ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
СОВЕТ РОССИЯ - НАТО: ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
Сегодняшняя ситуация в мире настоятельно требует консолидации усилий всех государств в интересах создания архитектуры безопасности, способной обеспечить мир и стабильность перед лицом существующих угроз и вызовов. Совершенно очевидно, что сама природа современных конфликтов и кризисов предполагает их урегулирование лишь в результате применения многосторонних действий. Это, в свою очередь, диктует необходимость укрепления и совершенствования механизмов международного сотрудничества.
Совет Россия-НАТО (СРН), созданный в соответствии с Декларацией "Отношения Россия-НАТО: новое качество", подписанной на саммите России и стран-участниц Альянса в Риме 28 мая 2002 г., как раз и является одним из таких механизмов, позволяющих проводить консультации, согласовывать конкретные подходы к тем или иным процессам, принимать совместные решения и реализовывать их в широком спектре вопросов безопасности в ев-ро-атлантическом регионе.
В настоящий момент в системе СРН действуют свыше 20 рабочих органов: комитеты, специальные рабочие группы, экспертные группы. Приоритетное внимание в работе Совета отводится вопросам налаживания взаимодействия в борьбе с террористическими угрозами.
Так, в специальной рабочей группе по терроризму согласованы такие документы, как оценки террористических угроз миротворческим контингентам на Балканах и угроз со стороны Аль-Каиды; оценки угроз гражданским воздушным судам, а также со стороны гражданских воздушных судов жизненно важным объектам инфраструктуры; об угрозе государствам-членам СРН со стороны исламистского терроризма и радикализма в Центральной Азии. На повестке дня - подготовка аналитического документа "Об угрозах информационным системам России и стран НАТО".
В 2005 г. существенно возросла практическая направленность усилий по борьбе с терроризмом. Одобренный в конце 2004 г. План действий СРН предусматривает три направления противодействия терроризму. Во-первых, это меры по предотвращению терроризма, к которым относятся усилия по изучению возможности обмена разведывательными данными о вероятных целях террористов; сотрудничеству по исключению доступа их к оружию массового уничтожения; организации за-
Александр Алексеев Посол по особым поручениям МИД РФ
щиты от применения террористическими группами химических, биологических и ядерных веществ и материалов; разработке прототипов аппаратуры обнаружения взрывчатых веществ; защите от кибертерроризма и т. д.
Во-вторых, это готовность к непосредственной борьбе с терроризмом, предусматривающая применение активных мер, особенно против террористических групп, действующих в международном масштабе. Здесь следует отметить, прежде всего, сотрудничество в рамках контртеррористической операции НАТО "Активные усилия" в Средиземноморье. Особое внимание уделяется повышению уровня оперативной совместимости вооруженных сил России и стран НАТО для проведения контртеррористических операций.
В-третьих, это устранение последствий террористических акций, что подразумевает формирование потенциала чрезвычайного гражданского планирования и реагирования, развитие сотрудничества по ликвидации экологических, психосоциальных и других последствий террористических действий.
Перспективная сфера партнерства в формате СРН-налаживание сотрудничества в отражении наркоугрозы, исходящей с территории Афганистана. К настоящему моменту обозначились также такие возможные направления сотрудничества, как обмен информацией, подготовка кадров для анти-наркотических подразделений Афганистана и транзитных стран.
В центре программ практического взаимодействия по военной линии находятся вопросы повышения оперативной совместимости подразделений вооруженных сил России и стран НАТО. Важным моментом в сфере военного сотрудничества явилось присоединение России к многостороннему соглашению о статусе сил, подписанному в 2005 г. в рамках программы "Партнерство ради мира" (ПРМ). Этот документ определяет правовой статус военнослужащих России и стран-участниц ПРМ в период их временного пребывания на иностранной территории для проведения учений, тренировок, контртеррористических и миротворческих операций. Поступательно ведется работа по возможности обеспечения совместимости систем нестратегической противоракетной обороны в рамках специальной рабочей группы по ПРО ТВД. Уже принята экспериментальная концепция сотрудничества
ЕВРОПЕЙСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ: СОБЫТИЯ, ОЦЕНКИ, ПРОГНОЗЫ
России и НАТО в этой области и проведены соответствующие командно-штабные учения.
После подписания Россией и НАТО рамочного документа, касающегося поиска и спасения экипажей аварийных подводных лодок, стороны вышли на совместные практические проекты. Так, российские моряки, которые вместе с натовскими экспертами разрабатывали технико-экономические обоснования для создания подводных спасательных систем, участвовали в серии учений по спасению. В результате, такое сотрудничество положительно сказалось в известном случае спасения затонувшего батискафа близ Камчатки.
В специальной рабочей группе СРН в области инициативы по сотрудничеству в воздушном пространстве прорабатывается возможность обеспечения совместимости систем управления воздушным движением в евро-атлантическом регионе. В военно-технической сфере также наблюдается движение к созданию системы взаимовыгодных связей. Регулярно проводятся круглые столы по отдельным направлениям современных технологий в рамках ежегодно проводимого московского форума по высоким технологиям XXI в.
Одной из наиболее продвинутых сфер взаимодействия уже много лет является чрезвычайное гражданское планирование и регулирование. В сентябре 2002 г. впервые в формате СРН были проведены полевые учения по ликвидации последствий крупной техногенной катастрофы "Бого-родск-2002", имевшие целью совершенствование совместимости спасательных служб России и стран НАТО. Развивается российско-венгерская инициатива по созданию в формате СРН потенциала быстрого реагирования на стихийные бедствия, техногенные катастрофы. Новым этапом практического сотрудничества стали учения "Калининград-2004". В их ходе отрабатывались совместные действия по ликвидации аварийного разлива нефти и нефтепродуктов в море в результате террористического акта на морской нефтяной платформе.
В рамках Научного комитета СРН за последние годы произошла принципиальная смена приоритетов. Основным направлением стали проекты в рамках программы "Гражданская наука против терроризма". Уже определены шесть приоритетных тем, по каждой из которых созданы экспертные группы. Первая из них-по социальным и психологическим последствиям террористических акций. Приступили к работе группы по прогнозу масштабов и последствий природных и техногенных катастроф, по дистанционному обнаружению взрывчатых веществ. В стадии становления группы по уязвимости транспортной инфраструктуры, кибербезопасности, по проблемам, связанным с применением ядерных, химических и биологических материалов. Близкие работы ведутся также в рамках Комитета по вызовам современному обществу, в частности, здесь можно выделить проекты по экологическому терроризму, безопасности цепочек продовольственного обеспечения населения, ликвидации разливов нефти в северных акваториях.
Показанные выше масштабы и динамика в деятельности СРН позволяют сделать несколько выводов. Прежде всего, охвачена широкая тематика-от политического диалога по вопросам безопасности до практики реализации военного сотрудничества. Много внимания уделяется так называемым невоенным аспектам безопасности. В итоге, явно просматривается комплексный подход к решению проблем безопасности в евро-атлантическом регионе. При этом обеспечивается довольно интенсивное сотрудничество, а вовлечение в сферу российско-натовских контактов значительного и разнообразного круга лиц, организаций и ведомств ведет к формированию устойчивого механизма взаимодействия, отвечающего принципам Римской декларации 2002 г.
Вместе с тем, это не значит, что всё в деятельности СРН окрашено в радужные тона. Как и в любых формирующихся структурах, к тому же не являющихся изолированными от внешнего воздействия, здесь есть свои трудности и проблемы. В большинстве своем они связаны с такими процессами, как расширение НАТО и выход Альянса за пределы традиционной зоны ответственности, трансформация структурных составляющих НАТО, подходов к новым задачам и техническому оснащению, наметившийся отход Альянса от принципа верховенства международного права. Не всегда учитываются российские озабоченности в сфере национальной безопасности. В частности, тормозится вопрос о ратификации адаптированного ДОВСЕ под предлогом ссылки на так называемые стамбульские договоренности. НАТО не проявляет желания взаимодействовать с такой важной военно-политической структурой на пространстве СНГ как ОДКБ, по-прежнему острой остается и проблема положения русскоязычного населения в странах Балтии.
Тем не менее, не стоит приуменьшать достижения СРН за более, чем трехлетний период его существования. К настоящему времени создана определенная база для осуществления комплексного подхода к обеспечению евро-атлантической безопасности в виде структуры рабочих органов Совета, приобретенного опыта развития отношений и создания атмосферы взаимного доверия. По сути, завершается период экстенсивного развития в деятельности СРН, позволивший убедиться всем сторонам в его полезности и перспективности.
Совет Россия-НАТО в своем дальнейшем развитии, видимо, должен двигаться в направлении углубленного анализа рассматриваемых вопросов в ходе политического диалога, повышения уровня практического сотрудничества и в целом добиваться роста эффективности, опираясь на совпадающие интересы всех членов. При этом усилия должны быть сосредоточены на действительно приоритетных направлениях, в первую очередь, на борьбе с терроризмом, наркоугрозой. Такое развитие логично приведет к новому этапу в российско-натовских отношениях, который условно можно будет назвать "зрелым партнерством".