Научная статья на тему 'Научное сотворчество одно из условий профессиональной подготовки в современном вузе'

Научное сотворчество одно из условий профессиональной подготовки в современном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
435
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИЯ / ТВОРЧЕСТВО / СОТВОРЧЕСТВО / СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ПОНИМАНИЕ / ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / СОМЫШЛЕНИЕ / НАУЧНОЕ СОТВОРЧЕСТВО / INNOVATION / CREATIVE WORK / CREATIVE CO-WORK / COOPERATION / INTERACTION / UNDERSTANDING / CREATIVE THINKING / CO-THINKING / RESEARCH CREATIVE CO-WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нафиева А. Г.

Раскрыты предпосылки возникновения явления «научное сотворчество», связи данного термина с феноменами педагогической действительности «творчество», «взаимодействие», «сотрудничество» и др. В работе обосновывается определение «научное сотворчество» и характеризуется его сущность с позиции герменевтического подхода и сущности мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Research creative co-work is one of the conditions of professional training in modern higher institution

The article studies backgrounds of the research creative co-work phenomenon and its connection with the notions creative work, interaction, co-operation and etc. The author gives definition to research creative co-work and determines its essence from the hermeneutics approach and thinking point.

Текст научной работы на тему «Научное сотворчество одно из условий профессиональной подготовки в современном вузе»

УДК 378.571.53 А.Г. Нафиева

НАУЧНОЕ СОТВОРЧЕСТВО - ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В СОВРЕМЕННОМ ВУЗЕ

Раскрыты предпосылки возникновения явления «научное сотворчество», связи данного термина с феноменами педагогической действительности «творчество», «взаимодействие», «сотрудничество» и др. В работе обосновывается определение «научное сотворчество» и характеризуется его сущность с позиции герменевтического подхода и сущности мышления.

Ключевые слова: инновация, творчество, сотворчество, сотрудничество, взаимодействие, понимание, творческое мышление, сомышление, научное сотворчество.

Внедрение инноваций является одним из приоритетных направлений современной экономики, информационной цивилизации и, в частности, образования, в котором инновация понимается как «изменение в продукте, технике, технологии и организации в образовательном процессе, в котором материализуются новые научные знания, формирующие новый способ удовлетворения сложившихся общественных потребностей либо создающие новые» [1, с. 177]. В России и в мире происходят активное внедрение инновационных образовательных программ, ориентация на научный потенциал страны, создание научных центров по производству инноваций и т.п. Вместе с тем в проекте «Российское образование -2020: модель образования для инновационной экономики» одним из «системных» вызовов указан тот, что «высшая школа не производит инноваций и инноваторов» [2, с. 38]. Данная категоричность, на наш взгляд, связана с тем, что спрос на инновации и инноваторов массовый, а способны на это единицы молодых специалистов.

В связи с этим актуализируется проблема о методах и формах профессиональной подготовки специалистов в современном вузе, отвечающих требованиям готовности к инновационной деятельности. «Культура усвоения» в профессиональной подготовке должна смениться «культурой поиска и обновления» [2, с. 40]. В проекте «Российское образование - 2020» указано: «Такая культура, как правило, возникает в контексте коллективной работы, что требует развития командных компетенций, умения формировать разнородные команды под решение междисциплинарных задач» [2, с. 40]. Объективно, что такой специалист формируется в случае активного участия в преобразованиях, в создании нового, в научном творчестве. Поэтому проблема заключается в том, что необходимо создание таких условий профессиональной подготовки в современном вузе, которые позволили бы будущим специалистам - студентам стать субъектами создания инноваций (изменений на научной основе) и

НАФИЕВА Альфия Гамировна - аспирант кафедры педагогики Иркутского государственного лингвистического университета.

E-mail: alenkiy27@mail.ru

при этом развивать командные компетентности. Одним из таких условий, на наш взгляд, является организация научного сотворчества в профессиональной подготовке.

При анализе понятия «сотворчество» необходимо обратиться к термину «творчество» как к исходному определению в данном смысловом поле. Согласно толковому словарю В.И. Даля, «творчество - творенье, сотворенье, созидание, как деятельное свойство» [3, с. 645]. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова творчество определяется как «создание новых по смыслу культурных или материальных ценностей» [4, с. 791]. В философском словаре под редакцией Н.Т. Фролова «творчество» - это «процесс человеческой деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности» [5, с. 554].

В Большой энциклопедии (гл. ред. С.А. Кондратов) «творчество» обозначается как «любая деятельность человека, в которой возникают новые результаты» [6, с. 35].

Г.М. Коджаспирова и А.Ю. Коджаспиров под творчеством понимают «деятельность, порождающую нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов» [7, с. 368].

В современном словаре по педагогике написано, что «творчество - это деятельность, результатом которой является создание новых, оригинальных и более совершенных материальных и духовных ценностей, обладающих объективной или (и) субъективной значимостью» [8, с. 768]. Примерно такое понятие «творчества» приводится в Психологическом энциклопедическом словаре [9].

Сопоставляя эти определения понятия «творчества», мы приходим к следующим выводам: с одной стороны, творчество - это создание чего-то как такового (филология), с другой стороны, творчество - это процесс создания нового (философия), с третьей стороны, творчество

- это деятельность по созданию нового (педагогика, психология). То есть позиция едина с философской точки зрения: творчество - создание нового. Однако новое может иметь как объективную, так и субъективную значимость.

Далее обратимся к анализу феномена «сотворчество», толкований которого в словарях крайне мало.

В.И. Даль следующим образом рассматривает глагол «сотворять»: «сотворять - сотворить что, творя оканчивать, кончать твореньем; созидать, создавать, вызывать из небытия, из ничтожества» [3, с. 613]. В толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова «сотворчество» понимается как «совместное творчество» [10].

Необходимость профессиональной подготовки будущего учителя быть готовым к организации и участию в совместном творчестве связана со следующими моментами:

• актуальным является совместный характер педагогической деятельности, выражающийся в формировании у педагога не только организаторских умений и навыков, но и общей установки на партнерство в отношениях с другими людьми (коллегами, учителями, родителями и т.д.);

• одним из условий эффективности организации воспитательного процесса в школе и вузе является включение педагогов в деятельность по организации освоения продуктивных педагогических идей, побуждение к развитию их поисковой активности.

Проблема сотворчества в организации педагогического процесса как объекта исследования рассматривается недавно: С.В. Нилова [11], Н.Е. Буланкина [12], Е.И. Никитина [13], М.В. Кочетков [14] и др.

Отдельные представления о содержании феномена «сотворчества» есть в ряде работ. Так, Ю.В. Сенько [15] дает общие особенности сотворчества, В.И. Андреев [16] рассматривает его как принцип, как закон творческой деятельности, В.А. Бухвалов [17] - как модель обучения, В.В. Краевский [18] определяет сотворчество как особый тип проблемного обучения.

В настоящее время накоплен опыт практического применения сотворчества: И.П. Иванов [19], А.С. Макаренко [20], О.С. Газман [21], С.Л. Соловейчик [22], А.Н. Тубельский [23] и другие.

В педагогической науке существует целая палитра взглядов на феномен сотворчества. Так, с одной стороны, сотворчество подразумевает совместную деятельность преподавателя и студента [12, 14], с другой стороны, отражает сущностную характеристику понятия «творчество», которое направлено на создание нового [11, 13]. Таким образом, сотворчество - это совместный процесс по созданию чего-то нового.

Сопоставим понятие «сотворчество» с близкими по смыслу, на первый взгляд, понятиями «взаимодействие», «сотрудничество», «содействие». Анализ этих терминов в словарях по филологии, философии, психологии и педагогике [24, 25, 7, 8, 10, 26, 27, 28] показал, что под вышепредставленными терминами понимается личная связь, контакт, помощь, поддержка и т.п. Понятия «взаимодействие», «сотрудничество», «содействие» можно рассматривать по отношению к сотворчеству как более широкие компоненты, которые не имеют характеристики конечного результата. В сотворчестве - это создание но-

вого (материального, духовного). С другой стороны, сотворчество включает в себя смыслы данных понятий, так как совместная деятельность по созданию нового (т.е. сотворчество) подразумевает личный контакт, внутреннюю связь друг с другом, полное взаимопонимание, влияние, помощь и т.п.

Таким образом, сотворчество - это процесс создания субъективно (или объективно) нового в материальном или духовном плане на основе согласованной совместной деятельности, взаимовлиянии, взаимной поддержке и взаимопонимании. В представленном определении ключевой основой процесса сотворчества, на наш взгляд, является взаимопонимание субъектов сотворчества. От качества взаимного понимания зависят согласованность действий, поддержка друг друга, распределение обязанностей и многое другое, на чем базируется сотворчество людей.

Данное положение дает нам основание утверждать, что сотворчество необходимо основывать на герменевтическом подходе. Разработка вопроса понимания в современном педагогическом процессе имеется в ряде работ [29, 30, 31]. Основу педагогической герменевтики составляют ответы на ряд общих вопросов: Что значит понять человека? Каковы философские основания феномена понимания человека человеком? Каковы пути, методы, процедуры понимания?

По мнению Ю.В. Сенько и М.Н. Фроловской, целью понимания является осознание себя как «Я в мире», «Я и Другой», «Я и Ты». В этом случае особое значение приобретает контекстуальный смысл, который существует «в сфере субъект-объектных отношений, т.е. в диалоге» [30, с. 33]. Диалог и понимание - ключевые контексты деятельности современного образования. В то же время они являются базовыми понятиями в проблеме сотворчества. Таким образом, в их понимании сотворчество является основой межличностных отношений (понимания) и общения (диалога), что особенно актуально в современном информационном мире. Это сочетание «Я и Другой», так называемый совместный поиск, в результате которого появляется «что-то новое».

Такое качество понимания должно основываться на определенных принципах. Поэтому предлагается обратить внимание на принципы, которым должен следовать педагог (будущий учитель), взаимодействуя с Другим в педагогическом процессе: понимание, другодоминант-ность (равноправность позиций участников диалога, их равноценность обращенность к Другому), диалогичность (обмен не только знаниями, но и личностными смыслами; совместный поиск, способный стать взаимным учением, основой сотворчества участников образовательного процесса), рефлексивность (анализ не только собственной деятельности и ее результатов, но и другой деятельности), метафоричность (построение образа предмета (вижу нечто, как...), атрибут «живого знания»)) [30]. Таким образом, проблема сотворчества в педагоги-

ческом процессе тесно связана с проблемой понимания в рамках герменевтического подхода.

Рассмотрим психологическую природу сотворчества. Феномен «сотворчество» тесным образом связан с формированием мышления, а именно творческого мышления. Под творческим мышлением понимают «один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно или объективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением» [8, с. 464], являясь тем самым продуктивным. В современном словаре по педагогике отмечается, что «П.П. Блонский, Д.Н. Завалишина, Я.А. Пономарев, В.Н. Пушкин, О.К. Тихомиров и др. считают целесообразным выделять два вида мышления: репродуктивное и продуктивное, где деление осуществляется не по наличию или отсутствию продуктивности, а по степени новизны получаемого в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям субъекта» [8, с. 457]. Отсюда следует, что именно продуктивное мышление является основой для развития творчества и далее сотворчества.

Одной из характеристик творческого мышления является то, что оно, по мнению А.В. Юревича, «мало соблюдает правила формальной логики и именно поэтому является творческим, порождает новое знание. Поэтому существующие методы развития творческого мышления направлены на его раскрепощение, освобождение от скованности формальной логикой и другими стереотипами» [32]. Как отмечают М.И. Дьяченко и Л.А. Кандыбович, «творческое мышление предполагает выход за пределы исходных данных, нахождение новых связей и отношений между объектами, широкую, но целенаправленную мобилизацию знаний, опыта» [33, с. 208]. Как отмечено, если характер сотворчества выражается в совместном участии по созданию нового, то правомерно говорить не только о мышлении как о психическом процессе, имеющем свои особенности, а о сомышлении.

Сомышление - это высшая степень совместного мышления, оно является вторым этапом в сотворчестве (первый - это «внутреннее соприкосновение» субъектов (педагога со студентом; студента со студентом) через замысел создания исследования). На втором этапе субъекты сотворчества уже идут вместе к намеченной цели. Они воспринимают друг друга как «Я и Ты», «Я и Другой», понимая друг друга, то есть «при объяснении

- только одно сознание, один субъект; при понимании -два сознания, два субъекта» [30, с. 13].

Таким образом, мы приходим к следующим выводам: феномен «сотворчество» восходит к понятию «творчество», в результате которого появляется новое, основанное на герменевтическом подходе; важной психологической составляющей явления сотворчества является сомышление.

Сотворчество возможно в любом процессе, в любой деятельности. Однако мы считаем, что наиболее продуктивно в профессиональной подготовке в вузе оно может реализовываться в научной деятельности.

Термин «научный» в толковом словаре русского языка Д.Н. Ушакова [10] и словаре С.И. Ожегова [4, с. 397] имеет несколько значений: 1) занятый разработкой вопросов какой-нибудь науки; 2) основанный на принципах науки; 3) соответствующий требованиям науки, истинному понятию о науке.

В философском словаре Н.Т. Фролова «наука» значится как «особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире» [5, с. 352].

Таким образом, наука направлена на создание объективно новых знаний, систематизированных, основанных на умозаключениях и т.д.

Анализ философской, педагогической, психологической литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод, что термин «научное сотворчество» в научных исследованиях (монографиях, кандидатских и докторских диссертациях) не встречается. Однако доказательством о закономерном практическом существовании феномена «научное сотворчество» является деятельность различных научных сообществ. Например, в деятельности научных школ ведущих ученых РФ: научная школа

А.В. Федорова в области медиаобразования, Международный Центр гуманной педагогики при МГПУ г. Москва (руководитель - Ш.А. Амонашвили), Л.В. Щерба, И.В. Рахманов, А.А. Миролюбов - представители научной школы в преподавании иностранных языков, научная школа Я.А. Пономарева в области психологии творчества, научная школа Д.Б. Богоявленской в области психологии творчества и одаренности и многие другие. Работа этих научных школ основывается на принципах научного сотворчества и является одним из важнейших условий профессиональной подготовки. А.В. Юревич считает, что, несмотря на то, что «в основе любого акта научного мышления лежит индивидуальное мышление ученых, науковедение отдает должное коллективному характеру современной научной деятельности, описывая происходящее в науке как действия коллективных субъектов научного познания» [32]. Поэтому вышеназванные формы мышления можно рассмотреть также через призму совместной деятельности по созданию нового (то есть сотворчества). Например, по мнению этого автора, «структурные изменения, перецентрация образов лежат в основе не только индивидуального мышления ученых, но и коллективного мыслительного процесса, субъектом которого выступает научное сообщество» [32].

Важным для нас является обращенность к термину «научное творчество», где под ним понимают «производство нового знания, обладающего преимуществом по сравнению с прежним» [8, с. 768]. Сотворчество в нау-

ке - это процесс, имеющий научный характер, то есть в рамках научного творчества.

Исходя из анализа таких понятий, как творчество, сотворчество, научное, наука, научное творчество на данном этапе нашего исследования мы можем сформулировать рабочее определение научного сотворчества как процесса по созданию объективно или субъективно нового знания (научного продукта) на основе согласованной совместной научной деятельности субъектов исследования, взаимовлияния, взаимной поддержки и взаимопонимания. Научное сотворчество - это критериальная характеристика научного творчества, подразумевающая коллективный характер деятельности. Оно является высшим уровнем научного творчества, имеющим прерогативу у тех субъектов, которые имеют потенциал для достижения данного уровня.

Если в вузе будет активно организовываться научное творчество, а на высшем уровне научное сотворчество, то мы сможем удовлетворить потребность государства и общества в «создании» инноваторов и создать тот интеллектуальный потенциал страны, способный к инновационной деятельности. Как отмечают В.А. Адольф и Н.Ф. Ильина, «наиболее значимым фактором подготовки педагога к инновационной деятельности является наличие условий для участия в совместном проектировании предстоящей деятельности и освоение каждым педагогом знаний, умений, способов, необходимых для ее реализации» [34, с. 18].

Таким образом, можно сделать следующие выводы: существует необходимость в формировании специалистов, осуществляющих инновационную деятельность; инновационный процесс и его внедрение способствует подготовке высококвалифицированных специалистов, обладающих знаниями, умениями, навыками, опытом такой деятельности; профессиональная подготовка таких специалистов должна строиться на современных подходах и в новых условиях. Одним из таких условий профессиональной подготовки в современном вузе мы предлагаем рассматривать научное сотворчество.

Л и т е р а т у р а

1. Пидкасистый П.И., Воробьева Н.А. Подготовка студентов к творческой педагогической деятельности. - М. : Педагогическое общество России, 2007. - 192 с.

2. Волков А.Е., Кузьминов Я.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование -2020: модель образования для инновационной экономики // Вопросы образования. - 2008. - № 1. - С. 32-64.

3. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Современная версия. - М. : ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 736 с.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского.

- М. : Азбуковник, 1997. - 944 с.

5. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М. : Республика, 2001. - 719 с.

6. Большая энциклопедия : в 62 т. Т. 50 / Гл. ред. С.А. Кондратов. - М. : ТЕРРА, 2006. - 590 с.

7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. - М. : ИКЦ «МарТ», 2005. - 448 с.

8. Современный словарь по педагогике / Сост. Е.С. Рапаце-вич. - Минск : Современное слово, 2001. - 928 с.

9. Еникеев М.И. Психологический энциклопедический словарь. - М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 560 с.

10. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. - http: // www.slovari.yandex.ru/dict/ushakov/ (дата обращения: 12.10.2008).

11. Нилова С.В. Диалог как форма сотворчества преподавателей и студентов. - http://anthropology.ru/ru/texts/nilova sv/ educdial 39.html/ (дата обращения: 3.11.2008).

12. Буланкина Н.Е. Сотворчество учителя и ученика в образовательном процессе современной школы. - http://promo. superidea.ru/iump.php?46 (дата обращения: 7.11.2008).

13. Никитина Е.И. Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования : Автореф. дис. канд. пед. наук. - М., 2007.

- 24 с.

14. Кочетков М.В. Профессиональное развитие преподавателя в сотворчестве со студентами в вузе : Автореф. дис. д-ра. пед. наук. - Томск, 2007. - 52 с.

15. Сенько Ю.В. Учебный процесс: сотворчество педагога и учащегося // Педагогика. - 1997. - № 3. - С. 40-45.

16. Андреев В.И. Конкурентология. Учебный курс для творческого саморазвития конкурентоспособности. - Казань : Центр инновационных технологий, 2004. - 468 с.

17. Бухвалов В.А. Алгоритмы педагогического творчества : книга для учителя. - М. : Просвещение, 1993. - 96 с.

18. Краевский В. В. Инновации и традиции - два полюса мира образования // Magister. - 2000. - № 1. - С. 1-12.

19. Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. - М., 1989. - 76 с.

20. Макаренко А.С. Сочинения в семи томах. Т. 3. - М. : Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1957.

- 140 с.

21. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию XXI века: идея свободы ребенка в образовании как педагогическая цель // Классный руководитель. - 2000.

- № 3. - С. 6-33.

22. Соловейчик С. Л. Последняя статья: Педагогика сотрудничества // Инновационное движение в российском школьном образовании. - М., 1997. - С. 354-359.

23. Тубельский А. Н. Создать условия для взаимодействия, самовыражения и самостоятельности: Беседа с директором науч.-пед. объединения «Школа самоопределения» А.Н. Тубельским; записала Е. Печникова // Обруч. - 1996. - № 5.

- С. 24-25.

24. Большая энциклопедия : в 62 т. Т. 9 / Гл. ред. С.А. Кондратов. - М. : ТЕРРА. - 2006. - 587 с.

25. Большая энциклопедия : в 62 т. Т. 46 / гл. ред. С.А. Кондратов. - М. : ТЕРРА. - 2006. - 592 с.

26. Немов Р.С. Психологический словарь. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. - 560 с.

27. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. - 808 с.

28. Большой толковый психологический словарь : в 2 т. Т. 1 / Пер. с англ. под ред. Ребер Артур. - М. : Вече, АСТ. - 2000.

- 592 с.

29. Демакова И.Д. Воспитательная деятельность педагога в современных условиях. -М. : Каро. - 2007. - 159 с.

30. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н. Педагогика понимания : учеб. пособие. - М. : Дрофа, 2007. - 189 с.

31. Крылова Н.Б. Социокультурный контекст образования // Новые ценности образования. - 1995. - № 2. - С. 67-103.

32. Юревич А.В. Психологические механизмы научного мышления. - www.metodolog.ru/00175/00175.html/ (дата обращения: 17.04.2009).

33. Дьяченко М.И., Кандыбович ЛА. Психологический словарь-справочник. - Мн. : Харвест, М. : ACT, 2ОО1. - 576 с.

34. Aдольф ВА., Ильина Н.Ф. Подготовка педагога к инновационной деятельности в процессе профессионального становления // Aльма Матер. - 2ОО6. - № 1О. - С. 18-2О.

A.G. Nafieva

Research creative co-work is one of the conditions of professional training in modern higher institution

The article studies backgrounds of the “research creative co-work” phenomenon and its connection with the notions “creative work”, “interaction”, “co-operation” and etc. The author gives definition to “research creative co-work” and determines its essence from the hermeneutics approach and thinking point.

Key-words: innovation, creative work, creative co-work, cooperation, interaction, understanding, creative thinking, co-thinking, research creative co-work

Sr

УДК 378.02 (316.77)

В.А Виниченко

ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Определено содержание понятия «межэтническая толерантность». Рассмотрены критерии межличностной толерантности, которая является генетической формой для межэтнической толерантности. Изложены результаты исследования информационной осведомленности студентов в сфере толерантности.

Ключевые слова: формирование, межличностная и межэтническая толерантность, терпимость, критерий, установка, диалог, сотрудничество, ненасилие.

Парадигма толерантности сегодня востребована во многих сферах жизнедеятельности человека: политика, право, образование, вероисповедание, национальные отношения, культурное взаимодействие, экономическое сотрудничество. Актуальность данной категории объясняется обострением национальных и культурных противоречий современного общества, проявляющихся в крайних формах национализма, расизма, религиозной нетерпимости, ксенофобии и этноцентризма. Взрывной характер демографического роста населения Земли объясняет, на наш взгляд, негативные явления развития человеческой цивилизации, которые активно распространяются благодаря процессу глобализации.

В этих сложных условиях толерантность видится панацеей от проявлений человеческого экстремизма. И в поддержку ей действует не только российское правительство, принявшее федеральную программу формирования установок толерантного сознания и профилактики

ВИНИЧЕНКО Вера Афанасьевна - ст. преподаватель ФЛФ ЯГУ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Е-mail: vera_vinichenko@mail.ru

экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.), но и такие авторитетные международные организации, как ООН, ЮНЕСКО и др. Именно ЮНЕСКО в ноябре 1995 г. приняло Декларацию принципов толерантности, а Генеральная Ассамблея ООН своим решением провозгласила 2000 г. - Международным годом культуры мира, 2001 г. -Годом диалога культур и цивилизаций под эгидой ООН, 2001-2010 гг. - Международным десятилетием культуры ненасилия и мира в интересах детей планеты.

Как справедливо отмечает доктор философских наук

В.Д. Михайлов, в современном мире толерантность выступает как необходимое условие выживания человеческого разума и духа. Толерантность, по его мнению, должна являться фундаментальным принципом человеческого общежития. «Толерантность как принцип философии ненасилия помогла бы снять противоречия классового, религиозного, расового, национального характера» [1, с. 87-88].

Федеральная программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» в качестве основных задач обозначила «разработку и реализацию системы мер и меха-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.