Научная статья на тему 'Возвращенное имя. Рушанин В. Я. Иван Александрович Тихомиров. Возвращение забытого имени [челябинск: Изд-во Игоря Розина, 2016. 431 с. ]'

Возвращенное имя. Рушанин В. Я. Иван Александрович Тихомиров. Возвращение забытого имени [челябинск: Изд-во Игоря Розина, 2016. 431 с. ] Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
216
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. Я. РУШАНИН / И. А. ТИХОМИРОВ / БИОГРАФИЯ / НОН-ФИКШН / БИОГРАФИКА / СЛАВЯНОФИЛЫ / ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИЯ / ПЕДАГОГИКА / V. IA. RUSHANIN / I. A. TIKHOMIROV / BIOGRAPHY / NON-FICTION / BIOGRAPHICS / SLAVOPHILES / EDUCATION / HISTORY / PEDAGOGY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Триодин Владимир Евгеньевич

Издание В. Я. Рушанина относится к жанру нон-фикшн и представляет новую отрасль научного знания историческую биографику, роль автора видится в создании «российской летописи». Через жизненные этапы показана социальная среда, профессиональное самоопределение, политические и религиозные взгляды, а также научные интересы И. А. Тихомирова. Книга В. Я. Рушанина получила высокую оценку рецензента, отмечена предельная объективность автора, воссоздание исследователем атмосферы реальной жизни. Описание биографических фактов и исторических событий, рассматриваемых в монографии, служит поводом для рецензента поставить вопросы о влиянии внешней среды на человека, использовании теоретического потенциала славянофильства в новых условиях, подготовке интеллектуальной элиты общества, определении истинных границ педагогики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RETURNED NAME Rushanin V. IA. Ivan Aleksandrovich Tikhomirov. Recovery of the forgotten name [Chelyabinsk: Igor Rozin Publishing, 2016. 431 p.]

The publication by V. IA. Rushanin belongs to non-fiction genre and represents a new branch of the scientific cognition historical biographics and the role of the author is based on the creation of “russian chronicles”. The author shows through the periods of his own life social environment, professional self-determination, political and religious views as well as I. A. Tikhomirov’s scientific priorities. The book by V. IA. Rushanin was highly appreciated by the reviewer who marked the author’s utmost impartiality and recreated atmosphere of the real life. Description of biographical facts and historic events considered by the author in his book has made the reviewer put questions on the influence of the external environment on man, usage of theoretical potential of slavophilism under the new circumstances, training of intellectual elite for the society and determination of real borders of pedagogy.

Текст научной работы на тему «Возвращенное имя. Рушанин В. Я. Иван Александрович Тихомиров. Возвращение забытого имени [челябинск: Изд-во Игоря Розина, 2016. 431 с. ]»

УДК 821.0

ВОЗВРАЩЕННОЕ ИМЯ

В. Е. Триодин

д-р пед. наук, профессор, Санкт-Петербургское отделение Российского творческого союза работников культуры E-mail: [email protected]

Рушанин В. Я. Иван Александрович Тихомиров. Возвращение забытого имени. Челябинск: Изд-во Игоря Розина, 2016. 431 с.

Издание В. Я. Рушанина относится к жанру нон-фикшн и представляет новую отрасль научного знания - историческую биографику, роль автора видится в создании «российской летописи». Через жизненные этапы показана социальная среда, профессиональное самоопределение, политические и религиозные взгляды, а также научные интересы И. А. Тихомирова. Книга В. Я. Рушанина получила высокую оценку рецензента, отмечена предельная объективность автора, воссоздание исследователем атмосферы реальной жизни.

Описание биографических фактов и исторических событий, рассматриваемых в монографии, служит поводом для рецензента поставить вопросы о влиянии внешней среды на человека, использовании теоретического потенциала славянофильства в новых условиях, подготовке интеллектуальной элиты общества, определении истинных границ педагогики.

Ключевые слова: В. Я. Рушанин, И. А. Тихомиров, биография, нон-фикшн, биографика, славянофилы, образование, история, педагогика

Для цитирования: Триодин, В. Е. Возвращенное имя. Рушанин В. Я. Иван Александрович Тихомиров. Возвращение забытого имени [Челябинск: Изд-во Игоря Розина, 2016. 431 с.] / В. Е. Триодин // Вестник культуры и искусств. - 2017. - № 2 (50). - С. 169-177.

1. Имя есть жизнь

Историки, политики охотно оперируют абстрактными категориями: вежливые люди, крымнашисты, либералы, демократы, белые, красные... И даже поэты в обезличенности пытались увидеть вершину человеческого развития. В. Хлебников сжег свое индивидуальное я: «И огненное Я пылало в темноте. .И вместо Я / Стояло - Мы!» О. Мандельштам считал «неорганизованную личность» «великим врагом общества». В. Луговской и вовсе не просто хотел «позабыть свое имя и званье», а «на номер, на литер, на кличку сменять».

Но, видно, безымянность противоречит природе человека. На генетическом уровне он хочет видеть цепь событий именной, «безличное - вочеловечить» (А. Блок). Это не каприз, а пока еще до конца непознанная, неосмысленная закономерность развития общества. «Имя есть жизнь» (П. Флоренский). Память, хранящая именную историю, позволяет как через

увеличительное стекло увидеть себя, какими (как знать?) мы когда-то были. Не всегда ведь мы себя узнаем.

Вот эту потребность общества в познании себя как субъекта давно минувших дней, преданий старины глубокой и уловил историк Владимир Яковлевич Рушанин (историки - пророки, обращенные в прошлое). В. Я. Рушанин написал книгу об И. А. Тихомирове (1852-1928), известном просветителе рубежа XIX - XX вв., признанном историке русского летописания, педагоге, руководителе образовательных учреждений, действительном статском советнике («штатский генерал»). Увы, «мы ленивы и нелюбопытны» (А. С. Пушкин). Имя Тихомирова современному массовому читателю неизвестно. Оно затерялось на научно-образовательных просторах. Между тем даже в самой фамилии выражена глубокая потребность планеты в Тихом мире.

Книга В. Я. Рушанина - не просто возвращение забытого имени. Педагогическая

169

общественность, знатоки российской летописи, управленческий аппарат системы образования получили возможность почувствовать, в каком сильном магнитном поле просветителей ушедшей эпохи они находятся. И задуматься: не оборачивается ли каждый их сегодняшний шаг вперед двумя шагами назад?

Климат чтения в современной России изменился. Современный читатель тяготеет к правде, а не правдоподобию, к проверенным фактам, а не мифологемам. Происходит вытеснение «литературы вымысла» (фикшн) «литературой факта» (нон-фикшн). Роман А. Н. Толстого «Петр Первый» - фикшн, монография Е. В. Анисимова «Петр Великий: личность и реформы» - нон-фикшн. Исследование В. Я. Рушанина «Иван Александрович Тихомиров. Возвращение забытого имени» - это, конечно, нон-фикшн.

Биография - древнейшая форма познания истории. Сегодня складывается даже новая отрасль научного знания - биографика. В сфере социально-культурной деятельности ее активно разрабатывает профессор В. М. Рябков. Монография В. Я. Рушанина пополняет и обогащает библиотеку исторической биографики.

Наконец, нельзя не обратить внимания на приложения - своеобразную микрохрестоматию из сочинений И. А. Тихомирова. Современному читателю будет интересно прикоснуться к стилевым особенностям ученого, косвенно раскрывающим его характер.

2. Рассадник просвещения

Как Карамзин открыл Россию, так Руша-нин - еще один культурный ландшафт Урала. История - не вещь в себе, а для нас. Поэтому хотелось бы, чтобы читатель глазами Руша-нина увидел личность Тихомирова и ту образовательную среду, в которой он реализовы-вал себя.

И. А. Тихомиров из «поповичей». Его отец был сельским священником. Стоит ли удивляться, что сын окончил Пензенское духовное училище и духовную семинарию.

Семинарией в России называли среднее учебное заведение для подготовки православ-

ного духовенства (духовная академия - высшее учебное заведение). По статусу семинария приравнивалась к гимназии. К началу XX в. в России существовало 55 семинарий. В них училось порядка 18 тысяч человек. Еще одно название семинарии - бурса. Бурсаки - воспитанники бурсы. С легкой руки «критических реалистов» (Н. Г. Помяловский «Очерки бурсы», А. К. Вронский «Бурса») в общественном мнении насаждалось представление о семинарии-бурсе как очаге низменных страстей и пороков. Н. Г. Помяловский (1835-1863) не постыдился даже назвать ее «адовоспитательным заведением». Следы такой оценки еще не полностью стерты и сегодня из глубин массового сознания. Но вот что не худо бы знать: во второй половине XIX в. бывшие семинаристы составляли до пятидесяти процентов студентов страны. В их числе В. О. Ключевский (1841-1911) - один из глубочайших отечественных мыслителей. Между прочим, он окончил Пензенскую семинарию за десять лет до поступления в нее Тихомирова. Выходит, семинарии были не «адовоспитательными» заведениями, а опорной точкой российского просвещения, социальным лифтом, рассадником (семинария от лат. seminarium - 'рассадник') просвещения.

Общеобразовательные программы в семинарии заканчивались после четырех лет обучения. Далее перед семинаристом стоял выбор: или еще два года проучиться в семинарии и стать служителем церкви, или уходить в другое плавание, на гражданское поприще, продолжить образование в светском высшем учебном заведении.

Человек с высшим образованием был величайшей редкостью. По переписи населения 1870 г. в Пензе проживало 34 380 человек. И только 267 из них имели высшее образование (177 мужчин и 90 женщин).

Тихомиров не стал священником. Но семинария сформировала его образованным, глубоко верующим человеком, носителем православия как генетического кода русской культуры. Говорят, у верующих другая группа крови...

170

3. Пострижение в историю

Тихомиров успешно окончил четырехлетний общеобразовательный курс. Для него годом выбора стал 1870-й. Он не продолжил семейную традицию. Говоря словами Карамзина, Тихомиров «постригся» в историки. Он поступил в Императорский историко-филологический институт в Санкт-Петербурге.

Откуда эта тяга к прошлому у совсем еще молодого человека? Ну конечно, на генетическом уровне у него был особый слух на историю, плюс побочный эффект семинарского образования. Например, через древнегреческую вязь оживала история Геродота, а через старославянскую кириллицу - события домостроевской Руси. Скрупулезное отношение к библейским и святоотеческим текстам проецировалось на работу с историческими и краеведческими документами. Повезло на преподавателей, которые поддерживали в нем жар горения чудной исторической лампады. Повезло на отца, который не требовал от детей посвящений в духовный сан.

Историки давно уже подметили загадочное влияние внешней среды на человека. В окрестностях родового гнезда Тихомировых (село Юдино Пензенской губернии) высились курганы бронзового века. Тайна их происхождения притягивала к себе, будоражила умы. Хотелось разгадать, что скрывают они. И если действительно всякое познание начинается с удивления, то не от этих ли манивших в детстве древних курганов произросла у Тихомирова тяга к древней истории? Не могла не оказывать влияния на Тихомирова и «именная палитра» Пензы. История прошла через Пензу «громким шагом» (М. В. Нечкина): семь поколений Столыпиных, Лермонтов, Белинский, Огарев, Салтыков-Щедрин, И. Н. Ульянов, Лобачевский и др.

Тихомиров был зачислен на полное казенное обеспечение (бесплатное обучение, проживание, лечение в институтской больнице, обмундирование, подъемные на проживание по окончании института). Нынешним студентам такой уровень обеспечения материального положения даже присниться не может.

«Бесовские» идеи уже проникали в молодежную среду. Да и столичная жизнь, богатая на соблазны, искушения, кипела рядом. И потому «ежовые рукавицы» не были лишними. Устав института определял строгую регламентацию жизни. Студент не должен был вступать в тайные общества, хранить оружие, запрещенные книги, крепкие напитки, игральные карты.

Но главным способом поддержания «государственного тонуса» в студентах был сам подбор преподаваемых дисциплин, глубина их освоения. Наука об Античности рассматривалась как «орудие умственного улучшения», латынь - лучшее средство для освобождения от революционных настроений. А там был еще набор философских дисциплин, иностранные языки, педагогика, ну и конечно, история. Корпус высококвалифицированных педагогов создавал атмосферу напряженного научного поиска. В институте Тихомиров подготовил исследование по Тверской летописи. Оно было рекомендовано к печати.

Переэкзаменовки в институте не допускались. Из 32 человек, поступивших с Тихомировым, институт окончили всего 23, из них 16 - сыновья священников и выпускники духовных семинарий.

Высшее образование давало право на личное дворянство, на обращение «Ваше высокоблагородие».

Выпускник должен был по распределению института отработать 6 лет. Так «новоиспеченный» учитель истории и древних языков оказался в мужских гимназиях Ревеля, а потом Царского Села.

4. Статский советник

Современный читатель воспринимает учителя дореволюционной гимназии как некое подобие героя рассказа Чехова «Человек в футляре». Чеховского учителя действительность раздражала и пугала. Он отгораживался от нее. Древние языки, которые он преподавал в гимназии, были для него, в сущности, те же калоши и зонтик, куда он прятался от реалий жизни. И мысль свою он прятал в футляр.

171

Книга В. Я. Рушанина погружает читателя в атмосферу реальной жизни и быта учителя гимназии, помогает восстановить его подлинный облик. Учитель гимназии считался чиновником, т. е. государственным служащим, обладающим чином (званием). К концу своей службы он, как правило, достигал уровня статского советника. Это соответствовало военному званию полковника. Заработок учителя - недосягаемая мечта не то что нынешнего педагога школы, но и профессора университета - в конце XIX в. составлял 750-1800 рублей в год, а квалифицированный рабочий получал в среднем 250 рублей. По выслуге 25-летнего стажа учителя получали право на государственную пенсию. Итак, учителя даже могли позволить себе держать прислугу. В конце служебной карьеры общий заработок Тихомирова составлял 4 290 рублей, не считая дохода от 260 десятин земли - в двести раз (!) больше зарплаты рабочего.

Конечно, материальные блага не должны быть смыслом жизни любого человека, тем более педагога. Храм образования будет пуст, если не будет педагога, несущего детям знания, умноженные на нравственность.

Материальный достаток дореволюционного учителя гимназии был адекватен высокому уровню его профессиональной подготовки. Тихомиров, например, был не просто знатоком древнегреческого и латинского языков. Он чувствовал лингвистически вкус античных авторов, преподавал так, что мертвые языки оживали.

И все-таки в центре внимания педагога стояли не знания (компетенции) гимназистов, а их нравственный облик. (На мемориальной доске Лицея написано: «Здесь воспитывался Пушкин». Сейчас сказали бы: «Здесь учился Пушкин».) Тихомиров с глубоким уважением относился к В. А. Жуковскому, наставнику будущего царя. Александр II - духовное дитя поэта. В ребенке сочеталось и сострадание, желание «милость к падшим призывать», и неоправданная жестокость. Жуковский очень точно определил своего воспитанника как «свирепого ягненка».

Главным оправданием своего существования Жуковский считал педагогическую, а не

литературную деятельность. В наследнике он видел реализацию своего педагогического тщеславия. Педагогическим кредо Жуковского было воспитание. Подбор определенной литературы он рассматривал как ведущее средство воспитания. Уже будучи императором, Александр II говорил, что с тех пор, как прочел «Записки охотника» Тургенева, его ни на минуту не оставляла мысль об освобождении крестьян от крепостного права. Имя Жуковского как крупного педагога тоже оказалось затерянным. В. Я. Рушанин, кажется, первый, кто сказал, что

Россия обязана своей пореформенной свободой не только Александру II, но и тому, кто эту свободу в него вложил.

Главной особенностью учебных будней было доверительное, но требовательное отношение учеников и учителей. Педагоги знали изнутри жизнь гимназистов. Тихомиров отличался азартом к жизни, казалось, у него в груди вечный двигатель. Ему было мало учебной аудитории. Он устраивал уроки «под открытым небом», практиковал экскурсии. Гимназия была для него живым мыслящим пространством. В условиях очевидной перегрузки научный труд учителя гимназии был особой формой подвижничества, на которую способны люди сильные духом и с живым интересом в глазах. Тихомиров был научным подвижником.

5. Не надо рая, дайте родину мою

Ротация кадров в системе Министерства народного просвещения была обычным делом. Пребывание на одном месте и в одной должности считалось губительным. Осенью 1885 г. Тихомирова переводят в прогимназию (неполное среднее учебное заведение) Стерлитамака (затерянный городок Уфимской губернии) на должность инспектора (статус директора). Через три года, в 1888 г., он возглавит классическую мужскую гимназию в Троицке Оренбургской губернии (классическая гимназия давала право выпускникам поступать в университет без экзаменов). Ну конечно, новый директор принялся за расширение материальной базы: строил, достраивал, пристраивал. За окном гимназии был пустырь, заросший бурьяном. Тихо-

172

миров разбил здесь Общественный сад. Знаменательная деталь. Тихомиров интуитивно чувствовал себя садовником, а учебное заведение воспринимал как сад, где на благодатной почве может взойти педагогическая мечта (потом он вырастит «райский сад» у своего дома). Полвека спустя Есенин будет с грустью писать: «...Как в смирительную рубашку, / Мы природу берем в бетон».

Новый директор собрал вокруг себя увлеченных своим делом педагогов. Подготовка интеллектуальной элиты общества - так формулировал задачу гимназии Тихомиров. Но здесь педагогический коллектив сталкивался с определенной закономерностью: чем выше образовательная ступенька, тем меньшим лицам она доступна. Только каждый восьмой из поступавших гимназистов получал аттестат зрелости (в мужских гимназиях России лишь каждый десятый).

Особая заслуга Тихомирова состояла в том, что он формировал новую культурную среду в провинции, расширил представление о гимназии, превратив ее в центр городского культурного пространства. Это было время директорского долголетия Тихомирова. Он проработал в Троицкой гимназии 18 лет - до 1906 г.

В стране тем временем полыхала революция («страна шумит как непогода» - С. Есенин). 1905 г. начался Кровавым воскресеньем в Петербурге и закончился декабрьским восстанием в Москве. Между этими событиями - убийство генерал-губернатора Москвы великого князя Сергея Александровича (февраль), восстания на броненосце «Потемкин» (июнь), крейсере «Очаков» (ноябрь). И все это на фоне полного разгрома России в войне с Японией.

Эхо революции в столицах прокатилось по городам и весям, дошло до Троицка. Политически неблагонадежными оказались и некоторые питомцы мужской гимназии. А ее первый выпускник (золотой медалист), студент юридического факультета Санкт-Петербургского университета был членом народнического революционного кружка. Меньше чем за месяц до убийства Александра II он публично дал пощечину министру народного просвещения А. А. Сабурову.

Круги боевизма вокруг Тихомирова все сужались. Учащиеся ранили из браунинга ректора родной для него Пензенской семинарии, а потом убили и сменившего его ректора. В соседнем Екатеринбурге ученик убил смотрителя школы. Волнения охватили и учащуюся молодежь Троицка.

В людоедские времена воронка ненависти втягивает в себя прежде всего людей с твердыми убеждениями, не потакающих толпе. В самом конце мая 1906 г. в день вручения аттестатов зрелости учащиеся, познавшие силу массового неповиновения, вызвали Тихомирова в коридор гимназии, унизили его и нанесли ему «оскорбление действием». Звон пощечин перечеркивал смысл всей работы. Тихомиров подал в отставку.

Последнее место работы Тихомирова -Учительский институт (среднее учебное заведение, что-то вроде современного колледжа, техникума) в Екатеринбурге. Он возглавлял его семь лет (1912-1919 гг.). Это был период стремительного распада империи, страшных катаклизмов, усиленных мировой войной. Тихомиров пережил погромы, самосуды. Пожилой педагог не испытывал симпатии к большевикам. Слишком значительна была разница в мировоззрении. В марте 1918 г. институт был закрыт. Потом начались «окаянные дни». Екатеринбург заняла Белая армия. На фоне публичных расстрелов, виселиц на площадях, мародерства возобновились занятия в институте (октябрь 1918 г.). Но не до лекций было. Город стал прифронтовым. Учебные аудитории передавались под военные надобности. Учащиеся оказались в разных лагерях, добровольцами уходили в разные армии. Вскоре в город вновь пришли большевики. Теперь - навсегда. Новой власти старый Тихомиров был не нужен. В августе 1919 г. институт был в очередной раз закрыт. Тихомиров уволен, лишен пенсии.

Свинцовые мерзости новой жизни проявлялись ежедневно в разных форматах. Народ-богоносец на глазах глубоко верующего Тихомирова с гиканьем, дьявольским вдохновением разрушал храмы. Нажитое Тихомировым за долгие годы работы имущество

173

вмиг испарилось. Южный Урал охватил голод, перед которым меркнет даже образ голодающего Поволжья. Один за другим исчезали репрессированные соратники по науке и образованию. Система образования, которой он отдал более сорока лет жизни, оказалась разрушенной. Многие ученые, умирая, радовались, что расстаются с такой жизнью и даже пели псалмы перед кончиной.

Возникает вопрос, почему Тихомиров не бежал с семьей за рубеж? В. Я. Рушанин дает исчерпывающий ответ, заставляющий низко склонить голову перед его героем: глубокое чувство родины не могли выкорчевать никакие обстоятельства. Тихомиров оказался настоящим, а не сводным сыном России. Его позиция -молчаливый укор тем (бывшим и настоящим), кто живет «там», в земле обетованной, а проповедует здесь, в забытой Богом земле. Он мог бы вслед за Есениным повторить: «Я скажу: "Не надо рая, / Дайте родину мою"».

Тихомиров простился с жизнью 12 марта 1928 г. Страна не вывесила траурные флаги. «Отряд не заметил потери бойца» (М. Светлов). Хождение по мукам страстотерпца закончилось.

6. Прирастание мыслью

Духовные убеждения Тихомирова сближают его с «классической моделью» славянофила.

Тихомиров впитал в себя ведущую парадигму славянофилов об особом пути и особой исторической роли России. Можно только догадываться, какое смятение чувств вызывали у него большевистские лозунги о том, что у пролетариата нет отечества, он интернационален; у него нет истории, ибо история только начинается с революции.

Славянофилы (К. Аксаков) разработали концепцию «публика - народ». Народ - патриот своей Родины. Публика - патриот заграницы. Публика выписывает из-за моря мысли и чувства. Народ черпает жизнь из родного источника. Тихомиров был плоть от плоти народа. Еще прозрачнее становятся его мотивы остаться с народом в самый трудный час испытаний.

Тихомиров дважды был отмечен Уваровской премией. Она была одной из самых авторитетных и престижных в мире. Премия названа по имени министра просвещения графа С. С. Уваро -ва. Это ему принадлежит формула «Православие. Самодержавие. Народность», наиболее полно выразившая дух славянофильства и ставшая выражением «теории официальной народности».

Глубоко верующий человек, Тихомиров рассматривал православие не только духовным, но и политическим инструментом, призванным скрепить обширные просторы страны.

Многие вехи жизни Тихомирова роднят его со славянофилами - определяющая черта личности Тихомирова. И даже внешний вид (исконная русская борода, богатырская осанка) по-новому осмысливается через призму любомудрия славянофилов. Когда читатель знает, что связь с землей - одна из базовых позиций этой философии, он другими глазами смотрит на садово-парковую деятельность Тихомирова, на его роль в развитии любительского садоводства на Южном Урале. (Ленин важнейшим из искусств считал кино. Академик Д. С. Лихачев утверждал, что из всех искусств садово-парковое искусство - наиболее воздействует на человека.)

Запад славянофилы называли «гниющим». В современном обострении взаимоотношений России и Западной Европы, в утверждении самобытного пути России, неприятия западных ценностей пытливый читатель может уловить

использование теоретического потенциала славянофильства в новых условиях.

В научной деятельности Тихомиров отдает предпочтение историческим деятелям с группой крови, приближающейся к славянофилам. В. Я. Рушанин пишет, что в образе М. В. Ломоносова Тихомиров нашел созвучие своему положению в трудные годы начала Первой мировой войны, выстроил свои ориентиры. Ломоносов словно бы ожил в нем, укрепил мысль о прочных брачных отношениях как условиях роста численности народа. Как и Ломоносов, Тихомиров считал, что нравственное бытоуст-ройство оказывает влияние на экономику. Благосостояние страны укрепится путем преодо-

174

ления преступности, убийства внебрачных детей, неконтролируемой миграции, невоздержанности.

Тихомиров дал глубокий, актуальный и для сегодняшнего дня, анализ трудов Ломоносова по истории, географии, экономике, статистике.

Перу Тихомирова принадлежит порядка десяти статей по реорганизации средней школы. Любопытно, что дореволюционная система образования сталкивалась с теми же проблемами, что и современное учебное заведение -переутомлением учащихся. Тихомиров подсчитал, что в гимназии дети занимаются около 5,5 часов и дома примерно 4,5 часа. В совокупности получается 9-10 часов в сутки. Трудовой день современных школьников (не говоря уже о студентах) на порядок превышает зафиксированный законодательством восьмичасовой рабочий день. Предложения Тихомирова по реорганизации учебного процесса не были услышаны.

Еще одна тема, которой он уделял пристальное внимание, - репетиторство. Тихомиров отмечает, что, поборов совесть, репетитор ставит своему Митрофанушке удовлетворительные отметки. На репетиторстве учителя получают еще одно казенное жалованье, за ним скрыта коррупционная схема. Педагогический персонал не должен входить в экономические отношения с учащимися.

Тихомиров - классик в широком понимании. Он поддерживал классическое образование в ключевом споре того времени о его целесообразности. По степени грамотности и знания языков даже современные массовые образовательные школы не доросли до классических гимназий.

К 90-м гг. XIX столетия Тихомиров вырос в признанного историка летописания.

Летопись была его первой любовью. Он будет верен ей всю жизнь. Уже в 23 года он вводит в научный оборот русской истории новый исторический документ. Молодой исследователь проявляет любовь к исторической географии. Ему исполнилось 26 лет, когда вышел его «Атлас по всеобщей и русской истории для средних учебных заведений». Атлас

неоднократно переиздавался. На нем выросло несколько поколений российских гимназистов.

Подлинный научный успех принесли Тихомирову его работы по Лаврентьевской летописи. Тихомиров убедительно показал, что этот свод представляет собой самостоятельный сборник (а не сокращенный Ипатьевский). Почти век спустя академик Д. С. Лихачев отзовется об исследовании Тихомирова как первой работе, посвященной Лаврентьевской летописи в целом.

Любопытно, что Тихомиров улавливал пульсацию языка первоисточника, показывал, как событие влияет на язык. В период порабощения России монголами язык летописате-лей мрачен, задумчив. Бедствия как бы сковали их уста. Записи лаконичны, однообразны. Если рассуждения Тихомирова верны, значит, по языковым особенностям документа можно угадывать эпохи, отличать подлинник от подделки.

Прирастание мыслью - так кратко можно определить влияние научных работ Тихомирова на читателя.

7. Красивое во всем красиво

Издательство Игоря Розина выпустило в свет книгу, которую приятно держать в руках. Она великолепно оформлена дореволюционными открытками из коллекции автора, шуршит бумажными страницами, вкусно пахнет типографской краской. От нее исходит энергетика, она общается с читателем. Кажется, будто это не книга, а живой организм. Она изменяет качество чтения.

В. Я. Рушанин умеет видеть мир по-своему. И дарит свое ощущение жизни читателю. Он из тех редких исследователей, кто, по Пушкину, вразумлен книжному искусству. Его книга написана сочным языком («священное уменье говорить» - Е. Винокуров). Автор возрождает не только забытые имена, но и слова (наособица, хорохорясь, восприемник). И научное исследование, оказывается, можно писать образно, доступно, поэтически (Троицк окружен буйными нравами дикой степи; светлая река с золотыми прожилками; бесконечная мудрая радость отцовства; в разговорах с сы-

175

ном не было фронтовых окопов; Царскосельская гимназия как бы прорастает в небо, и он дышит в унисон с ее живым организмом).

Всякая прочитанная книга в той или иной мере изменяет жизнь читателя («Но мальчик, прочитавший мое стихотворение, взглянет на мир моими глазами» - Е. Винокуров). Книга В. Я. Рушанина наполнена таким высоким градусом жизни, что прежде всего заставляет оглянуться на собственное существование - не слишком ли тускло мы живем. Она создает яркий портрет во многом оболганной дореволюционной образовательной эпохи. Особенно полезно будет прочитать книгу высшим чиновникам педагогического корпуса. Может быть, она поможет хоть чуть-чуть продвинуть образовательно-вузовскую телегу, застрявшую в бесконечных перестройках по западным образцам.

И еще один очень важный вывод: определяющая сила и смысл истории - появление таких личностей, как И. А. Тихомиров. Пусть их не много, но именно меньшинство вытаскивает свои народы из дикого стадного существования. Большинство неспособно написать «Божественную комедию». Единственный шанс большинства - прислушаться к меньшинству.

«Цель творчества - самоотдача, а не шумиха, не успех» (Б. Пастернак). В. Я. Рушанин долго и самоотверженно писал книгу. Поиски материалов были трудными, хлопотными, требовали работы в библиотеках, архивах, музеях. Едва ли не каждый тезис снабжен сносками, ссылками.

В. Я. Рушанин предельно объективно излагает биографию своего героя, не смягчает острых углов. И тем самым дает повод для размышлений. Вот финальный эпизод жизни Тихомирова. Некоторые его выпускники достигли в новой России вершин власти. Их учитель обращался к ним за помощью. И получал оскорбительно-унизительные ответы-отповеди («К предательству таинственная страсть» - Б. Ахмадулина).

У читателя осталось ощущение, которое не могло не терзать и самого Тихомирова. Педагогика не выдержала испытания жизнью. Среда оказалась сильнее гимназии. Потом это повторится еще раз в эпоху развала СССР -

крупнейшей в истории человечества геополитической катастрофы. Воспитанные уже советской школой выпускники не вышли защищать свою страну.

Каковы же истинные границы педагогики? Как глубоко воспитание оказывает влияние на сознание и поведение человека? Не зияющие ли пустоты все эти педагогические концепции? И не есть ли даже самые талантливые педагоги всего лишь очарованные странники на ухабах суровой жизни?

В год столетнего юбилея революции нельзя пройти мимо отношения к этому событию Тихомирова. Тихомиров был убежденным монархистом. Он исходил из того, что воспитывать человека надо для пользы Отечества. И нес эту обязанность как крест. Нигилизм, коммунизм, анархизм, материализм он рассматривал как чуждые проявления исторического призвания русского народа. Антигосударственной, а значит, и антипедагогической деятельностью казалось ему вовлечение молодежи в политическую борьбу. Вслед за Пушкиным он повторял своим ученикам, что лучшие и прочнейшие изменения - те, которые происходят от улучшения нравов без всяких насильственных потрясений. Ибо не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когда-то Блок выбросил лозунг: «Революционный держите шаг». Из другой эпохи поэт Евтушенко ответил ему: «Эволюционный держите шаг». Если история чему-то и учит, то

вывод о том, что эволюция предпочтительнее революции, должен войти в плоть и кровь человечества.

Тот, кто хоть немного знаком с биографией В. Я. Рушанина, не может не обратить внимания на многие совпадения знаковых эпизодов судеб автора книги и его героя.

Оба - историки, израненные прошлым. Руководители образовательных учреждений, на определенных этапах - антикризисные менеджеры (Тихомиров в Стерлитамаке, Руша-нин в начале своей управленческой деятельности в вузе культуры).

В. Я. Рушанин вырос и воспитывался в большой семье, где было пятеро детей (в се-

176

мье Тихомирова - четверо детей). И тот, и другой - из породы людей, которые сделали себя сами. У них не было связей, золотых запасов, чтобы окольными путями продвигаться по карьерной лестнице. Оба увлеклись историей, оба хорошо учились (В. Я. Рушанин «обогнал» своего героя, он вообще имел только отличные оценки, был ленинским стипендиатом). Тихомиров в институте подготовил исследование по тверской летописи. В. Я. Руша-нин в десятом классе (!) написал на основе малоизвестных архивных источников исследование. Его фрагменты вошли в кандидатскую диссертацию, которую он защитил в 25 лет, в 42 года - докторскую.

Тихомиров почти 45 лет плодотворно работал учителем в разных уголках России. Рушанин 32 года - в педагогическом институте (от старшего преподавателя до проректора) и вот уже 15 лет возглавляет институт культуры (ректорское долголетие!). Оба педагогическую деятельность вели параллельно с административной, научной, общественной (Тихомиров -почетный мировой судья, Рушанин - председатель Общественного совета по национальным

вопросам Законодательного собрания Челябинской области).

Но главное, что роднит Тихомирова и Рушанина, - гигиена духа, энергия мысли, общее поле реализации человеческих сущностных сил. Стоит ли удивляться магнетическому притяжению Рушанина к Тихомирову. Может быть, это частный случай проявления закона всемирного взаимотяготения. А может быть (еще более смелое предположение), Рушанин нашел в Тихомирове свое второе я (alter ego), а книга о просветителе Урала - его автопортрет?

Описывая последние годы жизни своего героя, В. Я. Рушанин высказывает обоснованное предположение, что, тяготясь своим возрастом, Тихомиров, вероятно, чувствовал, что с его смертью навсегда уйдут в небытие все его наработки. Скорее всего, так бы оно и было, но книга В. Я. Рушанина дала этим наработкам вторую жизнь.

В январе этого года исполнилось 165 лет со дня рождения И. А. Тихомирова, март 2018 г. - 90-летие его ухода в другую жизнь. Хочется надеяться, что в стране эта дата не останется незамеченной.

V. Triodin

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Saint-Petersburg Department of Russian Creative Union of Culture Workers E-mail: [email protected]

RETURNED NAME Rushanin V. IA. Ivan Aleksandrovich Tikhomirov. Recovery of the forgotten name. Chelyabinsk: Igor Rozin Publishing, 2016. 431 p.

Abstract. The publication by V. IA. Rushanin belongs to non-fiction genre and represents a new branch of the scientific cognition - historical biographies and the role of the author is based on the creation of "russian chronicles". The author shows through the periods of his own life social environment, professional self-determination, political and religious views as well as I. A. Tikhomirov's scientific priorities. The book by V. IA. Rushanin was highly appreciated by the reviewer who marked the author's utmost impartiality and recreated atmosphere of the real life.

Description of biographical facts and historic events considered by the author in his book has made the reviewer put questions on the influence of the external environment on man, usage of theoretical potential of slavophilism under the new circumstances, training of intellectual elite for the society and determination of real borders ofpedagogy.

Keywords: V. IA. Rushanin, I. A. Tikhomirov, biography, non-fiction, biographics, Slavophiles, education, history, pedagogy

For citing: Triodin V. 2017. Returned name. Rushanin V. IA. Ivan Aleksandrovich Tikhomirov. Recovery of the forgotten name [Chelyabinsk: Igor Rozin Publishing, 2016. 431 p.]. Culture and Arts Herald. No 2 (50) : 169-177.

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.