Научная статья на тему 'Интеллектуализация образовательного продукта в маркетинговых программах профессиональной переподготовки работников учреждений образования из зон этнического туризма на Юге России'

Интеллектуализация образовательного продукта в маркетинговых программах профессиональной переподготовки работников учреждений образования из зон этнического туризма на Юге России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
56
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОДУКТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рафикова Э.Р., Сиюхова А.Ш.

Научно обоснованный нами механизм защиты потребительских прав при реализации маркетинговых программ рыночного партнерства учреждений высшего и среднего профессионального образования был эффективен, если включал в себя (в рамках договорных отношений по свободному рыночному обороту интеллектуально-образовательного продукта) следующий пошаговый маркетинговый алгоритм: шаг 1 идентификация маркетинговых приоритетов интеллектуально-образовательного продукта (рыночная ликвидность, этапность обновления продукта, его марочная репутация, «звездный» состав авторов и др.), предлагаемого ведущими научными школами, на предмет соответствия стандартам Национальной системы образования; шаг 2 сопоставление маркетинговой сравнительной карты конкурентных рыночных позиций различных видов предлагаемого интеллектуально-образовательного продукта; шаг 3 перманентный маркетинговый мониторинг ценовых и технических условий договорных отношений конкретного образовательного учреждения (как при производстве собственного, так и при потреблении стороннего интеллектуальнообразовательного продукта) в условиях концепции открытого образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рафикова Э.Р., Сиюхова А.Ш.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Интеллектуализация образовательного продукта в маркетинговых программах профессиональной переподготовки работников учреждений образования из зон этнического туризма на Юге России»

Послевузовское образование

Рафикова Э.Р., СиюховаА.Ш.

Интеллектуализация образовательного продукта в маркетинговых программах профессиональной переподготовки работников учреждений образования из зон этнического туризма на Юге России

По свидетельству ряда маркетинговых школ, изучающих проблему свободного рыночного оборота образовательного продукта, следует адресоваться к мнению известных московских маркетологов М.И. Гавриловой, Т.О. Григорьевой и В.В. Шеметова (2007), работающих в сфере исследований позитивных и негативных факторов маркетинговой среды российского образовательного пространства. Названные исследователи отмечают, что «в последние десятилетия ХХ века общественная значимость системы образования как общего, так и профессионального многократно возросла. Глобальные изменения в технологическом, экономическом и социальном развитии мировой цивилизации превратили образование в стратегический фактор прогресса общества. Наращивание научно-технического, социокультурного и духовного потенциала общества напрямую связано с уровнем и состоянием системы образования, повышением образовательного и профессионального уровня всего населения. Следует отметить то магистральное влияние, которое оказывает на образование процесс формирования постиндустриального общества. В постиндустриальном обществе на фоне машинной технологии все более важной становится информационная маркетинговая технология, опирающаяся на возросший интеллектуальный потенциал, а основным действующим лицом становится профессионал, потому что его образование и опыт позволяют ему отвечать всем требованиям, предъявляемым к конкретному индивидууму в постиндустриальном обществе. Среди особенностей современного этапа развития постиндустриального общества выделяют две взаимосвязанные тенденции:

1. нарастание нестабильности внешней среды фирмы (конкуренция, формирование новых потребностей, быстрая смена поколений продукции и т.п.);

2. возрастание роли знаний в достижении устойчивых конкурентных преимуществ».

Системные маркетинговые исследования А.А.Севастьянова (2009) показывают насколько система профессионального образования в России соответствует названным тенденциям. В частности, названный исследователь показывает, что «рост уровня профессионального образования работающих выступает сегодня необходимой предпосылкой их адаптации к динамично изменяющимся условиям рынка труда и функционирования бизнес-структур, особенно в период структурной перестройки экономики. По мере осуществления экономической реформы в нашей стране происходит формирование рынка

образовательных услуг, адекватных реальным потребностям как фирм (производителей, работодателей), так и экономически активного населения, в том числе и наемных работников. Он представляет собой систему экономических отношений по поводу купли-продажи образовательных услуг, непосредственно востребованных как коллективным, так и индивидуальным потребителем. Этот рынок относится к рынку услуг, но тесно связан и взаимодействует с другими рынками: капитала, рабочей силы, информационных технологий, товаров народного потребления, технологиями производства и т.д. Необходимо подчеркнуть, что существующее классическое вузовское образование не может удовлетворить быстро изменяющиеся потребности производства, оно просто «не поспевает» за переменами в бизнесе и его инфраструктуре. Задача вузовского образования - дать базовые профессиональные знания (таблица 1).

Таблица 1. Маркетинговые проблемы реализации образовательного продукта в постиндустриальном обществе (версияМ.И. Гавриловой и соавт., 2007).

Основные принципы Центральная роль знаний

Основные институты Университет. Академические институты. Исследовательские организации.

Экономическая база Наукоемкие отрасли промышленности

Основной ресурс Человеческий капитал

Политические проблемы Научная политика и политика в области образования.

Стратификация:

основа доступа Способности и навыки, образование

Комментируя данные таблицы 1, ее авторы пишут, что «в плане маркетинга образовательного продукта весь рынок профессионального образования можно классифицировать следующим образом: классическое образование, к которому следует относить все современные формы образования (очную, заочную, очно-заочную и получение второго высшего образования) и дополнительное образование. Дополнительное образование, в свою очередь, делится на два больших направления. Первое - технологическое образование, дающее дополнительное образование по приоритетным направлениям развития науки и техники. Другим направлением дополнительного образования является экономическо-управленческое образование, которое следует считать бизнес-образованием. Дополнительное бизнес-образование (ДПБО) есть новое понятие, которое распространяется в отечественном образовании со становлением рыночной экономики, что вызвано не только общими тенденциями роста потребностей в знаниях, но и рыночными реформами, начавшимися в нашей стране». Направления обучения в технологическом образовании представлены в таблице 2.

Таблица 2. Число слушателей в университетах Центрального федерального округа по приоритетным направлениям образовательного продукта (данныеА.А.Севастьянова, 2009).

Транспорт 32271

Информационные технологии и электроника 31836

Производственные технологии 21176

Топливо и энергетика 11407

Экология и рациональное природопользование 8152

Новые материалы и химические продукты 744

Технологии живых систем 649

Всего 111238

Исследуя аспект антикризисной сбытовой программы учреждений высшего и среднего профессионального образования, Т.В. Голощапова (2009) отмечает, что «кризисные рыночные отношения затрагивают все сферы, в том числе высшее образование. Одним из важнейших показателей, характеризующих современное состояние образования, является увеличивающееся число негосударственных учебных заведений и возрастающая между ними конкуренция. В эту конкурентную борьбу включены государственные ВУЗы, которые ориентируются на коммерческий прием студентов. Такая ситуация диктует необходимость поиска путей повышения конкурентоспособности высших учебных заведений, тем более, что интенсивность конкуренции постоянно растет и усиливается степенью территориальной близости образовательных организаций. Необходимость перехода к маркетинговой деятельности вызвана тем, что ни федеральный, ни региональный бюджеты в полном объеме не могут финансировать все затраты ВУЗов, в том числе оплату труда высококвалифицированных кадров, постоянное обновление компьютерной техники, библиотечного фонда и др. Для решения задач, возникающих в процессе функционирования ВУЗов в условиях рыночных отношений, необходимо создание в учреждении образования специального органа по маркетингу, деятельность которого должна развиваться по следующим направлениям:

- изучение тенденций развития рынка труда;

- изучение конкуренции на рынке образовательных услуг.

По свидетельству И.Н.Кольцовой (2010), «при изучении маркетинговых тенденций развития рынка труда следует подчеркнуть, что маркетинговая деятельность, осуществляемая ВУЗом, имеет ряд особенностей, так как основным продуктом, который реализуется на рынке, является особый вид товара -образовательная услуга. Покупая образовательную услугу, потребитель повышает стоимость своего товара «рабочая сила» на рынке труда, поэтому положение учреждений образования напрямую зависит от состояния отрасли, для которой они осуществляют подготовку специалистов. Благодаря влиянию рынка труда

на рынок образовательных услуг, возникают волновые процессы изменения спроса. Спрос на образовательные услуги формируется под воздействием изменений на рынке труда и последующего изменения общественного мнения о престижности и выгодности профессий. Этим объясняется инерционность спроса на образовательные услуги, то есть задержка реакции потребителей образовательных услуг по отношению к изменениям на рынке труда - «временной лаг». Цикл изменения спроса на образовательные услуги может составлять величину порядка 10 лет. Содействуя трудоустройству своих выпускников, вуз может ставить перед собой задачи «минимум» и «максимум». Первая заключается в установлении и поддержании обратной связи с потенциальными работодателями, что будет облегчать трудоустройство выпускников и повышать имидж вуза. Задача «максимум» включает получение средств от потенциальных работодателей на развитие. Такая маркетинговая деятельность предполагает изучение спроса на специалистов различного профиля. Непосредственный предмет подобных исследований - сфера рыночных отношений «вуз-студент-предприятие» в системе высшего образования. Вузам необходимо на ближайшие годы знать, какие предприятия готовы брать на работу молодых специалистов, сколько они заплатят за их подготовку и требуемый уровень качества подготовки последних. Удовлетворяя потребности предприятий в молодых специалистах, организации системы высшей школы получают возможность не только роста доходов, но и, в конечном счете, упрочения своего положения в этой системе. При изучении конкуренции на рынке образовательных услуг, необходимо рассмотреть следующие направления:

- спрос на рынке образовательных услуг, в том числе желание абитуриентов получать высшее образование; доходы и возможность оплачивать обучение;

- предложение на рынке образовательных услуг, включающего в себя количество вузов, в том числе государственные и негосударственные, филиалы, представительства других городов; профиль образования, формы и сроки обучения; другие условия, составляющие конкурентные преимущества вузов;

- исследование цен предложения на рынке образовательных услуг».

Комментируя данный рыночный постулат с точки зрения маркетинговых

программ профессиональной переподготовки работников учреждения образования, известные кубанские этнографы Н.И.Бондарь, С.А.Жиганова (2009) указывают (как специалисты Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования), что «в школах и образовательных учреждениях среднего профессионального образования, расположенных в курортных зонах и представляющих интерес для этнического туризма, следует иметь специально подготовленных преподавателей, закладывающих среди слушателей правильные представления об особенности языка и традиций различных этнических групп, составляющих культурное богатство современной России». Названные исследователи отмечают, что «для формирования маркетинговых программ этнотуризма, способных быть

реализованными посредством усилий специально подготовленного педагогического сообщества на Юге России, необходимо учитывать следующие этнические и конфессиональные характеристики: а) этнографическая группа русских Кубани. Старожильческое население, сформировавшееся на протяжении ХУШ-Х1Х веков, население неказачьих поселений края, относится в основном к южной ветви большой европеоидной расы, а язык - к индоевропейской семье, к её славянской ветви. По конфессиональной принадлежности - православные, но есть и общины старообрядцев, в том числе старообрядцев-липован; б) этнографическая группа украинцев Кубани. Старожильческое население, сформировавшееся на протяжении ХУ111-Х1Х веков, жители неказачьих украинских поселений на Кубани, относится к южной ветви большой европеоидной расы. Язык принадлежит к славянской ветви индоевропейской семьи языков. В религиозном отношении - православные; в) кубанское казачество. Этническая группа - субэтнос, обладающий двойным самосознанием (кубанские казаки, русские / украинцы). В настоящее время - внутреннее подразделение русского этноса. В расовом отношении - европеоиды. По языку (кубанские говоры) от-носятся к славянской ветви индоевропейской семьи языков. Сформировались на основе разных частей русского и украинского этносов на Кубани в период ХУШ-Х1Х вв.; г) армянский этнос представлен двумя субэтническими группами: амшенские армяне, старожильческая группа, переселившиеся из Турции на Кубань в Х1Х в. По конфессиональной принадлежности - христиане-григориане, а армяне-хемшилы - мусульмане (сунниты), общины которых появились на Кубани в послевоенные, 1960-1970-е гг. Основная масса армян, выходцы из Карабаха, Еревана, других районов Армении, переселившиеся в Краснодарский край в 19801990-е годы. Отдельной этнической группы в крае не представляет, но составляет основу армянской диаспоры. В расовом отношении армяне - европеоиды. Язык (и диалекты, представленные на Кубани) относится к армянской ветви индоевропейской семьи; д) двумя субэтническими группами в Краснодарском крае представлен греческий этнос. Греки-ромеос - субэтническая группа, имеющая компактные поселения на Кубани с Х1Х века. Православные. Говорят на одном из диалектов греческого языка, относящегося к греческой ветви индоевропейской семьи языков. Греки-урумы - субэтническая группа, не имеющая компактных поселений, селящаяся общинами в уже существующих станицах; е) выходцы из Турции, осевшие в Грузии, переселяющиеся на Кубань со второй половины ХХ в. и по настоящее время. Православные. Ещё в Турции ради сохранения веры перешли на турецкий язык, который относится к тюркской ветви алтайской семьи языков. По расовой принадлежности - южные европеоиды; ж) этнографическая группа чехов Кубани также ведёт свою историю с Х1Х в. По конфессиональной принадлежности - христиане-католики. Язык относится к славянской ветви индоевропейской семьи языков. По расовой принадлежности - европеоиды. з) община болгар, несмотря на давнюю, с Х1Х в., связь с Кубанью, как этническая община сформировалась в крае во второй половине 1950-х годов из числа крымских болгар. Европеоиды. Православные. Язык относится к славянской ветви

индоевропейской семьи; и) этнографическая группа молдаван, имеющая с XIX века компактные поселения на территории современного Краснодарского края. Европеоиды. Православные. По языку относятся к романской ветви индоевропейской семьи; к) современные немцы Краснодарского края. Относятся к старожильческой группе немцев Кубани, сформировавшейся в XIX в. Европеоиды. Христиане-католики и протестанты. Язык относится к германской ветви индоевропейской языковой семьи; курды Кубани, начавшие настойчиво просачиваться в её пределы с 1980-х годов, образуют две этнические группы курдского этноса; обе принадлежат к европеоидной расе, говорят на одном и том же языке, относящемся к иранской ветви индоевропейской языковой семьи. Существенные различия, влияющие на самосознание, кроются в религии: часть курдов - мусульмане-сунниты , часть (субэтнос) - йезиды. Йезидизм -синкретическая религия, сочетающая в себе признаки зороастризма, христианства, ислама, иудаизма; адыги, для которых часть территории нынешнего Краснодарского края, также как и для русских, и прежде всего, кубанского казачества, является этнической территорией, в настоящее время на Кубани представлены прежде всего шапсугами, которых одни исследователи рассматривают как субэтнос адыгейского народа, а другие - как самостоятельный адыгский этнос. Основные характеристики: европеоиды, основная часть - мусульмане-сунниты. Язык относится к абхазо-адыгской ветви северокавказской семьи языков; крымские татары и турки-месхетинцы появились на Кубани в конце ХХ в. Это этносы, мигрирующие в направлении своих этнических территорий, родины (Крым и Грузия). По расовой принадлежности - еврапеоиды. По религии - мусульмане-сунниты. Языки относятся к тюркской ветви алтайской семьи языков; эстонская этнографическая группа начала формироваться в крае в XIX в. Европеоиды, христиане-католики. Язык относится к финно-угорской ветви уральской семьи языков. Уникальными для края можно считать айсоров / ассирийцев и корейцев. Первые появились в пределах Кубани в 1920-е годы, основав единственное компактное поселение в России (пос. Урмия) данного этноса; корейская диаспора сформировалась в Краснодарском крае в 1980-1990-е годы. По расовой принадлежности - монголоиды. Их язык пока ещё оценивается как изолирванный. Считая себя христианами, сохраняют и ряд традиционных верований. Ряд занятий следует посвятить культурно-бытовым особенностям некоторых из вышеназванных этнических групп: традиционным занятиям, особенностям национальной кухни, одежды, некоторым праздникам и обрядам, фольклору. Выбор должен определяться тем, с какими из этнических групп чаще всего приходится контактировать местному населению. Эти занятия могут также проходить в форме встреч с этническими фольклорными коллективами или на урок могут быть приглашены знатоки фольклора, мастера народных ремесел и промыслов со своими изделиями. План такой формы занятий, их содержание должны разрабатываться педагогом заранее, в процессе предварительных встреч с руководителем фольклорного коллектива, мастерами НДПИ, сотрудниками музея. В заключение темы учитель должен подчеркнуть, что Кубань - это составная

часть России и является этнической территорией русского и адыгского этносов, а также субэтноса - кубанского казачества, который и сформировался в границах современного Краснодарского края».

Литература

1. Бондарь, Н.И., Жиганова, С. А. Фольклор и этнография Кубани.- Краснодар: Изд-во «Традиция», 2009.- 128 с.

2. Гаврилова, М.И., Григорьева, Т. О, Шеметов, В.В. Рынок бизнес-образования в России.// Научный вестник Российской Академии предпринимательства.-2007.-№2.-32-36 с.

3. Голощапова, Т.В. Маркетинговые программы образовательного продукта.// Сбыт.- 2009.- №6.- 29-33 с.

4. Кольцова, И.Н. Изучение маркетинговых тенденций развития рынка труда в сфере образования.// Маркетолог Сибири.- 2010.- №7.- 45-49 с.

5. Севастьянов, А.А. Антикризисные сбытовые программы учреждения высшего и профессионального образования.// Маркетинговые исследования.-2009.- №3.- 82-85 с.

Экономическое развитие личности

Никитин М.В., Веселова Т.Е.

Медиа-инструментарий как ингредиент концепции клиентоориентированности сбытовых инноваций в целевых маркетинговых программах санаториев и учреждений здравоохранения

В настоящий период на страницах профильных экономических журналов развернулась интенсивная научная дискуссия о терминологии такой сбытовой характеристики, как «медийность маркетингового пространства». Как отмечает профессор Е.В.Попов (2009), «интенсивное внедрение маркетингового инструментария во все сферы экономической жизни обусловливает теоретический и практический интерес к алгоритмизации планирования деятельности по различным направлениям маркетинга. Приоритетное значение среди подобных алгоритмов планирования, несомненно, принадлежит разработке обоснованной деятельности по проведению маркетинговых исследований. Вместе с тем, в экономической литературе до сих пор не опубликована полная схема проведения маркетинговых исследований, учитывающая наиболее широко и подробно передовой маркетинговый инструментарий. Подобное упущение может быть объяснено: а) во-первых, значительной зависимостью алгоритма проведения маркетингового исследования от целей и задач проведения такового; б) во-вторых, сознательным упрощением схемы планирования маркетинговых исследований, исходя из практической целесообразности; в) в-третьих,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.