Научная статья на тему 'НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ'

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
научное мировоззрение / непрерывное образование / дидактический принцип научности / профессиональная компетентность педагога / педагогическая ценность / scientific worldview / continuing education / didactic principle of scientific character / professional competence of a teacher / pedagogical value

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Репринцева Галина Анатольевна

В статье поднимается проблема научного мировоззрения в контексте подготовки и самообразования педагогических работников. Непрерывное образование стало насущной необходимостью, педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации, участвуют в конференциях и обмениваются опытом, при этом исследователи отмечают дисбаланс между научно-педагогическими знаниями как содержанием научной дисциплины и профессиональными представлениями педагогов-практиков. Научное мировоззрение как педагогическая ценность претерпевает изменения в современных условиях. Принцип научности в непрерывном образовании взрослых далеко не всегда занимает должное место. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о новых вызовах времени и необходимости переосмысления места и роли научного мировоззрения в профессиональной компетентности современных педагогических работников. Научно-педагогическое мировоззрение как предмет исследования педагогической психологии представляется достаточно актуальным в контексте непрерывного образования специалистов системы образования России. Утверждение академических традиций отечественного педагогического образования требует четко определить воспитание научного мировоззрения как одну из центральных задач в системе школьного и профессионального образования. Сегодня остро стоит вопрос ответственного выбора педагогом содержания дополнительного профессионального образования или самообразования, т.к. непрерывное образование, включающее формальное, неформальное и информальное составляющие, позволяет развивать те компетенции, которые педагогические работники считают ценными. Полагаем, что широкое обсуждение проблемы применения принципа научности в непрерывном образовании актуально и значимо для развития педагогического образования. Подготовка будущих педагогов и сопровождение работников сферы образования должны быть нацелены на воспитание научно-профессионального педагогического мировоззрения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Репринцева Галина Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article raises the problem of scientific worldview in the context of training and self-education of teaching staff. Continuing education has become an urgent necessity, teachers regularly take advanced training courses, participate in conferences and exchange experiences, while researchers note an imbalance between scientific and pedagogical knowledge as the content of a scientific discipline and professional ideas of practical teachers. Scientific worldview as a pedagogical value is undergoing changes in modern conditions. The principle of scientific approach in the continuous education of adults does not always take its due place. The analysis of psychological and pedagogical literature testifies to the new challenges of the time and the need to rethink the place and role of scientific worldview in the professional competence of modern teaching staff. Scientific and pedagogical worldview as a subject of pedagogical psychology research seems to be quite relevant in the context of continuing education of specialists of the Russian education system. The establishment of the academic traditions of Russian pedagogical education requires clearly defining the education of a scientific worldview as one of the central tasks in the system of school and vocational education. Today, there is an urgent question of a teacher's responsible choice of the content of additional professional education or self-education, since continuing education, including formal, informal and informational components, allows developing those competencies that teaching staff consider valuable. We believe that a broad discussion of the problem of applying the principle of science in continuing education is relevant and significant for the development of pedagogical education. The training of future teachers and the support of education workers should be aimed at fostering a scientific and professional pedagogical worldview.

Текст научной работы на тему «НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ»

престиж, карьеру, власть, славу, богатство и т.д. В данной группе больше личностей обращенных на себя, сфокусированность на своих узколичных интересах. Литература:

1. Прядеин, В.П. Ответственность как системное качество личности: Учеб. пособие / В.П. Прядеин - Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2001. -209 с.

Психология

УДК 37.015.31

кандидат психологических наук Репринцева Галина Анатольевна

Областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Белгородский институт развития образования» (г. Белгород)

НАУЧНОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ КАК ЦЕЛЕВОЙ ОРИЕНТИР НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОСТАНОВКА

ПРОБЛЕМЫ

Аннотация. В статье поднимается проблема научного мировоззрения в контексте подготовки и самообразования педагогических работников. Непрерывное образование стало насущной необходимостью, педагоги регулярно проходят курсы повышения квалификации, участвуют в конференциях и обмениваются опытом, при этом исследователи отмечают дисбаланс между научно-педагогическими знаниями как содержанием научной дисциплины и профессиональными представлениями педагогов-практиков. Научное мировоззрение как педагогическая ценность претерпевает изменения в современных условиях. Принцип научности в непрерывном образовании взрослых далеко не всегда занимает должное место. Анализ психолого-педагогической литературы свидетельствует о новых вызовах времени и необходимости переосмысления места и роли научного мировоззрения в профессиональной компетентности современных педагогических работников. Научно-педагогическое мировоззрение как предмет исследования педагогической психологии представляется достаточно актуальным в контексте непрерывного образования специалистов системы образования России. Утверждение академических традиций отечественного педагогического образования требует четко определить воспитание научного мировоззрения как одну из центральных задач в системе школьного и профессионального образования. Сегодня остро стоит вопрос ответственного выбора педагогом содержания дополнительного профессионального образования или самообразования, т.к. непрерывное образование, включающее формальное, неформальное и информальное составляющие, позволяет развивать те компетенции, которые педагогические работники считают ценными. Полагаем, что широкое обсуждение проблемы применения принципа научности в непрерывном образовании актуально и значимо для развития педагогического образования. Подготовка будущих педагогов и сопровождение работников сферы образования должны быть нацелены на воспитание научно-профессионального педагогического мировоззрения.

Ключевые слова: научное мировоззрение, непрерывное образование, дидактический принцип научности, профессиональная компетентность педагога, педагогическая ценность.

Annotation. The article raises the problem of scientific worldview in the context of training and self-education of teaching staff. Continuing education has become an urgent necessity, teachers regularly take advanced training courses, participate in conferences and exchange experiences, while researchers note an imbalance between scientific and pedagogical knowledge as the content of a scientific discipline and professional ideas of practical teachers. Scientific worldview as a pedagogical value is undergoing changes in modern conditions. The principle of scientific approach in the continuous education of adults does not always take its due place. The analysis of psychological and pedagogical literature testifies to the new challenges of the time and the need to rethink the place and role of scientific worldview in the professional competence of modern teaching staff. Scientific and pedagogical worldview as a subject of pedagogical psychology research seems to be quite relevant in the context of continuing education of specialists of the Russian education system. The establishment of the academic traditions of Russian pedagogical education requires clearly defining the education of a scientific worldview as one of the central tasks in the system of school and vocational education. Today, there is an urgent question of a teacher's responsible choice of the content of additional professional education or self-education, since continuing education, including formal, informal and informational components, allows developing those competencies that teaching staff consider valuable. We believe that a broad discussion of the problem of applying the principle of science in continuing education is relevant and significant for the development of pedagogical education. The training of future teachers and the support of education workers should be aimed at fostering a scientific and professional pedagogical worldview.

Key words: scientific worldview, continuing education, didactic principle of scientific character, professional competence of a teacher, pedagogical value.

Введение. Воспитание научного мировоззрения было одной из важнейших задач советской системы образования. В психологическом словаре журнала «Вопросы психологии» читаем: «Мировоззрение - фундаментальное образование достаточно зрелой психики, включающее в себя важнейшие знания человека о мире и отношения к нему, с позиции которых он осуществляет свою общую «рекогносцировку» действительности при выработке новых целевых программ своей жизни и при принципиальной оценке различных явлений и событий (Додонов Б.И. О системе «Личность». 1985. №5. С. 36, 40)» [15]. Мировоззрение - одна из подструктур направленности личности. Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания образуют этот центральный компонент личности человека, формирующийся под влиянием воспитания и самовоспитания. Научное мировоззрение формируется в процессе овладения научными знаниями и методами научного познания.

Одной из важных задач школьного образования сегодня выступает формирование у обучающихся мировоззрения, отвечающего современному уровню развития науки и общественной практики, а «портрет выпускника школы», согласно федеральному государственному образовательному стандарту, включает такие характеристики школьника как «креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества» [22]. Формирование научного мировоззрения осуществляется в целостном педагогическом процессе, но первостепенное значение отводится предметам естественно-научного цикла. Однако, на наш взгляд, как принцип научности распространяется на дидактику в целом, так и воспитательный аспект становления научного мировоззрения, связанный с уважением к методам научного познания, критичностью мышления и увлеченностью исследовательской деятельностью, должен быть рассмотрен в контексте непрерывного образования, в том числе, профессионального педагогического образования и неформального обмена опытом между педагогами различных направлений подготовки.

«Если до начала XXI века непрерывное образование воспринималось как дополнительное обучение в условиях недостаточности основного обучения, то в современных условиях образование принципиально понимается как незавершенное» [10, С. 5]. Эта незавершенность может интерпретироваться субъектом самообразования как руководство к действию, т.е. позитивно, или как констатация некомпетентности и невозможность угнаться за меняющимися требованиями времени. Риск в плане непрерывного образования в XXI веке связан и с тем, что отмечается увеличение доли стихийного информального образования в структуре образовательной среды [10, С. 5], а в потоке информации не всегда легко отделить достоверные сведения от недостоверных. Кроме того, остро стоит вопрос ответственного выбора педагогом содержания дополнительного профессионального образования или самообразования, т.к. непрерывное образование, включающее формальное, неформальное и информальное составляющие, позволяет развивать те компетенции, которые педагогические работники считают ценными. Какое место занимает в этой системе ценностей научное мировоззрение? Как стимулировать педагогов к его развитию в процессе профессиональной самореализации? Эти исследовательские задачи представляются достаточно актуальными.

Изложение основного материала статьи. Задачи воспитания молодежи, актуализировавшиеся в последние годы в связи с изменение геополитической обстановки, требуют изучения проблематики мировоззренческого воспитания не только школьников, но и педагогов, занимающихся воспитанием детей и служащих для них примером определенного отношения к окружающей действительности. Молодежь и педагоги в условиях запроса общества на непрерывное образование выступают субъектами образования и самообразования. Сегодня, обсуждая проблемы образования детей и взрослых, исследователи вновь возвращаемся проблеме воспитания научного мировоззрения, которая обретает новый ракурс с учетом современных условий непрерывного образования.

Предметом современных исследований выступают педагогические условия формирования научного мировоззрения старшеклассников (Захарян М.А., 2005; Морозова М.И., 2005; Малинин В.А., 2006; Бекетова С.И., 2008; Мирзоев O.A., 2014), студентов вузов (Барсукова Н.К., 2006; Веселова Е.А., 2008; Васева Е.С., 2012), студентов колледжа (Черницова М.А., 2011) [1; 3; 5; 6; 8; 12; 14; 16; 23]. Работы в области профессионального образования будущих педагогов включают разработку проблемы формирования профессионального педагогического мировоззрения (Дмитриева Е.В., 2003) и его формирование у педагогов-практиков (Реутова Л.П., 2006) [7; 21]. Отмечая воспитательное значение обучения предметам естественно-научного и гуманитарного цикла, их вклад в мировоззренческое воспитание школьников и студентов, исследователи разрабатывают дидактические и общепедагогические вопросы формирования научного мировоззрения. Школьная и вузовская подготовка должны создать научно-мировоззренческий «фундамент» профессиональной деятельности, столь важный в условиях информационного плюрализма мнений и широкого распространения околонаучных сведений, выдаваемых за «истину в последней инстанции». «На необходимость усиления научности обучения в новых социокультурных условиях, сохранение фундаментальности отечественного образования указывают ученые В.Г. Разумовский, М.В. Богуславский, В.А. Садовничий; общественные деятели, в частности, О.Н. Смолин и другие» [17,С. 64].

Профессиональный стандарт «Педагог» в разделе «Воспитательная деятельность» содержит указания на то, что педагогический работник должен владеть научным представлением «о результатах образования, путях их достижения и способах оценки», а в разделе «Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования» - основами общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач (педагогика, психология, возрастная физиология; школьная гигиена; методика преподавания предмета) [19]. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования до 2030 года предусматривает включение в программы подготовки педагогических кадров сквозной траектории формирования исследовательских компетенций педагога, охватывающей и этап постдипломного образования [9].

Профессионально-педагогическое мировоззрение учителя (по Л.П. Реутовой, 2006) - это интегральное личностное образование, динамически развивающаяся «система взглядов, убеждений, ценностей и идеалов, которые основаны на философских, психолого-педагогических, экономических, правовых, научных знаниях, определяющих направленность профессиональной подготовки и деятельности учителя и находящих свое выражение в увеличении профессиональной идентификации» [21, С. 14]. Данное определение отражает тенденцию выделения научного знания и научного мировоззрения в отдельную подструктуру, сопряженную с естественно-научной сферой. При этом психолого-педагогическое знание отграничивается от научного знания, что в реальной практике приводит к ряду противоречий:

- воспитывая научный стиль мышления школьников, педагоги не считают его необходимым и ценным для себя;

- в научно-методических работах педагогов, представляемых в качестве обобщения опыта, высока доля некорректных заимствований;

- выбор педагогами приемов для освоения и использования в практике работы в плане самообразования чаще опирается на критерий «зрелищности», а не на показатели эффективности и научной обоснованности.

Для устойчивого развития страны необходимо преодолеть стереотипы, порожденные коммерциализацией образования, «которая выражается не только в создании коммерческого сектора образования и частных образовательных организаций, но и смещении целей деятельности всей системы образования в сторону рыночно-ориентированной модели» [24, С. 36]. Одной из проблем, на наш взгляд, является проблема коммерциализации дополнительного профессионального образования; отвечая на запрос потребителя, многочисленными негосударственными образовательными организациями реализуются программы обучения, благодаря которым распространяются не только научная, но и псевдонаучная информация. Так, например, современные педагоги ориентированы на повышение квалификации в вопросах психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности, и одним из трендов стало освоение нейропедагогических технологий. К сожалению, в данном вопросе наблюдается дисбаланс между научными представлениями и знаниями педагогов о развитии мозга человека, проблема имеет место как на уровне школ, так и на уровне вузов [2; 11].

В вопросах управления учебной деятельностью обучающихся в современных образовательных организациях накопилось немало проблем, глубинным источником которых выступает потеря ориентира на научное обоснование применяемых приемов и технологий. В частности, «неаргументированный отбор предметного содержания часто определяется стремлением мотивировать учащихся, привлечь их внимание чем-то неожиданным или, напротив, обыденным и распространенным (чтобы «как в жизни»). При этом игнорируются ... критерии предметности и научности» [13].

Слушатели курсов повышения квалификации порой недооценивают теоретическую подготовку и не стремятся к углублению в психологию учения. «Актуализировать внутреннее противоречие, сформировать учебную проблему для слушателей курсов позволяет обращение к первоисточникам. Прежде всего, речь идет о таких работах как «Основы общей психологии» С.Л. Рубинштейна (разделы «Обучение и развитие», «Мотивы учения», «Освоение системы знаний», «Развитие мышления ребенка в процессе систематического обучения» и др.(1946)) и «Психология обучения младшего школьника» Д.Б. Эльконина (1974), «Развитие учебной самостоятельности средствами школьного образования» Г.А. Цукерман, А.Л. Венгер (2010). Рефлексивный анализ собственной профессиональной деятельности в контексте

деятельностной теории учения и обсуждение спорных вопросов с коллегами, уже освоившими развивающие системы обучения (например, в систему Л.В. Занкова), позволяет не только выявить ресурсные направления самосовершенствования педагогов, но и убедиться в реалистичности теории, возможности и эффективности её использования на практике» [20, С. 346].

Воспитание стойких убеждений и действенность знаний тесно связаны с практикой: если в образовательной организации педагогическое сообщество ориентировано на неформальное применение принципа научности в деятельности педагога, можно надеяться, что воспитание научного мировоззрения действительно будет осуществляться; в противном случае возникнет дисбаланс, выражающийся в «двойных стандартах». Внутрифирменное обучение педагогов необходимо выстраивать с опорой на принцип научности, который не входит в число инвариантных принципов обучения взрослых, но крайне важен в плане развития научно-педагогического мировоззрения.

Анализируя специфику непрерывного педагогического образования российских педагогов, Л.С. Подымова, подчеркивает, в частности, важность повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций, реализующих программы подготовки педагогических кадров, по приоритетным направлениям развития науки и образования на базе ведущих педагогических и классических университетов, а также - необходимость обеспечения постоянной экспертизы качества реализации данных программ, акцентируя внимание на ценности академических традиций отечественного педагогического образования [18]. Существенную помощь в утверждении научно-педагогического мировоззрения как составляющей профессиональной компетентности работника образования могут оказать и педагогические классы [4].

Выводы. В контексте открытого непрерывного образования проблема воспитания научного мировоззрения приобретает новый ракурс, требующий исследования: каково соотношение научного и профессионального мировоззрения педагогов, какое место в подготовке специалиста системы образования должно быть отведено воспитанию научного мировоззрения, каковы риски информального образования педагогов и как их минимизировать?

Анализ литературы позволяет наметить некоторые пути совершенствования подготовки педагогических работников. В части формального образования необходимо четко определять воспитание научного мировоззрения как одну из центральных задач в системе школьного и профессионального образования, в том числе в образовании будущих педагогов. Требуется усилить воспитательную работу со студентами педагогических специальностей, чтобы минимизировать риски двойных стандартов в практике общеобразовательных организаций: уважение к научному поиску и теоретическому познанию не должно быть декларативным. С тоже целью в практике прежде всего общеобразовательных организаций важно на уровне педагогических коллективов в разнообразных видах профессионально-педагогической деятельности утверждать и поддерживать ценность научно-педагогического мировоззрения.

Литература:

1. Барсукова, Н.К. Развитие научного мировоззрения обучающихся в образовательном процессе вуза: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Барсукова Надежда Константиновна. - Иркутск, 2006. - 18 с.

2. Безруких, М.М. Диссонанс между представлениями о развитии мозга в современной нейробиологии и знаниями педагогов / М.М. Безруких, В.В. Иванов, К.В. Орлов // Science for Education Today. - 2021. - Т. 11. - № 1. - С. 125-150. -DOI: 10.15293/2658-6762.2101.08

3. Бекетова, С.И. Формирование научного мировоззрения учащихся при изучении естественно-географических дисциплин: авторефератдис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Бекетова Светлана Ивановна. - Казань, 2008. -21 с.

4. Белецкая, И.А. Организация профильных педагогических классов как способ формирования современного научного мировоззрения у школьников / И.А. Белецкая // Образование Луганщины: теория и практика. - 2022. - № 3 (28). -С. 11-16

5. Васева, Е.С. Формирование современного научного мировоззрения будущего учителя при обучении физике на основе идей синергетики: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Васева Елена Сергеевна. - Екатеринбург, 2012.-22 с.

6. Веселова, Е.А. Формирование научного мировоззрения студентов в образовательно-воспитательном процессе высшей школы: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Веселова Елена Анатольевна. - Нижний Новгород, 2008.-27 с.

7. Дмитриева, Е.В. Формирование профессионального педагогического мировоззрения будущего учителя: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Дмитриева Екатерина Владимировна. - Волгоград, 2003. - 22 с.

8. Захарян, М.А. Формирование научного мировоззрения учащихся общеобразовательных школ средствами обобщения знаний: На примере школьного курса физики: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Захарян Марина Алексеевна. - Владикавказ, 2005. -23 с.

9. Концепция подготовки педагогических кадров для системы образования на период до 2030 года [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 июня 2022 г. № 1688-р]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/404830447/ (дата обращения: 12.09.2023)

10. Леонова, Е.В. Психологическое обеспечение непрерывного образования: монография / Е.В. Леонова. - Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 275 с. - URL: https://urait.ru/bcode/495022 (дата обращения: 12.09.2023). - Режим доступа: для зарегистрир. пользователей.

11. Максимова, М.В. Нейромифы в образовании: анализ распространенности среди преподавателей вузов / М.В. Максимова, О.В. Фролова, Т.А. Чекалина // Вопросы образования. - 2022. - № 2. - С. 190-215. DOI: 10.17323/18149545-2022-2-190-215

12. Малинин, В.А. Формирование научного мировоззрения старшеклассников в современной общеобразовательной школе: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Малинин Валерий Анатольевич. - Нижний Новгород, 2006. - 20 с.

13. Медведев, A.M. Деятельностный подход как ориентир современного образования: исходное содержание и риски редукции / A.M. Медведев, И.В. Жуланова // Мир науки. Педагогика и психология. - 2021. - №2. - URL: https://mir-nauki.com/PDF/20PSMN221.pdf (дата обращения 12.09.2023)

14. Мирзоев, O.A. Формирование научного мировоззрения старшеклассников средствами межпредметной связи: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01 / Мирзоев Олим Ахрорович. - Душанбе, 2014. - 21 с.

15. Мировоззрение. Психологический словарь журнала «Вопросы психологии». - URL: http://www.voppsy.ru/dictionary-m.htm (дата обращения 12.09.2023)

16. Морозова, М.И Формирование научного мировоззрения у учащихся при обучении общей биологии: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.02 / Морозова Марина Игоревна. - Санкт-Петербург, 2005. - 18 с.

17. Перминова, Л.М. Развитие дидактического принципа научности в контексте современности / Л.М. Перминова // Отечественная и зарубежная педагогика. -2015. - № 4 (25). - С. 63-74

18. Подымова, Л.С. Непрерывное педагогическое образование как традиция и современный тренд / Л.С. Подымова // Педагогическое образование: вызовы XXI века: материалы XIII Межд. науч.-практ. конф., посвящ. памяти выдающегося ученого-педагога, академика В.А. Сластёнина (город Москва, 22-23 сентября 2022 г.) / Отв. ред. Л.С. Подымова. - М.: МАНПО, 2022. - С. 3-8

19. Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н]. - URL: https://docs.cntd.ru/document/499053710 (дата обращения: 12.09.2023)

20. Репринцева, Г.А. Противопоставление теории учебной деятельности и профессиональной практики учителя как проблема повышения квалификации педагогов / Г.А. Репринцева // Деятельностная теория учения: современное состояние и перспективы: материалы Межд. научн. конф. / отв. ред.: Ю.П. Зинченко, O.A. Карабанова, А.И. Подольский, Г.А. Глотова. -2014.-С. 345-347

21. Реутова, Л.П. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя: автореферат дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Реутова Людмила Петровна. - Майкоп, 2006. - 42 с.

22. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (в ред. 12 августа 2022 г.)]. - URL: https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ffDld34bel6ce9bafc6e0/ (дата обращения: 12.09.2023)

23. Черницова, М.А. Педагогические условия формирования научного мировоззрения студентов колледжа в процессе изучения химии: автореферат дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / Черницова Марина Александровна. - Ставрополь, 2011.-26 с.

24. Яковлева, Н.Г. Российское образование: глобальные и национальные вызовы формированию человеческого потенциала / Н.Г. Яковлева // Уровень жизни населения регионов России. - 2023. - Том 19. - № 1. - С. 36-46. -DOI 10.52180/1999-9836 2023 19 1 3 36 46

Психология

УДК 376.685

кандидат педагогических наук, доцент Руднева Инна Александровна

Федеральное государственное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград); кандидат педагогических наук, доцент Черникова Нина Александровна

Федеральное государственное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград); кандидат психологических наук Карпушова Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего образования «Волгоградский государственный социально-педагогический университет» (г. Волгоград)

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПЕДАГОГА С РОДИТЕЛЯМИ

ДЕТЕЙ, ПЕРЕЖИВШИХ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме взаимодействия с семьями детей, переживших военные действия. Цель исследования связана с определением основных направлений психолого-педагогической работы педагога с родителями детей, переживших военные действия, в условиях образовательной организации. Приводится анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. На основе анализа эмпирических данных опроса практикующих педагогов с семьями детей, переживших военные действия, разработано содержание и формы психолого-педагогической работы педагога с родителями в трех основных направлениях. Образовательное направление осуществляется посредством консультирования и беседы. Психолого-педагогическое направление включает педагогическое просвещение родителей, организацию самообразования и практикумов для родителей. Посредническое направление предполагает проведение информирования родителей и оказания посреднической помощи. Особое внимание уделяется специфике работы педагога с родителями детей, переживших военные действия, в условиях образовательной организации. Описаны примеры тематического наполнения указанных направлений работы. Результаты исследования применимы в работе педагогов -классных руководителей, педагогов-психологов, социальных педагогов с родителями детей, переживших военные действия.

Ключевые слова: психолого-педагогическая работа, образовательная организация, родители, дети, пережившие военные действия, образование, посредничество, педагог.

Annotation. The article is devoted to the actual problem of interaction with the families of children who survived military operations. The purpose of the study is to determine the main directions of psychological and pedagogical work of a teacher with parents of children who survived military operations in the conditions of an educational organization. The analysis of psychological and pedagogical literature on the problem of research is given. Based on the analysis of empirical data from a survey of practicing teachers with families of children who survived military operations, the content and forms of psychological and pedagogical work of a teacher with parents in three main directions have been developed. The educational direction is carried out through counseling and conversation. The psychological and pedagogical direction includes pedagogical education of parents, organization of self-education and workshops for parents. The mediation direction involves informing parents and providing mediation assistance. Special attention is paid to the specifics of the teacher's work with the parents of children who survived military operations in the conditions of an educational organization. Examples of the thematic content of these areas of work are described. The results of the study are applicable in the work of teachers - classroom teachers, teachers-psychologists, social educators with parents of children who survived military operations.

Key words: psychological and pedagogical work, educational organization, parents, children who survived military operations, education, mediation, teacher.

Исследование выполнено no проекту «Разработка и апробация модели подготовки педагогов к работе с семьями детей, переживших военные действия», который реализуется при финансовой поддержке Министерства просвещения РФ врамках государственного задания (дополнительное соглашение от 19.06.2023 г. № 073-03-2023-024/4 к соглашению от

27.01.2023 № 073-03-2023-024)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.