Научная статья на тему 'Организация совместной творческой деятельности учителя и учеников в процессе формирования математических понятий в начальной школе'

Организация совместной творческой деятельности учителя и учеников в процессе формирования математических понятий в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
624
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТВОРЧЕСТВО / ОБУЧЕНИЕ / ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Налесная Сусанна Лауриевна

В работе рассматриваются вопросы организации сотворчества «учитель-ученик» в процессе формирования понятий в начальном курсе математики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Налесная Сусанна Лауриевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация совместной творческой деятельности учителя и учеников в процессе формирования математических понятий в начальной школе»

УДК 51.07 ББК 74.262

С. Л. Налесная

ОРГАНИЗАЦИЯ СОВМЕСТНОЙ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ И УЧЕНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В работе рассматриваются вопросы организации сотворчества «учитель-ученик» в процессе формирования понятий в начальном курсе математики.

Ключевые слова: сотворчество, обучение, геометрические понятия, начальная школа.

S. L. Nalesnaya

THE ORGANIZATION OF JOINT CREATIVE ACTIVITY OF THE TEACHER AND PUPILS IN THE COURSE OF FORMATION MATHEMATICAL CONCEPTS AT PRIMARY SHCOOL

Abstract The problems of arranging the creative Teacher-Pupil's coactivity while forming the mathematical concepts at primary school are given consideration to.

Key words: coauthorship, learning, geometrical concepts, primary school.

В настоящее время происходит смена приоритетов в системе педагогических ценностей общеобразовательной школы, которая влечет за собой концептуальную перестройку педагогики. Содержание Федерального государственного образовательного Стандарта обращает внимание всего педагогического сообщества на смену педагогической парадигмы и признание главной педагогической ценностью - личностное развитие школьника.

Таким образом, проблема исследования обусловлена тенденцией развития современной образовательной ситуации, которая осуществляется на фоне радикальных изменений в различных сферах нашего общества [1, 34]. Хотя в образовательных Стандартах второго поколения и акцентируется особое внимание на духовно -нравственной стороне учебно-воспитательной работы [5], тем не менее, практика профессиональной деятельности показывает, что реально увеличивается разрыв между культурой и образованием. Поскольку само по себе знание не замещает духовности и не в состоянии обеспечить процесс целостного формирования личности.

Особая роль в обеспечении личностно-ориентированного образования, творческого общения учителя с учащимися на уроке принадлежит учителю. Практика работы в начальной школе позволяет говорить о том, что творческое общение учителя и учеников влияет: на объём, глубину и сознательность овладения системой предметных знаний; на развитие всех личностных качеств субъекта обучения - учащегося. Очевидно, что процесс сотворчества учителя с учениками позволит подготовить образованную, творчески активную личность, обладающую моральными принципами и способную решать различные учебные задачи и жизненные проблемы, соединить прошлые и новые знания, рассмотрев их под новым углом зрения. Известно, что подход к решению новых вопросов, новых задач во взаимосвязи и единстве с прошлыми знаниями значительно расширяет возможности субъекта обучения, требует творческого воображения, развития мышления и ведёт к успеху в различных сферах профессиональной деятельности.

Одним из возможных путей управления процессом становления творческой личности в обучении, по нашему мнению, является совместная деятельность учащихся и учителя, которую мы называем сотворчеством.

Мы определяем понятие «сотворчество» как устойчивую социальную структуру обучения, содержание которой составляет система дидактических отношений, обеспечивающая её творческий характер и целостность.

Одним из важнейших условий эффективной реализации сотворчества «учитель-ученик» является особая, доверительная атмосфера процесса обучения, доброжелательные отношения, основанные на уважении личности ученика, на внимании к его внутреннему миру. В результате такой организации процесса обучения на уроке развертывается живой процесс познания, осмысленное и творческое овладение системой учебных понятий [2, 32].

Рассмотрим процесс организации совместной творческой деятельности учителя и учащихся на уроках математики при изучении геометрического материала.

Изучаемый в начальной школе геометрический материал имеет широкие возможности для развития творческого мышления учащихся. Основной целью рассмотрения элементов геометрии в начальном курсе математики является:

- применение свойств геометрических фигур к решению практических задач;

- подготовка младших школьников к сознательному усвоению систематического курса геометрии;

- развитие геометрического мышления;

- развитие важнейших практических умений, навыков и компетенций согласно возрасту;

- подготовка младших школьников к усвоению систематического курса геометрии [4, 24]. В процессе формирования геометрических представлений и понятий происходит:

- развитие плоскостного и пространственного мышления;

- интенсивное развитие воображения;

- формируются операции умственных действий (анализ, синтез, обобщение, сравнение, конкретизация, классифицирование и др.), которые формируют умение творчески мыслить;

- использование геометрических знаний в реальной жизни и др.

В задачи обучения элементам геометрии в начальной школе входит также развитие навыков логического мышления, что способствует воспитанию логической культуры младших школьников, повышению требовательности к логической строгости изложения геометрического материала от класса к классу. Для этого учитель должен быть компетентным, подготовленным к изложению теоретических основ геометрии, способствующих воспитанию у младших школьников культуры мышления, логичности в рассуждениях, критического относиться к печатному тексту учебника, учебно-методической литературы и др.

Наблюдения опыта работы учителей начальных классов, опыт работы автора позволили выделить некоторые аспекты, обеспечивающие творческий характер совместной педагогической деятельности учителя и учащихся:

- использование связей в изучении геометрических понятий с другими образовательными линиями начальной школы;

- включение в процесс обучения элементам геометрии превалирующего объема творческих заданий и создание творческих ситуаций (ситуаций неожиданных событий; ситуаций с потенциально существующим интересом; проблемных ситуаций; ситуаций использования исследовательского пути познания и др.);

- развитие мотивации к процессу творческой деятельности: учебно-познавательные игры, занимательные задания, проведение внеклассных занятий и др.;

- использование компетентного подхода к процессу формирования геометрических представлений и понятий (умения думать, связывать прошлые и настоящие знания, адекватно решать учебные задачи, находить пути решения нестандартных задач и др.).

Так, формирование геометрических представлений, а затем и понятий, на основе принципа целостности с учетом развития ключевых компетенций и сотворчества «учитель - ученик» может реализовать, по нашему мнению, только компетентный учитель, способный находить и использовать в профессиональной деятельности такие методы обучения, которые отвечают перспективным потребностям процесса обучения [4, 230].

Покажем использование совместной творческой деятельности учителя и учащихся на примере фрагмента урока объяснения нового материала по теме «Свойство прямоугольника (диагонали прямоугольника равны)».

В предлагаемый план урока учитель по своему усмотрению может включить упражнения на развитие вычислительных навыков, используя устный счёт, решение задачи и др.)

1. Так, для создания мотивации к изучению темы учитель располагает на доске изображение прямоугольника и предлагает учащимся ответить на вопросы:

а) Как называется данная геометрическая фигура?

б) Что вы знаете о прямоугольниках? Расскажите.

в) Какую еще информацию о прямоугольниках вы хотели бы узнать? Учитель предлагает младшим школьникам задать вопросы, используя ключевые слова «особенности», «свойства», «использование». Вопросы записываются на карточках с изображением вопросительных знаков, которые прикрепляются на доску. В результате разбора ситуации, учитель совместно с учащимися выбирает центральный (главный) вопрос, который задаёт направление исследования: «Какими ещё свойствами обладает прямоугольник?»

2. Исследование в малых группах заключается в том, что для решения поставленной проблемы каждой группе предлагается вариант рабочего листа с заголовком «Свойства прямоугольника», на котором представлены прямоугольники, имеющие разные длины сторон, в каждом из которых проведены диагонали.

Учитель предлагает план исследования:

а) проанализировать различные прямоугольники по разным основаниям;

б) провести все возможные измерения;

в) сравнить результаты измерения.

- Возможно, такая работа поможет сделать какой-либо вывод об особенностях и свойствах прямоугольника.

3. На следующем этапе происходит обмен информацией и организация её восприятия учениками каждой группы и учащимися всего класса. Каждая группа знакомит учеников с результатами своих измерений и предварительными выводами. Все рабочие листы прикрепляются на доску.

В процессе организации и связывания информации учащиеся под руководством учителя находят общее свойство, относящееся ко всем прямоугольникам, с которыми работали в группах: диагонали прямоугольника равны.

4. На этапе подведения итогов, опираясь на полученные данные, учитель предлагает ученикам ответить на ряд вопросов:

- Как вы думаете, сформулированное вами свойство справедливо для всех прямоугольников?

- Существуют ли такие прямоугольники, у которых диагонали не равны?

- Увеличьте или уменьшите одну из диагоналей прямоугольника, сделайте диагонали неравными. Что получится?

Учащиеся пробуют изменить длину одной из диагоналей в прямоугольнике, приходят к выводу, что полученная фигура является не прямоугольником, а четырёхугольником. Полученный вывод позволяет сделать обобщение о том, что исследуемое свойство равенства длин диагоналей прямоугольника справедливо для всех прямоугольников.

5. В заключении учитель предлагает применить исследуемое свойство в практической деятельности: составить задачу, для решения которой пригодилось бы знание данного свойства прямоугольника [3, 24].

Это задание можно выполнить в группах, и затем познакомить остальных учащихся с придуманными задачами. Примером таких задач может служить задание: « Площадь квадрата равна 20 см2 Чему равна площадь каждого из треугольников, полученных в результате пересечения диагоналей квадрата?»

Процесс сотворчества «учитель-ученик» широко используется при изучении других содержательных предметных линий начальной школы.

На уроках изобразительного искусства моделями для рисунков являются предметы, близкие по форме к простейшим геометрическим фигурам и телам. Изображая, например, интерьер фантастического замка, младшие школьники придумывают различные вымышленные предметы, составляя их из известных геометрических фигур. В результате учащиеся познают не только форму предметов (яблоко круглое, как шар; коробка, как прямоугольник; крылышки бабочки, как трапеция и др.), но и осознают взаимное расположение предметов и их частей на плоскости и в пространстве (ёлка выше домика, пенёк выше грибочка, между домом и ёлкой дорога, вверху облака, внизу речка и др.).

Процесс сотворчества «учитель-ученик» можно организовать, прибегнув к занятиям геометрической живописью. Сначала предлагается нарисовать по 3 треугольника, круга, квадрата и раскрасить их основными цветами: красным, синим, желтым. Затем выясняется, фигура, окрашенная в какой цвет, больше всего нравится и почему? На что она похожа? ( - Красный треугольник напоминает костёр, синий квадрат - небо, жёлтый круг - солнце и др.).

На следующем этапе урока происходит отыскание известных образов геометрических фигур в картинах художников-авангардистов. На завершающем этапе учащимся предлагается нарисовать свою «геометрическую картину».

В образовательной области «Труд» учащиеся работают с материалом (бумагой, глиной, тестом), моделируют геометрические тела, составляют различные узоры, выполняют измерения и построения. Изготавливая на уроках труда развёртку куба, учащиеся должны:

- владеть практическими навыками вычерчивания квадрата, пользуясь моделирующими измерительными инструментами;

- знать свойства длин сторон квадрата (квадрат - это прямоугольник, у которого все стороны равны);

- определить количество граней (квадратов) для изготовления развёртки куба; расположить на листе картона определённым образом квадраты, являющиеся будущими гранями куба;

- владеть практическими навыками по склеиванию соответствующих граней куба.

На уроках физического воспитания учащиеся получают практические навыки пространственной ориентации (направо, налево, по кругу, по границе участка, по прямой линии и др.).

Таким образом, в начальной школе формируются и развиваются начальные геометрические представления, накапливается опыт элементарных исследований, опыт практической деятельности, способствующие формированию универсальных учебных действий, которые необходимы учащимся при изучении любой предметной области начальной школы:

- умение выбрать главное и оформить в виде схемы, таблицы, чертежа;

- умение адекватно оценить результаты своей деятельности по определенным критериям;

- умения сравнивать, анализировать, классифицировать предметы и др.;

- умения, связанные с составлением композиций из объёмных тел, геометрических фигур, рисунков и т. д.;

- владение навыками корректного использования терминов, понятий и символов для выражения математических отношений;

- владение навыками рационального использования моделирующих и измерительных устройств и др.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Асмолов, А. Г. Системно-деятельностный подход к построению образовательных стандартов // Практика образования. - 2008. - № 2.

2. Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л. В. Занкова / А. Г. Ванцян. - Самара, 2010.

3. Шумакова, Н. Б. Тексты по программе «Одарённый ребёнок» / Н. Б. Шумакова. - М., 1996.

4. Тихоненко, А. В. Подготовка учителя к обучению геометрию в начальной школе : учеб. пособие / А. В. Тихоненко, Ю. В. Трофименко, Е. А. Проценко / под ред. проф. А. В. Тихоненко. - Таганрог: Изд-во Таганрог. гос. пед. ин-та, 2011. - 280 с.

5. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2010.

УДК 51.07 ББК 74.262

А. В. Тихоненко, Ю. В. Трофименко

РЕАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

Аннотация. В статье рассматривается одна из важнейших задач современной российской школы: развитие критического мышления младших школьников. Показана практическая реализация технологии формирования критического мышления у младших школьников в процессе изучения математики.

Ключевые слова: Информация, характерные черты, логика мышления, критическое мышление, кластер, технология, формирование критического мышления, виды деятельности, практическая деятельность.

А. V. Tikhonenko, J. V. Trofimenko

REALISATION OF CRITICAL THINKING DEVELOPMENT IN PRIMARY SCHOOL

MATHS CLASSES

Abstract. In this article is considered one of the major problems of the modern Russian school: development of critical thinking in primary school pupils. The practical realisation of critical thinking formation technology at younger schoolboys in the process of training the mathematics is shown.

Key words: the information, typical features, logic of thinking, critical thinking, a cluster, technology, formation of critical thinking, activity forms, practical activities.

Оценка уровня подготовки младших школьников по результатам Международной организации (PISA) показала, что у школьников России достаточно слабые умения, связанные с решением практических задач, умением интегрировать знания в различные сферы практической деятельности, умением применять знания в нестандартных ситуациях и переносить их в новые формы деятельности. Поэтому необходимо учить младших школьников:

- рациональным способам решения конкретной задачи;

- адекватно ситуации задачи оценивать события;

- доказательно аргументировать полученные выводы;

- способствовать выдвижению новых идей;

- быть ответственным за свою точку зрения;

- работать над развитием интеллектуального потенциала и др.

Означенные позиции представляют собой цель обучения в современной системе российского образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.