Федотова Надежда Сергеевна,
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка как иностранного,
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация. &mail: [email protected]
Fedotova Nadejda Sergeevna,
Candidate of Sciences (Philology), Academic Title of Associate Professor, Associate Professor, Department of Russian as a Foreign Language, Herzen State Pedagogical University of Russia, St. Petersburg, Russia. E-mail: [email protected]
УДК 371 ББК 74.00
В.В. Сибирев
ШКОЛА НА ПУТИ К цИФРОВОМУ УПРАВЛЕНИЮ
ОБРАЗОВАНИЕМ1
Проект по информатизации управления образованием требует осознания проблем и противоречий, постановки целей, планирования деятельности. В данной статье изучаются системные проблемы и противоречия в управлении общеобразовательными организациями, связанные с переходом общества к информационной стадии развития. Производится сравнительный анализ анкетных данных учителей с 2010 по 2017 годы, который выявил ряд нарастающих противоречий, их обострение. Предложены пути решения проблем.
Ключевые слова: управление образованием, проблемы и противоречия информатизации, информационно-образовательная среда, информационно-коммуникационные технологии.
V.V. Sibirev
school on its way to digital education
management2
The project on informatization of education management requires understanding of problems and contradictions, goal setting and planning. The article considers the systemic problems and contradictions of management in general education organizations associated with the transition of society towards the information stage of development. The authors provide a comparative analysis of teachers' personal data obtained from 2010 to 2017 showing a range of growing contradictions and their aggravation. The study suggests essential ways to overcome the aforementioned problems.
Key words: education management, problems and contradictions of informatization, information educational environment, information and communication technologies.
Объективная реальность сегодняш- численность людей, занятых в процессе
него дня - превращение общества в «ин- производства, обработки, потребления
формационное». Информация стано- информации.
вится главным средством и предметом Современное общество находится
производства, инструментом принятия в «предыинформационной» стадии раз-
управленческих решений, увеличивается вития. С этим связаны проблемы и про-
1 Статья написана при поддержке РФФИ, грант № 16-06-00150.
2 The article was written under support of the Russian Foundation for Basic Research, Grant No. 1606-00150.
тиворечия, наблюдаемые во всех сферах деятельности, в частности, при информатизации общеобразовательных организаций [1; 2]. Учителя отмечают обострение ряда проблем. Сравним результаты анкетирования 2010 [6] и 2017 годов (проанкетировано, соответственно, 90 и 75 учителей Ульяновской области). На первом месте по массовости - проблемы, связанные с возрастанием информационного потока в системе управления образованием, невозможность обработки информации традиционными способами: избыточность отчетности (в 2010г. на это указали - 54%, сейчас - 82% учителей); возрастающие информационные запросы администрации разного уровня (2010 г. - 37%, 2017 г. - 71%); отписки, перекладывание текста из одного формата в другой без внимания к их содержанию, формализм, пустая трата времени учителя на бумаги (31%, 64%); многократное возрастание бумажного потока (51%, 61 %).
Среди проблем 64% опрошенных называют отсутствие или недостаточность техники. Несмотря на то, что эта проблема во многом успешно решается, возрос запрос на техническую оснащенность школ.
Проведено анкетирование 250 учителей различных школ Ульяновской области [5]. Данные с помощью методов кластеризации разбиты на четыре группы. Приводится среднее по группе значение (в процентах) оснащенности кабинетов
образовательной организации. Первая группа (16%): компьютерами оснащены 82% кабинетов школы, мультимедийными проекторами - 46%, интерактивными досками - 10%, подключение к Интернет -69%, подключение к локальной сети -65%. Вторая группа (46%): оснащенность меньше на 10-15%. Третья группа (16%): компьютеры - в 40 % кабинетах, мультимедийные проекторы - в 17 %, интерактивные доски - в 12 %. Четвертая группа (26%): компьютеры - в 58%, Интернету -в 66% школьных кабинетов, мультимедийные проекторы - в 36%, интерактивные доски - в 14%, локальная сеть - в 27% [5]. Учителя подтверждают, что продолжается активное оснащение образовательных организаций компьютерами и другими техническими средствами.
Перечислим другие группы проблем и противоречий, названных учителями при анкетировании.
Недостаточное владение персоналом информационно-коммуникационными технологиями (ИКТ), отставание от внедряемых технологий.
Ежегодно на факультете дополнительного образования Ульяновского государственного педагогического университета производится опрос слушателей -умеют ли они выполнять определенные действия в названных компьютерных программах? В 2017 году учителя отмечают, что владеют ИКТ 29 % слушателей, имеют представление - 41 %, не владеют ИКТ - 30%.
Рис. 1. Самооценка уровня владения ИКТ учителей (2010-2017 гг.)
X
го ш о м го
Ю О
X
си с;
ш го
С
о ш о а
а
I>
с
го
X
го с; о
На рис. 1 приведены данные подобных опросов с 2010 г. по 2017 г. В опросах участвовали различные респонденты (более 500 человек ежегодно). С 2012 г. по 2017 г. происходит уменьшение на 25 % числа слушателей, не владеющих ИКТ, с 2010 г. по 2017 г. наблюдается увеличение уверенных пользователей на 16 %, поль-
зователи среднего уровня составляют около 40%. Анкетирование показывает, что уровень владения учителями ИКТ растет. Вместе с тем расширяются требования к знаниям педагога в сфере ИКТ, это ставит перед школой, учителем, системой повышения квалификации учителей новые задачи.
з 1
В профессионал
□ уверенный пол ьзователь
□ пользователь
Н начинающим пол ьзователь
□ не владею ИКТ 36
47
Рис. 2. Самооценка учителей владения знакомыми компьютерными программами (2016-2017 гг.)
Несколько выше результаты опроса (2016-17 г., 261 человек), в котором респонденты произвели самооценку уровня владения знакомыми компьютерными программами, регулярно используемыми в педагогической практике (см. рис. 2). 84 % считают свой уровень высоким и средним, 13% отнесли себя к начинающим.
Проблемы мотивации персонала, администрации к внедрению и использованию ИКТ. Мотивом к изучению информационно-коммуникационных технологий многие учителя называют необходимость использования ИКТ в профессиональной деятельности. Данный показатель изменяется от 74% до 100%, он выше в тех школах, где выше оснащенность техническими средствами. Повышение квалификации - стимул к изучению ИКТ для 30% учителей.
Изучая мотивацию учителей к использованию ИКТ, мы наблюдали, что она изменяется со степенью внедрения программ по развитию информационно-
образовательной среды (ИОС) образовательной организации, с уровнем развития ИОС школы. Изменения происходят от прагматических мотивов, таких как требования администрации, пример коллег, необходимость переаттестации, до осознания запросов общества. При этом значительно расширяется диапазон внутренних и внешних мотивов к применению и изучению ИКТ.
На нехватку программного обеспечения, методов и методик для информатизации основных рабочих процессов (образовательного, воспитательного, управленческого и т.д.) указали 50% анкетируемых в 2017 г.
Сравнительно недавно основным направлением работы являлась разработка электронного контента для методического обеспечения образовательного процесса. Это происходило и происходит, не утрачивая актуальности, при выполнении государственных программ, усилиями педагогических коллективов, методических сообществ, производите-
лей оборудования. На данный момент назревает потребность в разработке цифровых систем управления образованием, которые бы автоматизировали, стандартизировали сбор, обработку, анализ данных разных уровней управления. Это избавит учителя от бумажной рутины, исключит промежуточные передаточные звенья при обработке и анализе информации, переведет работу с информацией на качественно новый уровень.
На территории Ульяновской области для автоматизации управления образованием используется единая комплексная информационная система «Сетевой город. Образование». Она объединяет общеобразовательные организации, организации дошкольного, дополнительного, начального и средне-профессионального образования. Данная система позволяет вести документацию, составлять отчеты.
Внедрение этой системы сопряжено с трудностями. Учителя, работая на операционном уровне системы, не видят результатов автоматизации управления. Для них - это дублирование бумаг в электронном виде, рутина и удвоение работы. Не видя отдачи, 25% учителей отмечают, что нет программного обеспечения, позволяющего частично автоматизировать управление. 18 % анкетируемых отмечают, что программное обеспечение, позволяющее частично автоматизировать управление образовательным процессом, имеется, но не используется или мало используется.
Стихийное формирование информационно-образовательной среды, не отвечающее задачам сегодняшнего дня. То, что управленческая структура и информационные потоки не адекватны ситуации, отмечают 25% анкетируемых.
Современная информационно-образовательная среда должна проектироваться и строиться осознанно. Исследователи выделяют структурный, функциональный и процессный подходы к формированию ИОС [3; 4; 7].
Практически все школы (96% анкет) имеют программу развития информационно-образовательной среды, по мнению педагогов, в 53 % образовательных организаций эта программа на начальной стадии развития.
Острая необходимость в информации для управления образованием выливается в огромный вал бумаг, отчетности, дублирующих друг друга запросов, который требуют с учителя, завуча, директора школы.
Следствие этого - отписки, многократное перекладывание текстов из одного формата в другой без внимания к их содержанию, пустая трата времени учителя не на основную работу. Данная проблема по откликам анкетируемых -самая массовая.
Невозможность обработать, хранить, найти в бумажном вале разноплановой информации необходимую (отмечают 14 % респондентов) ведет к возникновению на пути от исполнителя до принятия управленческого решения десятков технических работников низкой квалификации, которые плодят дублирующие запросы и неграмотные инструкции. При этом велики задержки, искажения, потери информации. При избыточности информации наблюдается ее недостаток для принятия решений.
Невозможность анализа больших массивов разнородных, разноплановых данных (отмечают 36 % анкетируемых), отсутствие методов и методик их анализа, принятия на научной основе управленческих решений ведет к управлению вручную, на основе опыта и интуиции, что сегодня при сложности управляемых систем уже недостаточно. 21 % респондентов считают, что картина, получаемая при анализе собранной информации, необъективна.
Следствием этого для управляющей стороны являются:
• отсутствие всякой реакции со стороны управляющей системы на поступающие сигналы (на это указывают 32 % респондентов);
• управленческая структура и информационные потоки, не адекватные ситуации (25%);
• не оптимальные, а случайные управленческие решения.
Для управляемой стороны:
• многократное увеличение нагрузки по ведению документации и отчетности (61%);
X
го ш о
со ГО
Ю О
X
ф
с;
ей го
С
О ей о
I>
с
го
X
го с; о
• отсутствие информационно-коммуникативных связей с руководством (25%);
• игнорирование не согласованных друг с другом, противоречивых многочисленных команд и указаний различных уровней управления;
• формализм, отписки, бумажная симуляция деятельности (64%).
Эта картина наблюдается во всех отраслях. Преодоление этих противоречий - путь к тому, чтобы информация стала инструментом принятия управленческих решений. Для этого необходимо:
• развитие математических методов обработки многомерной и многоплановой информации (многомерный статистический анализ, нечеткая логика, нелинейные дифференциальные уравнения, теория принятия оптимальных решений и т.д.);
• теоретические исследования педагогического характера, использующие современные методы обработки информации, с последующим внедрением в практику управления педагогическими системами;
• создание ориентированных на практику методов и методик анализа инфор-
мации, принятия на ее основе управленческих решений;
• развитие программного и аппаратного обеспечения систем управления (Big Data, нейросетевое программирование и т.д.);
• внедрение автоматических систем управления в практику, в частности, образования;
• стандартизация и минимизация запросов информации, создание единой базы данных;
• построение информационных потоков и системы управления, адекватных информационному инструментарию;
• информационная грамотность персонала и администрации.
Создание цифровых систем управления, в частности, образованием - необходимый элемент информационного общества, актуальная задача сегодняшнего дня. Это позволит преодолеть ряд острых проблем и противоречий и развиваться дальше, минимизирует отчетность и запросы, позволит принимать оптимальные управленческие решения на основе полной, достоверной и многоплановой информации, собираемой и обрабатываемой автоматически.
Библиографический список
1. Елистратова, Н. Н. Современные проблемы информатизации высшего образования [Текст] / Н.Н. Елистратова // Вестник Рязанского государственного университета им. С.А. Есенина. - 2010. -№ 1 (26). - С. 22-28.
2. Кирвель, Ч.С. Компьютеризация образования: проблемы и противоречия / Ч.С. Кирвель, В.И. Стрельченко, Ю.В. Балахонская // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2015 . - № 3(67). - С. 197-203.
3. Роберт, И.В. Теория и методика информатизации образования (психолого-педагогический и технологический аспекты) [Текст] / И.В. Роберт. - М.: ИИО РАО, 2008. - 274 с.
4. Сайков, Б.П. Организация информационного пространства образовательного учреждения [Текст]: практическое руководство / Б.П. Сайков. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 408 с.
5. Сибирев, В.В. Кластеризация общеобразовательных организаций Ульяновской области по использованию информационно-коммуникационных технологий [Текст] / В.В. Сибирев, И.В. Сибирев // Поволжский педагогический поиск. - 2015. - № 1(11). - С. 64-68.
6. Сибирев, В.В. Проблемы и противоречия развития информационного пространства общеобразовательных учреждений [Текст] / В.В. Сибирев // Математика, информатика, их приложения и роль в образовании: материалы второй Российской школы-конференции с международным участием для молодых ученых: статьи, обзоры, тезисы докладов. - Тверь: Твер. гос. ун-т. - 2011. -С. 262-266.
7. Цветкова, М.С. Модели комплексной информатизации общего образования [Текст] / М.С. Цветкова, Э.С. Ратобыльская, Г.Д. Дылян. - М.: Бином. Лаборатория знаний, 2007. - 119 с.
Referents
1. Elistratova N.N. Modern problems of informatization of higher education. Vestnik Ryazanskogo gos. universita imeni S.A. Yesenina, 2010. No. 1(26). P. 22-28. [in Russian].
2. Kirvel Ch.S., Strelchenko V.I., Balakhonskaya U.V. Computerization of education: problems and contradictions. Vestnik Sankt Petersburgskogo universita MVD Rossii, 2015. No. 3(67). P. 197-203. [in Russian].
3. Robert I.V. Theory and methods of informatization of education (psycho-pedagogical and technological aspects). M.: IIO RAO, 2008. P. 274. [in Russian].
4. Saikov B.P. Organization of the information space of the educational institution. M.: Izd-vo «Binom. Labora-toriya znaniy», 2007. P. 408. [in Russian].
5. Sibirev V.V. Problems and contradictions in the development of the information space of general educational institutions. Mathematics, computer science, their applications and role in education: materials of the second Russian school-conference. Tver: Tverskoy gos. universitet, 2011. P. 262-266. [in Russian].
6. Sibirev V.V., Sibirev I.V. Clustering of general education organizations of the Ulyanovsk region on the use of information and communication technologies. Povolzhsky pedagogicheskiy poisk, 2015. No. 1(11). P. 64-68. [in Russian].
7. Tsvetkova M.S., Ratobylskaya E.S., Dylyan G.D. Models of complex informatization of general education. M.: Binom. Laboratoriya znaniy, 2007. P. 119. [in Russian].
Сведения об авторе: Сибирев Валерий Вадимович,
кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой методики естественнонаучного образования и информационных технологий. Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, г. Ульяновск, Российская Федерация. Ктай: [email protected]
Information about the authors: Sibirev Valery Vadimovich,
Candidate of Sciences (Education), Academic Title of Associate Professor, Head, Department of Teaching Methods of Natural-Science Education and Information Technologies,
Ulyanovsk State Pedagogical University,
Ulyanovsk, Russia.
E-mail: [email protected]
T
УДК 371 ББК 74.03
Н.С. Сидоренко
НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА ИВАНА АЛЕКСАНДРОВИЧА ТИхОМИРОВА
в исследованиях В.Я. РУШАНИНА
В статье содержится анализ научных публикаций доктора исторических наук, профессора В.Я. Рушанина, реконструирующих процесс становления и творческого развития И.А. Тихомирова (1852-1928), педагога-исследователя, ученого, администратора и организатора образования в стране и на Урале. Представлены основные выводы автора о роли ученого в развитии педагогического образования и исторических знаний.
Ключевые слова: педагогическая антропология, педагогическое образование, И.А. Тихомиров, Южный Урал.