектной позиции студентов в образовательной деятельности находится в прямой зависимости от возможности субъект-субъектного взаимодействия обучающегося и преподавателя на условиях сотрудничества в цифровой образовательной среде;
- эффективность формирования субъектной позиции студентов зависит от многообразия и вариативности используемых в образовательной практике активных и интерактивных инструментов обучения, цифровых
образовательных технологий, проектной и командной работы, рефлексии, само- и взаимооценки;
- системная рефлексия формирования и развития компонентов самости студентов в образовательной деятельности способствует значительному повышению эффективности самореализации личности в цифровой образовательной среде в ходе приобретения ими универсальных и профессиональных компетенций.
Субъектно-ориентированный подход в условиях цифровой дидактики также подчиняется закономерностям развития цифрового образовательного процесса:
- уровень востребованности цифровых образовательных инструментов и возможность их использования в образовательной деятельности напрямую влияют на выраженную субъектную позицию студентов и активность ее самостоятельного проявления;
- цифровизация образования стимулирует преподавателя использовать активные и интерактивные методы и формы обучения, поскольку их потенциал с точки зрения дидактики возрастает и способствует формированию не только профессиональных компетенций, но и социальных, необходимых в условиях цифрового общества [3].
В диссертационном исследовании мы определили, что продуктом образовательной деятельности студентов при реализации их субъектной позиции становится ряд новообразований, а именно «сформировавшиеся ценности, ярко выраженные потребности в самореализации, наличие систематизированных целостных знаний о профессиональной деятельности, профессиональные компетенции, «Я-концепция самореализации и саморазвития», констатирующие повышение уровня
субъектности и самореализации в образовательной деятельности» [8].
Цифровизация оказывает непосредственное влияние на субъектную позицию студента, способствует изменению его целей, мотивов, инструментов обучения педагогическим принципам цифровой образовательной среды, когда задачи личностного саморазвития и самореализации направлены на формирование образовательных отношений в условиях цифровых реалий. Современные обучающиеся в основном относятся к цифровому поколению, которое имеет свои особенности развития психических процессов, поведенческих стереотипов, стиля жизни и ценностных ориентаций [13]. Такие особенности определяют
целеполагание учебно-профессиональной
деятельности, учет закономерностей и принципов цифрового обучения, определение содержания, методов и технологий учебно-профессиональной деятельности и реализации субъектности в ней.
Обучающийся (студент) как субъект способен самостоятельно ставить цели своей учебно-профессиональной деятельности, планировать их достижении, выбирать цифровые инструменты для осуществления данной деятельности, получать и оценивать ее результаты, в том числе и в цифровом пространстве, и самое главное, полностью нести ответственность за них. При этом для развития личности становится важным процесс сетевой социализации, который может носить стихийный характер, но становиться управляемым при переходе личности в позицию субъекта и ответственной реализации процессов самости (самовыражения, самоопределения, самореализации и др.) в цифровой сети.
Субъектная позиция при включении в цифровую среду интенсифицирует саморазвитие и самореализацию студентов, что предполагает целенаправленное стимулирование процессов самости, так как цифровизация подталкивает личность к активным проявлениям себя в сети (развлекательной или образовательной), постоянно предъявляя новые способы взаимодействия в ней, в субъектная позиция детерминирует активную парадигму и позволяет личности самосовершенствоваться в новом для нее цифровом пространстве.
Заключение. В данном теоретико-методологическом исследовании на основе проведенного анализа нами выявлены идеи
расширения концептуальных границ субъектно-ориентированного подхода в образовательной деятельности студентов в связи с внедрением цифрового образовательного пространства.
Обращение к концепции субъектно-ориентированного подхода в образовательной деятельности на современном этапе развития дидактики актуализирует ее потенциал как целостной научной теории. В условиях цифровой дидактики мы сегодня наблюдаем активную трансформацию методологии образовательной деятельности студентов. Субъектно-
ориентированный подход также подвержен изменениям в ключе реализации цифровых инструментов образовательной практики и проявления субъектности обучающихся в цифровом образовательном пространстве.
Субъектно-ориентированный подход в образовательной деятельности студентов детерминирует изменение методик обучения и применения инновационных в большей степени активных и интерактивных технологий. Данный подход ориентирует изменение направления образовательной деятельности обучающихся и их учебной мотивации с обучения извне, определяемое внешними мотивами, на обучение, основанное на внутренней мотивации. А цифровизация образовательной деятельности предоставляет существенно иные возможности «упаковки» дидактического материала и организации образовательной деятельности, а также обеспечивает принципиально новые запросы на формирование социальных компетенций, необходимых субъекту в условиях цифровой образовательной сети.
Литература:
1. Андреев В.И. Концептуальная педагогическая прогностика: монография / В.И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2010. - 220 с.
2. Андрюхина Л.М., Садовникова Н.О., Уткина С.Н., Мирзаахмедов А.М. Цифровизация профессионального образования: перспективы и незримые барьеры / Л.М. Андрюхина, Н.О. Садовникова, С.Н. Уткина, А.М. Мирзаахмедов // Образование и наука. - 2020. - Т. 22. - № 3. - С. 116-147.
3. Дидактическая концепция цифрового профессионального образования и обучения / П.Н. Биленко, В.И. Блинов, М.В. Дулинов, Е.Ю. Есенина, А.М. Кондаков, И.С. Сергеев; под науч. ред. В.И. Блинова. - М.: Издательство «Перо», 2019. - 97 с.
4. Казанцева Л.А., Калиниченко И.А. Педагогические стратегии субъектного подхода в контексте цифровизации образовательного процесса в образовательных организациях МВД России / Л.А. Казанцева, И.А. Калиниченко // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2021. - № 3. -
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ pedagogicheskie-strategii-subektnogo-podhoda-v-kontetete-tsifrovizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah.
5. Лепский В.Е. Становление субъектно-ориентированного подхода в контексте развития представлений о научной рациональности / В.Е. Лепский // Наука и социальная картина мира. К 80-летию академика В.С. Степина; под ред. В.И. Аршинова, И.Т. Касавина. - М.: Альфа-М, 2014. - С. 392-420.
6. Милинис (Чопик) О.А. Концептуальные положения субъектно-ориентированного подхода к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности / О.А. Милинис (Чопик) // Ценности и смыслы. - 2012. - № 3(19). - С. 87-101.
7. Милинис (Чопик) О.А. Субъектно-ориентированный подход к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в
креативной образовательной деятельности: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / О.А. Милинис (Чопик). - Казань, 2012. - 50 с.
8. Милинис (Чопик) О.А. Субъектно-ориентированный подход к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / О.А. Милинис (Чопик). - Казань, 2012. - 458 с.
9. Полупан К.Л. Концептуальные основы проектирования индивидуального образовательного маршрута студента в цифровой образовательной среде университета: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.01 / К.Л. Полупан; Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта. - Калининград, 2021. - 41 с.
10. Роберт И.В. Цифровая трансформация образования: вызовы и возможности
1. Andreev V.I. Conceptual pedagogical prognostication: monograph / V.I. Andreev. - Kazan: Center for Innovative Technologies, 2010. - 220 p.
2. Andryukhina L.M, Sadovnikova N.O., Utkina S.N., Mirzaakhmedov A.M. Digitalization of vocational education: perspectives and invisible barriers / L.M. Andryukhina, N.O. Sadovnikova, S.N. Utkina, A.M Mirzaahmedov // Education and Science. - 2020. - V. 22. - № 3. - S. 116-147.
3. Didactic conception of digital vocational education and training / P.N. Bilenko, V.I. Blinov, M.V. Dulinov, E.Yu. Yesenina, A.M. Kondakov, I.S. Sergeev; under scientific ed. of V.I. Blinov. - M.: Pero Publishing House, 2019. - 97 p.
4. Kazantseva L.A., Kalinichenko I.A. Pedagogical strategies of the subjective approach in the context of digitalization of the educational process in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia / L.A. Kazantseva, I.A. Kalinichenko // Psychology and Pedagogy of service activities. - 2021. - № 3. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-strategii-subektnogo-podhoda-v-kontekste-tsifrovizatsii-obrazovatelnogo-protsessa-v-obrazovatelnyh-organizatsiyah.
5. Lepsky V.E. Formation of the subject-oriented approach in the context of the development of ideas about scientific rationality / V.E. Lepsky // Science and social picture of the world. To the 80th anniversary of Academician V.S. Stepin; ed. IN AND. Arshinova, I.T. Kasavina. - M.: Alfa-M, 2014. - S. 392-420.
6. Milinis (Chopik) O.A. Conceptual provisions of the subject-oriented approach to the development of a culture of creative self-realization of student teachers in creative educational activities / O.A. Milinis (Chopik) // Values and Meanings. - 2012. - No. 3 (19). - S. 87-101.
совершенствования / И.В. Роберт // Информатизация образования и науки. - 2020. - № 3(47). - С. 3-16.
11. Рубинштейн С.Л. принцип творческой самодеятельности // Вопросы философии / С.Л. Рубинштейн. - 1989. - С. 94
12. Семенова Л.М. Динамика цифровой дидактики в условиях трансформации высшего образования. Часть I [Электронный ресурс] / Л.М. Семенова // Мир науки. Педагогика и психология. -2020. - № 3. - Режим доступа: https://mir-nauki.com/PDF/87PDMN320.pdf
13. Чопик О.А. Педагогическая технология развития творческой самореализации курсантов / О.А. Чопик. - Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. -126 с.
•nces:
7. Milinis (Chopik) O.A. Subject-oriented approach to the development of a culture of creative self-realization of student teachers in creative educational activities: author. dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.01 / O.A. Milinis (Chopik). - Kazan, 2012. - 50 p.
8. Milinis (Chopik) O.A. Subject-oriented approach to the development of a culture of creative self-realization of student teachers in creative educational activities: dis. ... Dr. ped. Sciences: 13.00.01 / O.A. Milinis (Chopik). - Kazan, 2012. -458 p.
9. Polupan K.L. Conceptual foundations for designing an individual educational route of a student in the digital educational environment of the university: autoref. diss ... Dr. ped. sciences: 13.00.01 / K.L. Polupan; Immanuel Kant Baltic Federal University. - Kaliningrad, 2021. - 41 p.
10. Robert I.V. Digital transformation of education: challenges and opportunities for improvement / I.V. Robert // Informatization of education and science. - 2020. - No. 3(47). -pp. 3-16.
11. Rubinstein S.L. the principle of creative amateur performance // Questions of Philosophy / S.L. Rubinstein. -1989. - S. 94
12. Semenova L.M. The dynamics of digital didactics in the context of the transformation of higher education. Part I [Electronic resource] / L.M. Semenova // World of Science. Pedagogy and psychology. - 2020. - No. 3. - Access mode: https://mir-nauki.com/PDF/87PDMN320.pdf
13. Chopik O.A. Pedagogical technology for the development of creative self-realization of cadets / O.A. Chopik. - Novokuznetsk: Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service, 2020. - 126 p.
5.8.7. Методология и технология профессионального образования (13.00.08 - Теория и методика профессионального образования)
Сведения об авторе:
Чопик Ольга Артуровна (г. Новокузнецк, Россия), доктор педагогических наук, доцент, профессор кафедры пенитенциарной психологии и пенитенциарной педагогики, ФКОУ ВО Кузбасский институт ФСИН России, e-mail: milinisoaa@mail.ru