Научная статья на тему 'Научные коммуникаций в России: проблемы и перспективы'

Научные коммуникаций в России: проблемы и перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
937
158
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИИ / НАУЧНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / НАУЧНЫЙ PR / ПОПУЛЯРНАЯ НАУКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафонова А. С.

В статье рассматриваются вопросы и проблемы развития системы научных коммуникаций в России в контексте интенсивной интеграции науки в общественное сознание. Выявляются тенденции в области подготовки научных журналистов и научных коммуникаторов, определяется область ключевых компетенций подобных специалистов, определяются задачи, стоящие в сфере поиска новых форм взаимодействия науки и общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научные коммуникаций в России: проблемы и перспективы»

РАЗДЕЛ IV

ПРОБЛЕМЫ И ДОСТИЖЕНИЯ В НАУЧНОЙ СФЕРЕ

УДК 001.83 + 316.454.52

А.С. Сафонова

НАУЧНЫЕ КОММУНИКАЦИЙ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-Петербург, merry.pr@yandex. ru

Резюме.

В статье рассматриваются вопросы и проблемы развития системы научных коммуникаций в России в контексте интенсивной интеграции науки в общественное сознание. Выявляются тенденции в области подготовки научных журналистов и научных коммуникаторов, определяется область ключевых компетенций подобных специалистов, определяются задачи, стоящие в сфере поиска новых форм взаимодействия науки и общества.

Ключевые слова: наука, научные коммуникации, научная журналистика, научный PR, популярная наука.

Summary.

A.S. Safonova. Scientific communications in Russia: problems and prospects. The issues and problems of the development of a scientific communications system in Russia are described in the article. All this happens in the context of the intensive integration of science into the public consciousness. The trends in the field of training of scientific journalists and scientific communicators are identified. The area of key competencies of such specialists is determined, the tasks in the field of searching for new forms of interaction between science and society are defined. Keywords: science, scientific communications, scientific journalism, scientific PR, popular science.

Развитие информационно-коммуникационных технологий значительно изменило процессы распространения, обработки и хранения информации, что обусловило появление новой модели научных коммуникаций и коммуникационной культуры, зарождение современных форм взаимодействия участников системы научной коммуникации, а также развития экономики знаний в России [1, 2].

Изучение системы научных коммуникаций в России представляет значительный исследовательский интерес. На сегодняшний день существует несколько подходов к определению понятия «научные коммуникации». Ряд авторов акцентирует внимание на взаимодействии внутри научного сообщества [3, 4], другие определяют научные коммуникации как процессы и механизмы движения научных идей внутри научного сообщества, а также за его пределами [5]. Мы понимаем данный процесс как формирование и поддержание связей как внутри субъектов науки, так и между субъектами науки и различными общественными, государственными и бизнес- структурами.

Сфера научных коммуникаций России переживает период активного роста. Увеличивается уровень и степень вовлеченности российского общества в науку и научное знание, возрастает спрос на научную информацию различных тем и форматов, происходит рост числа научно-популярных изданий (в частности, электронных), фильмов, интернет-порталов, расширяется перечень коммуникационных научных активностей - фестивалей науки, выставок, конференций, публичных лекций, интернет-проектов, специальных событий. Так, например, в течение 2018 г. в Санкт-Петербурге был проведен ряд масштабных мероприятий, посвященных науке и технике: научно-популярный фестиваль «Greek picnic», фестиваль науки, кино и фантастики «Старкон», форум в отрасли криптовалют, блокчейна и ICO - «Blockchain Life 2018», научно-популярный астрономический фестиваль «Пулковский меридиан» и др.

Как показывают опросы общественного мнения, 85% россиян смотрят научно-популярные передачи и фильмы (при этом 42% отмечают, что таких программ на телевидении недостаточно), 52% хотя бы изредка читают книги и статьи о науке. Больше всего россиян интересуют проблемы медицины, биотехнологии, а также исследования космоса и сфера IT [6].

Рассмотрим, какие изменения произошли в системе средств массовой коммуникации, подтверждающие процессы популяризации науки в обществе. Во-первых, за последние годы значительно расширился рынок печатных и электронных СМИ, посвященных научным разработкам и открытиям, целью

431

которых является популяризация науки, а также трансляция научной информации широким аудиториям. Среди наиболее известных научно-популярных изданий можно выделить такие, как: «Кот Шредингера», «В мире науки», «Наука и жизнь», Наука 2.0, «Популярная механика» и другие.

По оценкам исследователей, рынок печатных, в том числе, научно-популярных СМИ переживает непростые времена в связи с ухудшением экономики издательского и дистрибуторского бизнесов, уменьшением численности изданий, падением продаваемых тиражей, ростом розничных и подписных цен, сокращением киоскового парка, ограничением доступа россиян к каналам приобретения газет и журналов [7]. Значительное влияние на падение рынка оказали и изменения в законодательстве, ограничивающие долю иностранного капитала в СМИ [8].

Однако сложившаяся ситуация не отразилась на росте интернет-проектов, которые сумели адаптироваться к новым условиям. В интернет - среде востребованы такие ресурсы, как: «Постнаука», «Rosnauka.ru», «Теории и практики», «Чердак», «Наука XXI века», «Наука и жизнь» и многие другие. В целях роста читательской и зрительской аудитории, а также поддержания интереса и лояльности, интернет - порталы применяют стратегии social media marketing (продвижение в социальных сетях), умело создавая уникальные типы контента: фотоматериалы, live-трансляции, анимированные ролики, инфографику, видеолекции, лайфхаки и проч. [9].

Отдельно стоит выделить появление в сети интерактивных форматов работы с пользователями, когда вовлечение на ресурс происходит через применение образовательно-развлекательных форматов «edutainment», означающих дословно «развлечение через обучение» ("education" - образование, просвещение, обучение; и "entertainment" - развлечение, зрелищное мероприятие, культурно-развлекательная программа) [10]. Данная механика взаимодействия с пользователями позволяет транслировать знания через новые форматы презентации научных достижений, предоставляющие возможности дополненной реальности и имитации присутствия. Подобная развлекательная подача научного материала является успешной стратегией популяризации науки и увеличения количества заинтересованных пользователей на ресурсе.

Среди существенных особенностей современной информационной среды научной коммуникации также перечислим: формирование виртуального научного пространства; создание и развитие цифровой научной инфраструктуры; формирование системы идентификации авторов и объектов;

432

развитие облачных технологий; широкое распространение мобильных устройств и приложений [11].

На ряду с развитием он-лайн коммуникаций, увеличивается и посещаемость «оффлайн» событий и мероприятий: научных выставок, форумов, научно-познавательных музеев, летних школ и т.д. [6].

Несмотря на растущий интерес к науке со стороны российского общества, наблюдается недооценка роли и места научных коммуникаторов со стороны научного сообщества и научно-исследовательских институтов. Следствием этого становится неумение ученых выстраивать персональный «научный» бред и позиционировать научные продукты и идеи, отсутствие навыков самопрезентации и предъявления широким массам своих разработок и открытий, неумение и(или) нежелание создавать социальный капитал научного продукта. Данные факторы, в конечном итоге, могут привести к понижению уровня инвестиций в научные разработки, снижению уровня доверия к отраслям науки в обществе, оттоку профессиональных кадров.

В данной связи, на первый план выходит проблема институционализации отрасли научных коммуникаций и подготовки высококвалифицированных научных кадров, соответствующих требованиям самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов высшего образования, коммуникаторов от науки и научных журналистов [12,13], способных преобразовывать научное знание в понятные сообщения для широких целевых аудиторий.

Как отмечает Р.Н. Абрамов, «гуманитарные ученые и профессиональные журналисты формируют новую модель научной журналистики. Экспертная позиция научного журналиста заключается в знании и практическом умении отбирать и адаптировать релевантные научные знания для широкой аудитории «дилетантов»[13, с. 114].

Другой, не менее важной проблемой является информационная закрытость научно-образовательной системы (научных школ, учреждений) [15,16], что препятствует созданию паблисити научных исследований и открытий, положительного имиджа представителей научного сообщества, а также созданию достоверного и актуального контента. Определенно, необходимо возрастание роли самих ученых, которые, имея экспертный статус, становятся «популяризаторами» науки, посредством научного нетворкинга формируют научные коммуникативные сети. Обозначилась задача выстраивания внешних коммуникаций различных форматов, способных сказываться на повышении

433

конкурентноспособности научно-исследовательского и образовательного учреждения.

Высшие учебные заведения уже оценили актуальность и ценностный потенциал подготовки специалистов в данной области. Первым в 2016 г. начал готовить научных коммуникаторов университет ИТМО по магистерской программе «Научная коммуникация». В 2018 г. на базе кафедры «Реклама и связи с общественностью» СПбПУ Петра Великого открылась магистерская программа «Научный PR и продвижение научно-технического продукта». Обучение научному PR позволяет интегрировать знания и навыки коммуникаторов и специалистов в области рекламы применительно к знаниям и умениям технических специальностей, результатом чего должно стать получение студентами компетенций в сфере продвижения научно-технической продукции.

Для эффективного выстраивания системы научных коммуникаций в России необходимо разработать ряд унифицированных стандартов, которые могли бы четко определять функционал научных коммуникаторов, выявлять и контролировать ключевые показатели эффективности подобных специалистов. В функциональные обязанности научных коммуникаторов должно входить: умение наладить взаимодействие с отечественными и зарубежными СМИ; умение работать в социальных сетях, знание методов отбора научной информации и способов ее ретрансляции широкой общественности, владение навыками подготовки разноформатных научных материалов; навыками планирования и организации рекламных и PR-кампаний; развития корпоративных СМИ и т.д.

Несмотря на то, что на государственном уровне уже сформирован ряд акторов, регулирующих научно-образовательную сферe, как отмечает Е.А. Сайко, «существуют проблемы управления системой научных коммуникаций в условиях информационного общества, разрешение которых возможно на основании результатов научных исследований, ориентированных на разработку стратегий развития научных коммуникаций в России, осмысление и обобщение эффективных отечественных и зарубежных моделей и практик, существующих в сфере научных коммуникаций, поиск механизмов, методов и форм поддержки научных коммуникаций на государственном уровне» [3, с. 209].

Перед системой выстраивания научных коммуникаций стоит и ряд внутренних задач, от решения которых будет зависеть развитие инновационного потенциала и экономики знаний в России. Среди них можно выделить:

434

профессиональную подготовку научных журналистов и коммуникаторов, создание отраслевых ассоциаций и союзов, способствующих обмену опытом, а также лоббированию интересов отрасли, создание четкой системы оценок эффективности работы научных коммуникаторов и многое другое.

Список источников

1. Савченко А. П. Открытое информационное пространство научной коммуникации как фактор развития экономики знаний в России //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. -2017. - №. 1.

2. Макаров В. В., Блатова Т. А. Информационно-коммуникационные технологии как индикатор развития экономики знаний // Российский гуманитарный журнал. - 2014. - Т. 3. - №. 4. - С. 275-280.

3. Сайко Е. А. Научные коммуникации в России: реалии и перспективы исследования проблемы // Научная периодика: проблемы и решения. - 2015. - Т. 5. - №. 5. - 208-212.

4. Базанова Е. М. Лаборатория научной коммуникации: российский опыт // Высшее образование в России. - 2015. - №. 8-9. - 135-142.

5. Медведева С. М. Научная коммуникация в современном мире: проблемы и перспективы // Вестник МГИМО Университета. - 2014. - №. 2 (35). - С. 253-255.

6. Интерес к современной науке // Официальный сайт фонда «Общественное мнение» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://fom.ru/Nauka-i-obrazovame/11721 (дата обращения 21.10.2018).

7. Рынок печатных и электронных СМИ в России и за рубежом 2016: преодоление кризиса, сохранение и развитие медиабизнеса // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.arpp.ru/pressr/277443-rynok-pechatnykh-i-elektшnnykh-smi-v-шssii-i-za-mbezhom-2016-preodoleme-krizisa-sokhraneme-i-razvitie-mediabiznesa.html (дата обращения 22.10.2018).

8. Вступил в силу закон об ограничении иностранного капитала в СМИ // Коммерсантъ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/2888401 (дата обращения 22.10.2018).

9. Тростинская И. Р. Социальные сети как форма организации научной коммуникации //Наука в общественном диалоге: ценности, коммуникации, организация. - 2017. - С. 149-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.