Научная статья на тему 'Сайт академической организации как платформа для продвижения научных достижений'

Сайт академической организации как платформа для продвижения научных достижений Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
384
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
веб-сайт / научно-исследовательский институт / Новосибирский научный центр / Сибирское отделение Российской академии наук / ННЦ / СО РАН / популяризация науки / научные коммуникации. / website / research institution / Novosibirsk Scientific Center / Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences / NSC / SBRAS / popularization of science / science communications

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Юдина Инна Геннадьевна, Базылева Елена Анатольевна

В настоящее время за академическими институтами закреплены функции популяризации и пропаганды достижений науки. В работе изложены результаты исследования контента сайтов учреждений Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. Основное внимание было уделено изучению новостных лент. По итогам исследования были сформулированы некоторые требования к отражению информации популяризационного характера, а также выдвинуто предложение по разработке единых подходов к продвижению результатов научной деятельности через веб-сайты академических институтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACADEMIC ORGANIZATIONS WEBSITE AS A PLATFORM FOR PROMOTION OF SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS

Currently, the popularization and promotion of scientific achievements are assigned to academic institutions. The websites of research organizations occupy a special place in the system of scientific communications. In addition to performing representative functions, the websites appear to be a powerful marketing tool that allows to carry out an integrated promotion of the organization’s achievements. The paper presents the results of content study of the sites of institutions of the Novosibirsk Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. The present paper focuses on the analysis of news feeds. It has been found, that news reports aimed directly at promoting the results of research conducted by research staff, promote the scientific institution, increase the authority of scientists and the importance of the scientific team in the scientific community, develop the Russian and international cooperation, attract public attention to the scientific problem and distribute reliable data about it. According to the results of the study, some requirements for the reflection of information popularizing science were formulated, and a proposal was made to develop common approaches to promoting the results of scientific activities through the websites of academic institutions.

Текст научной работы на тему «Сайт академической организации как платформа для продвижения научных достижений»

УДК 659.442 DOI: 10.24411/2070-0695-2019-10318

И. Г. Юдина

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск

Е. А. Базылева

Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук, Новосибирск

САЙТ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК ПЛАТФОРМА ДЛЯ ПРОДВИЖЕНИЯ

НАУЧНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-011-00929 А

В настоящее время за академическими институтами закреплены функции популяризации и пропаганды достижений науки. В работе изложены результаты исследования контента сайтов учреждений Новосибирского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук. Основное внимание было уделено изучению новостных лент. По итогам исследования были сформулированы некоторые требования к отражению информации популяризационного характера, а также выдвинуто предложение по разработке единых подходов к продвижению результатов научной деятельности через веб-сайты академических институтов.

Ключевые слова: веб-сайт, научно-исследовательский институт, Новосибирский научный центр, Сибирское отделение Российской академии наук, ННЦ, СО РАН, популяризация науки, научные коммуникации.

Введение

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О Российской академии наук...» в редакции от 19 июля 2018 года № 218-ФЗ [19] за Российской академией наук (РАН) закреплены функции по распространению научных знаний, повышению престижа науки и популяризации достижений науки и техники. Институты РАН должны принимать участие в разработке, обеспечении и реализации программ популяризации и пропаганды науки, научных знаний, программ поддержки научно-технического творчества среди детей и молодежи.

Популяризацию науки определяют как «коммуникационную деятельность ученых по ознакомлению общества с результатами своей научной деятельности в виде объективного описания мира и методов получения такого описания» [8]. Функцию координатора деятельности по научному просвещению и пропаганде науки в масштабах страны осуществляет комиссия РАН [16].

В России изучению научных коммуникаций как важнейшей функции научно-образовательных учреждений стало уделяться особое внимание в течение нескольких последних лет. Как известно, развитие новых информационных технологий обусловило виртуализацию традиционных и появление новых форм популяризации науки [5. С. 9]. В настоящее время интенсивно развиваются электронные формы популяризации науки, среди которых интернет-издания, научно-популярные каналы, научно-популярные сайты, агрегаторы научной информации и прочие. Однако созданием таких ресурсов занимаются не ученые, что нередко приводит к искажению научных фактов. Кроме того, исследование предметно-тематической направленности научно-популярных сайтов позволило установить количественный перевес тематики информации, размещаемой на подобных сайтах, в сторону точных и прикладных наук. Гораздо реже встречаются научно-популярные сайты, посвященные гуманитарным отраслям знания: филологии, философии, психологии, экономике, педагогике, юриспруденции и др. [10; 9].

Особое место в системе научных коммуникаций занимают веб-сайты исследовательских организаций, которым присущи базовые коммуникационные возможности. Помимо выполнения представительской функции, сайты являются мощным маркетинговым инструментом,

позволяющим осуществлять комплексное продвижение достижений организации, стимулировать спрос на научно-техническую продукцию [15].

Однако, несмотря на то, что веб-сайт признан базовым коммуникационным инструментом, далеко не все научные организации используют его в полной мере с целью популяризации научных знаний. Кроме того, в отличие от вузов, для которых еще в 2000-е годы начал формироваться перечень основных документов, регламентирующий требования к структуре и контенту официального сайта образовательной организации [12; 13; 20], единые требования к структуре сайтов организаций РАН, в которых могли бы быть зафиксированы функции или требования к популяризации науки, отсутствуют до сих пор.

Изученность темы

Исследования, посвященные изучению коммуникационной функции сайтов российских научных организаций, проводятся менее десяти последних лет.

При рассмотрении изученности заявленной темы прежде всего необходимо осветить работу Ассоциации коммуникаторов в сфере образования и науки (АКСОН), представители которой в 2017 году в рамках проекта «Коммуникационная лаборатория» провели коммуникационный аудит - расширенное исследование состояния коммуникационной функции в 1700 научных и образовательных организациях России. Деятельность каждой организации оценивалась по следующим критериям: наличие официального сайта, в том числе его англоязычной версии, наличие на сайте информации о научной деятельности организации (новости науки в ленте, научно-популярные статьи, представление научного коллектива, размещение публикаций с краткими описаниями и т. д.), актуальность информации на сайте, наличие на сайте информации о специализированной коммуникационной службе, наличие страниц и каналов в социальных сетях [11]. Анализ собранных данных показал, что у большинства из исследуемых организаций (95,6 %) есть свой сайт, у трети - страницы в соцсетях. В то время как в 2014 году сайты существовали менее чем у 90 % организаций [6. С. 123].

Некоторые авторы отмечают, что на сайтах российских университетов и научных институтов особенно заметно обилие «институциональных» (гранты, конференции, реформы, юбилеи, проекты, семинары) тем и нехватка «содержательных» (атомы, организмы, планеты, органы и т. д.) [17. С. 84]. К аналогичному выводу пришли научные сотрудники Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения РАН (ГПНТБ СО РАН) в результате исследования, посвященного контент-анализу массива научных новостей в средствах массовой информации (СМИ) [24].

Изучению популяризации деятельности научной организации посредством веб-сайта посвящены работы сотрудников Института социально-экономического развития территорий РАН (ИСЭРТ РАН) [4; 7; 18; 14]. Результаты анализа популярности интернет-портала ИСЭРТ РАН, основанного на изучении статистики доступов к сайтам организации, способствовали принятию решения о предоставлении свободного доступа к полнотекстовым версиям изданий и документов на страницах ресурсов собственной генерации [14]. Авторы отмечают, что одним из важнейших направлений по популяризации сайтов научных учреждений является усиление содержательной части веб-ресурсов и расширение их функционала. Особое внимание ученые ИСЭРТ РАН уделяют продвижению сайтов в социальных сетях и подчеркивают, что «...систематическая работа по продвижению сайтов позволяет научным организациям решать задачи по созданию действенных инструментов для популяризации их научных достижений и интеграции в международное информационное пространство» [18. С. 15].

Отдельные исследователи включают в онлайновое пространство научных коммуникаций блоги, электронную почту, форумы, чаты, файлообменники, обменники научным видеоконтентом, но не рассматривают в этом ключе сайты научных учреждений [2; 3].

Как показал анализ публикаций, комплексных исследований контента сайтов научных организаций Сибирского отделения РАН не проводилось. При этом изучению информационно-коммуникационного пространства СО РАН методами вебометрики посвящено значительное количество работ [21; 22; 23].

В связи с малоизученностью заявленной нами проблемы было принято решение на примере сайтов институтов Новосибирского научного центра (ННЦ) («Новосибирский научный центр -

первый и самый крупный в Сибирском отделении РАН, в котором находится около половины его научного потенциала - почти 40 исследовательских институтов». - И. Ю., Е. Б.) провести мониторинг и определить, как учреждения Сибирского отделения Российской академии наук реализуют свою коммуникационную функцию через веб-сайты в условиях необходимости осуществлять популяризацию научных результатов организации - с одной стороны, и, - при отсутствии четких рекомендаций со стороны вышестоящих органов (Министерства образования и науки РФ) - с другой.

Описание исследования

Перед проведением исследовательской работы была сформулирована гипотеза: сайт научной организации как элемент научных коммуникаций служит платформой для популяризации науки. Информационной базой исследования стали сайты академических институтов Новосибирского научного центра СО РАН, включая учреждения медицинского и сельскохозяйственного профилей.

С целью получения данных о том, насколько полно научно-исследовательские учреждения (НИУ) представляют сведения о своих научных достижениях в информационно-коммуникационном онлайн-пространстве был проведен контент-анализ веб-сайтов. При проведении мониторинга внимание акцентировалось на новостных разделах, поскольку преимущественно в них размещается актуальная информация, нацеленная на популяризацию научных достижений. Авторами статьи была разработана оценочная таблица. Предложенные в ней критерии соотносятся с классификацией массива информации портала «Новости сибирской науки» (http://www.sib-science.info/ru), созданного ГПНТБ СО РАН в 2015 году для агрегации текущей новостной информации по проблемам российской науки, и науки сибирского региона в первую очередь [1].

Сайты институтов ННЦ анализировались по рубрикам оценочной таблицы, содержащим информацию о внутренней жизни института, СО РАН, РАН, Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО) / Министерстве науки и высшего образования РФ, грантах, конференциях, анонсах научных мероприятий, взаимодействии с вузами (рис. 1). Наиболее подробно проводилось изучение сведений о публикациях в средствах массовой информации об исследуемых организациях (новостные сообщения об институте, его разработках, достижениях, сотрудниках и т. п.). Особое внимание было уделено представленным в новостных лентах сообщениям об опубликованных в рейтинговых зарубежных изданиях научных статьях ученых НИУ.

100 100

Рис. 1. Отражение новостной информации на сайтах НИУ ННЦ СО РАН согласно заявленным оценочным критериям (в %)

Всего было изучено 38 сайтов учреждений Новосибирского научного центра. Анализ показал, что на сайтах всех организаций имеются новостные ленты - важнейшие источники текущей информации как о внутренней жизни конкретного института, так и о достижениях российской

и мировой науки. При этом формат, наполнение и глубина отражения новостных сообщений отличны друг от друга. На сайтах большинства НИУ архив новостей представлен примерно за последние 5-8 лет, а в некоторых случаях даже более глубоко: Институт систем информатики им. А. П. Ершова СО РАН - с 2001 года, Институт математики им. С. Л. Соболева СО РАН и Институт теоретической и прикладной механики им. С. А. Христиановича СО РАН - с 2003 года.

На сайтах ряда учреждений (34 % от общего числа изученных НИУ) новостная лента делится на рубрики: Новости ФАНО и РАН, Научная жизнь, Конференции и семинары, Заседания ученого и диссертационного советов, Защиты диссертаций, Экспертное мнение, Гранты и фонды, Новости отдела коммуникаций и др. Более половины институтов отражают не все события научной жизни своей организации в лентах новостей, а размещают их в других разделах сайта (Публикации, Защита диссертаций, Важнейшие научные результаты и др.).

Информация, касающаяся внутренней жизни организации, представлена на сайтах всех институтов научного центра, что вполне обоснованно. Новости, относящиеся к деятельности СО РАН, РАН, ФАНО / Министерству науки и высшего образования РФ, отражены у большинства институтов (60 %, 55 % и 66 % соответственно). При этом публикуются преимущественно официальные документы, например, о выборах директора. На сайтах ряда институтов даны ссылки на новостные разделы официальных сайтов вышестоящих организаций. Таким образом, более чем у половины институтов на сайтах размещается информация, касающаяся не только непосредственно учреждения, но и вопросов государственной научной политики, перспектив развития российской науки.

Сообщения о конкурсах на грантовое финансирование научных проектов представлены почти на всех сайтах НИУ (84 % от общего числа). В данной тематической группе публикуются преимущественно как анонсы конкурсов, так и информация об уже полученных грантах. Некоторые институты публикуют полные тексты отчетов по грантам.

Информация о научных мероприятиях есть на сайтах всех НИУ. На большинстве сайтов конференции выделены в самостоятельный раздел, но в некоторых случаях представлена информация только о конференциях, организатором которых является исследуемый институт. Анонсирование мероприятий (семинаров, конференций и защит диссертаций) представлено на 87 % сайтов. Многие институты размещают полные тексты сборников материалов конференций (Институт математики им. С. Л. Соболева, Институт молекулярной и клеточной биологии, Институт неорганической химии им. А. В. Николаева, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН), докладов научных сессий (Институт ядерной физики им. Г. И. Будкера СО РАН), сборников статей (Институт систем информатики им. А. П. Ершова СО РАН), монографий (Институт истории, Институт филологии, Институт философии и права, Институт химии твердого тела и механохимии, Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН).

Новости, относящиеся к научно-образовательной деятельности, отражены на сайтах половины учреждений. В основном освещаются такие темы, как взаимодействие НИУ с вузами, совместные разработки НИУ и вуза, а также научные достижения вузов в области, представляющей для института интерес.

Публикации в СМИ представлены на подавляющем большинстве сайтов институтов (76 %). Типичные заголовки разделов, содержащих информацию о публикациях в масс-медиа: «СМИ об Институте», «СМИ о нас», «Сообщения в СМИ», «ИНХ в зеркале прессы», «Пресса о нас», «ИСИ СО РАН в прессе», «Об институте в СМИ», «СМИ об институте» и пр. На сайтах Федерального исследовательского центра Института цитологии и генетики СО РАН, Института химической кинетики и горения им. В. В. Воеводского СО РАН размещаются пресс-релизы и научно-популярные публикации в средствах массовой информации. На сайтах некоторых учреждений самостоятельной рубрики «Публикации в СМИ» нет, но отдельные публикации, видеозаписи передач об организации на различных каналах ТВ представлены в общей новостной ленте. В разделе «Публикации в СМИ» размещается информация о материалах, опубликованных в различных средствах массовой информации, касающихся деятельности института, о разработках и достижениях его сотрудников. У многих институтов на сайте представлен глубокий архив публикаций в СМИ, например, Институт химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН - с 2006 года.

Одним из важнейших направлений деятельности РАН является экспертное научное обеспечение деятельности государственных органов и организаций. Информация об экспертной деятельности новосибирских ученых находит отражение и на новостных страницах веб-сайтов исследовательских организаций. Ряд НИУ учитывает и публикует комментарии известных ученых по различным вопросам науки и практики. Например, на сайте Института экономики и организации промышленного производства СО РАН под рубрикой «Экспертное мнение» освещается точка зрения ведущих научных сотрудников на проблемы, отраженные в публикациях журналов, газет, новостных сайтов и связанные с научной тематикой данного института. Среди новостных сообщений сайта Института истории СО РАН также встретилось несколько заметок об участии ведущих сотрудников в экспертной деятельности (рецензирование учебников по истории России для средней школы, выступление в качестве экспертов в ток-шоу телеканала «Россия 1 - Новосибирск»). Отметим, отражение подобной информации на сайтах институтов служит для привлечения внимания со стороны ученых других организаций схожей тематики, представителей властных структур и бизнеса, в том числе зарубежного.

Как известно, научная публикация - основная форма представления результатов научного исследования. Одной из важнейших проблем (в рамках популяризации научных достижений) является правильное отражение как в СМИ, так и в лентах новостей сайтов исследовательских организаций, информации об опубликованных в зарубежных и отечественных журналах, входящих в системы научного цитирования Web of Science и Scopus, научных публикациях. Требования к составлению научно-популярной новости об опубликованных результатах исследования в рейтинговых изданиях международного уровня заключаются прежде всего в следующем: популярное изложение сути исследования, точное библиографическое описание статьи, указание персонального профиля авторов и аффилированных организаций, а также наличие ссылки на полный текст. Однако, как показало настоящее исследование, эти требования зачастую не соблюдаются.

В новостных лентах сайтов некоторых НИУ (лишь 16 % от общего числа) встречаются сообщения о статьях сотрудников института, опубликованных в престижных зарубежных и отечественных изданиях, входящих в международные базы данных. Подобные новостные сообщения сопровождаются краткими или расширенными аннотациями, полными текстами с отсылкой на первоисточник. К сожалению, необходимо констатировать, что данная практика популяризации научных достижений недостаточно распространена. Анализ сведений о публикациях в рейтинговых зарубежных изданиях на новостных лентах сайтов НИУ ННЦ показал, что этот вид информации, как правило, не содержит популярного изложения сути исследования, ссылок на персональные страницы ученых или их профили в базах данных научного цитирования, дополнительную информацию о статьях в изданиях СМИ и социальных сетях организации.

Выводы и рекомендации

Как показало исследование, информация, размещаемая на сайтах академических НИУ, гораздо шире, чем тематика новостных сообщений, рассмотренных в данном исследовании. Целью дальнейших изысканий может стать контент-анализ таких разделов сайтов, как: важнейшие научные результаты, архивы изданий организации, материалы по истории создания институтов, юбилейные ресурсы, виртуальные музеи, а также страницы организаций в социальных сетях. Однако удалось установить текущее состояние дел по отражению наиболее, на наш взгляд, актуальных и важных тем, имеющих отношение к продвижению научных достижений и инновационной деятельности сибирских ученых.

Выдвинутая в начале исследования гипотеза, что сайт научной организации как элемент научных коммуникаций служит платформой для популяризации науки, нашла свое подтверждение. В целом НИУ ННЦ СО РАН занимаются популяризацией своих научных достижений, используя для этой цели в качестве платформы веб-сайт организации. Несмотря на то, что в настоящее время НИУ активно развивают и актуализируют свои сайты, единообразных подходов к представлению информации популяризационного характера выявлено не было. Возможно, в рамках деятельности комиссии РАН по популяризации науки следует разработать единые правила по составлению и отражению информации, способствующей научному просвещению и пропаганде науки на сайтах академических институтов.

На основе контент-анализа сайтов в соответствии с критериями оценочной таблицы установлено, что организации Новосибирского академгородка, подведомственные РАН, активно публикуют информацию о своей внутренней жизни, новостях СО РАН, РАН, Министерства науки и высшего образования РФ, о грантах, конференциях и анонсах научных мероприятий, а также о сотрудничестве с вузами. Несмотря на то, что тематика новостных сообщений преимущественно посвящена отражению внутренней жизни институтов, ряд организаций на своих сайтах информирует о достижениях отечественной и мировой науки.

Крайне ограниченное количество институтов используют коммуникационные возможности сайта для освещения экспертной практики своих ученых, несмотря на то, что экспертное научное обеспечение деятельности государственных органов и организаций и оказание экспертных услуг является неотъемлемой функцией РАН.

Что касается информации о результатах научных изысканий, опубликованных в рейтинговых изданиях, то лишь небольшая часть организаций в лентах новостей популярно излагает суть своих исследований, указывает ссылки на персональные страницы ученых и их профили в базах данных научного цитирования, дает дополнительную информацию о статьях в изданиях СМИ и социальных сетях организации, а не просто констатирует факт выхода в свет научной работы. Сведения о разработках, проводимых институтами и размещенных на их сайтах, являются гарантами достоверности научной информации.

В заключение следует отметить, что институты должны поддерживать постоянный поток обновляемой информации на своих сайтах. Новостные сообщения, направленные непосредственно на продвижение результатов исследований, проводимых сотрудниками НИУ, способствуют популяризации научного учреждения, повышению авторитета ученых и значимости научного коллектива в научной среде, развитию сотрудничества на российском и международном уровнях, привлечению общественного внимания к научной проблеме и распространению о ней достоверной информации.

Список литературы

1. Базылева Е. А. ГПНТБ СО РАН - интегратор новостной научной информации // Научные и технические библиотеки. 2017. № 10. С. 15-23.

2. Богданова И. Ф. Научные коммуникации в онлайновом пространстве // Наука и инновации. 2014. № 4. С. 13-16.

3. Богданова И. Ф. Онлайновое пространство научных коммуникаций // Социология науки и технологий. 2010. Т. 1, № 1. С. 140-161.

4. Гулин К. А. Интернет-портал как средство популяризации деятельности научной организации // Проблемы развития территории. 2015. Вып. 5 (79). С. 52-65.

5. Дивеева Н. В. Популяризация науки как разновидность массовых коммуникаций в условиях новых информационных технологий и рыночных отношений : дисс. ... канд. филол. наук. Ростов-на-Дону, 2014. 186 с. URL: http://www.science.vsu.ru/dissertatюns/885/Диссертация_ Дивеева_Н.В.pdf (дата обращения: 27.03.2019).

6. Исследование динамики научной коммуникации в России 2016-2017 гг. Ежегодное исследование Проекта «Коммуникационная лаборатория» / РВК; Университет ИТМО. [М., СПб., 2018]. 126 с. URL: https://www.rvc.ru/upload/iblock/637/Issledovaniye_dinamiki_2016-2017.pdf (дата обращения: 27.03.2019).

7. Кабакова Е. А., Усков В. С. Веб-сайт научно-исследовательского учреждения: наполнение, посетители, развитие // Вопросы территориального развития. 2014. Вып. 3 (13). С. 1-12.

8. Литвак Н. В., Медведева С. М. Введение в проблему популяризации науки: возможности и конфликты понимания // Конфликтология. 2017. № 1. С. 174-188.

9. Макарова Е. Е. Научно-популярные сайты в системе СМИ : типологические и профильные особенности : автореф. дисс. ... канд. филол. наук. М., 2013. 25 с.

10. Обжорин А. М. Проблемы популяризации науки в России // Научная периодика : проблемы и решения. 2017. Т. 7, № 2. С. 117-125.

11. Положение о ежегодной премии «Коммуникационная лаборатория». URL: http://akson. science/assets/file/poloz.pdf (дата обращения: 27.03.2019).

12. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и обновления информации об образовательной организации» от 10 июля 2013 г. № 582 (в редакции от 11.12.2018) // Министерство труда и социальной защиты: официальный сайт. URL: https://rosmintrud.ru/docs/government/120 (дата обращения: 27.03.2019).

13. Приказ Рособрнадзора «Об утверждении требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и формату представления на нем информации» от 29 мая 2014 № 785 (в редакции от 02.01.2018) // Система Образование - справочная система для специалистов образования. URL: https://www.tgl. net.ru/files/web/785_022018.pdf (дата обращения: 27.03.2019).

14. Скородумов П. В., Холодев А. Ю. Анализ популярности веб-сайта научной организации с помощью различных систем сбора статистических данных // Вопросы территориального развития. 2016. Вып. 1 (31). С. 1-13.

15. Соловьев П. Сайт научной организации как комплексный коммуникативный продукт // Наука и инновации. 2014. № 4 (134). С. 29-31.

16. Субботина Д. Комиссия РАН по популяризации науки провела первое заседание // Научная Россия. Электронное периодическое издание. 2019. 1 февраля. URL: https://scientificrussia.ru/ articles/komissiya-po-populyarizatsii-nauki (дата обращения: 27.03.2019).

17. Тарасевич Г. Научная журналистика: содержательная и институциональная // Формула научного PR : практики, кейсы и советы / SPN Communications по заказу РВК. М., 2015.

18. Третьякова О. В., Маковеев В. Н., Чугреев В. Л. Повышение посещаемости веб-сайтов научной организации и их продвижение в сети интернет // Социальное пространство. 2016. № 5 (07). С. 1-19.

19. Федеральный закон Российской Федерации «О внесении изменений в Федеральный закон «О Российской академии наук, реорганизации государственных академий наук и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»» от 19 июля 2018 г. № 218-ФЗ // Президент России: официальный сайт. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/43343 (дата обращения: 27.03.2019).

20. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, Ст. 28, 29, 30 // Президент России: официальный сайт. URL: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201212300007.pdf (дата обращения: 27.03.2019).

21. Шокин Ю. И. и др. Изучение научного вебпространства методами вебометрики и теории графов / Шокин Ю. И., Веснин А. Ю., Добрынин А. А., Клименко О. А., Константинова Е. В., Рычкова Е. В., Савин М. Ю. // Zbornik radova konferencije MIT 2013. Belgrad, Serbia, 2014. С. 590600.

22. Шокин Ю. И. и др. Исследование научного веб-пространства Сибирского отделения Российской академии наук / Шокин Ю. И., Веснин А. Ю., Добрынин А. А., Клименко О. А., Рычкова Е. В., Петров И. С. // Вычислительные технологии. 2012. Т. 17, № 6. С. 85-98.

23. Шокин Ю. И. и др. Рейтинг сайтов научных организаций СО РАН / Шокин Ю. И., Клименко О. А., Рычкова Е. В., Шабальников И. В. // Вычислительные технологии. 2008. Т. 13, № 3. С. 128-135.

24. Юдина И. Г. и др. Новости науки в средствах массовой информации / Юдина И. Г., Косяков Д. В., Базылева Е. А., Вахрамеева З. В., Федотова О. А. // Коммуникативная культура : история и современность. Культурноисторическое наследие в социальной коммуникации : матер. VIII Междунар. науч.-практ. конф., 1 ноября 2018 г. (В рамках Международного научного форума «Наследие»). Новосибирск, 2018. С. 65-69.

THE ACADEMIC ORGANIZATIONS WEBSITE AS A PLATFORM FOR PROMOTION

OF SCIENTIFIC ACHIEVEMENTS

Yudina I. G., State Public Scientific-Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, yudina@gpntbsib.ru

Bazyleva E. A., State Public Scientific-Technological Library of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, Novosibirsk, bazyleva_ea@mail.ru

Currently, the popularization and promotion of scientific achievements are assigned to academic institutions. The websites of research organizations occupy a special place in the system of scientific communications. In addition to performing representative functions, the websites appear to be a powerful marketing tool that allows to carry out an integrated promotion of the organization's achievements. The paper presents the results of content study of the sites of institutions of the Novosibirsk Scientific Center of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences. The present paper focuses on the analysis of news feeds. It has been found, that news reports aimed directly at promoting the results of research conducted by research staff, promote the scientific institution, increase the authority of scientists and the importance of the scientific team in the scientific community, develop the Russian and international cooperation, attract public attention to the scientific problem and distribute reliable data about it. According to the results of the study, some requirements for the reflection of information popularizing science were formulated, and a proposal was made to develop common approaches to promoting the results of scientific activities through the websites of academic institutions.

Key words: website, research institution, Novosibirsk Scientific Center, Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences, NSC, SBRAS, popularization of science, science communications.

References

1. Bazyleva, E. A. (2017). GPNTB SO RAN - integrator novostnoj nauchnoj informacii [SPSTL SB RAS is an integrator of science news information]. Nauchnye i tekhnicheskie biblioteki [Scientific and technical libraries], № 10, pp. 15-23.

2. Bogdanova, I. F. (2014). Nauchnye kommunikacii v onlajnovom prostranstve [Scientific communications online]. Nauka i innovacii [Science and Innovation], № 4, pp. 13-16.

3. Bogdanova, I. F. (2010). Onlajnovoe prostranstvo nauchnyh kommunikacij [On-line space of scientific communication]. Sociologiya nauki i tekhnologij [Sociology of science and technology], Vol. 1, № 1, pp. 140-161.

4. Gulin, K.A. & Skorodumov, P. V. (2015). Internet-portal kak sredstvo populyarizacii deyatel'nosti nauchnoj organizacii [Internet portal as a means of popularizing of the scientific organization activities]. Problemy razvitiya territorii [Problems of development of the territory], Iss. 5 (79), pp. 52-65.

5. Diveeva, N. V. (2014). Populyarizaciya nauki kak raznovidnost' massovyh kommunikacij v usloviyah novyh formacionnyh tekhnologij i rynochnyh otnoshenij: diss. ... kand. filol. nauk [Popularization of science as a type of mass communications in the conditions of new information technologies and market relations : thesis for the Candidate's Degree], Rostov-na-Donu, 186 p., available at: http://www.science.vsu.ru/dissertations/885/1Цнссертацнa_1Цнвеева_Н.В.pdf, accessed 27.03.2019.

6. Issledovanie dinamiki nauchnoj kommunikacii v Rossii 2016-2017 gg. Ezhegodnoe issledovanie Proekta «Kommunikacionnaya laboratoriya» (2018) [Study of the dynamics of scientific communication in Russia 2016-2017. Annual Research Project «Communication Laboratory»], Moscow, Saint Petersburg, 126 p., available at: https://www.rvc.ru/upload/iblock/637/Issledovaniye_ dinamiki_2016-2017.pdf, accessed 27.03.2019.

7. Kabakova, E. A. & Uskov, V. S. (2014). Veb-sajt nauchno-issledovatel'skogo uchrezhdeniya: napolnenie, posetiteli, razvitie [The research institution website: content, visitors and development]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Territorial development issues], Iss. 3 (13), pp. 1-12.

8. Litvak, N. V. & Medvedeva, S. M. (2017). Vvedenie v problemu populyarizacii nauki: vozmozhnosti i konflikty ponimaniya [Introduction to the problem of popularization of science: opportunities and conflicts of understanding]. Konfliktologiya [Conflictology], № 1, pp. 174-188.

9. Makarova, E. E. (2013). Nauchno-populyarnye sajty v sisteme SMI: tipologicheskie iprofil'nye osobennosti: avtoref. diss. ... kand. filol. nauk [Popular science sites in the mass media: typological and profile features], Moscow, 25 p.

10. Obzhorin, A. M. (2017). Problemy populyarizacii nauki v Rossii [The problems of popularization of science in Russia]. Nauchnayaperiodika:problemy i resheniya [Scientific periodicals: problems and solutions], Vol. 7, № 2, pp. 117-125.

11. Polozhenie o ezhegodnoj premii «Kommunikacionnaya laboratoriya» [Regulations on the annual Communication Laboratory Award], available at: http://akson.science/assets/file/poloz.pdf, accessed 05.07.2018.

12. Postanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii «Ob utverzhdenii pravil razmeshcheniya na oficial'nom sajte obrazovatel'noj organizacii v informacionno-telekommunikacionnoj seti "Internet" i obnovleniya informacii ob obrazovatel'noj organizacii» ot 10 iyulya 2013 g. № 582 (v redakcii ot 11.12.2018) [Decree of the Government of the Russian Federation «On approval of the rules for posting on the official website of the educational organization in the information and telecommunication network "Internet" and updating information about the educational organization» of July 10, 2013 № 582]. Ministerstvo truda i social'noj zashchity: oficial'nyj sajt [Ministry of Labor and Social Protection: official site], available at: https://rosmintrud.ru/docs/government/120, accessed 05.07.2018.

13. Prikaz Rosobrnadzora «Ob utverzhdenii trebovanij k strukture oficial'nogo sajta obrazovatel'noj organizacii v informacionno-telekommunikacionnoj seti "Internet" i formatu predstavleniya na nem informacii» ot 29 maya 2014 № 785 (v redakcii ot 02.01.2018) [Order of Rosobrnadzor «On approval of requirements for the structure of the official website of the educational organization in the information and telecommunication network "Internet" and the format for presenting information on it» of May 29, 2014 № 785]. Sistema Obrazovanie - spravochnaya sistema dlya specialistov obrazovaniya [Education System - a reference system for educational professionals], available at: https://www.tgl.net.ru/files/ web/785_022018.pdf, accessed 05.07.2018.

14. Skorodumov, P. V. & Holodev, A. Yu. (2016). Analiz populyarnosti veb-sajta nauchnoj organizacii s pomoshch'yu razlichnyh sistem sbora statisticheskih dannyh [Analysis of the scientific organization website popularity by means of different systems for collecting statistics]. Voprosy territorial'nogo razvitiya [Territorial development issues], Iss. 1 (31), pp. 1-13.

15. Solov'ev, P. (2014). Sajt nauchnoj organizacii kak kompleksnyj kommunikativnyj produkt [Scientific organization site as a complex communicative product]. Nauka i innovacii [Science and Innovation], № 4 (134), pp. 29-31.

16. Subbotina, D. (2019). Komissiya RAN po populyarizacii nauki provela pervoe zasedanie [RAS Commission for the Promotion of Science held its first meeting]. Nauchnaya Rossiya. EHlektronnoe periodicheskoe izdanie [Scientific Russia. Electronic periodical], 1 fevralya, available at: https:// scientificrussia.ru/articles/komissiya-po-populyarizatsii-nauki, accessed 05.07.2018.

17. Tarasevich, G. (2015). Nauchnaya zhurnalistika: soderzhatel'naya i institucional'naya [Scientific journalism: informative and institutional]. Formula nauchnogo PR: praktiki, kejsy i sovety [Formula of scientific PR: practices, cases and tips], Moscow.

18. Tret'yakova, O. V., Makoveev, V. N. & Chugreev, V. L. (2016). Povyshenie poseshchaemosti veb-sajtov nauchnoj organizacii i ih prodvizhenie v seti internet [Increase traffic to the websites of the scientific organization and their promotion on the Internet]. Social'noe prostranstvo [Social space], № 5 (07), pp. 1-19.

19. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O Rossijskoj akademii nauk, reorganizacii gosudarstvennyh akademij nauk i vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii"» ot 19 iyulya 2018 g. № 218-FZ [Federal Law of the Russian Federation «On Amendments to the Federal Law "On the Russian Academy of Sciences, Reorganization of State Academies of Sciences and Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation"» of July 19, 2018 № 218-03]. Prezident Rossii: oficial'nyj sajt [President of Russia: official site], available at: http://kremlin.ru/acts/bank/43343, accessed 22.10.2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

20. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii» ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ, St. 28, 29, 30 [Federal Law of the Russian Federation «On Education in the Russian Federation» of December 29, 2012 № 273-FZ, Art. 28, 29, 30]. Prezident Rossii: oficial'nyj sajt [President

of Russia: official site], available at: http://static.kremlin.ru/media/acts/files/0001201212300007.pdf, accessed 22.10.2018.

21. Shokin, Yu. I., Vesnin, A. Yu., Dobrynin, A. A., Klimenko, O. A., Konstantinova, E. V., Rychkova, E. V. & Savin M. Yu. (2014). Izuchenie nauchnogo vebprostranstva metodami vebometriki i teorii grafov [The study of scientific web space using webometrics and graph theory]. Zbornik radova konferencije MIT2013, Belgrad, Serbia, pp. 590-600.

22. Shokin, Yu. I., Vesnin, A. Yu., Dobrynin, A. A., Klimenko, O. A., Rychkova, E. V. & Petrov, I. S. (2012). Issledovanie nauchnogo veb-prostranstva Sibirskogo otdeleniya Rossijskoj akademii nauk [Study of the scientific web space of the Siberian Branch of the Russian Academy of Sciences]. Vychislitel'nye tekhnologii [Computational Technologies], Vol. 17, № 6, pp. 85-98.

23. Shokin, Yu. I., Klimenko, O. A., Rychkova, E. V. & Shabal'nikov, I. V. (2008). Rejting sajtov nauchnyh organizacij SO RAN [Rating of sites of scientific organizations of the SB RAS]. Vychislitel'nye tekhnologii [Computational Technologies], Vol. 13, № 3, pp. 128-135.

24. Yudina, I. G., Kosyakov, D. V., Bazyleva, E. A., Vahrameeva, Z. V. & Fedotova, O. A. (2018). Novosti nauki v sredstvah massovoj informacii [Science News in the Mass Media]. Kommunikativnaya kul'tura: istoriya i sovremennost'. Kul'turnoistoricheskoe nasledie v social'noj kommunikacii: mater. VIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 1 noyabrya 2018 g. (V ramkah Mezhdunarodnogo nauchnogo foruma «Nasledie») [Communicative culture: history and modernity. Cultural and historical heritage in social communication: mater. VIII Intern. scientific-practical Conf., November 1, 2018 (In the framework of the International Scientific Forum «Heritage»)], Novosibirsk, pp. 65-69.

Юдина Инна Геннадьевна - кандидат педагогических наук, заведующая Лабораторией по развитию электронных ресурсов Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

yudina@gpntbsib.ru

Базылева Елена Анатольевна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Лаборатории по развитию электронных ресурсов Государственной публичной научно-технической библиотеки Сибирского отделения Российской академии наук.

bazyleva_ea@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.