Научная статья на тему 'КАТЕГОРИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИОЛОГИИ'

КАТЕГОРИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
22
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир инноваций
Область наук
Ключевые слова
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ БИОХИМИЯ / ЭВОЛЮЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / КАТЕГОРИЯ ПОТРЕБНОСТИ / БИОЛОГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ РЕАКЦИИ / ВОЛЯ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / МЫШЛЕНИЕ / ВЕРОЯТНОСТНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / FUNCTIONAL BIOCHEMISTRY / EVOLUTIONARY DEVELOPMENT / CATEGORY OF NEED / BIOLOGICAL REGULATION / EMOTIONAL REACTIONS / WILL / VALUE ORIENTATIONS / SOCIAL ENVIRONMENT / PERSONAL QUALITIES / THINKING / PROBABILISTIC FORECASTING

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Доронина М.В.

В статье рассматривается понятие категории потребности с учетом современных тенденций развития науки. Категория потребности выбрана автором благодаря ее универсальности при рассмотрении эволюционного процесса и широкому числу пользователей ее методологического аппарата. Понятие потребности помогает в изучении движущих сил мышления человека и высшей нервной деятельности животных. Автор предлагает при анализе психических явлений и эмоциональных реакций высших биологических организмов опираться прежде всего на изучение потребностей. Кроме того, интересен подход в статье на соотношение потребности к воле, характеризуя последнюю как специфическую потребность. В итоге предлагается строить вероятностное прогнозирование поведения на основе изучения потребностей как генетически закрепленных, так и индивидуально приобретенных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальным наукам , автор научной работы — Доронина М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CATEGORY OF THE NEED FOR PHYSIOLOGY

The article considers the concept of the category of need, taking into account modern trends in the development of science. The category of need was chosen by the author due to its universality when considering the evolutionary process and the wide number of users of its methodological apparatus. The concept of need helps in the study of the driving forces of human thinking and the higher nervous activity of animals. The author suggests, in analyzing mental phenomena and emotional reactions of higher biological organisms, to rely primarily on the study of needs. In addition, the approach in the article to the ratio of need to will is interesting, characterizing the latter as a specific need. As a result, it is proposed to build a probabilistic prediction of behavior based on the study of needs both genetically fixed and individually acquired.

Текст научной работы на тему «КАТЕГОРИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИОЛОГИИ»

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

УДК 5.7.1 статья поступила 20.02.2023

М.В. Доронина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень

КАТЕГОРИЯ ПОТРЕБНОСТИ В ФИЗИОЛОГИИ

В статье рассматривается понятие категории потребности с учетом современных тенденций развития науки. Категория потребности выбрана автором благодаря ее универсальности при рассмотрении эволюционного процесса и широкому числу пользователей ее методологического аппарата. Понятие потребности помогает в изучении движущих сил мышления человека и высшей нервной деятельности животных. Автор предлагает при анализе психических явлений и эмоциональных реакций высших биологических организмов опираться прежде всего на изучение потребностей. Кроме того, интересен подход в статье на соотношение потребности к воле, характеризуя последнюю как специфическую потребность. В итоге предлагается строить вероятностное прогнозирование поведения на основе изучения потребностей как генетически закрепленных, так и индивидуально приобретенных.

Ключевые слова: функциональная биохимия, эволюционное развитие, категория потребности, биологическое регулирование, эмоциональные реакции, воля, ценностные ориентации, социальное окружение, личностные качества, мышление, вероятностное прогнозирование.

M.V. Doronina,

Northern Trans-Ural State Agricultural University

CATEGORY OF THE NEED FOR PHYSIOLOGY

The article considers the concept of the category of need, taking into account modern trends in the development of science. The category of need was chosen by the author due to its universality when considering the evolutionary process and the wide number of users of its methodological apparatus. The concept of need helps in the study of the driving forces of human thinking and the higher nervous activity of animals. The author suggests, in analyzing mental phenomena and emotional reactions of higher biological organisms, to rely primarily on the study of needs. In addition, the approach in the article to the ratio of need to will is interesting, characterizing the latter as a specific need. As a result, it is proposed to build a probabilistic prediction of behavior based on the study of needs both genetically fixed and individually acquired.

Key words: functional biochemistry, evolutionary development, category of need, biological regulation, emotional reactions, will, value orientations, social environment, personal qualities, thinking, probabilistic forecasting.

Тенденция современного этапа развития науки обнаруживает себя весьма в различных, в том числе и научно организационных формах. Здесь много общего, которое заключается в сопоставлении глубинных основ жизнедеятельности: гена, молекулярного взаимодействия, химизма нервных клеток с такими высшими ее проявлениями, как целе-

направленное поведение живых существ, включая социально детерминированное поведение человека.

Почти все прогнозы относительно наиболее существенных достижений науки о мозге эксперты связывают с функциональной биохимией (влияние на память, лечебные курсы нервно-психических расстройств, изменения некоторых черт характера и другие), что имеет очень важное практическое значение.

Все уровни изучения поведения от его молекулярно-генетических основ, через анализ клеточной активности и организации клеточных формирований, до математического анализа закономерностей сложных форм приспособительной деятельности высших животных и человека. Среди универсальных категорий, характеризующих живое на самых разных уровнях эволюционного развития, одно из первых мест бесспорно принадлежит категории потребностей [4]. Проблема потребности в центре внимания целого ряда наук - от общей теоретической биологии, философии природы до физиологии высшей нервной деятельности, социальной психологии, педагогики и т.д. В начале нашего столетия усилия сторонников строгого объективного исследования поведения животных оказались сосредоточены на законах и механизмах биологического регулирования, будь то внут-риорганизменное гомеостатическое поддержание жизненных констант, или пищедобыва-тельные, оборонительные и тому подобные действия, которые рассматриваются в качестве «внешнего контура» саморегулирующего состояния динамического уравновешивания с окружающей средой [2]. Экспериментальные исследования последних лет заставили коренным образом пересмотреть большинство традиционных представлений относительно подлинных мотивов агрессивности животных, исходной самостоятельности исследовательской мотивации как потребности в новизне, иерархических мотивов, формирующих внутренние отношения, тех форм поведения, которые определяются сигналами, исходящими от других особей и т.д.

В области изучения высшей нервной деятельности и психологии человека надо обратить внимание на мышление человека как источник и движущую силу его действий. Признание потребности в качестве главной определяющей причины человеческих поступков представляет величайшее завоевание философской мысли, послужившей началом подлинно научного объяснения целеполагающего поведения в человеческом обществе.

Потребность присутствует и играет определяющую роль во всех основных разновидностях психических явлений интеллектуальных, аффективных и волевых. Мысль, в данном случае, это не последняя инстанция, так как сама мысль рождается не из другой мысли, а из мотивирующей сферы нашего сознания, которая охватывает наши влечения и потребности, наши интересы и побуждения, аффекты и эмоции. Определяющая роль потребностей уже отчётливо выступает в сфере эмоциональных реакций у высших животных, как и у человека, так как эмоции, в сущности, отражают величину и вероятность удовлетворения потребностей в данный момент, а в особенности потребности придают эмоции её качественно специфическую окраску. Возрастание или падение вероятности удовлетворения потребностей по сравнению с ранее имевшимся прогнозом сообщает эмоции её знак, делает эмоциональное состояние отрицательным - минимально-прямым или положительным - максимизирует субъект. Что же касается деления эмоций на биологические низшие и социально детерминированные высшие (интеллектуальные, нравственные, эстетические чувства), такая классификация, далеко не всегда осознаваемая и признаваемая, есть истинная классификация потребностей, весьма разнообразных по их сложности, происхождению и видовой социальности [6].

Также интересен взгляд на отношение между потребностями и волей. Взгляд на волю как на самостоятельную, отличную от потребности, движущую силу поведения является актуальным на сегодня. Чёткие дифференциации между сознанием, действием, мотивациями, эмоциями и волей, а также представление о воле как о психическом явлении впервые появились только на уровне человека, и не имеющей своей естественной

предыстории дочеловеческой эволюции. Это обстоятельство тем более затрудняет оценку воли с позиции физиологии высшей нервной деятельности [5]. К тому же, вместе с тем, имеются основания рассматривать волю как специфическую потребность для преодоления препятствий относительно самостоятельно, без мотива, первоначально инициировавшего поведение.

Воля сегодня вполне может рассматриваться как специфическая потребность в преодолении препятствий и свободной от мотива. Большая роль социально детерминированного сознания волевых поступков человека определяется восприятием преграды, в том числе конкурирующих потребностей как несвободы, что и ведет к активации церебральных механизмов волевого усилия.

Первостепенным по своей важности оказывается вопрос о трансформации потребности общества в личностные установки, в мотивы его поведения. Представление о прямом переходе потребности общества в мотивацию индивидуального поведения его членов путем логического осознания этих потребностей может и не соответствовать действительности. Детерминанты, вытекающие из общественного бытия, опосредованы не индивидуальным сознанием или самосознанием, а не зависимыми от него фундаментальными для психологии явлениями - потребностями, интересами и т.д.

Сегодня уже бесспорен тот факт, что в процессе воспитания человек усваивает ту систему ценностных ориентаций, которые ему предлагает его социальное окружение. Каждое социальное окружение производит и свой отбор совершенно определенных личностных качеств [7]. В зависимости от конкретных условий такими качествами могут оказаться идейная убеждённость, самоотверженность, готовность к борьбе за высокие общественные идеалы или, наоборот, приспособленчество, самосохранение любой ценой, если инстинкты и первичные рефлексы сигнализируют организму о возможности повреждения. Будучи объективным атрибутом, свойством самого отражающего субъекта, потребности получают отражение в сознании эмоции субъекта.

Проблемы в получении точных и объективных сведений о потребностях человека, их иерархическом устройстве, путях происхождения, законов формирования и развития могут стать серьезным препятствием при поиске решений ряда актуальных практических задач. Эта ситуация важна сегодня и для экономики, когда необходимо выбрать и соотнести материальные и моральные стимулы и для обучения, и для воспитания, и для профилактических мероприятий правонарушительного плана. Процесс осознания потребности исключительно сложен, так что многие потребности не осознаются или осознаются с большим трудом. Ускользают от субъекта и явные причины многих эмоциональных реакций, и это обстоятельство делает задачу выявления более трудной для объективного исследования [1].

Важно подчеркнуть в методологическом аспекте, что потребности не могут быть в одном ряду с эмоциями и мышлением, так как они не являются формами отражения действительности, но принадлежат самому материальному субстрату - живому организму -его мозгу, где потребности имеют своё центрально-нервное представительство. Последовательное проведение этой линии рассуждений требует исключения воли из классической триады, объединяющей её с мышлением и эмоциями, так как воля представляет специфическую потребность и не может рассматриваться в качестве одной из форм отражения действительности. Также и сама воля подобно остальным потребностям получает отражение в голове, то есть осознаётся [3].

В настоящее время проблема потребностей у философов, биологов, физиологов, естествоиспытателей выдвигается всё отчетливее в системе изучения поведения высших животных и человека. Способность мозга животных и человека к вероятностному прогнозированию предстоящих событий, в том числе к прогнозированию эффективности своих дел, то есть вероятности достижения цели, является предметом исследования и актуальна на сегодня для естествоиспытателей. Вторичность отражения по сравнению с

первично существующим объектом есть краеугольный камень всей теории отражения и принципиально не может опережать само отражение.

Таким образом, вероятностное прогнозирование строится на базе генетически закреплённого и индивидуально приобретённого опыта и вторично отражает тенденцию обнаруживания себя в процессе фило- и онтогенеза. Данное обстоятельство способствует в немалой степени процессу поиска и теоретического осмысления категории потребности с позиции общенаучной философской методологии.

Библиографический список

1. Байлук, В. В. Самопознание и саморазвитие личности в их взаимосвязи : монография / В. В. Байлук. - Екатеринбург : ЕАСИ, 2019. - 135 с. - Текст : непосредственный.

2. Бурко, Н. В. Психология : учебно-методическое пособие / Н. В. Бурко, М. В. Орехова, Н. И. Шитакова. - Орел : ОрелГАУ, 2021. - 126 с. - Текст : непосредственный.

3. Векилова, С. А. Методологические основы психологии : учебно-методическое пособие / С. А. Векилова, О. В. Рудыхина. - Санкт-Петербург : РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. - 124 с. - Текст : непосредственный.

4. Доронина, М. В. Методология науки : становление, системность, основания, функции / М. В. Доронина, В. И. Табуркин. - Тюмень : Бюро+, 2019. - 148 с. - Текст : непосредственный.

5. Ласукова, Т. В. Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности : учебное пособие / Т. В. Ласукова. - Томск : ТГПУ, 2020. - 244 с. - Текст : непосредственный.

6. Трофимов, А. М. Нервные механизмы высших психических процессов : монография / А. М. Трофимов. - Елец : ЕГУ им. И.А. Бунина, 2020. - 517 с. - Текст : непосредственный.

7. Сердюков, Ю. М. Философские проблемы науки и техники : учебное пособие / Ю. М. Сердюков, О. А. Рудецкий, В. Г. Зангиров, А. М. Шкуркин ; под редакцией Ю. М. Сердюкова. - Хабаровск : ДВГУПС, 2021. - 138 с. - Текст : непосредственный.

References

1. Bajluk, V. V. Samopoznanie i samorazvitie lichnosti v ih vzaimosvyazi : monografiya / V. V. Bajluk. - Ekaterinburg : EASI, 2019. - 135 s. - Tekst : neposredstvennyj.

2. Burko, N. V. Psihologiya : uchebno-metodicheskoe posobie / N. V. Burko, M. V. Ore-khova, N. I. SHitakova. - Orel : OrelGAU, 2021. - 126 s. - Tekst : neposredstvennyj.

3. Vekilova, S. A. Metodologicheskie osnovy psihologii : uchebno-metodicheskoe posobie / S. A. Vekilova, O. V. Rudyhina. - Sankt-Peterburg : RGPU im. A. I. Gercena, 2021. -124 s. - Tekst : neposredstvennyj.

4. Doronina, M. V. Metodologiya nauki : stanovlenie, sistemnost', osnovaniya, funkcii / M. V. Doronina, V. I. Taburkin. - Tyumen' : Byuro+, 2019. - 148 s. - Tekst : neposredstvennyj.

5. Lasukova, T. V. Osnovy nejrofiziologii i vysshej nervnoj deyatel'nosti : uchebnoe posobie / T. V. Lasukova. - Tomsk : TGPU, 2020. - 244 s. - Tekst : neposredstvennyj.

6. Trofimov, A. M. Nervnye mekhanizmy vysshih psihicheskih processov : monografiya / A. M. Trofimov. - Elec : EGU im. I.A. Bunina, 2020. - 517 s. - Tekst : neposredstvennyj.

7. Serdyukov, YU. M. Filosofskie problemy nauki i tekhniki : uchebnoe posobie / YU. M. Serdyukov, O. A. Rudeckij, V. G. Zangirov, A. M. SHkurkin ; pod redakciej YU. M. Serdyuko-va. - Habarovsk : DVGUPS, 2021. - 138 s. - Tekst : neposredstvennyj.

Контактная информация:

Доронина Марина Вячеславовна. E-mail: bio-farm24@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.