Научная статья на тему 'Научное наследие и педагогическая практика Ивана Александровича тихомирова в исследованиях В. Я. Рушанина'

Научное наследие и педагогическая практика Ивана Александровича тихомирова в исследованиях В. Я. Рушанина Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
51
4
Поделиться
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / И.А. ТИХОМИРОВ / ЮЖНЫЙ УРАЛ / PEDAGOGICAL ANTHROPOLOGY / PEDAGOGICAL EDUCATION / I.A. TIKHOMIROV / SOUTH URALS

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Сидоренко Надежда Семеновна

В статье содержится анализ научных публикаций доктора исторических наук, профессора В.Я. Рушанина, реконструирующих процесс становления и творческого развития И.А. Тихомирова (1852-1928), педагога-исследователя, ученого, администратора и организатора образования в стране и на Урале. Представлены основные выводы автора о роли ученого в развитии педагогического образования и исторических знаний.The article analyzes scientific work by Doctor of Historical Sciences, Professor V.Ya. Rushanin who reconstructed the process of formation and creative development of I.A. Tikhomirov (1852-1928) a teacher, expert, scientist, administrator and organizer of education in the whole country and in the Urals in particular. The main conclusions of the author on the role of the scientist in the development of pedagogical education and historical knowledge are presented.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Сидоренко Надежда Семеновна,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Научное наследие и педагогическая практика Ивана Александровича тихомирова в исследованиях В. Я. Рушанина»

Referents

1. Elistratova N.N. Modern problems of informatization of higher education. Vestnik Ryazanskogo gos. universita imeni S.A. Yesenina, 2010. No. 1(26). P. 22-28. [in Russian].

2. Kirvel Ch.S., Strelchenko V.I., Balakhonskaya U.V. Computerization of education: problems and contradictions. Vestnik Sankt Petersburgskogo universita MVD Rossii, 2015. No. 3(67). P. 197-203. [in Russian].

3. Robert I.V. Theory and methods of informatization of education (psycho-pedagogical and technological aspects). M.: IIO RAO, 2008. P. 274. [in Russian].

4. Saikov B.P. Organization of the information space of the educational institution. M.: Izd-vo «Binom. Labora-toriya znaniy», 2007. P. 408. [in Russian].

5. Sibirev V.V. Problems and contradictions in the development of the information space of general educational institutions. Mathematics, computer science, their applications and role in education: materials of the second Russian school-conference. Tver: Tverskoy gos. universitet, 2011. P. 262-266. [in Russian].

6. Sibirev V.V., Sibirev I.V. Clustering of general education organizations of the Ulyanovsk region on the use of information and communication technologies. Povolzhsky pedagogicheskiy poisk, 2015. No. 1(11). P. 64-68. [in Russian].

7. Tsvetkova M.S., Ratobylskaya E.S., Dylyan G.D. Models of complex informatization of general education. M.: Binom. Laboratoriya znaniy, 2007. P. 119. [in Russian].

Сведения об авторе: Сибирев Валерий Вадимович,

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики естественнонаучного образования и информационных технологий. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, Российская Федерация. &mail: bbccbb@rambler.ru

Information about the authors: Sibirev Valery Vadimovich,

Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of Teaching Methods of Natural-Science Education and Information Technologies,

Ulyanovsk State Pedagogical University,

Ulyanovsk, Russia.

E-mail: bbccbb@rambler.ru

T

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 371 ББК 74.03

Н.С. Сидоренко

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ТИхОМИРОВА

в исследованиях В.Я. РУШАНИНА

В статье содержится анализ научных публикаций доктора исторических наук, профессора В.Я. Рушанина, реконструирующих процесс становления и творческого развития И.А. Тихомирова (1852-1928), педагога-исследователя, ученого, администратора и организатора образования в стране и на Урале. Представлены основные выводы автора о роли ученого в развитии педагогического образования и исторических знаний.

Ключевые слова: педагогическая антропология, педагогическое образование, И.А. Тихомиров, Южный Урал.

N.S. Sidorenko

SCIENTIFIC HERITAGE AND PEDAGOGICAL PRACTICE OF IVAN ALEKSANDROVICH TIKHOMIROV IN RESEARCH BY V.YA. RUSHANIN

The article analyzes scientific work by Doctor of Historical Sciences, Professor V.Ya. Rushanin who reconstructed the process of formation and creative development of I.A. Tikhomirov (1852-1928) - a teacher, expert, scientist, administrator and organizer of education in the whole country and in the Urals in particular. The main conclusions of the author on the role of the scientist in the development of pedagogical education and historical knowledge are presented.

Key words: pedagogical anthropology, pedagogical education, I.A. Tikhomirov, South Urals.

о

X

Ф ^

О

ч s О

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0

1

Гуманитарное развитие современного российского общества ставит перед отечественной системой образования новые задачи, требующие разработки новых методов и подходов к их разрешению. Одной из них выступает формирование целостного человека, в связи с чем, по выражению Г.Б. Корнетова, постиндустриальный тип социальности и связанное с ним постмодернистское сознание породили новый образ постнеклассиче-ской науки, пронизанной человеческими смыслами и наполненной антропологическим содержанием [10]. Познание все более ориентировано на самопознание человека, составляя суть гуманитарной парадигмы современности. Человеку нужен Человек. Образование, ориентированное на развитие человека в единстве трех его характеристик (личность, индивидуальность, субъект), оказывается на данном этапе развития цивилизации и культуры наиболее востребованным [16].

Все это определяет возрастающий интерес педагогов-исследователей и практиков образования к идеям педагогической антропологии. Отечественные ученые указывают, что антропологический подход выступает мировоззренческой и нравственной основой исследовательской деятельности и может трактоваться как способ концептуального осмысления и интерпретации целей, путей, механизмов, средств, результатов реализации человеком своих возможностей и себя в целом в воспитательном пространстве общества [4].

Перед педагогической наукой встает задача выявления и анализа успешной об-

разовательной практики, разработки алгоритма профессионального роста педагогов с целью выявления продуктивных идей, методов, организационных форм воспитания, обучения и развития целостного человека [9].

Другой стороной проблемы выступает запрос на создание «человекораз-мерной» истории педагогики на основе антропологического подхода. Данное обстоятельство актуализирует его микроисторический уровень, на котором исследователь обращается к конкретному человеку в конкретных образовательных ситуациях, к конкретному педагогическому опыту в его уникальном единичном выражении [3].

Успешное решение поставленных задач актуализирует использование ан-трополого-биографического подхода, ориентированного на исследование личного опыта отдельного человека. В рамках данного подхода представляют интерес исследования В.Я. Рушанина, связанные с анализом и реконструкцией жизненного пути ученого и педагога прошлого - Ивана Александровича Тихомирова. При жизни достаточно известный, пользовавшийся значительным авторитетом в научно-педагогической среде человек, библиографические данные о котором были включены в самые известные энциклопедические словари, в том числе словарь Брокгауза и Ефрона [18, с. 191], с начала 1920-х гг. оказался преданным забвению, а его работы фактически перестали упоминаться. Лишь с начала 1990-х годов, в условиях снятия идеологических ограничений, исследователи вернулись

к изучению творческого наследия ученого и педагога. В то же время, характер этих работ не выходил за рамки отдельных публикаций на страницах местной печати и сборников материалов краеведческих конференций [1; 6].

В.Я. Рушанин явился первым исследователем, предпринявшим комплексный, многофакторный подход к изучению и реконструкции жизненного пути, анализу научно-педагогического наследия И.А. Тихомирова. Обращение автора к данной проблеме вынашивалось многие годы. Впервые познакомившись с трудами И.А. Тихомирова еще в студенческие годы, в период обучения в Челябинском государственном педагогическом институте (ныне ЮУрГГПУ), Владимир Яковлевич поставил своей целью узнать о нем как можно больше. Ведь значительная часть его жизни была связана с Южным Уралом, с г. Троицком, но никаких сведений об этом нигде не сохранилось. Первые материалы о своем герое В.Я. Рушанин опубликовал в середине 1990-х гг., работая над кандидатской, а затем докторской диссертациями [15]. В начале 2000-х годов автором были опубликованы результаты последующего научного поиска, связанного с выявлением, систематизацией и анализом архивного материала по теме, отложившегося в фондах ряда федеральных и региональных архивов. Публикации отразили наиболее важные этапы профессионального становления и развития личности педагога и ученого И.А. Тихомирова [11; 12; 14].

Появление научных публикаций, подготовленных профессором В.Я. Ру-шаниным, активизировало исследовательский интерес историков и краеведов к личности Ивана Александровича. В то же время большинство публикаций представляли собой небольшие по объему статьи преимущественно в изданиях энциклопедического характера [5; 17, с. 202 и др.]. Следует отметить научные публикации Б.М. Игошева, М.В. Попова, М.В. Суворова о педагогической деятельности И.А. Тихомирова, однако его деятельность не являлась предметом специального изучения и получила отражение лишь в контексте истории становления

и развития профессионального педагогического образования на Урале в 19121919 гг. [7; 8].

Анализ научной, публицистической и краеведческой литературы свидетельствует, что единственным исследованием монографического характера, направленным на изучение и реконструкцию разностороннего образа ученого и педагога - Ивана Александровича Тихомирова - является книга профессора В.Я. Рушанина - Иван Александрович Тихомиров: Возвращение забытого имени (2016), - вышедшая в Челябинске в серии «Культурные ландшафты Урала / Перекрестки судеб» [13].

Выход книги явился итогом многолетней кропотливой исследовательской работы автора. Для ее написания Владимир Яковлевич не ограничился необходимым и стандартным кругом источников, но желая проникнуть в самые тонкие материи исследовательского поля, лично посетил те места, где родился, учился и жил его главный герой. Работая в библиотеках, архивах и музеях, делая многочисленные запросы, В.Я. Рушанин вышел на семью потомков И.А. Тихомирова, которые представили ему бесценные документы личного происхождения, позволившие дополнить характеристики личности незаурядного человека. Все это позволило автору максимально объективно осветить непростой, но яркий жизненный путь Ивана Александровича Тихомирова - педагога и администратора, более тридцати лет (с 1885 по 1919 гг.) возглавлявшего различные учебные заведения, ученого - автора более 60 научных публикаций, одного из тонких знатоков русских летописей.

Биографическое исследование, выполненное В.Я. Рушаниным, отвечает высоким стандартам современной науки. Его философским основанием является идея философии существования, где главным объектом познания выступает внутренний мир человека: проблема поиска сути бытия самим человеком (Н. Аб-баньяно); личный выбор (М. Хайдеггер). Жанр биографики ориентирует автора на раскрытие человека в главных его проявлениях - как личности, индивидуально-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

го

т ^

ш

о ^

X

го о

со 5 ^ х

¡¿о;

I X Е к

II

ГО (О

ч ш Ф о = ч

Ф о ^ О

ч ^ ф

ф о. о ^ х 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

н

о

X

ф

^

о ^

0 С)

1

сти и субъекта, отражающие активность самого человека в процессе жизни и деятельности. В соответствии с ним В.Я. Ру-шанин реконструирует жизненный путь И.А. Тихомирова во всем его многообразии, включая не только трудовую, профессиональную сферы, но и личную, семейную. Микроисторический подход с опорой на тщательное изучение повседневности насыщает текст деталями жизни героя, бытовыми и творческими событиями, родными и близкими, друзьями и врагами, что придает ему необычайную художественность и динамизм.

Проникая в бесконечное переплетение жизненных каузальных связей, автор в поиске ценностно-смысловых моментов концентрирует внимание на истории детства Ивана Тихомирова, влиянии семьи и характера семейного воспитания. Родился И.А. Тихомиров 26 января 1852 г. в Пензенской губернии в семье сельского священника. В.Я. Рушанин отмечает положительные стороны семейной обстановки, послужившие дальнейшему развитию мальчика. Первый интерес к книге, наблюдательность и трудолюбие привил ему отец. Это помогло юному Ивану успешно пройти курс обучения в Пензенском духовном училище, занимая высокие позиции «первой десятки» лучших учеников. Следствием высокого старта стало продолжение обучения в Санкт-Петербургском императорском историко-филологическом институте, по окончании которого Иван Тихомиров с записью в аттестате по предмету «преподавание в Гимназии» - «успехи отличные», переходит на новую ступень сознательной профессиональной деятельности.

Реконструкция педагогической деятельности И.А. Тихомирова включает два неразрывных аспекта - рост его педагогического мастерства и одновременно научных изысканий. Автор прослеживает карьерный рост И.А. Тихомирова, его движение от учителя мужских гимназий в Ревеле и Царско-Сельской Николаевской гимназии до директора Троицкой классической мужской гимназии, в которой он проработает 18 лет и назначения в 1911 г. директором учительского ин-

ститут в Екатеринбурге [12, с. 131-139; 13, с. 70-246]. И.А. Тихомирова-педагога отличает стремление к постоянному совершенствованию педагогического мастерства, интерес к вопросам методики и дидактики. Он становится автором ряда научных и педагогических публикаций на страницах ведущего научно-педагогического издания - «Журнала Министерства народного просвещения»; подготовленный им «Атлас по всеобщей и русской истории для средних учебных заведений» [2] выдержал неоднократное переиздание и на многие годы стал неотъемлемым элементом школьной дидактики.

Автор воссоздает картину кипучей деятельности И.А. Тихомирова-администратора, его несомненных успехов и неизбежных неудач. Одновременно он пытается проанализировать истоки его энергии, определить подходы к решению сложных управленческих и педагогических задач. Обладая обширными знаниями и собственным значительным опытом управления учебными заведениями, В.Я. Рушанин убедительно формулирует ряд суждений. Среди них одним из главных выступает умение руководителя сформировать качественный и яркий преподавательский состав педагогов, не только увлеченных своим делом, но чутких к людям, способных понять юную душу со всеми ее особенностями, разделить сомнения, тревоги и помыслы своих воспитанников. Не менее значительным фактором выступает личность руководителя, его жизненная позиция, высокая гражданственность. Именно соединение этих двух начал позволило И.А. Тихомирову фактически создать новое культурно-образовательное пространство в одном из удаленных провинциальных городов России - г. Троицке; эти высокие качества стали основанием для назначения его директором первого учительского института на Урале. В этой связи В.Я. Рушанин считает возможным говорить о том, что И.А. Тихомиров стоял у истоков развития на Урале педагогического образования. Однако в полной мере реализовать свой потенциал ему не пришлось: революционные события

1917 г. прервали его деятельность на этом посту [12, с. 131-139; 13, с. 212].

Одним из важных аспектов в изучении творческой личности И.А. Тихомирова выступает анализ его исследовательской активности. В научной литературе имя И.А. Тихомирова известно, прежде всего, как исследователя древнерусских летописей. Еще при жизни ряд его работ по данной тематике были опубликованы на страницах авторитетнейших журналов - «Вестник Европы» и «Журнале Министерства народного просвещения» (1876-1895), ему дважды присуждалась Уваровская премия - одна из высших наград Императорской академии наук. В современной исторической науке высокие отзывы о его исследованиях высказывали академик К.Н. Бестужев-Рюмин, А.А. Шахматов, А.Н. Пыпин.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В исследованиях В.И. Рушанина научные труды Ивана Александровича интерпретируются с позиции достижений современных научных знаний. Приводимые в монографическом исследовании отдельные работы И.А. Тихомирова расширяют доступ для знакомства с ними широкого круга читателей.

Несомненной заслугой В.Я. Рушани-на как исследователя является создание более полного представления о круге научных интересов И.А. Тихомирова. Они включают работы по изучению тех регионов, в которых проживал и работал ученый - Пензенский край, Балтика, Урал; изучение состояния средней школы

России на рубеже Х1Х-ХХ вв., развитие педагогической мысли в России в XVII-XIX вв., которые еще требуют дополнительного изучения и анализа.

Не осталась без внимания исследователя и личная сторона жизни этого незаурядного человека. В.Я. Рушанин замечает, что Троицк «кроме успехов на профессиональном поприще» подарил Ивану Александровичу нечто большее -«счастье - обычное, простое, человеческое, доброе и нежное...» [13, с. 164]. Реконструированный автором образ жизни этой семьи дает многое не только в понимании внутреннего мира героя, его нравственных качеств, но и для осознания значимости простых и непреходящих ценностей человеческой жизни.

Подводя итог обзору научных исследований В.Я. Рушанина о жизни и деятельности И.А. Тихомирова, следует отметить, что ему удалось воссоздать колоритный образ человека, ученого и педагога на фоне широкой картины исторической эпохи России второй половины XIX - начала XX вв. Живой и яркий стиль научного изложения указанных работ придает им дополнительный интерес, создает предпосылки их эмоционального восприятия. Через анализ единичного, уникального, автор поднимается до высоких обобщений. Образ ученого, педагога, просветителя Ивана Александровича Тихомирова выступает из пепла ушедших лет живым, ярким образом российского интеллигента, патриота своей Родины.

Библиографический список

1. Аблина, Н.А. Иван Александрович Тихомиров - директор мужской классической гимназии в г. Троицке с 1888 по 1906 гг. [Текст] / Н.А. Аблина // Листая памяти страницы: матер. краев. конф. - Троицк: Издательство Имидж-2, 2006. - С. 22-23.

2. Атлас по всеобщей и русской истории для средних учебных заведений [Текст] / Сост. преподаватель Николаевской Царско-сельской гимназии И. Тихомиров. - СПб.: Типография Канцелярии СПб Градоначальника, 1880. - 13 л. карт.

3. Бим-Бад, Б.М. Педагогические течения в начале двадцатого века [Текст]: лекции по педагогической антропологии и философии образования / Б.М. Бим-Бад. - 2-е изд. - М.: Изд-во УРАО, 1998. -115 с.

4. Бобрышов, С.В. История педагогики как поле методологических детерминант историко-педагогического исследования [Текст] / С.В. Бобрышев // Историко-педагогический журнал, 2013. - № 1(10). - С. 64-74.

5. Гизатуллин, Р.Н. Иван Александрович Тихомиров [Текст] / Р.Н. Гизатуллин, Н.А. Аблина // Челябинская область: энциклопедия: в 7 т. / ред-кол.: К.Н. Бочкарев ( гл. ред.) [и др.] - Челябинск: Каменный пояс , 2008. - Т. 6. - С. 509.

го

т ^

ш

о ^

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X

го о

го

X

го

ей ^

го 5 ^ х

¡¿о;

I X Е к

II

ГО (О

ч ш Ф о

*= ч = £

Ф о ^ о

ч ^ ф

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

с; со

^ ей 1 о ф а. о ^ х 2

Р

6. Горбунцова, В.И. Имя И.А. Тихомирова на карте города [Текст] / В.И. Горбунцова // Вперед. - 1991. - 20 марта. - С. 3.

7. Игошев, Б.М. Профессиональное педагогическое образование на Урале в 1912-1919 гг. [Текст] / Б.М. Игошев, М.В. Суворов // Педагогическое образование в России. - 2011. - № 3. - С. 17-30.

8. История развития педагогического образования в Екатеринбурге (1871-1930): монография / Б.М. Игошев, М.В. Попов, М.В. Суворов. - Екатеринбург: Изд-во ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т», 2013. - 273 с.

9. Коджаспирова, Г.М. Педагогическая антропология [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М.: Гарда-рики, 2005. - 287 с.

10. Корнетов, Г.Б. История педагогики как наука и компонент содержания педагогического образования [Текст] / Г.Б. Корнетов; М-во образования Моск. обл., Акад. соц. упр., каф. пед. - [Б. м.]: АСОУ, 2012. - 171 с.

11. Рушанин, В.Я. И. Тихомиров - студент Санкт-Петербургского императорского историко-филологического института (1870-1874 гг.) [Текст] / В.Я. Рушанин // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 1. - С. 106-117.

12. Рушанин, В.Я. Иван Александрович Тихомиров - директор Екатеринбургского учительского института (1912-1919 гг.) [Текст] / В.Я. Рушанин // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2014. - № 2. - С. 131-139.

13. Рушанин, В.Я. Иван Александрович Тихомиров: Возвращение забытого имени [Текст] / В.Я. Рушанин. - Челябинск: Изд-во Игоря Розина, 2016. - 432 с.

14. Рушанин, В.Я. Иван Александрович Тихомиров: начало пути (1852-1870 годы) [Текст] / В.Я. Рушанин // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2013. -№ 4. - С. 132-138.

15. Рушанин, В.Я. Из истории среднего образования на Урале (1861-1917 годы) [Текст] / В.Я. Ру-шинин, Л.М. Конев. - Магнитогорск: Голос магнитогорской молодежи, 1994. - 50 с.

16. Сериков, В.В. Развитие личности в образовательном процессе [Текст] / В.В. Сериков. - М.: Логос, 2012. - 447 с.

17. Тюстин, А.В. Пензенская персоналия. Славу Пензы умножившие [Текст]: в 3 т. / А.В. Тю-стин, И.С. Шишкин. - М.: Айсберг, 2012. - Т. 2. - 214 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. - СПб.: Издательское общество Брокгауза и Ефрона, 1901. - Т. 33 (кн. 65). - 478 с.

References

1. Ablina N.A. Ivan Aleksandrovich Tikhomirov - director of the men's classical gymnasium in Troitsk from 1888 to 1906. Pages ofmemories. Troitsk: Izdatelstvo Imidzh-2, 2006. P. 22-23. [in Russian].

2. Atlas of universal and Russian history for secondary schools. Ed. by I. Tikhomirov. St. Petersburg: Tipografi-ya kantselyarii gradonachalnika SPb, 1880. P. 13. [in Russian].

3. Bim-Bad B.M. Pedagogical trends in the early twentieth century: Lectures on pedagogical anthropology and philosophy of education. 2-nd ed. M.: Izad-vo URAO, 1998. P. 115. [in Russian].

4. Bobryshov S.V. The history of pedagogy as a field of methodological determinants of historical and pedagogical research. Istoriko-pedagogicheskiy zhurnal, 2013. No. 1 (10). P. 64-74. [in Russian].

5. Gizatullin R.N., Ablina N.A. Ivan Alexandrovich Tikhomirov. Chelyabinsk Region: encyclopedia: encyclopedia: in 7 volumes. Ed. by K.N. Bochkarev et.al. Chelyabinsk: Izdatelstvo Kamenniy Poyas, 2008. T. 6. P. 509. [in Russian].

6. Gorbuntsova V.I. The name of I.A. Tikhomirova on the city map. Forward,, 1991. 20th of March. P. 3. [in Russian].

7. Igoshev B.M., Suvorov M.V. Professional pedagogical education in the Urals in 1912-1919. Pedagogo icheskoye obrazovaniye v Rossii, 2011. No. 3. P. 17-30. [in Russian].

ф 8. History of the development of pedagogical education in Yekaterinburg (1871-1930): monograph. B.M. Igoshev,

о M.V. Popov, M.V. Suvorov. Ekaterinburg: Izdatelstvo Uralskogo gos. ped. un-ta, 2013. P. 273. [in Russian]. ^ 9. Kozhaspirova G.M. Pedagogical anthropology. M.: Gardariki, 2005. P. 287. [in Russian].

q 10. Kornetov G.B. History of pedagogy as a science and component of the content of pedagogical education. Min-

X isterstvo obrazovaniya Moskovskoy oblasti, Acad. sots. upravl., kaf. Ped.: ASOU, 2012. P. 171. [in Russian].

11. Rushanin V.Ya. I. Tikhomirov - student of St. Petersburg Imperial Historical and Philological Institute (1870-1874). Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii iskusstva i kultury, 2014. No. 1. P. 106-117. [in Russian].

12. Rushanin V.Ya. Ivan Alexandrovich Tikhomirov - Director of Yekaterinburg Teachers' Institute (1912-1919). Vestnik Chelyabinskoy gosudarstvennoy akademii iskusstva i kultury, 2014. No. 2. P. 131-139. [in Russian].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Rushanin V.Ya. Ivan Alexandrovich Tikhomirov: The return of the forgotten name. Chelyabinsk: Izdatelstvo Igorya Rozina, 2016. P. 432. [in Russian].

14. Rushanin V.Ya. Ivan Alexandrovich Tikhomirov: the beginning of the road (1852-1870). Gosudarstvennoy akademii iskusstva ikultury, 2013. No. 4. P. 132-138. [in Russian].

15. Rushanin V.Ya., Konev L.M. From the history of secondary education in the Urals (1861-1917). Magnitogorsk: Golos magnitogorskoy molodyozhi, 1994. P. 50. [in Russian].

16. Serikov V.V. Development of personality in the educational process. M.: Logos, 2012. P. 447. [in Russian].

17. Tyustin A.V., Shishkin I.S. Penza personalities. Those who multiplied the glory of Penza. In 3 vol. M.: Iceberg, 2012. T. 2. P. 214. [in Russian].

18. Encyclopedic Dictionary of Brockhaus and Efron. St. Petersburg: Izdatelskoye obschestvo Brock-hauza and Efrona, 1901. Vol. 33 (book 65). P. 478. [in Russian].

Сведения об авторе: Сидоренко Надежда Семеновна,

доктор исторических наук, доцент, профессор кафедры отечественной истории и права,

Южно-Уральский государственный

гуманитарно-педагогический

университет,

г. Челябинск, Российская Федерация. КтаИ: sidorenkons@cspu.ru

Information about the authors: Sidorenko Nadezhda Semenovna,

Doctor of Sciences (History), Academic Title of Associate Professor, Professor, Department of Russian History and Law, South Ural State Humanitarian Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: sidorenkons@cspu.ru

m о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ix

<u

Si

I-

o

УДК 378 ББК 74.480

А.В. Слепухин, И.Н. Семенова, Е.Н. Эрентраут

ПРОЕКТИРОВАНИЕ КОМПОНЕНТОВ ТЕхНОЛОГИИ

мобильного обучения студентов педагогических специальностей

В рамках выделенного противоречия между дидактическими возможностями мобильного обучения и недостаточным вниманием к вопросам проектирования методики (технологии) этого обучения формулируется проблема совместного проектирования преподавателями и студентами компонентов технологии мобильного обучения. На основе представленной методологии проектирования при стремлении к формированию новой модели профессиональной подготовки строится модель проектирования технологии мобильного обучения; выделяются особенности этой модели при организации учебно-познавательной деятельности студентов педагогических специальностей.

Ключевые слова: технология мобильного обучения, методы обучения, информационно-коммуникационные технологии.

X

ф

т >

ю о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф

I-

о о

X .0

га

s ^

ф

с

о

CÛ и

о U

Ё 2

S <0

1= с