Научная статья на тему 'К постановке проблемы сотрудничества и сотворчества в системе «Студент – студент» в вузе'

К постановке проблемы сотрудничества и сотворчества в системе «Студент – студент» в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
467
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИЧЕСТВО / СОТВОРЧЕСТВО / СТУДЕНТЫ / ВУЗ / COOPERATION / CO-CREATION / STUDENTS / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Торбина Ирина Игоревна

В статье актуализируется проблема субъект-субъектного взаимодействия студентов в процессе учебной и творческой деятельности. Сотрудничество и сотворчество рассматриваются в категориально-понятийном аспекте, а также в системе «студентстудент», создающей условия для повышения уровня методологической, исследовательской, информационной культуры, для развития интеллектуальных и коммуникативных умений обучающихся в вузе за счет инновационных форм и методов обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE ISSUE OF COOPERATION AND CO-CREATION IN THE SYSTEM “STUDENT – STUDENT” AT UNIVERSITY

The article is focused on the issue of subject-subjective interaction of students in the process of study and creative activity. Cooperation and cocreation are viewed in category-nomination aspect as well as in the system “student – student” that creates conditions for increasing the levels of methodological, research and information culture, for the development of intellectual and communicative skills of students at university due to the use of innovative forms and methods of education.

Текст научной работы на тему «К постановке проблемы сотрудничества и сотворчества в системе «Студент – студент» в вузе»

Педагогика высшей школы

И.И. Торбина

К постановке проблемы сотрудничества и сотворчества в системе «студент - студент» в вузе

В статье актуализируется проблема субъект-субъектного взаимодействия студентов в процессе учебной и творческой деятельности. Сотрудничество и сотворчество рассматриваются в категориально-понятийном аспекте, а также в системе «студент - студент», создающей условия для повышения уровня методологической, исследовательской, информационной культуры, для развития интеллектуальных и коммуникативных умений обучающихся в вузе за счет инновационных форм и методов обучения.

Ключевые слова: сотрудничество, сотворчество, студенты, вуз.

На современном этапе развития общества в условиях кардинального изменения целей и задач образования, становления новых образовательных структур, нового содержания образования появляется необходимость в создании новых подходов к обучению. В связи с этим актуализируется проблема качественного преобразования процесса подготовки специалистов, способствующего самоактуализации, самообразованию, готовности обучаться в процессе дальнейшей профессиональной деятельности и на протяжении всей своей сознательной жизни, умеющих работать не только в коллективе, но и в паре, в команде. Для реализации вышеперечисленных и других требований к уровню образованности специалиста необходимо совершенствовать систему подготовки специалистов.

В основу нашего исследования положен личностно-деятельностный подход, согласно которому личность рассматривается как субъект деятельности, формируется в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения (Л.С. Выготский,

А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина, С. Л. Рубинштейн и др.), при этом содержательная сторона направленности его личности проявляется в отношении к окружающему миру, другим людям, самому себе, формируя мировоззренческую базу и мотивацию жизненной активности.

Нами исследуются также некоторые аспекты развития качеств личности, которые включены в комплекс общекультурных компетенций студентов (Т.А. Бойченко, Т.В. Ежова, А.А. Петрова и др.). При этом развитие общекультурных компетенций не только происходит в деятельности и общении, но и проявляется в ней. Базируясь на этом подходе к организа-

ции обучения, мы рассматриваем студента как субъекта учебной деятельности, т.е. как человека, которому принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения и который способен формировать учебную деятельность не только у себя, но и у других студентов. Основной характеристикой процесса обучения в данной ситуации становится процесс самостоятельного поиска знаний, саморазвития умений, навыков и качеств, вступление в диалог, в командный полилог, при котором важные роли играют сотрудничество и сотворчество. обращаясь к проблеме формулирования категориального термина «педагогика», В.В. Краевский пишет, что сотворчество смотрится как союз двух «педагогик» - «сотрудничества» и «развития» [2].

Ряд ученых считает, что деятельность - это не только процесс, в котором рождаются ценности. Она сама - ценность, создающая социальную реальность, а важнейший ее итог - это развитие и саморазвитие человека. В условиях учебно-воспитательного процесса в вузе осуществляется деятельность в форме учебного сотрудничества. Данный процесс также называют «совместная учебная деятельность» (В.Я. Ляудис, А.К. Маркова и др.), «групповая работа» (Х.И. Лийметс, И.В. Первин) и др.

В данной статье мы рассмотрим сущность учебного сотрудничество как часть общекультурной компетенции в системе «студент - студент», как форму организации совместной деятельности студентов, направленную на взаимную поддержку друг друга при совместной разработке, например, учебных проектов на основе интеграции индивидуальных деятельностей как компонента предметно-практической сферы с учетом разделения функций, сопровождаемого доброжелательными межличностными отношениями.

педагогика сотрудничества - это гуманистическое направление педагогики, построенное на демократических принципах, равноправной субъектной позиции участников целостного педагогического процесса, их взаимодействии, сотворчестве, совместной коллективной деятельности, направленной на всестороннее развитие и саморазвитие личности.

проанализировав и обобщив научную литературу, можно констатировать, что в теории педагогики понятия «педагогика сотрудничества», «сотрудничество», «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «обучение в сотрудничестве», «воспитание в сотрудничестве» определяются неоднозначно. по сути, различные определения не противоречат друг другу, взаимно дополняя, уточняя, расширяя и углубляя друг друга за счет гуманистической направленности.

В сотрудничестве проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. сотрудничество подразумевает равенство позиций в

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

общении, характеризуется высоким уровнем эмпатии, умением принять партнера таким, каков он есть, отсутствием стереотипности в восприятии других, гибкостью мышления и пр.

Содержание феномена «сотворчество» исследовалось в ряде работ педагогов и ученых (Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, Г.С. Батищев,

В.В. Краевский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров и др.). В.И. Загвязин-ский, например, сотворчество определял как «важную особенность педагогического творчества» [2].

педагогика сотворчества - это следующий за идеей сотрудничества шаг в развитии отечественного педагогического движения. Сотворчество требует доверительного, демократического, творческого стиля общения. Это совместное творческое решение проблем, которые постоянно возникают в процессе выполнения учебных и научных задач, совместная деятельность на основе взаимопонимания, взаимопомощи, переживания за другого.

Сотворчество - это такая система отношений, считают педагоги-практики, при которой их участники готовы ставить перед собой кажущиеся неразрешимыми сверхзадачи и умеют во взаиморазвивающем, взаимоу-силивающем, а не в конфликтно-принижающем ключе работать с этими задачами.

В учебном процессе высшей школы все большее развитие получает исследовательская деятельность студентов и творческий процесс решения ими научно-учебных задач. При этом наиболее эффективными формами и методами являются:

- формы и методы поискового характера, предполагающие создание и рассмотрение некоторых типичных проблемных ситуаций, возникающих при межличностном общении; при этом студентам необходимо выстроить модель своего поведения, найти оптимальное решение, что способствует развитию ценностных ориентаций личности;

- формы и методы имитационно-ролевого характера, способствующие выработке тактики поведения, проявления действий и поступков по отношению к сокурснику, к преодолению барьеров в межличностном взаимодействии;

- тренинговые формы занятий как средство создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска решения проблем, наиболее действенные и соответствующие юношескому стремлению к самопознанию и самореализации, а также позволяющие комплексно реализовывать различные методики творческого формирования личности, влияющие как на когнитивный, так и на личностный, эмоциональный и поведенческий ее уровни.

Практика преподавания показывает, что обучение в сотрудничестве, организация проектной деятельности, метод проектов, учебно-ролевая игра, организация дискуссий, ситуационный анализ (кейс-стади) являются наиболее эффективными приемами развития творческого потенциала студентов, расширяют их кругозор, стимулируют оригинальность мышления, самостоятельность в порождении нового знания [3], вызывают желание работать в паре, в составе группы, команды.

В образовательном процессе вуза сотворчество может быть представлено коллективной творческой деятельностью, которая возможна при соблюдении следующих условий:

- целостность образовательного процесса, включающего воспитательные, развивающие и обучающие функции;

- наличие обратной связи, обеспечивающей взаимообусловленность развития субъектов взаимодействия;

- изменение норм деятельности как преподавателя, так и студентов;

- использование системы педагогических инструментов [2].

Сущность сотворчества заключается в участии студентов в совместной

(коллективной, групповой, командной) творческой деятельности, направленной на решение практических и теоретических задач. При этом предполагается взаимообусловленность развития субъектов взаимодействия в целостном образовательном процессе в системе «студент - студент».

В основу активизации сотрудничества и сотворчества в деятельности студентов в качестве ведущих принципов обучения положены принципы самостоятельной активности и осознанности познания, поэтому в массовой практике используются именно активные формы и методы обучения, при которых студентами в обязательном порядке должны быть усвоены базовые знания, умения и навыки; активизируется теоретическое, критическое и продуктивное мышление, познавательные способности; развивается мотивация к учению, обнаруживается стремление к осознанному усвоению учебного материала, желание к участию в учебной и научно-исследовательской деятельности; наблюдается взаимодействие, кооперирование, сотрудничество при решении определенной задачи; привлекается внимание к учебно-поисковой деятельности, различным формам самостоятельной работы, активному использованию компьютерных технологий в учебном процессе и участию в проведении учебных игр.

Система педагогических инструментов, ориентированная на идею сотворчества, включает различные элементы: работу в микрогруппах, парах, информационный обмен, обратную связь и коллективную рефлексию, присутствующую на каждом занятии; стратегии прохождения курса,

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

позволяющие студенту выбрать свой образовательный маршрут изучения предмета; «компьютерную библиотеку», создающую условия для осуществления самостоятельной работы; формы коллективной лекции и взаимозачета; совместную организацию мероприятия, например, олимпиады, конкурса, научно-практической конференции, презентации [2].

Сотрудничество и сотворчество в системе «студент - студент» может проявляться:

- при решении профессионально-педагогических задач в лабораторных условиях;

- при выполнении индивидуальных и коллективных упражнений, представляющих собой многократное обращение к тем или иным аспектам профессионально-педагогической деятельности для выполнения все более сложных заданий;

- в процессе деловых игр, моделирующих определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессионально-педагогической деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих педагогических задач, формируя у них способность к рефлексии и самосовершенствованию, умению и желанию работать в команде;

- в условиях интенсивного обучения, имитирующего реальную деятельность и ориентированного на закрепление необходимых моделей профессионального поведения педагога и пр.

Учебный процесс высшей школы сочетает обязательность учебных действий и определенную свободу познавательного поиска. Однако без педагогической поддержки педагога, который не только сообщает студентам учебную информацию, но и определяет при этом пути, формы, средства и методы приобретения знаний, направляет самостоятельный научный и творческий поиск студентов, является активным участником их формирования и становления, невозможно эффективно организовать взаимодействие студенчества как вид практической и познавательной активности на основе сотрудничества и сотворчества, как сознательно регулируемый активный процесс, направленный на создание материальных ценностей, воспитание и обучение профессиональной и научноисследовательской деятельности.

Таким образом, мы затронули очень важную и актуальную проблему создания атмосферы сотворчества, содеятельности, способствующей личностному развитию студентов, повышению уровня их методологической, исследовательской, информационной культуры, развитию интеллектуальных и коммуникативных умений в условиях различных форм и методов обучения.

Сотрудничество и сотворчество в системе «студент - студент» представляет собой особую форму субъект - субъектного взаимодействия в учебно-познавательной и творческой деятельности, предполагающую созидание в процессе столкновения взглядов, оценок, идей, позиций, активное эмоциональное общение, стремление к сотрудничеству в решении учебных и творческих задач.

Библиографический список

1. Галустов А.Р. Педагогические основы формирования готовности к самообразованию у студентов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 2. С. 61-69.

2. Нилова С.В. Сотворчество в образовательном процессе университета: Дис. ... канд. пед. наук. Иваново, 1999.

3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2007.

Педагогика и психология

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.