Научная статья на тему 'Экологическая проблематика в деятельности НАТО: роль Комитета по вызовам современного общества'

Экологическая проблематика в деятельности НАТО: роль Комитета по вызовам современного общества Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Экологическая проблематика в деятельности НАТО: роль Комитета по вызовам современного общества»

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМАТИКА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НАТО: РОЛЬ КОМИТЕТА ПО ВЫЗОВАМ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

Т.Г.Качалова

младший научный сотрудник Центра документации НАТО по вопросам европейской безопасности

В апреле 1969г. министры иностранных дел стран Альянса услышали из уст тогдашнего лидера западного мира президента Р.Никсона следующие, удивившие их слова: НАТО "по своей природе более, чем военный союз. Пришло время обратить часть нашего внимания на те невоенные аспекты, в которых мы можем извлечь пользу из углубленного сотрудничества"3.

Из предложения президента США вытекало создание Комитета по вызовам современного общества (КВСО), задачей которого должно было стать "изучение способов наиболее эффективного управления ресурсами и применение опыта западных стран во имя улучшения качества жизни наших народов", а также научить человека ХХ

века "сохранять гармонию с быстро меи 4

няющимся миром" .

Решение о создании КВСО было принято 6 ноября 1969г. Его концептуальной основой стала выдвинутая Р.Никсоном идея третьего,

"социального" измерения НАТО, в дополнение к существующим военному и политическому. Это дало возможность странам-членам принимать участие в многочисленных инициативах, позволяющих использовать потенциал Североатлантического союза для решения проблем, связанных с состоянием окружающей среды и качеством жизни. Под эгидой данного Комитета осуществлялись проекты в таких областях, как борьба с загрязнением окружающей среды, проблемы шума, проблемы городов, энергетика и здоровье челове-ка5. Деятельность Комитета весьма об-

3 Department of State Bulletin, 1969. - May 12. - P. 14.

4 The North Atlantic Treaty Organisation: Facts a. figures. -Brussels, 1989. - P. 311.

5 NATO-Handbook. - Brussels, 1995. - P. 132.

ширна и затрагивает вопросы городского строительства, очищения воздуха и воды, городского и междугороднего транспорта, активности

"многонационального корпуса мира" и т.д. В частности, Комитет занимается сбором и систематизацией сведений о новейших достижениях научной мысли Запада1. Страна-участница, избравшая ту или иную тему для научной и практической разработки, может кооперироваться с другими заинтересованными странами блока. Эти страны разрабатывают те части темы, которые представляют для них наибольший интерес. Страна, ведущая тему, самостоятельно решает, как и в каком направлении сконцентрировать свои ресурсы и организовать научно-техническое обеспечение. Полученные в результате исследований научные данные поступают в

2

распоряжение всех стран-участниц. Комитет имеет программу стипендий, предоставляемых ученым для проведения исследований, студентам — для завершения обучения и молодым исследователям — с целью повышения их квалификации. Комитет очень активен в издательской области, его продукция пользуется успехом не только у экспертов, но и у политиков стран Запада.

В своей деятельности Комитет руководствуется четырьмя принципами:

1. Его работа обеспечивается силами какой-либо из стран-участниц, берущейся за какой-то конкретный проект; результаты такого труда доступны всем членам НАТО.

2. Преимущество отдается проектам, способным помочь в выработке политики заинтересованных стран и дать импульс внутри- и внешнеполитическим инициативам (в частности, Комитет должен стимулировать внимание политиков к экологическим проблемам).

3. Комитет задуман как организация открытого типа, что подразумевает широкие возможности сотрудничества со специализированными международными организа-

1 Moran T. The challenges of modern society: The alliance's third dimension // NATO Rev. -Brussels, 1986. - N 2. - P. 29.

2 The challenges of modern society - Brussels, 1988. - P. 2.

циями, особенно в области здравоохранения, метеорологии, проблем изучения и использования морей и океанов. КВСО сотрудничает с различными международными организациями, в частности, с ЕС, ООН, конкретными странами и национальными научно-исследовательскими учреждениями, большую помощь Комитету оказывает через свой Комитет по науке и технике Североатлантическая Ассамблея6.

4. Страна, взявшаяся за пилотное исследование7, обязана представить свидетельство того, что проведенная работа оказала действительное влияние на ее внутри- и внешнеполитическую деятельность.

В работе КВСО с 70-80-х годов по настоящее время можно выделить следующие основные направления: пилотные исследования, текущие исследования, семинары и круглые столы по проблемам экологии.

Рассмотрим эти направления более подробно.

Пилотные исследования

К настоящему времени КВСО завершил 35 проектов, 12 находятся на стадии разработки.

Конкретно выполнение разных частей каждого такого проекта находится в руках различных национальных институтов и ведомств, представляющих затем сводный отчет в Департамент науки Международного секретариата НАТО.

Из вышеупомянутых проектов большинство имеют чисто социальное и гуманитарное значение. Например такие, как: "Лесные пожары", "Совершенствование неотложной медицинской помощи", "Питание и здравоохранение", "Безопасность дорожного движения", "Городской транспорт", "Уборка и переработка грязи городско-

6 The challenges of modern society. - Brussels, 1988. - P. 2.

7 Пилотные исследования - предварительные исследования, целью которых является решение вопроса о целесообразности проведения широких научно-исследовательских программ (прим. автора).

го дождевого стока", "Консервация исторических зданий из кирпича", "Консервация старинных витражей", "Консервация и реставрация памятников". Но многие прямым или косвенным образом могут найти свое применение и в военной области. К последним можно отнести следующие: "Системы автомобильных двигателей" (как технология двойного назначения), "Загрязнение атмосферы, земель", "Проблемы диоксина", "Переработка опасных отходов", "Рациональное использование энергии", "Охрана астрономических и геофизических ориентиров", "Трансграничные экологические проблемы на оборонных объектах при оборонительной деятельности", "Экологические аспекты вторичного использования бывших военных баз", "Защита гражданского населения от утечек токсичных материалов при транспортировке военных грузов". Эти проекты в большей или меньшей степени связаны с военной деятельностью блока.

Семинары

С 1980г. КВСО провел серию семинаров, посвященных влиянию основной натовской деятельности на окружающую среду: общее влияние оборонных мероприятий на окружающую среду (Мюнхен); оценка изменений окружающей среды в зоне оборонной активности (Гамбург); системы технической информации по экологии (Гейдельберг); снижение шумов в окрестностях аэродромов (Утрехт); планирование оборонного землепользования (Мюнхен); авиационный шум в современном обществе (Миттенвальд); сохранение флоры и фауны в зоне военных учений (Утрехт).

В 1995г. для стран бывшей ОВД были организованы такие семинары, как: чистые технологии (Будапешт); управление экологической инфраструктурой (Киев); восстановление населенных пунктов, пораженных радиацией (Заречный, Россия); биотехнологическое оздоровление (Львов)1.

1 Доклад о научных и экологических мероприятиях; (к заседанию ССАС на уровне министров иностранных дел, 31 мая 1995г.); - С. 4; Материалы Департамента общеевропейского сотрудничества МИД РФ.

Проведение таких семинаров уже во многом напоминает деятельность Комитета по науке (см. Бюллетень «НАТО: факты и комментарии» - М., 1998. - № 4. - с. 9-12).

Круглые столы по проблемам экологии

Круглые столы, посвященные оценке национальной политики в области экологии, проводятся НАТО с осени 1971г. С 1975г. по предложению Великобритании "Круглые столы" каждый раз посвящаются какой-то конкретной теме, например: национальным процедурам оценки риска (1984г.), будущим биотехнологиям (1986г.) или качеству воздуха в помещениях (1987г.).

Наиболее широко освещенным в СМИ из этих круглых столов остается, однако, Брюссельское совещание министров окружающей среды (ноябрь 1980г.), посвященное, в частности, проблемам энергии химических веществ и экологическому планированию.

По результатам семинаров и круглых столов КВСО издает серию своих публикаций (уже около 170 наименований). Дальнейшее сближение деятельности КВСО и Комитета по науке выразилось в создании собственной программы стипендий.

Деятельность Комитета в рамках НАТО вызывала в свое время критику, в частности, со стороны США во времена администрации Рейгана, когда ее представители прекратили свое участие в проектах и пленарных заседаниях Комитета. Основной упрек заключался в том, что Комитет слишком много на себя берет и слишком втягивает НАТО в решение несвойственных ей задач1.

Но нельзя не отметить, что с момента создания КВСО претерпел значительные изменения и стал ведущей во многих отношениях организацией.

С 1992г. особое внимание уделялось проектам, связанным с охраной

1 Springer A.L. Protecting the Environment; a New Focus for the Atlantic Alliance // Proc. of the Acad. of Polit. Science. -N 4. -1991. -Vol. 38.- N 1. -P. 135.

окружающей среды. Среди них можно назвать исследование

"Экологические аспекты повторного использования земель, на которых ранее размещались военные объекты", имевшее целью оказание помощи партнерам по сотрудничеству в переводе бывших военных баз на использование в гражданских целях8.

В последние годы в рамках КВСО были проведены следующие международные конференции, семинары и круглые столы: оборона, окружающая среда и экономика (январь 1994г.); окружающая среда и оборона (сентябрь 1995г.); экологическая безопасность (ноябрь 1995г.); международный симпозиум "Загрязнение окружающей среды в Центральной и Восточной Европе: разработка новых решений экологических проблем" (сентябрь 1996г.); международная научная конференция "Партнерство ради защиты окружающей среды — экологические интересы в военно-морской области" (ноябрь 1996г.); «Моделирование: благо или вызов?» (январь 1997г.).

Среди новейших актуальных пи-лотых исследований можно назвать следующие: "Системы управления окружающей средой в военном секторе" (апрель 1998г.) и "Применение пестицидов в сельском хозяйстве и их влияние на человека и окружающую среду" (июнь 1998г.).

В соответствии с Рабочим планом СЕАП, КВСО расширяет свою деятельность, включая в нее совместные заседания с партнерами НАТО по сотрудничеству и семинары по экологическим аспектам деятельности в области обороны, а также пилотные исследования на темы, представляющие особый интерес для этих стран. Кроме того, была достигнута договоренность о том, что страна-партнер по сотрудничеству может брать на себя роль со-директора пилотного исследования при наличии со-директора от страны-члена НАТО.

Ежегодно проводятся заседания КВСО с участием представителей

8NATO Handbook. - Brussels, 1995. - P. 132.

стран-партнеров по сотрудничеству. Начатые или обсуждаемые мероприятия включают в себя пилотные исследования по аспектам трансграничных проблем окружающей среды, связанных с оборонными объектами или военной деятельностью (при этом особое внимание уделяется радиоактивному и химическому загрязнению окружающей среды в областях, где проблему можно решить только совместными усилиями нескольких стран); исследования, связанные с ограничением ущерба и методами очистки загрязненных участков, на которых ранее размещались военные объекты; совещания по вопросам защиты озонового слоя; работы по изучению взаимосвязи обороны, окружающей среды и экономики, направленные на определение экологически приемлемых подходов к операциям вооруженных сил1.

На основе вышеизложенного хотелось бы сделать следующие выводы:

1. Экологический аспект деятельности НАТО играет большую роль в решении ряда глобальных проблем, встающих перед человечеством в последние годы.

2. Очень важно сотрудничество и обмен опытом между Россией и странами НАТО в этой области.

Россия получила возможность такой совместной работы в рамках ССАС, а затем СЕАП, в рамках программы ПИМ.

Взаимодействие России и стран-членов НАТО осуществляется также в рамках Совместного постоянного Совета Россия-НАТО, созданного на основе подписания Основополагающего акта (май 1997г.). В частности, в ОА обозначены области консультаций и сотрудничества между Россией и НАТО, в том числе и «разработка взаимно согласованных проектов сотрудничества в области окружающей среды и науки»2.

Таким образом, совместная работа России и НАТО (в том числе в области экологии и охраны окружающей среды), основанная на взаимных интересах, будет играть не последнюю роль

в формировании новой системы безопасности в Европе.

2

"Founding act". - NATO-Russia Summit. - Paris, 1997. - May 27. - P.7.

♦ ♦ ♦

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.