Научная статья на тему 'НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ КАК ОПРЕДЕЛЁННЫЙ ТИП ЦЕЛОСТНОГО ЗНАНИЯ'

НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ КАК ОПРЕДЕЛЁННЫЙ ТИП ЦЕЛОСТНОГО ЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
14
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир инноваций
Область наук
Ключевые слова
ЦЕЛОСТНОСТЬ / НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ / СИСТЕМАТИЗАЦИЯ / ЦЕЛОСТНАЯ СИСТЕМА / ЛОГИЧЕСКАЯ ФОРМА МЫШЛЕНИЯ / ПРОСТРАНСТВО / НАУЧНАЯ ТЕОРИЯ / ГЕНЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ХИМИЧЕСКАЯ СВЯЗЬ / INTEGRITY / SCIENTIFIC CONCEPT / SYSTEMATIZATION / INTEGRAL SYSTEM / LOGICAL FORM OF THINKING / SPACE / SCIENTIFIC THEORY / GENETIC ASPECT / CHEMICAL CONNECTION

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Доронина М.В.

В данной статье исследуются общие задачи теоретического преобразования биологии путем синтеза представлений и использования свойства интегративности исследуемого предмета. Изучаются предпосылки и причины процесса объединения биологии и возможные пути и последствия теоретизации современной биологической науки. Отмечается, что целостность отображения объекта важнейшая гносеологическая особенность понятия, без которого нельзя выяснить его природу. Прорабатывается вопрос физикализации биологии и степень экспансии физики в науку о живом. Проанализирован вопрос использования научного понятия как целостной структуры, в частности, биологических объектов и в общем понимании, синтезирующего в себе различные стороны изучаемого объекта. Рассматривается преимущество внедрения физики в биологию по сравнению с другими науками. Автором также акцентирует внимание и на отрицательных моментах данного союза. В заключении делается вывод о методологических отличиях подобных слияний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SCIENTIFIC CONCEPT AS A CERTAIN TYPE OF HOLISTIC KNOWLEDGE

This article examines the general tasks of theoretical transformation of biology by synthesizing representations and using the integrativity property of the subject under study. The prerequisites and causes of the process of unification of biology and possible ways and consequences of the theorization of modern biological science are studied. It is noted that the integrity of the object display is the most important epistemological feature of the concept, without which it is impossible to find out its nature. The issue of the physicalization of biology and the degree of expansion of physics into the science of life is being studied. The article analyzes the issue of using the scientific concept as an integral structure, in particular, biological objects and in a general sense, synthesizing various aspects of the studied object. The advantage of introducing physics into biology in comparison with other sciences is considered. The author also focuses on the negative aspects of this union. In conclusion, the conclusion is made about the methodological differences of such mergers.

Текст научной работы на тему «НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ КАК ОПРЕДЕЛЁННЫЙ ТИП ЦЕЛОСТНОГО ЗНАНИЯ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 57.011 статья поступила 01.12.2023

М.В. Доронина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень

НАУЧНОЕ ПОНЯТИЕ КАК ОПРЕДЕЛЁННЫЙ ТИП ЦЕЛОСТНОГО ЗНАНИЯ

В данной статье исследуются общие задачи теоретического преобразования биологии путем синтеза представлений и использования свойства интегративности исследуемого предмета. Изучаются предпосылки и причины процесса объединения биологии и возможные пути и последствия теоретизации современной биологической науки. Отмечается, что целостность отображения объекта - важнейшая гносеологическая особенность понятия, без которого нельзя выяснить его природу. Прорабатывается вопрос фи-зикализации биологии и степень экспансии физики в науку о живом. Проанализирован вопрос использования научного понятия как целостной структуры, в частности, биологических объектов и в общем понимании, синтезирующего в себе различные стороны изучаемого объекта. Рассматривается преимущество внедрения физики в биологию по сравнению с другими науками. Автором также акцентирует внимание и на отрицательных моментах данного союза. В заключении делается вывод о методологических отличиях подобных слияний.

Ключевые слова: целостность, научное понятие, систематизация, целостная система, логическая форма мышления, пространство, научная теория, генетический аспект, химическая связь.

M.V. Doronina,

Northern Trans-Ural State Agricultural University

SCIENTIFIC CONCEPT AS A CERTAIN TYPE OF HOLISTIC KNOWLEDGE

This article examines the general tasks of theoretical transformation of biology by synthesizing representations and using the integrativity property of the subject under study. The prerequisites and causes of the process of unification of biology and possible ways and consequences of the theorization of modern biological science are studied. It is noted that the integrity of the object display is the most important epistemological feature of the concept, without which it is impossible to find out its nature. The issue of the physicalization of biology and the degree of expansion of physics into the science of life is being studied. The article analyzes the issue of using the scientific concept as an integral structure, in particular, biological objects and in a general sense, synthesizing various aspects of the studied object. The advantage of introducing physics into biology in comparison with other sciences is considered. The author also focuses on the negative aspects of this union. In conclusion, the conclusion is made about the methodological differences of such mergers.

Key words: integrity, scientific concept, systematization, integral system, logical form of thinking, space, scientific theory, genetic aspect, chemical connection.

Целостность отображения предмета в мышлении является его важнейшей гносеологической особенностью. Целое должно быть в представлении исследователя для того, чтобы он мог вести анализ в направлении, в котором не утрачивается специфика этого

целого. Целостность достигается на основе синтеза результатов исследования в научную систему знания.

Не всякая система знания позволяет отразить предмет в целом, а только так называемая целостная система. Она активно воздействует на компоненты, из которых она образована и, преобразует их соответственно собственной природе. Благодаря свойству ин-тегративности целостность характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям, но возникающими в результате их взаимодействия в определённой системе связи. Научное понятие - это результат интеграции его значения, выражаемого в его различных определениях.

В современной философской литературе можно встретить следующие отличительные признаки понятия: 1) понятие отражает объективно общее; 2) понятие отражает сущность, существенные признаки предметов; 3) понятие является общим для людей, имеющих различные представления; 4) понятие фиксируется в словах; 5) понятие не наглядно. Конечно, этими особенностями обладают и другие формы мышления, такие как суждение, научные теории. Специфику понятия раскрывает его основная гносеологическая функция - функция обозначения и замещения класса реальных объектов науки. Отражение в понятии существенно и общесвязано с этой его основной функцией, и только в этой связи само существенно и может быть понято и определено.

Чтобы выполнить функцию замещения, понятие должно быть знанием некоторой совокупности признаков, это совокупность находится в понятии как нечто целостное, как особый предмет. Содержание его представляет собой единое целостное знание о предмете мысли, благодаря чему последний понимается как определённая целостная совокупность признаков. В этом и заключается характерная черта логической формы мышления [4]. Понятие в состоянии передать объективную общность определённого класса предметов тем, что признаки, отображённые в понятии, понимаются как некоторые единства, общность, как один признак, который в свою очередь может быть сопоставлен с любым предметом, обладающим такими признаками. Это является качественным своеобразием понятия.

Целостность отображения объекта - важнейшая гносеологическая особенность понятия, без которого нельзя выяснить его природу. Она помогает отличить понятие от представления, которое тоже соотносится с классом объектов. Понятие отличается от общего представления тем, что оно является расчленённым на признаки знания о предмете.

Действительно, в отличие от общего представления в содержании научного понятия понимается некоторая совокупность признаков предмета. Но любое описание предмета также является расчлененным на признаки знанием. Отличие понятия от описания предметов в том, что в понятии рассматривается предмет, составленный из признаков, а не просто совокупность признаков [3].

Выполняя функцию обозначения и замещения в познании, понятие выступает как содержание термина, значениями которого являются понятия, отражающие разные аспекты предмета познания.

Термины - это слова или сочетания слов, значения которых определяются в контексте соответствующей теории или вообще в какой-либо отрасли научного знания. Значение терминов научного языка по своему содержанию совпадает с таким понятием, как значение. Значение указывает в познании на операции, которые возможно осуществлять для получения знания. В этом отношении понятия не тождественны значениям, а играют роль последних в научном познании.

Будучи структурным, дифференциальным внутри себя на различные элементы, научное понятие есть целостность, определённая системность своих элементов. Можно представить научное понятие как систему его знаний, образующих в своей совокупности определённую целостность. Эти значения закрепляются в различных определениях научного понятия, вскрывающих различные стороны, аспекты изучаемого явления. Благодаря син-

тезу данных определений научного понятия в единую систему знания складывается целостная картина об изучаемом предмете, отражающая в форме понятия соответствующий уровень познания сущности предмета. Например, понятие пространства, входя в теоретические системы наук, меняет при этом своё содержание, следовательно, и значение становится понятием всё в большей степени общности по мере отражения всего большого многообразия связей. Например, в математике мы имеем дело с понятием пространства, значение которого раскрывается как множество элементов, для которых определено отношение бесконечной близости, расстояние между элементами и т.д. В физике пространство понимается как общая координация материальных объектов и их состояний. Эти определения обобщаются в диалектическом понимании пространства как формы существования материи [2].

Стремление выразить полное, всестороннее, целостное понимание изучаемого предмета в научном понятии через систематизацию его различных определений отражает процесс бесконечного приближения мыслей к объекту. Анализ целостного понятия в чистом виде - это анализ его как системы элементов. В качестве этих понятий элементов берутся не многообразные значения данного понятия, входящего в описание предмета познания.

Важное значение в понимании природы понятия как определённого типа целостного знания принадлежит также его соотношению с научной теорией. Подход к теории как определённой форме систематизации знания позволяет представить её в качестве целостной системы понятий, относящихся к одной предметной области.

Отмечается, что некоторая общность гносеологической природы понятий и теории состоит в том, что развитое, богатое содержанием научное понятие имеет обычно несколько определений и развивается в определённую совокупность понятий. Чтобы понять совокупность понятий как теории, нужно обратить внимание на их единство, а чтобы в понятии увидеть теорию, надо развернуть его как многообразие понятий.

Есть одна из сложившихся форм движения мышления, которое по своему содержанию, по своей форме, по существу совпадает с такой гносеологической формой, как теория. Развитие теории предмета и представляет собой выработку действительно научного понятия предмета [1]. Безусловно, понятие аккумулирует в какой-то степени те существенные свойства и связи предметов, которые устанавливает теория. Но, во-первых, не полностью, потому что содержание теории шире и богаче содержания понятия. Во-вторых, объяснение некоторой совокупности фактов, что является функцией теории, на понятие не распространяется. В-третьих, научное понятие есть особое образование в системе научного знания, имеющее свою структуру и выполняющее определенную функцию.

Диалектическое единство научной теории и входящих в неё понятий проявляется в следующем: во-первых, понятие отражает действительность не само по себе, а только через научную систему, которой оно является. Только в научной системе в результате диалектического синтеза её элементов достигаются новые знания. Во-вторых, научная система опирается на научные понятия как свои элементы, в которых отражаются и закрепляются эмпирические данные. В-третьих, понятие как элемент определённой теоретической системы имеет в ней вполне определенное значение. В результате интеграции в своих знания в разных теоретических системах понятие предстает как определённый тип целостного знания.

Таким образом значение научного понятия является функцией теоретической системы, элементом которой оно является.

При вхождении научного понятия в определённую теоретическую систему происходит частичное изменение его значения, которое можно объяснить как отражение нового ряда существенных признаков, изучение данной теории. Только в рамках определённой теоретической системы, выполняя определённую функцию, понятие приобретает и определённое значение. При этом не только содержание понятия зависит от глубины тео-

рии, но и сама действительность теории определяется определённостью теории и совершенством её понятийного аппарата [7].

Научное понятие как целостная система знания имеет специфический характер по сравнению с категориальной структурой и научной теорией, и исключает возможность как их отождествления, так и абсолютного постановления.

Диалектический подход к научному понятию позволяет рассматривать его как развивающуюся систему научного знания. Развитие научного понятия как определённого типа целостного знания можно раскрыть через преобразованные системы его значений. Можно выделить актуальный и генетический аспекты развития научного понятия. В актуальном аспекте развитие понятия раскрывается как интеграция его значений, имеющая место в комплексе научных дисциплин, теории, образующих данную науку. В генетическом аспекте -как интеграция его значений в различных, исторически сменяющих друг друга научных теориях. Например, можно рассмотреть преобразование системы значений научного понятия на примере понятия «химическая связь». Во всех химических дисциплинах понятие химической связи выражается в самом общем смысле, - это взаимодействие атомов, обуславливающее их соединение в молекулы простых и сложных веществ и присутствующее в качестве основного понятия каждой химической дисциплины [5]. Такой «сквозной» характер понятия «химическая связь» позволяет рассмотреть его как определенную целостность, в качестве элементов которой выступают частные значения этого понятия, раскрывающие различные особенности изучаемого явления. Каждое частное значение, то есть определённый тип химической связи, отражает какое-либо одно существенное свойство структуры взаимодействия атомов, тогда как общее, целостное понятие связи, взятое как интеграция своих значений, характеризует существенные свойства взаимодействия атомов, взятых в их единстве целостности [6].

Так как целостное понятие химической связи отражает не один, а многие аспекты отношения атомов, то нельзя свести его содержание к какому-либо одному типу химической связи (ионная, ковалентная, водородная, металлическая и т.д.), то есть воспроизведение конкретного как единства многообразных определений. В генетическом плане преобразование значений научного понятия об изучаемом объекте в процессе развития науки находит отражение в исторической смене определений научных понятий, в которых закрепляются их различные значения. Это позволяет рассматривать научные понятия как определённый тип целостного знания, элементами которого выступают теоретически сменяющие друг друга определения научных понятий. Данный процесс обозначает, что исторические значения научных понятий не возникают и не существуют изолированно друг от друга, а выступают как элементы определённых теоретических конструкций. Их история - это история смены одних теоретических концепций другими, представляющая естественно-исторический процесс теоретического воспроизведения объекта как целого и находящая отражение в эволюции научного понятия как определённого типа целостного знания.

Поэтому развитие понятия «химическая связь» можно представить как смену его исторических определений, связанных с изменениями теоретических представлений в химии. Согласно современным представлениям, химическая связь возникает между двумя атомами, когда связующая атомы сила настолько велика, что приводит к образованию достаточно устойчивого агрегата, чтобы обеспечить его существование в виде частицы.

Таким образом, в смене исторических определений понятия химической связи, аккумулирующего основное содержание теории химической связи, отражается смена теоретических представлений. В заключение надо отметить, что целостность отображения предмета в мышлении с помощью научного понятия достигается на основе синтеза его определений в единую систему знания.

Библиографический список

1. Актуальные вопросы современного математического образования : монография / Ю. С. Токарева, Н. В. Кононенко, Л. В. Васяк [и др.] ; под редакцией Ю. С. Токаревой, Н. В. Кононенко. - Чита : ЗабГУ, 2021. - 191 с. - Текст : непосредственный.

2. Доронина, М. В. О методологическом значении системного подхода в биологии / М. В. Доронина. - Текст: непосредственный // Астраханский вестник экологического образования. - 2022. - № 2 (68). - С. 122-125.

3. Доронина, М. В. Методология науки: становление, системность, основания, функции / М. В. Доронина, В. И. Табуркин. - Тюмень : Бюро+, 2019. - 148 с. - Текст : непосредственный.

4. Лебедев, С. А. Научная деятельность. Основные понятия : монография / С. А. Лебедев. - Москва : Проспект, 2021. - 136 с. - Текст : непосредственный.

5. Лебедев, С. А. Философия и методология науки : монография / С. А. Лебедев. -Москва : Академический Проект, 2021. - 626 с. - Текст : непосредственный.

6. Методология организации научно-исследовательской деятельности. Коммерциализация и управление интеллектуальной собственностью : учебное пособие / составители В. В. Кондратьев, И. В. Вишнякова. - Казань : КНИТУ, 2022. - 172 с. - Текст : непосредственный.

7. Теремов, А. В. Методология исследовательской деятельности в образовании : учебное пособие / А. В. Теремов. - Москва : МПГУ, 2018. - 112 с. - Текст : непосредственный.

References

1. Aktual'nye voprosy sovremennogo matematicheskogo obrazovaniya : monografiya / YU. S. Tokareva, N. V. Kononenko, L. V. Vasyak [i dr.] ; pod redakciej YU. S. Tokarevoj, N. V. Kononenko. - CHita : ZabGU, 2021. - 191 s. - Tekst : neposredstvennyj.

2. Doronina, M. V. O metodologicheskom znachenii sistemnogo podhoda v biologii / M. V. Doronina. - Tekst: neposredstvennyj // Astrahanskij vestnik ekologicheskogo obrazovaniya. - 2022. - № 2 (68). - S. 122-125.

3. Doronina, M. V. Metodologiya nauki: stanovlenie, sistemnost', osnovaniya, funkcii / M. V. Doronina, V. I. Taburkin. - Tyumen' : Byuro+, 2019. - 148 s. - Tekst : neposredstvennyj.

4. Lebedev, S. A. Nauchnaya deyatel'nost'. Osnovnye ponyatiya : monografiya / S. A. Lebedev. - Moskva : Prospekt, 2021. - 136 s. - Tekst : neposredstvennyj.

5. Lebedev, S. A. Filosofiya i metodologiya nauki : monografiya / S. A. Lebedev. - Moskva : Akademicheskij Proekt, 2021. - 626 s. - Tekst : neposredstvennyj.

6. Metodologiya organizacii nauchno-issledovatel'skoj deyatel'nosti. Kommercializaciya i upravlenie intellektual'noj sobstvennost'yu : uchebnoe posobie / sostaviteli V. V. Kondrat'ev, I. V. Vishnyakova. - Kazan' : KNITU, 2022. - 172 s. - Tekst : neposredstvennyj.

7. Teremov, A. V. Metodologiya issledovatel'skoj deyatel'nosti v obrazovanii : uchebnoe posobie / A. V. Teremov. - Moskva : MPGU, 2018. - 112 s. - Tekst : neposredstvennyj.

Контактная информация:

Доронина Марина Вячеславовна. E-mail: bio-farm24@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.