Научная статья на тему 'Научные исследования основа инновационного обучения в вузе'

Научные исследования основа инновационного обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
509
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INNOVATION TRAINING / SCIENTIFIC RESEARCHES / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овчаренко А. Г.

Научные исследования основа инновационного обучения в вузе / Овчаренко А.Г. // Вестник КузГТУ, 2012, № 1. С. 150-153. С учетом современных требований к инновационному обучению рассматривается учебно-исследовательская и научно исследовательская работа студентов как первая ступень инновационного обучения в техническом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific researches is basis of innovation training in high school/ Ovcharenko A.G. // The bulletin of KuzSTU, 2012, No 1. Р. 150 153. The research work of the students as the first step of innovation training in technical high school is considered.

Текст научной работы на тему «Научные исследования основа инновационного обучения в вузе»

ПРОБЛЕМЫ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

УДК 378.147

А.Г. Овчаренко

НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ - ОСНОВА ИННОВАЦИОННОГО

ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В отличие от традиционного обучения, которое занимается трансляцией принятых норм мышления и поведения, инновационное обучение направлено на формирование у человека таких качеств и умений, которые позволят ему, как создавать новые продукты, нормы, правила, так и толерантно воспринимать подобные разработки других людей. Впервые эта идея прозвучала в 1979 году в Докладе Римскому клубу «Нет пределов обучению». Тогда же появился и новый термин «инновационное обучение» — обучение, стимулирующее инновационные изменения в культуре и социальной среде, реакция на проблемные ситуации, возникающие в жизни человека и общества в эпоху инноваций. Этот Доклад явился реакцией на состояние кризиса, в котором оказалась система образования, не определяющая в качестве своей главной цели подготовку человека к участию в инновационных преобразованиях. Следствием этого явились реформы образования, которые были проведены в передовых странах мира: США, Великобритании, ФРГ, Японии.

В лучших своих образцах оно ориентировано не столько на передачу знаний, которые постоянно устаревают, сколько на овладение базовыми компетенциями, позволяющими затем - по мере необходимости - приобретать знания самостоятельно. Именно поэтому такое обучение должно быть связано с практикой более тесно, чем традиционное.

В настоящее время наиболее успешными в плане обеспечения инновационного характера развития образовательной деятельности становятся такие высшие учебные заведения, в которых одновременно реализуются следующие три типа процессов:

- разработка студентами реальных проектов в различных секторах экономики;

- проведение исследований фундаментального и прикладного характера;

- использование образовательных технологий, обеспечивающих студентам возможность выбора учебных курсов.

Одна из главных целей инновационного метода обучения - обеспечение надежности, устойчивости специалистов и руководителей, повышение их творческого потенциала и профессионального мастерства в реальных условиях. Все принципы и

формы работы, предусматриваемые инновационным методом, направлены на повышение эффективности обучения.

Наиболее важные идеи эффективности обучения состоят в следующем.

1. Обучение выступает в единстве с творческим решением проблем.

2. Объединение обучения и исследования, представление обучения как вида исследовательской работы.

3. Эффективное обучение - всегда развитие человека, изменение его сознания, взглядов, установок, ценностей, норм.

4. Обучение в группе - один из наиболее мощных инструментов в повышении эффективности обучения и развития человека и организации.

5. Признание последовательности «от практических действий - к знаниям» более продуктивной, чем от - «от знаний - к практическим действиям».

6. Все люди талантливы с детства.

В результате инновационного обучения участники приобретают качество, наиболее важное для успешной деятельности в наше время, -способность гибко, нестандартно и своевременно реагировать на огромное количество изменений, непрерывно обрушивающихся на каждого из нас. Более того, - предвосхищать эти изменения и участвовать в их формировании.

В настоящее время, когда говорят об инновационном обучении в техническом вузе затрагивают, в первую очередь, вопросы организационных инноваций, которые связаны с изменением общей организационной структуры университета и его подразделений, с внедрением новых моделей структурной организации и системы управления, и технологические инновации, которые выражаются во внедрении новых методик и технологий реализации образовательного процесса.

Одним из перспективных методов, используемых в инновационном инженерном образовании, является «контекстное обучение», когда мотивация к усвоению знания достигается путем выстраивания отношений между конкретным знанием и его применением. Не менее важным является «обучение на основе опыта», когда студенты имеют возможность ассоциировать свой собственный опыт с предметом изучения. Данные

методы считаются методами активного обучения, поскольку в центре внимания находится студент, приобретающий знания через деятельность и на основе опыта.

Проблемно-ориентированный подход к обучению позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации, что становится отправной точкой в процессе обучения. Проблемная ситуация максимально мотивирует студентов осознанно получать знания, необходимые для ее решения.

Весьма эффективным и перспективным является использование так называемых «case-studies» методов, основанных на анализе реальных жизненных ситуаций в инженерной практике, менеджменте, организации производстваи выработке соответствующих предложений и решений.

Особую значимость в инновационном инженерном образовании имеют проектно-организованные технологии обучения работе в команде (целевые, ролевые, творческие группы). При этом создаются условия, практически полностью соответствующие реальной инженерной деятельности, и студенты приобретают опыт комплексного решения задачи инженерного проектирования с распределением функций и ответственности между членами коллектива.

Но решающее значение в развитии инновационной экономики России имеет человеческий капитал, или кадровый ресурс. Людям надо создать условия для самореализации, для достижения успеха. В этом задача общества, и в огромной степени - задача государства.

Методы инновационного обучения применяются в отечественных и зарубежных университетах в разной степени и в различных сочетаниях. В настоящее время новые Федеральные государственные образовательные стандарты позволяют пересмотреть Учебные планы, программы и методы подготовки специалистов и бакалавров в области техники и технологии в соответствии с новыми требованиями.

В связи со сказанным выше должен развиваться новый подход к инженерному образованию. Уже в первый год обучения студентам необходимо показывать связь предлагаемого учебного материала с их будущей инженерной деятельностью, перспективами технического, технологического, экономического и социального развития общества. Такой педагогический прием позволит выработать у студентов столь необходимую мотивацию к обучению, большую восприимчивость к теории при освоении ее через практику.

Для перехода к действительно инновационному инженерному образованию следует выполнить ряд условий:

- обновить его содержание на базе знаний из мировых информационных ресурсов;

- использовать принцип «бенчмаркинга» —

выявить лучшие российские и зарубежные аналоги образовательных программ и сориентироваться на них;

- интегрировать предпринимательские идеи в содержание курсов;

- ввести кредитно-накопительную систему оценки образовательных программ для лучшей организации учебного процесса;

- усовершенствовать рейтинговую систему, дополнив ее современной системой тестирования и внешнего контроля за освоением образовательных программ.

Все это требует определенного времени и финансирования. Но инновации нужны уже сегодня. Поэтому автор публикации хотел обратить внимание на ту область обучения, которая в той или иной степени существует в любом техническом вузе и позволяет при активной позиции преподавателей и сотрудников начать выполнять требования инновационного обучения. Автор на примере механического факультета небольшого провинциального вуза показывает, что активная работа в области научных исследований на кафедрах позволяет при минимуме затрат воспитывать будущих творцов.

Механический факультет - один из старейших в Бийском технологическом институте, первая его специальность «Технология машиностроения» была открыта в 1959 году, а сам факультет был организован в 1979 г. Первыми выпускающими кафедрами факультета были «Металлорежущие станки и инструменты» и «Технология химического машиностроения». Сегодня на факультете функционируют 4 выпускающие кафедры: «Металлорежущие станки и инструменты», «Ракетные двигатели и высокоэнергетические устройства автоматических систем», «Автомобильный транспорт», «Производственная безопасность и управление качеством», на которых осуществляется подготовка по специальностям (направлениям): «Технология машиностроения (Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств, специализация», «Технология машиностроения); Проектирование авиационных и ракетных двигателей, специализация», «Ракетные двигатели твердого топлива; Боеприпасы и взрыватели», «Эксплуатация транспортно-технологических машин и комплексов», «Управление качеством».

На факультете обучается около 600 студентов дневного отделения, профессорско-преподавательский коллектив составляет немногим более 70 человек, среди них академик РАН, профессор Сакович Г.В., 9 докторов наук, профессоров и

49 кандидатов наук, доцентов.

На факультете ведется исследовательская работа по госбюджетным темам и по хозяйственным договорам с привлечением аспирантов и студентов (на факультете 21 аспирант дневной и заочной форм обучения по 5 специальностям).

Основы инновационного обучения формируются при вовлечении студентов в учебноисследовательскую работу студентов (УИРС) и научно-исследовательскую работу студентов (НИРС), особенно на выпускающих кафедрах. Это позволяет воспитывать у студентов критическое отношение к осваиваемым дисциплинам и дает возможность растить молодых исследователей, ученых, грамотных преподавателей и специалистов, способных самостоятельно решать поставленные задачи. На механическом факультете практически все выпускающие кафедры занимаются УИРС в рамках учебного процесса. Кроме этого, несмотря на трудные времена с заключением хоздоговорных работ, постоянно ведется научно-исследовательская работа с участием студентов на кафедрах факультета в рамках проведения госбюджетных и инициативных научно-исследовательских работ.

В последние годы на факультете определилось несколько научных направлений.

1. В области разработки эффективных процессов механической и физико-технической обработки материалов:

- исследование прогрессивных технологических процессов механической обработки металлов;

- исследование процессов формообразования заготовок и сборки деталей с использованием энергонасыщенных материалов;

- исследование магнитно-импульсной обработки для повышения износостойкости режущего инструмента и деталей машин.

2. Исследование и проектирование систем менеджмента качества.

3. В области применения наноматериалов:

- исследование антифрикционных присадок, содержащих твердые наночастицы;

- исследование износостойкости композиционных металлических покрытий, содержащих наноалмазы (совместно с ФНПЦ «Алтай»).

4. В области математического моделирование сложных систем и процессов, их практического приложения:

- исследование условий теплового взрыва сплошных сред с распределенными источниками тепла математическими методами;

- исследование и разработка эффективных средств порошкового пожаротушения в шахтах.

Инновационное обучение начинается еще на младших курсах с приходом на общеобразовательные кафедры факультета. На кафедре технической графики активно обучают студентов компьютерному черчению и организуют творческие конкурсы: 1) олимпиада по начертательной гео-

метрии, 2) олимпиада по проекционному черчению, 3) краевой конкурс «Компьютерное 3Б-моделирование». Привлекают студентов и для участия во Всероссийских олимпиадах по инженерной графике и графическим информационным

технологиям, по начертательной геометрии, инженерной и компьютерной графике. Далее эстафету инновационного обучения подхватывают кафедры высшей математики и технической механики, которые с наиболее способными студентами занимаются математическим моделированием и проектированием новых механизмов и устройств. Творческие студенты приходят на выпускающие кафедры, где начинают работать с преподавателями над новыми технологиями, проектированием новых устройств в рамках вышеназванных научных направлений.

Особо хотелось остановить внимание на направлении «Исследование и проектирование систем менеджмента качества». В связи с подготовкой в институте инженеров-менеджеров по управлению качеством на кафедре «Производственная безопасность и управление качеством» активно проводится работа по привлечению студентов и аспирантов к проектированию СМК для различных организаций города. Результаты этих разработок используются для выполнения курсовых и дипломных работ. При этом аспиранты и будущие инженеры-менеджеры участвуют в исследованиях по совершенствованию СМК образования института, что позволит выйти обучению на совершенно новый уровень эффективного обучения - инновационное обучение.

Один из основных шагов развития инновационного обучения является привлечение студентов и аспирантов к научно-исследовательской работе для выполнения конкретных исследований в группе: научный руководитель - аспирант - студент. Таким образом, формируется непрерывность и преемственность научных исследований, определенный творческий климат в исследовательской группе, даже если часть аспирантов и студентов заканчивают обучение.

Регулярно при активном участии механического факультета в вузе проводятся Всероссийские научно-практические конференции: «Ресурсосберегающие технологии в машиностроении» и «Управление качеством образования, продукции и окружающей среды», в которых принимают участие преподаватели, аспиранты, студенты Бийско-го технологического института и других вузов, предприятий из различных регионов страны и ближнего зарубежья. Это позволяет обмениваться информацией по вопросам образования в высшей школе и специальностям факультета. А также преподаватели, аспиранты и студенты регулярно участвуют в научно-практических конференциях, проводимых совместно с другими вузами Западной Сибири («Проблемы повышения эффективности металлообработки в промышленности на современном этапе», г. Новосибирск; «Инновации в машиностроении», г. Бийск и др.).

Все работы на кафедрах факультета в значительной степени связаны со стратегическими направлениями развития Алтайского края, кото-

рые определены до 2025 года. В их числе - создание туристско-рекреационного комплекса международного значения, выход на качественно новый уровень конкурентоспособности аграрного и промышленного комплексов, повышение уровня инновационности экономики края на основе формирования региональных центров инновационного развития и территориальных кластеров (биофар-мацевтического кластера и нанотехнологий).

Инновационное образование предполагает обучение в процессе создания новых знаний - за счет интеграции фундаментальной науки, непосредственно учебного процесса и производства. В

г. Бийске существуют условия для такого обучения в лице Бийского технологического института, Федерального научно-производственного центра «Алтай» и Института проблем химикоэнергетических технологий СО РАН. Многие сотрудники отраслевой и академической науки являются преподавателями Бийского технологического института.

Выше были отмечены основные методы инновационного обучения, такие как: проблемно -ориентированные методы, проектно-организационные технологии, контекстное обучение, обучение на основе опыта, междисциплинарный подход к обучению, работа в команде, а также проведение и участие во Всероссийских олимпиадах, конкурсах, которые является одним из основных элементов педагогической системы обучения инновационной инженерной деятельности. Все это в определенной степени присутствует при проведении УИРС и НИРС в вузе.

Сегодня факультету есть чем гордиться. Результаты НИР студентов и преподавателей достойно оцениваются на Международных выставках и конкурсах. Только в 2010 году молодые преподаватели Беляев В.Н. и Фролов А.В. стали лау-

реатами молодежной премии Российского Союза научных и инженерных общественных организаций (РосСНИО) «Надежда России» в области науки и техники; аспирант Куимов Р.И. завоевал ГРАН-ПРИ в конкурсе «Лучший экcпонат» за систему взрывозащиты газоотводящей сети, а аспирант Кулявцев Е.Я. награжден золотой медалью в конкурсе «Лучший экспонат» за мортиру пыле-метную газодинамическую на XVII Международной специализированной выставке «УГОЛЬ РОССИИ И МАЙНИНГ-2010» и I специализированной выставке «ОХРАНА, БЕЗОПАСНОСТЬ ТРУДА И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ» (руководитель д.т.н., с.н.с., зав. кафедрой ТМ Казанцев В.Г.); присуждены дипломы Международной академии наук экологии и безопасности жизнедеятельности (МАНЭБ) за победу в конкурсе «Лучшая НИР-2010» за Проект водной экологической защиты при огневой утилизации твердых топлив (совместная работа ФГУП «ФНПЦ «Алтай» и кафедры «Ракетные двигатели и высокоэнергетические устройства автоматических систем», научный руководитель от кафедры к.т.н., профессор Козлов С.Н.).

К сожалению, слабая подготовка абитуриентов, несовременная технологическая и приборная база, материальные проблемы при организации повышения квалификации сотрудников и преподавателей, невостребованность разработанной научно - технической продукции, экономические трудности основных предприятий города не способствуют успешному развитию инновационного обучения. Тем не менее, несмотря на эти социально - экономические трудности, механический факультет совместно со всем институтом закладывает семена инновационного обучения, ибо другого пути развития конкурентоспособного образования нет.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Концепция федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы : утв. распоряжением Правительства РФ от 7 апр. 2008 г. № 440-р .

2. Синельников, Б. Инновационные подходы к организации научно-образовательной деятельности в техническом вузе / Б. Синельников // Высшее образование в России.- 2007.- № 12.- С. 13-19.

3. Киселёв, А. Высшее образование в контексте инновационной научно -технической парадигмы / А. Киселёв // Высшее образование в России.- 2008.- № 4.- С. 68-72.

4. Похолков, Ю.П. Система элитного и инновационного образования в Томском политехническом университете. Задачи становления и развития / Ю.П. Похолков, В.Н. Чудинов, М.А. Соловьев, Ю.Ю. Крючков // Фундаментальные исследования. - 2006. - № 1. - С. 63-65.

□ Автор статьи:

Овчаренко Александр Григорьевич,

д.т.н., профессор, зав. каф/ «Производственная безопасность и управление качеством», декан механического факультета Бийского технология. института (филиала) Алтайского ГТУ . E-mail: shura@bti.secna.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.