Научная статья на тему 'Моделирование и проектирование процесса формирования профессионально-педагогической познавательной активности будущего педагога начального образования'

Моделирование и проектирование процесса формирования профессионально-педагогической познавательной активности будущего педагога начального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
335
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новые технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРОЕКТИРОВАНИЕ / МОДЕЛЬ / КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / МОДЕЛЬ ДИАГНОСТИКИ / MODELING / DESIGN / MODEL / CONCEPTUAL MODEL / STRUCTURAL AND CONTENT MODEL / A MODEL OF DIAGNOSIS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сергеева Бэлла Владимировна, Микерова Галина Жоршовна

В данной статье рассматривается несколько моделей для разных уровней проектирования системы формирования профессионально-педагогической познавательной активности будущего педагога начального образования, а именно концептуальная модель, структурно-содержательная модель, модель поэтапной организации формирования профессионально-педагогической познавательной активности педагога начального образования, диагностическая модель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сергеева Бэлла Владимировна, Микерова Галина Жоршовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modeling and design of the process of formation of professional pedagogical cognitive activity of future primary school teachers

The article discusses several models for different levels of system design of professional pedagogical cognitive activity of the future primary school teachers, namely, the conceptual model, structural and content model, the model of phased organization of professional pedagogical cognitive activity of a teacher of primary education, diagnostic model.

Текст научной работы на тему «Моделирование и проектирование процесса формирования профессионально-педагогической познавательной активности будущего педагога начального образования»

УДК 371.13:373.3 ББК 74.20 С-322

Сергеева Бэлла Владимировна, преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования, факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета, т.: (861) 2348-954, e-mail.: [email protected];

Микерова Галина Жоршовна, доктор педагогических наук, доцент кафедры педагогики и методики начального образования, факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Кубанского государственного университета, т.: (861) 232-50-91.

МОДЕЛИРОВАНИЕ И ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(рецензирована)

В данной статье рассматривается несколько моделей для разных уровней проектирования системы формирования профессионально-педагогической познавательной активности будущего педагога начального образования, а именно концептуальная модель, структурно-содержательная модель, модель поэтапной организации формирования профессионально-педагогической познавательной активности педагога начального образования, диагностическая модель.

Ключевые слова: моделирование, проектирование, модель, концептуальная модель, структурносодержательная модель, модель диагностики.

Sergeyeva Bella Vladimirovna, lecturer of the Department of Pedagogy and Methodology of Elementary Education of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, tel.: (861) 2348-954, e-mail.: [email protected];

Mikerova Galina Zhorshovna, Doctor of Pedagogics, associate professor of the Department of Pedagogy and Methodology of Elementary Education of the Faculty of Pedagogy, Psychology and Communication Studies, Kuban State University, tel.: (861) 2325091.

MODELING AND DESIGN OF THE PROCESS OF FORMATION OF PROFESSIONAL PEDAGOGICAL COGNITIVE ACTIVITY OF FUTURE PRIMARY SCHOOL TEACHERS

The article discusses several models for different levels of system design ofprofessional pedagogical cognitive activity of the future primary school teachers, namely, the conceptual model, structural and content model, the model ofphased organization ofprofessional pedagogical cognitive activity of a teacher of primary education, diagnostic model.

Keywords: modeling, design, model, conceptual model, structural and content model, a model of diagnosis.

Сложность педагогических систем вуза ставит перед исследователями именно задачу формализации и, в конечном счете, моделирования учебного процесса. Моделирование как метод широко используется в настоящее время в различных научных областях. Принято считать, что моделирование - это метод исследования объектов познания на их моделях. Модель в переводе с французского означает «аналог, схему, структуру, знаковую систему определенного фрагмента природной и социальной реальности, порождения человеческой культуры, концептуально-теоретических образований». Этот аналог служит для хранения и расширения знаний об оригинале, конструирование оригинала, преобразование или управления им. Модель - это искусственно созданный объект в виде схемы, физических конструкций, знаковых формул, который, будучи подобен исследуемому объекту (или явлению), отображает и воспроизводит в более простом и огрубленном виде структуру, свойства, взаимосвязи и отношения между элементами этого объекта.

Моделирование как метод познания следует отличать от схематизации. «Различия между этими деятельностями, - как отмечает В.М. Монахов, коренятся в структурном месте схеме или модели в деятельности. При схематизации, схемы играют роль ориентиров в деятельности, занимают структурное место орудий, а в моделировании схемы выступают непосредственным объектом действия» [1]. В то же время, по мнению автора, схематизация и моделирование имеют общие черты, схемы, которые используются при схематизации и моделировании, могут быть одни и те же. Когда строится модель или схема, то форма, способ отражения объекта могут ничем не отличаться.

С помощью моделей можно спроектировать ту или иную область знаний, умений, способностей любого участника педагогической системы, отразить какими они должны быть с точки зрения

искомого результата. Это дает знание о том, что должно быть сформировано. А сопоставление того, что формирует система, с тем, что должно быть сформировано, позволяет квалифицировать имеющуюся педагогическую систему и осуществлять сознательный поиск путей ее совершенствования.

Так как педагогические объекты являются системными и динамическими образованиями, то при их моделировании следует опираться, прежде всего, на методологию системного и деятельностного подхода. В психолого-педагогических исследованиях эти два подхода часто рассматриваются в единстве.

В.В. Краевский определяет модель как "систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования", то есть, определение модели содержит четыре признака:

1 модель - мысленно представленная или материально реализуемая система;

2 модель отражает объект исследования;

3 модель способна замещать объект;

4 изучение модели дает новую информацию об объекте[2].

Одним из возможных решений педагогических проблем по повышению качества педагогического образования в вузе на современном этапе может быть внедрение с педагогическую практику модели процесса формирования профессионально-педагогической познавательной активности будущего педагога начального образования. Это должно привнести в практику работы педагогического вуза новую деятельностную, практико-ориентированную направленность.

Новые образовательные задачи, поставленные государством и обществом перед системой образования нашей страны, потребовали поиска оптимальных моделей профессиональной подготовки педагогов в педагогических вузах, которые соответствовали бы быстро меняющейся ситуации в российском обществе.

В нашем исследовании мы использовали несколько моделей для разных уровней проектирования системы формирования профессионально-педагогической познавательной активности будущего педагога начального образования.

С помощью построенной нами концептуальной модели представленной на рисунке 1 были детализированы основная идея, общетеоретические положения и логика выстраивания процесса формирования

Концептуальная основа педагогической модели - это краткое описание руководящих идей, принципов модели, способствующие пониманию, трактовке ее построения и функционирования, в том числе философские позиции, используемые факторы и закономерности развития, научная концепция освоения опыта, ориентация на определенную сферу развития человека.

Концептуальная модель в нашем исследовании играла роль некоторого теоретического ориентира, объединяющего в логической последовательности совокупность утверждений о ведущих идеях и взаимодействии отдельных элементов процесса проектирования модели формирования профессионально-педагогической активности будущего учителя начальных классов. Эта Модель позволяет обосновать последовательность действий преподавателей и студентов по выбору оптимальных форм, методов, средств и условий осуществления учебно-воспитательного процесса конкретного учебного заведения, место диагностики в процессе получения ожидаемых результатов. Фактически концептуальная модель задает структуру и последовательность действий по формированию профессионально-педагогической познавательной активности педагога начального образования.

Предложенную нами концептуальную модель проектирования педагогической системы формирования профессионально-педагогической познавательной активности педагогов начального образования можно рассматривать в качестве проекта всего нашего исследования. В соответствии с ним определяется его содержание, взаимосвязи и взаимообусловленность его отдельных составляющих, выстраивается логика последовательности действий.

Далее рассмотрим структурно-содержательную модель процесса формирования профессионально-педагогической познавательной активности будущего педагога начального образования (рисунок 2).

Основы профессионально-педагогической познавательной активности учителя начальной школы должны быть заложены ещё в педагогическом вузе путем установления органической связи между теорией и практикой. Знания, содержащиеся в теоретических дисциплинах, являются продуктом решения научно-теоретических проблем и имеют абстрагированный и обобщающий характер. Они должны быть синтезированы и объединены учителем вокруг проблемы формирования профессионально-педагогической познавательной активности, с одной стороны, а с другой должны быть переведены на язык практических действий (опыта).

Структурно-содержательная модель можно рассматривать как целостную структуру - организационную систему, предназначенную для анализа и проектирования содержания профессиональных компетенций будущего учителя начальной школы. По мнению П. Р. Атутова, такая система «должна отвечать четырем критериям: обладать содержанием, структурой, связью и поддаваться управлению. Содержание системы - это звенья учебно-воспитательной работы школы... Структура системы - это ее построение, направленное на выполнение определенной функции. Связь между элементами системы выражается в изменениях одних ее элементов в связи с изменением других. Управление системой обеспечивает ее работу с учетом стоящих перед ней задач. Поэтому она должна обладать способностью изменять свою структуру, содержание, связь и даже методы управления, чтобы как можно успешнее решить свои задачи» [3].

В структуре любой профессиональной компетентности учителя начальной школы, согласно модели, имеется пять инвариантных элементов. К ним относятся: знания (когнитивный компонент); умения (деятельностный компонент); отношение к выбранной профессии (мотивационный компонент); опыт профессионально ориентированной деятельности (рефлексивный компонент); взаимодействие участников образовательного процесса (содержательно-операциональный компонент).

Эти пять элементов входят в содержание профессионально-педагогической познавательной активности как инвариантная составляющая её структуры. Кроме этого, профессионально-педагогическую познавательную активность учителя, как личностное образование, формируют условия культурно-образовательного пространства педвуза (внешний системообразующий фактор) и индивидуальные характеристики личности, приобретенные ею ранее по наследству или в процессе предварительного обучения (внутренний системообразующий фактор).

Поэтапная организация практической модели формирования профессионально-педагогической познавательной активности педагога начального образования, предполагает постановку специфичных задач, создание условий, выбор методов, форм организации.

I этап - содержательный. Он предусматривал актуализацию концептуальных и определение конкретно-предметных теоретических основ развития познавательной активности. Решение поставленных задач осуществлялось посредством введения в учебный план спецкурса «Основы познавательной активности педагога начального образования». Методы обучения (проблемные методы, деятельностный метод, деловые игры, «мозговой штурм (атака)», имитационно-моделирующие игры). Основными формами работы выступали лекции, семинарские, лабораторно-практические занятия. Среди внеаудиторных форм значительное место занимала самостоятельная работа студентов.

II этап - методический был направлен на организацию деятельности студентов по усвоению конкретно-методических знаний и умений и практического опты деятельности. Для решения указанной задачи использовался комплекс учебных заданий, в состав которых вошли частично-поисковые, «вопросы сократа», «кейс-стади», исследовательские задания, игровые методы задания по изучению и обобщению педагогического опыта. Приближению студентов к будущей профессиональной деятельности способствовало «микропреподавание». Формы организации были направлены на организацию самостоятельной творческой деятельности студента.

III этап - практический был ориентирован на организацию творческой деятельности студентов. Он направлен на совершенствование системы приобретенных знаний и умений, а также их использование в педагогической практике. Основными методами подготовки студентов являлись: ме-тапредметный метод деятельностного взаимодействия, учебно-исследовательские, дискуссионные методы. Формами организации деятельности выступали практические занятия, индивидуальная и групповая работа, а также педагогическая практика.

Культурно-образовательное пространство вуза

Начало обучения

Рис. 3. Поэтапная организация практической модели формирования профессионально-педагогической познавательной активности педагога начального образования

Диагностика качества образования, наряду с педагогическим экспериментом, относится к уровню реализации процесса проектирования профессионально-педагогической познавательной активности.

Процедура экспериментальной проверки выдвинутой нами гипотезы и теоретических выводов предполагала разработку программы педагогического эксперимента. Важной частью методики являлось установление критериев, показателей и уровней сформированности профессиональнопедагогической познавательной активности педагога начального образования.

Для проверки гипотезы исследования и эффективности формирования профессиональнопедагогической познавательной активности (ФПППА) педагога начального образования, основанной на компетентностном подходе, был проведен педагогический эксперимент на базе факультета педагогики, психологии и коммуникативистики, кафедры педагогики и методики начального образования Кубанского государственного университета.

В своем исследовании мы выделили три уровня сформированности профессионально-педагогической познавательной активности будущих педагогов начального образования: низкий - репродуктивная активность; средний - интерпретирующая активность; высокий - творческая активность. Критерии отражают качество общих закономерностей, а показатели - процедуру конкретных изменений. В качестве показателей выступили:

* потребность в познании, мотивация учебной деятельности;

* широта кругозора и глубина знаний;

* познавательные интересы;

* сверхнормативная деятельность

* познавательная самостоятельность;

* действенность приобретенных знаний, способность студента к их переносу;

* включенность в учебно-познавательную деятельность;

* инициатива и ответственность за результат работы;

* рефлексия и самооценка;

* владение универсальными учебно-познавательными умениями;

* эмоциональная удовлетворенность процессом и результатом познавательной деятельности.

Диагностика качества профессиональной подготовки будущих педагогов начального образования, включающая уровни, критерии и показатели сформированности профессионально-педагогической познавательной активности педагога начального образования позволяет обеспечить мониторинг качества образования в педагогическом вузе и управление этим процессом.

Литература:

1. Монахов В.М. Педагогическое проектирование - современный инструментарий дидактических исследований // Школьные технологии. 2001. №5. С.75-89.

2. Краевский В.В. Методология педагогической науки. М., 2001.

3. Методологические проблемы развития педагогической науки / под ред. П.Р. Атутова. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.