Научная статья на тему 'Научное обоснование инноваций образовательного продукта в маркетинге программ последипломной подготовки преподавателей экономических дисциплин колледжей'

Научное обоснование инноваций образовательного продукта в маркетинге программ последипломной подготовки преподавателей экономических дисциплин колледжей Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
66
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ПРОГРАММ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / MARKETING PROGRAMS / POST-GRADUATE ECONOMICS EDUCATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рафикова Э. Р.

Представленное научное обоснование рыночной инновационности авторского термина «маркетинговая аппроксимация» выступает в качестве нового сбытового приема продвижения последипломного образовательного продукта на соответствующем сегменте рынка, что базируется на впервые выделенной нами способности названного методологического инструментария осуществлять маркетинговый прогноз (максимально приближенный к значениям статистической достоверности) при выражении сбытовой сущности сложных экономических величин через другие, более простые рыночные характеристики, лежащие в основе конечного продукта учреждений профессиональной переподготовки работников образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рафикова Э. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific rationale for innovation in educational product marketing programs, post-graduate training of teachers of economic disciplines of colleges

Scientific evidence presented by the market innovativeness copyright term "marketingapproximation" acts as a new supply of postgraduate education to promote acceptance of the product in the relevant market segment, which is based on the first selected our abilitycalled methodological tools to carry out the marketing forecast (closest to the values of statistical significance) in terms of sales essence of complex economic variables through other, more simple market characteristics that underlie the final product of institutions of professional training of educators.

Текст научной работы на тему «Научное обоснование инноваций образовательного продукта в маркетинге программ последипломной подготовки преподавателей экономических дисциплин колледжей»

По мнению П. Самуэльсона и В. Нордхаус (2002), «конверсионный маркетинг предусматривается в случае отрицательного спроса на товар на рынке, сущность его состоит в превращении негативного спроса в позитивный. Креативный маркетинг применяют в том случае, если спрос отсутствует или присутствует потенциально. Стимулирующий маркетинг используется при необходимости оживления низкого спроса. Ремаркетинг - меры по восстановлению стимулирующего спроса. Синхромаркетинг (стабилизирующий маркетинг) - стабилизация спроса при его резких колебаниях на рынке. Поддерживающий маркетинг - поддерживание спроса на оптимальном уровне. Демаркетинг используют в том случае, если спрос превышает предложение, для снижения спроса используют политику повышения цен, снижение уровня сервиса. Противодействующий маркетинг - преследует цель ликвидации спроса на товар, иррациональный (вредный) с точки зрения общественной, здравоохранительной, правовой».

Литература

1. Авдашева С. Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков. -М.: ИЧП «Издательство Магистр». - 2004. - 284 с.

2. Бурцева Т. А., Маракулина И.В. Маркетинговые исследования - Практикум. -Киров. -2003. -218 с.

за рубежом. - 2009. - № 3. - 24-26 с.

4. Короткое А. Некоторые аспекты методологии маркетинговых исследований./ /Маркетинг. - 2003. -№ 4. - 39-48 с.

5. Маршалл А. Принципы экономической науки. - В 3-х т.: Пер. с англ. - М.: Прогресс. - 2003. - 300 с.

6. Минцберг Г., Альстрэнд Б., Лэмпел Д. Школы стратегии. СПб. : Питер. -2001.-262 с.

7. Самуэльсон П., Нордхаус В. Маркетинговые исследования в рыночной экономике. - М.: НИИ Экотехсервис. - 2002. - 250 с.

Рафикова Э.Р.

Научное обоснование инноваций образовательного продукта в маркетинге программ последипломной подготовки преподавателей экономических дисциплин колледжей

событий, в т.ч. на рынке образовательного продукта, следует остановиться на принципиальных подходах, сформированных в сфере рыночного прогнозирования отечественными маркетологами. Одним из родоначальников российского маркетингового прогнозирования являлся П.С. Завьялов, который в

своих публикациях (1998, 1999, 2001 и т.д.) неоднократно подчеркивал, что «прогнозирование - наиболее сложный вид деятельности в системе маркетинговых исследований. Оно является основным и завершающим этапом такого рода исследований, главные результаты которого товаропроизводители закладывают в основу программ своей деятельности. Различия в горизонте прогностической

планирование - на базе средне- и долгосрочных прогнозов, а текущее планирование хозяйственных операций - на основе краткосрочных прогнозов. Оба этих направления как составная часть системы маркетинговой деятельности тесно взаимодействуют между собой, увязывая стратегию с оперативной деятельностью. Стратегическое планирование выполняет функции связующего звена между рынком и производством, между прогнозированием будущих условий хозяйствования и поисками путей достижения намеченных стратегических целей. В этом смысле

внешней среды, в первую очередь рыночной, в которой предстоит действовать товаропроизводителю. Одновременно прогнозируются внутренняя среда предприятия, ее вероятные изменения. Разработка прогнозов будущего состояния условий хозяйствования включает оценку предстоящей конъюнктуры рынка (для краткосрочных прогнозов) и тенденций изменения рынка и его «смежников» (для средне- и долгосрочных прогнозов). В методическом плане важно обеспечить сопряжение звеньев цепи «прогноз-план» за счет установления периодов прогнозирования в соответствии с задачами, планирования. В процессе разработки стратегии действий следует уделять достаточное внимание и долгосрочным, и краткосрочным аспектам с целью исключения доминирования каких-либо аспектов. По этой причине прогнозы сводятся как с кратко-, так и с долгосрочными периодами учреждения. Методологически при средне- и долгосрочном прогнозировании не учитываются частные и случайные факторы развития рынка; чем длительнее прогнозный период, тем более обобщенным становится прогноз, а факторы воздействия на конъюнктуру рынка уступают место факторам, формирующим длительные, существенные тенденции рынка».

По мнению известного маркетолога Жан-Жака Ламбена (1996), «стратегический маркетинг в отдельной отрасли хозяйствования бывает экономически оправдан, если используется метод прогнозирования, классифицированный по двум измерениям: степень свободы процесса прогнозирования от субъективности и большей или меньшей степени аналитичности этого процесса. В крайних точках этих измерений - субъективные и объективные методы и методы наивные и причинно-следственные». Согласно

признанные маркетологами субъективные методы познания маркетинговой среды - это процессы, используемые для формирования прогноза, но не

Объективные методы - четко сформулированные процессы прогнозирования, которые могут быть воспроизведены другими лицами.

;их состоянии

«ж, 2002),

изложенные в явной

Это первое измерение, фактически, противопоставляет количественные методы качественным, в которых преобладают интуиция, творчество, воображение.

При использовании наивных методов прогноз формируется на базе наблюдений за прошлыми изменениями исследуемой переменной (к примеру, уровень вторичного спроса), без учета в явной форме основных движущих факторов.

При использовании причинно-следственных (казуальных) методов факторы, определяющие спрос, идентифицированы, а их будущие вероятные значения спрогнозированы; из них выводится вероятное значение спроса (другой характеристики рынка) при условии реализации принятого сценария.

объясняющим взаимосвязи, независимо от их количественного или качественного характера». По свидетельству А.Р. Пармези (2009),«экспертные суждения имеют место в том случае, когда прогноз основан не на объективных данных,- а скорее на мнении менеджера, покупателя, специалиста. «Эксперт» основывает свое суждение на группе причинных факторов, оценивая вероятность их проявления и влияния на уровень спроса. Достоинство экспертного метода по сравнению с чисто интуитивным подходом - возможность обмена и сопоставления идей вследствие наличия явно выраженной казуальной структуры. Используются обычно три метода, основанных на суждениях: суждения лиц, принимающих решения, оценка торгово-посреднического персонала и намерения покупателей». Как отмечают В.Е. Хруцкий и И.В. Корнеева (2008), «эвристические и

структура прогнозного процесса слаба, но прогноз опирается на объективную маркетинговую информацию. Это относительно простые методы, основанные на предшествующем опыте, или на довольно сложной экстраполяции данных о прошлых продажах. К ним относятся метод цепочки отношений, анализ покупательной способности, анализ и декомпозиция трендов, метод экспоненциального сглаживания». По мнению А.Г. Аганбегяна (2005), «экспликативные («объясняющие») модели отличаются от других моделей математического моделирования тем, что причинная структура в них устанавливается и проверяется экспериментально, в условиях, поддающихся объективному наблюдению и измерению». Особую значимость в повышении

работников российского образования приобрела маркетинговой аппроксимации, которая (в виде авторской технологии) представлена в таблице 1.

Обсуждая данные таблицы 1, следует указать, что предложенное в рамках настоящего исследования научное обоснование рыночной инновационности авторского термина «маркетинговая аппроксимация» трактовалось нами как

к значениям статистической достоверности) при выражении сбытовой сущности сложных экономических величин через другие, более простые рыночные

методам,

Научно-практический журнал "Гуманизация образования " № 6/2011

Таблица 1. Научное обоснование рыночной инновационности авторского термина «маркетинговая аппроксимация», т.е. способности осуществлять маркетинговый прогноз (максимально приближенный к значениям статистической досто-верности) при выражении сбытовой сущности сложных экономических величин через другие, более простые рыночные

переподготовки работников образования

¿дщзокстшаципштый механизм ыаришштЕых программ.

Сущностное сс-лер-жачкс !ЛЖ;ОЕ мнрамгшшоеой ИЯПрМЖИЯЙЦДН.

I, Сстсрнгенстьопвггие ^яракггрмстпг;

рМГШ'МЮМ ЛИКВИДНОСТИ !5[К]ДуКТа

чаемьтх учреждений пошппення ктм-ллфикяпнн п ГГрйфеССН<ШаЛЬНОЙ 71СГ>С-гготиоЕхк работников образования (<т диван им ).

1Д, Испот.знание аатпрстгп ^¡ишципя яптчшлгкноег магшетютшчн ^мин-цг.!,! (от франц. ¡тап&Ыйе - льгота], т.е. предрставлеЕнн- опрвделен-1гого протсшгта актаэ^игой сгнлин на ойрачовательный пролует низ лепар-тячсптои образовать иутганпалитетов, госунареткЕтггык го! часглкх ойрйшяательных учрежлший, жмакшил частой л постоянна приноси 1Ъ ииу Щ1ЖК. ш;дл1тл ив нлш мирясшлчи^

1 ^оричровяргтгс ШрКСТГГПГПЕОЙ пазники интел.чект>'а-ш.н(и\> лргиис-(.шбсшиянши ¡кн^ищнилом-ггог^1! образовательного щгсшулта.

\. Вриреннс соытоаш пленение® рыночной ажлотяптш {краттггг. ргг частые гь-лл^о: моргрепшт» [Kj7.ja.ua пиигопл, у ¿ни^^м^у

шлрейи: шсм ийршининщшы* услу!; 5ищ.) I «слиаоиши аил» авторов сгродунтя., прелллгаемого ив огиеетвешгон и нрубеяяюн ршгкс

3. КЬррекпна уродин ко^-ур^ато-сппспЙнпсти учрежден ий (баи исследования; путем расширения сорсткп-коп лци;и рынка у ил у ' к СфигС пОСл(~ Тпплоынпта обучения сачкк рвЙАГГгп-

ьив российского образования.

3.5. Прт ¡шеченнг слушателей фагультетая посяедигтлошного абртсгаш к системному маркетинговому щюпвссу распространенна авторе и-этт» вврямнгггсльпого продукта путей ^вмсстргето отдтрытпя с ними г рячлгтннх ёувьс^тая ^Ф легальна: фирм — йггОрн^сл,

т.«. ¡трепириятин, ¡зказытакипнх поеяеянштошые обрмовзтельяьв услуги как дшглсрм еишшз; жпятептаватшк кяиллн.

4. прогноз рьшочно-

ПрГ--П от-

дельных нттдов проекта. факультетов ииьышиннл кнМнфпкафш и профессиональной пс|»пэдгс-тсе[ш специалиста) шлсшен и средиеы школы.

4.1. ¿адрйстьозанис приемов ллрл^стншй^он рьжочиа*: иксБэлиащш крупно!" производственной эадкн ка тодес мелкие проблемы ыдопнппхаикк ршзешеэга потенциала [иггкуреггтев: а) но ^оеклс>ч]1:15ст-и МТЫ-ыйв сзЕгщдаыя продаж JlJ^ш шпЕрошсто кила послбдиплюышл*

АЙрйзмат&хлыя услуг; 6) ргп лигам ике чтпясетгот рмггпчлого дзяягятя Ссп^^ащстггтя нпн плякурирутпптк мгж,ту епмй

СгеИСйтвСяйЫл, м иноетра^-ныллй'^зоЕаЕгсльн.ых ф^рм.

з. Сопосговасняс марколлттовъп: ха-ршжристлв едоргфелишд» рШИНШАХ проблем, те. ;ЁЫГОБОН теру-пеуггпк-гюсти пудущйн лосарти^гптнпн и гкрифжж ттолнттгкн тэпрпг/реншв.

5.1. КртпячгсЕнл аиатш стратгп':чс™5:"[ в тактятссвой соетзгляюпкЩ эоразиватммаиг каркчяинга к^ш^тзч;л Iой (в юнтсесп; дохпдио*;тл и приоытЕло;тн за изучаемом сег±и?нт? рыккг пр:-1 гнзжж суыкврно пршйл^чйлии^ ф и ■ г .ч г г ■:: п н п "¡ги^п И1Г г^ римггчттйге

ир<1,|.1'И*«Я'ии ниучаомы* тглои 11{1сш:..')>| и№М1 {их<1Г>раи'КНЧ'иш.м!•:>: уагут).

характеристики, лежащие в основе продуктаучреждений профессиональной переподготовки работников образования. Последнее предусматривало формирование особого аппроксимационного (от лат. арргохппаге = истинно приближаться) механизма статистически достоверного маркетингового прогноза, базирующегося на пяти основных параметрах. Одним из ведущих подобных параметров было совершенствование характеристик рыночной ликвидности продукта изучаемых учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (баз исследования). В этих целях (как сущностное наполнение этапов маркетинговой аппроксимации) происходило использование авторского принципа договорной маркетинговой франшизы (от франц. ¿гашМве - льгота), т.е. предоставления определенного процента аккордной скидки на образовательный продукт для департаментов образования муниципалитетов, государственных или частных образовательных учреждений, желающих массово и постоянно проводить обучение своих педагогов или маркетологов. Вторым параметром аппроксимационного механизма наших маркетинговых программ являлось формирование маркетинговой позиции

интеллектуального превосходства собственного последипломного образовательного продукта. Содержательным наполнением вышеназванного

но частые телеинтервью; «портретная» реклама педагогов, узнаваемых потребителем образовательных услуг; и т.д.) вокруг «звездного состава» авторов продукта, предлагаемого на отечественном и зарубежном рынке. Третий параметр механизма аппроксимации наших маркетинговых программ включал в себя коррекцию уровня конкурентоспособности учреждений (баз исследования) путем расширения собственной доли рынка услуг в сфере последипломного обучения самих работников российского образования. Это реализовалось через организационный этап привлечения слушателей факультетов последипломного образования к системному маркетинговому процессу распространения авторского образовательного продукта путем совместного открытия с ними в различных субъектах РФ легальных образовательных фирм - атторнеев, т.е. предприятий, оказывающих последипломные образовательные услуги как диллеры наших запатентованных технологий. Четвертый параметр аппроксимационного механизма предлагаемых нами сбытовых программ представлял собой маркетинговый прогноз кратко- и среднесрочной рыночно-сегментарной привлекательности отдельных видов продукта факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов высшей и средней школы. Это реализовывалось в рамках представленного научного исследования как задействование приемов маркетинговой рыночной диссоциации крупной производственной задачи на более мелкие проблемы идентификации

ими конкретного вида последипломных образовательных услуг; б) по динамике численного рыночного движения (сокращения или увеличения) конкурирующих между собой отечественных и иностранных образовательных фирм. Пятый параметр предложенного нами аппроксимационного механизма вышеуказанных сбытовых программ экономически легализовался нами как сопоставление маркетинговых характеристик «портфельных» рыночных проблем, т.е. сбытовой перспективности будущей ассортиментной и тарифной политики конкурентов. Последнее базировалось на нашем собственном критическом анализе стратегической и тактической

и прибыльности на изучаемом сегменте рынка при аналитике суммарно произведенных финансовых вложений в механизм рыночного продвижения изучаемых видов последипломных образовательных услуг).

Вывод

Предложенное в рамках настоящего исследования научное обоснование рыночной инновационности авторского термина «маркетинговая

(т.е. способного приближаться к абсолютным значениям статистической достоверности) механизма маркетингового прогноза, базирующегося на пяти основных параметрах: 1) рыночной ликвидности продукта изучаемых учреждений повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников

Научно-практический журнал "Гуманизация образования" № 6/2011

образования (баз исследования); 2) использования авторского принципа договорной маркетинговой франшизы, т.е. предоставления определенного процента аккордной скидки на образовательный продукт для департаментов образования муниципалитетов, государственных или частных образовательных учреждений, желающих массово и постоянно проводить обучение своих педагогов

исследования) путем расширения собственной доли рынка услуг в сфере последипломного обучения самих работников российского образования; 4) маркетинговом прогнозе кратко- и среднесрочной рыночно-сегментарной привлекательности отдельных видов продукта факультетов повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов высшей и

рыночных проблем, т.е. сбытовой перспективности будущей ассортиментной и тарифной политики конкурентов.

Литература

1. Аганбегян А.Г. Экономика факультетов профессиональной переподготовки различных контингентов российских специалистов с высшим образованием./ / Научный вестник ВШЭ. - 2005. - №1. - 9-14 с.

2. Завьялов П.С. Формула успеха: Маркетинг. -М.: Международные отношения. -2001. -285с.

Наука. - 1996.-305 с.

4. Пармези А.Р. Экспертные суждения в маркетинговых программах. - М.: Мысль. -2009. -319 с.

5. Хруцкий В.Е, Корнеева И.В. Актуализация маркетинговых технологий в сфере последипломного образования.// Научный вестник Воронежск. гос. Ун-та. - 2008. - №3. - 68-71с.

Новые исследования молодых учёных

Богославский А.Г.

Маркетинговые информационные системы при эвристическом ценообразовании на реализуемое имущество предприятий-банкротов

Как отмечает один из основоположников отечественного маркетинга, академик Международной академии информатизации, доктор экономических наук, профессор Финансовой Академии при Правительстве Российской Федерации

информация собирается, анализируется и распределяется в рамках маркетинговой

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.