УДК 378. 147 ББК 74. 586 Р 44
Реутова Людмила Петровна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и технологий начального и дошкольного образования Армавирской государственной педагогической академии
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ БАКАЛАВРА ПЕДАГОГИКИ
(рецензирована)
В данной статье раскрываются методологические основы проектирования процесса формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения бакалавра педагогики в условиях реализации ФГОС ВПО третьего поколения: обосновываются принципы мировоззренческой парадигмы, системнодеятельностный подход, формой проявления которого являются компетенции; категория «профессионально-педагогическое мировоззрение» в качестве объекта системного проектирования; логика проектирования процесса формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения бакалавра педагогики.
Ключевые слова: профессионально-педагогическое мировоззрение, мировоззренческая парадигма, принципы проектирования, системнодеятельностный подход, проектные характеристики.
Reutova Lyudmila Petrovna, Doctor of Pedagogical Sciences, professor of the Department of Pedagogy and Technology of Primary and Preschool Education ofArmavir State Pedagogical Academy.
METHODOLOGICAL BASIS OF THE FORMATION PROCESS PROJECTING AND DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL OUTLOOK OF
A BACHELOR OF PEDAGOGY (reviewed)
This article describes the methodological basis of the design process of the formation and development ofprofessional and pedagogical outlook of a Bachelor of Pedagogy in the implementation of the FSES HPE the third generation: the principles of worldview paradigm and system-activity approach of which competences are the manifestation have been grounded; the category of "professional and pedagogical philosophy" as object of system design, logic design of the process of formation and development ofprofessional and pedagogical philosophy of a Bachelor ofpedagogy have been revealed.
Keywords: vocational and pedagogical outlook, worldview paradigm, design principles, system-activity approach, design specifications.
Становление развивающего обучения в современной школе диктует необходимость отказа от стереотипного построения образовательного процесса в вузе. Сейчас, как никогда, актуальна активная субъектная позиция педагога, что определяет его включенность во все внутренние связи в процессе профессиональной деятельности. В связи с этим вузу нужна новая образовательная парадигма, которая могла бы решить эти педагогические задачи.
Предлагаемая мировоззренческая парадигма образования основана на индивидуализации и дифференциации образования, вариативности и альтернативности образовательных систем и учебных заведений, ее прогностичности и адаптивности к изменяющимся условиям социально-экономической среды, интересам и способностям обучаемых. Согласно этой парадигме, образование должно способствовать становлению развивающего образа жизни человека, строится на диагностике развития личности, обеспечивая переход от воспитания культуры полезности к воспитанию мировоззренческой культуры человеческого достоинства.
Содержание ФГОС ВПО третьего поколения базируется на концепции системнодеятельностного подхода, формой проявления которого являются общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции.
В основе этого подхода лежит отказ от односторонних, аналитических, линейно -причинных методов исследования, а основной акцент делается на целостность интегрированных качеств объекта, их происхождение, поэтому внимание сосредотачивается на выявлении связей и взаимоотношений, как в самом объекте, так и с окружающей средой. Если термином «система» высвечивается целостность
объекта, то термином «структура» - его внутренняя дискретность, «собранность» из частей, которые находятся во взаимосвязях и взаимоотношениях, благодаря чему они образуют целостность.
Высшего уровня профессионального образования невозможно достичь без инновационных подходов. Ориентация на эти стратегические направления принята, но консерватизм, свойственный высшей школе, еще наблюдается.
Устранению консерватизма способствует реализация новой мировоззренческой парадигмы, направленной, прежде всего, на развитие духовности и творческой сущности человека. Поэтому педагогическое образование должно быть пронизано общечеловеческими ценностями. Это один из принципов проектирования процесса формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения. Для этого в первую очередь, на наш взгляд, необходимо развивать гармоничное мышление, основанное на сочетании внутренней свободы личности и ее социальной ответственности, а также терпимости к инакомыслию. Сегодня думающий человек обязан наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения и уметь преодолевать конфликты и противоречия. Для этого он должен обладать культурой многокритериальной постановки и решения задач, а также понимать, что никто не может претендовать на истину в последней инстанции, ни одна теория не может считаться универсальной и вечной. Следующий принцип проектирования - многокритериальность решений, терпимость к инакомыслию, ответственность за свои действия.
Третий принцип - развитие междисциплинарных связей, формирование системы обобщенных понятий. Междисциплинарные связи - это самый низкий уровень интегративности. Интегративный подход обеспечивает эффективное изучение научных дисциплин и учебных курсов, обеспечивая возникновение и развитие новых направлений: учитель начальных классов - учитель русского языка, учитель начальных классов - учитель иностранного языка, воспитатель в детском саду -учитель начальных классов и т.д.
Следует обратить внимание на систематизацию, обобщение и экстраполяцию ценностей и традиций отечественного опыта. Отсюда, в содержании высшего педагогического образования должны быть отражены проблемы российской школы: укрепление физического и нравственного здоровья детей; формирование умений
ориентироваться в окружающей действительности и реализовывать свои возможности; выработка ценностных отношений к достоянию мировой и отечественной культуры; формирование культурных отношений.
Мы полагаем, что базовой составляющей подготовки бакалавра педагогики на концептуальном уровне является теория личностно ориентированного обучения, соответствующая принципу природосообразности образования, предполагающая субъектную позицию не только обучающегося, но и обучаемого. Проблема личностно ориентированного и личностно развивающего образования - одна из важнейших проблем современной педагогики. Личностно ориентированное образование выступает как важное условие формирования компетенций, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, желания изменяться, самообразовываться.
В дидактике личностно ориентированное образование рассматривается как особый принцип, согласно которому процесс обучения способствует формированию у студентов не только прочных профессиональных компетенций, но и воспитанию инициативности, самостоятельности, ответственности, развитию профессионального мышления, творческого подхода к решению жизненно важных задач, творческого воображения. Перечисленные принципы определяют новую мировоззренческую парадигму.
Относительно темы нашего исследования проектирование имеет дело с профессионально-педагогическим мировоззрением уже не как проявлением интегрального качества личности бакалавра педагогики, а как с образовательновоспитательным процессом, организованным с конкретной целью в реально заданных условиях согласно определенным проектным требованиям.
При этом неизбежно происходит смена смыслового контекста рассмотрения профессионально-педагогического мировоззрения: от сущностного и структурносодержательного следует перейти к проектному, организационно-педагогическому и инструментальному.
Для того чтобы осуществить такой переход, необходимо, прежде всего, представить профессионально-педагогическое мировоззрение в качестве объекта системного проектирования, то есть через конструирование системы параметров и характеристик, придать ему вид конструкта, задающего общие рамки построения
целостного процесса, ориентированного на последовательное формирование у обучаемых оптимального профессионально-педагогического мировоззрения.
Рассмотрение профессионально-педагогического мировоззрения в качестве объекта системного проектирования включает в себя:
- выделение проектных характеристик данного объекта;
- выделение ключевых проблем по каждой проектной характеристике;
- поиск способов решения выявленных ключевых проблем [1, с. 17].
Следуя системным представлениям об объекте проектирования, нами выделены следующие проектные характеристики: целефункциональная (функции и структура профессионально-педагогического мировоззрения - педагогические цели); содержательная (цели - содержание образования); инструментально-технологическая (содержание образования - инструментарий образовательно-воспитательного процесса); организационно-управленческая (содержание образования -организационно-управленческая структура образовательно-воспитательного процесса).
Раскроем содержание каждой проектной характеристики. Первая проектная характеристика «структура профессионально-педагогического мировоззрения -педагогические цели» связана с переводом состава и структуры базовых компонентов, определяющих содержание профессионально-педагогического мировоззрения в систему педагогических целей.
Ключевые проблемы, которые при этом возникают, лежат в плоскости «целепостановка-целереализация»: 1) проблема адекватности системы педагогических целей структурным элементам профессионально-педагогического мировоззрения; 2) проблема полноты отражения системы педагогических целей в образовательновоспитательном процессе вуза; 3) проблема согласования целей между отдельными звеньями образовательно-воспитательного процесса [1, с. 54].
В нашем случае генеральной целью выступает оптимальное профессиональнопедагогическое мировоззрение будущего бакалавра педагогики. Наряду с генеральной целью существуют подцели, которые представляют полицентрическую систему. Полицентрическая система целей представлена блоками дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла; математического и естественно-научного и профессионального цикла.
Вторая проектная характеристика - содержательная - ориентирована на отбор и систематизацию учебных элементов, обеспечивающих формирование у студентов оптимального профессионально-педагогического мировоззрения. Ключевые проблемы проектирования содержания находятся в плоскости «дифференциация - интеграция учебного содержания»: 1) проблема дифференциации содержания учебных дисциплин с учетом их возможностей и особенностей в плане формирования профессионально -педагогического мировоззрения; 2) проблема интеграции разнопредметного содержания с учетом особенностей задач поэтапного развертывания целостного процесса формирования профессионально-педагогического мировоззрения будущих педагогов. Действительно, формирование у студентов тех или иных компонентов профессионально-педагогического мировоззрения обеспечивается конкретными учебными дисциплинами, что собственно предполагает дифференциацию их содержания. Хотя процесс формирования профессионально-педагогического мировоззрения должен опираться на хорошо спроектированное интегративное взаимодействие всех учебных курсов, а не ограничиваться их случайными пересечениями. «Полицентрация» педагогических целей сменяется «моноцентрацией» разнопредметных учебных элементов. Процесс формирования профессиональнопедагогического мировоззрения строится в общих рамках парадигмального отношения «человек - мировоззрение». Именно с этих позиций идет обновление содержания образования. Проблемы в проектном плане решаются посредством специальных процедур отбора и структурирования учебных элементов, отвечающих требованиям профессионально-педагогического мировоззрения; с помощью разработок спецкурсов, факультативов, включения профессиональной мировоззренческой проблематики в тематику курсовых и дипломных работ. Однако, следует признать, что в целом проблема построения содержания формирования профессионально-педагогического мировоззрения далека еще от своего полного решения.
Третья проектная характеристика «содержание образования -инструментарий образовательно-воспитательного процесса» связана с разработкой педагогических средств, приводящих в движение содержание образования. Это педагогические технологии, различные формы и методы обучения, методики, способы и приемы активизации учебно-познавательной деятельности.
Ключевыми проблемами по данной проектной характеристике являются: 1) разработка и согласование педагогических технологий по всему спектру задач формирования профессионально-педагогического мировоззрения студентов; 2) создание комплекса педагогических средств, адекватных структуре и особенностям многоэтапного процесса формирования и стимулирования индивидуального опыта профессионально-педагогического мировоззрения; 3) проектирование педагогических средств и условий создания мировоззренческой среды педагога.
В связи с этим требуется основательное исследование возможностей педагогических технологий, создание комплекса педагогических средств и проектирование педагогических средств, и их адаптации к новым целям и задачам профессиональной подготовки педагога.
Логика проектирования технологических процессов содержит следующие этапы: выбирается исходный материал, устанавливает уровень его свойств и определяются требования к качеству готовой продукции; выбираются методы и средства воздействия на исходный материал, разрабатывается распределенная в пространстве и времени структура взаимосвязанных технологических операций; определяются методы контроля за ходом процесса, за качеством готового результата; осуществляется коррекция.
Становится признанным тот факт, что нужен лишь способ описания специфических объектов управления и функциональных элементов, включенных в контур системы управления, выбора методов и средств контроля за параметрами процесса и средств переработки информации, на основе которой осуществляется само управление. Интеграция психолого-педагогической науки с рациональными методами проектирования технологических процессов, с теорией принятия решений, выбора операций и управления может способствовать перестройке системы обучения в сторону повышения ее качества.
Важнейшими этапами такого проектирования являются: постановка диагностических цепей в обучении; планирование в пространстве и во времени, иерархии и последовательности технологических операций учебного процесса; разработка критериев оценки качества обучения; управление учебно-познавательной
деятельностью через комплексные описания состояния объекта через регулируемые параметры.
В основе такого проектирования лежит ФГОС ВПО. Стандарт используется для важнейшего этапа проектирования процесса - ее нормирования. Нормирование включает в себя учет требований стандарта в выборе организационных форм, норм времени, недопущения перегрузок, охраны здоровья обучаемых, включая права человека. Исходя из вышеизложенного, проектирование процесса формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения педагога включает: целенаправленную работу по формированию профессионально-педагогического мировоззрения будущего бакалавра педагогики; осознанность профессиональноличностного развития студента в процессе обучения; системность; логическую взаимосвязь этапов; альтернативность и комплиментарность действий преподавателей и студентов; вариативность целей, содержания, средств и видов учебной деятельности, что предполагает интенсивную исследовательскую работу; альтернативность профессионально-педагогического образования.
Четвертая проектная позиция «содержание образования - организационно -управленческая структура педагогического процесса» означает, что реализация отобранного и систематизированного в целях развития профессиональнопедагогического мировоззрения содержания должно подкрепляться адекватной организацией данного процесса. Процесс формирования и развития профессиональнопедагогического мировоззрения требует специальной организации образовательно -воспитательного процесса в масштабах всех учебных дисциплин и в объеме всего бюджета учебного времени, отводимого на подготовку будущего бакалавра педагогики. Организацию образовательно-воспитательного процесса необходимо спроектировать на трех основных уровнях. Ключевыми проблемами данной проектной характеристики являются: 1) интегративная организация процесса формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения как целостной педагогической системы; 2) интегративная организация процесса формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения в рамках отдельных составляющих образовательно-воспитательного процесса (система педагогических практик, обучение по отдельным циклам дисциплин); 3) интегративная организация
процесса формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения в рамках отдельных учебных дисциплин, отдельных занятий. Все названные проблемы предполагают приведение организационной структуры образовательно-воспитательного процесса в соответствие с его функциями. Процесс формирования и развития профессионально-педагогического мировоззрения должен изменить организационную структуру учебно-воспитательного процесса. Отсюда сохранение целостности проектируемого процесса, наличие функциональных, содержательных и инструментально-технологических связей и качество профессиональнопедагогической подготовки бакалавра педагогики.
Укрупненную общую структуру образовательно-воспитательного процесса можно представить в виде четырех подсистем:
- подсистема «теоретическая подготовка», включающая весь набор учебных дисциплин, обеспечивающих программу профессионально-теоретической подготовки бакалавра педагогики;
- подсистема «практическая подготовка», включающая все звенья практической подготовки и обеспечивающая непосредственный выход в сферу профессиональнопедагогической деятельности;
- подсистема «адаптированная профессионально-педагогическая деятельность», представляющая собой профессиональные пробы студентов в реальных условиях образовательного учреждения;
- подсистема «организационно-управленческая структура педагогического процесса», обслуживающая вышеперечисленные подсистемы согласно действующему учебному плану.
Совокупность научно-педагогических положений, предложенных в статье, определяет, на наш взгляд, перспективное направление в прикладной педагогике.
Литература:
1. Реутова, Л.П. Теоретические основы формирования профессиональнопедагогического мировоззрения учителя начальных классов : монография. Ставрополь: Базис, 2004. 176 с.
2. Тюнников Ю.С., Чугай И.В. Формирование культурно-образовательной среды педагогического вуза : проблемы проектирования и функционирования системы «ЦПК- ВУЗ». Сочи: РИО СГУТиКД, 2001. 195с.
3. Тюнников, Ю.С. Социокультурное и педагогическое проектирование: проблемы взаимодействия // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2000. №1. С. 100-105.
4. Чернилевский Д.В., Филатов О.К. Технология обучения в высшей школе / под ред. Д.В. Чернилевского. М.: Экспедитор, 1996. 288 с.
References:
1. Reutova L.P. The theoretical basis for the formation ofprofessional and pedagogical vision of primary school teachers: monograph. Stavropol: Basis, 2004. 176p.
2. Tyunnikov Y.S., Chugai I. V. The formation of cultural and educational environment of the university teacher: issues of design and operation of the "CTC-university" system. Sochi: RIO SSUTiKD, 2001. 195p.
3. Tyunnikov Y.S. Socio-cultural and pedagogical design: the problem of interaction /
/ Proceedings of higher educational institutions. North-Caucasian region. Social Sciences. 2000. № 1. P. 100-105.
4. Chernilevsky D.V., Filatov O.K. Training technology in high school / Ed. D.V. Chernilevsky. M.: Expeditor, 1996. 288 p.