Научная статья на тему 'НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО И PR-СТРАТЕГИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ'

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО И PR-СТРАТЕГИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
МедиаVектор
Область наук
Ключевые слова
стратегия позиционирования / способ продвижения / научное общество / positioning strategy / method of promotion / scientific society

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Вовк Екатерина Владимировна, Пехова Вероника Максимовна

В данной статье рассматривается применение PR-стратегии в социальных сетях. Основой исследования выступает анализ социальной сети как эффективного способа современного позиционирования и продвижения. Подробно раскрыта актуальность использования стратегии позиционирования в образовательной сфере и проанализированы студенческие научные общества наиболее популярных вузов различных округов России. Выявлена степень заинтересованности молодежи в участии в научно-исследовательской и проектной деятельности в 2023 году. Определена значимость ведения сообщества в социальной сети как способа формирования положительного мнения об организации и ее продвижения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article discusses the application of PR strategy in social networks. The research is based on the analysis of the social network as an effective way of modem positioning and promotion. The relevance of using the positioning strategy in the educational sphere is revealed in detail and the student scientific societies of the most popular universities of various districts of Russia are analyzed. The degree of interest of young people in participating in research and project activities in 2023 has been revealed. The importance of maintaining a community in a social network as a way of forming a positive opinion about the organization and its promotion is determined.

Текст научной работы на тему «НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО И PR-СТРАТЕГИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ»

17. Greco, S. The semiotics of migrants' food: Between codes and experience / Sara Greco // Semiótica. Special Issue: Semiotics of food [ed. Simona Stano]. - 2016. - Iss. 211. -P. 59-80

18. Harris, M. Good to eat: Riddles of food and culture / Marvin Harris. - New York: Simon & Schuster, 1985. - 289 p.

19. Jurado, A. The culinary and social-semiotic meaning of food: Spicy meals and their significance in Mexico, Italy, and Texas / Alfredo Tenoch Cid Jurado // Semiótica. Special Issue: Semiotics of food [ed. Simona Stano]. - 2016. - Iss. 211. — P. 247-269

20. Mangano, D. Food design chez Bras / Dario Mangano // Semiótica. Special Issue: Semiotics of food [ed. Simona Stano]. - 2016. - Iss. 211. - P. 341-353

21. Marrone, G. Food meaning: From tasty to flavorful / Gianfranco Marrone // Semiótica. Special Issue: Semiotics of food [ed. Simona Stano]. - 2016. - Iss. 211. — P. 187-201

22. Marrone, G. Gastromania / Gianfranco Marrone. - Milan: Bompiani, 2014. - 203 p.

23. Montanari, M. Food is culture (Arts and traditions of the table) / Massimo Montanari. -New York: Colombia University Press, 2006. - 149 p.

24. Parasecoli, F. Starred cosmopolitanism: Celebrity chefs, documentaries, and the circulation of global desire / Fabio Parasecoli // Semiótica. Special Issue: Semiotics of food [ed. Simona Stano], - 2016. - Iss. 211. - P. 315-339

25. Sahlins, M. Culture and practical reason / Marshall Sahlins. - Chicago: University of Chicago Press, 1976. - 252 p.

26. Sedda, F. Glocal and food: On alimentary translation / Franciscu Sedda // Semiótica. Speciallssue: Semiotics of food [ed. Simona Stano].-2016,-Iss.211.-P. 105-125

27. Stano, S. Eating the other: Translations of the culinary code / Simona Stano. -Newcastle-upon-Tyne: Cambridge Scholars, 2015. - 297 p.

28. Stano, S. Lost in translation: Food, identity and otherness / Simona Stano // Semiótica. Special Issue: Semiotics of food [ed. Simona Stano]. - 2016. - Iss. 211. — P. 81-104

29. Wiedenmayer, A. The translation of food in literature: A culinary journey through time and genres / Anthi Wiedenmayer // Semiótica. Special Issue: Semiotics of food [ed. Simona Stano], - 2016. - Iss. 211. - P. 27-43

УДК 659. 443/.446

НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО И PR-СТРАТЕГИЯ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ КАК ИНСТРУМЕНТА ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ И ПРОДВИЖЕНИЯ

Вовк Екатерина Владимировна,

кандидат педагогических наук, доцент Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имениВ.И. Вернадского» (г. Симферополь);

Пехова Вероника Максимовна, студентка 3 курса направления подготовки «Реклама и связи с общественностью» Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

Аннотация. В данной статье рассматривается применение PR-стратегии в социальных сетях. Основой исследования выступает анализ социальной сети как эффективного способа современного позиционирования и продвижения. Подробно раскрыта актуальность использования стратегии позиционирования в образовательной сфере и проанализированы студенческие научные общества наиболее популярных вузов

различных округов России. Выявлена степень заинтересованности молодежи в участии в научно-исследовательской и проектной деятельности в 2023 году. Определена значимость ведения сообщества в социальной сети как способа формирования положительного мнения об организации и ее продвижения.

Ключевые слова: стратегия позиционирования, способ продвижения, научное общество.

Annotation. This article discusses the application of PR strategy in social networks. The research is based on the analysis of the social network as an effective way of modern positioning and promotion. The relevance of using the positioning strategy in the educational sphere is revealed in detail and the student scientific societies of the most popular universities of various districts of Russia are analyzed. The degree of interest of young people in participating in research and project activities in 2023 has been revealed. The importance of maintaining a community in a social network as a way of forming a positive opinion about the organization and its promotion is determined.

Key words: positioning strategy, method of promotion, scientific society.

Постановка проблемы. Инновационные изменения в обществе диктуют применение новых способов выстраивания коммуникации с аудиторией. Сейчас активно практикуется использование интернет-технологий, различных методов онлайн-коммуникации. Каждая крупная компания и даже небольшая организация заботится о своем имидже и ответственно подходит к его формированию и поддержания. В современности практически у всех коммерческих и некоммерческих организаций есть аккаунт в социальной сети, тоже самое касается и образовательных учреждений.

Школы, средние профессиональные и высшие учебные заведения, научные организации и студенческие объединения также позиционируют себя в социальных сетях, потому что конкуренция в образовательной сфере постоянно растет. Для того чтобы быть востребованными среди школьников, абитуриентов и их родителей, вузам и другим организациям необходимо следить за тенденциями и изменениями в обществе, чтобы выбирать правильные методы коммуникации и способы позиционирования. Только в таком случае учреждения, научные центры и общества смогут занимать лидирующие позиции в образовательной среде.

Правильно позиционировать себя в интернете и выстраивать коммуникацию с аудиторией помогают социальные сети, поэтому их ведение актуально в нынешних условиях.

Изложение основного материала. Общество XXI века невозможно представить без смартфона в руках и личной страницы в социальных сетях. Дети и подростки, молодежь и люди более старшего возраста активно используют современные технология для того, чтобы общаться, делиться мнениями, выставлять фотографии и посты о своей жизни. При этом люди не только ведут собственный аккаунт, но и анализируют страницы друзей, сообществ, а также известных личностей в интернете.

В современных реалиях трудно представить успешную организацию, у которой не было бы аккаунта в социальных сетях, ведь именно в интернете сосредоточена большая часть аудитории разных возрастных категорий. К примеру, сейчас при выборе учебного заведения оценивается не только его имидж по городу или району среди других образовательных учреждений, но и наличие официального сайта в интернете, аккаунта в социальной сети и качество их ведения [1].

Большинство вузов не только позиционируют себя в интернете, но и активно занимаются продвижением, выстраивая PR-стратегию в социальных сетях. Например, в Центральном округе достаточно известны такие высшие учебные заведения, как Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России, Государственный университет управления и пр. В Южном федеральном округе в рейтинге самых лучших вузов России достойные места занимают Южный федеральный университет, Северо-Кавказский федеральный университет и в том числе Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского. Все вышеперечисленные образовательные организации активно ведут аккаунты в социальных сетях, где

распространяют информацию о результатах учебной, научно-исследовательской, общественной, культурно-творческой деятельности и т.д.

В последние годы абитуриенты посещают не только сайт образовательной организации, но и ее интернет-сообщество, например, в социальной сети ВКонтакте, чтобы посмотреть информацию о деятельности техникума, колледжа, вуза. В аккаунте можно разместить все главные сведения, в том числе информацию о наличии и деятельности студенческих объединений в учебном заведении. Для обучающихся важно не только развивать свои теоретические знания и практические навыки в рамках выбранной специальности, но и заниматься какой-нибудь дополнительной деятельностью, выходящей за рамки учебного процесса. Это могут быть театральные кружки, спортивные секции, студенческий совет, научные объединения и пр. К примеру, в МГУ им. М.В. Ломоносовадействуют научные, творческие, спортивные объединения, и у каждого подобного направления есть аккаунт в социальной сети, который ведется на постоянной основе. Факультеты ЮФУ в г. Ростове-на-Дону также делятся результатами своей деятельности в социальной сети, в том числе их спортивные, музыкальные и научные объединения. В КФУ им. В.И. Вернадского подобного рода объединения, секции, коллективы представлены в социальных сетях, так как онлайн-платформы сейчас наиболее популярны среди молодежи и взрослых, особенно востребованной в 2023 году является платформа ВКонтакте, она занимает первое место по потреблению социальных сетей в Российской Федерации.

В средних профессиональных и высших учебных заведениях одним из перспективных направлений деятельности является развитие науки. Практически в каждом образовательном учреждении существует научный центр/научное общество и не одно, так как это престижно и актуально в современном мире. Одной из ключевых целей научно-исследовательской организации является повышение качества подготовки студентов, а также обеспечение приобретения обучающимися навыков исследовательской работы.

Помимо научных центров есть также объединения студентов, которые занимаются научной деятельностью вместе под руководством преподавателей или студентов более старших курсов, такие объединения получили название студенческое научное общество. Их деятельность достаточно перспективна и носит проектно-исследовательский характер.

Однако не все обучающиеся проинформированы о наличии научных объединений в их образовательном учреждении. Абитуриенты и студенты часто не знают о том, чем занимаются научные объединения и какие возможности предоставляют. Многие ошибочно полагают, что их деятельность ограничивается только организацией и участием в научно-исследовательских конференциях, семинарах, клубах мышления. На самом деле, научно-исследовательская деятельность предоставляет студенту большое поле для творчества, воплощения различных идей в реальные проектные работы. Среди преимуществ и возможностей студенческих научных обществ можно выделить следующие:

1) участие в научной, проектной деятельности позволяет раскрыть потенциал обучающегося, т.е. каждому студенту предоставляется возможность рассказать о своих задумках, которые он хочет реализовать в интересующем его направлении, даже если обучающийся не понимает, что ему интересно, в научном объединении ему могут помочь найти то, что привлечет его;

2) участие в деятельности студенческого научного общества позволяет повысить уровень теоретических и практических навыков студента, потому что в ходе разработки собственного проекта, он узнает новые сведения, получает дополнительные навыки;

3) СНО помогает завести новые знакомства с ребятами других направлений, обменяться ценным опытом и даже делать совместные интересные проекты, особенно актуально это для первокурсников, которые делают свои первые шаги в университете, еще не понимают, что им интересно и как найти друзей;

4) наука предоставляет студенту возможности для разработки и продвижения собственных идей, которые могут выходить за рамки обыденного и стать начальной точкой для большой работы, даже научного открытия [2].

Сейчас наука становится ключевым фактором социально-экономического развития. Благодаря этому для студентов и молодых ученых открываются новые перспективы. Во-

первых, генерируя различные идеи и реализуя их в интересные, полезные проекты, молодежь становится более узнаваемой и востребованной для более опытных ученых и даже будущих работодателей. Это еще одна возможность заявить о себе, своем потенциале и, возможно, даже найти место работы. Во-вторых, научно-проектная деятельность позволяет ее участникам формировать те знания, навыки и компетенции, которые будут актуальны в завтрашнем дне, то есть самим создавать тенденции будущего. Таким образом, участие студентов в научном поиске позволяет им более полно проявлять свою индивидуальность, творческие способности, готовность к самореализации.

Последние несколько лет государство делает все для развития и популяризации науки среди школьников, студентов, молодых и опытных ученых. Также не стоит забывать о том, что десятилетие с 2022 по 2031 гг. даже объявили десятилетием науки и технологий. В настоящее время действуют разные меры поддержки, благодаря которым студентов и молодых ученых поощряют за их труд. Система мер поддержки выражается и в повышенной стипендии на уровне университета, и в именных стипендиях Правительства РФ и Президента РФ.

Актуальны и популярны последние годы различные мероприятия, проводимые в рамках популяризации научного знания (конгрессы, конференции, семинары, дебаты, форумы, фестивали), где молодежь может презентовать свои идеи и взглянуть на работы сверстников, обменяться опытом и найти идеи для новых проектов. Участие в деятельности научного общества развивает у человека множество качеств, которые пригодятся ему в повседневной жизни: любознательность (человек во время погружения в науку узнает много нового и с каждым разом ему хочется узнать больше), креативность (научная деятельность - это не только про теорию, но и про практику, в ходе которой человек развивает свою творческую составляющую), индивидуальность и пр.

Проблема состоит в том, что многие научные объединения не проявляют активность в социальных сетях, поэтому студенты практически ничего о них не знают. В современном мире, где интернет-коммуникации являются неотъемлемой составляющей для успешного функционирования организации, социальные сети как канал передачи информации обладают несомненным преимуществом над всеми остальными [3]. Позиционируя и продвигая себя и свою деятельность, достижения в интернете, а преимущественно через социальные сети, наука из «скучной и неинтересной» может стать предметом постоянных обсуждений, тем самым, заинтересовать молодежь и привлечь ее к проектным, исследовательским работам. Молодежь привлекает то, чем им интересно и комфортно заниматься [3]. Для того чтобы они могли понять, является ли студенческое научное общество сферой их интересов, необходимо выстроить правильную стратегию позиционирования. Благодаря ей, будет понятно, как СНО должно выглядеть в глазах студента, какую информацию обучающемуся нужно знать о его деятельности, преимуществах и т.д.

Для того чтобы обучающиеся знали обо всех возможностях научного сообщества, необходимо уделять большое внимание созданию позитивного общественного мнения как в данный момент, так и на длительную перспективу, ответственно подходить к созданию собственного имиджа. Грамотное выстраивание коммуникационной стратегии с использованием социальных сетей позволит образовательному учреждению и научному обществу добиться привлечения к себе большего количества студентов, а также расширить границы своей деятельности, что позволит отличаться от своих конкурентов и занимать лидирующие позиции.

Студенческая наука - это начальный этап приобщения обучающихся к науке. Можно сказать, что в этот момент он делает первые шаги в науку, у него появляются различные идеи, и студент делает первые проекты в этой сфере [4, С. 186]. И, конечно, для него важно то место, в котором он сделает эти первые шаги, поэтому студенческому научному обществу важно ответственно подходить к формированию собственного имиджа.

При позиционировании и продвижении научного объединения в социальных сетях следует начать с оформления страницы, то есть заполнить следующие данные в шапке профиля:

1) название СНО/институт или университет, к которому относится объединение;

2) направление деятельности;

3) слоган (при его наличии);

4) цель, задачи, миссию;

5) главные или последние достижения;

6) контакты (к примеру, руководителя или модератора сообщества, к которому можно обратиться по важным вопросам);

7) ссылки на другие объединения, которые могут быть полезны студентам, интересующимся наукой).

Также для узнаваемости сообщества необходимо придумать аватарку (логотип). Для того чтобы обучающиеся видели, как функционирует СНО, следует добавить фотографии с участниками научного общества, местом проведения заседаний (при их наличии) или провести небольшое мероприятия-знакомство со студентами, организовать встречу с руководителем студенческого научного общества. Ключевым в стратегии позиционирования и продвижении является и составление контент-плана, где будут учитываться интересы целевой аудитории. Публикации должны быть регулярными, чтобы обучающиеся не переставали взаимодействовать с сообществом в интернете [5, С. 187]. Так, наличие и ведение сообщества в социальной сети позволяет привлекать обучающихся к научно-исследовательской деятельности и увеличивает посещаемость научных мероприятий.

В качестве наглядного примера можно использовать Школу практической философии, которая действует под руководством Габриеляна Олега Аршавировича -доктора философских наук, профессора, заведующего кафедрой философии Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского. В рамках курсовой под руководством научного руководителя - Вовк Екатерины Владимировны, кандидата педагогических наук, доцента, мы разрабатывали стратегию позиционирования и продвижения для школы философии. На тот момент у научного общества уже было создано и велось сообщество в социальной сети ВКонтакте, однако ее ведение было не на постоянной основе. При этом не было четкой стратегии позиционирования, из-за чего все публикации были однотипные, практические все были без заголовков, поэтому не привлекали аудиторию. Публикации выходили редко, не сопровождались фото- и видеоматериалами, из-за чего охваты были небольшими. Также в 2023 году очень популярны в социальных сетях различные рубрики (т.е. посты на определенную тему, которые выходят в определенный день на регулярной основе) и ВКклипы.

Мы провели SWOT-aнaлиз, в рамках которого выявили конкурентов и определили целевую аудиторию. Было выделено несколько групп целевой аудитории, определены темы, которые могут быть им интересны. Также, исходя из потребностей аудитории, мы составили контент-план. Благодаря разработанной РЯ-стратегии в социальной сети ВКонтакте, у научного сообщества стали регулярно выходить публикации, как информативные, так и развлекательные, а посты сопровождались различными картинками и видеоматериалами. Также мы попробовали запустить развлекательные посты определенной тематики, посвященной интересным фактам об известных философах, ученых и пр.

В результате проделанной работы, за март-апрель 2023 года в сообществе увеличилось количество подписчиков в 2 раза, повысились охваты и активность аудитории. Посты, которые выходили согласно контент-плану, содержали интересные заголовки, соответствовали интересам целевой аудитории, поэтому набирали много лайков и просмотров. Вместе с руководителем Школы практической философии дополнительно нами были определены возможные перспективы развития и сотрудничества с другими научными объединениями.

На основе данного примера, можно сделать вывод, что социальные сети являются отличным способом для выстраивания коммуникационной стратегии и позиционирования научного сообщества. Помимо Школы практической философии в Крымском федеральном университете существуют и другие научные объединения, к примеру, научное общество Института медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна. Оно действует на протяжении двух лет, принимает участие в научных мероприятиях и организовывает их. Однако последний год общество совершенно не активно, его участники не организовывают встречи и собрания. Причиной этого также является пассивность студенческого научного общества в применении новых методов

коммуникации с использованием интернет-платформ. СНО ИММиД никак не позиционирует себя перед абитуриентами, студентами и молодыми учеными ни в очном формате, ни в социальных сетях. Для того чтобы привлечь молодежь к деятельности научного общества, необходимо использовать интернет-платформы, к примеру, ВКонтакте и выстроить стратегию позиционирования и продвижения, как это было сделано у Школы практической философии. Из-за отсутствия информации о СНО ИММиД в социальных сетях многие студенты не знают о его существовании, а если знают, то не обладают точной информацией об их деятельности, достижениях и возможностях. Оформление и развитие аккаунта научного общества ИММиД в социальной сети ВКонтакте позволит выстроить виртуальную коммуникацию с аудиторией и привлечь новых участников к научной и проектной деятельности.

Выводы. В XXI веке социальные сети играют важную роль для коммерческих и некоммерческих организаций. Сейчас ведение социальных сетей позволяет даже небольшим организациям образовательной сферы оставаться востребованным и успешным среди других похожих. Социальные сети - это эффективный способ заявления о себе с целью поиска целевой аудитории и ее привлечения. В интернете можно выстроить правильную стратегию позиционирования, благодаря которой увеличится количество аудитории, ее заинтересованность и вовлеченность в деятельность сообщества.

Список литературы:

1. Абрамовских, Т.А. Формирование и развитие имиджа образовательной организации в условиях цифровой образовательной среды / Т.А. Абрамовских. - Текст: электронный // Современное педагогическое образование. - 2020. https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-i-razvitie-imidzha-obrazovatelnoy-organizatsii-V" usloviyah-tsifrovoy-obrazovatelnoy-sredy (дата обращения: 30.10.2023). - Режим доступа: Научная библиотека Киберленинка.

2. Астафьева, О.Н. Формирование научных школ и научно-исследовательских направлений в современном вузе: коммуникативные стратегии / О.Н. Астафьева. - Текст: электронный // Вестник культуры и искусств. - 2010. https://cyberleninka.rU/article/n/formirovanie-nauchnyh-shkol-i-nauchno-issledovatelskih" napravleniy-v-sovremennom-vuze-kommunikativnye-strategii (дата обращения: 30.10.2023).

- Режим доступа: Научная библиотека Киберленинка.

3. Ермолаев, А.Д. Роль социальных сетей в популяризации науки / А.Д. Ермолаев, М.Э. Савкин. - Текст: электронный // Смоленский медицинский альманах. - 2019. https://cyberleninka.rU/article/n/rol-sotsialnyh-setey-v-populyarizatsii-nauki (дата обращения: 01.11.2023). - Режим доступа: Научная библиотека Киберленинка.

4. Резник, С.Д. Развитие интереса студенческой молодежи к научному поиску: опыт и проблемы регионального университета / С.Д. Резник, М.В. Черниковская // Вестник Кемеровского государственного университета. Серия: Политические, социологические и экономические науки. - 2020. - Т. 5, № 2(16). - С. 186-194. - Б01 10.21603/2500-33722020-5-2-186-194. - ЕБК Х1ТОНМ.

5. Филатова, О.Г. Основы бизнес-РЯ: учеб. пособие / О.Г. Филатова, Д.П. Шишкин.

- СПб.: Филол. ф-т СПбГУ, 2012. - 195 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.