ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 20. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. 2010. № 1
РЕАЛИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФЕНОМЕН "НАУЧНОЕ СОТВОРЧЕСТВО" В ОБРАЗОВАНИИ
А.Г. Гасинец
(кафедра педагогики ГОУВПО Иркутский государственный лингвистический университет; e-mail: [email protected])
В статье раскрыты предпосылки возникновения явления "научное сотворчество", связи данного термина с такими феноменами педагогической действительности, как "творчество", "взаимодействие", "сотрудничество" и др. Автор обосновывает определение "научное сотворчество".
Ключевые слова: инновация, творчество, сотворчество, сотрудничество, взаимодействие, понимание, творческое мышление, научное сотворчество.
Инновационная стратегия развития общества актуализирует потребность в подготовке специалиста креативно мыслящего, способного создавать инновации, умеющего реализовывать себя и свои идеи.
Проблему инновационного характера деятельности мы тесно связываем с проблемой творчества, которое рассматривается как "процесс конструктивных преобразований информации и созидания инновационных результатов, субъективно и объективно значимых" [1:126]. Таким образом, если специалист — субъект творчества как "высшей формы проявления феномена человека" (Н.А. Бердяев) [1:126], то он сможет успешно реализовать инновационную деятельность.
Актуализируется еще одна проблема — совместного участия в инновационной деятельности. В обсуждаемом проекте «Российское об-разование—2020: модель образования для инновационной экономики» культура поиска и обновления, "как правило, возникает в контексте коллективной работы, что требует развития командных компетенций, умения формировать разнородные команды под решение междисциплинарных задач" [2]. Таким образом, на сегодняшний день огромное значение приобретает развитие командных умений, коммуникативных компетенций в совместной работе.
Современному государству (экономике, обществу, образованию) необходимы инновации. В основе инноваций лежит производство нового знания. Данную деятельность выполняют профессиональные специалисты. С одной стороны — они обладают навыками исследования, умениями самостоятельно ставить и решать исследовательские задачи. С другой стороны, само по себе индивидуальное творчество не может в полной мере отразить процесс взаимодействия двух субъектов в рамках научно-исследовательской деятельности. Научная деятельность "развивает творческие способности, самостоятельность,
умение разбираться в потоках информации, отбирать и перерабатывать нужную" [3 : 483]. Вследствие этого создание конкурентоспособной силы нашей страны будет зависеть от людей, производящих новое знание в рамках коллективной деятельности на научной основе. Поэтому закономерным является появление в педагогической действительности феномена "научное сотворчество".
При анализе понятия "сотворчество", необходимо обратиться к термину "творчество" как исходному определению в данном смысловом поле. Проанализировав статьи о творчестве в различных словарях (толковых, философских, психологических), мы пришли к выводам, что с одной стороны творчество — это создание чего-то как таковое (филология), с другой стороны — творчество — это процесс создания нового (философия), с третьей стороны — творчество — это деятельность по созданию нового (педагогика, психология). Позиция едина с философской точки зрения: творчество — создание нового. Однако новое может иметь как объективную, так и субъективную значимость.
Далее обратимся к анализу феномена "сотворчество", толкований которого в словарях крайне мало, и в целом они сводятся к пониманию сотворчества как "совместного творчества".
Проблема сотворчества в организации педагогического процесса как объект исследования рассматривается недавно. Свидетельством тому может служить немногочисленность исследований, среди которых работы С.В. Ниловой (1999), О.Б. Полищук (2002), В.М. Цалиева (2003), Е.И. Никитиной (2007), М.В. Кочеткова (2007) и др.
Отдельные представления о содержании феномена "сотворчество" есть в ряде работ следующих авторов: к общим особенностям сотворчества обращается Ю.В. Сенько; В.И. Андреев рассматривает сотворчество как принцип, как закон творческой деятельности; Г.И. Бати-щев — как название, "тип" педагогики; В.А. Бухвалов — как модель обучения; В.В. Краевский определяет сотворчество как особый тип проблемного обучения.
Ш.А. Амонашвили, Г.С. Меркин и Б.Г. Меркин говорят о чувстве сотворчества. В.И. Загвязинский определяет сотворчество как "важную особенность педагогического творчества", а педагогическое творчество образно называет "сотворчеством с правом на риск". В.А. Кан-Калик и Н.Д. Никандров не дают однозначного определения, хотя используют такие возможные смыслы сотворчества, как особая ситуация, атмосфера, модель, тип, коллективная творческая деятельность, "область бесконечной разнообразной деятельности", отождествляют сотворчество и сотрудничество. М.В. Кочетков рассматривает "сотворчество преподавателя и студентов как совместный поиск нового знания" [4 : 5]. По мнению С.В. Ниловой, "сотворчество — создание новых ценностей, познание, совершенствование и преобразование действительности" [5]. Е.И. Никитина понимает под "сотворчеством, с одной стороны, плодотворное общение учителя и ученика, а с дру-
гой — совместное преобразование действительности, более того, создание новой педагогической реальности, в результате которой происходит творческое взаимообогащение" [6 : 11].
Таким образом, в педагогической науке существует целая палитра взглядов на феномен сотворчества: но все они подразумевают совместную деятельность, которая направлена на создание нового. Таким образом, сотворчество — это совместный процесс по созданию чего-то нового.
Сопоставим понятие "сотворчество" с близкими по смыслу, на первый взгляд, понятиями "взаимодействие", "сотрудничество", "содействие". Приведем примеры толкований данных понятий из справочной и научной литературы.
"Сотрудничество — это совместная деятельность, характеризующаяся взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности" [3 : 724]; "построенная на демократических принципах, ориентированных на достижение сознаваемых личностно значимых целей, как учениками, так и учителями" [7 : 316]; "распределением между ними обязанностей, координацией их действий, оказанием помощи, поддержки друг друга" [8 : 407].
Под содействием понимают помощь, поддержку в каком-либо деле, в какой-либо деятельности [9 , 10].
Термин "взаимодействие" имеет много толкований. Под взаимодействием понимается взаимная связь [9]; процесс взаимной обусловленности и воздействия объектов (субъектов) друг на друга [9— 13]; личностный контакт, имеющий следствием взаимные изменения поведения, деятельности, отношения, установок [7 : 33]; участие в общей работе, деятельности; сотрудничество, совместное осуществление операций.[10].
Однако в данных определениях имеются некоторые особенные уточняющие элементы понятия "взаимодействие". Например, взаимодействие — это влияние; порождение одним объектом другого [10, 13]; "взаимная поддержка" [10 : 77]; "переход друг в друга" [11 : 93]; "взаимное согласие и солидарность в понимании целей совместной деятельности и путей ее достижения, соперничество, партнерство совместной деятельности; передача материи, движения и информации, которое осуществляется с конечной скоростью и в определенном пространстве — времени" [7 : 33]. Основные характеристики взаимодействия: "взаимопонимание, взаимопознание, взаимоотношения, взаимные действия, взаимовлияния" [7 : 33].
Итак, под представленными выше терминами понимается личная связь, контакт, помощь, поддержка и т.п. Понятия "взаимодействие", "сотрудничество", "содействие" можно рассматривать по отношению к сотворчеству как более широкие компоненты, которые не имеют характеристики конечного результата. В сотворчестве — это создание
нового (материального, духовного). С другой стороны, сотворчество включает в себя смыслы данных понятий, так как совместная деятельность по созданию нового (т.е. сотворчество) подразумевает личный контакт, внутреннюю связь друг с другом, полное взаимопонимание, влияние, помощь и т.п.
Таким образом, сотворчество — это процесс создания субъективно (или объективно) нового в материальном или духовном плане на основе согласованной совместной деятельности, взаимовлияния, взаимной поддержки и взаимопонимания. В представленном определении ключевой основой процесса сотворчества, на наш взгляд, является взаимопонимание субъектов сотворчества. От качества взаимного понимания зависят согласованность действий, поддержка друг друга, распределение обязанностей и многое другое, на чем базируется сотворчество людей.
Данное положение дает нам основание утверждать, что сотворчество необходимо основывать на герменевтическом подходе. Разработкой вопроса понимания в современном педагогическом процессе занимаются И.Д. Демакова, Ю.В. Сенько, М.Н Фроловская, Е.Н. Крылова и др.
По мнению Ю.В. Сенько и М.Н. Фроловской, целью понимания является осознание себя как "Я в мире", "Я и Другой", "Я и Ты" [14]. В этом случае особое значение приобретает контекстуальный смысл, который существует в сфере субъект-субъектных отношений, т.е. в диалоге. Диалог и понимание — ключевые контексты деятельности современного образования. В то же время они являются базовыми понятиями в проблеме сотворчества. Вследствие этого сотворчество является основой межличностных отношений (понимания) и общения (диалога), что особенно актуально в современном информационном мире. Это сочетание "Я и Другой", так называемый совместный поиск, в результате которого появляется "что-то новое".
Рассмотрим психологическую природу сотворчества. Феномен "сотворчество" тесным образом связан с формированием мышления, а именно творческого мышления — "один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно или объективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию. Творческое мышление отличается от процессов применения готовых знаний и умений, называемых репродуктивным мышлением" [3 : 464], являясь тем самым продуктивным.
Одной из характеристик творческого мышления является то, что оно, по мнению А.В. Юревича, "мало соблюдает правила формальной логики и именно поэтому является творческим, порождает новое знание" [15].
Так как характер сотворчества выражается в совместном участии по созданию нового, то правомерно говорить не только о мышлении как о психическом процессе, имеющем свои особенности, а о сомыш-лении как высшей степени совместного мышления, втором этапе в
сотворчестве (первый — это "внутреннее соприкосновение" субъектов (педагога со студентом; студента со студентом) через замысел создания исследования). На втором этапе субъекты сотворчества уже идут вместе к намеченной цели. Они воспринимают друг друга как "Я и Ты", "Я и Другой", понимая друг друга, то есть "при объяснении только одно сознание, один субъект, при понимании — два сознания, два субъекта" [14 : 13].
Таким образом, мы приходим к следующим выводам: феномен "сотворчество" восходит к понятию "творчество", в результате которого появляется что-то новое; оно основано на герменевтическом подходе; важная психологическая составляющая явления сотворчества — сомышление.
Сотворчество возможно в любом процессе, в любой деятельности. Однако мы считаем, что наиболее продуктивно в профессиональной подготовке в вузе оно может реализовываться в научной деятельности.
Проанализировав научные источники по философии, педагогике, психологии, мы обнаружили, что термин "научное сотворчество" в научных исследованиях (монографии, кандидатские и докторские диссертации) не встречается.
Однако доказательством закономерного практического существования феномена "научное сотворчество" является деятельность различных научных сообществ. А.В. Юревич считает, что, несмотря на то что "в основе любого акта научного мышления лежит индивидуальное мышление ученых, науковедение отдает должное коллективному характеру современной научной деятельности, описывая происходящее в науке как действия коллективных субъектов научного познания" [15].
Важным для нашего исследования является толкование термина "научное творчество" — "производство нового знания, обладающего преимуществом по сравнению с прежним" [3 : 768]. Сотворчество в науке — это процесс, имеющий научный характер.
Исходя из анализа таких понятий, как "творчество", "сотворчество", "научное", "наука", "научное творчество", на данном этапе нашего исследования мы сформулировали рабочее определение понятия "научное сотворчество" как процесса по созданию объективно или субъективно нового знания (научного продукта) на основе согласованной совместной научной деятельности субъектов исследования, взаимовлиянии, взаимной поддержке и взаимопонимании. Научное сотворчество — это критериальная характеристика научного творчества, подразумевающая коллективный характер деятельности. Оно является высшим уровнем научного творчества у тех субъектов, которые имеют потенциал для достижения данного уровня.
Итак, научное сотворчество отражает сущность современного профессионального образования по подготовке специалистов, способных обеспечивать развитие страны.
Список литературы
1. Творчество: теория, диагностика, технологии: Словарь-справочник / Под общ. ред. Т.А. Барышевой. СПб. 2008.
2. ВолковА.Е., КузьминовЯ.И., Реморенко И.М., Рудник Б.Л., Фрумин И.Д., Якобсон Л.И. Российское образование — 2020: модель образования для инновационной экономики (URL: http://www.logosbook.ru/i_vos_archiv0108.html 27.08.2009).
3. Современный словарь по педагогике / Сост. Е. С. Рапацевич. Минск. 2001.
4. Кочетков М.В. Профессиональное развитие преподавателя в сотворчестве со студентами в вузе : Автореф. дис. ... докт. пед. наук : 13.00.01. Томск, 2007.
5. Нилова С.В. Диалог как форма сотворчества преподавателей и студентов. (URL: http://anthropology.ru/ru/texts/nilova_sv/educdial_39.html23.09.2009).
6. Никитина Е.И. Сотворчество педагога и учащихся на занятиях художественным движением в системе дополнительного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. М., 2007.
7. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М., 2005.
8. Немов Р.С. Психологический словарь. М., 2007.
9. Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. (URL: http: //www. slovari.yandex.ru /dict/ushakov 05.06.2009).
10. Большая энциклопедия: В 62 т. / Гл. ред. С.А. Кондратов. М., 2006.
11. Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 2001.
12. Шапарь В.Б., Россоха В.Е., Шапарь О.В. Новейший психологический словарь. Ростов н/Д, 2006.
13. Большой толковый психологический словарь: В 2 т. / Под ред. А. Ребер. М., 2000.
14. Сенько Ю.В., Фроловская М.Н. Педагогика понимания. М., 2007.
15. Юревич А.В. Психологические механизмы научного мышления. (URL: www.metodolog.ru/00175/00175.html 11.07.2009).
THE PHENOMENON "SCIENTIFIC COAUTHORSHIP" IN THE EDUCATION
A.G. Gasinets
In this article the author considers preconditions of appearing of the phenomenon "scientific coauthorship", connections of this term with phenomens of pedagogic reality "creation", "cooperation", "interaction" and others. The author stands ground for the definition "scientific coauthorship".
Key words: innovation, creation, coauthorship, cooperation, interaction, understanding, creative thinking, scientific coauthorship.
Сведения об авторе
Гасинец Альфия Гамировна — аспирант кафедры педагогики ГОУ ВПО Иркутский государственный лингвистический университет; Тел.: (3952) 51-44-76; e-mail: [email protected]