Педагогика высшей школы
И.И. Торбина
К постановке проблемы сотрудничества и сотворчества в системе «студент - студент» в вузе
В статье актуализируется проблема субъект-субъектного взаимодействия студентов в процессе учебной и творческой деятельности. Сотрудничество и сотворчество рассматриваются в категориально-понятийном аспекте, а также в системе «студент - студент», создающей условия для повышения уровня методологической, исследовательской, информационной культуры, для развития интеллектуальных и коммуникативных умений обучающихся в вузе за счет инновационных форм и методов обучения.
Ключевые слова: сотрудничество, сотворчество, студенты, вуз.
На современном этапе развития общества в условиях кардинального изменения целей и задач образования, становления новых образовательных структур, нового содержания образования появляется необходимость в создании новых подходов к обучению. В связи с этим актуализируется проблема качественного преобразования процесса подготовки специалистов, способствующего самоактуализации, самообразованию, готовности обучаться в процессе дальнейшей профессиональной деятельности и на протяжении всей своей сознательной жизни, умеющих работать не только в коллективе, но и в паре, в команде. Для реализации вышеперечисленных и других требований к уровню образованности специалиста необходимо совершенствовать систему подготовки специалистов.
В основу нашего исследования положен личностно-деятельностный подход, согласно которому личность рассматривается как субъект деятельности, формируется в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности и общения (Л.С. Выготский,
А.Н. Леонтьев, Л.М. Митина, С. Л. Рубинштейн и др.), при этом содержательная сторона направленности его личности проявляется в отношении к окружающему миру, другим людям, самому себе, формируя мировоззренческую базу и мотивацию жизненной активности.
Нами исследуются также некоторые аспекты развития качеств личности, которые включены в комплекс общекультурных компетенций студентов (Т.А. Бойченко, Т.В. Ежова, А.А. Петрова и др.). При этом развитие общекультурных компетенций не только происходит в деятельности и общении, но и проявляется в ней. Базируясь на этом подходе к организа-
ции обучения, мы рассматриваем студента как субъекта учебной деятельности, т.е. как человека, которому принадлежит ведущая роль в процессе своего обучения и который способен формировать учебную деятельность не только у себя, но и у других студентов. Основной характеристикой процесса обучения в данной ситуации становится процесс самостоятельного поиска знаний, саморазвития умений, навыков и качеств, вступление в диалог, в командный полилог, при котором важные роли играют сотрудничество и сотворчество. обращаясь к проблеме формулирования категориального термина «педагогика», В.В. Краевский пишет, что сотворчество смотрится как союз двух «педагогик» - «сотрудничества» и «развития» [2].
Ряд ученых считает, что деятельность - это не только процесс, в котором рождаются ценности. Она сама - ценность, создающая социальную реальность, а важнейший ее итог - это развитие и саморазвитие человека. В условиях учебно-воспитательного процесса в вузе осуществляется деятельность в форме учебного сотрудничества. Данный процесс также называют «совместная учебная деятельность» (В.Я. Ляудис, А.К. Маркова и др.), «групповая работа» (Х.И. Лийметс, И.В. Первин) и др.
В данной статье мы рассмотрим сущность учебного сотрудничество как часть общекультурной компетенции в системе «студент - студент», как форму организации совместной деятельности студентов, направленную на взаимную поддержку друг друга при совместной разработке, например, учебных проектов на основе интеграции индивидуальных деятельностей как компонента предметно-практической сферы с учетом разделения функций, сопровождаемого доброжелательными межличностными отношениями.
педагогика сотрудничества - это гуманистическое направление педагогики, построенное на демократических принципах, равноправной субъектной позиции участников целостного педагогического процесса, их взаимодействии, сотворчестве, совместной коллективной деятельности, направленной на всестороннее развитие и саморазвитие личности.
проанализировав и обобщив научную литературу, можно констатировать, что в теории педагогики понятия «педагогика сотрудничества», «сотрудничество», «взаимодействие», «педагогическое взаимодействие», «обучение в сотрудничестве», «воспитание в сотрудничестве» определяются неоднозначно. по сути, различные определения не противоречат друг другу, взаимно дополняя, уточняя, расширяя и углубляя друг друга за счет гуманистической направленности.
В сотрудничестве проявляется индивидуальность и постигается своеобразие другого, т.к. сотрудничество подразумевает равенство позиций в
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
общении, характеризуется высоким уровнем эмпатии, умением принять партнера таким, каков он есть, отсутствием стереотипности в восприятии других, гибкостью мышления и пр.
Содержание феномена «сотворчество» исследовалось в ряде работ педагогов и ученых (Ш.А. Амонашвили, В.И. Андреев, Г.С. Батищев,
В.В. Краевский, В.А. Кан-Калик, Н.Д. Никандров и др.). В.И. Загвязин-ский, например, сотворчество определял как «важную особенность педагогического творчества» [2].
педагогика сотворчества - это следующий за идеей сотрудничества шаг в развитии отечественного педагогического движения. Сотворчество требует доверительного, демократического, творческого стиля общения. Это совместное творческое решение проблем, которые постоянно возникают в процессе выполнения учебных и научных задач, совместная деятельность на основе взаимопонимания, взаимопомощи, переживания за другого.
Сотворчество - это такая система отношений, считают педагоги-практики, при которой их участники готовы ставить перед собой кажущиеся неразрешимыми сверхзадачи и умеют во взаиморазвивающем, взаимоу-силивающем, а не в конфликтно-принижающем ключе работать с этими задачами.
В учебном процессе высшей школы все большее развитие получает исследовательская деятельность студентов и творческий процесс решения ими научно-учебных задач. При этом наиболее эффективными формами и методами являются:
- формы и методы поискового характера, предполагающие создание и рассмотрение некоторых типичных проблемных ситуаций, возникающих при межличностном общении; при этом студентам необходимо выстроить модель своего поведения, найти оптимальное решение, что способствует развитию ценностных ориентаций личности;
- формы и методы имитационно-ролевого характера, способствующие выработке тактики поведения, проявления действий и поступков по отношению к сокурснику, к преодолению барьеров в межличностном взаимодействии;
- тренинговые формы занятий как средство создания условий для самораскрытия участников и самостоятельного поиска решения проблем, наиболее действенные и соответствующие юношескому стремлению к самопознанию и самореализации, а также позволяющие комплексно реализовывать различные методики творческого формирования личности, влияющие как на когнитивный, так и на личностный, эмоциональный и поведенческий ее уровни.
Практика преподавания показывает, что обучение в сотрудничестве, организация проектной деятельности, метод проектов, учебно-ролевая игра, организация дискуссий, ситуационный анализ (кейс-стади) являются наиболее эффективными приемами развития творческого потенциала студентов, расширяют их кругозор, стимулируют оригинальность мышления, самостоятельность в порождении нового знания [3], вызывают желание работать в паре, в составе группы, команды.
В образовательном процессе вуза сотворчество может быть представлено коллективной творческой деятельностью, которая возможна при соблюдении следующих условий:
- целостность образовательного процесса, включающего воспитательные, развивающие и обучающие функции;
- наличие обратной связи, обеспечивающей взаимообусловленность развития субъектов взаимодействия;
- изменение норм деятельности как преподавателя, так и студентов;
- использование системы педагогических инструментов [2].
Сущность сотворчества заключается в участии студентов в совместной
(коллективной, групповой, командной) творческой деятельности, направленной на решение практических и теоретических задач. При этом предполагается взаимообусловленность развития субъектов взаимодействия в целостном образовательном процессе в системе «студент - студент».
В основу активизации сотрудничества и сотворчества в деятельности студентов в качестве ведущих принципов обучения положены принципы самостоятельной активности и осознанности познания, поэтому в массовой практике используются именно активные формы и методы обучения, при которых студентами в обязательном порядке должны быть усвоены базовые знания, умения и навыки; активизируется теоретическое, критическое и продуктивное мышление, познавательные способности; развивается мотивация к учению, обнаруживается стремление к осознанному усвоению учебного материала, желание к участию в учебной и научно-исследовательской деятельности; наблюдается взаимодействие, кооперирование, сотрудничество при решении определенной задачи; привлекается внимание к учебно-поисковой деятельности, различным формам самостоятельной работы, активному использованию компьютерных технологий в учебном процессе и участию в проведении учебных игр.
Система педагогических инструментов, ориентированная на идею сотворчества, включает различные элементы: работу в микрогруппах, парах, информационный обмен, обратную связь и коллективную рефлексию, присутствующую на каждом занятии; стратегии прохождения курса,
Педагогика и психология
Педагогика высшей школы
позволяющие студенту выбрать свой образовательный маршрут изучения предмета; «компьютерную библиотеку», создающую условия для осуществления самостоятельной работы; формы коллективной лекции и взаимозачета; совместную организацию мероприятия, например, олимпиады, конкурса, научно-практической конференции, презентации [2].
Сотрудничество и сотворчество в системе «студент - студент» может проявляться:
- при решении профессионально-педагогических задач в лабораторных условиях;
- при выполнении индивидуальных и коллективных упражнений, представляющих собой многократное обращение к тем или иным аспектам профессионально-педагогической деятельности для выполнения все более сложных заданий;
- в процессе деловых игр, моделирующих определенные профессиональные ситуации, воссоздающие в аудиторных условиях те или иные ситуации профессионально-педагогической деятельности и ставящие участников перед необходимостью оперативного решения соответствующих педагогических задач, формируя у них способность к рефлексии и самосовершенствованию, умению и желанию работать в команде;
- в условиях интенсивного обучения, имитирующего реальную деятельность и ориентированного на закрепление необходимых моделей профессионального поведения педагога и пр.
Учебный процесс высшей школы сочетает обязательность учебных действий и определенную свободу познавательного поиска. Однако без педагогической поддержки педагога, который не только сообщает студентам учебную информацию, но и определяет при этом пути, формы, средства и методы приобретения знаний, направляет самостоятельный научный и творческий поиск студентов, является активным участником их формирования и становления, невозможно эффективно организовать взаимодействие студенчества как вид практической и познавательной активности на основе сотрудничества и сотворчества, как сознательно регулируемый активный процесс, направленный на создание материальных ценностей, воспитание и обучение профессиональной и научноисследовательской деятельности.
Таким образом, мы затронули очень важную и актуальную проблему создания атмосферы сотворчества, содеятельности, способствующей личностному развитию студентов, повышению уровня их методологической, исследовательской, информационной культуры, развитию интеллектуальных и коммуникативных умений в условиях различных форм и методов обучения.
Сотрудничество и сотворчество в системе «студент - студент» представляет собой особую форму субъект - субъектного взаимодействия в учебно-познавательной и творческой деятельности, предполагающую созидание в процессе столкновения взглядов, оценок, идей, позиций, активное эмоциональное общение, стремление к сотрудничеству в решении учебных и творческих задач.
Библиографический список
1. Галустов А.Р. Педагогические основы формирования готовности к самообразованию у студентов // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2012. № 2. С. 61-69.
2. Нилова С.В. Сотворчество в образовательном процессе университета: Дис. ... канд. пед. наук. Иваново, 1999.
3. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2007.
Педагогика и психология