(О
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н
о
0
1
о я с о т ф
VO >s о
о
ф у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
ü S I
н
о ф
со
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научное обеспечение реформирования
_ _ __ур
МВД России: проблемы и перспективы
Нургалиев Р.Г.**
The changes occurring in economic, sociopolitical and spiritual spheres of a life of the Russian society, are reflected by cardinal image in structure and problems of law enforcement bodies. An aggravation криминогенной conditions and growing requirements of a society to activity of law-enforcement system dictate a pressing need of its reduction a condition, allowing to provide reliable protection of the person, a society and the state against criminal encroachments.
Проблема обеспечения социально-экономической безопасности России вот уже более 20 лет остается одной из жизненно важных как в плане существования и развития России в виде суверенного единого государства, так и в аспекте научного исследования.
С середины 90-х гг. смысловым стержнем развития страны стал политический курс на укрепление государства, становление и развитие новых политических институтов. Демократическое правовое государство рассматривалось как гарант необратимости рыночных реформ и демократических преобразований, фактор стабилизации социального и экономического положения.
Основная цель российского общества, его институтов — это обеспечение конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Главный ориентир — принятая в декабре 1993 г. Конституция РФ, а основное условие решения данной задачи — это утверждение России в мировом сообществе как демократического, федеративного, правового, социального и светского государства. В законе предусмотрено, что содержащиеся в нем политические, экономические и социальные ориентиры становятся основой для оценки деятельности всех органов государственной власти.
На протяжении ряда лет в основе политического курса страны лежат следующие принципы:
> усиление государственных институтов и налаживание их взаимодействия;
> формирование действующей системы обеспечения и защиты прав и свобод каждого человека независимо от национальности, веры, социального положения;
> обеспечение России достойного места в мировом сообществе. Важнейшие государственные институты России представлены основными ветвями государственной власти: исполнительной, законодательной и судебной. В идеале их укрепление должно было бы осуществляться одновременно и с одинаковой эффективностью.
Одной из ключевых задач демократического правового государства является защита прав и свобод граждан.
И в данном направлении существенная роль принадлежит правоохранительным органам.
Современный мир стоит на пороге масштабных перемен. Глобальный кризис выявил два полярных направления: формирование социально-экономической безопасности, базирующейся на идее подлинного гуманизма, и бездуховное технологическое развитие, способное привести к мировой катастрофе.
Сегодня весь цивилизованный мир оказался на пороге глубоких изменений, последствия которых непредсказуемы. Современный мир, несмотря на глобализацию, демонстрирует удивительное разнообразие идей, концепций, представлений о целях, задачах и путях дальнейшего социально-экономического развития —
Выступление в Российской академии наук (Москва, 27.05.2010). Министр внутренних дел Российской Федерации.
как отдельных государств, так и их институтов.
Изменения, происходящие в экономической, социально-политической и духовной сферах жизни российского общества, кардинальным образом отражаются на структуре и задачах правоохранительных органов. Обострение криминогенной обстановки и возрастающие требования общества к деятельности правоохранительной системы диктуют насущную потребность приведения ее в состояние, позволяющее обеспечить надежную защиту личности, общества и государства от преступных посягательств.
На приоритетное значение предупреждения преступности перед карательной политикой государства указывалось еще Платоном, Аристотелем, Монтескье, Беккариа и др.
Автор знаменитого трактата «О духе законов» Шарль Луи Монтескье указывал, что «хороший законодатель не столько заботится о наказании за преступления, сколько о предупреждении преступлений. Он старается не столько карать, сколько улучшать их нравы».
Чезаре Беккариа указывал, что «лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или, возможно, меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни».
В этой связи особую ценность приобретают и исторический опыт, накопленный за годы существования старейшего из правоохранительных ведомств — Министерства внутренних дел, и научное обеспечение модернизации деятельности органов внутренних дел.
Стоит сказать, что в новом тысячелетии Россия вошла в сложный период своего развития после глубокого системного кризиса 90-х гг., завершившегося дефолтом 1998 г. Развал экономики, инфляция и резкое падение жизненного уровня не могли не повлиять и на правоохранительные органы. Отсутствие мотивации и стимулов службы привело к снижению общего профессионально-квалификационного уровня в связи с оттоком кадров и, как следствие, к ухудшению результативности оперативно-служебной деятельности. В результате в стране резко активизировалась преступность. Социальный кризис и кризис семьи породили беспри-
зорничество в мирное время и рост числа преступлений среди несовершеннолетних. Широкое распространение получили и теневая экономика, экономическая и организованная преступность.
В 90-е гг. правоохранительные органы не смогли уйти от репрессивной модели милиции, найти и реализовать новую социальную модель, при которой милиция как составляющая государственной власти, находящаяся на службе у гражданского общества, предоставляет своим гражданам услуги по обеспечению конституционных прав и свобод граждан, законности и правопорядка, безопасности как самого государства, так и общества в целом. Милиция оказалась в самом центре жизненных проблем, которые вовлекли ее в происходящие конфликты.
Очевидно, что в основе развития системы МВД России должны находиться объективно обусловленные и научно обоснованные подходы.
При разработке стратегии развития органов внутренних дел стоит помнить, что назначение современной милиции — защита конституционных прав и свобод человека и гражданина. Эти права признаются, гарантируются, являются неотчуждаемыми и защищаются государством.
В настоящее время Министерство внутренних дел РФ, следуя своим более чем двухсотлетним традициям, реализует широкий спектр функций, направленных на обеспечение прав и свобод граждан, защиту национальных интересов страны, обеспечение законности и правопорядка.
Учитывая особенности экономического и политического положения, актуальным является продолжение диалога и сохранение взаимопонимания между органами правопорядка и гражданами.
Начиная же с 2004 г. в стране проводится административная реформа в структуре государственной власти, в ходе которой МВД России вышло на новую ступень своего развития, став лицом к проблемам человека. В министерстве выстрадано понимание, что главная проблема реформирования МВД России не должна сводиться лишь к организационно-правовым и управленческим, тем более к институциональным, реформам. Российская милиция до тех пор будет оставаться «советской милицией», пока не уйдет в прошлое та социальная идея, которая объективно обуславливала необходимость именно репрессивной модели.
(О 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
(О
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
Без новой социальной идеи не будет и новой модели, а без последней не будет и подлинной реформы правоохранительных институтов общества.
Предпринимаемые министерством меры, направленные на совершенствование деятельности органов внутренних дел, уже сегодня позволяют говорить об определенных результатах:
> удалось добиться улучшения оперативной обстановки и снижения уровня преступности. И если в 2005 г. было зарегистрировано 3 554 738 преступлений, то уже в 2009-м - 2 994 820;
> сократилось количество тяжких и особо тяжких преступлений - с 1 076 988 до 796 224 (на 26 %);
> уменьшилось на 6,4 % число преступных посягательств в общественных местах;
> снизилось и количество дорожно-транспортных происшествий на 6,7 %, а на 9,1 % — случаев детского дорожно-транспортного травматизма. Развитие Государственной системы
профилактики позволило реализовать мероприятия по противодействию алкоголизму и наркомании, максимальному использованию потенциала регионального законодательства в сфере профилактики правонарушений, социальной защиты и правового воспитания.
В целом по стране ситуация постепенно улучшается. Уже прослеживается положительная динамика в сторону:
> уменьшения криминальной актив -ности лиц, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения, на 7,6 %;
> снижения количества преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, на 18,4 % (с 116,1 до 94,7тыс.);
> сокращения до 5,7 % доли подростковой преступности. Стоит подчеркнуть, что это самый низкий показатель за последние 15 лет.
В вопросах совершенствования деятельности органов внутренних дел значительная роль отводится внедрению информационно-телекоммуникационных технологий в деятельность МВД России.
В соответствии с планом научного обеспечения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в 2007—2008 гг. реализована ОКР «Разработка технорабочего проекта единой автоматизированной информационной системы обеспечения деятельности
штабных подразделений МВД России, отвечающей требованиям корпоративных стандартов и технологий ЕИТКС ОВД» (ЕАИС ШП).
Указанная автоматизированная система включает в себя:
> подсистему автоматизации функций делопроизводства;
> подсистему автоматизации контроля исполнения документов, планов и поручений;
> подсистему автоматизации Справоч-но-информационного фонда;
> подсистему технической, методической и консультационной поддержки пользователей и поддержки функционирования системы;
> подсистему натурализованного хранилища электронных документов;
> подсистему информационного обмена. Автоматизированная система на данном этапе состоит из четырех уровней: федерального, окружного, регионального и районного сегментов.
В настоящее время ЕАИС ШП введена в эксплуатацию на федеральном уровне. А в марте текущего года заключен государственный контракт на выполнение опытно-конструкторской работы по разработке и вводу в действие второй очереди ЕАИС ШП. Окончание работы запланировано на конец 2012 г.
В рамках данной ОКР будут проведены работы по интеграции ЕАИС ШП с ЕИТКС ОВД, разработке межуровневого взаимодействия, а также доработке существующего программного обеспечения ЕА-ИС ШП с учетом его использования в территориальных органах МВД России.
Наряду с этим в 2011—2012 гг. запланированы и мероприятия по внедрению окружного, регионального, районного сегментов ЕАИС ШП в территориальных органах МВД России.
Введение в действие сегментов автоматизированной системы в подразделениях органов внутренних дел позволит:
> повысить уровень информационной поддержки и эффективности организационно-управленческой (административной) деятельности штабных подразделений;
> усилить контроль исполнения документов и поручений на всех уровнях управления органов внутренних дел;
> увеличить скорость прохождения документов как между органами внутренних дел, так и внутри каждого подразделения;
> обеспечить эффективное и безопасное функционирование ИС в рамках единой информационно-телекоммуникационной системы органов внутренних дел, предоставить техническую возможность оперативного доступа сотрудников ОВД к информационным ресурсам ЕАИС ШП и ЕИТКС ОВД при сохранении требуемого уровня безопасности и соответствующего уровня конфиденциальности данных;
> внедрить в ближайшей перспективе готовые, настраиваемые под конкретные задачи штабных подразделений программные продукты, создать предпосылки для организации электронного документооборота в штабных подразделениях.
Сегодня министерством в рамках выполнения Программы создания ЕИТКС реализованы мероприятия, направленные на улучшение информационного обеспечения дежурных частей органов внутренних дел:
> с 1 сентября 2009 г. ЕАИС ДЧ введена в эксплуатацию в дежурной части МВД России и дежурных частях горрайор-ганов УВД по Рязанской области;
> а с 1 января 2010 г. — в дежурных частях при всех МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Предпринимаются серьезные шаги
по подготовке квалифицированных кадров для работы с новыми информационными технологиями: подготовлена и утверждена примерная программа специального курса «Обучение навыкам обращения с ЕАИС ДЧ сотрудников дежурных смен дежурных частей, центров управления нарядами и ответственных за эксплуатацию технических и программных средств дежурных частей», разработана и утверждена соответствующая методика обучения, а главное — уже организовано и обучение.
К примеру, на базе рязанского филиала Московского университета МВД России сегодня обучаются 260 человек, ВИПК МВД России - 190, обнинского филиала ВИПК МВД России - 90 человек, московского областного филиала Московского университета МВД России -64 человека.
В связи с вопросами реформирования органов внутренних дел и внедрения в их деятельность информационных технологий необходимо также сказать о проблеме формирования электронного правительства.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р утверждена Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 г.
Указанная новая форма организации деятельности органов государственной власти в результате широкого применения информационно-коммуникационных технологий позволит обеспечить качественно новый уровень работы.
При формировании электронного правительства предусмотрено развитие систем обеспечения удаленного доступа граждан к информации о деятельности государственных органов на основе использования информационно-коммуникационных технологий, а также предоставление государственных услуг с использованием данных технологий.
В рамках реализации этих работ формируются Сводный реестр государственных и муниципальных услуг (функций) и Единый портал государственных и муниципальных услуг сети Интернет.
Из сферы ведения МВД России в сводный реестр вошли государственные услуги (функции) по линии:
> Департамента ОБДД — 17;
> ДООП — 26;
> ГИАЦ — 6;
> ДОПТ — 1;
> ГКВВ — 1;
> УОГЗ — 1;
> ОИД МВД России — 1. Правительством Российской Федерации утвержден План поэтапного перехода на предоставление государственных услуг и исполнение государственных функций в электронном виде. Кроме того, по линии МВД России в перечень государственных услуг (функций), подлежащих переводу в электронный вид в первоочередном порядке, вошли пять государственных услуг:
1) регистрация автомотранспортных средств и прицепов к ним;
2) государственный технический осмотр транспортных средств;
3) предоставление сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения;
4) прием квалификационных экзаменов и выдача водительских удостоверений;
5) прием, регистрация и рассмотрение в органах внутренних дел Российской Федерации сообщений о преступлениях и иной информации о правонарушениях.
(О 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со
I-
О
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со
(О
Ol
Z
О
о
CJ
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
л *
<
S I
н
о ф
со
По каждой услуге или функции определены ответственные исполнители от МВД России (по четырем — Департамент ОБДД, по одной — ОИД МВД России), этапы и сроки реализации необходимых мероприятий.
Выполнение мероприятий должно завершиться к концу 2014 г.
Главным в модернизации органов внутренних дел как в целом, так и в реализации отдельных мероприятий, направленных на оптимизацию деятельности министерства, является научно обоснованный подход к разработке и продвижению основных стратегических идей.
В период 2001—2008 гг. в системе МВД России была создана единая система планирования, разработки и внедрения научной продукции, позволяющая применять результаты научно-исследовательских разработок в органах внутренних дел.
Правовую основу составил комплексный приказ МВД России от 28 декабря 2005 г. № 1055 «Об организации научного обеспечения и распространения передового опыта в органах внутренних дел Российской Федерации и внутренних войсках МВД России», систематизировавший нормативную правовую базу по организации научной и научно-технической деятельности в системе МВД России.
В данном приказе нормативно закреплены приоритетные направления научных исследований, проводимых в научно-исследовательских и образовательных учреждениях высшего профессионального образования МВД России, а также основные направления научного обеспечения деятельности органов внутренних дел.
Установлен порядок регистрации и учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских работ и диссертационных исследований. Образованы координационные советы по научным специальностям диссертационных исследований.
В подразделениях МВД России на внештатной основе созданы и функционируют научно-практические секции Совета МВД России по науке и передовому опыту.
В целях совершенствования системы научного обеспечения и распространения передового опыта деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России в соответствии с приказом МВД России от 30 мая 2005 г. № 425 образован Совет МВД России по науке и передовому опыту.
В структуру Совета входят:
> Президиум Совета;
> Совет по научно-гуманитарному обеспечению и передовому опыту;
> Научно-технический совет.
Организационное обеспечение функционирования Президиума Совета осуществляет ОИД МВД России, Совета по научно-гуманитарному обеспечению и передовому опыту и его секретариата — ВНИИ МВД России, а организационное обеспечение функционирования Научно-технического совета, его секретариата осуществляет ГУ НПО «СТиС» МВД России.
Наряду с этим создан Центр оперативно-тактических исследований Главного командования внутренних войск МВД России (далее — ЦОТИ ВВ МВД России), осуществляющий руководство научным обеспечением строительства и развития, служебно-боевой деятельности, подготовки и применения внутренних войск.
Научно-исследовательская деятельность в системе МВД России осуществляется в 23 образовательных учреждениях высшего профессионального образования, в пяти военных институтах внутренних войск МВД России, ВНИИ, ГУ НПО «СТиС», ЦОТИ ВВ МВД России, ФГУ НИЦ «Охрана», НИЦ БДЦ МВД России, ЭКЦ, ВИПК МВД России.
Координацию научной и научно-технической деятельности в системе МВД России осуществляет ОИД МВД России.
Контроль за деятельностью ЦОТИ ВВ МВД России и военных институтов внутренних войск МВД России осуществляет ГКВВ МВД России.
Исполнение плана научно-производственной деятельности ГУ НПО «СТиС», планов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ФГУ НИЦ «Охрана», НИЦ БДД МВД России находится в компетенции департаментов МВД России, в структуре которых эти учреждения созданы.
Образовательные учреждения высшего профессионального образования и ВИПК МВД России отчеты о выполнении планов научной деятельности представляют в ДКО МВД России.
На заседании коллегии МВД России, состоявшемся 28 апреля 2009 г. по итогам обсуждения вопроса «О состоянии научного обеспечения деятельности системы МВД России и задачах на период 2009— 2011 годов», предложено перераспределить в системе МВД России функции по координации научной деятельности.
Координатором научно-методического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации был определен ВНИИ МВД России. И уже в декабре прошлого года вышел приказ, формирующий основные задачи ВНИИ МВД России в данной сфере деятельности. В феврале текущего года утвержден Устав ФГУ ВНИИ МВД России.
Однако сегодня продолжает оставаться ряд проблем в организации научного обеспечения органов внутренних дел и внутренних войск МВД России.
В настоящее время министерство разрабатывает и предпринимает меры:
> по повышению качественных характеристик научного потенциала министерства, уровня воспроизводства научных кадров и развития научных школ в системе МВД России, их поддержки, а также по повышению качества проводимых научных исследований;
> по исключению формализма в планировании, проведении научных исследований и внедрении в практику результатов научных разработок;
> по преодолению организационно -штатной необеспеченности рассматриваемого направления деятельности в МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Отдельные группы в составе одного-двух человек по данному направлению деятельности созданы при штабных подразделениях только в 14 МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации;
> по формированию научно обоснованной системы оценки научного и науч-
но-технического обеспечения деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, а также научной деятельности научно-исследовательских и образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России; > по созданию алгоритма взаимодействия при проведении научных исследований совместно с Российской академией наук, научными учреждениями Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Минюста России, ФСБ России, а также негосударственными исследовательскими учреждениями.
Однако существует потребность в оптимизации деятельности Совета МВД России по науке и передовому опыту, изменении порядка проведения НИОКР и внедрения их результатов в деятельность органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, в реформировании системы координационных советов по научным специальностям диссертационных исследований.
Указанные направления составляют основу стратегии развития органов внутренних дел и подтверждают важность связи науки и практики.
И поэтому сегодня Министерство внутренних дел Российской Федерации, разрабатывая концептуальные стратегические программные проекты, направленные на обеспечение социально-экономической безопасности страны, ориентируется прежде всего на наукоемкие технологии.
(0 01
г •
о
о сч
о о о о.
с[ со 2
н о
0
1
о я с о т ф ю
О *
О ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
■а
я <
I I-
О ф
со