Научная статья на тему 'Концептуальные векторы алгоритма управления маркетинговой политикой факультетов последипломной подготовки работников образования'

Концептуальные векторы алгоритма управления маркетинговой политикой факультетов последипломной подготовки работников образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
64
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рафикова Элина Рашитовна

В рамках исследования проанализированы концептуальные векторы управления маркетинговой политикой факультетов последипломной подготовки государственных учреждений, отвечающих за повышение квалификации работников среднего и высшего профессионального образования. При этом, разработанные сбытовые программы названных учреждений базировались на эксклюзивных ингридиентах, составляющих базовую основу оптимизации маркетинговой среды российского образовательного пространства по предложенной системе «потребитель образование рынок труда». Отличием полученных автором результатов от итогов сходных по тематике исследований, завершенных другими учеными, являлось то, что впервые были выведены маркетинговые векторы преваленты, среди которых ведущее влияние оказывали: природно-ресурсный и демографический потенциал региона, плотность населения в нем, внутриполитическая ситуация в контексте действий самой личности по созданию (в рамках интенсивного участия в процессе последипломного самообразования) благоприятных рыночных условий для реализации накопленного профессионального потенциала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Рафикова Элина Рашитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептуальные векторы алгоритма управления маркетинговой политикой факультетов последипломной подготовки работников образования»

Рафикова Э. Р.

Концептуальные векторы алгоритма управления маркетинговой

политикой факультетов последипломной подготовки работников

образования.

Актуальность проблемы связана с фундаментальными исследованиями в сфере образовательного продукта (Ю.В. Меркурьева, И.А. Иванова, 2009), что логически связывается с потребительской незащищенностью на рынке образовательных услуг и проблемой недобросовестности рекламодателя в образовательном маркетинге. Известный столичный маркетолог С.Б. Володский (2010) приводит на статистически достоверном уровне наблюдений свидетельство того, что около 60% образовательных учреждений не могут предоставить абитуриенту правдивой маркетинговой информации, т.к. 87% изученных им рекламных материалов вузов не содержали доступной для абитуриента информации о моральных и материальных выгодах конкретной личности при инвестиции собственных средств на обучение (как студента) по конкретной специальности, т.е. не разъясняли механизм выгод социально-экономической защиты этой личности при накоплении ею (в процессе профессионального обучения) собственного конкурентоспособного человеческого потенциала (Е.И. Покаместов, 2010). Последнее подчеркнуло актуальность темы исследования и потребовало дополнительных научных разработок по инвестированию собственных маркетинговых программ в рынок образовательных услуг, в т.ч. в сфере последипломной подготовки самих работников образования и преподавателей высшей школы (таблица 1). Комментируя данные таблицы 1, следует указать, что в рамках кластерного анализа факторов маркетинговой среды при рецессии рынка образовательных услуг были выделены (по рангу рыночной востребованности) 3 значимые концепции образовательного маркетинга. Наиболее востребованной маркетинговой концепцией стала превалентность профессионально-образовательных услуг, где маркетинговые преимущества выражались в виде привлечения значительных объемов личных инвестиций российского среднего класса в программы дополнительного среднего профессионального образования. Таковыми были лицензированные профессиональные программы первичной профессиональной подготовки официантов, слесарей по технической эксплуатации зданий, сооружений, обслуживанию электрооборудования, по ремонту автомобильного транспорта, а также пекарей, парикмахеров, профессиональных швей-мотористок и т.д. Последнее не только сокращало уровень безработицы в российском среднем классе (особенно среди тех, кто не рассчитывая на государственные вакансии, счел необходимым открыть свой малый бизнес после получения социально востребованной профессии), но и увеличивало объемы загруженности преподавательского состава образовательных учреждений среднего профессионального образования. Второй (по рангу социальной

востребованности) оказалась маркетинговая концепция смены поколений продукта в российском бизнес-образовании (т.е. переподготовки менеджеров и маркетологов в связи с кризисным отторжением или рыночным обесцениванием интеллектуального потенциала части старого управленческого корпуса существующих бизнес-структур).

Таблица 1. Систематизация концептуальных векторов маркетинговой среды на современных образовательных площадках для повышения квалификации работников средней школы и высшего профессионального образования.

Векторная разнонаправленность концепций образовательного маркетинга. Сущностное содержание маркетинговых инноваций на рынке образовательных услуг.

1 Маркетинговая концепция смены поколений продукта в бизнес-образовании (зарубежные прототипы: J. Allender, 2002; С. Emmerson et al., 2003, российский аналог: M. Гаврилова, Т. Григорьева, В. Шеметов, 2003). Маркетинговые преимущества привлечение дополнительного контингента преподавателей школ и ВУЗов, стремящихся (в рамках своей профессиональной переподготовки) к здоровому карьерному росту в будущем; к саморазвитию в конкретной сфере интеллектуальной деятельности. Социальные и правовые факторы-преваленты а) рыночное обесценивание интеллектуального потенциала части старого управленческого корпуса существующих образовательных структур; б) правовое обновление законодательной базы, упрощающей в рамках государственной политики открытие и функционирование различных форм предпринимательства в сфере последипломной подготовки работников средней и высшей школы, в т.ч. на базе негосударственных образовательных учреждений.

1 Маркетинговая концепция превалентности профессионально-образовательных услуг (зарубежные прототипы: R. Bourdon, 2002; S. Dowson, A. Maynard, 2005, российские аналоги: О.Ю. Маркова, И. С. Петрушина, Е.А. Красникова, 2 003). Маркетинговые преимущества увеличение объемов загруженности преподавательского состава образовательных учреждений СПО (техникумов, пр офессиональных колледжей и др.). Существующие рыночные недостатки маркетингового инструментария: отсутствие (со стороны местных администраций) системной координации деятельности центров занятости населения, рекламных агентств и работодателей, желающих заполнить вакантные места в государственных и негосударственных колледжах; гимназиях, учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

3 Маркетинговая концепция оптимизации маркетинговой среды образовательного пространства п» системе «потребитель-образование-рынок труда» (зарубежные прототипы: G.M. Alfenby, P.E. Rossi, 2002; J. Osborne, 2006, российский аналог: H.Д. Голдобин, 2003). Маркетинговые преимущества сегментирование нового круга потребителей образовательных услуг, которыми могут быть как физические, так и юридические лица (потенциальные работодатели - фирмы); позиционирование на рынке конкретного вида образовательного продукта, т.е. повышение его итоговой конкурентоспособности. Геополитические факторы-прева ленты: влияние политической (внутриполитическая ситуация и геополитическое положение региона в государстве), географической и демографической (природно-ресурсный потенциал региона, плотность населения, уровень урбанизации) составляющих рынка образовательного продукта в контексте программы действия самой личности по созданию максимально благоприятных условий для реализации собственной рабочей силы Рыночные недостатки концепции: снижение (в период экономического кризиса) ресурсного потенциала фирм для целевой подготовки специалистов.

Маркетинговые преимущества подобной программы объективизировались привлечением в ВУЗы и техникумы дополнительного контингента преподавателей, стремящихся к здоровому карьерному росту в будущем и к

саморазвитию в конкретной сфере интеллектуальной деятельности. Достаточно востребованной оказалась также концепция оптимизации маркетинговой среды образовательного пространства по системе «потребитель-образование-рынок труда». Маркетинговые преимущества этой концепции состояли в сегментировании нового круга потребителей образовательного продукта, т.е. не только физических но и юридических лиц, когда последние выступали в качестве фирм - потенциальных работодателей. Вышеизложенное потребовало идентификации стратегических и тактических компонентов обновленного потребительского маркетинга образовательных услуг, что (в контексте маркетингового прогноза сбытовой динамики образовательного продукта на российском сегменте рынка) представлено на схеме 1.

Анализируя данные схемы 1 следует подчеркнуть 4 ведущих маркетинговых составляющих рыночного оборота образовательных услуг: а) интеллектуализация; б) инновация; в) рыночная успешность; г) геополитическая востребованность. При этом интеллектуализация образовательного пространства в первую очередь относится к технологиям обучения преподавателей не только в сумме обязательных знаний по предмету преподавания, но и методологии обучения научно-техническому творчеству. Здесь маркетинговый приоритет может быть использован при обучении формированию (в соответствии с рекомендациями Минобрнауки РФ) платных дополнительных образовательных услуг, предусматривающих легальное репетиторство с обучающимися другого образовательного учреждения или (при желании со стороны потребителя) с обучающимися из того же образовательного учреждения, где работает репетитор. Инновационная маркетинговая составляющая конкретизирует компонент интеллектуализации образовательного процесса, поскольку предлагает, например, в художественном творчестве преподавателей внедрять маркетинговые программы обучения приемам европейской этической «граффити». Причем, в этом случае (так же как в случае обучения изобретательству) возможна интеграция практических продуктов творчества преподавателей в маркетинговые программы проведения рыночных (российских или зарубежных) торговых аукционов. Одновременно, инновации в сфере дополнительного обучения преподавателей приемам творчества, например, легальному кинопроизводству, отвлекают учащихся общеобразовательных учреждений от возможного использования их творческих качеств кинодельцами в детском «порно». Особо следует подчеркнуть, что ведущим сегментом алгоритма управления маркетинговой политикой факультетов последипломной подготовки работников образования является его геополитическая востребованность, подразумевающая интеграцию предлагаемого маркетингового инструментария в межнациональные образовательные проекты, основанные на коммуникативной, т.е. объединяющей функции русского языка.

Схема 1. Маркетинговые составляющие алгоритма управления рыночным оборотом образовательных услуг.

Интеллект)' ализ ация

разработка и рыночная реализация (в т.ч. б рамках дополнительного образования) технологий последипломного обучения преподавателей не только в сумме обязательных знаний по предмету преподавание но и методологии о бучения научно-те хниче скому творчеству.

:

Интеграция в межнациональные образовательные проекты коммуникативной функции русского языка как концептуального вектора маркетинговых программ баз исследования

Г е ополитич еск ля в о стр е б об анно еть

Ведущие сегменты марк е тннг ов ой среды российского о бр аз ов а т е льног о пространства

Инновация

развитие в художественном творчестве преподавателей лучших мировых приемов инновационного образования, например, в пр отив ов е с с амодельному гр афиче скому

«украшательству» фасадов зданий внедряются маркетинговые программы обучения приемам европейской этической «граффити» и т.д.

С

Интегр ация ме тодик пр еподав ания научно-те хнического (изобретательство или продукт информатизации) творчества, декоративно-прикладного искусства в маркетинговая

пр огр аммв1 пр ов едения рвшочнв1х (российских или зарубежнв1х) торговв1х аукционов.

Рыночная успешность

Комментируя данные схемы 2 необходимо подчеркнуть, что образовательный маркетинг, как система сбытовых мероприятий, (дословно), повёрнутых лицом к потребителю образовательных услуг, позволяет не только снять мнимые представления общественности об истощении кадровых, методических и методологических ресурсов российского образования, но и развеять обывательские рассуждения о том, что образование-де перестало играть роль «социального лифта» в будущем достижении индивидуумом высот рыночной успешности, т.е. богатства и известности. Этому способствовало наше внедрение на рынке технологий управления качеством знаний (например, франшизой) в рамках персонифицированной интеграции конкретного индивидуума в российское образовательное пространство (в зависимости от личностных характеристик и уровня потребительских притязаний конкретного учащегося, студента или его родителей). При этом, в рамках наших программ маркетинга франшиза (от франц. franchise - льгота) рассматривалась в виде договора коммерческой концессии, т.е. создания коммерческого предприятия, торгующего (с разрешения собственника) сторонним высоколиквидным образовательным продуктом, что представлено ниже.

Схема 2. Научное обоснование персонифицированного алгоритма маркетингового позиционирования производственных и потребительских субъектов рыночных отношений в сфере образования.

Цель - подвергнуть научной маркетинговой дт гпципщш обывательские рассуждения:

об «истощении» кадровых, методических и о том, что образование-де перестало играть роль

методологических ресурсов российского асоциального лифта» в будущем достижении

образования; об абсолютной престижности индивидуумом высот рыночной успешности, т.е.

зарубежных образовательных школ; богатства и известности.

Персонификация ограничений (с учетом талантливости икрцпвидуумл) свободы доступа детей из низко-доходных семей в элитарные о бще о бр аз ов ательные учреждения.

Марк е тннг ов ые мотив- ы персонификащп! о бр ат ов а т е льны х: ус луг

о

Появление технологий управления качеством знаний в рамках пер сони фшшрглмнноп шпетрлщш (в зависимости от личностнык ¡характеристик и уровня потребительских притязаний) конкретного индивидуума в образовательное пространство.

Использование фрэтшпы (как законодательно разрешенной модели договора коммерческой концессии) для авторских маркетинговых программ расширения конъюнктурь! российского рынка образовательных услуг по повышеник> квалификации самих работников высшей и средней школы.

Комментируя данные вышеуказанной таблицы и обеих схем, следует подчеркнуть, что использованные нами за минувший пятилетний период научные принципы кластерификации и ранжирования социально-экономических, правовых, геополитических и иных факторов трансформации маркетинговой среды рынка образовательных услуг, позволили констатировать, что в условиях кризисных явлений в мировой и отечественной экономике особую рыночную состоятельность выказали только те образовательные концепции, где прогрессивные маркетинговые системы (в первую очередь, концептуальные векторы алгоритма управления маркетинговой политикой факультетов последипломной подготовки работников высшей и средней школы) выступали в качестве магистральной составляющей инвестиционных программ на указанном сегменте рынка. Ими были следующие технологии обучения различных контингентов работников сферы образования, что предусматривало использование в учебном материале: 1) маркетинговой концепции превалентности профессионально-образовательных услуг; 2) маркетинговой концепции антикризисной смены поколений продукта в бизнес-образовании.

Вывод

Рассмотренные в рамках данной научной работы концептуальные векторы алгоритма управления маркетинговой политикой факультетов последипломной подготовки работников образования обеспечивали следующие маркетинговые преимущества: сегментирование нового круга потребителей образовательных услуг, которыми могут быть как физические, так и юридические лица (потенциальные работодатели - фирмы); позиционирование на рынке конкретного вида образовательного продукта, т.е. повышение его итоговой конкурентоспособности.

Литература

1. Меркурьева, Ю.В., Иванова, И.А. Система управления маркетинговыми программами образовательных учреждений в России [Текст] // Ю.В. Меркурьева, И.А. Иванова, Образовательный маркетинг: Материалы Всеросс. научн.-пракг. конф.- Спб., 2009.- С.61-62.

2. Володский, С.Б. Методы определения достоверности маркетинговой информации на образовательном пространстве [Текст] // С.Б. Володский, Маркетолог столицы,- 2010. -№1. - С.27-28.

3. Покаместов, Е.И. Маркетинговые программы повышения конкурентоспособности интеллектуального потенциала преподавателей ВУЗов на рынке труда в Москве [Текст] // Е.И. Покаместов, Блокнот практического маркетолога.- 2010. - №1.- С. 76-78.

Новые исследования молодых ученых Хорошилова Н.Ю.

Социализация и ресоциализация социальных сирот

Феномен социального сиротства, актуализировавшийся в России в последние два десятилетия, является предметом дискуссий в научной литературе, посвященной проблемам семьи, детства, социальной и демографической политике страны. Понятие «сиротство», исторически обозначавшее детей, чьи родители умерли, в XX веке приобрело новые формы и масштабы, что и заставляет исследователей искать новые подходы к его изучению. Количество социальных сирот является прямым индикатором социально-экономического и морально-нравственного здоровья нации. Трансформация форм семейной организации, распространение сожительств, внебрачной рождаемости, смена семейных ценностных установок стали катализатором роста численности социальных сирот, общее количество которых в стране, по последним данным, составляет около двух миллионов человек. Анализируя динамику за предыдущие годы можно отметить практически постоянный рост данного показателя с начала девяностых годов XX века. Можно говорить о недостаточной проработанности мер социальной, семейной и демографической политики, которые направлены, главным образом, не на устранение причин негативных явлений, а на их коррекцию. Постоянное запаздывание государственных институтов в выявлении семейного неблагополучия и оказания помощи семье в период кризиса, неэффективное законотворчество стали причиной неуправляемого роста социального сиротства детей, семейного насилия и вторичного сиротства [8].

Проблема детей-сирот приобретает большую актуальность и остроту, так как число сирот не уменьшается, а непрерывно растет. Основными причинами детского неблагополучия явилось: падение социального престижа семьи, нахождение семьи с несовершеннолетними детьми за чертой бедности, увеличение числа родителей, ведущих асоциальный образ жизни и т.д. Эти причины заставляют детей и подростков уходить из дома, бродяжничать, заниматься мелким воровством, попрошайничеством, приобщаться к употреблению спиртных напитков, наркотических веществ, проституции, совершать противоправные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.