Научная статья на тему 'Развитие личностных качеств учащегося в процессе сотворчества'

Развитие личностных качеств учащегося в процессе сотворчества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
557
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
EDUCATION / PEDAGOGY OF CO-CREATION IN LEARNING / DEVELOPMENT OF A STUDENT'S PERSONALITY / MAIN AND ACCOMPANYING SIGNS OF CO-CREATION / DEVELOPMENT OF CREATIVE THINKING OF STUDENTS IN A LESSON / STAGES OF ORGANIZATION OF THE PROCESS OF CO-CREATION / ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИКА СОТВОРЧЕСТВА В ОБУЧЕНИИ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ / ОСНОВНЫЕ И СОПУТСТВУЮЩИЕ ПРИЗНАКИ СОТВОРЧЕСТВА / РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ / ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА СОТВОРЧЕСТВА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пичугина Галина Антоновна, Жилякова Дарья Анатольевна

Исходя из запросов современного общества, задача педагога заключается в раскрытии скрытого потенциала каждого из учеников, в развитии творческого потенциала личности. Для этого применяются всевозможные вариации методов и форм взаимодействия, на основе сотрудничества, творчества и сотворчества. Педагогика сотворчества в обучении оказывает положительное влияние не только на усвоение теоретических знаний, но и на развитие личностных характеристик ученика, активизируя при этом учебную деятельность, познавательную активность и повышая при этом эффективность обучения. Процесс организации сотворчества включает в себя основные (наличие проблемных вопросов, имеющих множественность решений; возможность экспериментального подтверждения идеи, как итога решения творческой задачи; условия равенства позиций педагога и учащихся; коллективное обсуждение новых идей и мыслей; отсутствие критичности со стороны учителя; организация дискуссии, беседы, множество мнений и идей) и сопутствующие (здоровье-созидательность; полипроцессуальность и полипредметность) критерии, который в совокупности и системе влияют на полноценное и многостороннее развитие личности. Вследствие чего, процесс обучения выводится на совершенно новый уровень, что влечёт за собой становление у выпускников иного взгляда на действительность, оригинального подхода в решении проблемных ситуаций. Следует отметить, что если организационные подходы урока-сотворчества в психолого-педагогической и методической литературе описаны в значительной степени, то методическая составляющая представлена в меньшей степени. Поэтому вопрос, раскрывающий поэтапную методику урока-сотворчества, является актуальным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пичугина Галина Антоновна, Жилякова Дарья Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PERSONAL QUALITIES OF A STUDENT IN THE PROCESS OF CREATIVITY

Based on the demands of modern society, the task of the teacher is to uncover the latent potential of each of the students, to develop the creative potential of the individual. For this purpose, various variations of methods and forms of interaction are used, based on cooperation, creativity and co-creation. The pedagogy of co-creation in learning has a positive impact not only on the assimilation of theoretical knowledge, but also on the development of the student’s personal characteristics, while activating learning activities, cognitive activity and increasing learning efficiency. The process of organizing co-creation includes the main ones (existence of problematic issues that have multiple solutions; the possibility of experimentally confirming an idea as a result of solving a creative task; conditions for equality of positions of the teacher and students; collective discussion of new ideas and thoughts; lack of criticality from the teacher; conversations, a lot of opinions and ideas) and related (health-creativity; polyprocessing and poly-subjectness) criteria, which in the aggregate and the system affect the Valuable and multilateral development of the individual. As a result, the learning process is brought to a completely new level, which entails the graduation of a different perspective on reality, an original approach to solving problem situations. It should be noted that if the organizational approaches of the lesson-co-creation in the psychological-pedagogical and methodological literature are described to a significant extent, then the methodological component is represented to a lesser extent. Therefore, the question revealing the phased methodology of the lesson-co-creation is relevant

Текст научной работы на тему «Развитие личностных качеств учащегося в процессе сотворчества»

Pichugina Galina Antonovna, Zhilyakova Daria Anatolyevna DEVELOPMENT OF PERSONAL QUALITIES ...

pedagogical sciences

UDC 371.854

РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩЕГОСЯ В ПРОЦЕССЕ СОТВОРЧЕСТВА

© 2019

Пичугина Галина Антоновна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Общая и неорганическая химия» Жилякова Дарья Анатольевна, студент Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (410026, Россия, Саратов, улица Астраханская, 83, e-mail: oliverbordin08@gmail.com)

Аннотация. Исходя из запросов современного общества, задача педагога заключается в раскрытии скрытого потенциала каждого из учеников, в развитии творческого потенциала личности. Для этого применяются всевозможные вариации методов и форм взаимодействия, на основе сотрудничества, творчества и сотворчества. Педагогика сотворчества в обучении оказывает положительное влияние не только на усвоение теоретических знаний, но и на развитие личностных характеристик ученика, активизируя при этом учебную деятельность, познавательную активность и повышая при этом эффективность обучения. Процесс организации сотворчества включает в себя основные (наличие проблемных вопросов, имеющих множественность решений; возможность экспериментального подтверждения идеи, как итога решения творческой задачи; условия равенства позиций педагога и учащихся; коллективное обсуждение новых идей и мыслей; отсутствие критичности со стороны учителя; организация дискуссии, беседы, множество мнений и идей) и сопутствующие (здоровье-созидательность; полипроцессуальность и полипредметность) критерии, который в совокупности и системе влияют на полноценное и многостороннее развитие личности. Вследствие чего, процесс обучения выводится на совершенно новый уровень, что влечёт за собой становление у выпускников иного взгляда на действительность, оригинального подхода в решении проблемных ситуаций. Следует отметить, что если организационные подходы урока-сотворчества в психолого-педагогической и методической литературе описаны в значительной степени, то методическая составляющая представлена в меньшей степени. Поэтому вопрос, раскрывающий поэтапную методику урока-сотворчества, является актуальным.

Ключевые слова: образование, педагогика сотворчества в обучении, развитие личности учащегося, основные и сопутствующие признаки сотворчества, развитие творческого мышления учащихся на уроке, этапы организации процесса сотворчества.

DEVELOPMENT OF PERSONAL QUALITIES OF A STUDENT IN THE PROCESS OF CREATIVITY

© 2019

Pichugina Galina Antonovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Department "General and Inorganic Chemistry" Zhilyakova Daria Anatolyevna, student Saratov State University N.G. Chernyshevsky (410026, Russia, Saratov, Astrakhanskaya Street, 83, e-mail: oliverbordin08@gmail.com)

Abstract. Based on the demands of modern society, the task of the teacher is to uncover the latent potential of each of the students, to develop the creative potential of the individual. For this purpose, various variations of methods and forms of interaction are used, based on cooperation, creativity and co-creation. The pedagogy of co-creation in learning has a positive impact not only on the assimilation of theoretical knowledge, but also on the development of the student's personal characteristics, while activating learning activities, cognitive activity and increasing learning efficiency. The process of organizing co-creation includes the main ones (existence of problematic issues that have multiple solutions; the possibility of experimentally confirming an idea as a result of solving a creative task; conditions for equality of positions of the teacher and students; collective discussion of new ideas and thoughts; lack of criticality from the teacher; conversations, a lot of opinions and ideas) and related (health-creativity; polyprocessing and poly-subjectness) criteria, which in the aggregate and the system affect the Valuable and multilateral development of the individual. As a result, the learning process is brought to a completely new level, which entails the graduation of a different perspective on reality, an original approach to solving problem situations. It should be noted that if the organizational approaches of the lesson-co-creation in the psychological-pedagogical and methodological literature are described to a significant extent, then the methodological component is represented to a lesser extent. Therefore, the question revealing the phased methodology of the lesson-co-creation is relevant.

Keywords: education, pedagogy of co-creation in learning, development of a student's personality, main and accompanying signs of co-creation, development of creative thinking of students in a lesson, stages of organization of the process of co-creation.

В настоящее время во всех сферах деятельности наиболее востребованы сотрудники, способные мыслить и действовать нестандартно, имеющие многосторонний, оригинальный и творческий взгляд на происходящие процессы.

В этой связи возникла необходимость в реорганизации российской системы образования. Следовательно, ведущей целью образования, наряду с усвоением теоретических знаний, является развитие личности учащегося.

«Портрет выпускника школы», представленный в государственном образовательном стандарте РФ включает в себя следующие качества: мотивированный на творчество и инновационную деятельность; готовый к сотрудничеству, умеющий творчески мыслить, осознающий себя личностью, социально активный, уважающий мнение других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания и успешно взаимо-

действовать; мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни и т.д.» (ст.1 п.5) [1].

Исходя из этого, перед образовательными учреждениями поставлена задача, предполагающая воспитание гражданина современного общества, прежде всего, как творческой личности, отличающейся неповторимостью, уникальностью, самосовершенствованием, саморазвитием и самопознанием.

Отсюда возникает необходимость в совершенствовании методологии преподавания, основанной на развитии личности ученика.

На сегодняшний день наиболее подходящей и эффективной педагогической методикой преподавания выступает педагогика сотворчества, направленная как на развитие личностных качеств обучающихся, так и на повышение мотивации учащихся, и как следствии отражается на эффективности урока. Исходя из этого, вопрос

педагогически науки

Пичугина Галина Антоновна, Жилякова Дарья Анатольевна РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ УЧАЩЕГОСЯ ...

организации процесса сотворчества учителя и ученика на уроке является актуальным.

В психолого-педагогической литературе выделены такие термины, как творчество, сотрудничество и сотворчество. Творчество может развиваться в процессе сотворчества. Ученик может самостоятельно придумывать новые для себя идеи, но более широко раскрыться ему помогает сотворчество. Его видение становится ещё более широким, с помощью вопросов, направлений действий, которые он выбирает в совместной деятельности с учителем. Творчество на основе сотрудничества в процессе сотворчества выходит на новый уровень творчества.

Г. А. Засобина и В. С. Мухаммед считают, что педагогическое творчество - это всегда сотворчество. «Особенностью педагогического творчества является то, что это всегда сотворчество. Оно тесно связано с творчеством всего учительского коллектива и каждого учащегося» [2].

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что сотворчество в педагогике имеет разночтение.

Одни учёные (В.И. Андреев [3], С.Ю. Степанов [4,5], В.А. Сластенин [6]) отражают в своих определениях сотворчество как отношения, в которых учитель и ученик становятся другу для друга неисчерпаемым источником развития.

Другие ученые (В.И. Загвязинский [7], Г.С. Батищев [8], В.В. Краевский [9]) считают, что сотворчество является незаменимой особенностью, принципом педагогического творчества, основанным на особой форме взаимодействия - сотрудничестве.

Рабочим определением сотворчества в дальнейшей работе будет выступать сопряжение представленных определений. Под сотворчеством мы понимаем форму совместной творческой деятельности учителя и учащихся, основанную на деятельно-творческом характере взаимодействия, в которой ученики реализуют свои креативные идеи, проявляют самостоятельность, решают задачи, целью которых является получение новой информации.

Организация процесса сотворчества имеет основные и сопутствующие признаки.

Основные, в свою очередь, следует разделить на внешние, связанные с организационными моментами сотворчества, и внутренние, характеризующие непосредственно воздействие на личность обучающегося.

Следует отметить, что если организационные подходы урока-сотворчества в психолого-педагогической и методической литературе описаны в значительной степени [10-15], то методическая составляющая представлена в меньшей степени. Поэтому вопрос, раскрывающий поэтапную методику урока-сотворчества, является актуальным.

К основным внешним признакам сотворчества на уроке относятся:

- наличие проблемных вопросов, имеющих множественность решений;

- возможность экспериментального подтверждения идеи, как итога решения творческой задачи;

- условия равенства позиций педагога и учащихся;

- коллективное обсуждение новых идей и мыслей;

- отсутствие критичности со стороны учителя;

-организация дискуссии, беседы, множество мнений

и идей.

К основным внутренним признакам сотворчества на уроке относятся:

- ощущение каждым участником урока своей ценности и полезности, понимание и осознание ценность других субъектов, их вклада в общее дело;

- преодоление себя и обстоятельств, с первоначальными трудностями и внутренними переживаниями, но выход и разрешение ситуации, что вызывает бурные положительные эмоции;

- желание и умение слышать и предметно обсуждать,

готовность развивать мнение, высказанное другими, способность аргументировать свою точку зрения;

- отсутствие страха допустить ошибку, потерять лицо у педагога и учащихся.

Сопутствующими признакам сотворчества являются: здоровье-созидательность, полипроцессуальность и полипредметность.

Сопутствующие признаки процесса сотворчества содействуют полноценному становлению мировоззренче-скоговосприятия происходящих процессов.

Изучая процесс организации сотворчества на уроке Степанов С.Ю., Кремер Е.З. отмечают, что основные и сопутствующие признаки должны быть взаимосвязаны друг с другом, и не вызывать негативного отношения ребёнка к процессу обучения [4]. В случае отсутствия на уроке вышеперечисленных признаков, процесс сотворчества будет переходить в традиционную форму обучения.

Сотворчество является не частным случаем урока, а проникает в его составляющие, и связывает их воедино. Поэтому, процесс сотворчества на уроке может быть использован при изучении новой темы, при её закреплении, а также при обобщении и систематизации. В основе сотворчества лежит деятельно-творческий характер взаимодействия (ученик-ученик, ученик-учитель). В процессе творческой беседы, дискуссии в ходе изучения программного материала в условиях равенства в открытии нового учитываются мнения всех участников учебного процесса и рассматриваются все точки зрения, при необходимости проводятся исследовательский эксперимент.

Организация обучения при этом может быть парной, групповой, коллективной. На наш взгляд, для более полного развития личностных качеств обучающихся следует предпочтение отдавать групповому и коллективному обучению. В начале урока, для организации дискуссии учитель каждой команде раздаёт для обсуждения задачи творческого типа. Например: «В педагогических классах старых гимназий, готовящих гувернанток, преподавался обязательный курс гигиены. Курс был основательный и подробный, затрагивающий различные области естествознания. Попытайтесь предложить эксперимент, который бы позволил ответить на следующие вопросы, содержащиеся в учебнике Д.И. Атропова и В.И.Завьялова « Начальный курс гигиены для средних учебных заведений» (1915 г):

A) Чтобы не заметно было, что молоко прокисло, в него добавляли соду. Как это можно выявить?

Б) Молоко разбавляли водой, а, чтобы прозрачность его не увеличивалась, добавляли крахмал. Как распознать фальсификацию?

B) В топлёное масло для увеличения веса подмешивали известь. Как её обнаружить? [16]»

Первый этап урока связан с постановкой проблемы, цели, с обменом информацией и с созданием творческой атмосферы, направленной на решение поставленных задач. Роль учитель заключается в прослушивании точек зрения, направлении мыслительной деятельности учащихся. На этом этапе основной творческий процесс происходит в рассмотрении творческих идей, которое наблюдается в обучении ученик-ученик. Учащиеся, работают в группах согласно схеме. Происходит обмен информацией между участниками группы (1-2, затем 3-4 человека) и выдвижение идеи поставленной задачи. Реализуется сотворчество ученик-ученик.

На втором этапе урока происходит взаимодействие между группами, учителем организуется обсуждение идей, которые выдвигает каждая команда. Выслушиваются все предположения и гипотезы. На этом этапе идёт взаимодействие учитель-ученик. Учитель поддерживает дискуссию, но ответ на спорные вопросы находят сами ученики с помощью информационных текстов, презентаций, видеофильма или эксперимента.

Третий этап урока связан с подтверждением итогов

Балканско научно обозрение. 2019. Т. 3. № 2(4)

77

Pichugina Galina Antonovna, Zhilyakova Daria Anatolyevna DEVELOPMENT OF PERSONAL QUALITIES ...

pedagogical sciences

и нахождением ответа на поставленные вопросы. В основном здесь идёт обучение ученик-учитель, ученик-ученик.

Процесс сотворчества оказывает влияние на формирование личностных и коммуникативных качеств учащихся.

а) Организация процесса сотворчества оказывает определённое влияние на личностные качества ученика: познавательный интерес, инициатива и любознательность, мотивы познания и творчества; готовность к самостоятельным поступкам и действиям, принятие ответственности за их результаты; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение учиться и способности к организации своей деятельности; целеустремленность и настойчивость в достижении целей, самоуважение, готовность к преодолению трудностей и жизненный оптимизм; самоуважение и эмоционально-положительное отношение к себе;

б) Коммуникативные качества учащегося проявляются в: формировании коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и взрослыми; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать, самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе; уважении к окружающим - умении слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников.

Влияние сопутствующих признаков на формирование личности проявляется в следующем:

Здоровьесозидательность и энергетизация формируют ценности здорового и безопасного образа жизни.

Полипроцессуальность и полипредметность формируют системы значимых социальных и межличностных отношений; целостное мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование ответственное отношение к учению, готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Развитие той или иной стороны личности происходит при систематическом использовании процесса сотворчества в обучении.

Процесс сотворчества в большей степени направлен на развитие такого аспекта личности, как творческое мышление. Творческое мышление было исследовано в работах Оржековского П.А. [17, 18], и представлено как совокупность следующих черт (способность к преодолению стереотипов мышления, способность выявления проблем, способность к поиску решений в неопределённой ситуации и способность к преодолению интеллектуальных трудностей) проявляющихся при решении проблемы. Творческое мышление может развиваться при решении творческих задач, при выполнении творческих заданий, упражнений, при решении кейсов.

Таким образом, педагогика сотворчества является незаменимой составляющей современного урока, так как оказывает влияние, как на усвоение теоретических знаний, так и на развитие личности. Поэтому обращение внимания на организацию процесса сотворчества на уроке является актуальным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. М.: Просвещение, 2008, 21 с.

2. Засобина Г. А., В.С. Мухаммед. Исследование в педагогической деятельности преподавателя высшей школы. Иваново: «ИвГУ», 1997. 187 с.

3. Андреев, В.И. Эвристика для творческого саморазвития. Учебное пособие. Казань: «Центр инновационных технологий», 1994. 247 с.

4. Степанов С. Ю., Кремер Е. З. Сотворчество на уроке — как это возможно? Сборник материалов II Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы химического образования». Москва, 2011, С. 123 — 128.

5. Степанов, С.Ю. Учитель-ученик ценности сотворчества. М.: «Педагогика», 1990. 144 с.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 576 с.

7. Загвязинский, В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Советская педагогика, 1988, № 1, С. 70—75.

8. Батищев, Г. С. Три типа педагогики. Учит. газ. 1988. 14 апре-

9. Краевский В.В. Сколько у нас педагогик? Интернет-журнал «Эйдос». 2003. 11 июля.

10. БекоеваМ.И. Основные направления развития творческих способностей младших школьников на уроках математики //Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 75-78.

11. Бичерова Е.Н. Роль познавательного интереса и познавательной активности в развитии творческого мышления младших школьников //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 190-193.

12. Терехова Г.В. Возможности образовательной среды для освоения программ творческого развития на основе ТРИЗ // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 4 (25). С. 309-311.

13. Кошелева Н.Н., Павлова Е.С. Формирование эвристического и творческого мышления у школьников и студентов при изучении математики // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 170-173.

14. Шарифзода Ф. Интегрированное обучение: развитие мышления и целостность восприятия мира // Балтийский гуманитарный журнал. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 317-321.

15. Мишова В.В. Вопросы взаимодействия теории и практики педагогического творчества в образовательном процессе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 1 (18). С. 121-125.

16. Оржековский П.А. Творчество учащихся на практических занятиях по химии. М.: АРКТИ, 1999, 149 с.

17. Оржековский П.А. Построение учебных программ, направленных на обеспечение творческого развития учащихся. Интернет-журнал «Эйдос». 2000. 31 марта.

18. Оржековский П.А. Повышение квалификации педагогов и выявление его эффективности. М.: «Московскийуниверситет», 2016, № 1. С. 88-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.