НЕВОЕННЫЕ АСПЕКТЫ СОТРУДНИЧЕСТВА УКРАИНЫ И НАТО
К.П. Курылев
Кафедра теории и истории международных отношений Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 10/2, Москва, Россия, 117198
В настоящей статье рассматриваются невоенные аспекты сотрудничества Украины и Североатлантического альянса на современном этапе. Автор обращается к таким сферам как экономика, наука, информация, в рамках которых осуществляется партнерство. В статье акцентируется внимание на том, что расширение функционала НАТО, с одной стороны, дает Украине благоприятную возможность интенсифицировать свой диалог с Альянсом, а с другой стороны, отвлекая внимание общественности от военных аспектов взаимодействия, позволяет добиваться цели по улучшению восприятия НАТО на Украине.
Ключевые слова: Украина, НАТО, Совет евроатлантического партнерства, научное сотрудничество, экономическое сотрудничество.
Говоря об отношениях Украины с НАТО, акцент чаще всего делается на военном сотрудничестве, что вполне обоснованно, поскольку Североатлантический альянс это в первую очередь военный блок. Однако за годы, прошедшие с окончания «холодной войны», Альянс серьезно изменился, трансформировался и сегодня в арсенале его деятельности уже не только обеспечение военной безопасности своих членов. Речь идет о том, что к настоящему времени сфера функциональной активности блока стала гораздо более широкой, нежели раньше. Сегодня НАТО находит себе применение в таких областях, как экономическая, энергетическая, научная и пр. Соответственно возможности Альянса для сотрудничества со своими партнерами заметно расширились.
Сотрудничество Украины с НАТО в экономической сфере координируется Экономическим комитетом НАТО. В рамках его деятельности проводятся исследования экономических тенденций и экономических вопросов в области обороны; готовятся экономические расчеты относительно стран-членов блока в контексте военного планирования Альянса, поддерживаются контакты с международными экономическими организациями, разрабатываются программы сотрудничества НАТО и стран-партнеров в экономической области.
В рамках сотрудничества Украины с НАТО в экономической сфере реализуется ряд важных инициатив и программ.
Так, с октября 1999 г. в Украине осуществляется общий проект Украина— НАТО по языковой переподготовки военнослужащих, уволенных в запас или отставку. «По состоянию на 2010 г., около 5 тыс. бывших украинских военнослужащих получили возможность адаптироваться к гражданской жизни... Почти 70% выпускников курсов смогли успешно трудоустроиться на протяжении первых шести месяцев после окончания обучения... Курсы помогли им улучшить знание иностранных языков (английского, немецкого, французского и итальянского) и полу-
чить профессиональные и менеджерские навыки во многих сферах, в частности в сельском хозяйстве, гостиничном и туристическом бизнесе, рекламе, издательском деле и гражданском судоходстве. Многие выпускники начали свой собственный бизнес или заняли руководящие должности в частном секторе» [3].
Данная программа представляет собой яркий пример взаимодействия Украины и НАТО в экономической сфере. Подобный опыт Украины считается в НАТО наиболее успешным и взят на вооружение при реализации аналогичных программ в странах Юго-Восточной Европы. Учитывая успешный ход проекта, экономическим директоратом НАТО было предложено Украине расширить проект и провести новые курсы.
Кроме того, в раках экономического сотрудничества проводятся ежегодные курсы по вопросам формирования и выполнения военного бюджета для представителей украинских министерств: экономики, обороны, финансов. Курсы проводятся при содействии Министерства экономики и по вопросам европейской интеграции Украины.
Важной составляющей экономического сотрудничества Украины с НАТО в экономической области является деятельность Рабочей группы открытого состава по вопросам экономической безопасности. В ходе ежегодных заседаний этой группы обсуждаются теоретические и практические вопросы экономической безопасности, рассматриваются концепции обеспечения этой важной составляющей общей безопасности государства.
Украина активно участвует в сотрудничестве в экономической сфере и в рамках Совета Евроатлантического партнерства (СЕАП). В экономической сфере в рамках СЕАП проводятся семинары и конференции по вопросам формирования бюджета, реструктуризации оборонной промышленности, планирования и управления национальными оборонными программами, экономической безопасности, правовой оценки оборонных бюджетов и т.п. Актуальные вопросы экономического сотрудничества координируются в рамках деятельности Экономического комитета СЕАП, заседания которого происходят в штаб-квартире НАТО [5].
Аспекты безопасности в контексте экономического развития обсуждаются на ежегодном симпозиуме НАТО по вопросам экономики и других семинарах и конференциях. На симпозиум собираются представители предпринимательских структур, университетов, национальных и международных администраций, которые используют этот форум для расширенного обмена идеями и практическим опытом в области экономики.
Сотрудничество Украины и НАТО в научной сфере. Научное сотрудничество было начато в рамках Альянса с 1957 г. В 1958 г. начал работу Научный комитет НАТО, который занимается вопросами развития научного сотрудничества в Альянсе. Комитет собирается трижды в год в формате НАТО, и раз в год с участием государств-членов СЕАП. Для выполнения поставленных задач в Научном комитете НАТО создаются различные подкомитеты и совещательные группы. Научный комитет НАТО отвечает за реализацию Научной программы НАТО, которая имеет целью содействовать развитию научного сотрудничества между государ-
ствами-членами и партнерами и состоит из четырех подпрограмм: научные стипендии, сотрудничество в области науки и технологий, поддержка исследовательской инфраструктуры, «Наука ради мира и безопасности» [1].
Подпрограмма научных стипендий направлена на формирование кадрового потенциала в научной области на длительную перспективу. Назначаемые стипендии дают возможность ученым из стран-партнеров учиться или проводить исследовательские изыскания в государствах-членах и в государствах-партнерах НАТО. Подпрограмма по сотрудничеству в области науки и технологий призвана способствовать углублению связей между учеными государств-членов НАТО, стран-участниц СЕАП. С этой целью предоставляются гранты, происходят регулярные обмены визитами, осуществляется финансирование научных проектов, открываются совместные лаборатории для исследований. Подпрограмма по развитию исследовательской инфраструктуры организует поддержку в создании национальных исследовательских программ и условий, необходимых для их претворения в жизнь. Подпрограмма «Наука ради мира и безопасности» направлена на страны-партнеры НАТО и ориентирована на углубление научных исследований в сфере промышленности и экологии. В ее рамках развивается сотрудничество в области прикладных исследований между научными лабораториями и промышленностью стран-членов и стран-партнеров НАТО.
Украина уделяет большое внимание углублению международного сотрудничества в научно-технологической области. Сотрудничество с членами и партнерами НАТО в данной сфере она начала еще в 1991 г. С тех пор Украинское государство активно участвует в Научной программе НАТО и ее подпрограммах. Подписание Украиной в 1997 г. Хартии об особом партнерстве с НАТО предоставило украинской стороне возможность углубить отношений с Альянсом, в том числе в научно-технической сфере, что в свою очередь позволило использовать потенциал стран-членов и партнеров НАТО для продвижения национальных интересов Украины в научно-технологической сфере. С тех пор Украина занимает одно из ведущих мест в списке стран-партнеров в рамках Научной программы НАТО. Сейчас научно-технологическое сотрудничество Украины с НАТО развивается по следующим направлениям: биотехнологии, новые компьютерные технологии, новые технологические разработки и материалы, новые технологии в энергетике и промышленности, исследования в области охраны окружающей среды.
Вот лишь некоторые примеры украинской активности на данном направлении сотрудничества с НАТО.
Следует отметить, что Украина первой среди стран-партнеров стала оказывать со своей стороны финансовую поддержку украинским ученым, которые получили гранты НАТО как из научных учреждений системы Национальной академии наук Украины, так и высших учебных заведений.
В рамках программы «Наука ради мира и безопасности» Украина за последние годы получила около 200 грантов на проведение научных исследований, среди которых 50 грантов — на научные разработки, 90 — исследования в области прикладных наук, 6 — информационно-технологические наработки для развития
и поддержки интернет-инфраструктуры в высших учебных заведениях Украины. Около 400 украинских ученых было привлечено к координации проектов «Наука ради мира и безопасности» [4].
Кроме того, на Украине с 2009 г. осуществляется государственная поддержка украинских ученых, которые принимают участие в 5 проектах подпрограммы НАТО. В частности, оказывается поддержка для реализации одного из крупнейших грантов НАТО с участием украинских ученых — проекта «Рентгеновский генератор», который выполняется на базе Национального научного центра «Харьковский физико-технический институт» НАН Украины (г. Харьков) [2]. Участниками данного проекта являются Национальный научный центр «Харьковский физико-технический институт» (Украина), Стэнфордская лаборатория синхротрон-ного излучения (США), Технический университет г. Эйндховена (Нидерланды), Физический институт им. Лебедева РАН (Россия).
Еще один важный проект, который осуществляется при поддержке программы НАТО «Наука ради мира и безопасности» — это развитие украинской национальной научно-исследовательской и образовательной сети (УРАН). Сотрудниками Ассоциации «УРАН» была начата активная работа по развитию сотрудничества с представителями мировых издательств научной периодики, ведется совместная работа по анализу современного состояния качества научных исследований на Украине и планированию неотложных мер для повышения их эффективности [2].
Вопросы защиты окружающей среды являются одним из ключевых направлений деятельности НАТО в контексте ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, преодоления негативных последствий военно-хозяйственной деятельности в местах расположения бывших военных баз, в том числе утилизации боеприпасов, ракетного топлива, уничтожения химических веществ, противодействия экотерроризму.
Примером общности интересов между НАТО и Украиной в подобной сфере является привлечение блока к участию в инициативе Украины и Беларуси по объединению усилий в рамках проекта, призванного помочь этим странам преодолеть риск наводнений в бассейне реки Припять.
Данная проблема оказывает неблагоприятное воздействие на экономику обеих стран. Более того, радиоактивно загрязненные осадки и атомные электростанции в бассейне Припяти представляют собой риск для здоровья людей и окружающей среды. Принимая во внимание эти угрозы безопасности, обе страны объединились в рамках проекта по мониторингу, моделированию и прогнозированию наводнений, который стал национальным приоритетом. Чтобы усовершенствовать мониторинг наводнений, получая данные в реальном времени, обе страны начали устанавливать с помощью НАТО систему станций автоматического наблюдения. Раньше мониторинг бассейна реки проводился вручную, поэтому был медлителен и неточен и не позволял предвидеть наводнения. В рамках же данного проекта планируется установить семь автоматических станций, которые будут подключены к сети до конца 2012 г. НАТО предоставила стартовый капитал для того, чтобы первые станции стали реальностью [3].
С 2006 г. институт им. Б. Патона (с координирующей ролью Национальной академии наук Украины) инициировал проект «Разработка новых плазма-технологий для уничтожения пестицидов и других синтетических веществ, отходов промышленности». Его целью являлось создание интегрированной технологической системы управления и уничтожение пестицидов, химических и радиоактивных веществ. Проект осуществлялся по направлению «Экологическая безопасность» и был рассчитан на два года. Среди партнеров Украины в данном проекте — Нидерланды и Германия [4].
Еще одним направлением в области научного сотрудничества Украины и НАТО является развитие интернет-инфраструктуры и высоких технологий. В данном контексте стоит обратить внимание на Украинскую национальную научно-исследовательскую и образовательную сеть (UNREN) в качестве основной платформы для организации образовательно-информационной инфраструктуры. Сегодня она объединяет более 50 университетов и научных учреждений во всех регионах Украины.
Таким образом, следует отметить, что потенциал и ресурсы НАТО на данном направлении сотрудничества с Украиной развиваются весьма активно и плодотворно. Украина извлекает из такого партнерства пользу с точки зрения заимствования полезного опыта Альянса в организации новых научных проектов, которые способствовали бы решению ряда проблем в развитии Украинского государства. Участие украинских кадров — ученых и исследователей — в проектах, рабочих группах и других мероприятиях с участием представителей соответствующих структур НАТО наряду с практической реализацией важных для Украины проектов, очевидно, направлены и на достижение концептуальной цели — улучшение восприятия НАТО в Украине.
Сотрудничество Украины и НАТО в информационной сфере. Центр информации и документации НАТО на Украине [7] был создан в 1997 г. перед подписанием Хартии об особом партнерстве между Украиной и НАТО. Он стал первым информационным офисом, открытым Альянсом для общественности на территории страны-партнера. Его основная миссия: распространять общую информацию и знания о НАТО на Украине; повышать уровень осведомленности об отношениях Украины и НАТО среди украинской общественности. Деятельность Центра информации и документации НАТО на Украине можно разделить на следующие направления.
Информационное сопровождение. Центр предоставляет последнюю информацию о деятельности НАТО и развитии отношений между Украиной и НАТО. На официальной странице НАТО в сети Интернет (http://www.nato.int) и ее модуле на украинском языке (http://www.nato.int/cps/uk/natolive/index.htm) можно ознакомиться с новостями НАТО, подписаться на рассылку электронных информационных бюллетеней и публикаций, а также загрузить видеоматериалы с НАТО ТВ (NATO Channel TV).
Кроме того, говоря об информационной составляющей сотрудничества Украины и НАТО, следует выделить организацию разнообразных форумов сотрудничества Украина-НАТО и СЕАП, которые активно используются Украиной для дове-
дения до представителей государств-членов и государств-партнеров Альянса объективной информации о внутренней и внешней политике Украины. С этой целью в штаб-квартире НАТО в Брюсселе регулярно распространяются соответствующие пресс-релизы, проводятся выставки, организуются интервью и пресс-конференции с официальными представителями Украины.
Начиная с 1997 г. Центр информации и документации НАТО провел на Украине более 90 семинаров и «круглых столов», занимался распространением публицистической литературы и периодических изданий о деятельности Альянса [6].
Коммуникационные проекты. Центр информации и документации НАТО на Украине организует различные семинары, телеконференции, брифинги, мультимедийные проекты и интервью, направленные на улучшение понимания НАТО на Украине и сотрудничества между Украиной и Альянсом. Выделяются гранты зарегистрированным украинским неправительственным организациям (НПО) для реализации инициатив, связанных с деятельностью НАТО и отношениями Украины и НАТО.
В частности, с целью освещения разных аспектов сотрудничества Украины и Альянса Центр информации и документации НАТО на Украине организует так называемые пресс-туры для представителей украинских СМИ, а также рабочие и официальные визиты представителей НАТО на Украину. Кроме того, проводятся информационные визиты для представителей украинской общественности, включая чиновников, преподавателей и студентов, представителей СМИ и НПО в штаб-квартиру НАТО в Брюсселе. Цель подобных визитов — предоставить украинской стороне возможность получить ответы на интересующие вопросы и обменяться мнениями непосредственно с представителями Альянса.
В течение последних девяти лет были организованы более 80 информационно-ознакомительных визитов украинских делегаций (общее количество участников — около 1100 человек) в штаб-квартиру НАТО и штаб Верховного главнокомандующего Объединенных вооруженных сил НАТО в Европе. В состав групп входили представители Верховной Рады Украины, Кабинета министров Украины, министерств и ведомств, ведущих СМИ, научных учреждений, академий, университетов и школ [6].
Таким образом, можно прийти к следующим выводам относительно невоенного сотрудничества Украины и НАТО. Налицо многоаспектное и усиливающееся взаимодействие украинских властей с Североатлантическим альянсом, т.е. сотрудничество, которое развивается уже не только в рамках военной составляющей, но и шагнуло дальше, охватив еще и невоенное измерение. Расширение функциональной деятельности НАТО в сторону дополнения военно-политической сферы еще и невоенными слагаемыми дало блоку НАТО возможность активизировать свои партнерские отношения со странами, не являющимися членами Альянса. Такая представившаяся возможность позволила Украине интенсифицировать свой диалог с НАТО, выйти далеко за рамки только военного сотрудничества. Вместе с тем такая политика способствует отвлечению широкой украинской общественности, имеющей преимущественно антинатовский настрой, от раздражающих
население военных аспектов взаимодействия Украины и этого военного блока, на партнерство в невоенных сферах: экономической, научно-технологической, информационной. Это, в свою очередь, с одной стороны, позволяет украинским властям добиваться цели по улучшению восприятия украинцами сотрудничества Украины и НАТО, а с другой стороны, дает благоприятную возможность Украине получить доступ к новым технологиям, обеспечить инновационное развитие своей науки и отраслей промышленности с опорой на финансово-экономическое и научно-технологическое сотрудничество с Альянсом.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Божок Е. Невшськова сфера НАТО // Атлантична панорама. — 2007. — № 6(13). — http://www.atp.mil.gov.ua/number/13/137.htm
[2] Науково-техшчне ствробггництво Украша-НАТО // Сайт Украша-НАТО. http://www.ukraine-nato.gov.ua/nato/ua/1542.htm
[3] Немыливска Н. Что необходимо НАТО от Украины? // http://finforum.org/page/index.html/ _/economics/chto-neobkhodimo-nato-ot-ukrainy-r31683
[4] Ствробгганцтво Украшн з НАТО у сферах науки та довюлля // Сайт Украша-НАТО. http://www.ukraine-nato.gov.ua/nato/ua/publication/content/16562.htm
[5] Ствробггаицтво Украгни з НАТО // Сайт Посольства Украгни в Росiйскiй Федерацii. http://www.mfa.gov.ua/russia/ua/publication/content/1719.htm
[6] Украша-НАТО // Сайт Едина УкраГна. http://diaspora.ukrinform.ua/news-40.html
[7] Центр шформацй та документаци НАТО // http://www.nato.int/cps/uk/natolive/index.htm
NON-MILITARY ASPECTS OF COOPERATION BETWEEN UKRAINE AND NATO
K.P. Kurylev
Theory and History of International Relations Chair Peoples' Friendship University of Russia
Miklukho-Maklaya str., 10/2, Moscow, Russia, 117198
The article investigates the non-military aspects of the cooperation between Ukraine and the North Atlantic Community at the present stage. The author studies such spheres of the partnership as economy, science, communication. The article emphasizes the fact, that the expansion of functionality of NATO gives Ukraine the favorable possibility to intensify its dialogue with the North Atlantic Alliance on the one hand, and allows to achieve the improvement of image of NATO in Ukraine by the distraction of public opinion from the military aspects of the cooperation on the other hand.
Key words: Ukraine, NATO, Euro-Atlantic Partnership Council, scientific cooperation, economic cooperation.