■■■ ■ і і і і і і і 4- і ■■ тп
Казанский педагогический журнал
В.Н. Ярцева,- 2-е изд.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998.— 685 с.
2. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании родного языка / Е.А. Быстрова // Русский язык в школе.— 1996.— № 1.— С. 3—8.
3. Звегинцев В.А. Предложение и его отношение к языку и речи [Текст] /
В.А. Звегинцев.— М., 1976.— 308 с.
4. Макаров М.Л. Основы теории дискурса [Текст] / М.Л. Макаров.— М. : иТдГК «Гнозис», 2003.— 280 с.— Биб-лиогр.: с. 247—275.
5. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций [Текст] / Е.В. Руденский.— Новосибирск : НГАЭиУ, «Сибирское соглашение», 2000.— 224 с.
6. Синица Ю.А. Межкультурная коммуникативная компетенция: требования к уровню владения и некоторые пути ее формирования / Ю.А. Синица // Иност-
/'2006
ранные языки в школе.- 2002.- № 6.-
С.8-14.
7. Фаенова М. О. Обучение культуре общения на английском языке : научнотеоретическое пособие [Текст] / М.О. Фаенова.- М.: Высшая школа, 1991.- 144 с.-Библиогр.: с. 138-143.
8. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002 г. [Электронный ресурс] / А.В. Хуторской.- Режим доступа: http://hghltd.yandex.net/yandbtm?url= http%3A%2F%2Fwww.eidos.ru%2Fjournal% 2Е2002%2Е0423.МтМех^%05%Е3%Е2% EE%F0%F1%EA%EE%E9%20%CA%EB% FE%F7%E5%E2%FB%E5%20%EA%EE% EC%EF%E5%F2%E5%ED%F6%E8%E8, свободный.- Загл. с экрана.
ПОДГОТОВКА ЭЛИТНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «АГРОИНЖЕНЕРИЯ»
Н.И. Наумкин, кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой основ конструирования механизмов и машин, Мордовский госуниверситет им. Н.П. Огарева, г. Саранск
Из основных положений национальной доктрины инженерного образования РФ [1] следует, что для того чтобы российские инженеры смогли создавать качественную и конкурентоспособную продукцию, необходимо привнести в высшее техническое образование инновационную составляющую, которая трактуется в инженерной деятельности как [2] разработка и создание новой техники и технологий, доведенных до вида товарной продукции, в виде
охранных документов на интеллектуальную собственность (патенты и др.), технической документации на изготовление и технических объектов, обеспечивающей новый социальный, экономический или технический эффект, обеспечивающие ей конкурентоспособность. А в инженерном образовании как процесс и результат целенаправленного формирования определенных знаний, умений и методологической культуры, а также обеспечение комплексной подготовки
50
■■■ ■ I I I I I I I 4 I ■■ я~гп
Высшее образование
специалистов в области техники и технологии к инновационной инженерной деятельности за счет соответствующих содержания и методов обучения. Одной из основных тенденций такого инновационного обучения является подготовка элитных специалистов в области техники и технологий.
Основной целью подготовки элитных специалистов является [2] обеспечение общества профессионалами с высокой креативностью, отличающихся от других высококвалифицированных специалистов-технократов широтой мыслительной деятельности, основанной на владении системой метазнаний. Такие инженеры должны не только в полной мере владеть своей профессией, но и ориентироваться в других науках — как в естественных, так и в гуманитарных, глубоко разбираться в информационных технологиях, обладать коммуникативной готовностью к работе в интернациональном коллективе, понимать свою ответственность за принимаемые решения. При подготовке этих специалистов в современных условиях необходимо учитывать, что их обучение осуществляется не только и не столько для базовых научных школ академической науки, но и для прорыва в технологической деятельности для новой России.
Д.И. Вайсбурд и П.С.Чубик выделяют следующие признаки элитного инженерно-технического специалиста [2]: природная одаренность и склонность к точным наукам, талант, изобретательность; всестороннее фундаментальное образование; умение ставить и решать технические и техноло-
гические проблемы (синтезировать и анализировать), доводить разработки до совершенства, обеспечивать их конкурентоспособность; способность к инновационной инженерной деятельности, на базе междисциплинарного образования и культуры; высокая гуманитарная культура, позволяющая понимать, оценивать и учитывать интересы партнеров и конкурентов, в том числе зарубежных; владение иностранными языками; умение работать в команде, на различных должностях. На основании отмеченного можно сформулировать следующие достаточные и необходимые составляющие системы элитного технического образования: выявление и отбор талантливых претендентов на получение элитного образования; фундаментальность получаемых знаний; профессиональная направленность получаемых знаний; обучение инновационной инженерной деятельности; гуманитаризация получаемых знаний, включая профессиональное владение иностранными языками.
Одна из методических систем подготовки таких специалистов была разработана в Институте механики и энергетики ГОУ ВПО «Мордовский государственный университет имени
Н.П. Огарева» для студентов, обучающихся по направлению «Агроинженерия». В ее основе лежит интеграция основных положений существующих передовых методических подходов (инновационного, компе-тентностного, деятельнстного, развивающего, модульного, дифференцированного и др.), способствующих формированию у студентов способности к инновационной инженерной
■■■ 111111
4- I ■ ■ тп
Казанский педагогический журнал
/'2006
деятельности, на основе принципа единства фундаментальности и профессиональной направленности, с учетом индивидуальных особенностей студентов, а также эффективности единства, взаимодействия и взаимодополнения основных курсов дисциплин, сопутствующих развитию творческого потенциала (основы инженерного творчества, история техники и др.) и самостоятельной работы в условиях олимпиадной и научноисследовательской среды.
Модель ее реализации представлена на рис. 1. Как показали предварительные исследования [3], только
5 % от общего количества студентов технических факультетов способны стать элитными специалистами, поэтому задача состояла не только в их обучении, но и в выявлении одаренных обучающихся.
Студенты включаются в работу рассматриваемой модели с 1-го курса. Эта работа начинается с их участия в мероприятиях студенческих научных кружков, куда они попадают по собственному желанию, после собеседования и предварительного формирования у них собственной мотивации. На этом начальном этапе происходит их предварительное ориентирование на определенное научное направление, и они закрепляются за конкретным научным руководителем, параллельно с выполнением ими учебной программы, где фундаментальными, базовыми являются такие дисциплины, как физика, математика, химия. Они привлекаются к научно-исследовательской деятельности, адаптируясь к условиям вуза. После сдачи зимней экзаменационной сес-
сии и семестровой работы в научном кружке происходит естественный отсев студентов и возможен приток новых (этот приток может осуществляться на всех этапах функционирования программы).
После этого возможно проводить тестирование на предмет определения возможного уровня участия студентов в программе. Для развития их творческих способностей выбрана форма подготовки и участия во Всероссийских студенческих олимпиадах (ВСО). Для первокурсников — это 1-й тур предметных олимпиад по физике, химии, математике, начертательной геометрии и др. Затем лучшие из них становятся участниками фестиваля «От студенческой науки к производству современной техники». Летом они становятся слушателями летней научной школы студентов, аспирантов, молодых ученых и преподавателей «Механик». На втором курсе, вместе с началом изучения таких общетехнических дисциплин, как теоретическая механика, сопротивление материалов, технология конструкционных материалов, инженерная графика, теория механизмов и машин, детали машин и основы конструирования, появляется возможность у студентов пройти описанный годовой цикл на новом, более высоком уровне. Реализуется это за счет привлечения студентов к подготовке и участию в ВСО 11-го и 111-го туров по ТММ и сопротивлению материалов. На третьем курсе цикл расширяется и усложняется за счет участия студентов дополнительно в работе учебно-научно-производственного центра, филиале научно-исследовательской
52
■■■ ■ I I I I I I I 4 I ■■ я~гп
Высшее образование
лаборатории Россельхозакадемии, государственном унитарном предприятии «Центр испытаний новой сельскохозяйственной техники и технологий». Это становится возможным благодаря изучению студентами специальных дисциплин: сельскохозяйственные машины; тракторы и автомобили; надежность и ремонт машин. На этом же курсе студенты впервые приступают к курсовому проектированию по ТММ и ДМ, в задания которых вводятся элементы научных исследований и рассматриваются реальные конструкции узлов и машин. Кроме того, среди дисциплин по выбору вводится предмет основы инженерного творчества, целью которого является ознакомление студентов с законами развития технических систем, методами активизации мышления и алгоритмами решения изобретательских задач. А главное — обучение студентов инновационной и изобретательской деятельности.
На четвертом курсе студенты приступают к работе над курсовыми проектами по специальным дисциплинам: сельскохозяйственные машины; тракторы и автомобили; надежность и ремонт машин; эксплуатация машинно-тракторного парка и др. Это позволяет дополнительно приблизить их к реальным исследованиям и производству. Производственная практика направлена на ознакомление с новейшими научными достижениями в области сельскохозяйственных технологий и современной техники. Цель летней научной школы — углубить теоретические знания.
Программа пятого курса начинается с интенсивной подготовки к Все-
российскому студенческому конкурсу по агроинженерным специальностям, проводимого в рамках ВСО и являющимся заключительным этапом проверки творческих возможностей занимающихся. Кроме того, на этом курсе осуществляется работа над дипломным проектом, объединяющая все предыдущие исследования, полученные навыки и возможности студентов. Сам дипломный проект является исходной точкой в будущей научноисследовательской деятельности в качестве аспиранта, молодого преподавателя или инженера.
После зачисления в аспирантуру, обычно это происходит в тот же год после окончания вуза, участники программы также не утрачивают связи с предшествующими мероприятиями, студентами и руководителями. Прежде всего, в рамках ФПК для них организуется школа «Современные методы экспериментальных исследований», а также они участвуют на всех этапах программы в качестве стаже-ров-исследователей, параллельно выполняя свой индивидуальный учебный план аспиранта.
Из вышесказанного следует, что основополагающими структурными единицами описанной модели являются: учебный процесс, всероссийские студенческие олимпиады и конкурсы, летние научные школы, студенческие научные кружки, НИРС. Каждая из них широко известна и используема, приносит неоспоримые, существенные, позитивные результаты. Но в комплексе для технического вуза данная модель применяется впервые.
Представленная модель описывает содержательный и организационный
>5
а
со
й
Ж
Г)
л
а
Ё5
^ - ФПК III - ВСО == - Экзаменационная сессия — Летняя научная школа Щ§. - Подготовка к ВСО ;^>>> - НИР, НИС
Рис. 1. Хронологическая диаграмма педагогической системы подготовки специалистов высшей квалификации
8
о
О
■ ИМИ!
+ гт тп
Высшее образование
компоненты методической системы. Рассмотрим, каким должен быть про-цессуально-техно логический компонент системы и методы его реализации. По мнению В.А. Сальникова [4], наиболее перспективными из них в инженерном образовании являются: контекстное обучение, обучение на основе опыта, междисциплинарный подход в обучении на основе анализа реальных жизненных ситуаций в инженерной практике, обучение в команде. Взаимодействие этих методов в рамках предлагаемой методической системы может быть представлено моделью, изображенной на рис. 2. При контекстном обучении мотивация к усвоению знаний достигается путем выстраивания отношений между конкретным знанием и его применением. Обучение на основе опыта подразумевает возможность анализа
собственного опыта с предметом обучения. Междисциплинарный подход к обучению обеспечивается необходимостью студента самостоятельно «добывать» знания из разных областей, группировать и концентрировать в контексте решаемой задачи, т. е. использовать проблемно-ориентированный подход в обучении, и побуждать к выработке соответствующих предложений и решений. При работе в команде создаются условия, практически полностью соответствующие реальной инженерной деятельности, и студенты приобретают опыт комплексного решения профессиональных инновационных инженерных задач, с распределением функций и ответственности между членами коллектива; состав команды - до
6 человек и работа организуется самими студентами при консультации
1. Проблемно (проектно)-ориентированное обучение
2. Обучение на основе собственного опыта
3. Междисциплинарный подход в обучении
4. Контекстное обучение
5. Система дидактических принципов
О
V.
ч
к
го
£
с
5
(с
Ег
\о
О
<=
Обратная связь
1. Сквозное проектирование
2. Отдельное проектирование
3. Решение задач
4. Решение проблем
5. Другие работы
1. Учебные задачи
2. Научноисследовательские задачи
3. Производственные задачи
4. Комплексные задачи
Технология обучения инновационной деятельности
Рис. 2. Модель реализации обучения элитных специалистов.
МММ
ш
Казанский педагогический журнал
/'2006
и наблюдении преподавателя. Об этих же методах, только применительно к инновационному обучению, говорят и другие исследователи [2, 3], отмечая опыт их использования в России и за рубежом, в различных их сочетаниях. Все эти современные методы гармонично вписываются в предлагаемую модель и реализуются в ней, повышая свою эффективность за счет использования в условиях обучения в олимпиадной и научноисследовательской среде, моделирующие квазипрофессиональную инновационную инженерную деятельность.
Эта модель универсальна, мобильна, управляема и является комплексной. Ее универсальность обусловлена применимостью к любому этапу, уровню и виду вуза обучения. Мобильность обеспечена возможностью выхода из нее, а также входа на любом из описанных этапов и циклов. Управляемость модели обеспечивается возможностью руководителей и преподавателей влиять на программу. Главное
ее достоинство - это возможность в рамках учебного процесса без особых дополнительных временных и материальных ресурсов готовить элитных специалистов в области техники и технологий.
Литература:
1. Жураковский В.М. Основные принципы национальной доктрины инженерного образования / В.М. Жураковский, Ю.П. Похолков, Б.Л. Агранович // Проблема и практика инженерного образования. Труды 1У-й Международной научно-практической конференции.- Томск, 2000.- С. 15-19.
2. Вайсбурд Д.И. Элитное инженернотехническое образование / Д.И. Вайсбурд, П. С. Чубик //Инженерное образование, 2003.- № 1.- С.15 - 19.
3. Агранович Б.Л.,Чучалин А.И., Соловьев М.А. Инновационное инженерное образование / Б.Л. Агранович, А.И. Чуча-лин, М.А. Соловьев //Инженерное образование, 2003.- № 1.- С.11-14.
4. Сальников В.А. Личностный фактор в системе инженерного образования // Инженерное образование, 2005.- № 3.-
С. 152-157.