В нашем журнале начиная с этого номера в рубрике «Обзоры. Рецензии» будут публиковаться обзоры научных сборников, изданных в Казанской консерватории. Предлагаем вниманию читателей обзор сборника Международной научно-практической конференции «Назиб Жиганов и музыкальная культура современности» (Казань. 20 апреля 2011 г.).
Е. В. Порфирьева
Научное приношение к юбилею выдающегося мастера
E. V Porfirieva
The musicological offering to the anniversary of the outstanding Master
ряду изданий, осуществляемых /т^ Казанской консерваторией, зна-__/чительное место занимают научные сборники, опубликованные на основе регулярно проводимых консерваторией научных конференций. Одним из них стал сборник, в котором представлены материалы прошедшей в 2011 году Международной научно-практической конференции «Назиб Жиганов и музыкальная культура современности» (составитель и ответственный
редактор — кандидат искусствоведения, профессор Л. А. Федотова / Казанская консерватория. Казань, 2011).
Проведение этой конференции стало одной из главных юбилейных акций, посвященных 100-летию со дня рождения Назиба Жиганова (1911 — 1988), музыканта, оказавшего огромное влияние на облик татарской музыкальной культуры в ХХ веке. Переоценить вклад Н. Г. Жиганова в развитие музыка-
льной культуры республики невозможно. Автор 8 опер (среди которых имеющие международную известность «Алтынчач» и «Джалиль»), 17 симфоний, 3 балетов, многочисленных произведений других музыкальных жанров, он также был выдающимся музыкально-общественным деятелем. Именно благодаря его усилиям татарская профессиональная музыкальная культура не только достигла масштабных высот, но и во многом послужила примером для других национальных музыкальных культур. Закономерно, что центром торжеств, связанных со знаменательной датой, стала Казанская консерватория, создателем и первым ректором которой был Н. Г. Жиганов, сегодня вуз носит имя выдающегося музыканта.
Состав участников конференции был весьма представительным. В ней приняли участие преподаватели вузов, средних специальных учебных заведений, ДМШ, члены творческих союзов, научные сотрудники музеев из Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Уфы, Ижевска, Йошкар-Олы, а также Казахстана и Германии. Среди докладчиков - авторитетные ученые, музыковеды, педагоги и исполнители: доктора искусствоведения Е. Б. Долинская (Москва), Е. К. Карелина (Кызыл), А. Л. Маклыгин, Л. В. Бражник, З. Н. Сайдашева (Казань); доктор филологических наук, академик Академии наук Республики Татарстан М. З. Закиев; кандидаты искусствоведения Т. А. Алмазова, Д. Р. Загидуллина, Ш. Х. Монасыпов, З. Я. Са-лехова, В. М. Спиридонова, М. П. Файзулаева, Д. Ф. Хайрутдинова (Казань), А. Д. Хасаншин (Уфа), А. К. Омарова (Казахстан) и другие. Практически на конференции собралась большая часть ученых, занимающихся изучением творческой деятельности Жиганова, поэтому по результатам ее можно судить о том, какие аспекты его деятельности и творчества сегодня наиболее интересны для исследователей.
В докладах, прозвучавших на конференции, был широко представлен весь спектр многообразной творческой деятельности Жиганова. Творчество Жиганова, музыкально-общественная деятельность, его роль в
развитии многонациональной российской культуры, в становлении системы профессионального музыкального образования — вот вопросы, которые были наиболее объемно рассмотрены на конференции. Соответственно, все это нашло отражение в тематике и структуре научного сборника: два его раздела — «К изучению наследия Н. Жиганова» и «Жиганов и время» — концентрированно отражают главные проблемы современного изучения деятельности и творчества композитора.
Вопросы, касающиеся разных аспектов творчества Жиганова, составили наиболее масштабный раздел сборника. Как известно, этот композитор вошел в историю музыки прежде всего как автор произведений крупных форм, таких как опера и симфония. Оперные и симфонические творения Жиганова, естественно, составили главный предмет рассмотрения в материалах конференции. Так, преподаватель Нижнекамского колледжа им. С. Сайдашева Л. Ф. Васильева в статье «Формирование ла-домелодического и гармонического мышления Назиба Жиганова в опере „Качкын"» обращается к первой опере Жиганова. Останавливаясь на начальном этапе становления музыкального языка композитора, она сосредотачивается на выявлении индивидуальных особенностей и многочисленных находок молодого композитора, со временем ставших характерными для татарской профессиональной музыки.
В статье доцента Казанской консерватории Д. Р. Загидуллиной «Оркестровые принципы симфонического творчества Н. Жиганова» анализируется обширный арсенал оркестровых приемов в симфонических произведениях композитора, особая система отбора известных европейских средств оркестровки и их своеобразное «национальное преломление». Несомненный интерес представляют и приведенные в статье высказывания Жиганова — крупнейшего татарского симфониста, содержащие его мысли по разным вопросам оркестрового письма.
Характерной особенностью сборника стало и заметное расширение круга областей твор-
Е. Порфирьева. Научное приношение к юбилею выдающегося мастера
73
чества, заинтересовавших исследователей с точки зрения проявления индивидуального стиля композитора. Так, в центре внимания ряда докладчиков был музыкальный язык вокальных произведений Н. Жиганова. К примеру, в статье профессора Казанской консерватории Л. В. Бражник «Неизвестный Жиганов: вокальные произведения, оставшиеся в рукописях» объектом осмысления стали ранее неизвестные вокальные сочинения композитора (как выяснилось, из 78 созданных им вокальных произведений 41 — не издано). Относящиеся главным образом к раннему периоду творчества, они уже отмечены особенностями, характерными для зрелого стиля Жиганова. Рассмотрение неизданных вокальных сочинений композитора в контексте традиций, заложенных в татарской музыке С. Габаши и С. Сайдашевым, существенно дополнило представление о музыкальном мире Жиганова.
Следует заметить, что большие возможности для изучения творческого процесса Жиганова сегодня дает знакомство с различными неопубликованными источниками, многие из которых хранятся в архиве Музея композитора Н. Г. Жиганова. Перспективность такого рода исследования наглядно демонстрирует статья доцента Казанского федерального университета Д. Ф. Хайрутдиновой «Автографы балетной дилогии „Две легенды" Н. Жиганова как источник изучения творческого процесса», в которой на основе текстологического анализа черновых рукописей балета «Две легенды» детально прослеживаются основные этапы работы Жиганова над созданием музыки балетной дилогии.
В статье В. М. Спиридоновой «Детская фортепианная музыка Назиба Жиганова и авторские исполнительские рекомендации» эта достаточно обширная область фортепианной музыки предстала в параллелях с высказываниями композитора об особенностях ее интерпретации, что дало возможность ощутить своеобразие творческих позиций автора, нестандартность его мыслей о специфике национальной традиции.
В статьях раздела «Жиганов и время», пожалуй, наиболее ярко представлена деятельность Жиганова по формированию профессиональной музыкальной культуры (не только татарской, но и других ре спублик Поволжья). Причем акценты были сделаны на анализе незаурядной личности музыканта, таких ее свойств, столь необходимых в эпоху строительства многонациональной советской культуры, как коллективистское мышление, понимание социальной функции собственных культурных проявлений. Понимание того, что Жиганов выступал как репрезентант национальных музыкальных школ, проходило сквозной мыслью через выступления многих докладчиков на конференции и нашло отражение в ряде статей сборника. Рассматривая Жиганова как фактического создателя национального стиля татарской музыки, доцент Уфимской академии искусств А. Д. Хасаншин в статье «Формирование национального стиля татаро-башкирской музыки и Назиб Жиганов» предпринял попытку в полемически заостренной форме осуществить постановку проблемы существования татаро-башкирского национального стиля.
Особо выделялись связи композитора с музыкантами других национальных школ. С этой точки зрения представляет интерес статья профессора Казахской консерватории А. К. Омаровой «Н. Г. Жиганов и композиторы Казахстана: творческие контакты и параллели», в которой сообщаются интересные данные о разносторонних творческих связях Жиганова с композиторами этой республики. В статье доцента Тывинского университета Е. К. Карелиной «Алексей Чыргал-оол в Казанской консерватории (Рождение классика тувинской национальной музыки)» рельефно рассмотрено воздействие Жиганова на становление творческой личности А. Чыргал-оола, на примере которого было наглядно представлено умение Жиганова увидеть перспективу развития творческой личности в приходящих в Казанскую консерваторию подчас плохо обученных абитуриентах-композиторах из глубинки. Можно отметить и еще одну сквозную
мысль, прозвучавшую в выступлениях представителей различных национальных школ. Она заключалась в том, что через музыку Жиганова музыканты других национальных школ знакомились с татарской музыкальной культурой и от общения с ней получали заряд творческой энергии. Не менее четко звучала и мысль о том, что творческие контакты Жиганова с музыкантами разных национальностей на протяжении десятилетий были важным фактором обогащения и взаимовлияния музыкальных культур.
Немалый интерес сегодня представляет и изучение жизненной и творческой биографии композитора, есть немало «белых пятен», связанных прежде всего с ранним периодом его жизни (что понятно, поскольку это было время великих потрясений, войн и революций, и сохранение документальных материалов, очевидно, не являлось приоритетом). Интересные с этой точки зрения данные содержатся в статье сотрудника Музея композитора Н. Г. Жиганова Л. Р. Апаковой «Творческий союз Джаляля Садрижиганова и Назиба Жиганова в документальных источниках коллекции Музея композитора Н. Г. Жиганова», сосредоточившей свое внимание на творческих контактах Жиганова с братом, известным татарским дирижером Дж. Садрижигановым. Для понимания особенностей творческого становления Жиганова важны были материалы, содержащиеся в статье профессора Московской консерватории Е. Б. Долинской «К 100-летию Назиба Жиганова.
Избранные страницы из летописи Московской консерватории», посвященной событиям истории Московской консерватории тридцатых годов ХХ века, времени, когда ее студентом был Н. Жиганов. Закономерно, что эти статьи были основаны на изучении документальных материалов.
Научный сборник материалов о Назибе Жиганове обозначил целый ряд аспектов, мало разработанных к сегодняшнему дню, но весьма важных для осмысления роли Жиганова в строительстве татарской советской музыкальной культуры и понимания многогранности его личности. К таковым можно отнести, например, изучение эпистолярного наследия композитора, при обращении к которому, как показывают опубликованные материалы, высвечивается его замечательный литературный дар и неординарные человеческие качества. Свидетельством этого может служить статья А. Г. Егорова, научного сотрудника Музея Жиганова, внука композитора, «Письма Н. Г. Жиганова к дочери Светлане — важный источник изучения общественно-музыкальной деятельности композитора».
В целом, можно сказать, что материалы, собранные в сборнике «Назиб Жиганов и музыкальная культура современности», существенно расширили наше представление о личности и творчестве композитора и выявили те направления, которые интересны и перспективны для исследователей в настоящее время.