Научная статья на тему 'Научное путешествие Н. Ф. Катанова в Хакасию, Туву и Синьцзян (к 160-летию со дня рождения)'

Научное путешествие Н. Ф. Катанова в Хакасию, Туву и Синьцзян (к 160-летию со дня рождения) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ключевые слова: Россия / Восток / Центральная Азия / востоковедение / тюркология / Н. Ф. Катанов / история / этнография / архивы / Keywords: Russia / East / Central Asia / Oriental studies / Turkology / N. F. Katanov / history / ethnography / archieves

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Валеев Рамиль Миргасимович, Валеева Роза Закариевна, Тугужекова Валентина Николаевна

Аннотация. Профессор Н. Ф. Катанов (1862–1922) – один из выдающихся национальных ученых, представителей российской науки, образования и культуры ХIХ–ХХ вв. Его жизненный путь и наследие отразили важные события и тенденции отечественного и мирового востоковедения и тюркологии. Этапы его биографии и огромное творческое наследие интересны и незаурядны, поучительны и трагичны одновременно. Он стал олицетворением двух миров в России – европейского и азиатского. Биография и наследие Н. Ф. Катанова представляют академический и особенно научно-просветительский, гуманистический интерес. Его жизнь и труды не следует воспринимать лишь в системе координат истории российского и европейского востоковедения. Необходимо принять во внимание широкий общественнополитический и социокультурный контекст развития востоковедения, в том числе тюркологии, а также российского общества и государства во второй половине ХIХ – первой четверти ХХ в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Валеев Рамиль Миргасимович, Валеева Роза Закариевна, Тугужекова Валентина Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

N. F. Katanov’s Scientific Journey: Khakassia – Tuva – Xinjiang (On the Occasion of the 160th Anniversary of His Birth)

Abstract. Professor N. F. Katanov (1862–1922) is one of the outstanding national scientists, representatives of Russian science, education and culture of the 19th–20th centuries. His life path and legacy reflected important events and trends in Oriental studies both in Russia and around the world, as well as Turkology. The stages of his biography and his vast creative legacy are interesting and extraordinary, instructive and tragic at the same time. He became the personification of two worlds in Russia – European and Asian. The biography and legacy of N. F. Katanov are of academic and especially scientific, educational, and humanistic interest. His life and works should not be perceived only within the history of Russian and European Oriental studies. It is necessary to take into account the broad socio-political and socio-cultural context of the development of Oriental studies, including Turkology, as well as Russian society and the state in the second half of the 19th – first quarter of the 20th century.

Текст научной работы на тему «Научное путешествие Н. Ф. Катанова в Хакасию, Туву и Синьцзян (к 160-летию со дня рождения)»

УДК 94 (5) (093)

Научное путешествие Н. Ф. Катанова в Хакасию, Туву и Синьцзян (к 160-летию со дня рождения)1

Рамиль М. Валеев

Казанский (Приволжский) федеральный университет, доктор исторических наук, профессор, Казань, Республика Татарстан, Россия, [email protected]. ORCID: 0000-0003-3462-6469 Роза З. Валеева

Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова, кандидат педагогических наук, доцент, Казань, Республика Татарстан, Россия, [email protected]. ORCID: 0000-0001-6347-0710 Валентина Н. Тугужекова

Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Южносибирский филиал Института истории и материальной культуры РАН, доктор исторических наук, профессор, Абакан, Республика Хакасия, Россия, [email protected]. ORCID: 0000-0002-5206-1070

Аннотация. Профессор Н. Ф. Катанов (1862-1922) - один из выдающихся национальных ученых, представителей российской науки, образования и культуры Х1Х-ХХ вв. Его жизненный путь и наследие отразили важные события и тенденции отечественного и мирового востоковедения и тюркологии. Этапы его биографии и огромное творческое наследие интересны и незаурядны, поучительны и трагичны одновременно. Он стал олицетворением двух миров в России - европейского и азиатского. Биография и наследие Н. Ф. Катанова представляют академический и особенно научно-просветительский, гуманистический интерес. Его жизнь и труды не следует воспринимать лишь в системе координат истории российского и европейского востоковедения. Необходимо принять во внимание широкий общественно-политический и социокультурный контекст развития востоковедения, в том числе тюркологии, а также российского общества и государства во второй половине Х1Х - первой четверти ХХ в. Ключевые слова: Россия, Восток, Центральная Азия, востоковедение, тюркология, Н. Ф. Катанов, история, этнография, архивы

Для цитирования: Рамиль М. Валеев, Розалия З. Валеева, Валентина Н. Тугужекова. «Научное путешествие Н. Ф. Катанова в Хакасию, Туву и Синьцзян (к 160-летию со дня рождения) // Азиатские исследования: история и современность. 2022. №1. С. 16-29. DOI: 10.24412/2782-6139-2022-1-16-29

N. F. Katanov's Scientific Journey: Khakassia - Tuva - Xinjiang (On the Occasion of the 160th Anniversary of His Birth)

Ramil M. Valeev

Kazan (Volga region) Federal University, Dr. of Sci. (History), Professor, Kazan, the Republic of Tatarstan, Russia, [email protected]. Rosa Z. Valeeva

Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov (IEML), Cand. of Sci.(Pedagogy), Associate Professor, Kazan, the Republic of Tatarstan, Russia, [email protected].

1 Исследование проведено в рамках гранта Российского фонда фундаментальных исследований (далее - РФФИ), проект № 20-09-00385.

Valentina N. Tuguzhekova

N.F. Katanov Khakass State University, South Siberian Branch of the Institute for the History of Material Culture, Russian Academy of Sciences, Dr. of Sci. (History), Professor, Abakan, the Republic of Khakassia, Russia, [email protected].

Abstract. Professor N. F. Katanov (1862-1922) is one of the outstanding national scientists, representatives of Russian science, education and culture of the 19th-20th centuries. His life path and legacy reflected important events and trends in Oriental studies both in Russia and around the world, as well as Turkology. The stages of his biography and his vast creative legacy are interesting and extraordinary, instructive and tragic at the same time. He became the personification of two worlds in Russia - European and Asian.

The biography and legacy of N. F. Katanov are of academic and especially scientific, educational, and humanistic interest. His life and works should not be perceived only within the history of Russian and European Oriental studies. It is necessary to take into account the broad socio-political and socio-cultural context of the development of Oriental studies, including Turkology, as well as Russian society and the state in the second half of the 19th - first quarter of the 20th century.

Keywords: Russia, East, Central Asia, Oriental studies, Turkology, N. F. Katanov, history, ethnography, archieves For citation: Valeev R. M., Valeeva R. Z., Tuguzhekova V. N. (2022). "N. F. Katanov's scientific journey: Khakassia -Tuva - Xinjiang (0n the occasion of the 160th anniversary of his birth)" // Asian Studies: History and Modernity, no. 1, p. 16-29. DOI: 10.24412/2782-6139-2022-1-16-29

На современном этапе актуальными остаются дальнейший поиск, изучение, систематизация ивведениев научный оборот неопубликованного архивного наследия профессора Казанского университета Н. Ф. Катанова (1862-1922) - одного из ярких и колоритных национальных ученых и мыслителей российской науки, образования и культуры, выдающегося представителя хакасского народа. Исследовательская работа над архивным наследием Н. Ф. Катанова обусловлена необходимостью поиска его разнообразных рукописных материалов в архивных центрах Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и ряда зарубежных институтов (Венгрия, Турция, Германия). Следует указать на необходимость соотнесения архивных материалов с опубликованными работами ученого. Во многом выявленное авторами архивное рукописное наследие (дневники, письма, незаконченные рукописи и др.) Н. Ф. Катанова несет на себе печать эпохи конца XIX - первых десятилетий ХХ в., ее общественно-политической жизни и актуальных в тот период исследовательских направлений. Поиск и введение в научный оборот рукописей Н. Ф. Катанова позволяет выявить направления и особенности его исследовательской работы и сформировать объективную базу для подготовки академической биографии классика отечественной тюркологии.

В целом исследовательская работа с архивными «документами личного происхождения» Н. Ф. Катанова - архивными рукописями ученого включает в себя четыре ключевых исследовательских приема. Во-первых, это поиск, обработка и расширение архивной и источниковедческой базы на основе системного изучения личных фондов востоковедов в архивах России и ряда зарубежных стран, вовлечение в научный оборот

различных материалов (служебных документов, планов, записных книжек и др.). Во-вторых, поиск и систематизация материалов об истории российского и европейского востоковедения и тюркологии XIX - начала XX в. В-третьих, историографический, источниковедческий и тематический поиск и обобщение историко-научных фактов и сведений из биографии Н. Ф. Катанова и его окружения, а также последующая их систематизация и комментирование с целью исследования феномена его вклада как ученого и панорамы его научной и общественной жизни России в конце XIX - начале ХХ в.

Российские университеты - ведущие центры востоковедения и в целом общественной, научной, культурной и политической жизни в России и Европе. На современном этапе социально-культурный и академический интерес представляет дальнейшее изучение развития университетского образования и науки о Востоке в России и Европе и, конечно, тюркского мира, осмысление «университетской парадигмы» феномена восточных цивилизаций и особенно формирования национальной научной и культурной элиты. В центре исследовательского внимания авторов статьи - биография и творческое наследие ученого-тюрколога, яркого представителя хакасского народа, выпускника Восточного факультета Санкт-Петербургского университета (1888 г.) и профессора Казанского университета Н. Ф. Катанова (1894-1922 гг.).

В 2022 г. будет отмечаться знаменательная дата - 160 летие со дня рождения профессора Казанского федерального университета и выдающегося хакасского ученого, мыслителя и просветителя.

Российский академик и тюрколог В. А. Гордлевский в своей речи «Памяти Н. Ф. Катанова» от 11 июня 1922 г. на заседании Восточной комиссии Московского археологического общества отметил: «.. .историк востоковедения сумеет оценить труд долгий и бескорыстный, внесший обильный доброкачественный материал по языкам, до Катанова мало обследованным» [Гордлевский 1968, с. 401]. Академик А. Н. Самойлович в журнале «Восток» в небольшом некрологе «Памяти Н. Ф. Катанова» особо выделял: «Хотелось бы надеяться, что давно ожидаемое ученым миром опубликование неизданных лингвистических и этнографических собраний Н. Ф. Катанова будет осуществлено после его смерти, а до издания материалы эти будут сохранены в надежном месте» [Самойлович 1922, с. 105].

После окончания Восточного факультета Санкт-Петербургского университета Н. Ф. Катанов решил посвятить себя научно-педагогической работе. Период с 28 мая по 4 июля 1888 г. в его биографии связан с основными решениями об оставлении его «при университете для

дальнейшего усовершенствования в тюркских наречиях»2. Инициатива принадлежала выпускнику Николаю Катанову и его учителю профессору И. Н. Березину, который дал отзыв о своем ученике. Решение совета факультета восточных языков и ходатайство ректора университета «об оставлении кандидата Н. Катанова при университете для приготовления к ученой степени» были поддержаны попечителем учебного округа. 4 июля 1888 г. было разрешено оставить Н. Ф. Катанова «при С.-Петербургском университете, по кафедре турецко-татарской словесности на два года с

1 июля с назначением ему... стипендии по 600 руб. в год»3. Следующим важным рубежом жизненного и профессионального

пути Николая Катанова стало научное путешествие в 1889-1892 гг. в Центральную Азию (Сибирь, Тува, Синьцзян) с целью изучения языков и этнографии тюркских народов, организованное и поддержанное Русским географическим обществом, Петербургской академией наук и Министерством народного просвещения. Истоки организации данного путешествия связаны с обсуждением записки акад. В. В. Радлова о перспективности «исследования остатков тюркских племен на крайнем Востоке» на заседании отделения этнографии Императорского Русского географического общества 11 декабря 1887 г.4 под председательством В. И. Ламанского. На заседании было определено представить записку в Совет общества. В этой записке В. В. Радлов дал высокую оценку студенту IV курса Восточного факультета С.-Петербургского университета Н. Катанову. В. В. Радлов писал: «Он занимался со мною в течение 3-х лет и издал уже при Академии несколько статей, касающихся своего родного говора. Из слов профессоров его и из собственных наблюдений я убедился в его усердии, способностях, преданности к науке и знаниях его по избранным предметам, так что нельзя найти более подготовленного и более способного лица для исполнения вышеупомянутого предприятия»5. Он также просил Совет общества выделить в смете 1888 г. 1000 руб., создать «комиссию для составления подробного плана» экспедиции, а также обещал «ходатайствовать об ассигновании г. Катанову субсидии из штатных сумм Императорской Академии наук».

Эта экспедиция по значимости общегеографических, лингвистических и историко-культурных материалов стоит в ряду известных российских

2 Российский государственный исторический архив Санкт-Петербург (далее - РГИА СПб), ф. 14, оп. 1, д. 8933, лл. 1-5.

3 РГИА СПб, ф. 14, оп. 1, д. 8933, л. 4.

4 Известия Императорского Русского географического общества. Т. XXIV 1888. -СПб., 1889. С. 421-423.

5 Известия Императорского Русского географического общества. Т. XXIV 1888. -СПб., 1889. С.469.

путешествий в Среднюю Азию, Монголию, Сибирь и Восточный Туркестан, осуществленных во второй половине XIX - начале XX в. Как известно, среди участников этих масштабных по научной и культурной значимости экспедиций были Ч. Ч. Валиханов, Г. Н. Потанин, Н. М. Пржевальский, братья Г. Е. и М. Е. Грумм-Гржимайло, В. И. Роборовский, В. В. Радлов, П. И. Лерх, В. А. Обручев, П. К. Козлов, Г. Н. Цыбиков, Н. И. Веселовский, В. В. Бартольд, В. А. Жуковский, К. Г. Залеман и др.

В архивоведческом и историко-научном направлении изучения рукописного наследия Н. Ф. Катанова огромный интерес представляют 1889-1892 гг. - этот значимый период его научной экспедиции в Южную Сибирь и Восточный Туркестан. В эти годы происходило становление и развитие его комплексных исследований языков, традиционных и новых форм экономической и социальной жизни, быта, фольклора и духовной жизни тюркских народов Саяно-Алтая и Синьцзяна.

На заседании совета факультета восточных языков Санкт-Петербургского университета от 28 января 1889 г. была утверждена «Инструкция для занятий командированного с ученою целью за границу кандидата Николая Катанова», составленная профессором И. Н. Березиным6.

В 1904 г. экстраординарный профессор Санкт-Петербургского университета и тюрколог-лингвист П. М. Мелиоранский (1868-1906), рецензируя фундаментальную работу Н. Ф. Катанова «Опыт исследования урянхайского языка» (1903 г.), выделил ряд значимых лингвистических и текстологических особенностей собранных им текстов. Он писал: «Вообще говоря, тексты записаны тщательно, транскрипция точна и выдержана, перевод не возбуждает сомнения». Далее П. М. Мелиоранский отмечал, что, «.насколько мы можем судить, материал, приводимый автором, по живым современным турецким наречиям, точен и надежен, - мало того для некоторых наречий, напр., кашгарского, яркендского, турфанского, хамийского и нек[оторых] др[угих] материал этот представляет совершенную новость, так как впервые собран самим г. К[атановым]»7.

К сожалению, обобщающая работа, посвященная уникальному в научной биографии Катанова событию - его экспедиции 1889-1892 гг., так и не была опубликована и не стала достоянием российской и европейской тюркологии.

В 1907 г. акад. В. В. Радловым в серии «Образцы народной литературы

6 РГИА СПб, ф. 14, оп. 1, д. 8933, л. 15 - 16 об.

7 Записки Восточного отделения Русского археологического общества. Т. 15. 19021903. СПб., 1904. С. 0151, 0156. С.

тюркских племен» были опубликованы в комплексе хакасские и тувинские фольклорные материалы Н. Ф. Катанова, объем которых кажется невероятным: 1122 песни, 160 загадок, 15 сказок, 35 мифов [Образцы .1904].

Важнейшими первоисточниками являются дневники ученого, значительную часть которых Н. Ф. Катанов подготовил к печати, однако в свет они вышли с огромным опозданием. Так, дневник путешествия в Урянхайский край (Туву) 1889 г., описанный С. Вайнштейном еще в 1968 г., пролежал в архиве Кунсткамеры до 2011 г., пока наконец не был опубликован тувинскими коллегами [Катанов 2011]. Дневник, отражающий пребывание Н. Ф. Катанова в Хакасии и первую его поездку в Семиречье, Тарбагатай и Синьцзян в 1890 г., был расшифрован, прокомментирован и опубликован нашим авторским коллективом [Катанов 2017].

Истоки восточнотуркестанских экспедиций связаны с летом 1890 г., когда Н. Ф. Катанов посетил восемь центров Китайского Туркестана (Хотан, Кашгар, Ак-су, Кучар, Каракаш, Бая, Логучен и Старый Турфан), где знакомился с языком и этнографией тюркского населения Восточного Туркестана.

В Государственном архиве Республики Татарстан (ГА РТ) хранятся оставшиеся рукописи дневников, находящиеся в разном состоянии. В первую очередь это объемное дело с авторским названием «Поездка в Семиречье и Тарбагатай. Дневник путешествия, совершенного в 1891 г. по поручению Имп[ераторского] русского географического об[щест]ва членом-корреспондентом. Н. Ф. Катановым»8.

Дневник путешествия 1891 г. был обработан Н. Ф. Катановым и переписан. В результате образовался объемный том форматом 22 х 35 см, четко переписанный черными чернилами на бумаге хорошего качества, всего 539 листов, исписанных с обеих сторон.

В течение 1893 г. в Санкт-Петербурге Н. Ф. Катанов занимался обработкой своих экспедиционных материалов и готовился к сдаче магистерских экзаменов на Восточном факультете университета. Эти экзамены были им сданы в декабре 1893 г.

Назначение Н. Ф. Катанова от 9 ноября 1893 г. преподавателем восточных языков Императорского Казанского университета обозначило следующий значимый период в научно-педагогической и общественной деятельности ученого9. После назначения преподавателем в Казанский университет Н. Катанов привез рукопись в Казань.

8 Государственнй архив Республики Татарстан (далее - ГА РТ), ф. 969, оп. 1, д. 11.

9 РГИА СПб, ф. 14, оп. 1, д. 8933, л. 50.

Окончание научного путешествия - поездка до оазисов Хами и Турфан и возвращение в Абакан - также зафиксировано в дневниковых записях. После смерти Н. Ф. Катанова в марте 1922 г. и передачи его личного архива ему дали условное название: «Дневник путешествия по Средней Азии и др[угим] местам (Китай, Монголия)»10. Также неверно дана датировка (от 16 марта 1892 г.), тогда как в тексте самой ранней зафиксированной датой является 11 марта. Особую значимость этим материалам придает их рабочий характер: сохранились черновые тетради, которые велись непосредственно в ходе экспедиции и служили основой для дальнейшей работы.

Тетради делались в целях экономии из оберточной бумаги формата 9 х 11 см. Главная проблема заключается в том, что тетради зимней поездки от Урумчи до Хами, скорее всего не сохранились. Все они снабжались авторской нумерацией на титульном листе; сохранились только тетради 15-31. Дневники № 15-27 сшиты вместе (без обложки). Текст отражает обстоятельства его поездки из Хами через Турфан до российской границы. Важно то, что записи фольклора велись отдельно и в эти материалы не включались. Последняя тетрадь - № 31 (переезд из Джаркенда в Минусинск и далее к хакасским родам) - другого формата: 18 х 11 см. Текст во всех перечисленных материалах написан карандашом, реже - побуревшими от времени чернилами низкого качества. Чернильный текст более трудночитаемый, чем карандашный.

Помимо собственно исторических, лингвистических,этнографических и других сведений и материалов (дневники, например, позволили уточнить хронологию начала научного путешествия Н. Ф. Катанова), внимательное чтение определяет новые направления дальнейшего архивоведческого и источниковедческого исследовательского поиска. Например, из записей следует, что спутники Катанова - фотографы Васильев и Толшин -сформировали на территории Синьцзяна фотоархив этнических типов местного населения, часть которого была в распоряжении исследователя.

В ближайшие годы будет подготовлен к изданию неопубликованный рукописный «Дневник путешествия по Минусинскому округу Енисейской губернии. Черновик. 95 стр.» Н. Ф. Катанова11. Также интересным является историко-архивоведческое изучение чернового текста рукописи Н. Ф. Катанова «Дневник по Алтаю», датированного периодом с 1 ноября 1889 г. по 16 января 1890 г.12

Авторские рукописные материалы Н. Ф. Катанова периода

10 ГА РТ, ф. 969, оп. 1, д. 76.

11 ГА РТ, ф. 969, оп. 1, д. 8.

12 ГА РТ. Ф. 969. Оп. 1. Д. 75.

командировки сохранились также в фондах архива Русского географического общества в Санкт-Петербурге. Это «Письмо с кратким обзором о поездке в Семиреченскую обл. 1891-1893 г.»13, «Описания медных монет, чеканившихся в Китайском Туркестане»14, несколько официальных документов об организации путешествия Н. Ф. Катанова и особенно первый текст его отчета в Императорское Русское географическое общество от 3 марта 1889 г.15

В своем донесении Н. Ф. Катанов сообщал географические, экономические, социальные и культурные сведения и факты о Хакасии и в целом о регионе: «26 числа минувшего января я прибыл в г. Минусинск. С 4 февраля до 16 был в Сагайской степи... Тут я записал несколько пословиц на койбальском наречии и предание о каменной старухе (куртуяк-тас)... В Сагайской степной думе соединенных разнородных племен, находящейся в с. Аскис16, Минус[инского] округа, я разбирал архив. Со временем надеюсь пополнить собранное новыми сведениями и представить все Обществу. <...> Несмотря на открытие 2 классного училища в Аскизе, число грамотных инородцев не увеличивается. Падежи скота и неурожаи в последние 5 лет донельзя истощили народное богатство Сагайских Татар, Бельтиров и Койбалов. Качинцы по-прежнему считаются отличными скотоводами; по-прежнему они обладают сотнями голов рогатого и тысячами мелкого скота. В последнее время завелись самые оживленные сношения Минусинских Татар и Казанских с Урянхайцами-Тюрками.»17.

В 1920-е гг. особенно заметен стал интерес к текстологическому наследию Н. Ф. Катанова в европейской ориенталистике, в том числе среди немецких тюркологов. В 1930-е - первой половине 1950-х гг. в европейской тюркологии по инициативе известных немецких востоковедов Вильгельма Юлиуса Банга (Wilgelm Julius Bang) (18691934) и его ученика слависта, тюрколога и алтаиста Карла Генриха Менгеса (Karl Heinrich Menges) (1908-1999) [24, s.VII-XVI] появился ряд текстов Н. Ф. Катанова, связанных с путешествиями в Сибирь и особенно в Восточный Туркестан (1889-1892 гг.). Эти выдающиеся основоположники немецкой классической тюркологии сформировали и углубили академическую научную традицию и направления изучения

13 Архив Русского Географического общества Санкт-Петербург (далее - АРГО СПб), разряд 87, оп. 1, №15, л.2.

14 АРГО СПб, разряд 90, оп. 1, №30, л.5.

15 АРГО СПб, ф. 1 - 1886, оп. 1, №20, л.27.

16 Аскис (совр. Аскиз) - село, административный центр Аскизского района Республики Хакасия, одно из старейших поселений в регионе.

17 АРГО СПб, ф. 1 - 1886, оп. 1, № 20, л. 5-6.

языков, культуры и истории тюркских народов Восточной Европы, Сибири и Центральной Азии. Рукописные материалы были переданы в 1926 г. А. И. Катановой, супругой Н. Ф. Катанова, профессору Берлинского университета В. Бангу. А. И. Катанова в письме от 7 декабря 1926 г. советскому тюркологу С. Е. Малову писала, что летом 1926 г. в Казани доктору Феттиху, уполномоченному Берлинской научной организации, были показаны рукописи Н. Ф. Катанова, из которых им были отобраны «.1) Поездка в Семиречье и Тарбагатай, тексты ч. I и II. 2) Переводы ч. I и II и сколько помню 3) Путешествие по Дзунгарии, Сибири и Туркестану, 520 листов»18.

Издания этих текстов Н. Ф. Катанова, осуществленные в Германии в 1933 и 1943 гг. К. Менгесом, были рецензированы С. Е. Маловым соответственно в 1941 г. и 1951 г. [Советское. 1941, с. 305-306; Известия ... 1951, с. 206 ]. В 1952 г. известный монголовед и алтаист, профессор университета штата Вашингтон Н. Н. Поппе (Poppe Nicholas) (1897-1991), который сыграл свою роль в передаче этих рукописей Н.Ф. Катанова, опубликовал в журнале Harvard Journal of Asiatic Studies свою рецензию на тексты Н. Ф. Катанова, изданные в Германии в 1943 г. [Poppe 1943, р, 523-525].

В 1976 г. в Лейпциге по инициативе известного венгерского академика и тюрколога Георга Хазаи (Hazai Georges), в 1962-1983 гг. профессора Университета Гумбольдта, и под редакцией К. Г. Менгеса тексты Н. Ф. Катанова были переизданы под названием «Народоведческие тексты Восточного Туркестана. Из наследия Н. Ф. Катанова». В своем предисловии к данной книге К. Г. Менгес писал: «Осенью 1973 года доктор Георг Хазаи в письме предложил мне переиздать в Лейпциге через «Центральный букинист» ГДР «Народоведческие тексты Восточного Туркестана», которые я выбрал и обработал из собранных Н. Ф. Катановым в Восточном Туркестане (китайская провинция Синьцзян) обширных материалов. Я с благодарностью принял предложение доктора Хазаи, дал ему, как позже и «Центральному букинисту», свое согласие на переиздание, принимая во внимание тот факт, что первая часть работы вышла в свет в сборнике «Отчеты о заседаниях Прусской Академии наук», раздел Философия - История, том XXXII (1933), и давно находится не в свободном доступе, и те «особые обстоятельства», которые воспрепятствовали опубликованию почти вдвое превосходящей по объему II части в ученых записках Академии, куда эта вторая часть была принята весной 1936 года» [Volkskundliche Texte aus Ost-Tiirkistan

18 Филиал архива Российской академии наук Санкт-Петербург (далее - ФАРАН СПб), ф. 1079, оп. 3, д. 121, л. 2.

1976, р. 2].

К сожалению, наши архивоведческие поиски переданных рукописных текстов дневников в Германии пока не увенчались успехом. Так же, как и писем Н. Ф. Катанова, написанных ряду венгерских тюркологов. В последние годы осуществляются поиск и систематизация архивных материалов о венгерских тюркологах конца XIX - начала XX в., которые провели научные экспедиции в Поволжье и Приуралье (Бернат Мункачи и др.), а также сотрудничали и вели переписку с Н. Ф. Катановым.

Особый интерес представляет многообразное эпистолярное наследие Н. Ф. Катанова. Первые письма, которые он написал своим наставникам, друзьям и коллегам, датируются 1884 г. Переписка продолжалась до его смерти в 1922 г.

Письма дают возможность осветить и оценить многие значимые события в творческой биографии Н. Ф. Катанова, которые оставались долгие годы вне поля зрения многих исследователей, изучавших жизненный путь студента, путешественника и профессора Н. Ф. Катанова.

Их них мы узнаем, например, что отсутствие в Казанском университете и Казанской духовной академии полноценных условий для изучения восточных языков предопределило окончательное решение Н. Ф. Катанова поехать поступать на Восточный факультет Санкт-Петербургского университета [Покровский 1928, с. 247]. В принятии этого решения важную роль сыграли первые наставники будущего ученого - Н. И. Ильминский и В. В. Радлов.

В настоящее время проведены комплексный поиск и систематизация эпистолярного наследия Н. Ф. Катанова, в частности его писем известным российский востоковедам (В. В. Радлову (1837-1918), В. Р. Розену (18491908), К. Г. Залеману (1849-1916), Э. К. Пекарскому (1858-1934), С. Ф. Ольденбургу (1863-1934), В. В. Бартольду (1869-1930) и др.). Эти письма были написаны Н. Катановым учителям и коллегам в период экспедиции и из Казани. Эпистолярное наследие Н. Ф. Катанова сохранилось в архивах Казани, Москвы, Санкт-Петербурга и, возможно, в некоторых европейских странах.

Известны опубликованные письма Н. Ф. Катанова академику В. В. Радлову в период с 17 апреля 1889 г. по 12 ноября 1892 г., написанные в ходе комплексной этнографической и лингвистической экспедиции из основных центров южной полосы Сибири и Восточного Туркестана. В сентябре 1893 г. в своем предисловии к изданию этих писем путешественника Н. Ф. Катанова его учитель В. В. Радлов отмечал, что в них «немало сведений, новых и интересных для этнографии и туркологии» (тюркологии. - Р. В., Р. В., В. Т.). Основоположник комплексных историко-

этнографических и лингвистических экспедиций второй половины XIX в. в места проживания тюркских народов Сибири В. В. Радлов обращал внимание читателя на то, что письма его ученика «представляют особый интерес потому, что написаны на местах исследований и под свежим впечатлением» [Письма. 1893, с. 1].

В 1890 г. Н. Ф. Катанов в своем письме академику и иранисту К. Г. Залеману писал: «Теперь я занят переписыванием лингвистич[еских] материалов, собранных за время с октября 1889 г. по апрель 1890 г. (у Минус[инских] татар и карагасов). Всего накопилось около 3.000 стран[иц]». В 1892 г. Н. Ф. Катанов также писал В. Р. Розену: «Из Петербурга я поехал в Сев[ерную] Монголию, где исследовал Урянхайское наречие; потом в Вост[очной] Сибири исследовал быт и языки карагасов и минусинских татар; затем в Ср[едней] Азии исследовал быт и языков казак-киргизов и сартов, русских и китайских. Сколько я собрал и представил к печатанию, можете узнать у В. В. Радлова и Н. И. Веселовского». В 1901 г., уже из Казани, он писал Э. К. Пекарскому: «.Я нахожу много сходного с чертами шаманства южно-сиб[ирских] тюрков и урянхайцев Сев[ерной] Монголии, быт, языки и верования которых я исследовал в 1889-1892 годах. Так как Вы вполне научно и основательно занимаетесь якут[ским] яз[ыком], то мне будет весьма приятно принести Вам весною, а может и раньше, в дар мое обширное исследование об урянхайском языке, который, по мнению моему, вместе с карагасским сходен с якутским, а потому мое исследование будет Вам, быть может, не бесполезно и для тюркологии не бесследно, так как Вы можете, глядя на него, многое осветить иначе, ибо Вы стоите у источника, мало исчерпанного, и к тому, чтобы черпать из него, обладаете лучшими средствами, чем многие наши рус[ские] ученые» [Эпистолярное. 2016]. В ближайшие годы планируются подготовка и полное издание всех этих писем Н. Ф. Катанова петербургским востоковедам, сохранившихся в их личных фондах в Санкт-Петербургском филиале Архива РАН. К сожалению, до настоящего времени не обнаружены ответные письма петербургских востоковедов конца XIX - начала XX в.

К сожалению, имеющиеся на современном этапе материалы все еще не позволяют сформировать целостный «академический» образ тюрколога, путешественника и просветителя Н. Ф. Катанова. В целом рукописное наследие российского востоковеда-тюрколога не было напечатано в 1920-е гг. и последующие десятилетия XX в. Существующие публикации, отдающие дань памяти крупному российскому востоковеду, не смогли отразить наиболее существенные результаты его научной деятельности как лингвиста, этнографа, исследователя народного творчества,

нумизмата и путешественника.

Рукописное наследие Н. Ф. Катанова содержит ценнейшие сведения о культурах тюркских народов Восточной Сибири, Семиречья и Синьцзяна. Ввиду отсутствия языкового барьера между исследователем и объектом его исследований ему удалось представить на страницах своих дневников целостный комплекс духовной культуры народов, находившихся на разных стадиях развития материальной цивилизации и принадлежавших к разным конфессиям, от шаманизма до ислама. При этом следует учитывать, что задача создания сколько-нибудь представительного корпуса трудов Н. Ф. Катанова не только не решена, но и чрезвычайно далека от разрешения.

В перспективе предстоит подготовить и опубликовать архивные рукописные материалы Н. Ф. Катанова, в том числе «документы личного происхождения» - дневники и переписку. Это направление изучения наследия Н. Ф. Катанова внесет вклад в оценку состояния, исследовательских идей и итогов развития отечественной тюркологии на рубеже XIX-XX в. Комплексное изучение архивных источников, посвященных опубликованному и рукописному наследию Н. Ф. Катанова, позволяет: во-первых, ввести в научный оборот новые неизвестные материалы отечественных востоковедов и оценить направления их научных и личных связей; во-вторых, осветить и существенно дополнить научную биографию и наследие ученого-тюрколога и просветителя; в-третьих, сохранить и продолжить преемственность в изучении наследия учителей и соратников профессора Н. Ф. Катанова на основе неопубликованных архивных фондов и материалов.

Огромный вклад в лингвистическое и историко-этнографическое изучение Южной Сибири и Восточного Туркестана внес Н. Ф. Катанов. Его рукописные материалы - яркое подтверждение этому и самобытное отражение многогранности и трудолюбия Н. Ф. Катанова в период научного путешествия и его дальнейшей жизни, а также величия и трагизма национальных ученых в истории российской тюркологии на рубеже XIX-XX вв.

На базе опубликованных и рукописных материалов важно изучить феномен личности и наследия Н. Ф. Катанова как одного из выдающихся основоположников современных национальных тюркологических школ России XX-XXI вв.; в целом оценить место исследовательской, педагогической, общественной деятельности Н. Ф. Катанова в истории российского востоковедения и культуры народов многонациональной России. Подготовка и издание академической биографии профессора Н. Ф. Катанова станет продолжением важной гуманитарной и культурной

традиции XIX- нач. XXI вв. Благодарность:

Исследование осуществлено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 20-09-00385.

Литература:

1. Гордлевский 1968 — Гордлевский, В. А. Памяти Н. Ф. Катанова (1862-1922) // Избранные сочинения. - Т. IV. - М., 1968.

2. Катанов 2011 — Катанов, Н. Ф. Очерки Урянхайской земли. Дневник путешествия, исполненного в 1889 году / подг. рукописи, комментарий А. К. Кужугет. - Кызыл, 2011.

3. Катанов 2017 — Катанов, Н. Ф. «Путешествие по Сибири, Дзунгарии и Восточному Туркестану»: Дневник путешествия, совершенного по поручению Императорского Русского Географического Общества в 1890 г. членом-сотрудником оного Н. Ф. Катановым / отв. и науч. ред.: Р. М. Валеев, В. Н. Тугужекова, Д. Е. Мартынов. - Казань, 2017.

4. Образцы.. .1907 — Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. Радло-вым. ч. IX. Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов, собранные и переведенные Н. Ф. Катановым. Тексты. - СПб., 1907.

5. Письма. 1893 — Письма Н. Ф. Катанова из Сибири и Восточного Туркестана. Читано в заседании историко-филологического отделения 9-го января 1890 года. - СПб., 1893.

6. Покровский 1928 — Покровский, И. М. Памяти проф. Н. Ф. Катанова // Известия общества археологии, истории и этнографии. - 1928. - Т. XXXII. - Вып. 2. - С. 247.

7. Самойлович 1941 — Самойлович, А. Памяти Н. Ф. Катанова // Восток. - 1922. - Кн. 1.

8. Советское. 1941 — Советское востоковедение. - 1941. - Т. 2. - С. 305-306.

9. Валеев, Р. М., Тугужекова, В. Н., Чочиева, А.С., Ермилова, В.В., Рябцева, А.М. 2016 — Эпистолярное наследие Н. Ф. Катанова (К 155-летию со дня рождения) / Сост.: Р. М. Валеев, В. Н. Тугужекова, А. С. Чочиева, В. В. Ермилова, А. М. Рябцева. - 2-е изд., доп. - Абакан, 2016.

10. Bazai 1976 — Bazai, G. Kurzes Schriftverzeichnis von К. H. Menges. 1932-1975 // Volkskundliche Texte aus Ost-Tiirkistan. Aus dem Nachlaß von N. Th. Katanov. Hgb. von К. H. Menges. - Leipzig, 1976.

11. Poppe 1943 — Poppe, N. Volkskundliche Texte aus Ost-Tiirkistan II. Aus dem Nachlass von N. Th. Katanov herausgegeben. Als Manuskript ge-druckt. - Berlin, 1943. - 185 p. // Harvard Journal of Asiatic Studies. - Vol. 15, No. 3/4 (Dec., 1952).

12. Volkskundliche.. .1976 — Volkskundliche Texte aus Ost-Tiirkistan. Aus dem Nachlass von N. Th. Katanov. - Leipzig, 1976. - P. 2.

References:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Gordlevsky, V. A. (1968), "Pamyati N.F. Katanova" [In memory of N. F. Katanov (1862-1922)], Selected Works, vol. 4, M. (In Russ.).

2. Katanov, N. F. (2011), "Ocherki Uryanhajskoj zemli. Dnevnik puteshestviya, ispolnennogo v 1889 godu" [Essays on the Uryankhai land. Diary of a Journey Made in 1889], text prep., and commentary by A. K. Kuzhuget, Kyzyl. (In Russ.).

3. Katanov, N. F., (2017), "Puteshestvie po Sibiri, Dzungarii i Vostochnomu Turkestanu: Dnevnik puteshestviya, sovershennogo po porucheniyu Imperatorskogo Russkogo Geograficheskogo Obshchestva v 1890 g. chlenom-sotrudnikom onogo N. F. Katanovym" ["Journey Through Siberia, Dzungaria and Eastern Turkestan": Diary of a Trip Made on Behalf of the Imperial Russian Geographical Society in 1890 by a Member of the Same N. F. Katanov], ed. by R. M. Valeev, V. N. Tuguzhekova, D. E. Martynov, Kazan. (In Russ.).

4. Obrazcy... (1907), "Obrazcy narodnoj literatury tyurkskih plemen, izdannye V. Radlovym. ch. IX. Narechiya uryanhajcev (sojotov), abakanskih tatar i karagasov, sobrannye i perevedennye N. F. Katanovym" [Samples of Folk Literature of the Turkic Tribes Published by V. Radlov. Part 9. Dialects of the Uriankhians (Soyots), Abakan Tatars and Karagas, Collected and Translated by N. F. Katanov] [Texts], St. Petersburg. (In Russ.).

5. Pis'ma... (1893), "Pis'ma N. F. Katanova iz Sibiri i Vostochnogo Turkestana. Chitano v zasedanii

istoriko-filologicheskogo otdeleniya 9-go yanvarya 1890 goda" [Letters From N. F. Katanov From Siberia and East Turkestan. Read at the Meeting of the Historical and Philological Department on January 9, 1890], St. Petersburg. (In Russ.).

6. Pokrovskiy, I. M. (1928), "Pamyati prof. N. F. Katanova" [In honor of N. F. Katanov (18621922)], The Proceedings of the Society of Archeology, History and Ethnography, vol. 32, issue 2, 247 p. (In Russ.).

7. Samoylovich, A. (1922), "Pamyati N. F. Katanova" [In memory of N. F. Katanov (1862-1922)], Vostok, book 1. (In Russ.).

8. "Sovetskoe vostokovedenie" (1941) [Soviet Oriental Studies], vol. 2, p. 305-306. (In Russ.).

9. "Epistolyarnoe nasledie N. F. Katanova (K 155-letiyu so dnya rozhdeniya)" (2016) [Epistolary Heritage of N. F. Katanov (To the 155th Anniversary of His Birth)], Compilers: R. M. Valeev, V. N. Tuguzhekova, A. S. Chochieva, V. V. Ermilova, A. M. Ryabceva, issue 2, Abakan. (In Russ.).

10. Nazai, G. Kurzes Schriftverzeichnis von K. H. Menges. 1932-1975 (1976), Volkskundliche Texte aus Ost-Tiirkistan. Aus dem Nachlaß von N. Th. Katanov. Hgb. von K. H. Menges, Leipzig. (In Germ.).

11. Poppe, N. Volkskundliche Texte aus Ost-Tiirkistan II. Aus dem Nachlass von N. Th. Katanov herausgegeben. Als Manuskript ge-druckt, (1943) Harvard Journal of Asiatic Studies, Berlin, vol. 15, no. 3/4 (Dec., 1952), 185 p. (In Germ.).

12. Volkskundliche Texte aus Ost-Tiirkistan. Aus dem Nachlass von N. Th. Katanov, (1976), Leipzig, p. 2. (In Germ.).

Информация об авторах:

Рамиль М. Валеев, доктор исторических наук, профессор, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия; Россия, Республика Татарстан, 420008, Казань, ул. Кремлевская, д. 18, [email protected].

Роза З. Валеева, кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой, Казанский инновационный университет им. В. Г. Тимирясова, Казань, Россия; Республика Татарстан, 420111, Казань, ул. Московская, д. 42, [email protected].

Валентина Н. Тугужекова, доктор исторических наук, профессор, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова; ведущий научный сотрудник, Южносибирский филиал Института истории и материальной культуры РАН, Абакан, Россия; Россия, Республика Хакасия, 655017, Абакан, проспект Ленина, д. 90, [email protected].

Information about the authors:

Ramil M. Valeev, Dr. of Sci. (History), Professor, Kazan (Volga Region) Federal University, Kazan, Russia; 18 Kremlin str., Kazan, 420008, the Republic of Tatarstan, Russia, [email protected]. Rosa Z. Valeeva, Cand. Of Sci. (Pedagogy), Associate Professor, Department Head, Kazan Innovative University named after V. G. Timiryasov, Kazan, Russia; 42 Moskovskaya str., Kazan, 420111, the Republic of Tatarstan, Russia, [email protected].

Valentina N. Tuguzhekova, Dr. of Sci. (History), Professor, N.F. Katanov Khakass State University, Leading Researcher, South Siberian Branch of the Institute for the History of Material Culture, Russian Academy of Sciences, Abakan, Russia; 90 Leninsky prospect, Abakan, 655017, the Republic of Khakassia, Russia, [email protected].

© Валеев Р. М., Валеева Р. З., Тугужекова В. Н., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.