Научная статья на тему 'НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ И ПРОИЗВОДСТВ'

НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ И ПРОИЗВОДСТВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
воспитание / ценностные приоритеты / труд / трудовая деятельность / обучающийся / образовательное пространство / гуманизация / постиндустриальное общество / education / values / labor / activity / student / educational space / humanization / post-industrial society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орешкина Анна Константиновна, Данюшенков Владимир Степанович, Манько Николай Петрович

В статье представлен концептуальный подход ценностных приоритетов трудовой деятельности и сущности труда в условиях развития современных отраслей и производств. Проанализированы исследовательские подходы в целях научной интерпретации общепринятой классификации видов современной трудовой деятельности (по характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач, по характеристике условий труда, тенденции развития отраслей, производств и характерных им особенностей труда) обусловливают разработку научных основ как к осуществлению трудовой деятельности, так и подготовку к ней личности с учетом развития высокотехнологичных производств и устойчивой тенденции внедрения искусственного интеллекта в отраслевую производственную и непроизводственную сферу. Автор рассматривает преемственность научных оснований в актуализации данной проблемы и интерпретации сущности труда в постиндустриальном обществе. Актуализированы подходы нахождения решения проблемы о том, что ценности труда и трудовой деятельности смещаются на основе формирования новой системы ценностей, отличных от традиционных. Отмечая актуализацию проблемы трудового воспитания и, учитывая особую значимость включения в содержание образовательной программы общего образования предмета «Труд (тхнология)», предложены концептуальные подходы к переосмыслению педагогами –практиками технологий воспитания по формированию у личности ценностных основ труда и трудовой (профессиональной ) деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SCIENTIFIC BASE OF LABOR ACTIVITY DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF HI-TECH PRODUCTION RISE

The article presents a conceptual approach to the value priorities of labor activity and the essence of labor in the context of the development of modern industries and industries. The research approaches are analyzed in order to scientifically interpret the generally accepted classification of types of modern labor activity (according to the nature of the workload of the labor subject and his efforts to implement labor tasks, according to the characteristics of working conditions, trends in the development of industries, industries and their characteristic features of labor) determine the development of scientific foundations for how to carry out labor activity, so is the preparation of a person for it, taking into account the development of high-tech industries and the steady trend of introducing artificial intelligence into the industrial and non-industrial sectors. The author examines the continuity of scientific foundations in the actualization of this problem and the interpretation of the essence of labor in a post-industrial society. The approaches to finding a solution to the problem that the values of work and work activity are shifting based on the formation of a new system of values other than traditional ones are updated. Noting the actualization of the problem of labor education and, taking into account the special importance of including the subject «Labor (terminology)» in the content of the educational program of general education, conceptual approaches are proposed to rethink the technologies of education by practicing teachers to form the value bases of labor and labor (professional) activity in a person.

Текст научной работы на тему «НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ И ПРОИЗВОДСТВ»

raione Krasnodarskogo kraya v 1950 g. [Report on archaeological research in the Adler region of the Krasnodar region in 1950]. Arkhiv IA RAN. F-1. R-1. №° 471. 1951

8. Voronov Yu.N. Drevnosti Sochi i ego okrestnostei [Antiquities of Sochi and its environs].Krasnodar, 1979, 112 p.

9. Berlizov N. E., Markov D. N. Utrachennye pamyatniki srednevekovogo khramovogo zodchestva v khode razvitiya sochinskogo regiona [Lost monuments of medieval temple architecture in the course of the development of the Sochi region]. Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. № 3 (78), 2020, p. 75-81.

10. Frederik Dyubua de Monpere. Puteshestvie vokrug Kavkaza: u cherkesov i abkhazov, v Kolkhide, v Gruzii, v Armenii i v Krymu. S. 80,81,82, 89 [Travel around the Caucasus: among the Circassians and Abkhazians, in Colchis, in Georgia, in Armenia and in the Crimea].. Sukhumi. AbGIZ. 1937 g. 180 p.

11. Kizilov A.S. Bazilika v parke «Yuzhnye kul'tury»: vse li poteryano? [Basilica in the Southern Cultures Park: is everything lost?]. URL: http://sochived.info/bazilika-v-parke-yuzhnyie-kulturyi-vsyo-li-poteryano/ (data obrashcheniya 12. 03. 2024).

12. Sakania S.M., Trebeleva G.V. Pozdneantichnye i srednevekovye khristianskie khramy Severo-Vostochnogo Prichernomor'ya. Katalog [Late antique and medieval Christian churches of the North-Eastern Black Sea region. Catalog]. V.1. Zapadnaya Abkhaziya (Gagrskii, Gudautskii, Sukhumskii raiony). Magnitogorsk, 2019.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

НАУЧНЫЕ ОСНОВАНИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ ОТРАСЛЕЙ И ПРОИЗВОДСТВ

Орешкина Анна Константиновна

Доктор педагогических наук, профессор, Российская академия образования (г. Москва), e-mail: rassohina@gmail.com

Данюшенков Владимир Степанович

Доктор педагогических наук, профессор, Вятский государственный университет (г. Киров), e-mail: rassohina@gmail.com

Манько Николай Петрович

Доктор военных наук, профессор, Российская международная академия туризма (г. Химки), e-mail: rassohina@gmail.com

DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-121-131

Аннотация:

В статье представлен концептуальный подход ценностных приоритетов трудовой деятельности и сущности труда в условиях развития современных отраслей и производств. Проанализированы исследовательские подходы в целях научной интерпретации общепринятой классификации видов современной трудовой деятельности (по характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач, по характеристике условий труда, тенденции развития отраслей, производств и характерных им особенностей труда) обусловливают разработку научных основ как к осуществлению трудовой деятельности, так и подготовку к ней личности с учетом развития высокотехнологичных производств и устойчивой тенденции внедрения искусственного интеллекта в отраслевую производственную и непроизводственную сферу. Автор рассматривает преемственность научных оснований в актуализации данной проблемы и интерпретации сущности труда в постиндустриальном обществе. Актуализированы подходы нахождения решения проблемы о том, что ценности труда и трудовой деятельности смещаются на основе формирования новой системы ценностей, отличных от традиционных. Отмечая актуализацию проблемы трудового воспитания и, учитывая особую значимость включения в содержание образовательной программы общего образования предмета «Труд (тхнология)», предложены концептуальные подходы к переосмыслению педагогами -практиками технологий воспитания по формированию у личности ценностных основ труда и трудовой (профессиональной ) деятельности.

Ключевые слова: воспитание, ценностные приоритеты, труд, трудовая деятельность, обучающийся, образовательное пространство, гуманизация, постиндустриальное общество.

THE SCIENTIFIC BASE OF LABOR ACTIVITY DEVELOPMENT IN CONDITIONS OF HI-TECH PRODUCTION RISE

Oreshkina Anna Konstantinovna

Doctor of Pedagogics, Professor, Russian Academy of Education (Moscow), e-mail: rassohina@gmail.com

Danyushenkov Vladimir Stepanovich

Doctor of Pedagogics, Professor, Vyatsky State University (Kirov), e-mail: rassohina@ gmail.com

Manko Nikolay Petrovich

Doctor of Military Sciences, Professor, Russian International Academy of Tourism (Khimki), e-mail: rassohina@gmail.com

DOI: 10.24412/2541-8734-2024-2-121-131

Abstract:

The article presents a conceptual approach to the value priorities of labor activity and the essence of labor in the context of the development of modern industries and industries. The research approaches are analyzed in order to scientifically interpret the generally accepted classification of types of modern labor activity (according to the nature of the workload of the labor subject and his efforts to implement labor tasks, according to the characteristics of working conditions, trends in the development of industries, industries and their characteristic features of labor) determine the development of scientific foundations for how to carry out labor activity, so is the preparation of a person for it, taking into account the development of high-tech industries and the steady trend of introducing artificial intelligence into the industrial and non-industrial sectors. The author examines the continuity of scientific foundations in the actualization of this problem and the interpretation of the essence of labor in a post-industrial society. The approaches to finding a solution to the problem that the values of work and work activity are shifting based on the formation of a new system of values other than traditional ones are updated. Noting the actualization of the problem of labor education and, taking into account the special importance of including the subject «Labor (terminology)» in the content of the educational program of general education, conceptual approaches are proposed to rethink the technologies of education by practicing teachers to form the value bases of labor and labor (professional) activity in a person.

Key words: education, values, labor, activity, student, educational space, humanization, post-industrial society. .

Современное образовательное пространство, как система педагогических условий влияний на обучающегося, актуализирует процесс обучения, воспитания и развития личности в соответствии с потребностями общества, государства, системы образования и самой личности [2]. Проблему воспитания по формированию и развитию ценностного отношения субъекта образования к трудовой (профессиональной) деятельности, пониманию сущности труда в современном обществе актуально рассматривать с позиции принципа гуманизации [7]. Во внесенных по инициативе Президента Российской Федерации В.В.Путина поправок в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 31 июля 2020 года №304-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон) отмечается, что «воспитание - есть деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения человека в интересах семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению». [11]

В развитие выше представленного контекста с учетом реалий современной действительности 21 века, важно понимание того, как постиндустриальное

общество, характерной особенностью которого выступает информационная вовлеченность личности в многообразие событийных сфер, влияет на ценностные ориентиры трудовой (профессиональной) деятельности, образ жизни, социализацию детей и молодежи? Каковы научные основания, необходимые для расширения подходов, порождения инновационных идей в целях разработки теории и методологии воспитания, отвечающих онтологической сущности труда и трудовой деятельности с учетом обострения проблемы мировоззренческого суверенитета, когда появляются новые методы освоения смыслов в современной информационной среде постиндустриального общества ?С этих позиций отметим, что актуальность социально значимых целей воспитания в части труда и трудовой деятельности обусловливает формирование гуманистических ценностей, призванных обеспечить высокие нравственные идеалы созидательного труда, ценностные приоритеты личности, отражающих суверенитет российского образования как социально-педагогического феномена .[10]

Обращение к проблеме развития представлений о труде и приоритетах трудовой деятельности в условиях изменения всех сфер жизнедеятельности человека на современном этапе обусловливает расширение личностного понимания ценностных ориентиров трудовой деятельности [3]. Трудовая деятельность в 21 веке постоянно находится в условиях значительной трансформации; традиционно рассматриваемая человеческая деятельность с позиции субъекта, средств, предмета и пространства труда в постиндустриальной реальности существенно изменяется, неизбежно изменяя традиционные представления [6]. Исследовательские подходы в целях научной интерпретации общепринятой классификации видов современной трудовой деятельности (по характеру рабочей нагрузки субъекта труда и его усилий по реализации трудовых задач, по характеристике условий труда, тенденции развития отраслей, производств и характерных им особенностей труда) обусловливают разработку научных основ как к осуществлению трудовой деятельности, так и подготовку к ней личности с учетом развития высокотехнологичных производств и устойчивой тенденции внедрения искусственного интеллекта в отраслевую производственную и непроизводственную сферу[9]. Трудовая деятельность в производственной сфере этапа постиндустриального производства (тяжелая промышленность, машиностроение, легкая промышленность, строительство и жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание, транспорт, связь, общественное питание) и непроизводственной сфере (здравоохранение, образование, культура, торговля и управление) значительно изменяет традиционные представления, обнаруживая требования мотивированного ценностного отношения к выполняемой деятельности и построению профессиональной траектории в целях самореализации. Гуманистический принцип, обеспечивающий безопасность трудовой деятельности, согласуется с требованиями создания необходимых для выполнения трудовых функций достаточных условий. Классифицируемые условия на оптимальные (требует минимальных напряжений субъекта деятельности), допустимые (не превышающие нормативов), вредные (влияние вредных производственных

факторов) и травмоопасные (объективная возможность возникновения угрозы, обусловливающие нанесение вреда здоровью) на фоне развития специфики отраслей, инновационных идей о производственной и непроизводственной сфере постиндустриального общества обусловливают их новую научную интерпретацию и соотнесенность с базовыми антропологическим основаниями, в качестве которых выступает сознание и деятельность. Вводимые в отраслевые сферы новейшие средства микроэлектроники, вычислительной техники, робототехники индустрии информатики и другие отражают стратегию экономики будущего. Гипотетически представляется, что субъект труда неизбежно столкнется с необходимостью повышения разного уровня когнитивных задач. В 90-е годы 20 века (1987 г.) Стэнли М.Девис впервые применил к специфике труда будущего понятие «кастомизация», предполагая, что человеческий труд приоритетно будет востребован в производстве кастомизированной продукции, то есть подготовленной под заказ, под индивидуальные требования потребителя [8]. Поскольку под кастомизацией понимается внесение конструктивных или дизайнерских изменений в продукт под заказ конкретных потребителей, то развитие массовой кастомизации направлено на быстрое и экономичное производство в целях удовлетворения постоянно меняющихся потребностей и спроса. С этих позиций разработка научного контекста о сущности труда и трудовой (профессиональной) деятельности, как продуктивной деятельности, направленной на удовлетворение индивидуальных отраслевых заказов, стремительное отраслевое развитие и производство высокотехнологичных продуктов, особенно актуально как предмет научных междисциплинарых исследований.

Отметим, что воспитание ценностного отношения к трудовой (профессиональной) деятельности согласуется как с формированием целостного мировоззрения субъекта профессионального образования в целях включения его в социокультурную общность, так и с составляющими самой инфраструктуры инновационного труда в условиях технико-технологического развития современной сферы труда. В качестве педагогических целей при этом предполагается реализация принципов и норм, требований, определяющих отношение субъекта образовательного процесса (специалиста) к труду и трудовой деятельности. Данные цели и задачи актуализируют разработку научных основ формирования ценностного отношения субъектов образования к новым трудовым функциям и приоритетам: в последнее время не в должной степени проводится масштабные исследования, посвященных тому, что означает труд для личности на том или иной этапе его взросления, каким может быть труд для субъекта образования, каковы требования к условиям, как изменялся и изменяется мир труда и профессий в российских регионах? Также не актуализирован процесс переориентации современных трудовых функций с позиции научноориентированного представления его в теории и методологии образовании. Ученым и практикам необходима системообразующая целостность идей и подходов, в чем особенность современного рынка труда в России, какие профессии востребованы работодателями, как оценивается и оплачивается труд разных специалистов, какие направления

по завершению образовательных уровней образования наиболее перспективны [4]. Государственная стратегия в объявленном в России 2024 года -Года семьи обусловливает проблематику вопросами типологии труда (родительского, семейного, индивидуального, коллективного), а также проблемами сохранения отечественного наследия, связанного с трудовыми династиями-укреплением и развитием в различных отраслевых направлениях. Созидательный труд представляется тем средством, которое влияет на формирование востребованных обществом и самой личностью, что нашло свое выражение в идеях о значении трудового воспитания и развития личности в работах классиков отечественной педагогической мысли- Макаренко А.С., Сухомлинского В.А., Ушинского К.Д. и других педагогов -мыслителей.

Философское осмысление воспитанником многогранного смысла трудового воспитания закладывает в его сознание основу формирования гармоничной личности1. Гармоничность труда и воспитания и их рефлексивное осознание на основе воспитания, полученного трудом, представляет собою определенную педагогическую целостность2.Историко-педагогическая традиция определяет труд как основание человеческой жизни, вследствие этого ее истинным стимулом можно считать перспективы, мечты, которые раскрывают перед человеком его завтрашнюю радость, ведь радостные перспективы в своем большинстве являются именно перспективами трудовыми 3. В Юбилейную дату 200-летия К. Д. Ушинский представляется особенно актуальным с позиции исследуемой проблемы отметить вклад ученого-мыслителя и выдающегося педагога-новатора

0 труде как компоненте всестороннего развития ребенка в работе «Труд в его умственном и воспитательном смысле». Педагогом -мыслителем утверждается, что труд способствует гармоничному развитию детей, если родители ограждают ребенка от работы, они совершают ошибку, потому что без работы ребенок будет продажным и несчастным4.

В своей статье «Труд в его психическом и воспитательном значении» К.Д.Ушинский делает акцент на значение роли труда в формировании личности5. В данной статье ученый отрицательно высказывается о праздности и призывает в первую очередь ценить труд, отмечает, что именно труд создает те самые ценности: нравственные и моральные, а не материальные. В труде воспитываются качества человека как личности. Мыслитель отмечал, что труд служит главным фактором для физического, умственного и нравственного совершенствования человека, он необходим для человеческого достоинства, для свободы человека и его счастья6. Делая акцент на динамике чувствований человека, ученый-мыслитель разрабатывает психический закон, согласно которому «наслаждения долж-

1 Аксенов Д.Е. О трудовом воспитании [Текст]: хрестоматия: учеб. пособие / Д. Е. Аксенов. - 2-изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1983. - С. 274

2 Бястинов Г.П. Создаем национальную школу нового типа. // Народное образование Якутии. -1983. - №2. - С. 32.

3 Макаренко А.С. Педагогические сочинения в 8 томах / Сост. М.Д. Виноградова, А. А. Фролов. - М: Педагогика, 1984. - С. 97

4 Ушинский, К. Д. Собрание сочинений / К. Д. Ушинский. - Москва : Прогресс, 1985, т.2. - 410 с.

5 Ушинский К. Д. Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 2. - М.: Изд-во УРАО, 2002. -91 с.;

6 Арканов, А.К. Идеи Ушинского / А.К. Арканов. - М.: Просвещение, 2002. - 312 с.; 126

ны уравновешиваться трудом»7. При этом значение имеют не сами продукты труда, а внутренняя, «животворная сила труда». В этом К.Д. Ушинский видел двойственный характер влияния труда на человека: с одной стороны - внешний, удовлетворяющий его потребности, то есть «достижение человеческого достояния», с другой - внутренний, удовлетворение духовной, нравственной потребности, «источник человеческого достоинства». Таким образом, утверждает педагог-мыслитель, труд позволит человеку стать полноценным и полноправным гражданином своей страны.

Воспитание отношения к труду и его ценности в логике авторского исследовательского подхода развивается в идеях и практической воспитательной деятельности А. С. Макаренко, отмечавшего, что «приучая детей к труду, не следует сразу отучать их от игры, потому что тогда труд станет насильственным, и у детей будет проявляться еще большее желание играть. Труд следует связать с игрой, включить его в сюжет, поскольку игра создает возможность привлечения ребенка к трудовой деятельности»8. Макаренко придерживался мнения о том, что общий, общественно значимый труд является необходимым фактором воспитания во всей педагогической системе. Основной его работой, посвященной проблеме трудового воспитания, являются «Лекции о воспитании детей»9. В ней он писал: «Правильное воспитание невозможно себе представить, как воспитание нетрудовое... В воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов»10 Макаренко считал, что трудолюбие и способность к труду не даны ребенку от природы, а воспитываются в нем. Труд должен быть творческим, радостным, сознательным. Более того, труд в широком смысле является основной пользу и сближает коллектив.

В развитие представленных идей значительный вклад внес известный педагог-гуманист, директор Павлышевской школы В. А. Сухомлинский, согласовав с достижением педагогической цели трудового воспитания: «трудовое воспитание является практической подготовкой молодого поколения к участию в общественном производстве и одновременно важнейшим элементом нравственного, интеллектуального и эстетического воспитания», что актуально в части научного контекста о практикоориентированной трудовой деятельности, проявляющейся в условиях образовательной среды и социальных активностях обучающегося в форме волонтерской, добровольческой и наставнической деятельности.

Развивая педагогическую традицию, отметим, что научную основу формирования ценностных приоритетов личности к труду и трудовой деятельности составляет: психологическая теория деятельности, теоретико-методологические основы формирования иерархических ценностей; обеспечивающих пространство деятельности человека (предметное, социальное, культурное), специфика

7 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания [Текст] / К.Д. Ушинский // Избранные педагогические сочинения. - Т. 1. - М.: Учпедгиз, 1953. - 638 с.

8 Макаренко, А. С. О воспитании / А. С. Макаренко. - Москва : Издательство по-литической литературы, 1990. - 416 с.

9 Макаренко, А.С. Книга для родителей / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1989. - 354 с.; 6 Макаренко А. Лекции о воспитании детей: Учебное пособие / А.Макаренко. -М.: Знание, 1940. - 120 с.М1р://%'%глг. makarenko.edu.ru/biblio.htm;

10 Макаренко, А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. - М.: Просвещение, 1986. - 612 с.;

технико-технологического развития отраслей и производств на новом историческом этапе развития трудовых функций [1]. Также особенно важно учесть, что антропологическую сущность личности, согласно психологической теории С.Л.Рубинштейна, составляет сознание и деятельность, оказывающие влияние на смысловые структуры личности.[5] Современный обучающийся находится в пространстве возможностей, конструируя в себе личностные основы адаптации в окружающей действительности. И в этой связи оказывается актуальным построение общего контекста научных основ отношения к трудовой деятельности в рамках ведущих идей научной школы академика Российской академии образования В.С.Мухиной «Феноменология бытия и развития личности», согласно основополагающим положений которой формирование личности составляет:1) генотип, 2) среда, 3) свойства самой личности (3 ). В совокупности идей философии образования о сущности формирования ценностных ориентаций обучающихся в стремительных трансформационных тенденциях 21 столетия, важно актуализировать нахождение решения проблемы о том, что ценности труда и трудовой деятельности смещаются на основе формирования новой системы ценностей, отличных от традиционных. В современной практике это означает вариативность выбора социального статуса в процессе профессионального самоопределения (причем в любом возрасте), а не специальности как таковой. Вследствие этого обнаруживается проблема более значимого смысла педагогической деятельности по воспитанию обучающегося- формирование иерархии ценностей в условиях современного образовательного процесса и расширяющегося образовательного пространства деятельности субъекта образовательного процесса, включающего личностно значимую трудовую и социальную активность. Данная трактовка значима в целях направления воспитательного воздействия по развитию жизненных и профессиональных стратегий социального и профессионального самоопределения обучающегося, приоритетов его ценностей и смыслов в трудовой деятельности.

С учетом оптимизации содержания образовательных программ различных предметных областей уровней и ступеней образования актуально отметить, что в качестве одного из действенных факторов воспитательного воздействия на субъекта обучения по формированию ценностных приоритетов личности к труду и трудовой деятельности целесообразен подход усиления гуманитаризации образования с позиции:

-увеличения объема содержания гуманитарных предметов в учебных планах, обеспечивающих формирование широты кругозора, гибкость мышления, свойств личности, таких как гражданственность, духовность, патриотизм;

-разработки новых механизмов взаимосвязи гуманитарного и естественно-математического, технического содержания образования, что усиливает философскую, мировоззренческую сущность личности как основы вовлечения ее в новые форматы будущей трудовой деятельности (в управление наукой и технологиями, в решение различных социальных, экономических проблем с учетом тенденции развития образовательного пространства цифровой среды обучения).

Философский дискурс в проблему гуманитаризации образования (в первоисточнике латинский термин «гуманитарный» означает «свойственный человеческой природе») обусловливает рассмотрение воспитательного воздействия на обучающегося как формирование у будущего специалиста особой собственно человеческой формы отношения к миру и самому себе, к труду и собственной трудовой деятельности. Применительно к профессиональному самоопределению личности в условиях высокотехнологичного производства, мотивированной к знанию о сущности определенных видов современного труда, усиление гуманитаризации образовательного процесса будет означать формирование человеческой формы отношения к миру высокотехнологичного современного производства (в широком смысле) и к своей собственной профессиональной деятельности, личностно и социально значимым достижениям. Следствием будет выступать значительное усиление эмоциональных компонентов психических свойств личности, оптимизирующих ее направленность (идеалы, убеждения, интересы, цели), что является необходимым условиям осуществления продуктивной трудовой деятельности, обусловливающей мотивационную основу выполнения трудовых функций в развивающихся сферах постиндустриального производства.

Отмечая актуализацию проблемы трудового воспитания и, учитывая особую значимость включения в содержание образовательной программы общего образования предмета «Труд (технология)», разработка концептуальных подходов и переосмысления педагогами -практиками технологий воспитания по формированию у личности ценностных основ труда и трудовой (профессиональной) деятельности выступают основанием для развития преемственности педагогической традиции и инноваций. Современная тенденция на автоматизацию, циф-ровизацию и роботизацию сфер производства и высокотехнологичных отраслей содержит риски снижения участия человека в непосредственном выполнении труда в его традиционном понимании: минимальное участие человека в производственных процессах, избавление от посредников в большинстве сфер человеческой деятельности и выполнение большинства рутинных когнитивных задач нейронными сетями. Но в условиях отдаленной тенденции будущего труда будут востребованы услуги, в которых невозможно отсутствие живого контакта с человеком, что требует философского осмысления антропологической сущности специалиста в условиях информационной среды и увеличения потребности общества к сохранению и развитию традиционных российских духовно -нравственных ценностей, основание которых составляет созидательный труд.

Литература

1. Воспитание в современной школе: от программы к действиям. Методическое пособие/Под ред. П.В. Степанова.-М.: АНО Издательский Дом «Педагогический поиск».-2020. (Серия :Примерная программа воспитания)

2. Иванова С.В. Об особых условиях формирования современного образо-

вательного пространства. /С.В. Иванова/ Отечественная и зарубежная педагоги-ка.-2015.-№312.-С.13-14.

3. Как сделать образование двигателем социально-экономического развития ?/под ред. Я.И. Кузьминова, И.Д. Фрумина, П.С. Сорокина.-М.: Издательский дом Высшей школы экономики.-М.- 2019.

4. Концепция развития наставничества в Российской Федерации.- М.: ФГБУ «Российская академия образования».-2023.

5. Мухина В.С. Личность. Мифы и реальность (Альтернативный взгляд. Системный подход. Инновационные аспекты) /Мухина В.С.-3-е издание, исправленное и дополненное. М.: Национальный книжный центр.-2013.

6. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. Издание 2-е, дополненное. -М.:.Эгвес.-2011.

7. Орешкина А.К. Теоретико-методологические основания гуманизации образовательного пространства системы непрерывного образования.-// Гуманизация инженерного образования :монография/авт.-сост.: В.Г. Мартынов, М.Н. Филатова, И.Г. Алехина.-М.: Издательский центр РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М.Губкина.-2018.

8. Полонский В.М. Большой тематический словарь по образованию и педагогике. -М.: Народное образование.-2017.

9. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практи-ка.-М.: Академия.-2008.

10. Роберт И.В., Мухаметзянов И.Ш., Касторнова В.А. Информационно-образовательное пространство.- ФГБНУ «ИУО РАО».-2017.

11. Указ Президента РФ от 09.11.2022 года №809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей».

References

1. Vospitanie v sovremennoi shkole: ot programmy k deistviyam. Metodicheskoe posobie [Education in a modern school: from program to action. Methodical manual]. Pod red. P.V. Stepanova.-M.: ANO Izdatel'skii Dom «Pedagogicheskii poisk». 2020. (Seriya :Primernaya programma vospitaniya)

2. Ivanova S.V. Ob osobykh usloviyakh formirovaniya sovremennogo obrazovatel'nogo prostranstva. [On the special conditions for the formation of a modern educational space]. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika.2015.№312.P. 13-14.

3. Kak sdelat' obrazovanie dvigatelem sotsial'no-ekonomicheskogo razvitiya ? [How to make education the engine of socio-economic development?]. pod red. Ya.I. Kuz'minova, I.D. Frumina, P.S. Sorokina.-M.: Izdatel'skii dom Vysshei shkoly ekonomiki. Moscow. 2019.

4. Kontseptsiya razvitiya nastavnichestva v Rossiiskoi Federatsii [Concept for the development of mentoring in the Russian Federation]. Moscow: FGBU «Rossiiskaya akademiya obrazovaniya». 2023.

5. Mukhina V.S. Lichnost'. Mify i real'nost' (Al'ternativnyi vzglyad. Sistemnyi podkhod. Innovatsionnye aspekty) [Personality. Myths and reality (An alternative view. Systematic approach. Innovative aspects)].Mukhina V.S.-3-e izdanie, ispravlennoe i dopolnennoe. Moscow: Natsional'nyi knizhnyi tsentr. 2013.

6. Novikov A.M. Postindustrial'noe obrazovanie. Izdanie 2-e, dopolnennoe [Post-industrial education. 2nd edition, expanded]. Moscow:.Egves.2011.

7. Oreshkina A.K. Teoretiko-metodologicheskie osnovaniya gumanizatsii obrazovatel'nogo prostranstva sistemy nepreryvnogo obrazovaniya [Theoretical and methodological foundations for the humanization of the educational space of the continuous education system] Gumanizatsiya inzhenernogo obrazovaniya :monografiya/avt.-sost.: V.G. Martynov, M.N. Filatova, I.G. Alekhina. Moscow: Izdatel'skii tsentr RGU nefti i gaza (NIU) imeni I.M.Gubkina. 2018.

8. Polonskii V.M. Bol'shoi tematicheskii slovar' po obrazovaniyu i pedagogike [Large thematic dictionary on education and pedagogy]. Moscow: Narodnoe obrazovanie. 2017.

9. Pryazhnikov N.S. Professional'noe samoopredelenie: teoriya i praktika [Professional self-determination: theory and practice].Moscow: Akademiya. 2008.

10. Robert I.V., Mukhametzyanov I.Sh., Kastornova V.A. Informatsionno-obrazovatel'noe prostranstvo [Information and educational space]. FGBNU «IUO RAO». 2017.

11. Ukaz Prezidenta RF ot 09.11.2022 goda №809 «Ob utverzhdenii Osnov gosudarstvennoi politiki po sokhraneniyu i ukrepleniyu traditsionnykh rossiiskikh dukhovno-nravstvennykh tsennostei» [Decree of the President of the Russian Federation of November 9, 2022 No. 809 "On approval of the Fundamentals of State Policy for the Preservation and Strengthening of Traditional Russian Spiritual and Moral Values."].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.