Научная статья на тему 'Инновационный механизм маркетинга последипломной подготовки работников образования из российских зон компактного этнос-проживания в Южном федеральном округе'

Инновационный механизм маркетинга последипломной подготовки работников образования из российских зон компактного этнос-проживания в Южном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО МАРКЕТИНГА / INTELLECTUALIZATION OF EDUCATIONAL MARKETING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рафикова Э. Р.

Комментируя научный аспект интеллектуализации образовательного продукта в маркетинговых программах профессиональной переподготовки работников учреждений образования из зон этнического туризма на Юге России, необходимо указать, что основным подобным научным условием совершенствования маркетинговой среды в сфере последипломных образовательных услуг являлся принцип маркетингового нациолекта (как принципиального механизма маркетинговых мероприятий формирования образовательного этнос-маркетинга). Этот принципиальный механизм предусматривал обучение повествовательным приемам сущностного экономического содержания рекламной деятельности маркетолога, поставляющего на соответствующий сегмент рынка образовательных услуг программы, интенсифицирующие объемы туристических потоков в отечественные этнос-рекреационные зоны, где система школьного и дополнительного образования включает как развитие национальных ремесел, так и фольклорную самобытность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рафикова Э. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative marketing mechanism of post-preparation of educators from the Russian zone of compact ethnicity, living in the South Federal District

Commenting on the scientific aspect of the intellectualization of the educational product marketing programs, retraining employees of educational institutions in areas of ethnic tourism in southern Russia, to indicate that the main condition for such research to improve the marketing environment in the field of postgraduate education services was a principle of marketing (as a fundamental mechanism for the formation of an educational marketing activities ethos-marketing). This fundamental mechanism envisages training of the narrative techniques of the essential economic content of advertising marketing, supplying to the appropriate segment of the market for educational services programs, intensify the volume of tourist flows in the ethnos domestic and recreational zones, where the school system and additional education includes the development of national crafts and folk identity.

Текст научной работы на тему «Инновационный механизм маркетинга последипломной подготовки работников образования из российских зон компактного этнос-проживания в Южном федеральном округе»

таблицы 2 в качестве респондентов, представляет собой социальную группу крупных акционеров предприятий федерального уровня с высоким годовым совокупным доходом. Если в 2000 году среди респондентов указанной социальной страты населения 3% пациентов могли назвать себя совладельцами здравницы и гостиницы на российском курорте, то в 2010 году таких респондентов было 18,9%. Одновременно с этим в процессе настоящего исследования установлено, что социальная страта крупных собственников стала более осмысленно относиться к лечению на курорте российского Причерноморья, т.к. стали меньше уделять времени (в процессе своего пребывания в курортной гостинице или здравнице) контролю за деятельностью своего предприятия. В частности, если в 2000 году 40,9% респондентов этой группы считали возможность лечения на курорте совмещать с руководством своим предприятием с помощью средств информации (телефон, факс, телекс, сотовая связь и т.д.), то в 2005 году таких респондентов стало значительно меньше 14,3%, а в 2010 году их осталось только 3,7%.

Вывод

1. Маркетинговые программы крупных предприятий гостеприимства и здравниц Кубани, по нашим наблюдениям, стали носить строго клиентоориентированный характер, ориентируясь не только на вертикальную, но и горизонтальную стратификацию имущественного ценза россиян и иностранцев.

2. Качественно изменился не только продукт отечественных санаториев и гостиниц на черноморском побережье Кубани, но и стала совершенствоваться их маркетинговая функция, клиентоориентированная на отдых и лечение с семьей на курортах российского Причерноморья.

Литература

1. Винокуров, Б.Л. Приемы социальной стратификации в маркетинге. Методические рекомендации, утв. Ученым Советом НОЦ РАО. - Сочи, 2005. - 23с.

2. Никитин, М. В. Методические и методологические подходы к реализации системы анализа маркетинговой информации на рынке санаторно-курортных услуг здравниц семейного отдыха. // Государственная поддержка малого предпринимательства: Материалы докл. на II научн.-практ. конф. экономистов Южн. федеральн. округа РФ. - Новочеркасск, 2001. - 44-45 с.

Рафикова Э.Р.

Инновационный механизм маркетинга последипломной подготовки работников образования из российских зон компактного этнос-проживания в Южном федеральном округе

Актуальность проблемы определяется системными исследованиями отечественных и зарубежных маркетологов (Л .Л. Варавская, 2010; A.S .Waterman, 68

2010), где представлены многокритериальные оценки изучения конкурентов на рынке услуг последипломного образования, а также прогрессивный маркетинговый инструментарий, направленный на обеспечение рыночных преимуществ того или иного вида образовательного продукта в открытой конкурентной борьбе. В этой связи, представляет интерес, так называемая, «маркетинговая семантическая дифференциация» атрибутов последипломных образовательных услуг (как разновидности товара) по методике J.A. Maidonado (2006), когда используется многомерное маркетинговое шкалирование сходства и конкурентного отличия названных услуг, причем, в основных трехмерных координатах (ценовая, ассортиментная и социально-востребованная линии производства этих услуг) строится маркетинговая карта уровня потребительского восприятия каждого вида образовательного продукта при одновременном ранжировании престижности учреждения профессиональной переподготовки работников образования.

Комментируя аспект интеллектуализации образовательного продукта в маркетинговых программах профессиональной переподготовки работников учреждений образования из зон этнического туризма на Юге России, что (на примере курорта Сочи) отражено в таблице 1, необходимо указать следующее: по нашим собственным наблюдениям авторская транскрипция профессиональной переподготовки персонала этнос-ориентированных школ и детских садов позволила сформировать принципиально новый механизм маркетинговых мероприятий в сфере рыночного продвижения изучаемого вида образовательного продукта. Основным подобным научным условием совершенствования маркетинговой среды в сфере последипломных образовательных услуг являлся принцип маркетингового нациолекта. Последнее определяло рыночную перспективность использования совокупности формальных и семантических (логико-смысловых) связей всех составляющих рыночной привлекательности этнического туризма (особенностей национального быта, одежды, обуви, кухни, культовых обрядов и др.) для повышения уровня потребительской востребованности образовательного продукта, базирующегося на языковых приоритетах этноса. Вторым ингредиентом предложенного принципиального механизма маркетинговых мероприятий стал впервые выделенный нами нарративный (фр. narrative = повествовательный) принцип формирования образовательного этнос-маркетинга. Этот принципиальный механизм предусматривал обучение повествовательным приемам сущностного экономического содержания рекламной деятельности маркетолога, поставляющего на соответствующий сегмент рынка образовательных услуг программы, интенсифицирующие объемы туристических потоков в отечественные этнос-рекреационные зоны, где система школьного и дополнительного образования включает как развитие национальных ремесел, так и фольклорную самобытность. Третьим ингредиентом предложенного нами принципиального механизма маркетинговых мероприятий стал, так называемый, принцип маркетинговой интермиттенции (intermittere = прерывать) образовательного продукта. Логически

Таблица 1. Интеллектуализация образовательного продукта в маркетинговых программах профессиональной переподготовки работников учреждений образования из зон этнического туризма на Юге России (на примере курорта Сочи)

Принципиальный механизм маркетинговых мероприятий. Лвгорская транскрипция пробами профпереподготовкн персонала этнос* Офщткрацшньпс школ и детских садов.

I. Принцип маркетингового нвцнолекта. Ис пользование оовокулвости формальных и сешнти-чмжнх (логико-смысловых) связен всех составляющих рыночным привлекательности этнического туризма (особенностей национального быта, одежды, »бугаи, кухни, культовых обрядов и др.) для повышения уроВНД Потребительской востребованности образовательного продукта, базирующегося на язи кашах приоритетах зтноса.

2. Нвррп нвныН (фр. шпта-11V? = гтовествовательньт1 принцип формирования обра-^иГмИтОЛЫЮГО этнос-маркстннга. Обучение повествовательным приемам сущностного Экономического содержания рекламной деятельности маркетолога, поставляющего на соответствующий сегмент рынка образовательных услуг программы, интенсифицирующие объемы туристических потокои и отечественные этноЕчрекреациоиные зоны, где систеча школьного и дополнительного образования вошчает паж развитие национальных ремесел, так и фольклорную самобытность.

3. Принцип маркетинговой Ю1тер>]нтгешхнн (ийсгпиПсге — прерывать) образовательного ггродуьтг-а. Отказ от сбытового продвижения образовательного продукта коммерческих фирм, птовшшшик свои бизнес на рыночном нарциссизме, т.е. самолюбовании и неправомерном рекламном восхвалении МНИМЫХ национальных превосходств какой-либо из этнических трупп в едином отечественном тур! 1стн ческоч гфостранствв;

4. Прннщш маркетинговой мггвкрш и кн. Системный критический разбор (с деловой отгенон-тюетыо рациональности И иррациональности) сделанных ранее конкурентами негативных отзывов на качество образовательного продукта, вбрасываемого па рывок базами исследования, т.е. наблюдаемыми нами в 2005-2011 годах факультетами повышения квалификации Н профессиональной переподготовки работников образования.

5. Принцип млрксчингшши лапидарности. Обучение педагогов^ работающих па экономических кафедрах учрежден пи высшего и среднею профессионал ьмого образования, владению кратким и обокщоченым (для потребителя и производителя продукта) стилем изложения (формулирования) принципов рыночной привлекательности рекламируемого вида образо ватслъных услуг,

Принцип определения порога маркетингового интсллек |у а. ш ел■ л образоват ел ьно ГО продукта. Реализация перманентного (ежегодного) маркетингового гестнровакнн статистически достоверного (р<0,05) круга потребителей образовательного продукта баз исследований ло следующим сбытовым позициям: а) понятен ли широкой аудитории педаготв и маркетологов. смысл предлагаемых маркетинговых программ'; б) не нужно ли упростить или. наоборот, усложнить программы профессиональной переподготовки работников образования?

это выражалось отказом от сбытового продвижения образовательного продукта коммерческих фирм, основывающих свой бизнес на рыночном нарциссизме, т. е. самолюбовании и неправомерном рекламном восхвалении мнимых национальных превосходств какой-либо из этнических групп в едином отечественном туристическом пространстве. Принцип маркетинговой метакритики был реализован в рамках нашего исследования как системный критический разбор (с деловой оттенённостью рациональности и иррациональности) сделанных ранее конкурентами негативных отзывов на качество образовательного продукта, вбрасываемого на рынок базами исследования, т.е. наблюдаемыми нами в 2005-2011 годах факультетами повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Принцип маркетинговой лапидарности наших технологий предусматривал обучение педагогов, работающих на экономических кафедрах учреждений высшего и среднего профессионального образования, владению кратким и обоюдоясным (для потребителя и производителя продукта) стилем изложения (формулирования) принципов рыночной привлекательности рекламируемого вида образовательных услуг. Последнее позволяло впервые сформировать научный принцип определения порога маркетингового интеллектуализма образовательного продукта. Это выливалось в реализацию перманентного (ежегодного) маркетингового тестирования статистически достоверного (р<0,05) круга потребителей образовательного продукта баз исследований по следующим сбытовым позициям: а) понятен ли широкой аудитории педагогов и маркетологов смысл предлагаемых маркетинговых программ?; б) не нужно ли упростить или, наоборот, усложнить программы профессиональной переподготовки работников образования? Последнее позволяло повысить степень рыночной привлекательности последипломных образовательных услуг, что представлено в таблице 2.

Комментируя данные таблицы 2, следует остановиться на наших приемах научной идентификации степени рыночной привлекательности услуг институтов повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Последнее позволяло сформировать пошаговое управление маркетинговой функцией баз исследования. В частности, организационный шаг 1 включал разработку авторской технологии полицентричного образовательного маркетинга. Это обязывало нас предоставить научное толкование данному экономическому термину (ранее не встречавшемуся в открытых литературных источниках), поэтому мы считаем, что полицентричный образовательный маркетинг - это способ рыночного продвижения, одномоментно концентрирующийся вокруг нескольких разнотипных (по своим сбытовым характеристикам) моделей последипломного образовательного продукта.

Подобное рассматривалось нами как начальная ступень в рамках определения научных принципов легализации внутриотраслевой конкурентной борьбы средствами маркетинга. Вторым организационным шагом нашей системы управления маркетинговой функцией баз исследования являлось выделение

Таблица 2. Научная идентификация степени рыночной привлекательности услуг институтов повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования

ТТо шаго вое у п рава i сн ие маркета егповой функцией паз исследования. Научные принципа легализации внутри отраслевой конкурентной борьбы средствами маркетинга.

Организационный шаг 1. Разработки авторской технологии полиценгричног» образовательного маркетинга. начальная ступень: концептуализация шюипентрнч-ности услуг баз исследования в качестве ранее не описанного методологического приема рыночного продвижения товара, концентрирующегося вокруг нескольких разнотипных (по своим сбытовым характеристикам.| моделей последипломного образовательного продукта.

Оргаииэациоккы н шаг 2. Выделение научного принципа маркетинговой каузадыюсги при формировании инновационной культуры рыночного мышления. развнннющан ступень: внедрение элементов каузальной маркетинговой культуры (лаг. саиза^ = обусловленный причинами) в общую структуру навыков слушателей факультетов профессиональной переподготовки для разъяснения причин конкурентной востребованности н необходимое!и системного маркетингового тестирования потребителей и производителей образовательного продукта.

Opi hiihза пионный шаг 3. Синтеаацня и ннованионно-маркетин говых составляющих процесса признания приоритета личности педагога. формирующая ступень: использование данных маркетинговой матрицы опроса населения о проблеме экономического престижа учреждений профессиональной переподготовки работников образования. как инструментария карьерного роста специалиста на фоне накопления и приумножения им нравственно-культурной ценности личности, ее интересов и потребностей.

Алгоритм управления маркетинговой политикой учреждений профессйонапьной переггодготовки работников образования, преподающих на курсах первичного обучения специалистов сферы бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и строительства.

Организационный шаг 4. Расширение постоянного круга потребителей путем обучения педагогов научным прне мам совершенствова1 ¡и а маркетинговых прейрамм учреждений начального и среднего профессионального образования н сфере битовых услуг. пасышаЕошая ступень: повышение численности лиц, проходящих начальное обучение профессиям автослесаря, пекаря, портного, парикмахера н др. специальностям сферы бытового обслуживания [как итог маркетинговой структуризации информационного поля, включая рекламу развития материально-технической, методической и интеллектуально-продуктовой базы современных учреждений начального профессионального образования).

Орги нн зани он ный пшг 5. Марксти! 1говый синергизм программ подготовки и серенодго шькн снсциалисюв инновационных секторов экономики, включая жилищно-коммуналън ое хозяйство и строительство. объеаиняншда ступень: интеграция в образовательное поле России авторских технологий рыночного продвижения маркетинговых программ синергтттичсского (древнегречеек. яупег£>о& - действующий вместе; усиливающий эффект) начального профессионального обучения рабочих ремонтно-строительных специальностей (штукатуров, каменщиков, плотников, электриков и др.), одинаково востребованных как в капитальном строительстве, так и в секторе ЖКХ.

научного принципа маркетинговой каузальности при формировании инновационной культуры рыночного мышления. Это рассматривалось как развивающая ступень наших технологий, что предусматривало внедрение элементов каузальной маркетинговой культуры (лат. сашаНБ = обусловленный причинами) в общую структуру навыков слушателей факультетов профессиональной переподготовки для разъяснения причин конкурентной востребованности и необходимости системного маркетингового тестирования потребителей и производителей образовательного продукта. Организационный шаг 3 в общей системе реформы управления маркетинговой функцией баз исследования включал в себя синтезацию инновационно-маркетинговых составляющих процесса признания приоритета личности педагога. Это моделировалось нами как формирующая ступень предложенных технологий, предусматривающих использование данных маркетинговой матрицы опроса населения о проблеме экономического престижа учреждений профессиональной переподготовки работников образования, как инструментария карьерного роста специалиста на фоне накопления и приумножения им нравственно-культурной ценности личности, ее интересов и потребностей. Два последних организационных шага нашей технологии относились к алгоритму управления маркетинговой политикой учреждений профессиональной переподготовки работников образования, преподающих на курсах первичного обучения специалистов сферы бытового обслуживания, жилищно-коммунального хозяйства и строительства. В частности, организационный шаг 4 предусматривал расширение постоянного круга потребителей путем обучения педагогов научным приемам совершенствования маркетинговых программ учреждений начального и среднего профессионального образования в сфере бытовых услуг. Это составляло насыщающую ступень наших технологий и базировалось на повышении численности лиц, проходящих начальное обучение профессиям автослесаря, пекаря, портного, парикмахера и др. специальностям сферы бытового обслуживания (как итог маркетинговой структуризации информационного поля, включая рекламу развития материально-технической и методической базы современных учреждений начального профессионального образования). Организационный шаг 5 представлял собой маркетинговый синергизм программ подготовки и переподготовки специалистов инновационных секторов экономики, включая жилищно-коммунальное хозяйство и строительство. Это рассматривалось нами как объединяющая ступень легальной внутриотраслевой конкурентной борьбы средствами маркетинга и представляло собой интеграцию в образовательное поле России авторских технологий рыночного продвижения маркетинговых программ синергетического (древнегреческ. Бипе^оБ = действующий вместе; усиливающий эффект) начального профессионального обучения рабочих ремонтно-строительных специальностей (штукатуров, каменщиков, плотников, электриков и др.), одинаково востребованных как в капитальном строительстве, так и в секторе ЖКХ.

Литература

1. Варавская, Л. Л. Маркетинговая направленность в деятельности управления./ / Маркетинг Северной Пальмиры. - 2010. - №1. - 24-29 с,

2. Waterman A.S. Identity development from adolescence to adulthood: An extension of theory and a review // Psychol. 2010. - № 3. P. 341-358.

Языджан А.З.

Приёмы контаминантного маркетинга в системных исследованиях на российском рынке первичного и вторичного жилья в мегаполисах

За последнее пятилетие на страницах специальных профильных экономических журналов развернулась научная дискуссия о рыночной перспективности приемов контаминантного маркетинга. В этой связи Санкт-Петербургский исследователь Е.Б.Яковлева (2008) подчеркивает, что «маркетинговая контаминация есть рыночное соединение двух или нескольких сбытовых событий при их описывании и коррекции научными приемами, обеспечивающими максимальную прибыль фирме». Вместе с тем, в современной методологии маркетингового анализа для проведения системных маркетинговых исследований в части установления перспектив того или иного предприятия в среднесрочном или краткосрочном периоде его экономического развития используются (А.И. Козлов, 2008) различные методы общей теории статистики и эконометрики: абсолютные, средние и относительные величины; анализ вариационных рядов; анализ динамических рядов; классификация и группировка; индексный метод; дисперсионный анализ; компонентный анализ; факторный анализ; дискриминантный анализ; метод экспертных оценок; корреляционно-регрессионный анализ, методы графического анализа, трендовые модели, многофакторные статистические модели; прогнозирование; анализ структуры; анализ эластичности; методы ка-зуального анализа, балансовый метод и другие. Однако, как указывает А.В. Коротков (2008), «... прикладные и исследовательские виды деятельности в маркетинге различаются по характеру их отношения к

Таблица 1. Характеристика маркетинговой деятельности предприятий и фирм по отношению к методологии (аннотация исследований А.В.Короткова, 2008

М арке-™ нпэвая деятельность Элементы методологии

Принципы Приемы Инструменты

Прикладная - применение - применять X

Прикладная - применение, - анализ применения* - выдвижение предложений. - ана.пнз применения, - создание, - разработка, - модификация, - применение, - оценивание моделей. - анализ применения, - разработка, - модификация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.