Научная статья на тему 'Научное сотрудничество стран - членов НАТО'

Научное сотрудничество стран - членов НАТО Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
76
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научное сотрудничество стран - членов НАТО»

НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН-ЧЛЕНОВ НАТО

Т.Г.Качалова,

младший научный сотрудник ИНИОН РАН

Поворот в начале 90-х годов от конфронтации к разрядке, ставший возможным благодаря процессам демократизации в России и ряде стран Восточной Европы, выдвинул на первый план задачу формирования общего евроатлантического пространства безопасности, трансформации международных институтов. Благодаря произошедшим изменениям появилась возможность организации общеевропейского взаимодействия на новых основах и принципах.

В этих условиях возрастает значение невоенных аспектов деятельности НАТО (экономика, политика, экология, наука), которым в годы холодной войны уделялось (в силу объективных причин) значительно меньше внимания, чем военным составляющим ее деятельности. Вместе с тем, следует отметить, что отдельные невоенные аспекты функционирования Североатлантического союза находились в поле зрения стран-членов и в период, предшествующий окончанию холодной войны.

Это в полной мере относится к сфере науки.

В 1956 г. на Сессии Совета НАТО на уровне министров иностранных дел было принято решение о создании специального комитета по невоенному сотрудничеству (так называемый "Комитет трех"). В его докладе от 13 декабря 1956 г. говорилось о том, что прогресс в области науки и технологии "столь важен для будущего Атлантического сообщества, что членам НАТО следует изучить любую возможность плодотворного сотрудничества".

В июне 1957 г. Совет НАТО создал Рабочую группу по научному и техническому сотрудничеству, задачей которой являлось содействие национальным программам развития научных и технических ресурсов, международным научным обменам и сотрудничеству. Значение Рабочей группы резко возросло сразу после запуска первого советского спутника (4 октяб-ря1957 г.), подчеркивавшего рост технологических и военных возможностей Советского Союза. Поэтому в декабре 1957 г.

был создан Комитет по науке и пост советника Генерального секретаря по научным вопросам (в 1973 г. превращенный в пост заместителя Генерального секретаря по научным и экологическим вопросам). Первое заседание Комитета по науке состоялось в марте 1958 г. На нем были разработаны основные направления научной деятельности НАТО: программы финансирования научных исследований, программа “летних школ”, программа научно-исследо-вательских стипендий.

Рассмотрим более конкретно функции, механизм действия и эволюцию научных программ НАТО в рамках вышеуказанных направлений с 1958 г. по настоящее время.

Программа стипендий

Ежегодно натовские стипендии получают от 700 до 1200 человек. В общей сложности около 19 тыс. исследователей получали эти стипендии на срок около 1 года размером 15 тыс. долл. за период с 1959 г. 60% стипендиатов было направлено в США, остальные - преимущественно в Великобританию, Францию и ФРГ.

Предпочтительной поддержкой пользуются исследования, имеющие наибольшее значение для оборонной промышленности, а именно в области физики, химии и технологии.

Программы финансирования научных исследований Эти программы всегда являлись и являются дополнительным источником финансирования национальных исследовательских проектов со стороны Комитета по науке (покрытие издержек международной части проекта).

Упомянутые программы были задуманы как способ финансирования фундаментальных исследований (в ядерной физике, физике высоких энергий, в изучении космоса), что, в частности, преследовало цель побудить всех членов Североатлантического союза принять участие в важных в оборонном отношении фундаментальных исследованиях1.

"Летние школы"

Эти программы представляют собой

4

Sinclair C. Role of an International Funding Agency in Programm Promoting Innovation II Intern. J. of Technology Management. - Geneva, 1989. - Vol.4, N 2. - P.236.

более известную и, быть может, более популярную в научном мире форму невоенной деятельности НАТО. Ежегодно в рамках Программы примерно 60 исследовательских институтов, главным образом американских, получают фонды на проведение двухнедельных научных коллоквиумов в разных уголках нашей планеты.

Замысел этих "летних школ" состоит в том, что представители международно признанных научных учреждений читают лекции "уже остепененным" слушателям, хотя в отдельных случаях допускается и участие слушателей, обладающих всего лишь одним университетским дипломом.

С 1959 г. такого рода финансирование оказывалось примерно 1600 научным учреждениям. Общее число участников "летних школ" составило к настоящему времени около 140 тыс. ученых. Материалы лекций, прочитанных в рамках "летних школ", печатаются в виде серий (до 90-100 книг в год) консорциумом издательств (Пленум, Рейдель, Нийхофф и Шпрингер).

Программы семинаров перспективных исследований являются краткой и удешевленной версией "летних школ". Они начали реализовываться еще в 1970 г., но приобрели особый размах с 1981 г. (в настоящее время проводится до 40 семинаров в год).

Специальные программы (Panels)

В течение многих лет Комитет НАТО по науке финансирует Специальные программы (средней продолжительностью до 5 лет, шестой год - работа над отчетом). Эти специальные программы, пожалуй, можно считать первым проявлением собственно научно-исследовательской инициативы.

С 1972 по 1984 гг. были реализованы следующие программы: "Теория систем", "Человеческий фактор", "Экология", "Наука о море", "Воздушно-морские взаимодействия" и "Материаловедение".

Специальные программы организуются в соответствии с рекомендациями, представляемыми в Комитет по науке так называемыми "надзорными группами" (survey groups), в состав которых в настоящее время входит около 2 тыс. внешних, то есть не работающих в штате НАТО экспертов2.

2

Sinclair C. Focused Funding in an Intern. Agency: systems science, chaos and advanced educational technology II R&D Management. -Oxford, 1990. - Vol.20, N 2. - P.104-106.

"Надзорные группы" были созданы в начале 80-х годов из экспертов в области наук о Земле, астрономии, химии, инженерии, физике, биологии и социологии. Итогами их создания, в частности, было признание исчерпанности некоторых ранее существовавших специальных программ. В результате были созданы новые специальные программы. Две из них ("Механизмы глобального транспорта" - по геологии и "Селективное активирование молекул") - начали реализовываться в

1983 г. Две другие ("Межклеточные сигналы у растений и животных" и "Сенсорные системы для контроля робототехники") - в

1984 г. Пятая специализированная программа ("Физика низкоразмерных систем") была начата только в 1987 г.

Текущими спецпрограммами 90-х годов являются: "Надмолекулярная химия" (1992-1996 гг.), "Наука во имя стабильности" (помощь Греции, Турции и Португалии) и "Электронная почта". Сотрудничеству в рамках данных программ в настоящее время содействуют Институт передовых исследований (ASI) и Мастерские производственных исследований (ARM).

НАТО не только проводит конкретные исследования, но и планирует широкие исследования на будущее. Планируются следующие спецпрограммы:

а) "Технология обучения". Целью программы является улучшение качества процесса обучения с применением передовых технологий (микрокомпьютер, интерактивные видеосистемы и электронная коммуникация);

б) "Хаос, порядок и модель (Pattern)". Целью программы является междисциплинарное изучение нелинейных процессов (оформившееся лишь около 20 лет назад направление науки с потенциально широкой сферой практического применения). Теория хаоса, первоначально чисто математическая, представляет прикладной интерес в метеорологии, гидродинамике, океанографии, химии высоких энергий, электроэнцефаллографии, нелинейной оптике и космологии. Эту теорию пытаются применять также к современным международным отношениям, в которых, по мнению исследователей, в настоящее время существуют две тенденции: "стабилизации" и "хаоса".

Одна из целей специальных программ состоит в том, чтобы дать новый импульс развитию западноевропейской науки, преодолеть некоторую ее оторванность от высокотехнологичной индустрии

(особенно во Франции и Великобритании, в отличие от США и Японии).

Среди причин технологического отставания Европы указывают, например, на низкий уровень финансирования научных исследований, нехватку квалифицированного инженерно-технического персонала и неадекватные системы технического образования.

Программа "Наука во имя стабильности"

Эта, пожалуй, самая важная из всех натовских спецпрограмм была принята Атлантическим советом в июне 1980 г. и нацелена на развитие научной и технологической инфраструктуры самых отсталых стран союза - Греции, Португалии и Турции.

Большая часть проектов касалась развития сельского хозяйства и пищевой промышленности, а также использования местного дешевого топлива (лигнитов) для получения электроэнергии.

Ряд проектов был направлен на модернизацию телефонной сети в Португалии (переход от дискового к кнопочному телефону) и разработку компьютерного обеспечения с греческим алфавитом для нужд национальной администрации Греции. В 1986 г. данная программа вступила во вторую фазу (количество проектов увеличено до 30), затраты на отдельный проект возросли с 200 тыс. до 1 млн. долл.

Научные программы для стран Центральной и Восточной Европы

Начиная с 1993 г. Программа "Наука во имя стабильности" была открыта для стран бывшего Варшавского договора. Тем самым ученым из Центральной и Восточной Европы - Болгарии, Венгрии, Молдавии, Польши, Румынии, а также России, Украины и Узбекистана был предоставлен частичный доступ к научным исследованиям невоенного характера.

Главные направления научного сотрудничества: технология разоружения и демонтажа оружия; конверсия высокотехнологичных производств; переквалификация специалистов военной промышленности, помощь в ликвидации военных объектов, именуемая "восстановлением экологически загрязненных территорий"; распространение компьютерных сетей.

Перечислю также симпозиумы, фи-

нансируемые Комитетом НАТО по науке в 1995 г.: проблема затопления химических вооружений в море (Калининград); нейтрализация химических боевых веществ (Суздаль); использование химических боевых материалов и веществ (Москва); концепция повторного использования ракетных двигателей (Киев); конверсия военной промышленности (Вильнюс); методы проверки и контроля за ограничением обычных вооружений (Варшава).

Все это оценивается в Докладе о научных и экологических мероприятиях НАТО как многообещающее начало для совместных программ в области науки и технологии.

Научные программы НАТО на современном этапе.

Участники: страны НАТО, Центральной и Восточной Европы, РФ и другие, не входящие в состав НАТО страны-партнеры.

Приоритетными направлениями последних научных программ НАТО являются: "Технология разоружения",

"Экологическая безопасность", "Высокие технологии" и "Научная технологическая политика".

Главные механизмы поддержки сотрудничества: визиты экспертов, гранты на совместные исследования, гранты на поддержку связи, институты передовых исследований, Мастерские производственных исследований, а также гранты на создание сетевой инфраструктуры, т.е. региональных компьютерных сетей.

"Наука ради мира" (НРМ)

В 1997 г. Комитет НАТО по науке приступил к выполнению этой программы. Ее цель - содействовать развитию научного сотрудничества между членами НАТО, Российской Федерацией и другими стра-нами-партнерами. Программа НРМ предназначена для оказания помощи странам-партнерам в процессе перехода к рыночной экономике, не наносящей ущерба окружающей среде.

Ученые этих стран получили возможность заниматься (совместно с коллегами из стран НАТО) прикладными исследованиями и разрабатывать проекты развития. Программа направлена на поддержание проектов в области прикладной науки и развития техники, связанных с решением проблем экологии и безопасно-

сти промышленной деятельности.

Проекты НРМ будут совместно осуществляться государствами НАТО и стра-нами-партнерами и рассчитаны на срок от 3 до 5 лет.

Страны, желающие принять участие в осуществлении проектов в рамках данной программы, должны представить свои предложения в управление НАТО по НРМ.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Во-первых, невоенные аспекты деятельности НАТО играют определенную роль в ускорении научнотехнического прогресса, решении ряда глобальных проблем, в том числе гуманитарного характера.

Во-вторых, Россия получила возможность в рамках Программы ПИМ подключиться к невоенным аспектам деятельности НАТО, то есть к процедурам политических консультаций, к научно-исследо-вательским и экологическим программам. И ей не следует отказываться от участия в научных и экологических программах НАТО, но это сотрудничество должно быть основано на взаимных интересах в сфере безопасности.

♦ ♦ ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.