Научная статья на тему 'СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА'

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА Текст научной статьи по специальности «Социальные науки»

CC BY
19
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мир инноваций
Область наук
Ключевые слова
ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКАЯ КАРТИНА МИРА / НАУЧНАЯ ПАРАДИГМА / ДИАЛЕКТИЗАЦИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ / СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ТЕХНИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ / НАУЧНОЕ СОЗНАНИЕ / ТЕХНОСФЕРА / ФИЛОСОФСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ / ПРАКТИКА ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН / ОБЫДЕННОЕ СОЗНАНИЕ / TECHNICAL KNOWLEDGE / TECHNICAL PICTURE OF THE WORLD / SCIENTIFIC PARADIGM / DIALECTIFICATION OF SCIENTIFIC AND TECHNICAL KNOWLEDGE / SYSTEMATIC APPROACH TO A TECHNICAL PROBLEM / SCIENTIFIC CONSCIOUSNESS / TECHNOSPHERE / PHILOSOPHICAL JUSTIFICATION / PRACTICE OF TECHNICAL FORECASTING / A PSYCHOLOGICAL PHENOMENON / EVERYDAY CONSCIOUSNESS

Аннотация научной статьи по социальным наукам, автор научной работы — Доронина М.В., Волков В.В.

В данной статье исследуются области технического знания, отвечающие за закономерности строения, функционирования и развития техносферы и использующие их для конструирования, изготовления и эксплуатации техники. Изучаются предпосылки и причины процессов формирования технической картины мира и ее роль в формировании выбора и актуализации технических проблем. Техническая картина мира стимулирует актуализацию новых аспектов традиционных проблем технического знания. Отмечается, что при создании новых поколений научной и технической аппаратуры технологическое знание формируется в результате противоречивых взаимодействий структурных элементов. Прорабатывается вопрос технического прогнозирования, который может сложиться лишь на основе общих представлений о всей техносфере, то есть на основе картины мира. Проанализирован вопрос использования научного понятия как целостной структуры, в частности, технических объектов и в общем понимании, синтезирующего в себе различные стороны изучаемого объекта. Рассматривается техническая модель мира, которая постепенно приобретает характер устойчивого психологического феномена. Автором также делается акцент и на отрицательных моментах данного события. В заключение делается вывод о двойственном характере устойчивости в развитии техносферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ESSENCE AND FUNCTIONS OF THE TECHNICAL PICTURE OF THE WORLD

This article examines the areas of technical knowledge responsible for the patterns of structure, functioning and development of the technosphere and using them for the design, manufacture and operation of equipment. The prerequisites and causes of the processes of forming a technical picture of the world and its role in shaping the choice and actualization of technical problems are studied. The technical picture of the world stimulates the actualization of new aspects of traditional problems of technical knowledge. It is noted that when creating new generations of scientific and technical equipment, technological knowledge is formed as a result of contradictory interactions of structural elements. The issue of technical forecasting is being worked out, which can develop only on the basis of general ideas about the entire technosphere, that is, on the basis of a picture of the world. The article analyzes the issue of using the scientific concept as an integral structure, in particular, technical objects and in a general sense, synthesizing various aspects of the studied object. The technical model of the world is considered, which gradually acquires the character of a stable psychological phenomenon. The author also focuses on the negative aspects of this event. In conclusion, the conclusion is made about the dual nature of sustainability in the development of the technosphere.

Текст научной работы на тему «СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА»

УДК 57.011

статья поступила 08.01.2024

М.В. Доронина, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и социально-гуманитарных наук, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень,

В.В. Волков, аспирант, ФГБОУ ВО «Государственный аграрный университет Северного Зауралья», г. Тюмень

СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА

В данной статье исследуются области технического знания, отвечающие за закономерности строения, функционирования и развития техносферы и использующие их для конструирования, изготовления и эксплуатации техники. Изучаются предпосылки и причины процессов формирования технической картины мира и ее роль в формировании выбора и актуализации технических проблем. Техническая картина мира стимулирует актуализацию новых аспектов традиционных проблем технического знания. Отмечается, что при создании новых поколений научной и технической аппаратуры технологическое знание формируется в результате противоречивых взаимодействий структурных элементов. Прорабатывается вопрос технического прогнозирования, который может сложиться лишь на основе общих представлений о всей техносфере, то есть на основе картины мира. Проанализирован вопрос использования научного понятия как целостной структуры, в частности, технических объектов и в общем понимании, синтезирующего в себе различные стороны изучаемого объекта. Рассматривается техническая модель мира, которая постепенно приобретает характер устойчивого психологического феномена. Автором также делается акцент и на отрицательных моментах данного события. В заключение делается вывод о двойственном характере устойчивости в развитии техносферы.

Ключевые слова: техническое знание, техническая картина мира, научная парадигма, диалектизация научно-технического знания, системный подход к технической проблеме, научное сознание, техносфера, философское обоснование, практика технического прогнозирования, психологический феномен, обыденное сознание.

M.V. Doronina, V.V. Volkov,

Northern Trans-Ural State Agricultural University

THE ESSENCE AND FUNCTIONS OF THE TECHNICAL PICTURE OF THE WORLD

This article examines the areas of technical knowledge responsible for the patterns of structure, functioning and development of the technosphere and using them for the design, manufacture and operation of equipment. The prerequisites and causes of the processes of forming a technical picture of the world and its role in shaping the choice and actualization of technical problems are studied. The technical picture of the world stimulates the actualization of new aspects of traditional problems of technical knowledge. It is noted that when creating new generations of scientific and technical equipment, technological knowledge is formed as a result of contradictory interactions of structural elements. The issue of technical forecasting is being worked out, which can develop only on the basis of general ideas about the entire technosphere, that is, on the basis of a picture of the world. The article analyzes the issue of using the scientific concept as an integral structure, in particular, technical objects and in a general sense, synthesizing various aspects of the studied object. The technical model of the world is considered, which gradually acquires the character of a stable psychological phenomenon. The author also focuses on the negative aspects of this event. In conclusion, the conclusion is made about the dual nature of sustainability in the development of the technosphere.

Key words: technical knowledge, technical picture of the world, scientific paradigm, dialectification of scientific and technical knowledge, systematic approach to a technical problem, scientific consciousness, technosphere, philosophical justification, practice of technical forecasting, a psychological phenomenon, everyday consciousness.

В основе функционирования и развития техники лежат изученные объективно истинные законы природы и общества, которые человек трансформирует в технические законы. Техническое знание - это область научного знания, изучающая закономерности строения, функционирования и развития техносферы и использующая их для конструирования, изготовления и эксплуатации техники.

Развитие научного и технического знания, как и вообще любая духовная материальная деятельность человека, осуществляется в условиях преодоления проблемных ситуаций. В определённом отношении вся жизнь и деятельность общества представляет собой диалектический процесс формирования и разрешения проблем различного онтологического происхождения [4]. Там, где проблемность является атрибутом человеческой деятельности, она находит свое выражение во всех её структурных элементах (цели, средства, результаты и т.д.). Поэтому основание для выдвижения тезиса существования проблемной подсистемы научного и технического прогресса рассматривается как предпосылка и результат познавательной практической деятельности людей.

В развитии технического знания и, прежде всего, в обосновании его истинности ведущую роль играет техническая картина мира, которая есть система исходных концептуальных принципов и понятий, связанных с наглядными образами, дающая общее представление о техносфере и служащая теоретическим базисом научного исследования в технических науках.

Техническое знание выполняет функцию описания техносферы. Некоторые технические дисциплины имеют своей целью описание определённых фрагментов технической реальности. Функция описания, выполняемая техническим знанием, находится под контролем технической картины мира. Известно, что ядро современной технической картины мира образует парадигму, связанную с кибернетическим понятием стохастического конечного автомата, которая реализована в теории управления техническими системами [1]. В технической картине мира техносфера представляется как подобие электронно-вычислительной машины или автоматизированная система управления. Также техническое знание выполняет функцию объяснения. Объяснение является одним из видов обоснования. Техническая картина мира играет важную роль в обосновании выбора или актуализации технической проблемы [3].

Именно под влиянием технической картины мира в системотехнике сформировалась основная проблема поиска целесообразности для исследования технических систем. Познание целесообразности поведения этих систем способствует формированию концепции или новой научной парадигмы, составляющей одну из основ технической картины мира. Исходя из этой концепции следует, по-видимому, также оценивать и тенденцию к компланарному развитию двух таких исторически связанных дисциплин, как термодинамика и металловедение. Такая тенденция обусловлена взаимодействием физической и технической картины мира и выступает проявлением диалектизации научно-технического знания.

Техническая картина мира стимулирует актуализацию новых аспектов традиционных проблем технического знания, таких как общетехническая проблема надёжности, проблема помехоустойчивости канала связи (центральная проблема радиотехники), проблема технологичности и охлаждения в конструировании радиоэлектронной аппаратуры и т.д. Последняя из перечисленных проблем выдвигает противоречивые требования к конструкции приборов, что стимулирует поиск компромиссных технических решений. При создании новых поколений научной и технической аппаратуры технологическое знание формируется в результате противоречивых взаимодействий структурных элемен-

тов, и, в частности, при рассмотрении требований к отдельным узлам и системам это предположение может служить одним из свидетельств эвристической перспективности системного подхода в решении технической проблемы [2].

Техническое знание выполняет функцию предвидения, то есть прогнозирования, -функционирование технической картины мира является непременным условием прогнозирования путём развития сложных теоретических систем. Сама теория технического прогнозирования может сложиться лишь на основе общих представлений о всей техносфере, то есть на основе картины мира. Объектами технического прогнозирования являются концепция развития техники, принципы действия технических систем, их основные эксплуатационные параметры, принципиальные конструктивные схемы и структурные решения. Задачи технического прогнозирования включают оценку социально-экономической потребности в новой технике, установление предельных технических возможностей создания новых изделий или систем, формирование параметрических рядов перспективных технических установок и т.д. [5]. Значимость принципов технической картины мира в практике технического прогнозирования возрастает по мере увеличения периода упреждение прогноза.

Технические науки влияют на культуру как опосредованно - через общенаучную картину мира, так и непосредственно - через техническую картину мира, которая интегрируется, включается в культуру нашего времени, становясь общекультурным феноменом. Под этим феноменом мы понимаем явление, присущее всей культуре человечества определённой эпохи, а не культуре в одной лишь социально-экономической формации или одного класса, хотя реальное существование такого феномена различно в разных социально-экономических условиях. Общекультурное значение технической картины мира заключается в том, что она есть специфическое выражение меры соответствия содержания и способов деятельности людей их действительной социально-исторической природе.

Особенностью этой картины является её функционирование на двух уровнях: научного сознания (сознание всего инженерного сообщества) и обыденного сознания. Чтобы терминологически разграничить эти уровни, мы в первом случае будем говорить о научной картине техносферы, во втором - о технической модели мира.

Поскольку техническая картина мира формируется, прежде всего, в сознании инженерного сообщества, то следует выяснить основную причину её возникновения. Она заключается в том, что необходимость скомпенсировать вред, наносимый разделением на фрагменты единой техносферы и обособленным их изучением, то есть дифференциацией технических наук, делает настоятельным выработку целостного представления о техносфере, то есть ее научной картины. Дело заключается, главным образом, не в философской или психологической потребности целостного восприятия техносферы, а в объективной потребности самого технического прогресса, в полноте научного познания многокачественной техносферы, без чего невозможно её дальнейшее развитие и преобразование. Формирование и развитие научной картины мира выступают сегодня непременным условием создания новых и сложных технических систем и особенно при прогнозировании их развития. Сама же теория технического прогнозирования может сложиться лишь на основе общих представлений о всей техносфере. Эти общие представления и есть ничто иное, как её научная картина.

Прогнозирование развития технических систем нуждается в научной картине мира ещё и потому, что оно в принципе не может быть полностью формализовано, каким бы сложным и изощрённым ни казался математический аппарат теории технического прогнозирования. Поэтому выход в сферу знания, где большую роль играют общие и качественные представления, обеспечивающие гибкость человеческого мышления, не только целесообразен, но и необходим.

Научная картина мира с практикой технического прогнозирования особенно отчётливо проявляется в тех ситуациях, где речь идёт о таких будущих технических системах, например, система гибкого автоматизированного производства, для которой ещё со-

здаются научные теории, и предсказания можно осуществлять пока лишь эмпирическими методами [8]. В таких случаях эта картина позволяет строить определенные гипотезы и предвидения.

Картина техносферы, как и всякая картина мира, даёт нам лишь более или менее адекватное, приближённое отображение связи и отношений реальности, то есть имеет только относительно истинный характер. Инженерным сообществом эта картина воспринимается как адекватный образ исследуемой техносферы благодаря её сознательному или несознательному философскому обоснованию. Это позволяет исследователю объективировать абстрактные теоретические модели, включать в культуру нашей эпохи систему эмпирических и теоретических технических знаний, соотнося с научной картиной техносферы, превращая эту систему знаний, хотя и в очень трансформированном виде, в составной компонент мировоззрения.

Выражение «научная картина техносферы» нельзя понимать как одностороннее, лишь как интеграцию обобщённых данных технических наук и философии. Как ни велика роль науки и философии, они не могут являться естественными источниками формирования научной картины техносферы. В картину не всегда могут включаются также некоторые художественные, социальные или атеистические идеи, так как всякая локальная картина мира является духовным продуктом своей эпохи и испытывает на себе воздействие её культуры.

В отличие от всех других локальных картин мира техническая картина складывается и функционирует на уровне обыденного повседневного сознания, где она выступает технической моделью мира. Эта модель отражает действительность в том виде, в каком она непосредственно, эмпирически дана человеку в его практических действиях, повседневной жизнедеятельности и непосредственно включена в повседневное сознание индивида [6].

Таким образом, укореняясь в обыденном сознании, техническая модель мира постепенно приобретает характер устойчивого психологического феномена. Устойчивость эта объективно играет двоякую роль [7]. С одной стороны, она представляет установку или определённый настрой личности, заключающийся в осознании её ценности и значения для повседневной ориентации в окружающей действительности, с другой же стороны, устойчивость в силу чрезмерного акцентирования ценности такой модели выступает так же как предвзятое, предубеждённое отношение к любым попыткам её критического пересмотра, что, несомненно, тормозит прогресс обыденного сознания.

Библиографический список

1. Андреева, О. Н. Научно-методические основы по проведению диссертационного исследования : учебное пособие / О. Н. Андреева. - Москва : РТУ МИРЭА, 2023. - Часть 1. — 105 с. - Текст : непосредственный.

2. Гусев, Д. А. Естественнонаучная картина мира (исторические и философские аспекты) : учебное пособие / Д. А. Гусев, Е. Г. Волкова, А. С. Маслаков. - Москва : Прометей, 2020. - 472 с. - Текст : непосредственный.

3. Гусейханов, М. К. Естественнонаучные картины мира : учебное пособие / М. К. Гусейханов, О. Р. Раджабов, Ф. М. Гусейханова. - 2-е изд., перераб. и доп. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 212 с. - Текст : непосредственный.

4. Доронина, М. В. Экологическое бытие : философско-методологический анализ / М. В. Доронина, В. И. Табуркин. - Тюмень : ГАУ Северного Зауралья, 2018. - 257 с. -Текст : непосредственный.

5. Доронина, М. В. Методология науки: становление, системность, основания, функции / М. В. Доронина, В. И. Табуркин. - Тюмень : Бюро+, 2019. - 148 с. - Текст : непосредственный.

6. Зеленов, Л. А. История и философия науки : учебное пособие / Л. А. Зеленов, А. А. Владимиров, В. А. Щуров ; составители Л. А. Зеленов [и др.]. - 4-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2021. - 473 с. - Текст : непосредственный.

7. Степин, В. С. Теоретическое знание : структура, историческая эволюция : монография / В. С. Степин. - Минск : Белорусская наука, 2021. - 539 с. - Текст : непосредственный.

8. Тяпин, И. Н. Философские проблемы технических наук : учебное пособие / И. Н. Тяпин. - Москва : Логос, 2020. - 216 с. - Текст : непосредственный.

References

1. Andreeva, O. N. Nauchno-metodicheskie osnovy po provedeniyu dissertacionnogo is-sledovaniya : uchebnoe posobie / O. N. Andreeva. - Moskva : RTU MIREA, 2023. - CHast' 1. — 105 s. - Tekst : neposredstvennyj.

2. Gusev, D. A. Estestvennonauchnaya kartina mira (istoricheskie i filosofskie aspekty) : uchebnoe posobie / D. A. Gusev, E. G. Volkova, A. S. Maslakov. - Moskva : Prometej, 2020. -472 s. - Tekst : neposredstvennyj.

3. Gusejhanov, M. K. Estestvennonauchnye kartiny mira : uchebnoe posobie / M. K. Gusejhanov, O. R. Radzhabov, F. M. Gusejhanova. - 2-e izd., pererab. i dop. - Sankt-Peterburg : Lan', 2022. - 212 s. - Tekst : neposredstvennyj.

4. Doronina, M. V. Ekologicheskoe bytie : filosofsko-metodologicheskij analiz / M. V. Doronina, V. I. Taburkin. - Tyumen' : GAU Severnogo Zaural'ya, 2018. - 257 s. - Tekst : neposredstvennyj .

5. Doronina, M. V. Metodologiya nauki: stanovlenie, sistemnost', osnovaniya, funkcii / M. V. Doronina, V. I. Taburkin. - Tyumen' : Byuro+, 2019. - 148 s. - Tekst : neposredstvennyj.

6. Zelenov, L. A. Istoriya i filosofiya nauki : uchebnoe posobie / L. A. Zelenov, A. A. Vladimirov, V. A. SHCHurov ; sostaviteli L. A. Zelenov [i dr.]. - 4-e izd., ster. - Moskva : FLINTA, 2021. - 473 s. - Tekst : neposredstvennyj.

7. Stepin, V. S. Teoreticheskoe znanie : struktura, istoricheskaya evolyuciya : mono-grafiya / V. S. Stepin. - Minsk : Belorusskaya nauka, 2021. - 539 s. - Tekst : neposredstven-

nyj.

8. Tyapin, I. N. Filosofskie problemy tekhnicheskih nauk : uchebnoe posobie / I. N. Tya-pin. - Moskva : Logos, 2020. - 216 s. - Tekst : neposredstvennyj.

Контактная информация:

Доронина Марина Вячеславовна. E-mail: bio-farm24@yandex.ru Волков Василий Владиславович. E-mail: volkovvv@gausz.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.