Научная статья на тему 'Научное сотрудничество стран - членов нато как важный фактор евроатлантического партнерства'

Научное сотрудничество стран - членов нато как важный фактор евроатлантического партнерства Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
220
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Научное сотрудничество стран - членов нато как важный фактор евроатлантического партнерства»

Т.Г.КАЧАЛОВА НАУЧНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО СТРАН - ЧЛЕНОВ НАТО КАК ВАЖНЫЙ ФАКТОР ЕВРОАТЛАНТИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА

Общеизвестно, что между странами Европы и Америки традиционно осуществляется широкое научное сотрудничество. Это взаимодействие в области гуманитарных наук, в научно-технической сфере, а также особо актуальное в последние годы совместное решение задач в области экологии и охраны окружающей среды. Сотрудничество в области экологии жизненно важно для всего мирового сообщества, является общечеловеческой задачей, и поэтому значение его будет возрастать. Евроатлантическое научное сотрудничество, а также научные связи между европейскими странами традиционно рассматривались прежде всего в контексте таких международных организаций, как ООН и ЮНЕСКО. В этом плане важны также двусторонние и многосторонние научные соглашения и взаимодействие между научно-исследовательскими и опытно -экспериментальными институтами разных стран по обе стороны Атлантики, как и обмен опытом между всевозможными учебными заведениями (колледжами, университетами, академиями).

Но следует отметить, что сотрудничество в области науки имеет один мало исследованный аспект. Это научное взаимодействие в рамках НАТО между странами - членами Альянса, а также их партнерами. Научное сотрудничество в рамках НАТО является, видимо, не в достаточной мере изученным, так как в годы холодной войны эта организация рассматривалась как военный блок, и основное внимание в силу этого уделялось прежде всего военным и силовым составляющим Альянса.

В начале 90-х годов ситуация в мире коренным образом изменилась. Отход от конфронтации выдвинул на первый план задачу европейского единения, формирования общего евроатлантического пространства безопасности, мира и сотрудничества, заставил по-новому взглянуть на критерии и параметры безопасности в новых исторических условиях.

Благодаря произошедшим изменениям появилась возможность организации общеевропейского взаимодействия на новых основах и принципах. В этих условиях возросло значение невоенных, научных и экологических, аспектов деятельности НАТО, которым в годы холодной войны уделялось в силу объективных причин недостаточное внимание.

Вместе с тем отдельные научные аспекты функционирования Североатлантического альянса находились в поле зрения союзников и в тот период.

Еще в 1956 г. на сессии Совета НАТО на уровне министров иностранных дел было принято решение о создании специального Комитета по невоенному сотрудничеству, который часто называют «Комитетом трех» (его первоначальный состав - министры иностранных дел: Норвегии - Х. Ланге, Италии - Г. Мартино, Канады - Л.Б. Пирсон).

В докладе «Комитета трех» от 13 декабря 1956 г. говорилось о том, что прогресс в области науки и технологии «столь важен для будущего атлантического сообщества, что членам НАТО следует изучить любую возможность плодотворного сотрудничества» (13, с.301). В докладе было отмечено, что «безопасность не ограничивается только военной областью. Упрочение политических консультаций, разработка ресурсов, прогресс в сфере образования и связей с общественностью, - все это может быть настолько же важно для поддержания национальной безопасности или безопасности Альянса, как и строительство военного корабля или оснащение армии» (13, с.301).

Научное сотрудничество

В июне 1957 г. Совет НАТО создал Рабочую группу по научному и техническому сотрудничеству, задачей которой являлось содействие национальным программам развития научных и технических ресурсов, международным научным обменам и сотрудничеству. Значение Рабочей группы резко возросло после запуска первого советского спутника (4 октября 1957 г.), что было свидетельством возросших технических и военных возможностей Советского Союза.

На встрече в декабре 1957 г. главы государств и правительств Североатлантического союза утвердили доклад Целевой группы по научно-техническому сотрудничеству и приняли решение о создании Научного комитета НАТО. Первое заседание Комитета состоялось в марте 1958 г. (6, с.197).

Научный комитет НАТО, собирающийся три раза в год, состоит из национальных представителей, назначаемых правительствами государств - членов Альянса. Один раз в год Комитет заседает с участием государств-партнеров в рамках СЕАП. В настоящее время план действий СЕАП служит основой деятельности Комитета (6, с.198). Комитету в его работе по оценке и отбору заявок на оказание поддержки помогают рабочие консультативные группы, члены которых назначаются из числа ученых стран НАТО.

На председателя Научного комитета, являющегося одновременно помощником Генерального секретаря НАТО по научным вопросам, возложены следующие обязанности: консультирование Генерального секретаря НАТО по научным проблемам, представляющим интерес для Альянса; поддержание связи в научной области с военным и гражданским руководством НАТО, с соответствующими ведомствами стран-участниц и с международными организациями, имеющими научные отделы; руководство деятельностью и претворение в жизнь решений Комитета и его рабочих групп. (В дальнейшем председатель Научного комитета стал одновременно и председателем Комитета по проблемам современного общества, речь о котором пойдет далее.)

Программы Научного комитета НАТО преследуют цель расширения горизонтов научных знаний в целом, а также решение приоритетных научных проблем и вопросов окружающей среды, затрагивающих интересы НАТО и ее партнеров. Обеспечивая многостороннюю поддержку научным исследованиям высокого уровня, эти программы способствуют развитию национальных научно-технических потенциалов и дают возможность получения экономии средств с помощью развития в рамках международного сотрудничества.

В настоящее время поддержка, оказываемая по научным программам, имеет следующие формы: гранты на совместные исследования, на установление связей сотрудничества, на создание инфраструктуры сети ЭВМ, институты специальных исследований и семинары по перспективным разработкам. Одним из видов поддержки являются научные стипендии.

С 1958 г. основой для деятельности Научного комитета является обширная программа научных обменов, на которую в 1988 г. было ассигновано 22 млн. долл. Эти средства распределялись по важнейшим направлениям научной деятельности: программа научных стипендий - 10 млн. долл.; программа «летних школ» - 6 млн.; программа субсидий научных исследований - 4,5 млн.; специальные научные программы - 1,5 млн. долл.

В реализации этих программ приняли участие около 200 тыс. ученых из стран - участниц Альянса, а также несколько сот представителей из социалистических стран. По мнению экспертов из НАТО, программа научных обменов является единственной в своем роде, объединяющей ученых Западной Европы и Северной Америки: около 70% исследований, проводимых в ее рамках, осуществляется совместно учеными из этих стран (13, с.303).

Как очевидно из приведенных данных, наиболее финансируемым направлением научной деятельности НАТО является программа научных стипендий. Она предусматривает обмен аспирантами, докторантами и специалистами высокого уровня. Ее целью является подготовка молодых кадров для науки и обеспечение равных возможностей в этой области для всех стран независимо от их экономического потенциала.

Научный комитет осуществляет общее руководство выполнением этой программы, в то время как конкретные вопросы находятся в компетенции органов, занимающихся распределением стипендий на национальных уровнях.

С 1959 до конца 1980 г. 19 тыс. исследователей, получив стипендии, смогли учиться или работать за границей в течение года и более. В США обучалось 60% этих стипендиатов, остальные в Англии, Франции и ФРГ (13, с. 305). На первом месте среди тем исследований, охватывающих широкий круг научных дисциплин, находились химия и физика, затем биология и инженерные науки.

Программа «летних школ» ставит своей целью подъем общего уровня научной компетенции во всех странах Альянса. По существующему в НАТО мнению, такая форма организации науки позволяет проводить активную работу на междисциплинарном уровне.

Эти программы представляют собой более известную и, быть может, наиболее популярную в ученом мире форму невоенной деятельности НАТО. Ежегодно в рамках программы примерно 60 исследовательских институтов, главным образом американских, получают фонды на проведение двухнедельных научных коллоквиумов в разных странах.

Замысел «летних школ» состоит в том, что представители международно признанных научных учреждений читают лекции уже «остепененным» слушателям, хотя в отдельных случаях допускается и участие слушателей, обладающих всего лишь одним университетским дипломом.

Тематика занятий «летних школ» имеет самый разнообразный характер: от математики и астрономии до биологии и медицины. Обмен научными знаниями и результатами исследований проводится также и в области психологии и лингвистики. Особый интерес для ученых представляют «летние школы», в которых занятия проводятся на стыках наук (10, с.23-25; 18, с.24).

С 1959 г. и до конца 80-х годов состоялось более 1600 «летних школ», в которых приняли участие около 140 тыс. исследователей. Приблизительно 2/3 отчетов об их работе было опубликовано. Они являлись важными вехами в развитии соответствующих научных направлений и получили высокую оценку в странах-участницах и за пределами НАТО. К концу 80-х годов было издано около 1 тыс. книг, к которым ежегодно добавляются 100 новых названий.

Программы семинаров перспективных исследований являются кратким и удешевленным вариантом «летних школ». Они были начаты в 1970 г., но приобрели особый размах с 1981 г. В конце 80-х годов проводилось до 40 семинаров в год (2, с.10).

Что касается программ финансирования научных исследований, то они всегда являлись дополнительным источником средств для национальных исследовательских проектов со стороны Научного комитета (покрытие издержек международной части проекта).

Упомянутые программы были задуманы как способ финансирования фундаментальных исследований (в ядерной физике, физике высоких энергий, в изучении космоса), что, в частности, преследовало цель побудить всех членов НАТО принять участие в важных в оборонном отношении фундаментальных разработках (17, с.236).

В течение многих лет Научный комитет финансирует специальные программы (Panels) средней продолжительностью в 5 лет, шестой год - работа над отчетом. Специальные программы призваны дать новый импульс развитию западноевропейской науки, преодолеть некоторое ее отставание от высокотехнологичной индустрии (особенно во Франции и Великобритании, в отличие от США и Японии) (11, с.22). Тем более что к числу причин подобного отставания Европы относятся такие, как низкий уровень финансирования научных исследований, нехватка квалифицированного инженерно-технического персонала и неадекватные системы технического образования. Таким образом, натовские спецпрограммы в немалой степени отвечают специфическим европейским нуждам и играют определенную политическую роль. С 1972 по 1984 г. были реализованы такие важные программы, как «Теория систем», «Человеческий фактор», «Экология», «Наука о море», «Воздушно-морские взаимодействия» и «Материаловедение» (8; 9).

Специальные программы организуются в соответствии с рекомендациями, представляемыми в Научный комитет так называемыми «надзорными группами» (survey groups), в состав которых в настоящее время входит около 2 тыс. внешних, не работающих в штате НАТО экспертов (16, с.104-106). «Надзорные группы» были сформированы в начале 80-х годов из экспертов в области наук о Земле, астрономии, химии, инженерии, физики, биологии и социологии. Итогами их создания стало, в частности, признание неактуальности некоторых ранее существовавших специальных программ.

В результате были созданы новые специальные программы. Две из них («Механизмы глобального транспорта» - по геологии - и «Селективное активирование молекул») - начали реализовываться в 1983 г. Две другие - «Межклеточные сигналы у растений и животных» и «Сенсорные системы для контроля над робототехникой» - в 1984 г. Пятая систематизированная программа - «Физика низкоразмерных систем» - была начата в 1987 г.

В 90-е годы осуществлялась работа над следующими спецпрограммами: «Надмолекулярная химия», «Наука во имя стабильности», «Электронная почта», «Технология обучения» и «Хаос, порядок и модель» (междисциплинарное изучение нелинейных процессов).

Программа «Наука во имя стабильности» - самая важная из натовских спецпрограмм, была принята Североатлантическим советом еще в июне 1980 г. и нацелена на развитие научной и технологической инфраструктуры самых отсталых в техническом плане стран блока - Греции, Португалии и Турции (18, с.25). Большая часть проектов касалась развития сельского хозяйства и пищевой промышленности, а также использования местного дешевого топлива (лигнитов) для получения электроэнергии. Внедрение высоких технологий привело к модернизации телефонной сети в Португалии (переход от дискового к кнопочному телефону) и разработке компьютерного обеспечения с греческим алфавитом для нужд национальной администрации

Греции. В 1986 г. данная программа вступила во вторую фазу (количество проектов увеличено до 30), затраты на отдельный проект возросли с 200 тыс. до 1 млн. долл. (2, с .11).

Начиная с 1993 г. программа «Наука во имя стабильности» была открыта для стран бывшего Варшавского договора. Тем самым ученым из Центральной и Восточной Европы -Болгарии, Венгрии, Молдавии, Польши, Румынии, России, Украины и Узбекистана - был предоставлен частичный доступ к научным исследованиям невоенного характера НАТО.

Главными направлениями научного сотрудничества с этими странами стали: технология разоружения и демонтажа оружия; конверсия высокотехнологичных производств; переквалификация специалистов военной промышленности; помощь в ликвидации военных объектов, именуемая «восстановлением экологически загрязненных территорий»; распространение компьютерных сетей на восток.

В 1995 г. Научный комитет НАТО профинансировал следующие симпозиумы, проведенные в странах Центральной и Восточной Европы: «Проблема затопления химических вооружений в море» (Калининград); «Нейтрализация химических боевых веществ» (Суздаль); «Использование химических боевых материалов и веществ» (Москва); «Концепция повторного использования ракетных двигателей» (Киев); «Конверсия военной промышленности» (Вильнюс); «Методы проверки и контроля за ограничением обычных вооружений» (Варшава).

В 1997 г. Научный комитет НАТО приступил к выполнению программы «Наука ради мира» (НРМ) с целью содействия развитию научного сотрудничества между членами НАТО, Российской Федерацией и другими странами-партнерами. Программа НРМ предназначена для оказания помощи этим странам при переходе к рыночной экономике, не наносящей ущерба окружающей среде.

Ученые стран ЦВЕ получили возможность заниматься совместно с коллегами из стран НАТО прикладными исследованиями и разрабатывать проекты развития. Программа направлена на поддержание проектов в областях прикладной науки и развития техники, связанных с решением проблем экологии, безопасности и промышленной деятельности.

В документах НАТО более конкретно сформулировано, в каких областях науки и технологии возможно получение поддержки:

- физические и технические науки и технологии: математика, физика, металловедение, химия, информационные технологии и технические науки;

- науки о жизни и технологии ее обеспечения: биология, сельское хозяйство и исследования в области правильного питания, медицинские и поведенческие науки;

- экология и науки о Земле: физика Земли, атмосферы и океана, а также исследования в сфере окружающей среды;

- гражданские науки и технологии, связанные с проблемами безопасности: безопасность и возмещение ущерба, нанесенного окружающей среде в результате всех видов военной деятельности; ядерные, химические и биологические научные исследования и технологии, имеющие отношение к проблемам безопасности; технологии, связанные с разоружением и конверсией.

Проекты НРМ совместно осуществляются государствами НАТО и странами-партнерами и рассчитаны на срок от трех до пяти лет. НАТО обеспечивает финансирование проектов НРМ в странах-партнерах и берет на себя расходы на деятельность экспертов, научное оборудование, компьютерную технику, программное обеспечение, транспорт, переезды, командировки, подготовку персонала и потребительские товары, связанные с осуществлением этих проектов (5, с.6).

Наряду с РФ право на получение финансовых средств для осуществления проектов НРМ предоставлено следующим странам: Азербайджану, Албании, Армении, Белоруссии, Болгарии, Македонии, Венгрии, Грузии, Казахстану, Латвии, Литве, Молдавии, Польше, Румынии, Словакии, Словении, Таджикистану, Туркмении, Узбекистану, Украине, Чешской Республике и Эстонии.

В 1998 г. после основательного пересмотра НРМ Научный комитет принял решение о том, что в будущем в рамках программ будет оказываться содействие научному сотрудничеству только между учеными стран НАТО и государств-партнеров (6, с.197). Если в 1998 г. поддержку получили 487 стипендиатов из государств-партнеров, что составило более 35% от общего числа стипендиатов, то НАТО планировала, что с 2000 г. 75% ассигнований пойдет на поддержку программ по обмену с государствами-партнерами.

Большое внимание Научный комитет НАТО уделяет Программе поддержки научной инфраструктуры государств-партнеров. В 1994 г. начала претворяться в жизнь первая программа создания компьютерной сети. Компьютерные коммуникации (включая Интернет)

играют, с точки зрения НАТО, решающую роль в общении между учеными из государств-партнеров. В конце 90-х годов к компьютерным сетям были подключены более 50 тыс. ученых из более чем 200 научных институтов этих государств. НАТО выделяет для последних средства на покупку и обслуживание оборудования, что создает возможность для установления надежной и быстрой связи с исследователями всего мира (14, с.30,31).

В конце 90-х годов в программах НАТО ежегодно участвовали в качестве стипендиатов, участников заседаний, рецензентов и членов консультативных (экспертных) групп около 1,3 тыс. ученых из стран НАТО и государств-партнеров. Как пример можно упомянуть несколько тем, получивших поддержку: «Биомониторинг загрязнения металлами балтийского побережья Польши» (грант на совместные исследования Польши и Великобритании); «Новосибирск: перспективы создания региональной системы инноваций» (грант на совместные исследования России и Великобритании); «Организационные и стратегические вопросы руководства национальной исследовательской и образовательной системой» (семинар перспективных исследований в Ярославле); «Многовидовые испытательные системы для оценки качества почвы на бывших военных территориях» (грант на установление связей сотрудничества Бельгия - Россия - США) (6, с.197-198).

Об активизации и расширении в последнее время научной деятельности НАТО свидетельствует опубликованная в июле 2001 г. Институтами специальных исследований (Advenced study institutes - ASIs)72, принимающими деятельное участие в реализации научных программ Альянса, информация о широком спектре научных областей, в разработке которых институты оказывают разностороннюю поддержку. К ним относятся следующие: физические и инженерные науки и технологии (сюда входят математика, физика, астрономия и астрофизика, химия, наука о материалах, инженерия, наука о компьютерах, изучение систем, наука об информации); науки о жизни и соответствующие технологии (биология, агрокультура и продовольствие, медицина, науки о поведении); окружающая среда, науки о Земле и технологии (основные науки о Земле, атмосфера, океанография, окружающая среда); гражданская безопасность и технологии ее обеспечения; научная и технологическая политика и их организация.

Помощник Генерального секретаря НАТО по научным вопросам Ив Сияр, оценивая изменения, произошедшие в последние годы в сфере научных программ Альянса, писал: «Лейтмотив нашей работы состоит в том, чтобы способствовать сотрудничеству и доверию между учеными 44 стран, входящих в Совет евроатлантического партнерства, и стабилизировать научный сектор этих государств. Посредством установления и укрепления международных контактов мы вносим свой вклад в дело укрепления международной стабильности и мира» (14, с. 29).

Экологические проблемы

В апреле 1969 г. министры иностранных дел стран Альянса услышали из уст президента Р. Никсона следующие удивившие их слова: «НАТО по своей природе более, чем военный союз. Пришло время обратить часть нашего внимания на те невоенные аспекты, из которых мы можем извлечь пользу в результате углубленного сотрудничества» (9, с.14).

В развитие идеи президента США был создан Комитет по проблемам современного общества (КПСО), задачей которого должно было стать, как говорится в одном из документов НАТО, «изучение способов наиболее эффективного управления ресурсами и применение опыта западных наций во имя улучшения качества жизни наших народов», а также научить человека XX в. «сохранять гармонию в быстро меняющимся мире» (13, с. 311).

Комитет по проблемам современного общества был утвержден 6 ноября 1969 г. Его создание стало очередным шагом в расширении невоенной деятельности НАТО, в данном случае - на область экологии. Концептуальной основой для деятельности Комитета послужила выдвинутая Р. Никсоном идея третьего - «социального» - измерения НАТО, в дополнение к существующим - военному и политическому. Это дало возможность странам-членам НАТО

72 Цели Институтов специальных исследований - распространение научной информации для обмена опытом и содействия профессиональным контактам среди ученых. Ведущие ученые (директора институтов) имеют возможность организовывать научные совещания университетского типа, обычно продолжительностью 10 рабочих дней, в которых принимают участие 12-15 лекторов и 60-80 слушателей уровня доктора наук, являющихся «студентами» этих институтов. В распоряжение директоров выделяются необходимые финансовые средства.

использовать потенциал Североатлантического союза для решения проблем, связанных с состоянием окружающей среды и качеством жизни.

Целью создания этого нового Комитета были рассмотрение практических проблем, уже исследуемых на национальном уровне, и посредством объединения имеющихся у стран-участниц специальных знаний и технологий, достаточно быстрое принятие обоснованных выводов и выработка рекомендаций в отношении взаимовыгодных действий.

С самого начала учредители Комитета заявили, что его функции шире проблем сохранения окружающей среды и охватывают самые различные проблемы социально-экономического и научно-технического характера, связанные с развитием современного общества.

Через 20 лет, в 1989 г., на встрече НАТО на высшем уровне, главы государств и правительств еще раз подчеркнули особую роль КПСО, признав важность защиты окружающей среды и договорившись о том, что КПСО должен расширять сферу своей деятельности путем новых инициатив (4, с. 1).

В марте 1992 г. на заседании Совета Североатлантического сотрудничества (ССАС) был принят Рабочий план по диалогу, партнерству и сотрудничеству, предусматривающий более активное участие специалистов из стран-партнеров в деятельности КПСО. Уже на первом пленарном заседании НАТО/КПСО в феврале 1993 г., проходившем на уровне старших должностных лиц министерств обороны, иностранных дел и охраны окружающей среды, были отмечены многочисленные экологические проблемы и выражена заинтересованность в получении содействия со стороны КПСО в решении указанных проблем. Все участники совещания признали, что КПСО является уникальной структурой для обмена информацией по гражданским и военным экологическим проблемам (4, с.1).

Значение, придаваемое деятельности Комитета, определяет его место в организационной структуре Альянса. КПСО стоит в одном ряду с другими главными комитетами НАТО. Официально Комитет возглавляется Генеральным секретарем НАТО, фактически же его работой руководит помощник Генерального секретаря по науке - председатель Научного комитета.

Комитет осуществляет свою деятельность на децентрализованной основе. В отличие от Научного комитета, его деятельность не финансируется из бюджета НАТО, а средства для проведения исследований выделяются заинтересованными странами на добровольной основе (12, с.27-28).

В функции КПСО не входит проведение самих исследований. Он выступает в качестве своего рода инициатора и катализатора, способствующего проведению тех или иных мероприятий. Комитетом проводится большая работа по сбору и систематизации сведений о новейших достижениях научной мысли Запада (12, с. 29).

Сотрудничество в рамках Комитета организуется следующим образом. Страна -участница НАТО, избравшая добровольно ту или иную тему, может кооперироваться с другими заинтересованными странами Альянса или, что часто случается, со странами, не входящими в Альянс. Эти страны разрабатывают те части темы, которые представляют для них наибольший интерес. Страна, ведущая тему, самостоятельно решает, как и в каком направлении сконцентрировать свои ресурсы и организовать наилучшим образом научно-техническое обеспечение. Полученные в результате исследования научные данные предоставляются всем странам-участницам (7, с.2).

При этом упор делается на такие программы, которые могут быть использованы странами - участницами НАТО при разработке собственной научно-исследовательской политики и будут стимулировать дальнейшую научную деятельность. Комитет задуман как орган открытого типа, что подразумевает широкие возможности сотрудничества со специализированными международными организациями, особенно в области здравоохранения, метеорологии и проблем изучения и использования морей и океанов.

Под эгидой КПСО осуществляются проекты в таких областях, как борьба с загрязнением окружающей среды и шумом, проблемы городов, энергетика, здоровье человека и, в частности, экологические вопросы, связанные с обороной. Эти исследования опытно-экспериментального характера получили название «пилотные».

В первой половине 80-х годов в рамках Комитета было завершено изучение 17 тем, охватывающих обширный диапазон научных проблем: современная техника медицинского обеспечения, восстановление использованных вод, борьба с загрязнением атмосферы, вредными выбросами (автотранспорт), загрязнением спускаемых в море вод, помощь в случае стихийных бедствий, захоронение токсичных отходов, окружающая человека среда, геотермическая энергия, загрязнение внутренних водоемов, продовольствие и здоровье, экономия

электроэнергии, безопасность дорожного движения, солнечная энергия, городской транспорт, методы оценки атмосферных загрязнений и даже обезвреживание табачного дыма (7, с.3-4).

В июне 1983 г. было объявлено о дальнейшем расширении сферы деятельности Комитета. В нее включались и проблемы, касающиеся, в частности, социальных, экономических и демографических аспектов, технологии, отношений между правительством и местными органами власти, развитие мелких и средних предприятий в странах третьего мира и т.д.

К середине 90-х годов КПСО завершил работу уже над 35 проектами и 12 находились в стадии разработки (3, с.14). К последним относились следующие темы: авиационные шумы в современном обществе, планы подготовки к химическим катастрофам, пользование речными поймами, содействие росту экологического сознания в вооруженных силах, технология борьбы с загрязнением земель и грунтовых вод и др.

С 1996 г. Комитет использует новые способы сотрудничества в рамках своей программы, обеспечивающие более гибкий порядок работы. К ним относятся краткосрочные специализированные проекты по конкретным темам, рассчитанным на срок от 6 до 18 месяцев (прежние пилотные исследования продолжались 3-4 года и более), и специализированные семинары для распространения информации в четко определенных областях. В рамках этой деятельности были завершены два проекта - «Разработка экологического справочника» под совместным руководством США и Швеции и «Анализ осуществляемых проектов по Черному морю для целей планирования будущей деятельности» под руководством США и Турции (6, с.198-199).

В последние годы деятельность КПСО значительно активизировалась. К концу 90-х годов было выполнено уже 60 экспериментальных исследований и два краткосрочных специализированных проекта. Среди актуальных пилотных исследований конца 90-х годов можно назвать два: «Управление системами окружающей среды в военной области» (Брюссель, 1998 г.) и «Применение пестицидов в семенном хозяйстве и его влияние на человека и окружающую среду» (Париж, 1998 г.). 16 экспериментальных исследований и два краткосрочных специализированных проекта находились в стадии реализации (4, с.2). Текущие исследования посвящены следующим темам.

1. Вопросы, связанные с обороной: экологические аспекты повторного использования территорий, бывших в военном пользовании; окружающая среда и безопасность в международном контексте; системы организации защиты окружающей среды в военном секторе; защита гражданского населения от последствий утечек токсических материалов при транспортировке военных грузов.

2. Борьба с загрязнением окружающей среды: моделирование экосистемы прибрежных лагун в целях устойчивого водохозяйствования; оценка апробированных и новых корректирующих технологий по обработке загрязнения вод и почвы; региональный трансграничный перенос загрязненного воздуха.

3. Здравоохранение и технологические риски: передовые методы оценки риска раковых заболеваний; влияние последствий применения пестицидов в сельским хозяйстве на человека и на окружающую среду; новые сельскохозяйственные технологии.

4. Качество жизни и планирование: экологически чистые продукты и технологии; методология, локализация, оценка и сфера применения оценки воздействия на окружающую среду; технологии для изучения, сохранения и управления культурными ресурсами (4, с.2).

В 2001 г. началась реализация новых пилотных исследований и краткосрочных проектов. К ним относятся следующие.

1. «Принятие экологических решений в целях устойчивого развития в Центральной Азии». Целью этого исследования, проводимого совместно США и Турцией, является получение информации от стран Центральной Азии по проблемам окружающей среды, а также определение методов, согласно которым это исследование будет оптимально удовлетворять их потребности. Первое заседание по проекту проходило 26-28 февраля 2001 г. в Стамбуле. В нем приняли участие Азербайджан, Бельгия, Дания, Германия, Италия, Казахстан, Киргизия, Люксембург, Испания, Таджикистан, Турция, Украина и США. Для обсуждения были предложены четыре проблемы: определение экологических вопросов, возникших перед странами Центральной Азии; пути вовлечения общественности в принятие экологических решений в этих странах; влияние экологических проблем на общественное здравоохранение; воздействие экологических проблем на экономическую и политическую ситуацию в этих странах.

2. «Формы экологического образования в вооруженных силах и их влияние на формирование и развитие заинтересованности в_решении экологических проблем». Первое заседание состоялось в сентябре 2001 г. в Варшаве. Ведущая страна - Польша. Страны-участницы: Бельгия, Греция, Дания, Португалия, Словакия и Словения.

3. «Изучение международного опыта использования знаний о ландшафте для оценки окружающей среды». Цель этого исследования, возглавляемого США, - изучение состояния различных земель в разных странах. Участники: Болгария, Греция, Германия, Латвия, Польша и Великобритания.

4. «Оценка природных рисков». Ведущие страны - США и Канада.

5. «Уязвимость взаимозависимого общества». Ведущая страна — Норвегия (15).

Большинство проектов имеют чисто социальное или гуманитарное значение. В

частности, такие, как «Лесные пожары», «Совершенствование неотложной медицинской помощи», «Питание и здравоохранение», «Безопасность дорожного движения», «Городской транспорт», «Консервация исторических зданий из кирпича» и др. (3, с.14).

Но часть проектов, как уже отмечалось выше, была прямо или косвенно связана с обороной. В качестве примеров можно привести такие экспериментальные исследования, как «Ожидания в области военной экологии», на основе которых были подготовлены рекомендации по экологической подготовке и принципы, которые затем были приняты Североатлантическим советом. Были проведены также исследования «Экологические аспекты повторного использования земель, находящихся в военном пользовании», направленные на оказание содействия партнерам в использовании в гражданских целях земель, находящихся в местах бывшего расположения воинских частей, и «Экологическая безопасность в международном контексте и системы экологического управления в военном секторе» (6, с.198).

Помимо названных выше опытно-экспериментальных пилотных исследований и специализированных краткосрочных проектов Комитет с начала 80-х годов провел серию семинаров, посвященных влиянию военной деятельности НАТО на окружающую среду. Среди них следующие темы: влияние военной деятельности на окружающую человека среду, оценка воздействия на окружающую среду в зоне боевых приготовлений, технико-информационные системы, подготовка территории в военных целях, предохранение флоры и фауны в местах военных маневров.

В 1995 г. КПСО организовал для стран бывшего Варшавского договора семинары, на которых обсуждались проблемы гражданского характера: чистые технологии (Будапешт); управление экологической инфраструктурой (Киев); восстановление населенных пунктов, пораженных радиацией (Заречный, Россия); биотехнологическое оздоровление (Львов) (1, с.4).

Еще одна форма экологической деятельности КПСО - это «круглые столы», которые проводятся с 1971 г. и посвящены оценке национальной политики в области экологии. С 1975 г. по предложению Великобритании они каждый раз посвящаются какой-либо конкретной теме, например, национальным процедурам оценки риска, будущим биотехнологиям, качеству воздуха в помещениях, проблемам энергии химического вещества и экологического планирования. В середине и во второй половине 90-х годов в рамках КПСО проведены следующие международные конференции, семинары и встречи за «круглыми столами»: «Оборона, окружающая среда и экономика» (1994); «Окружающая среда и оборона» (Суонси, Великобритания, 1995 г.); «Экономическая безопасность» (Вашингтон, 1995 г.); симпозиум «Загрязнение окружающей среды в Центральной и Восточной Европе: разработка новых решений экологических проблем» (Варшава, 1996 г.); международная конференция «Партнерство ради защиты окружающей среды - экологические интересы в военно-морской области» (Юрата, Польша, 1996 г.); «Моделирование: благо или вызов?» (Школа НАТО, Обераммергау, Германия, 1997 г.), «Евроатлантический симпозиум по проблемам военной деятельности и охраны окружающей среды» (1998) (3, с.15; 4, с.5).

По результатам семинаров и «круглых столов» КПСО издает серии своих публикаций (в середине 90-х годов - около 170 наименований). Публикации пользуются успехом не только у специалистов, но и у политических деятелей Запада.

Комитет имеет программу стипендий, предоставляемых ученым для проведения соответствующих исследований, студентам - для завершения обучения и молодым исследователям - с целью повышения их квалификации.

Ежегодно проводятся заседания Комитета с участием представителей стран СЕАП. Осуществляемые или обсуждаемые проблемы включают в себя опытно-экспериментальные (пилотные) виды деятельности по различным аспектам трансграничных проблем окружающей среды, связанные с оборонными объектами или военной деятельностью (при этом особое внимание уделяется радиоактивному загрязнению). Обсуждаются и исследуются также деятельность по защите озонового слоя, проблемы экологической безопасности, вопросы взаимосвязи обороны, окружающей среды и экономики, направленные на определение экологически оптимальных подходов к деятельности вооруженных сил в странах НАТО и государствах-партнерах (6, с.199).

КПСО тесно сотрудничает с различными международными организациями, в частности, с ЕС, ООН, а также ОЭСР, с отдельными странами и национальными научно-исследовательскими организациями.

В декларации, принятой после завершения совещания министров по проблемам охраны окружающей среды Экономической комиссии ООН для Европы (София, октябрь 1995 г.), работа КПСО НАТО в области экологических проблемм, связанных с военной деятельностью, получила признание и поддержку (4, с.5).

Из вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Научное сотрудничество в рамках НАТО, несомненно, является важным фактором евроатлантического партнерства.

2. Это сотрудничество играет позитивную роль в ускорении научно-технического прогресса и решении ряда глобальных проблем, в том числе гуманитарного характера; немаловажна роль этого взаимодействия для поддержания всеобщего мира и безопасности.

3. Положительные результаты сотрудничества в области науки и экологии достигаются, по моему мнению, во-первых, благодаря возможности обмена научными идеями между странами Альянса и его партнерами (в рамках «летних школ», семинаров и специальных программ), во-вторых, финансовой поддержке исследований более слабых в экономическом отношении стран, что ставит их в равные условия с остальными членами Североатлантического союза.

4. Невоенная, научная и экологическая деятельность очень важна также для самой НАТО как военно-политической организации в силу следующих причин:

- во-первых, она способствует укреплению научно-технического потенциала Альянса;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- во-вторых, расширение этой деятельности в постконфронтационный период является составляющей модернизации и трансформации НАТО из военно-политического в политико-военный блок, что способствует укреплению международной безопасности;

- в-третьих, невоенная деятельность была одним из способов выживания НАТО в период разрядки, а также в постсоветский период (в то время как ОВД, не имея подобной структуры, распалась).

5. Сотрудничество под эгидой НАТО в области науки и экологии имеет также большое значение для стран-партнеров, в том числе для России.

О роли научного и экологического сотрудничества в отношениях России и НАТО можно сказать следующее.

Невоенные составляющие все более отвлекают на себя силы и средства, направленные на чисто военную деятельность Альянса, что объективно является фактором, благоприятствующим сближению позиций России в ее отношениях с НАТО.

Взаимодействие в невоенной, научной сфере перспективно для России и НАТО, так как оно одновременно способствует решению и военно-политических вопросов.

Активность в области научного и экологического сотрудничества хронологически совпала с процессом расширения НАТО, вследствие чего этот процесс в настоящее время в определенной степени оказался направленным в русло невоенного сотрудничества, что также является позитивным фактором в отношениях России и НАТО.

Россия получила возможность в рамках программ «Партнерство во имя мира» и «Наука ради мира», а также Совместного постоянного совета РФ - НАТО подключиться к невоенным аспектам деятельности НАТО, т.е. к процедурам политических консультаций, научно-исследовательским и экологическим программам; это сотрудничество должно быть основано на взаимных интересах в сфере безопасности обеих сторон.

Необходимо отметить, что после трагических событий в США сентября 2001 г. контакты России с Североатлантического альянса резко активизировались. Президент РФ Владимир Путин во время своего визита в США в ноябре 2001 г., а также на встречах с Генеральным секретарем НАТО Дж. Робертсоном в Брюсселе (октябрь 2001г.) и в Москве (во время визита Дж. Робертсона в ноябре 2001г.) говорил о готовности России расширять и укреплять отношения с Альянсом.

В свете этого представляется, что взаимодействие в области науки и экологии адекватно впишется в новое, более тесное сотрудничество России и НАТО, будет содействовать его дальнейшему укреплению, а также способствовать миру и безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Доклад о научных и экологических мероприятиях: К заседанию ССАС на уровне министров иностранных дел, 31 мая 1995 г. - М., 1995. - 9 с.

2. Качалова Т.Г. Научное сотрудничество стран - членов НАТО // НАТО: Факты и комментарии. - М.:ИНИОН, 1998. - Вып.4. - С. 9-12.

3. Качалова Т.Г. Экологическая проблематика в деятельности НАТО: Роль КПСО // Там же. - Вып.6. - С.13-16.

4. Комитет НАТО по проблемам современного общества. - Брюссель, 1998. - 8 с.

5. НАТО создает с партнерами новую программу // Новости НАТО. - Брюссель, 1997. - Т. 1, N 5. - С.6.

6. Справочник НАТО. - Брюссель, 1998. - 408 с.

7. The challenges of modern society. - Brussels, 1988. - 18 p.

8. Cramer J. Options for mission-orientation in ecology // Research policy. - Amsterdam, 1988. -Vol. 17, № 5. - P.75-88.

9. Department of State Bulletin. - Wash., 1969. - Vol.64, № 1658. - P.14.

10. Durand H. NATO and civil science: NATO: Civil science a. environmental programs // New information technologies a. libraries. - Dordrecht eta, 1985. - P.23-25.

11. Moodie M. Managing technological change: An Alliance imperative // NATO rev. - Brussels, 1986. - Vol. 34, N 4. - P.21-27.

12. Moran T. The challenges of modern society: The Alliances third dimension // Ibid. - № 2. -P.27-32.

13. The North Atlantic Treaty Organisation: Facts a. figures. - Brussels, 1989. - 575 p.

14. Schulte N.T. Das Wissenschaftprogramm der NATO intensiviert die Zusammenarbeit in den Partnerstaaten // NATO-Brief. - Brüssel, 1999. - №4. - S.29-31.

15. Scientific affair newsletter: Science a. society. - Brussels, 2001. - № 56. - P.5-8.

16. Sinclair C. Focused funding in an international agency: Systems science, chaos a. advanced educational technology // R&D management. - Oxford, 1990. - Vol. 20, N 2. - P.103-113.

17. Sinclair C. Role of an International Funding Agency in promoting innovation // Intern. j. of technology management. - Geneva, 1989. - Vol. 4, N 2. - P.233-249.

18. Walker J.A.S. The NATO you don't know // NATO rev. - Brussels, 1986. - Vol. 34, N 1. -P.24-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.