Научная статья на тему 'СПЕЦКУРС «ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ» КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ'

СПЕЦКУРС «ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ» КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МАГИСТРАТУРА / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чекина Е. В., Чех О. С.

Приводятся дефиниции понятия «профессионально-педагогическое мировоззрение», предложенные исследователями в весьма нешироком ряду работ, посвященных изучению данного внутриличностного феномена. На основе анализа приведенных определений сделан вывод, что содержание профессиональной подготовки педагога должно охватывать не только психолого-педагогические, методические и технологические аспекты будущей профессиональной деятельности, но и социально-экономические, правовые и политические аспекты и основания встраивания этой деятельности в современную картину мира. По мнению авторов статьи, существенным ресурсом развития профессионально-педагогического мировоззрения у магистрантов может являться учебная дисциплина «Образование в контексте современных социально-экономических процессов». Основные задачи преподавания дисциплины состоят в овладении обучающимися знанием об основных направлениях функционирования образования в контексте мировых и национальных социально-экономических реалий и перспектив, что подразумевает понимание сущности образования как социальной практики, ситуации развития системы образования в своей стране и в мире; современных подходов к экономике образования и его правовому регулированию, ключевых элементов хозяйственного механизма сферы образования, его социально-экономической эффективности, а также роли педагога и результатов его профессиональной деятельности для социального и инновационного развития общества и государства в целом. В статье представлен примерный тематический план спецкурса и охарактеризованы некоторые его содержательные и методические аспекты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чекина Е. В., Чех О. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COURSE "EDUCATION IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIO-ECONOMIC PROCESSES" AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL WORLDVIEW IN MASTER’S STUDENTS

The article provides definitions of the concept of “professional-pedagogical worldview”, proposed by various researchers in a very small number of works devoted to the study into that intra-personal phenomenon. Based on the analysis of the definitions, the authors conclude that the content of the teacher's professional training should cover not only the psychological, pedagogical, methodological and technological aspects of future professional activity, but also the socio-economic, legal and political aspects and the grounds for integrating their professional activity into the modern world picture. According to the authors of the article, a significant resource for the development of the professional and pedagogical worldview in Master’s students may be the course “Education in the context of modern socio-economic processes”. The main tasks of teaching students the course are to master the knowledge about the main directions of the functioning of education in the context of world and national socio-economic realities and prospects, which implies an understanding of the essence of education as a social practice, the situation of the development of the education system in their own country and in the world; modern approaches to the education economics and legal regulation for education, key elements of the economic mechanism of the education sector, its socio-economic effectiveness, as well as the role of the teacher and the results of teachers’ professional activities for the social and innovative development of society and the state. The article presents an approximate thematic plan of the course and describes some of its content and methodical aspects.

Текст научной работы на тему «СПЕЦКУРС «ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ» КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ»

УДК 37.034 Б01 10.52928/2070-1640-2023-39-1-6-10

СПЕЦКУРС «ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ» КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

МАГИСТРАНТОВ

канд. пед. наук, доц. Е.В. ЧЕКИНА, О. С. ЧЕХ (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы)

Приводятся дефиниции понятия «профессионально-педагогическое мировоззрение», предложенные исследователями в весьма нешироком ряду работ, посвященных изучению данного внутриличностного феномена. На основе анализа приведенных определений сделан вывод, что содержание профессиональной подготовки педагога должно охватывать не только психолого-педагогические, методические и технологические аспекты будущей профессиональной деятельности, но и социально-экономические, правовые и политические аспекты и основания встраивания этой деятельности в современную картину мира. По мнению авторов статьи, существенным ресурсом развития профессионально-педагогического мировоззрения у магистрантов может являться учебная дисциплина «Образование в контексте современных социально-экономических процессов». Основные задачи преподавания дисциплины состоят в овладении обучающимися знанием об основных направлениях функционирования образования в контексте мировых и национальных социально-экономических реалий и перспектив, что подразумевает понимание сущности образования как социальной практики, ситуации развития системы образования в своей стране и в мире; современных подходов к экономике образования и его правовому регулированию, ключевых элементов хозяйственного механизма сферы образования, его социально-экономической эффективности, а также роли педагога и результатов его профессиональной деятельности для социального и инновационного развития общества и государства в целом. В статье представлен примерный тематический план спецкурса и охарактеризованы некоторые его содержательные и методические аспекты.

Ключевые слова: высшее образование, магистратура, профессионально-педагогическое мировоззрение, социально-экономический контекст образования.

Введение. В современную эпоху небывалых социальных, экономических, политических, идеологических и нравственных трансформаций огромное значение приобретает развитие рационального мировоззрения человека, его системность и направленность, на основе которых он принимает решения и действует. Будучи интегратором ключевых жизненных позиций людей, их идеалов, принципов деятельности и ценностных ори-ентаций, сформировавшееся мировоззрение имеет особую важность для специалиста образования, деятельность которого, гуманитарная по своей природе, существенно определяется сложившимися личными мировоззренческими особенностями и результирует влиянием на мировоззрение подрастающих поколений. Учитывая объективное существование двух путей формирования мировоззрения: стихийного и осознанного, высшая школа в процессе реализации профессиональной подготовки специалистов призвана целенаправленно решать задачу включения обучающихся в специально организованную рациональную деятельность, которая направлена на понимание ими окружающего мира и своего места в нем, на осознание широкого контекста их будущей профессиональной деятельности. В этом плане целесообразно уделить особое внимание категории «профессионально-педагогическое мировоззрение» как специфическому личностному образованию педагога, что также обусловит решение вопроса определения ориентиров профессиональной подготовки специалистов образования, становления их агентами продвижения идей образования для устойчивого развития, приобретения осознанных умений проектировать свою профессиональную траекторию, развиваться и самообразовываться, находить оптимальные решения в нестандартных профессиональных ситуациях, продуктивно взаимодействовать в изменяющемся мире [1, с. 33]. Однако, несмотря на достаточно продолжительное существование термина «профессионально-педагогическое мировоззрение» в научно-педагогическом дискурсе, в дискуссиях, касающихся совершенствования содержания педагогического образования в высшей школе, чаще акцент ставится на методических, технологических вопросах, а мировоззренческие аспекты развития личности обучающегося затрагиваются недостаточно.

Основная часть. Для более точного понимания понятия «профессионально-педагогическое мировоззрение» приведем его дефиниции, предложенные разными исследователями в весьма нешироком ряду работ, посвященных изучению данного внутриличностного феномена. Так, в одной из первых работ (2003 г.) по систематическому исследованию профессионально-педагогического мировоззрени, ее автором Е.В. Дмитриевой дано следующее определение: «Профессиональное педагогическое мировоззрение представляет собой динамически развивающуюся систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов учителя, основанных на философских, психолого-педагогических, экономических, правовых научных знаниях, определяющих направленность его профессиональной деятельности

и находящих свое выражение в самостоятельной личностной позиции»1. В фундаментальном исследовании Л.В. Реутовой, посвященной той же проблематике, под профессионально-педагогическим мировоззрением учителя понимается «интегральное личностное образование, динамически развивающуюся систему взглядов, убеждений, ценностей и идеалов, которые основаны на философских, психолого-педагогических, экономических, правовых, научных знаниях, определяющих направленность профессиональной подготовки и деятельности учителя и находящих свое выражение в увеличении профессиональной идентификации»2. С.В. Фролова рассматривает данное понятие как «интегративную форму духовно-деятельного освоения мира в контексте профессионального самоопределения, профессионально-личностного развития, образующую неразрывное и саморазвивающееся единство мировоззренческих компонент (гносеологическая, онтологическая, религиозная, социально-политическая, социально-повседневная, профессиональная), мировоззренческих функционалов (миропонимание, миросозерцание, мировосприятие), мировоззренческих сфер (интеллектуально-когнитивная, эмоционально-волевая, поведенческая), мировоззренческих форм (профессиональные ценности, идеалы, убеждения, принципы, идеи, приоритеты, модели поведенческих реакций, поступок)» [2, с. 8].

Как можно заметить по содержанию приведенных нами определений, их авторы сходятся во мнении, что профессионально-педагогическое мировоззрение базируется не только на традиционно философских и психолого-педагогических, но и на экономических и правовых, а также социально-политических знаниях. К примеру, Л.В. Реутова уточняет, что в структуре профессионально-педагогического мировоззрения «"Экономическая ветвь" ориентирует студентов на отношение к образованию как отрасли народного хозяйства, производящей образовательные услуги, педагогические кадры, научные идеи, научно-методическую литературу. "Правовая ветвь" предполагает формирование правосознания и правовой культуры будущего учителя как части его профессиональной культуры в условиях становления гражданского общества»3. Это подводит нас к идее, что содержание профессиональной подготовки педагога должно охватывать не только психолого-педагогические, методические и технологические аспекты будущей профессиональной деятельности, но и социально-экономические, правовые и политические аспекты и основания встраивания этой деятельности в современную картину мира.

Как известно, мировоззрение в целом и профессионально-педагогическое мировоззрение как его подсистема - динамичное личностное образование, формирование которого происходит в течение всей жизни человека. Это дает основания полагать, что профессионально-педагогическое мировоззрение может получить дальнейшее целенаправленное развитие и упрочение на этапе второй ступени высшего образования - в магистратуре. В этом плане существенным ресурсом может являться специально введенная в компонент учреждения высшего образования учебного плана специальности «Дошкольное образование» учебная дисциплина (спецкурс) «Образование в контексте современных социально-экономических процессов». Основные задачи преподавания дисциплины состоят в овладении обучающимися знанием об основных направлениях функционирования образования в контексте мировых и национальных социально-экономических реалий и перспектив, что подразумевает понимание сущности образования как социальной практики, ситуации развития системы образования в своей стране и в мире; современных подходов к экономике образования и его правовому регулированию, ключевых элементов хозяйственного механизма сферы образования, его социально-экономической эффективности, а также роли педагога и результатов его профессиональной деятельности для социального и инновационного развития общества и государства в целом. Таким образом, данная дисциплина создает актуальный контекст для более глубокого осмысления проблематики иных дисциплин учебного плана данной специальности.

В таблице приведен примерный тематический план спецкурса с выделением ключевых вопросов, подлежащих изучению в рамках каждой темы.

Таблица. - Примерный тематический план спецкурса «Образование в контексте современных социально-экономических процессов»_

Количество часов

Наименование темы Содержание лекционные занятия практические (семинарские) занятия

1 2 3 4

1. Образование в контексте экономических и социальных процессов Образование как социальная практика. Понятие о человеческом капитале. Глобальный индекс человеческого развития. Инвестиции в образование. Внешние эффекты образования 2 -

1 Дмитриева Е.В. Формирование профессионального педагогического мировоззрения будущего учителя: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08. - Волгоград: ВГПУ, 2003. - С. 6.

2 Реутова Л.В. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Майкоп: АГУ, 2006. - С. 14.

3 Реутова Л.В. Система формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения учителя: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08. - Майкоп: АГУ, 2006. - С. 24.

Окончание таблицы

1 2 3 4

2. Образование, профессиональные навыки и экономический рост Образование и экономический рост: краткая история и современные данные. Образование как механизм нивелирования и воспроизводства социального неравенства. Образование, профессиональные навыки и рынок труда 2 2

3. Экономическая отдача от образования Сущность и механизмы экономической отдачи от образования. Количественная оценка экономической отдачи. Нефинансовая отдача от образования 2 2

4. Внутренняя эффективность системы образования Показатели эффективности образовательной системы. Эффективность вводимых ресурсов в производстве образовательных достижений. Компромисс между качеством и доступностью в сфере образования (мировая практика) 2 2

5. Частный сектор в сфере образования Типы учреждений образования по форме собственности и финансирования. Мировые практики «бесплатного» образования и их реальная стоимость для обучающихся. Относительная эффективность частных и государственных школ. Мировой опыт партнерства между частным и государственным секторами в области образования 2 2

6. Способы увеличения доступности и качества образования Опыт увеличения объема ресурсов, выделяемых на образование в разных странах. Меры по повышению качества образования. Меры по улучшению доступа к образованию 2 2

7. Права детей на образование Конвенция о правах ребенка: мировой опыт реализации. Индекс окончания детства в странах мира. Дети, подростки и молодежь, не посещающие школу: глобальное положение и тенденции 2 2

8. Образование в экономике знаний Экономика информации и знаний: условия и перспективы развертывания. Сфера образования как первое подразделение экономики знаний. Высшее образование в системе экономики знаний 2 -

9. Стратегии повышения социально-экономической эффективности профессиональной деятельности специалиста образования Положение молодежи на рынке труда Беларуси. Факторы, затрудняющие трудоустройство, и конкурентные преимущества молодежи на рынке труда. Факторы успеха выпускников УВО в построении собственной карьеры и повышения степени их вклада в социально-экономическое развитие государства. Проектирование профессиональной траектории специалиста образования 2 4

10. Детерминанты и последствия коррупции в сфере образования Виды и проявления коррупции в сфере образования. Оценка коррупционных рисков в образовании. Борьба с коррупцией в образовании: мировые и национальные инструменты и стратегии 2 2

Раскроем основную проблематику отдельных тем курса для демонстрации взятого нами ракурса рассмотрения образовательных проблем. При этом важно обратить внимание на то, что все заявленные в темах спецкурса вопросы изучаются в контексте как мировой, так и национальной практики, что определяет формирование у обучающихся комплексного видения глубины этих проблем, степени и способов их решения в разных странах в сравнительном плане.

Так, изучение первой темы позволяет обучающимся рассмотреть образование не только как педагогический процесс, но как отрасль экономики и институализированную социальную практику, осознать значимость образования в значительно более широком ракурсе, в т.ч. как фактора самосохранения и развития государства, общества и отдельного индивида. На примере рассмотрения критериев и актуальных значений Глобального индекса человеческого развития и Индекса человеческого капитала обучающиеся убеждаются в конкретной значимости результатов функционирования образовательных систем для социально-экономического развития государств, и удостоверяются в достаточно уверенных позициях, которые занимает Республика Беларусь в ряду почти 200 стран благодаря уровню развития национальной системы образования. Магистранты приходят к осознанию важной закономерности, что богатство страны тесно связано с количеством и качеством образованных граждан, поэтому затраты на образование и рост экономики - два абсолютно взаимозависимых процесса: человеческий капитал увеличивает материальный и финансовый капитал, и наоборот. Образование предстает ярким примером социально значимого блага, «т.к. при

потреблении образовательных услуг возникают внешние эффекты и для работодателей в виде увеличения человеческого капитала, и для членов семей в виде роста их доходов, и для общества в целом в виде повышения уровня культуры и политической активности всего населения, а также снижения социально неравенства и уровня преступности» [3, с. 22]. Понимание данных фактов позволяет обучающимся более глубоко и всесторонне осознать важность собственной профессиональной деятельности как специалистов образования.

Изучение второй темы знакомит обучающихся в числе прочего с двумя существующими противоположными теориями в отношении вклада образования в формирование социального неравенства, в соответствии с первой из которых оно способствует выравниванию социальных возможностей, которыми обладает человек, а с другой - является одним из механизмов воспроизводства социального неравенства в современном обществе. На материале конкретных статистических данных по различным странам магистранты отслеживают влияние социальной принадлежности ребенка на успешность его образовательной траектории в перспективе, делают выводы о значимости педагогической работы с семьями воспитанников учреждений образования, о потенциале дополнительного образования детей.

При изучении пятой темы и сравнении преимуществ учреждений образования частной и государственной формы собственности в Беларуси и других странах одной из основных задач является аргументация для обучающихся идеи, что «основная доля ответственности за формирование и накопление человеческого капитала в сфере образования лежит на государстве, поскольку образование является долгосрочной инвестицией и его преимущества станут заметны через определенный период. Частные инвестиции в образование всегда будут неоптимально низкими, поскольку не учитывают долгосрочных эффектов и положительного эффекта перелива» [4, с. 116].

В процессе рассмотрения вопросов девятой темы магистранты, в частности, убеждаются, что успех выпускников в построении собственной карьеры и, соответственно, степень их вклада в социально-экономическое развитие государства зависит от множества факторов, и объективных, и субъективных. Обучающиеся осваивают способы правильного использования влияния этих факторов на собственную профессиональную карьеру в актуальных социально-экономических условиях.

Практические (семинарские) занятия по рассматриваемой учебной дисциплине предполагают выполнение обучающимися компетентностно-ориентированных заданий как аналитического, так и прикладного характера.

Например, одно из заданий составлено следующим образом: «По материалам СМИ составьте обзор проблем социально-экономической безопасности регионов Республики Беларусь; предложите проблему для мозгового штурма. Определите свою роль как специалистов образования в решении перечисленных проблем». Такого рода задание позволяет магистрантам на конкретном материале шире осознать свои профессиональные возможности как реальных акторов социально-экономического пространства страны.

Еще один пример - задание, которое представляет собой мини-кейс-ситуацию «Планирование карьеры специалиста образования» и состоит в следующем: «Будущий специалист образования заканчивает университет по вашей специальности. Перед ним встает задача планирования своего будущего. Постройте два варианта карьерограммы возможных карьерных путей специалиста образования после окончания университета: для мужчины и для женщины». Выполнение такого рода заданий позволяет обучающимся актуализировать и расширить свою систему умений проектировать профессиональную траекторию с опорой на полученные в ходе изучения спецкурса знания о социально-экономическом контексте, в который объективно вписано образование как сфера их профессиональной деятельности.

Заключение. Таким образом, введение в образовательную программу магистратуры учебной дисциплины «Образование в контексте современных социально-экономических процессов» позволяет интегрировать профессионально-педагогическую и социально-экономическую составляющие профессиональной подготовки обучающихся. Данный спецкурс способствует развитию у магистрантов системы профессионально-педагогического мировоззрения, поскольку обладает широким материалом для формирования такого рода мировоззренческих установок и включает экономические, правовые, социально-политические знания, относящиеся к функционированию феномена образования и несущие прямую мировоззренческую нагрузку, а также в целом обеспечивает подготовку выпускников, обладающих готовностью к эффективному встраиванию в актуальное социально-экономическое пространство.

ЛИТЕРАТУРА

1. Чех О.С. Умения проектирования профессиональной траектории в подготовке будущих педагогов // Вестн. Полоц. гос. ун-та. Сер. Е, Пед. науки. - 2021. - № 7. - С. 33-37.

2. Фролова С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования // Вестн. Мин. ун-та. - 2022. - № 2. - С. 3-16.

3. Беляков С.А. Новые лекции по экономике образования. - М.: МАКС Пресс, 2007. - 424 с.

4. Ящук А.И. Человеческий капитал или трудовые ресурсы? // Банк. вестн. - 2020. - № 3. - С. 114-118.

Поступила 28.02.2022

THE COURSE "EDUCATION IN THE CONTEXT OF MODERN SOCIO-ECONOMIC PROCESSES" AS A RESOURCE FOR THE DEVELOPMENT OF THE PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL WORLDVIEW

IN MASTER'S STUDENTS

A. CHEKINA, O. CHEKH (Yanka Kupala State University of Grodno)

The article provides definitions of the concept of "professional-pedagogical worldview", proposed by various researchers in a very small number of works devoted to the study into that intra-personal phenomenon. Based on the analysis of the definitions, the authors conclude that the content of the teacher's professional training should cover not only the psychological, pedagogical, methodological and technological aspects of future professional activity, but also the socioeconomic, legal and political aspects and the grounds for integrating their professional activity into the modern world picture. According to the authors of the article, a significant resource for the development of the professional and pedagogical worldview in Master's students may be the course "Education in the context of modern socio-economic processes". The main tasks of teaching students the course are to master the knowledge about the main directions of the functioning of education in the context of world and national socio-economic realities and prospects, which implies an understanding of the essence of education as a social practice, the situation of the development of the education system in their own country and in the world; modern approaches to the education economics and legal regulation for education, key elements of the economic mechanism of the education sector, its socio-economic effectiveness, as well as the role of the teacher and the results of teachers' professional activities for the social and innovative development of society and the state. The article presents an approximate thematic plan of the course and describes some of its content and methodical aspects.

Keywords: higher education, Master's programme, professional-pedagogical worldview, socio-economic context for education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.