Научная статья на тему 'МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ В БИОЛОГИИ'

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ В БИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
26
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир инноваций
Область наук
Ключевые слова
МЕТОДЫ / МЕТОДОЛОГИЯ НАУКИ / ЛОГИКО-ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ / СИСТЕМНО-СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ / ТЕОРИЯ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ / СООТНОШЕНИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО И ЭМПИРИЧЕСКОГО / METHODS / METHODOLOGY OF SCIENCE / LOGICAL-EPISTEMOLOGICAL AND METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF RESEARCH / EVOLUTIONARY TEACHING / SYSTEM-STRUCTURAL ANALYSIS / THEORY OF BIOLOGICAL ORGANIZATION / PHILOSOPHICAL CATEGORIES / CORRELATION OF THEORETICAL AND EMPIRICAL

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Доронина М.В., Волкова Е.А.

В предложенной статье характеризуются методологические принципы познания предмета биологии. Анализируется специфика научного знания, отвечающая за методы исследования, приемы и средства изучения, благодаря которым возводится теоретический каркас и ведется разработка научных проблем. Отмечается преемственность методологической базы «точных наук», которые становятся все более открытыми системами в силу своего развития. Подчеркивается значение биологических наук как единого и целого научного комплекса, благодаря которому выравниваются отдельные отрасли. Основная методологическая роль на современном этапе остается за теорией эволюции, которая сегодня решает уже и вопросы адаптации организмов, и занимается поиском оснований для межгрупповых объединений различных видов животного и растительного мира. Авторы отмечают, что возникающие методологические трудности способствуют синтезированию познавательного процесса и увеличивают степень понимания разноуровневого подхода при изучении различных биологических закономерностей. В заключении делается акцент на генетическом определении объектов, где логическое и историческое имеет форму взаимообусловленности и сосуществования в методологическом аспекте понимания биологической составляющей как основы для познания существующего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF COGNITION IN BIOLOGY

The proposed article characterizes the methodological principles of cognition of the subject of biology. The article analyzes the specifics of scientific knowledge responsible for research methods, techniques and means of study, thanks to which a theoretical framework is being built and scientific problems are being developed. The continuity of the methodological base of the "exact sciences" is noted, which are becoming more and more open systems due to their development. The importance of biological sciences as a single and whole scientific complex is emphasized, thanks to which individual branches are aligned. The main methodological role at the present stage remains for the theory of evolution, which today already solves the issues of adaptation of organisms, and is searching for grounds for intergroup associations of various species of the animal and plant world. The authors note that the emerging methodological difficulties contribute to the synthesis of the cognitive process and increase the degree of understanding of the multi-level approach in the study of various biological patterns. In conclusion, the emphasis is placed on the genetic definition of objects, where the logical and historical have the form of interdependence and coexistence in the methodological aspect of understanding the biological component as the basis for cognition of the existing world.

Текст научной работы на тему «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ В БИОЛОГИИ»

УДК 5.7.1

статья поступила 28.03.2023

М.В. Доронина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,

Е.А. Волкова, аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПОЗНАНИЯ В БИОЛОГИИ

В предложенной статье характеризуются методологические принципы познания предмета биологии. Анализируется специфика научного знания, отвечающая за методы исследования, приемы и средства изучения, благодаря которым возводится теоретический каркас и ведется разработка научных проблем. Отмечается преемственность мето-

дологической базы «точных наук», которые становятся все более открытыми системами в силу своего развития. Подчеркивается значение биологических наук как единого и целого научного комплекса, благодаря которому выравниваются отдельные отрасли. Основная методологическая роль на современном этапе остается за теорией эволюции, которая сегодня решает уже и вопросы адаптации организмов, и занимается поиском оснований для межгрупповых объединений различных видов животного и растительного мира. Авторы отмечают, что возникающие методологические трудности способствуют синтезированию познавательного процесса и увеличивают степень понимания разноуровневого подхода при изучении различных биологических закономерностей. В заключении делается акцент на генетическом определении объектов, где логическое и историческое имеет форму взаимообусловленности и сосуществования в методологическом аспекте понимания биологической составляющей как основы для познания существующего мира.

Ключевые слова: методы, методология науки, логико-гносеологические и методологические принципы исследования, эволюционное учение, системно-структурный анализ, теория биологической организации, философские категории, соотношение теоретического и эмпирического.

M.V. Doronina, E.A. Volkova,

Northern Trans-Ural State Agricultural University

METHODOLOGICAL PRINCIPLES OF COGNITION IN BIOLOGY

The proposed article characterizes the methodological principles of knowledge of the subject of biology. The specificity of scientific knowledge is analyzed, which is responsible for research methods, methods and means of study, thanks to which a theoretical framework is being built and scientific problems are being developed. The continuity of the methodological base of the "exact sciences" is noted, which are becoming more and more open systems due to their development. The importance of the biological sciences as a single and whole scientific complex is emphasized, thanks to which separate branches are aligned. The main methodological role at the present stage remains with the theory of evolution, which today already solves the issues of adaptation of organisms, and searches for grounds for intergroup associations of various species of the animal and plant world. The authors note that the emerging methodological difficulties contribute to the synthesis of the cognitive process and increase the degree of understanding of the multi-level approach in the study of various biological patterns. In conclusion, emphasis is placed on the genetic definition of objects, where the logical and historical have the form of interdependence and coexistence in the methodological aspect of understanding the biological component as the basis for knowing the existing world.

Key words: methods, methodology of science, logical-epistemological and methodological principles of research, evolutionary teaching, system-structural analysis, theory of biological organization, philosophical categories, correlation of theoretical and empirical.

Проблеме соотношения философского и естественно-научного знания в последнее время уделяется всё больше внимания, причём анализ специфики научного знания связан, прежде всего, с конкретным изучением методов исследования, приёмов и средств научного познания, на основе которых ведётся поиск общих принципов построения научных теорий и происходит разработка проблем методологии науки. В развитии современного естествознания всё более заметно взаимовлияние и взаимопроникновение методов и идей различных наук. В биологии, как ни в какой другой науке, мы сталкиваемся с большим разнообразием методов и способов исследования, так как изучение её предмета исторически связано с использованием методов других, более развитых наук, что нашло своё выражение, в частности, в применении количественных приёмов исследования биологических объектов. То есть методы и в какой-то степени результаты, полу-

ченные в «точных науках», переносились в биологию. Кроме того, сложность и многообразие биологических объектов в сравнении с объектами, изучаемыми физикой, химией, астрономией и другими предметами, не могут быть адекватно раскрыты вне использования закономерностей этих наук, без учёта преемственной связи между ними, специфических особенностей каждой из них. Более точное и строгое выражение биологических закономерностей помогает перейти от простого качественного описания к более глубокому пониманию сущности биологических процессов. Применение методов других наук обусловлено также развитием самих этих наук, проникновением их в другую область по сравнению с той, которую они исследовали ранее. Все эти моменты по-своему оказали влияние на специфику формирования биологических предметов и разработку тех проблем методологического характера, которые встречаются в процессе исследования как в пограничных областях, на стыке этих наук, так и в процессе формирования теоретической биологии. На основе добытого методами других наук большого фактического материала, с более общей точки зрения могут быть рассмотрены дальнейшие пути выделения логико-гносеологических и методологических принципов исследования биологических объектов [8].

Биология в настоящее время представляет целый комплекс наук о живой природе, где одни отрасли взаимодополняют другие как в плане соотношения применяемых методов, так и отдельных сторон, свойств, признаков сложных биологических объектов. В свете этих положений постепенно происходит выравнивание её отдельных отраслей по мере развития всего комплекса биологических наук, приходящих на смену преобладанию какой-то отдельной дисциплины. Это объясняется и тем, что успехи в развитии одной из отраслей биологии немедленно сказываются на развитии других её областей.

Так, развитие генетики, например, сначала шло в собственном русле, а проблемы эволюционной теории её не только не интересовали, а считались даже умозрительными. Оказалось позднее, что эволюционная теория получила в связи с развитием генетики дальнейшее обоснование; генетика же в свою очередь зашла на более высокую ступень: стала изучать генетические процессы, протекающие на уровне популяции и других сообществ, а не только на уровне организмов, взаимообусловленность и взаимодополняемость отдельных биологических дисциплин позволяют соединить и связать фрагменты действительности в единую объективную систему, что способствует познанию реальной сложности биологических объектов как единого целого, вскрытию их глубинных механизмов.

Теория эволюции возникла на поздней стадии развития биологического знания и стала её методологической основой. Дальнейшее решение проблем эволюционной теории во многом зависит от создания системы по формированию теоретической биологии. Однако перед эволюционной теорией на современном этапе её развития выдвигаются иные задачи. Например, проблема адаптации, основной вопрос, который заключается в выяснении причин возникновения в растительных или животных организмах конструкций, помогающих успешному выполнению жизненных функций в различных неблагоприятных условиях и даже весьма критичных для размножения организма [6].

Другая проблема современной эволюционной теории - это поиск оснований для объединения организмов в групповые сообщества. Для разрешения поставленных проблем используются методы системного структурного анализа, то есть исследование формирования биологических организмов происходит с позиции системных представлений: это средства информационной теории, концепции игровых практик и даже построение целого ряда моделей [4].

Также увеличивается удельный вес формальных методов исследования, принципов построения математических и логико-гносеологических теорий, логико-математического знания и моделирования. Концепция самоорганизации и организации живого сдвинула вектор внимания ученых на качественных свойствах организации живой материи, утвердив основу теории биологической организации с различными структурными уровнями.

Существующая в окружающей среде иерархичность материальных образований, отмеченная ещё в трудах Аристотеля, Лейбница, Ламарка и других, а впоследствии получившая широкое освещение в биологической и кибернетической литературе, свидетельствует о плавном увеличении организованности процессов эволюции, закономерных взаимопереходах одного уровня живой материи на другой, более высокий, содержащий в себе в явном виде такие закономерности, которым свойственны специфические качественные характеристики, отличные от предыдущих.

Исследования структурно-функциональных механизмов в биологических системах, и, прежде всего, в генетических системах, связаны с проблемой видов и видообразования. Дальнейшее углубление и развитие эволюционной теории зависит от правильного решения указанных проблем в связи с привлечением для этого генетических данных, от выяснения роли приспособительных функций на рядовом уровне, от решения вопросов, связанных с процессами сохранения и воспроизведения устойчивых признаков, так как только ответ на эти вопросы позволяет пролить свет на характер закономерностей закрепления данных признаков в процессе эволюции [5].

Углубленное изучение биологических объектов происходит за счет определенных связей между эволюционной теорией и теорией биологической организации. Благодаря подходу к изучаемой тематике с позиции многосторонности, появляется возможность наметить различные методологические подходы в решении появляющихся научных проблем для исследования различных объектов биологического происхождения. И прежде всего, становится более ясной роль категорий и принципов диалектики, в частности, упомянутая проблема сохранения воспроизведения видовых признаков выступает как связь с более широкой, философской проблемой: движение на основе выделения противоречивых сторон (в том числе как момент движения, изменения и развития) [2]. Выделение видового уровня, то есть исследование не только всех уровней организации живой материи, но и концентрация внимания на основном, главном, позволяет связать закономерности различных уровней в единую систему объективных отношений на основе принципа развития. В связи с этим представляет методологический интерес выделение двух тенденций исследования в современной биологии: исследование объектов в их целостности и вычленение уровня организации путём синтеза закономерностей, возникающих в ходе познания отдельных элементарных процессов жизнедеятельности [3].

Оба эти исследования дают возможность применения различных методов к объектам биологического исследования и формирования знаний об отдельных сторонах объекта биологии. Однако при этом возникают различного рода методологические трудности, тесно связанные между собой в процессе формирования представлений о целостном объекте, важно не столько синтезирование знания о закономерностях различных уровней живой материи, сколько понимание закономерностей перехода от одного уровня с учётом качественной специфичности этих же уровней. В связи с этим ведётся поиск общих биологических принципов, которые позволили бы фиксировать закономерности этого перехода. Эти биологические принципы, связанные прежде всего с идеей развития биофизики и биохимии, позволяют понять определенную структуру или их функцию в организме без предварительного изучения её становления в ходе эволюции. Основная задача биолога-эволюциониста заключается в том, чтобы найти причины, имеющиеся у данного организма, признаков, то есть приспособлений [1].

Вместе с тем обращение к формальным методам исследования, использование математических средств и физических принципов изучения отдельных процессов биологических систем связаны с выбором определенного количества из большего числа переменных, характерных для сложных объектов. Наибольшего успеха получило построение математических моделей, которые связаны с попыткой теоретического воспроизведения объекта с помощью произвольно выбранного исходного объекта.

Для выяснения сущности объекта биологии важны данные исследования не любых систем, а только тех, которые связаны с глубинными свойствами и отношениями. Сущ-

ность объекта определяется не просто суммированием всех добытых в процессе исследования фактов, а определённой их частью или группой фактов, на основе которых выделяются основные закономерности проявления жизненных процессов. Знания об объекте формируются не путём соединения изолированных фрагментов его действительного бытия, а постепенным выявлением существенных, противоречивых сторон исследуемого объекта, то есть путём проникновения в конкретную целостность самого объекта. Следовательно, прослеживание собственной логики его саморазвёртывания, самодвижения, самоизменения бесспорно, а также то, что философские категории фиксируют многовековую практическую деятельность во всей её целостности и приобретают универсальную значимость в научном познании несмотря на уникальный характер феноменов и специфичность отдельных отраслей знаний. Проследить и выявить логическую связь в системе понятий конкретной науки, необходимо, прежде всего, для характеристики тенденций развития этой науки.

Построение теоретической биологии настоятельно требует поиска оснований в системе биологического знания, и это предполагает определение принципов, которые должны быть положены в основу этого поиска. Именно анализ логических предпосылок и принципов построения понятийной системы позволяет наиболее полно выявить внутреннюю структуру становления биологического знания, дальнейшие пути его развития.

Развитие биологии происходило одновременно с рождением и становлением её как науки. При этом эвристическая и познавательная роль понятия биологии в течение времени усиливается и приобретает логико-методологическую функцию. Процесс формирования теории в биологии происходит постепенно, и некоторые понятия данных наук подчёркивают и начинают приобретать смысл лишь после того, как сформулированы для определённой концепции и установлены некоторые принципы.

Сочетание теоретического анализа фактов и критического рассмотрения предшествующей теории, в большем, более широком смысле - единства логико-исторического типа, является двумя неразрывными воспроизводными развитой формы реального объекта, который реализуется в процессе научного исследования методом восхождения от абстрактного к конкретному.

Логико-философский анализ предполагает решение таких методологических проблем как соотношение теоретического и эмпирического, или теории эксперимента, чёткое выделение уровней знания, методов, приёмов и средств исследования, а также типов, видов задач исследования. В этом смысле процесс познания живого может быть понят на основе постепенного перехода от теоретического принципа единства к объяснению многообразия форм проявления этого единства, то есть путём постепенного перехода от теоретического знания к эмпирическому и, наоборот, от эмпирического знания к теоретическому, но уже более глубокому пониманию теории с выявлением противоречий между единством и многообразием форм существования жизни [7].

Более того, исследование процесса построения теоретических систем тесно связано с историей их возникновения, с преемственной связью и эволюцией, на основе которой они появились. Здесь явно обнаруживается и форма движения от сущности к явлениям и от явлений к сущности, приводящая к действительному пониманию предмета. Для определения сущности того или иного явления необходимо показать его место и значимость в составе целого, выразить особенность формы всеобщности. В этом случае определение объекта будет генетическим, а не формально-логическим. Генетическое определение включает моменты логического и исторического, предполагающие взаимосвязь и взаимообусловленность эмпирических форм существования с теоретическим принципом. Дальнейшее развитие этого определения позволит выявить противоречивые моменты исходного, первоначального определения и всеобщую сущность.

Библиографический список

1. Асхаков, С. И. Основы научных исследований : учебное пособие / С. И. Асхаков.

- Карачаевск : КЧГУ, 2020. - 348 с. - Текст : непосредственный.

2. Березуев, Е. А. Философия : учебное пособие / Е. А. Березуев. - Тюмень : ГАУ Северного Зауралья, 2019. - 144 с. - Текст : непосредственный.

3. Доронина, М. В. Природа : системно-философское осмысление / М. В. Доронина, В. И. Табуркин. - Тюмень : Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2017. - 123 с. - Текст : непосредственный.

4. Доронина, М. В. О методологическом значении системного подхода в биологии / М. В. Доронина. - Текст : непосредственный // Астраханский вестник экологического образования. - 2022. - № 2 (68). - С. 122-125. - DOI 10.36698/2304-5957-2022-2-122-125.

5. Захарова, Т. В. Эволюция научного метода и естественнонаучной картины мира : учебное пособие / Т. В. Захарова ; под редакцией В. А. Никитенко. - Москва : РУТ (МИ-ИТ), 2020. - 216 с. - Текст : непосредственный.

6. Методология научных исследований в ветеринарии и зоотехнии / Н. А. Слеса-ренко, И. С. Ларионова, Е. Н. Борхунова [и др.] ; под редакцией Н. А. Слесаренко. - 2-е изд., стер. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 296 с. - Текст : непосредственный.

7. Некрасова, Н. А. История и философия науки : учебник / Н. А. Некрасова, С. И. Некрасов, А. С. Некрасов. - Москва : РУТ (МИИТ), 2020. - 480 с. - Текст : непосредственный.

8. Философские проблемы естествознания : методические указания / составитель Н. Н. Колосова. - Персиановский : Донской ГАУ, 2020. - 51 с. - Текст : непосредственный.

References

1. Askhakov, S. I. Osnovy nauchnyh issledovanij i uchebnoe posobie / S. I. Askhakov. -Karachaevsk i KCHGU, 2020. - 348 s. - Tekst i neposredstvennyj.

2. Berezuev, E. A. Filosofiya i uchebnoe posobie / E. A. Berezuev. - Tyumen' i GAU Severnogo Zaural'ya, 2019. - 144 s. - Tekst i neposredstvennyj.

3. Doronina, M. V. Priroda i sistemno-filosofskoe osmyslenie / M. V. Doronina, V. I. Taburkin. - Tyumen' i Gosudarstvennyj agrarnyj universitet Severnogo Zaural'ya, 2017. - 123 s. - Tekst i neposredstvennyj.

4. Doronina, M. V. O metodologicheskom znachenii sistemnogo podhoda v biologii / M. V. Doronina. - Tekst i neposredstvennyj // Astrahanskij vestnik ekologicheskogo obrazovaniya.

- 2022. - № 2 (68). - S. 122-125. - DOI 10.36698/2304-5957-2022-2-122-125.

5. Zaharova, T. V. Evolyuciya nauchnogo metoda i estestvennonauchnoj kartiny mira i uchebnoe posobie / T. V. Zaharova ; pod redakciej V. A. Nikitenko. - Moskva i RUT (MIIT), 2020. - 216 s. - Tekst i neposredstvennyj.

6. Metodologiya nauchnyh issledovanij v veterinarii i zootekhnii / N. A. Slesarenko, I. S. Larionova, E. N. Borhunova [i dr.] ; pod redakciej N. A. Slesarenko. - 2-e izd., ster. - Sankt-Peterburg i Lan', 2022. - 296 s. - Tekst i neposredstvennyj.

7. Nekrasova, N. A. Istoriya i filosofiya nauki i uchebnik / N. A. Nekrasova, S. I. Nekra-sov, A. S. Nekrasov. - Moskva i RUT (MIIT), 2020. - 480 s. - Tekst i neposredstvennyj.

8. Filosofskie problemy estestvoznaniya i metodicheskie ukazaniya / sostavitel' N. N. Ko-losova. - Persianovskij i Donskoj GAU, 2020. - 51 s. - Tekst i neposredstvennyj.

Контактная информация:

Доронина Марина Вячеславовна. E-maili bio-farm24@yandex.ru Волкова Екатерина Александровна. E-maili volkova.ea@gausz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.